Исследование креативности мышления в процессе решения компьютерных задач: На прим. мл. школьника
Диссертация
Основные положения психологии об абстрактных структурных единицах творчества (А.В. Брушлинский, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев, В.Н. Дружинин), о мышлении как высшей форме творческой активности человека (В.В. Давыдов, Д. Б. Богоявленская, В.Д. Шадри-ков), о зоне ближайшего и зоне перспективного развития ребенка (Л.С. Выготский), о роли практического мышления в стимуляции творческой активности… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретический анализ процессов развития креативности мышления
- 1. 1. Концептуальный анализ креативности и мышления в современной психологии
- 1. 2. Психологические критерии творческого мышления
- 1. 3. Особенности развития креативности мышления в традиционной учебной и компьютерной деятельности
- 1. 4. Психологический анализ эффективности и потенциальных возможностей компьютерных технологий
- 2. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
- 2. 1. Программно-организационное обеспечение эмпирического исследования
- 2. 2. Процедуры и методики эмпирического исследования
- 3. Психологические исследования эффективности компьютерной развивающей среды
- 3. 1. Исследование мотивавдонно-целевых ориентаций и эмоциональных компонентов у учащихся и педагогов в процессе взаимодействия с компьютером
- 3. 2. Влияние процесса решения компьютерных задач на развитие теоретического мышления и способности действовать в уме
- 3. 3. Изучение возможностей взаимодействия с компьютером для развития мыслительных операций
- 4. Разработка программы развития креативности мышления в процессе решения компьютерных задач
- 4. 1. Психологические особенности и направления развития современных компьютерных технологий для детей
- 4. 2. Психологический анализ экспериментального курса «Основы компьютерной грамотности»
- 4. 3. Результаты эффективности программы по развитию креативности мышления при ее апробации в общеобразовательных учреждениях
Список литературы
- Айламазян А.К. Образование и телекоммуникациях/Педагогическая информатика.-1993.- N1.- С.3−11.
- Антипов А.И., Колобов С. П. О методике психологического исследования адаптации школьников к учебной нагрузке при работе на компьютере//Информатика и образование.- 1988.- N2.- С. 71.
- Арестова О.Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента: Автореф.дисс.канд. психолог, наук. М.: МГУ, 1988. С. 5−1.2.
- Багдасарова Н.П. Укрощение компыотера//Начальная школа.-1995.- ноябрь N21.- С. 2.
- Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры//Информатика и образование.- 1991.-N3.- С.91−94.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: Изд-во РГУ, 1983. С.15- 56.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 197−1.-N1.- С. 144−146.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал 1995.- Т.16 N5.-С.49−58
- Босова Л.Л. Использование ЭВМ в начальной школе//Проблемы информатизации психологии в образовании: Тез. докл.всесрос. науч. практич. конф., ноябрь 1994, Москва. М., 1994.- С. 24.
- И. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование.-М., Просвещение, 1979.- 82с.
- Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983. — 52с.
- Брюно Ж., Малви Р. .Назарет Л. Одаренные дети: психолого-пе-дагогические исследования и практика//Психологический журнал.-1995.- Т. 16 N4- С. 73−78.
- Бурно М.Е. О терапии творческим самовыражением// Психологический журнал.- 1994.-N1.- С. 184−185.
- Бусленко В.Н. Как работает компьютер?-М.: Малыш, 1993.115 с.
- Вебер В. IV Всемирная конференция IFIP «Компьютеры в образовании «//Информатика и образование. 1996.- N1, — С. 35.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л., Марциновская Т. Д. Готов ли Ваш ребенок к школе?-М.: Знание, 1994.- 94с.
- Вершинин С.В. Компьютер для школьников//Информатика и образование.- 1994.- N3.- С. 73−74.
- Вигдерхольт А., Митцхафф X. .Грис У. Компьютер в начальной школе//Информатика и образование. 1993.- N2.- С. 23.
- Войтко В. И. Гильбух Ю.3. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы?- Киев, 1980.- 46 с.
- Войценбаум Дж. Компьютеры в раннем возрасте//Информатика и образование.- 1993.- N1, — С. 107.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк:Кн.для учителя.-М.:Просвещение, 1991. 93с.
- Гельтишева Е.Е., Селехова Г. Н. Как предупредить переутомление при работе с видеотерминалом //Информатика и образование. -1990.-N4.- С. 55−56.
- Гельфман М.И. Повышение эффективности обучения за счет конструирования учебной информации и развития интеллектуальных качеств учащихся//Психологический журнал.- 1993.- N6.- С.10−17.
