Пограничные нервно-психические расстройства у учащихся старших классов общеобразовательных учреждений (клиника, динамика, превенция)
![Диссертация: Пограничные нервно-психические расстройства у учащихся старших классов общеобразовательных учреждений (клиника, динамика, превенция)](https://westud.ru/work/3336337/cover.png)
Диссертация
Научная новизна. Впервые в процессе выполнения работы получены новые данные о тенденциях распространения пограничных нервно-психических расстройств среди учащихся старших классов общеобразовательных школ г. Тюмени. Выявлены клинические и доклинические особенности ПНПР, определены их исходные личностно-психологические особенности у подростков. Результаты исследования свидетельствуют о большой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОГРАНИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ПОДРОСТКОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
- 1. 1. Теоретические и клинические аспекты пограничных психических расстройств у подростков
- 1. 2. Факторы, способствующие развитию пограничных нервно-психических расстройств
- 1. 3. Тревожность как проявление пограничных нервно — психических расстройств
- 1. 4. Агрессивность — сопутствующее проявление пограничных психических расстройств у старшеклассников
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Критерии отбора и исключения обследуемых старшеклассников.,
- 2. 2. Описание модели и методов исследования психических расстройств у учащихся старших классов
- 2. 3. Статистическая обработка полученных результатов
- ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДУЕМЫХ
- 3. 1. Конституционально-биологические факторы обследуемых подростков
- 3. 2. Характеристика экзогенно — органических и соматических факторов исследуемых
- 3. 3. Роль социально — психологических факторов в развитии пограничных психических расстройств у подростков
- ГЛАВА 4. КЛИНЖО-ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ С ПОГРАНИЧНЫМИ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССРОЙСТВАМИ
- 4. 1. Распределение обследуемых по состоянию психического здоровья
- 4. 2. Распространённость доклинических форм пограничных нервно-психических расстройств
- 4. 3. Распространённость клинических форм пограничных нервно-психических нарушений
- 4. 4. Тревожность в структуре пограничных психических расстройств у подростков, обучающихся в старших классах
- 4. 5. Агрессивные тенденции как проявление пограничных психических расстройств у старшеклассников
- 4. 6. Критерии диагностики пограничных нервно-психических расстройств у подростков
- ГЛАВА5. ЛЕЧЕНИЕ, ПРЕВЕНЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ ДОКЛИНИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ ФОРМ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
- 5. 1. Организационные принципы лечения и профилактики пограничных психических расстройств у учащихся старших классов
- 5. 2. Психофармакологическое и психотерапевтическое лечение подростков с проявлениями пограничных нервно-психических расстройств
- 5. 3. Клинико-динамическая оценка эффективности лечения
Список литературы
- Абабков В. А. Новый подход к анализу семейных процессов в стрессогенных условиях / В. А. Абабков, М. Перре // Социальная и клиническая психиатрия. 1997.- № 2. — С. 5−12.
- Абабков В. А. Систематическое исследование семейного стресса и копинга / В. А. Абабков, М. Перре, Б. Планшерелл // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1999.-№ 2.- с. 4−8.
- Абрамова А.А. Клинико-патогенетические подходы к терапии тревожных расстройств: Автореф. дис. к.м.н.: Бишкек, 2000. — 16 с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебник для студентов Вузов -М.: Академический проект. 2001. — 704 с.
- Аведисова А.С. Нежелательные явления при фармакотерапии пограничных психических расстройств / А. С. Аведисова, В. И. Бородин // Психиатрия и психофармакотерапия. 2003. — том 5. — № 3. — С. 96 100.
- Аведисова А. С. Обзор современных концепций, приоритетных для психофармакологии больных с пограничными психическими расстройствами. Концепция риск/польза, согласие, качество жизни // Российский психиатрический журнал.- 2000.-№ 4.-С. 75−79.
- Аведисова А. С. Социально-экономические стрессы, выявляемость и распространенность пограничных нервно-психических расстройств. Соц. и судеб, психиатрия: история и современность / А. С. Аведисова. -М., 1996.- С. 7−9.
