Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование креативности мышления в процессе решения компьютерных задач: На прим. мл. школьника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения психологии об абстрактных структурных единицах творчества (А.В. Брушлинский, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев, В.Н. Дружинин), о мышлении как высшей форме творческой активности человека (В.В. Давыдов, Д. Б. Богоявленская, В.Д. Шадри-ков), о зоне ближайшего и зоне перспективного развития ребенка (Л.С. Выготский), о роли практического мышления в стимуляции творческой активности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретический анализ процессов развития креативности мышления
    • 1. 1. Концептуальный анализ креативности и мышления в современной психологии
    • 1. 2. Психологические критерии творческого мышления
    • 1. 3. Особенности развития креативности мышления в традиционной учебной и компьютерной деятельности
    • 1. 4. Психологический анализ эффективности и потенциальных возможностей компьютерных технологий
  • 2. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
    • 2. 1. Программно-организационное обеспечение эмпирического исследования
    • 2. 2. Процедуры и методики эмпирического исследования
  • 3. Психологические исследования эффективности компьютерной развивающей среды
    • 3. 1. Исследование мотивавдонно-целевых ориентаций и эмоциональных компонентов у учащихся и педагогов в процессе взаимодействия с компьютером
    • 3. 2. Влияние процесса решения компьютерных задач на развитие теоретического мышления и способности действовать в уме
    • 3. 3. Изучение возможностей взаимодействия с компьютером для развития мыслительных операций
  • 4. Разработка программы развития креативности мышления в процессе решения компьютерных задач
    • 4. 1. Психологические особенности и направления развития современных компьютерных технологий для детей
    • 4. 2. Психологический анализ экспериментального курса «Основы компьютерной грамотности»
    • 4. 3. Результаты эффективности программы по развитию креативности мышления при ее апробации в общеобразовательных учреждениях

Исследование креативности мышления в процессе решения компьютерных задач: На прим. мл. школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сегодня трудно найти такой вид деятельности, который бы обходился без использования компьютерных технологий. Вследствие этого возрастает актуальность информатизации образовательного пространства, нацеленного на профессиональную подготовку молодых поколений в области компьютерной грамотности и, что особенно важно, на развитие у них способности оперативной ориентации в информационной среде и эффективного решения теоретических и прикладных задач.

В связи с этим, особую актуальность, на наш взгляд, приобретает проблема информатизации начального образования. В процессе компьютеризации обучения дети 6−10 лет могут не только овладеть навыками решения компьютерных задач*, но и опираясь на сензитив-ные потенциалы детского возраста, получат возможность должного развития креативности мышления и познавательных способностей в целом. Психологически обоснованное использование средств компьютерной поддержки должно способствовать созданию личностно-ориентированной модели развития творческого мышления (А.В. Брушлинс-кий, O.K. Тихомиров, И. Г. Белавина, С.Л.Новоселова). Системное психологическое изучение процесса решения компьютерных задач, на наш взгляд, особенно значимо для развития базовых интеллектуаль-, ных и творческих компонентов личности уже в младшем школьном возрасте. Под компьютерными задачами мы в дальнейшем будем понимать специфический вид дидактических задач, интегрирующих основные виды мышления в условиях визуальной реальности для достижения познавательно-профессиональной цели деятельности.

На основании этого можно полагать, что процесс компьютеризации разных сфер деятельности, в том числе и обучения, несомненно требует психологического изучения потенциала креативности компьютерных задач, заложенных в современных зарубежных и отечественных технологиях. Исследованию данной проблемы и посвящена настоящая работа.

Объект исследования. Младшие школьники, педагоги, специалисты центров новых информационных технологий.

Предмет исследования. Условия и факторы развития креативности мышления в процессе решения компьютерных задач.

Цель исследования. Психологическое обоснование возможностей взаимодействия человека с компьютером, как процесса, ориентированного на актуализацию креативности мышления при решении компьютерных задач, заложенных в исследуемых технологиях.

Гипотеза исследования. Разработка комплекса современных компьютерных программ детерминирует динамику процесса креативности мышления.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач исследования:

1. Обоснование возможностей развития креативности мышления, средствами компьютерной поддержки.

2. Определение детерминант реализации творческого мышления в компьютерной деятельности.

3. Создание комплкеса психологически обоснованных программ развития креативности и мыслительных операций у исследуемых в процессе взаимодействия с компьютером.

4. Разработка психологических рекомендаций развития мышления и креативности средствами компьютерной поддержки.

Теоретико-методологической основой исследования являлись.

— ведущие методологические принципы психологии — детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности, комплексности (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, К.А. Абульха-нова-Славская, Л. И. Анциферова, А. А. Бодалев, Э. В. Ильенков, В. А. Конев и др.);

— основные положения психологии об абстрактных структурных единицах творчества (А.В. Брушлинский, В. В. Давыдов, Я. А. Пономарев, В.Н. Дружинин), о мышлении как высшей форме творческой активности человека (В.В. Давыдов, Д. Б. Богоявленская, В.Д. Шадри-ков), о зоне ближайшего и зоне перспективного развития ребенка (Л.С. Выготский), о роли практического мышления в стимуляции творческой активности (С.Л. Рубинштейн, Ю. К. Корнилов, А.З. Рахимов), о психологии компьютеризации (А.В. Брушлинский, O.K. Тихомиров), а также основные положения в исследовании зарубежных психологов о конвергентном и дивергентном видах мышления (Дж.Гилфорд, Е. Торранс, Дж. Тейлор);

— теория моделирования в знаково-символьной среде в целях развития интеллектуальной творческой активности ребенка (P.M., Грановская, Дж. Гельфман, Дж. Брунер и др).

Методы исследования.

В работе использована система традиционно применяющихся методов. А также были специально разработанные в целях исследования методики.

К первым относятся методы устного и 'письменного опроса, включенного и внешнего наблюдения, естественного эксперимента, тестовая батарея по изучению мыслительных операций младшего школьника на вербальном и числовом материале, составленная и апробированная в лаборатории по диагностике и коррекции уровня развития детей младшего школьного возраста при институте психологии РАО (г.Москва) и графический тест креативности «Круги» .

Ко вторым относятся специально разработанные методики исследования особенностей психологического воздействия ЭВМ на младших школьников, обобщенный опросник мотивационной готовности и целевой ориентации студентов и учителей, занимающихся компьютерным обучением в начальной школе (Н.П. Фетискин). В ходе исследования нами были адаптированы к условиям компьютерного обучения также методики по диагностике влияния компьютерного обучения на развитие способности действовать в уме (А.З.Зак).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом различных психологических подходов и концепций творческого мышления в теоретической части исследования, комплексом эмпирических и теоретических методов, использованных на основе системно-структурного подхода и адекватных целям и задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материалов, общей стратегией исследования и его реализацией в экологически валидных условиях, а также применением обоснованных и корректных методов математической статистики: обработка результатов экспериментального исследования проводилась с использованием методов дисперсионного анализа, при этом стабильность диспео сий оценивалась по критерию Кохрана, а проверка дисперсионного отношения по методике Фишера.

Научная новизна исследования определяется новой постановкой проблемы исследования и структурным подходом, реализованным при ее изучении.

1. Создана прикладная схема детерминан творческого мышления в компьютерной деятельности.

2. Разработана экспериментальная программа «Основы компьютерной грамотности», направленная на развитиепознавательно-мо-тивационных особенностей личности и как следствие этого — на актуализацию творческих способностей.

3. Обосновано, что применение разработанной нами экспериментальной программы наиболее целесообразно в предваряющем сензитив-ном этапе развития мышления в инновационных образовательных учреждениях. Экспериментальное обоснование влияния освоения «Основ компьютерной грамотности» в раннем возрасте на развитие креативного компонента подтверждает данное положение.

4. Доказано, что наибольшая эффективность в развитии познавательных процессов и творческой направленности исследуемых достигается при использовании компьютерных программ, представленных в игровой форме.

5. Выявлена взаимосвязь между проявлением уровня познавательных процессов, креативности мышления и профессиональной подготовкой специалистов компьютерных комплексов.

Теоретическая значимость работы.

1. Впервые разработана специфическая структура творческого мышления, реализуемая в процессе решения компьютерных задач.

2. Выявлен приоритет эффективности компьютерной развивающей среды по сравнению со структурированным опережающим и сензитивным обучением на компьютерной технике.

3. Выделены и психологически обоснованы условия и факторы развития креативности мышления средствами компьютерной поддержки.

Практическая значимость исследования.

1. Заложены основы для повышения эффективности практической деятельности психологов, педагогов и специалистов центров информационных технологий по подбору задач и составлению компьютерных программ.

2. Разработана и апробирована психологически обоснованная экспериментальная программа, содержащая модули компьютерных задач, способствующих актуализации мыслительных операций и креативности.

3. Проведен психологический анализ позитивных и негативных последствий воздействия процесса компьютеризации на пользователя, а также различных направлений и перспектив развития информатизации, учет которых позволяет психологически аргументировано организовать процесс решения компьютерных задач, ориентированный на развитие интеллектуальных и творческих потенциалов личности.

4. Практическое применение рекомендаций, сформулированных по результатам опроса различных участников процесса взаимодействия с компьютером, повышает эффективность переподготовки специалистов на курсах повышения квалификации, а также процесса подготовки будущих профессионалов в области инновационно-компьютерного обучения.

5. Результаты и выводы исследования могут быть использованы научными работниками, занимающимися созданием различных компьютерных развивающих технологий в системе образования.

Экспериментальная база исследования.

Начальные классы школы-лицея N17 г. Костромы, школы N15,34,41,20, Карагаевская средняя школа, Зарубинская средняя школа, негосударственная частная школа «Щедрое яблоко» г. Костромы, компьютерный центр новых информационных технологий (ЦНИТ).

Эврика-М", факультет педагогики и психологии Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова, детский комбинат «Ладушки» N75 г. Костромы.

Всего в исследовании участвовало 107 учащихся 1−3 классов, 28 учителей, 75 студентов, 40 детей дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования были представлены на конференции молодых ученых на базе Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова (1994;96 гг.), на I Всероссийской научной конференции по психологии РПО «Психология сегодня) на секции «Психология и компьютеризация» при МГУ (г.Москва февраль 1996г), обсуждались на кафедре психологии Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова (1995;9бгг), на кафедре общей психологии Ярославского государственного университета (1997г), на семинаре кафедр вычислительной техники и философии Костромского технологического университета (1996;97гг), апробированы на семинарах учителей на базе Костромского областного института усовершенствования учителей и на базе центра НИТ «Эврика-М» (1995;96гг.).

Результаты исследования были внедрены в школе-лицее N17, г. Костромы в процессе проведения курса «Основы компьютерной грамотности» в 1−3 лицейских классах (1993;1996 уч.г.), в частной школе «Щедрое яблоко» на базе центра НИТ «Эврика-М» (1995;96 уч.г.), в ходе проведения занятий по компьютерной грамотности с учащимися 2−3 классов, на факультете начальных классов и на отделении педагогика и психология дошкольного обучения Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова в процессе организации и проведения спецкурса «Психологические оси новы компьютерной обучения» .

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании лаборатории способностей и профессионально важных качеств Института психологии РАН г. Москвы.

Положения, выносимые на защиту.

1. Прикладная схема детерминант творческого мышления в компьютерной деятельности является интегративным сочетанием трех основных подструктур: индивидуальности, результативных и процессуальных критериев мыслительных действий.

2. Эффективность актуализации креативности мышления в процессе взаимодействия с компьютером определяется психологически обоснованным и адекватным использованием средств компьютерной поддержки с учетом возможностей личности: творческая насыщенность компьютерной деятельности в начальной фазе сензитивного развития мышления и организованная трансформация игровой деятельности в познавательно-творческую создает основу для творческой направленности личности в процессе решения компьютерных задач.

3. Целенаправленное о органичное включение компьютера в процесс развития творческого мышления способствует увеличению потенциала личности при решении нестандартных задач, выработке оптиг мального взаимодействия с ЭВМ в режиме пользователя и, как следствие, превращению компьютера в новое поливариативное средство творческой деятельности.

4. Процесс развития мыслительных и творческих потенциалов пользователя средствами компьютерной поддержки реализуем при использовании таких программ, сред и технологии, которые содержат элементы творческой деятельности: конструирование, моделирование, экспериментирование.

Публикации.

1.Дроздова Т. В. Использование компьютерной развивающей среды в целях развития творческого потенциала младшего школьника//Моло-дые ученые — российскому образованию: Межвузовский сборник научных трудов. Кострома, 1995. С. 10.