- Генетика человека, ее философские и социально-этические проблемы//Вопросы философии.- 1970.-N7.- С. 111.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.-М.:Педагогика, 1987.- С.14−21.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления/под ред.A.M.Матюшкина. М.:Прогресс, 1968.-С.433−456.
- Глушкова Е.Е., Леонова Л. А. Компьютер в детском саду//Дош-кольное воспитание.- 1990.- N10.- С. 44.
- Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учрежде-ниях?//Информатика и образование.- 1994.- N3.- С.63−73.
- Грановская P.M., Березная И. Я. Интуиция и исскуственный интеллект.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1991.- 78с. •
- Гудковский В. А. Интеллектуальная обучающая система ИН-ТЕЛТЬЮТОР//Новые методы и средства обучения. 1993.-N1.-С.84−100.
- Гутер Р.С., Полунов Ю. Л. От аббака до компьютера.-М.:Знание, 1988, — 190 с.
- Гутман Г. Н., Карпилова О. М. Муравьиные сказки.-М.:Просвещение, 1993.- 64 с.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени// Вопросы психологии.- N1.-1997.-С.3−18.
- Давыдов В. В. Теоретические проблемы учебной деятельности, творчества, личности//Учеб.деятельность и творческое мышление: Тез.докл.науч. практ.конф., сентябрь 1985, Уфа-Москва.- М., 1985. С.56−78.
- Декарт Р. Избранные произведения.- М.:Знание, 1950.-С. 150.
- Демакова И.Н. На подступах к компьютерной педагогике//Ин-форматика и образование.- 1990.- N6.- С. 82.
- Дворина М.Н., Коберник Е. Деятельность младших школьников в компьютерной игровой учебной среде//Информатика и образование.1990.- N6.- С. 19.
- Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проективного анализа.- М. :Мир, 1976.- 85с.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. /под ред.В. И. Лубовского.-М. :Педагогика, 1985.- 218с.
- Доскин В.В., Козловский С. П. Психометрическая оценка качества изображения на дисплеях ЭВМ//Информатика и образование.-1988.-N4.- С. 75.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М.: Изд. центр «Академия», 1996.- 224с.
- Дружинин В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дисс.. докт. психолог, наук. М.:1991. С.3−15.
- Дуванов А.А. «Конструктор сказок"-новые возможности// Информатика и образование.- 1994.-N2.- С.75−81.
- Дуванов А. А. Первин Ю.А. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии.-М.:Педагогика-пресс, 1993.- 189 с.
- Дуванов А. А. Первин Ю.А. Как сделать сказку//Информатика и образование, — 1993.-N3.- С.12−14.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии.» 1980.-N2.- С.107−115.
- Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского //Вопросы психологии.- 1996.-N5.-С.98−109.
- Емельянов С.В. Отделение информатики, вычислительной техники, автоматизации Российской академии наук//Проблемы информатизации.- 1994.-N1−2.- С.9−10.
- Ермакова Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольни-ков//Вопросы психологии.-1987.-N2.-С.118−122.
- Зак А.3. Как определить уровень развития мышления школьника М.: Знание, 1982, — 96с.
- ЗакА.З. Различия в мышлении детей/ Уч.-мет.пособие. -М.:изд.Российского открытого унив-та, 1992.- 128с.
- Зарецкий В.А., Труханов А. В. А я был в компьютерном городе. -М.: Просвещение, 1990.- 227 с.
- Зарецкий В А., Труханов А. В.,. Зарецкая М. 0. Энциклопедия профессора Фортрана.-М.:Просвещение, 1991.- 250 с.
- Зворыгина Е.Н. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников//Информатика и образование.- 1990.- N6.-С. 94.
- Ивакина И.П. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх //Дошкольное воспитание.- 1995.- N12.- С. 28−30.
- Ильенков Э.В. Психика и мозг//Вопросы философии.-1968. -N11.- С. 151.
- Каримов М.М. Компьютер в детском саду проблемы и реше-ния//Дошкольное воспитание.- 1989.- N10.- С. 53.
- Кибернетика и современное научное познание/ под ред. В. А. Шукова.- М.:Наука, 1977. 398с.
- Клейман P.M. Школы будущего:компьютеры в процессе обучения. -М.: Радио и связь, 1987.- 176с.
- Клюев Д.П. Компьютер как инструмент воспитателя//Компью
- Терра, — 1996.-11 ноября 44(171).- С. 37.
- Кнорр Эрик 14,15,17 дюймов/ /Мир ПК.- 1996.- N2.-С. 36−38.
- Коберник Е.П. Психолого-педагогическое проектирование компьютерных игровых учебных сред для младших школьников: Авто-реф. дисс. .канд. психолог, наук. Киев, 1990. С.3−8.