- Аведисова А. С. Тревожные расстройства / Ю. А. Александров // Психические расстройства в общемедицинской практике и их лечение. М., 2004. С. 66−73.
- Авруцкий Г. Я. Лечение психических больных / Г. Я. Авруцкий, А. А. Недува // Руководство для врачей / под ред. Г. Я. Авруцкого. М.: Медицина, 1988.- 528 с.
- Агеева И. А. Особенности социально-психологической адаптации школьников с минимальной мозговой дисфункцией / И. А. Агеева, И. А. Лысенкова // Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001.- С. 167−168.
- Аксенов М.М. Клинико-динамический анализ пограничных нервно-психических расстройств: Автореф. дис.. д-ра мед.наук. Томск, 1995.-37 с.
- Аксенов М.М. Онтогенетические, социально-психологические и превентивные аспекты изучения пограничных нервно-психических расстройств / М. М. Аксенов, В. Я. Семке, Т.П. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии 2003. — № 3. — С.12−16.
- З.Аксенов М. М. Психосоматический аспект изучения пограничных состояний / М. М. Аксенов, В. Я. Семке // Сиб. Вестн. Психиатрии и наркологии. 2001.-№ 3.-С. 16−18.
- Александров А. А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера в подростковом возрасте: Нарушения поведения у детей и подростков / А. А. Александров // М., 1981.- С.51−59.
- Александров А. А. Цели и задачи психотерапии при основных типах делинквентного поведения у подростков: Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях /А.А. Александров. Л., 1988.- С. 69−74.
- Александров Е. О., Красильников Г. Т. Этапы клинической динамики посттравматического стрессового расстройства / Е. О. Александров, Г. Т. Красильников // Сибирский вестник психиатрии и наркологии.-2000. -№ 2. С. 29−86.
- Александров Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александров // Руководство для врачей / под ред. Ю. А. Александрова. М.: Медицина, 1993. — 286 с.
- Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 2000.- 496 с.
- Александровский Ю. А. Психические расстройства в общемедицинской практике и их лечение М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. -240 с.
- Александровский Ю. А. Краткий психиатрический словарь. М.: PJIC-2005.- 128 с.
- Александровский Ю.А. Психофармакотерапия пограничных психических расстройств / Ю. А. Александровский, JI.M. Барденштейн, А. С. Аведисова. М.: Гэотар медицина, 2000. — 250 с.
- Ананьев В. А. Тревожно-депрессивные и обсессивные — компульсивные реакции у лиц, переживших «потрясения» / В. А. Ананьев, Е. А. Фау // Психология и психотерапия. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.- 137 с.
- Ануфриев А.К. Психиатрия. -М.: Недра, 2003. 73 с.
- Антипова В.Н. Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001 — 256 с.
- Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. М.: Медпрактика, 2000. — 152 с.
- Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко СПб.: Речь, 2002. — 560 с.
- Антропов Ю.Ф., Психосоматические расстройства у детей и патологические привычные действия у детей и подростков / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. М.: Наука, 2000. — 320 с.
- Ануфриев А.К. Пограничные психические расстройства как вехи разграничения состояния, реакции и болезни в психиатрической практике / А. К. Ануфриев // Психиатрия 2003. № 2. С. 68−73.
- Арана Дж. Фармакотерапия психических расстройств: пер. с анг./ Арана Дж., Розенбаум Дж. М.: Бином, 2004. — 309 с.
- Арзинкулов А.Ш. Некоторые особенности психоэмоциональных реакций школьников // Соц. и клин, психиатрия. -2004. № I.e. 52−53.
- Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга / О. А. Ахвердова, И. В. Боев, Н. Н. Волоскова. Ставрополь, 2000. — 271 с.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. Мед пресс-Информ, 2002. — 608 с.
- Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для ВУЗов. М.: Академия, 2006. — 397 с.
- Баранова А.В. Социально- психологические факторы оценки качества жизни / А. В. Баранова, В. А. Хащенко В// Материалы всерос. съезд психологов.- СПб., 2003.- Т. 1. С. 93−67.
- Барденштейн Л.М. Патологическое гетероагрессивное поведение подростков / Л. М. Барденштейн, Ю. Б. Можгинский. Москва, 2000. -239 с.