2.Дроздова Т. В. Организация игр-спектаклей на уроках компьютерной грамотности//Информ-Экспресс.- Вып.3−4. Кострома, 1995.-С.20−22.

3.Дроздова Т. В. Творческая работа младших школьников при работе с графическим редактором//Информ-Экспресс.-Вып. 5−6. Кострома, 1995. С.38−42.

4.Дроздова Т. В. Компьютер как средство развития творческих способностей младшего школьника//Материалы I Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня» .- М., 1996. С. 120.

5.Дроздова Т. В. Творческое моделирование младшего школьника в компьютерной учебно-развивающей среде//Образование:проблемы, решения, перспективы. — Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996.-С.59−51.

6.Дроздова Т. В. Подготовка студентов педагогического ВУЗа к г компьютеризации начального образования//Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова.-Вып.1 (10).-Кострома, 1997.-С.16.

7.Дроздова Т. В. Роль детских игровых компьютерных комплексов в развитии творческого мышления ребенка/ Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова. -Кострома, 1997.-N1.-С.58.-Деп.

12 а.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и 6 приложений. Кроме текстовых материалов в работу включены 12 рисунков и 69 таблиц.

Список литературы

включает в себя 144 наименования, из которых 7 на иностранных языках. Объем диссертации без приложений 185 стр.

Выводы по работе.

1. Психологический анализ тенденций прогрессирующего развития процесса компьютеризации убедительно доказывает, что целенаправленное и органичное включение компьютера в развивающую среду ведет к созданию разнообразных компьютерных комплексов, способствующих увеличению потенциала креативности при решении нестандартных задач, выработке оптимального взаимодействия с ЭВМ в режиме пользователя, поиску оригинальных решений проблем и, как следствие, к превращению компьютера в новое поливариативное средство творческой деятельности. Исходя из этого, в работе дано научное обоснование возможностей компьютерных технологий для развития познавательных процессов и творческих способностей.

2. Разработанная нами прикладная схема детерминант творческого мышления в компьютерной деятельности является интегративным сочетанием трех основных подструктур (индивидуальности, результативных и процессуальных критериев мыслительных действий), которые оказались изоморфны результатам эмпирического исследования.

3. Экспериментально обоснована и статистически подтверждена гипотеза исследования о возможности создания комплекса компьютерных программ, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие креативности мышления.

4. Созданная. и апробированная нами программа «Основы компьютерной грамотности» подтвердила ее эффективность в актуализации креативности мышления.

5. Изучение мотивационно-целевых и деятельностных компонентов различных участников процесса взаимодействия с компьютером позволила установить взаимосвязь уровня развития познавательных процессов, креативности мышления и профессиональной подготовки специалистов компьютерных комплексов. i?3 текстовые, музыкальные редакторы и конструкторы.

3. Важной особенностью нашего экспериментального курса является первоначальное формирование у учеников практических навыков работы с компьютером, которые способствуют превращению его в последствии в средство собственной деятельности и значительно уменьшают психологический барьер при работе с ним.

4. Результаты развивающего эксперимента подтвердили гипотезу о значимом воздействии компьютерных технологий на развитие основных мыслительных операций младшего школьника.

5. Целенаправленно организованное и содержательно оформленное взаимодействие учащихся начальных классов с компьютером оказывает стимулирующее воздействие на развитие креативности младшего школьника.

