Влияние музыки на здоровье (музыка и здоровье)
Известный российский электронщик Э. Артемьев как-то сказал, что впечатляющим завоеванием электронной музыки стало освоение и контроль над звуковым пространством. Думаю, что еще большим и впечатляющим завоеванием электронной музыки станет освоение и контроль не только над звуком, но и человеческим сознанием, а также воздействием через него на психическое состояние человека. Расслабляющее… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. 1. Особенности влияния музыки на здоровье
- 1. 2. Музыкотерапия
- Заключение
- Список литературы
Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Учащиеся всех уровней образования в процессе получения знаний постоянно испытывают информационное давление, являющееся причиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и физических перегрузках не только не теряет своей актуальности, но выходит на лидирующие позиции. И, таким образом, важно найти способы нейтрализации волны негативных эмоций и хронического утомления. Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса это музыка.
Целенаправленное лечебное применение музыки (музыкальная терапия, лечение музыкой) выделилось в самостоятельное направление, занявшее свою нишу на стыке науки и искусства. В 1950 г. в США были созданы Национальная ассоциация музыкальной терапии, затем Американская ассоциация музыкальной терапии (в 1974 г.). 1 января 1998 г. они объединились и сформировали одну организацию — Американскую ассоциацию музыкальной терапии. Ее цель — поддерживать терапевтическое использование музыки в госпиталях, образовательных центрах и коммуникативных заведениях; обучение и сертификация музыкальных терапевтов, проведение конференций.
1.1. Особенности влияния музыки на здоровье
Положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева [3, 6]. Сегодня музыкотерапия широко используется в хирургии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии.
В педагогической среде появился такой термин, как артпедагогика, т. е. воспитание искусством. Идею о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии выдвинул немецкий психиатр А. Кронфельд. Исследования, проведённые Л. Д. Лебедевой, показали, что использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных медицинских знаний не требуется. Назначение арттерапии видится в обращении к сильным сторонам личности, во внутренней поддержке и восстановлении целостности личности. Педагогическое направление арттерапии связано с укреплением психического здоровья учащихся и выполняет психогигиенические и коррекционные функции и имеет в большей степени паллиативный, нежели лечебный характер [4, с. 29]. Благодаря совместной игре в учебном театре, хоровому или оркестровому исполнению произведения, танцу, происходит формирование конструктивных межличностных взаимоотношений и связей [7].
Согласно научной концепции российской музыкотерапевтической школы, при воздействии музыки происходит влияние акустических волн на психо-эмоциональную, духовную сферу человека, на тело и внутренние органы. В Московской международной академии альтернативной медицины, в научном центре музыкальной терапии и медико-акустических технологий, С. В. Шушарджаном разработаны специальные музыкальные программы музыкальной терапии серии «Музыка здоровья», нацеленные на применение в школах, детских садах, для лучшего развития детей, общего оздоровления и профилактики стрессов. В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания [1, с. 19]. Учащиеся должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, возникающие на жизненном пути человека. Отсутствие подобных умений приводит к различным формам отклоняющегося поведения. Современные учебные заведения должны всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является музыкальное искусство [6]. Согласно приведённым выше доводам, мы считаем необходимым включение музыки в педагогический процесс, та как её положительное влияние на психофизическое самочувствие человека неоднократно доказано многими исследователями.
Известный российский электронщик Э. Артемьев как-то сказал, что впечатляющим завоеванием электронной музыки стало освоение и контроль над звуковым пространством. Думаю, что еще большим и впечатляющим завоеванием электронной музыки станет освоение и контроль не только над звуком, но и человеческим сознанием, а также воздействием через него на психическое состояние человека. Расслабляющее и успокаивающее действие на человеческую психику некоторых звуков и музыки известно давно.
При прослушивании записи духовной музыки иногда можно уловить сливающиеся голоса, образующие один пульсирующий тон — биения. Когда голоса сходятся в унисон, биения также замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Этот, казалось бы, ничем не примечательный для музыкантов факт лег в основу исследований Роберта Монро, который занялся исследованием подобных биений, в дальнейшем получивших название бинуральных, а также воздействием их на сознание человека при прослушивании через стереонаушники. Было открыто, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинуральные биения или бинуральные ритмы. Например, если одно ухо слышит чистый тон с частотой 150Гц, а другое с частотой 157Гц, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате человек слышит биения с частотой 157−150=7Гц, но это не реальный внешний звук, а «фантом». Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.
Дальнейшие исследования показали, что подобный «фантом» способствует синхронизации полушарий, наблюдаемой в медитативных и гипнотических состояниях сознания. Эти ритмы могут улучшить функционирование мозга, поскольку помогают сознательно слушающему их налаживать межполушарные нервные связи на нужной частоте. Исследователи энцефалограммы (ЭЭГ) открыли, что, накладывая бинуральные ритмы друг на друга в несколько «слоев», можно формировать ритмическую активность мозга в нужном направлении, и таким образом вызывать у человека нужную картину ЭЭГ (т.е. картину колебаний в мозге), а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта картина. В человеческом мозге существуют следующие основные виды электрических колебаний, каждому из которых соответствует свой диапазон частот, и состояние сознания, при котором он доминирует: Бета-волны — самые быстрые 14−100Гц. Доминируют в нашем мозге и связаны с бодрствованием, сосредоточенностью, познанием. Альфа-волны — 8−13Гц. Состояние умиротворенности и расслабления. Тета-волны — 4−8Гц. Состояние расслабления переходит в сонливость. Дельта-волны — менее 4Гц. Состояние сна. Использование бинуральных ритмов является мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга [3, с. 37].
Список литературы
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
- Евсеенко В.В. Факторы, влияющие на психическое здоровье учащихся //Адукацыя і выхаванне. — № 9, 1997.
- Киселёв М.Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы. //Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. Сборник научных трудов НИИ культуры. М. 1990 .
- Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии. //Дидакт. — № 1 (34). 2000.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2000. 512 с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.
- Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М., 1999.
- Ушакова Е. Музыкальная терапия //Директор школы. 1998. № 7.