- Батаршев А.В. Тестирование основной инструментарий практического психолога. — М.: Дело, 2001.-240 с.
- Бахарева О.С. Клинико-типологические особенности психических расстройств у детей и подростков в удэгейско нанайской популяции приморского края: Автореф. дис.. к.м.н. — Владивосток, 2004. — 24 с.
- Белов В.П. Проблемы постнатального соматопсихического развития / В. П. Белов, Г. К. Ушакова, Г. Гельница, Г. Эггерса. М.: Медицина, 1974,281 с.
- Беребин М.А. Клинические описания и диагностические критерии поведенческих и психических расстройств. Челябинск: «ЮУрГУ», 2003.- 131 с.
- Берсенев А.В. Социальные и клинико-динамические аспекты формирования психических расстройств у учащихся среднихспециальных учебных заведений: Автореф. дис.. к.м.н. Москва, 2003.- 23 с.
- Бородин В.И. Некоторые проблемы диагноза в пограничной психиатрии II Рос. психиат. ж. 2002. № 6. с. 4−7.
- Бородин В.И. Психиатрия и психофармакотерапия. М.: Недра, 2000, том 2. — 74 с.
- Бочарова Е.А., Повышение эффективности скрининга детей с пограничной нервно-психической патологией // Экол. Человека. 2001. -№ 1.-с. 38−40.
- Буторина Н.Е. Клиника и динамика непсихотических форм резидуально органического синдрома в детском возрасте. // Материалы конгресса по детской психиатрии.- М.: Росинэкс, 2001. — С. 172−173.
- Буторина Н.Е., Буторин Г. Г. Периодизация развития в детском возрасте: проблемы стадийности онтогенеза и дизонтогенеза. // Актуальные вопросы детской и подростковой психиатрии: Материалы юбилейного симпозиума. Томск-Челябинск, 2001.- С. 34−40.
- Буторина Н.Е. Комплексная терапия непсихотических форм резидуально органического синдрома у детей и подростков / Н. Е. Буторина, Е. В. Малинина, E.JI. Меньшикова Челябинск. — 2002. — 3 с.
- Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики). М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.448 с.
- Вальвачев Н.И. Статистический метод в медицинской практикек с применением микро ЭВМ и персональных компьютеров / Н. И. Вальвачев, М. И. Рижма Мн.: Беларусь, 1989. — 112 с.
- Выгодский JT.C. Собрание сочинений М.: Росинтекс, 1983. — 250 с.
- Габуреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус, 2000. — 75 с.
- Гагаркина И.Г. Семейная реабилитация детей с нервно-психическими расстройствами. // Материалы конгресса по детской психиатрии. М., Росинэкс, 2001. С. 135−136.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение / В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Д. Н. Исаев JL: Медицина, 1977. — 272 с.
- Гарганеев С. В. Клинико-социальные аспекты расстройств поведения у подростков женского пола: Автореф. дис.. к.м.н.- Томск, 2003. 25 с.
- Гарян Н.Г. Концепция алекситимии / Н. Г. Гарян Н.Г., А. Б. Холмогорова // Российский психиатрический журнал. 2003. — № 1. -С. 128−145.
- Гельман В.Я. Медицинская информатика. Практикум.- Питер, 2002.468 с.
- Гиндикин В.Я. Поведенческие расстройства у подростков и их медикаментозное лечение // Проблемы современной подростковой психиатрии. 2001. № 5 С. 26−33.
- Головина А.Г. Школьная дезадаптация детей и подростков, страдающих психическими расстройствами. / А. Г. Головина, О. П. Шмакова // Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001. С. 76−77.
- Голушко А.А. Соотношение результативности деятельности и уровня тревожности (на примере экзаменационной ситуации) // Вопросы прикладной психологии. Новокузнецк, 1995. — С. 15−20.
- Горская И.М. Реабилитация детей с тревожно фобическими расстройствами. / И. М. Горская, К. А. Савостьянова //Конгресс педиатров России — М., 1998. — С. 26−28.
- Граник В.М. Диагностика реактивной тревожности школьников и пути её коррекции с помощью комплекса «новых учебных книг» / В. М. Граник, Е. Н. Балашова // Конгресс педиатров России М.: Медицина, 1996.-232 с.
- Гурович И.Я. Общественно-ориентированная психиатрическая служба (служба с опорой на общество) // Соц. и клин, психиатрия. 2003.- № 1. -С. 5−11.
- Гуткевич Е.В. Превенция нервно-психических расстройств (Клинико-генетические и организационные аспекты): Автореф. дис.. д.м.н. -Томск, 2003. 50 с.
- Гутман М.Р. К вопросу о современной концепции психоорганического синдрома у детей. // Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001. С. 28−30.
- Дашиева Б.А. Влияние социальных факторов на психическое здоровье жителей села // Науч. достижения и опыт клин. Исследований в психиатрии. Томск, 2004. — С. 96−101.
- Дашиева Б.А. Пограничные нервно-психические расстройства у бурят и русских, учащихся сельских общеобразовательных школ: транскультуральный аспект: Автореф. дис.. к.м.н, — Томск, 2004.-23 с.
- Детская и подростковая психотерапия. Перевод с английского.//Под редакцией Д. Лэйна, Э. Миллера СПб.: Питер, 2001. — С. 209−240.
- Дмитриева Т.Н. Оценка эффективности препарата стрессплант при пограничных нервно-психических расстройствах у подростков // Рос. психиатр, журнал. 2003. № 2. — С. 64−68.
- Дмитриева Т. Б Охрана психического здоровья как стратегическая задача отечественной психиатрии // Медицина в Кузбассе «Проблемы медицины и психиатрии». -2003 .-№ 3.
- Дмитриева Т.Б. Принципы организации социально-психиатрической помощи детям в современной России // Неврол. вестн. 2001.-№ 1−2. -С. 48−52.
- Дмитриева Т.Б. Концепция реабилитации в пограничной психиатрии // Психосоц. реабилитация и качество жизни.- СПб., 2001. С. 174−180.
- Дроздовский Ю.В. Клиника формирующихся расстройств личности у подростков с нарушениями поведения (динам., социально-психол., профилакт. асп.): Автореф. дис.. д.м.н. Томск, 2003. — 54 с.
- Егоров Б.Е. Прогностические рисуночные методики в изучении бессознательного и особенности психотерапии пограничных нервно-психических расстройств. М.: Интекс, 1998. — 65 с.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб: Союз, 2000. -441 с.
- Захаров Н.П. Патогенетические варианты психотерапии непсихотических расстройств. // Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001. — с. 141−142.
- Иванова И.Р. Социальнол тревожное расстройство у детей и подростков (этиологический, клинико-динамический и реабилитационный аспекты): Автореф. дис. к.м.н. — Томск, 2002.- 22 с.
- Иовчук Н.М. Школьная фобия при депрессивных состояниях у подростков // Всероссийская научно практическая конференция — М., 1995.- с. 34−35.
- Иовчук Н.М. Школьная дезадаптация эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков М.: Медицина, 1995. — 23 с.
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. СПб.: Речь, 2004. — 384 с.
- Ишинова В. А. Опыт применения проективных методов в оценке эффективности психотерапевтических воздействий на примере клинического случая / В. А. Ишинова, В. А. Ананьев, В. А. Кузнецов // Вест. Балтийской Академии, 2005 (а) №. 61. — С. 28−33.
- Ишинова В. А. О некоторых тенденциях изменения биоэлектрической активности мозга в процессе психотерапевтического воздействия // Междунар. Академия. Вестн 20. СПб.: МАИСУ, 2005. — № 2. — С. 218 221.
- Ишинова В. А. О механизме эмпатического взаимодействия при психотерапии в диаде «врач-пациент» // Междунар. Академия. Вестн. 21. СПб.: МАИСУ, 2005. С. 222−225.
- Казанцева Э.Л. Фобические расстройства у детей и подростков (условия развития, клинико-динамические закономерности и прогноз): Автореф. дис.. к.м.н. Москва, 2003. — 31 с.
- Канабих Ю.В. История психиатрии М.: ACT: Харвест, 2002. — 560 с.