6. Для индивидуализации работы учащихся на занятиях компьютерной грамотности учителям желательно на предварительном этапе проводить диагностику интеллектуальных и творческих потенциалов младших школьников, по результатам которых в дальнейшем можно предлагать им индивидуальные или групповые творческие компьютерные проекты интегративного характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. Образование и телекоммуникациях/Педагогическая информатика.-1993.- N1.- С.3−11.
  2. А.И., Колобов С. П. О методике психологического исследования адаптации школьников к учебной нагрузке при работе на компьютере//Информатика и образование.- 1988.- N2.- С. 71.
  3. О.Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента: Автореф.дисс.канд. психолог, наук. М.: МГУ, 1988. С. 5−1.2.
  4. Н.П. Укрощение компыотера//Начальная школа.-1995.- ноябрь N21.- С. 2.
  5. И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры//Информатика и образование.- 1991.-N3.- С.91−94.
  6. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на Дону: Изд-во РГУ, 1983. С.15- 56.
  7. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 197−1.-N1.- С. 144−146.
  8. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал 1995.- Т.16 N5.-С.49−58
  9. Л.Л. Использование ЭВМ в начальной школе//Проблемы информатизации психологии в образовании: Тез. докл.всесрос. науч. практич. конф., ноябрь 1994, Москва. М., 1994.- С. 24.
  10. И. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование.-М., Просвещение, 1979.- 82с.
  11. А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983. — 52с.
  12. Брюно Ж., Малви Р. .Назарет Л. Одаренные дети: психолого-пе-дагогические исследования и практика//Психологический журнал.-1995.- Т. 16 N4- С. 73−78.
  13. М.Е. О терапии творческим самовыражением// Психологический журнал.- 1994.-N1.- С. 184−185.
  14. В.Н. Как работает компьютер?-М.: Малыш, 1993.115 с.
  15. Вебер В. IV Всемирная конференция IFIP «Компьютеры в образовании «//Информатика и образование. 1996.- N1, — С. 35.
  16. Л.А., Венгер А. Л., Марциновская Т. Д. Готов ли Ваш ребенок к школе?-М.: Знание, 1994.- 94с.
  17. С.В. Компьютер для школьников//Информатика и образование.- 1994.- N3.- С. 73−74.
  18. Вигдерхольт А., Митцхафф X. .Грис У. Компьютер в начальной школе//Информатика и образование. 1993.- N2.- С. 23.
  19. В. И. Гильбух Ю.3. Школьная психодиагностика: достижения и перспективы?- Киев, 1980.- 46 с.
  20. Дж. Компьютеры в раннем возрасте//Информатика и образование.- 1993.- N1, — С. 107.
  21. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк:Кн.для учителя.-М.:Просвещение, 1991. 93с.
  22. Е.Е., Селехова Г. Н. Как предупредить переутомление при работе с видеотерминалом //Информатика и образование. -1990.-N4.- С. 55−56.
  23. М.И. Повышение эффективности обучения за счет конструирования учебной информации и развития интеллектуальных качеств учащихся//Психологический журнал.- 1993.- N6.- С.10−17.
  24. Генетика человека, ее философские и социально-этические проблемы//Вопросы философии.- 1970.-N7.- С. 111.
  25. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы.-М.:Педагогика, 1987.- С.14−21.
  26. Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления/под ред.A.M.Матюшкина. М.:Прогресс, 1968.-С.433−456.
  27. Е.Е., Леонова Л. А. Компьютер в детском саду//Дош-кольное воспитание.- 1990.- N10.- С. 44.
  28. Ю.М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учрежде-ниях?//Информатика и образование.- 1994.- N3.- С.63−73.
  29. P.M., Березная И. Я. Интуиция и исскуственный интеллект.-Л.:Изд-во ЛГУ, 1991.- 78с. •
  30. В. А. Интеллектуальная обучающая система ИН-ТЕЛТЬЮТОР//Новые методы и средства обучения. 1993.-N1.-С.84−100.
  31. Р.С., Полунов Ю. Л. От аббака до компьютера.-М.:Знание, 1988, — 190 с.
  32. Г. Н., Карпилова О. М. Муравьиные сказки.-М.:Просвещение, 1993.- 64 с.
  33. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени// Вопросы психологии.- N1.-1997.-С.3−18.
  34. В. В. Теоретические проблемы учебной деятельности, творчества, личности//Учеб.деятельность и творческое мышление: Тез.докл.науч. практ.конф., сентябрь 1985, Уфа-Москва.- М., 1985. С.56−78.
  35. Р. Избранные произведения.- М.:Знание, 1950.-С. 150.
  36. И.Н. На подступах к компьютерной педагогике//Ин-форматика и образование.- 1990.- N6.- С. 82.
  37. М.Н., Коберник Е. Деятельность младших школьников в компьютерной игровой учебной среде//Информатика и образование.1990.- N6.- С. 19.
  38. Дж.К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проективного анализа.- М. :Мир, 1976.- 85с.
  39. М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. /под ред.В. И. Лубовского.-М. :Педагогика, 1985.- 218с.
  40. В.В., Козловский С. П. Психометрическая оценка качества изображения на дисплеях ЭВМ//Информатика и образование.-1988.-N4.- С. 75.
  41. В.Н. Психодиагностика общих способностей. -М.: Изд. центр «Академия», 1996.- 224с.
  42. В.Н. Теоретические основы диагностики познавательных способностей: Автореф. дисс.. докт. психолог, наук. М.:1991. С.3−15.
  43. А.А. «Конструктор сказок"-новые возможности// Информатика и образование.- 1994.-N2.- С.75−81.
  44. А. А. Первин Ю.А. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии.-М.:Педагогика-пресс, 1993.- 189 с.
  45. А. А. Первин Ю.А. Как сделать сказку//Информатика и образование, — 1993.-N3.- С.12−14.
  46. О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста //Вопросы психологии.» 1980.-N2.- С.107−115.
  47. О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского //Вопросы психологии.- 1996.-N5.-С.98−109.
  48. С.В. Отделение информатики, вычислительной техники, автоматизации Российской академии наук//Проблемы информатизации.- 1994.-N1−2.- С.9−10.
  49. Е.С. Изучение гибкости мышления дошкольни-ков//Вопросы психологии.-1987.-N2.-С.118−122.
  50. Зак А.3. Как определить уровень развития мышления школьника М.: Знание, 1982, — 96с.
  51. ЗакА.З. Различия в мышлении детей/ Уч.-мет.пособие. -М.:изд.Российского открытого унив-та, 1992.- 128с.
  52. В.А., Труханов А. В. А я был в компьютерном городе. -М.: Просвещение, 1990.- 227 с.
  53. Зарецкий В А., Труханов А. В.,. Зарецкая М. 0. Энциклопедия профессора Фортрана.-М.:Просвещение, 1991.- 250 с.
  54. Е.Н. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников//Информатика и образование.- 1990.- N6.-С. 94.
  55. И.П. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх //Дошкольное воспитание.- 1995.- N12.- С. 28−30.
  56. Э.В. Психика и мозг//Вопросы философии.-1968. -N11.- С. 151.
  57. М.М. Компьютер в детском саду проблемы и реше-ния//Дошкольное воспитание.- 1989.- N10.- С. 53.
  58. Кибернетика и современное научное познание/ под ред. В. А. Шукова.- М.:Наука, 1977. 398с.
  59. P.M. Школы будущего:компьютеры в процессе обучения. -М.: Радио и связь, 1987.- 176с.
  60. Д.П. Компьютер как инструмент воспитателя//Компью
  61. Терра, — 1996.-11 ноября 44(171).- С. 37.
  62. Кнорр Эрик 14,15,17 дюймов/ /Мир ПК.- 1996.- N2.-С. 36−38.
  63. Е.П. Психолого-педагогическое проектирование компьютерных игровых учебных сред для младших школьников: Авто-реф. дисс. .канд. психолог, наук. Киев, 1990. С.3−8.
  64. Компьютер в школе: Сб.статей.-М.:Знание, 1987.- С. 55. 65. Компьютерные игры /под ред.М. Б. Игнатьева.-Л.:Лениздат, 1988.-172с.
  65. В.А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии.- 1996.-N10-C. 51−53.
  66. Ю.К. Мышление в производственной деятельности. -Ярославль, 1984.- 73 с.
  67. Ю.К. О проблеме практического мышления/ Мышление. Общение. Практика: Сб.науч.тр. / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1986.-С.3−6.
  68. Т.В. Целеобразование в «диалоге» с ЭВМ и в условиях общения: Автореф. дисс.. канд. психолог, наук М. 1980. С.4−18.
  69. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов.-М.:ИНТ0Р, 1995.- С.5−17.