- Компьютер в школе: Сб.статей.-М.:Знание, 1987.- С. 55. 65. Компьютерные игры /под ред.М. Б. Игнатьева.-Л.:Лениздат, 1988.-172с.
- Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии.- 1996.-N10-C. 51−53.
- Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности. -Ярославль, 1984.- 73 с.
- Корнилов Ю.К. О проблеме практического мышления/ Мышление. Общение. Практика: Сб.науч.тр. / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1986.-С.3−6.
- Корнилова Т.В. Целеобразование в «диалоге» с ЭВМ и в условиях общения: Автореф. дисс.. канд. психолог, наук М. 1980. С.4−18.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов.-М.:ИНТ0Р, 1995.- С.5−17.
- Кривицкий Б.X. Автоматизированная компьютерная система обучения АКСОН//Новые методы- и средства обучения. -1993.-N1.-С.8−15.
- Кудрявцев В.Н., Синельников В. А. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание.- 1995.-N9.- С.52−58.
- Кудрявцев В.Н., Синельников В. А. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольноевоспитание, — 1995.-N10, — С.62−70.
- Ладыженская Н.В. Компьютерные сценарии по речевому этике-ту//Русский язык в школе.- 1992.-N3−4.- С.24−32.
- Левин Н.Д. Диалоговая автоматизированная система обучения Радуга//Новые методы и средства обучения.-1993.-N3.- С.16−33.
- Левченко И.В. Играем в «Телефон»//Информатика и образование.- 1994.- N3.- С. 74−77.
- Люблинская А.А. О природе действия в концепции формирования умственных действий//Вопросы психологии.-1960.-N3.- С. 15.
- Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как.вид .творческой деятельности. -М.:Педагогика, 1988. 125с.
- Матюгин И.Ю., Чакаберия Е. Н. Зрительная память.-М.:Эйдос, 1992.- 68 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.-.Педагогика, 1972.- 180с.
- Маркс.К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.-М., 1956.-С.566.
- Маханева М.М. Компьютеризация начального образова-ния//Дошкольное воспитание.- 1990.- N10.- С. 46.
- Медведева Г. И. Игры для Корвета//Информатика и образование.- 1993.-N1.- С.36−38.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада.-М.:Просвещение, 1985. 73с.
- Моляко В.А. Психологические проблемы творческой деятельности/В. А. Моляко, Н. И. Литвинова, А. Б. Коваленко.- Киев: Знание, 1990, — 15с.
- Моляко В.А. Стратегии решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельностью//Психологический журнал.-1995. -N1.-С. 84−90.
- Немов Р.С. Мышление//Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1 Общие основы психологии.- М.:Пр-ие: Владос, 1994.- С.239−259.
- Немов Р.С. Мышление и речь//Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов. -М.:Просвещение, 1990.- С.158−171.
- Никитин Б.П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и наши внуки. -М. «Молодая гвардия», 1989.- 315с.
- Никитин Б.П. Развивающие игры.-М.:Знание, 1994.- 149с.
- Новоселова С.Н. Новая информационная технология в работе с дошкольниками //Дошкольное воспитание.- 1989. N9.- С. 73.
- Новые методы и средства обучения. Вып.1 психология компьютерной игры/под ред. О. К. Тихомирова, Е. Е. Лысенко. М.: Знание, 1988.- С. 67 -75.
- Одаренные дети.:Пер. с англ./под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Знание, 1990.- 268с.
- Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. Персональные автоматизированные информационные системы и дисплейные комплексы/под ред. Л. А. Соломонова, Ю. Н. Филлипович. -М.:Высш.шк., 1990.-С. 38−83.
- Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения у детей раннего возраста//Вопросы психологии, — 1994.- N5.- С.12−20.
- Подъяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дош-кольников//Вопросы психологии.-1985.-N2.-С.105−117.
- Подъяков H.H. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический Вестник.- 1997.- январь N1 (163).- С. 6.
- Пономарев Я.А. Проблемы психологии творчества. Автореф. дисс.. докт. психолог. наук.-М., 1972.-С.4−15.
- Пономарев Я.А. Психология творчества//Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С.21−25.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы разви-тия//Психологический журнал.- 1994.-Т.15 N6.- С.38−39.
- Информатизация образования// Проблемы высшей школы России на рубеже 21 века: Тез. докл., апрель 1994, Пенза. Пенза., 1994. — С.57−62.
- Проблемы компьютерного обучения/под общ.ред.акад. В. Г. Разумовского. -М.:Знание, 1986.- С.45−49.