- Кант И. Сочинения. М., 1965.-Т.4, ч. 1-С. 270.
- Каплан Г. И. Клиническая психиатрия: в 2-х томах Т.2: Перевод с английского / Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. М.: Медицина, 1998. — 315 с.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия СПб.: Питер, 2000. — 743 с.
- Каубиш В.К. Невротические состояния и патохарактерологические реакции у подростков. // Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001.-с. 183.
- Клинические и медико-социальные аспекты современной психиатрии: Сборник молодых учёных // Гос. науч. центр соц. и суд. психиатрии. / Под ред. Ю. А. Александровского. ГНЦ: СиСП им. Сербского, 2003.202 с.
- Клиническая психология. // Под ред. Академика РАМН Б. Д. Карвасарского / СПб: Питер, 2002. 959 с.
- Клинические Павловские чтения: «Психосоматика» Сборник работ. Выпуск второй. СПб.: Издательство «Петропилис», 2001.- 152 с.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей.-М.: Медицина, 1995.- 558 с.
- Ковалёв В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков М.: Медицина, 1982. — 272 с.
- Комисарова Е.М. Инновационная технология: авторская программа детско-родительской группы «мир в семье» / Е. М. Комисарова, Е. В. Куфтяк //Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001. С. 79−80.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. -255 с.
- Конина И.В. Тревожный синдром у больных соматоформными расстройствами // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии / под ред. Академика РАМН, профессора В. Я. Семке. Томск: МГП «Раско», 2001. Выпуск 10. — С. 48−49.
- Кононова М.Е. Психологические проблемы современной семьи / М. Е. Кононова, И. Е. Куприянова, И. Я. Стоянов // Качество стратегия ХХ| века: Материалы 4 междунар. научно-практ. Конф.- Томск: Изд-во НТЛ, 2003. — С. 67−68.
- Корнетов Н.А. Депрессивные расстройства центральная проблема в сфере охраны здоровья населения // Аффективные и шизоаффективные расстройства. Материалы Российской конференции -М., 2003.-С. 60−61.
- Корнилова Т.В., Григоренко Е. Л., Смирнов С. Д. Подростки групп риска / Т. В. Корнилова, Е. Л. Григоренко, С. Д. Смирнов. М- Ст-Петербург: Питер, 2005. — 156 с.
- Краснов В.Н. Психиатрические расстройства в общемедицинской практике // Русский медицинский журнал. 2002, т. 25 (144). С. 11 871 191.
- Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2002.-198 с.
- Куприянова И.Е. Оценка качества жизни и тревожности у учащихся Медико-фармацевтического колледжа / И. Е. Куприянова, З. А. Ситдиков // Совр. асп. охраны псих, здоровья. Владивосток: Дальнаука, 2004. — С. 179−181.
- Лабунская В.Л. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие для вузов / В. А. Лабунская, Менджерицкая. М.: Издательский центр «Академия», 2001.-288 с.
- Левина И. Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации: Автореф. дис. д.м.н. Томск, 2003. — 41 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев.: Вища школа, 1981.-398 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983.-216 с.
- Личко А.Е. Акцентуации характера как преморбитный тип // Психология детей с нарушениями и отклонениями псих, развития. — СПб, 2002. 54 с.
- Лоренц К. Агрессия: (Так называемое зло): пер. с нем. М, Прогресс: Универс. — 1994. -271 с.
- Лурия Р. А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания. М.: Медгиз, 1944. — 183 с.
- Мазаева Н.А. К вопросу о возрастной специфике психических нарушений у подростков: Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001. — С. 39−40.
- Макарова Н.В. Статистика в Excel: Учебное пособие для вузов / Н. В. Макарова, В. Я. Трофимец. М.: Финансы и статистика, 2002.- 368 с.
- Макшанцева JI.В. Тревожность и возможности её снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование, 1998. № 2. — С. 39−47.
- Мальцев B.C. Клиническая динамика личностных расстройств, вызванных семейной дезадаптацией: Автореф. дис. к.м.н.- Томск, 2005. 23 с.
- Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия: Учебное пособие для вузов.- М.: Медицина, 2003.- 432 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб.: «Речь», 2000. С. 150.