  70. .X. Автоматизированная компьютерная система обучения АКСОН//Новые методы- и средства обучения. -1993.-N1.-С.8−15.
  71. В.Н., Синельников В. А. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание.- 1995.-N9.- С.52−58.
  72. В.Н., Синельников В. А. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольноевоспитание, — 1995.-N10, — С.62−70.
  73. Н.В. Компьютерные сценарии по речевому этике-ту//Русский язык в школе.- 1992.-N3−4.- С.24−32.
  74. Н.Д. Диалоговая автоматизированная система обучения Радуга//Новые методы и средства обучения.-1993.-N3.- С.16−33.
  75. И.В. Играем в «Телефон»//Информатика и образование.- 1994.- N3.- С. 74−77.
  76. А.А. О природе действия в концепции формирования умственных действий//Вопросы психологии.-1960.-N3.- С. 15.
  77. Е.Е. Игра с ЭВМ как.вид .творческой деятельности. -М.:Педагогика, 1988. 125с.
  78. И.Ю., Чакаберия Е. Н. Зрительная память.-М.:Эйдос, 1992.- 68 с.
  79. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.-.Педагогика, 1972.- 180с.
  80. Маркс.К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.-М., 1956.-С.566.
  81. М.М. Компьютеризация начального образова-ния//Дошкольное воспитание.- 1990.- N10.- С. 46.
  82. Медведева Г. И. Игры для Корвета//Информатика и образование.- 1993.-N1.- С.36−38.
  83. З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада.-М.:Просвещение, 1985. 73с.
  84. В.А. Психологические проблемы творческой деятельности/В. А. Моляко, Н. И. Литвинова, А. Б. Коваленко.- Киев: Знание, 1990, — 15с.
  85. В.А. Стратегии решения новых задач в процессе регуляции творческой деятельностью//Психологический журнал.-1995. -N1.-С. 84−90.
  86. Р.С. Мышление//Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн.1 Общие основы психологии.- М.:Пр-ие: Владос, 1994.- С.239−259.
  87. Р.С. Мышление и речь//Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов. -М.:Просвещение, 1990.- С.158−171.
  88. .П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и наши внуки. -М. «Молодая гвардия», 1989.- 315с.
  89. .П. Развивающие игры.-М.:Знание, 1994.- 149с.
  90. С.Н. Новая информационная технология в работе с дошкольниками //Дошкольное воспитание.- 1989. N9.- С. 73.
  91. Новые методы и средства обучения. Вып.1 психология компьютерной игры/под ред. О. К. Тихомирова, Е. Е. Лысенко. М.: Знание, 1988.- С. 67 -75.
  92. Одаренные дети.:Пер. с англ./под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М.: Знание, 1990.- 268с.
  93. Организация взаимодействия человека с техническими средствами АСУ. Персональные автоматизированные информационные системы и дисплейные комплексы/под ред. Л. А. Соломонова, Ю. Н. Филлипович. -М.:Высш.шк., 1990.-С. 38−83.
  94. Н.Н. Диагностика уровня развития воображения у детей раннего возраста//Вопросы психологии, — 1994.- N5.- С.12−20.
  95. Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дош-кольников//Вопросы психологии.-1985.-N2.-С.105−117.
  96. H.H. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический Вестник.- 1997.- январь N1 (163).- С. 6.
  97. Я.А. Проблемы психологии творчества. Автореф. дисс.. докт. психолог. наук.-М., 1972.-С.4−15.
  98. Я.А. Психология творчества//Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С.21−25.
  99. Я.А. Психология творчества: перспективы разви-тия//Психологический журнал.- 1994.-Т.15 N6.- С.38−39.
  100. Информатизация образования// Проблемы высшей школы России на рубеже 21 века: Тез. докл., апрель 1994, Пенза. Пенза., 1994. — С.57−62.
  101. Проблемы компьютерного обучения/под общ.ред.акад. В. Г. Разумовского. -М.:Знание, 1986.- С.45−49.
  102. Проблемы философии культуры.-М., 1984.- С. 124.
  103. С.Е. Информатика в начальной школе //Информатика и образование. 1993.- N5.- С. 24.
  104. Психологические и психофизиологические особенности студентов/ под ред.Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1977.-С.102−120.