- Проблемы философии культуры.-М., 1984.- С. 124.
- Пронина С.Е. Информатика в начальной школе //Информатика и образование. 1993.- N5.- С. 24.
- Психологические и психофизиологические особенности студентов/ под ред.Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1977.-С.102−120.
- Психологические проблемы применения ЭВМ в процессе обучения: Тез. докл. к зонал. семинару, июнь 1990, Пенза. Пенза., 1990.- 124с.
- Рахимов А.3. Педагогическая технология деятельностного подхода в обучении. Творческий клуб.- Уфа., 1991.- 48с.
- Резерв успеха творчество/под ред.Г.Нойнера, В. Калвей-та, Х. Клейна: Пер. с нем. — М.:Педагогика, 1989.- С. 25−47.
- Рибо Т.А. Опыт исследования творческого воображения. СПб.:изд.Пантелеева, 1901.
- Романова Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психодиагностике.- М., Дидакт, 1992.- 256с.
- ИЗ. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. -М.:Просвещение, 1958.- 287с.
- Самойлов В.А. Псевдографика и творчество учащихся младшего и среднего школьного возраста / ШВсероссийская конференция-выставка по проблеме информационных технологий в образовании: Тез. докл., июнь 1994, Москва. М., А994.- С. 43−45.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психол. анализ знаково-сим-волич. деят-ти дошкольника. -Тула: Приок.кн.изд-во, 1993.- 345с.
- Сафьянников А.И. Забавный компьютер//Информатика и образование.- 1994.- N4.- С. 5−8.
- Сац Н. И. Новеллы моей жизни. М.:Искусство, 1979.- 345с.
- Станченко Н.П., Глинников М. Н. Открывается детская тестовая лаборатория журнала «Мир ПК»//Мир ПК.- 1996.-N2.- С. 187.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
- Суходольский Г. В. Компьютер в психодиагностике//Психоло-гический журнал.- 1995.-Т.16 N4.- С.133−135.
- Сякина М.В., Первин Ю. А. Исполнитель «Тяни-Толкай» на уроках Роботландии//Информатика и образование.- 1993.-N6.- С. 32.
- Творчество//Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 1306.
- Творчество//Философская энциклопедия Т.4 М., 1960−1970. — С.185.
- Творчество//Философский энциклопедический словарь. М., 1983.- С. 670.
- Теплов Б. П. Избранные труды: В 2 т М.: Педагогика, 1985 Т2.- С. 45.
- Тихомиров O.K. Концепции использования НИТ в дошкольном образовании//Проблемы информатизации.- 1992.- N3.- С.11−15.
- Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.:изд-во МГУ, 1984.- 270с.
- Тихомиров O.K.Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учебное пособие для слушателей -ФПК М. :Изд-во МГУ, 1986 -С.57−68.
- Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: Автореф. дисс.. докт. психолог, наук. М., 1994.-25с.
- Умрюхин Е.Н., Родионова Т. А., Просвиркин В. П. Индивидуальные психофизиологические особенности школьников при работе на компьютере //Информатика и образование.- 1992.- N2.-С.48−51.
- Фролов М.И. Сказки Дядюшки компьютера.-М.:П.К."Алтай» при участии частного предприятия «БаЛЛада», 1993. 156 С.
- Чайнова Л. Д., Горвиц-Ю.М. Компьютеры для детей: псохологи-ческие проблемы безопасности и комфорта//Психологический журнал. -1994.- Т. 15 N4, — С. 63−74.
- Чайнова Л.Д. Компьютерные игры в дошкольном образовании //Техническая эстетика.- 1992.- N1.- С.19−22.
- Энгельс Ф. Диалектика природы.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., — 366с.
- Юлина H.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия //Вопросы философии. 1996.-N10.-С.35.
- Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 136с.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии, — 1996.-N3.-С.28−30.
- Guilford J. P. The Analysis of «Intelligence. Mc Craw -Hill 1971 P.18−20.
- Guilford J. P. Jntellectual Factors in Productive Thinking. In.: Explorations in Greativity. N.-J. 1967 P.95−107.
- Gutman H. The Biological Roots of Creativity.N. Y. 1967 P.3−33.
- Taulor J.A. Psychological Sources of creativity // Jour-ral of creative behavior. Buffalo (N-Y), 1976.- Vol.10.- N3. P. 193−202.
- Torrance E.P. Education and the Creative Potential. The University of Minnesota press. 1967 P.50−62.
- Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.:Prentice-Holl, 1964.
- Piaget J. La formation du sumbols shez 1 entant. Jmitati-on, jeu et reve, image et representatuen. Paris, 1976 P.265−276.