Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Узкий/широкий диапазон эквивалентности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как видно из рисунка 8, в рамках когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности выделяются три четко различимых кластера, которые могут быть проинтерпретированы как субгруппы. Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Свободная сортировка слов» (рис. 8). Названия кластеров с указанием процента испытуемых в каждой субгруппе и значений. Высокий… Читать ещё >

Узкий/широкий диапазон эквивалентности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Свободная сортировка слов» (рис. 8).

Как видно из рисунка 8, в рамках когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности выделяются три четко различимых кластера, которые могут быть проинтерпретированы как субгруппы.

«категоризаторов» (кластер 1), «дифференциаторов» (кластер 2) и «глобалистов» (кластер 3). Факт выпадения субгруппы «детализаторов» имеет принципиальное значение, поскольку подтверждает специфику проявления феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей в зависимости от особенностей выборки (в данном случае студентов университета).

Графическое отображение кластеров по когнитивному стилю узкий/широкий диапазон эквивалентности в координатах основного показателя «количество групп» и дополнительного показателя «коэффициен.

Рис. 8. Графическое отображение кластеров по когнитивному стилю узкий/широкий диапазон эквивалентности в координатах основного показателя «количество групп» и дополнительного показателя «коэффициент категоризации».

Обозначения кластеров: О — 1; х — 2; О — 3; Н центроиды В таблице 15 приводятся названия кластеров с указанием процентного соотношения испытуемых, образующих эти кластеры, а также значения центроидов каждого из выделившихся кластеров.

Таблица 15

Названия кластеров с указанием процента испытуемых в каждой субгруппе и значений

центроидов

Названия кластеров.

% испытуемых.

Количество групп.

Коэффициент категоризации.

1. «Категоризаторы».

31,1.

бд.

0,91.

2. «Дифференциаторы».

55,5.

9,1.

0,67.

3. «Глобалисты».

13,3.

5,3.

0,35.

Второй кластер проинтерпретирован как субгруппа «дифференциаторов», поскольку для его представителей наряду с относительно высоким значением коэффициента категоризации характерно минимальное наличие единичных групп, состоящих только из одного слова (среднее значение этого показателя 1,24). Данная субгруппа преобладает в рамках обследованной выборки.

В таблице 16 приводятся значимые различия между субгруппами на полюсе широты диапазона эквивалентности по стилевым и продуктивным характеристикам интеллектуальной деятельности. В верхней части таблицы указывается количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.

Таблица 16

«Расщепление» полюса широты диапазона эквивалентности

«Категоризаторы» (п = 14)

«Глобалисты» (п = 6)

Значения Р

М количества групп 6,1.

М количества групп 5,3.

Не значимо.

М коэффициента категоризации 0,91.

М коэффициента категоризации 0,35.

0,01.

Высокий показатель словесноречевого компонента понятийных структур, баллы (14,7).

Низкий показатель словесноречевого компонента понятийных структур, баллы (8,0).

0,05.

Поленезависимость, с (25,5).

Полезависимость, с (37,6).

0,01.

Высокая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (49,6).

Низкая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (44,8).

0,05.

Высокая вербальная беглость в тесте Гилфорда, кол-во идей (14,4).

Низкая вербальная беглость в тесте Гилфорда кол-во идей (10,7).

0,05.

Высокая структурная разработанность стимула в тесте Торренса, баллы (32,2).

Низкая структурная разработанность стимула в тесте Торренса, баллы (25,3).

0,01.

Низкая оригинальность названий в тесте Торренса, баллы (11,2).

Высокая оригинальность названий в тесте Торренса, баллы (19,5).

0,01.

Таким образом, психологическая неоднородность полюса «широкий диапазон эквивалентности» просматривается с достаточной очевидностью. Характерно, что «глобалисты», будучи полезависимыми, отличаются низким уровнем развития как конвергентных, так и дивергентных способностей. Высокие показатели оригинальности названий по тесту Торренса, согласно ранее полученным данным, могут свидетельствовать не только о творческой продуктивности, но и о своеобразной форме гиперкомпенсации проявлений когнитивной несостоятельности (в частности, низкой способности к пространственным и категориальным преобразованиям информации) в виде «парадоксальной, или ложной, креативности» (Холодная, 2002). Что касается полюса «узкий диапазон эквивалентности», средствами кластерного анализа он «расщепился» в весьма своеобразной форме — как «выпадение» второй теоретически ожидаемой субгруппы («детализаторов»).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой