Узкий/широкий диапазон эквивалентности
Как видно из рисунка 8, в рамках когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности выделяются три четко различимых кластера, которые могут быть проинтерпретированы как субгруппы. Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Свободная сортировка слов» (рис. 8). Названия кластеров с указанием процента испытуемых в каждой субгруппе и значений. Высокий… Читать ещё >
Узкий/широкий диапазон эквивалентности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ниже приводится графическое отображение кластеров в координатах показателей методики «Свободная сортировка слов» (рис. 8).
Как видно из рисунка 8, в рамках когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности выделяются три четко различимых кластера, которые могут быть проинтерпретированы как субгруппы.
«категоризаторов» (кластер 1), «дифференциаторов» (кластер 2) и «глобалистов» (кластер 3). Факт выпадения субгруппы «детализаторов» имеет принципиальное значение, поскольку подтверждает специфику проявления феномена «расщепления» полюсов когнитивных стилей в зависимости от особенностей выборки (в данном случае студентов университета).
Рис. 8. Графическое отображение кластеров по когнитивному стилю узкий/широкий диапазон эквивалентности в координатах основного показателя «количество групп» и дополнительного показателя «коэффициент категоризации».
Обозначения кластеров: О — 1; х — 2; О — 3; Н центроиды В таблице 15 приводятся названия кластеров с указанием процентного соотношения испытуемых, образующих эти кластеры, а также значения центроидов каждого из выделившихся кластеров.
Таблица 15
Названия кластеров с указанием процента испытуемых в каждой субгруппе и значений
центроидов
Названия кластеров. | % испытуемых. | Количество групп. | Коэффициент категоризации. |
1. «Категоризаторы». | 31,1. | бд. | 0,91. |
2. «Дифференциаторы». | 55,5. | 9,1. | 0,67. |
3. «Глобалисты». | 13,3. | 5,3. | 0,35. |
Второй кластер проинтерпретирован как субгруппа «дифференциаторов», поскольку для его представителей наряду с относительно высоким значением коэффициента категоризации характерно минимальное наличие единичных групп, состоящих только из одного слова (среднее значение этого показателя 1,24). Данная субгруппа преобладает в рамках обследованной выборки.
В таблице 16 приводятся значимые различия между субгруппами на полюсе широты диапазона эквивалентности по стилевым и продуктивным характеристикам интеллектуальной деятельности. В верхней части таблицы указывается количество образующих данную субгруппу испытуемых, средние арифметические значения основного и дополнительного показателей; в основной части таблицы — перечень соответствующих интеллектуальных характеристик (в скобках приводится их среднее арифметическое значение) с указанием уровня достоверности различий.
Таблица 16
«Расщепление» полюса широты диапазона эквивалентности
«Категоризаторы» (п = 14) | «Глобалисты» (п = 6) | Значения Р |
М количества групп 6,1. | М количества групп 5,3. | Не значимо. |
М коэффициента категоризации 0,91. | М коэффициента категоризации 0,35. | 0,01. |
Высокий показатель словесноречевого компонента понятийных структур, баллы (14,7). | Низкий показатель словесноречевого компонента понятийных структур, баллы (8,0). | 0,05. |
Поленезависимость, с (25,5). | Полезависимость, с (37,6). | 0,01. |
Высокая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (49,6). | Низкая успешность в тесте Равена, кол-во правильных ответов (44,8). | 0,05. |
Высокая вербальная беглость в тесте Гилфорда, кол-во идей (14,4). | Низкая вербальная беглость в тесте Гилфорда кол-во идей (10,7). | 0,05. |
Высокая структурная разработанность стимула в тесте Торренса, баллы (32,2). | Низкая структурная разработанность стимула в тесте Торренса, баллы (25,3). | 0,01. |
Низкая оригинальность названий в тесте Торренса, баллы (11,2). | Высокая оригинальность названий в тесте Торренса, баллы (19,5). | 0,01. |
Таким образом, психологическая неоднородность полюса «широкий диапазон эквивалентности» просматривается с достаточной очевидностью. Характерно, что «глобалисты», будучи полезависимыми, отличаются низким уровнем развития как конвергентных, так и дивергентных способностей. Высокие показатели оригинальности названий по тесту Торренса, согласно ранее полученным данным, могут свидетельствовать не только о творческой продуктивности, но и о своеобразной форме гиперкомпенсации проявлений когнитивной несостоятельности (в частности, низкой способности к пространственным и категориальным преобразованиям информации) в виде «парадоксальной, или ложной, креативности» (Холодная, 2002). Что касается полюса «узкий диапазон эквивалентности», средствами кластерного анализа он «расщепился» в весьма своеобразной форме — как «выпадение» второй теоретически ожидаемой субгруппы («детализаторов»).