  105. Психологические проблемы применения ЭВМ в процессе обучения: Тез. докл. к зонал. семинару, июнь 1990, Пенза. Пенза., 1990.- 124с.
  106. Рахимов А.3. Педагогическая технология деятельностного подхода в обучении. Творческий клуб.- Уфа., 1991.- 48с.
  107. Резерв успеха творчество/под ред.Г.Нойнера, В. Калвей-та, Х. Клейна: Пер. с нем. — М.:Педагогика, 1989.- С. 25−47.
  108. Т.А. Опыт исследования творческого воображения. СПб.:изд.Пантелеева, 1901.
  109. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психодиагностике.- М., Дидакт, 1992.- 256с.
  110. ИЗ. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. -М.:Просвещение, 1958.- 287с.
  111. В.А. Псевдографика и творчество учащихся младшего и среднего школьного возраста / ШВсероссийская конференция-выставка по проблеме информационных технологий в образовании: Тез. докл., июнь 1994, Москва. М., А994.- С. 43−45.
  112. Е.Е. Ребенок и знак. Психол. анализ знаково-сим-волич. деят-ти дошкольника. -Тула: Приок.кн.изд-во, 1993.- 345с.
  113. А.И. Забавный компьютер//Информатика и образование.- 1994.- N4.- С. 5−8.
  114. Сац Н. И. Новеллы моей жизни. М.:Искусство, 1979.- 345с.
  115. Н.П., Глинников М. Н. Открывается детская тестовая лаборатория журнала «Мир ПК»//Мир ПК.- 1996.-N2.- С. 187.
  116. Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  117. Г. В. Компьютер в психодиагностике//Психоло-гический журнал.- 1995.-Т.16 N4.- С.133−135.
  118. М.В., Первин Ю. А. Исполнитель «Тяни-Толкай» на уроках Роботландии//Информатика и образование.- 1993.-N6.- С. 32.
  119. Творчество//Советский энциклопедический словарь. М., 1985. С. 1306.
  120. Творчество//Философская энциклопедия Т.4 М., 1960−1970. — С.185.
  121. Творчество//Философский энциклопедический словарь. М., 1983.- С. 670.
  122. . П. Избранные труды: В 2 т М.: Педагогика, 1985 Т2.- С. 45.
  123. O.K. Концепции использования НИТ в дошкольном образовании//Проблемы информатизации.- 1992.- N3.- С.11−15.
  124. O.K. Психология мышления.- М.:изд-во МГУ, 1984.- 270с.
  125. O.K.Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии: Учебное пособие для слушателей -ФПК М. :Изд-во МГУ, 1986 -С.57−68.
  126. В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: Автореф. дисс.. докт. психолог, наук. М., 1994.-25с.
  127. Е.Н., Родионова Т. А., Просвиркин В. П. Индивидуальные психофизиологические особенности школьников при работе на компьютере //Информатика и образование.- 1992.- N2.-С.48−51.
  128. М.И. Сказки Дядюшки компьютера.-М.:П.К."Алтай» при участии частного предприятия «БаЛЛада», 1993. 156 С.
  129. Л. Д., Горвиц-Ю.М. Компьютеры для детей: псохологи-ческие проблемы безопасности и комфорта//Психологический журнал. -1994.- Т. 15 N4, — С. 63−74.
  130. Л.Д. Компьютерные игры в дошкольном образовании //Техническая эстетика.- 1992.- N1.- С.19−22.
  131. Ф. Диалектика природы.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. М., — 366с.
  132. H.С. Обучение разумности и демократии: педагогическая стратегия //Вопросы философии. 1996.-N10.-С.35.
  133. В.А. Диалектика творческого процесса в науке. -М.: Изд-во МГУ, 1989.- 136с.
  134. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии, — 1996.-N3.-С.28−30.
  135. Guilford J. P. The Analysis of «Intelligence. Mc Craw -Hill 1971 P.18−20.
  136. Guilford J. P. Jntellectual Factors in Productive Thinking. In.: Explorations in Greativity. N.-J. 1967 P.95−107.
  137. Gutman H. The Biological Roots of Creativity.N. Y. 1967 P.3−33.
  138. Taulor J.A. Psychological Sources of creativity // Jour-ral of creative behavior. Buffalo (N-Y), 1976.- Vol.10.- N3. P. 193−202.
  139. Torrance E.P. Education and the Creative Potential. The University of Minnesota press. 1967 P.50−62.
  140. Torrance E.P. Guiding creative talent Englewood Cliffs, W.J.:Prentice-Holl, 1964.
  141. Piaget J. La formation du sumbols shez 1 entant. Jmitati-on, jeu et reve, image et representatuen. Paris, 1976 P.265−276.
Заполнить форму текущей работой