- Марилов В.В. Частная психопатология: Учеб. пособие вузов. -М.: Издатедьский центр «Академия», 2004. 400 с.
- Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинтекс, 2001.- 117 с.
- Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В. Д. Менделевич, С. Л. Соловьёва. М.: МЕДпресс-информ, 2002 — 608 с.
- Менделевич В.Д. Психиатрия и наркология: Учебное пособие для узов / В. Д. Менделевич, С. Я. Казанцев, Е. Г. Менделевич, Р. Г. Садыкова. М.: Издатедьский центр «Академия», 2005. — 368 с.
- Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б. Е. Микиртумов, А. Г. Кощавцев, С. В. Грячаный. СПб: Питер, 2001.-С. 256.
- Минаева О.А. Диагностика и профилактика пограничных нервно-психических расстройств у подростков с конституционально-типологической недостаточностью органического происхождения: Автореф. дис. к.м.н. Ставрополь, 2003. — 22 с.
- Мосолов С.Н. Клиническое применение современных антидепрессантов. СПб.: МИА, 1995. — 32 с.
- Мэй Р. Проблема тревоги / перевод с английского А. Г. Гладковой. М.: Издательство ЭКСМО — Пресс, 2001.- С. 432.
- Немов Р.С. Психология, 3 тома. Москва «Владос», 1999.- 631 с.
- Никол Р. Практическое руководство по детско-юношеской психиатрии. Екатеринбург, 2001. 224 с.
- Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: «Речь», 2000. — 312 с.
- Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002.-230 с.
- Новиков И.А. Психологические аспекты психосоматических заболеваний / И. А. Новиков, А. Г. Соловьёв. Архангельск, 2001. — 46 с.
- Овсянников С. А. Пограничная психиатрия соматическая патология / С. А. Овсянников, Б. Д. Цыганков // Клинико-практическое руководство. — М.: Издательство «Триада-Фарм», 2001. 100 с.
- Оздоева Л.Д. Распространённость тревожно-депрессивных расстройств в неорганизованной популяции г. Москвы. / Л. Д. Оздоева,
- Г. В. Погоносова, Д. В. Небиеридзе: Материалы Всероссийская конференция «Прфилактическая кардиология». Саратов, 2002 — С. 47.
- Органов Р.Г. Депрессия и расстройства депрессивного спектра в общемедицинской практике. Результаты программы КОМПАС / Р. Г. Органов, Л. И. Ольбинская, А. Б. Смулевич // Кардиология, 2004. № 1. -С. 48−55.
- Ошаев С.А. Особенности адаптации лиц, перенесших длительное стрессогенное воздействие / С. А. Ошаев, И .Я. Стоянова, В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2001. — № 1.- С. 80−86.
- Панченко А.Л. Адаптация индивида как основа психического здоровья / А. Л. Панченко, Е. А. Панченко // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Томск: МГП «РАСКО», 2001. — № 10. — С. 59−60.
- Панченко Е.А. Расстройства психической адаптации у лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (распространенность, клиника, лечение и профилактика): Автореф. дис. к.м.н.- Хабаровск, 2002. 33 с.
- Пограничная психическая патология в общемедицинской практике // Под ред. Академика РАМН А. Б. Смулевича. М.: Издательский дом «Русский врач», 2000. — 160 с.
- Подольский А.И. Диагностика подростковой депрессивности. Теория и практика / А. И. Подольский, О. А. Идобаева // СПб: Питер, 2004.-201 с.
- Положий Б.С. Социальное состояние общества и психическое здоровье // Руководство по социальной психиатрии. М.: Медицина, 2001.-С. 36−50.
- Попов Ю.В. Тревожные состояния в Международной классификации психических болезней 10-го пересмотра / Психиатрия и психофармокотерапия. — 2002. Т.4 — № 2. — С. 11−18.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -304 с.
- Потапкин И. А. Клинико-динамическая характеристика пограничных нервно-психических расстройств (превентивный аспект): Автореф. дис. д.м.н.- Томск, 2001.- 50 с.
- Потапкин И.А. Новые психотерапевтические и психологические подходы в адаптации школьников / И. А. Потапкин, Л. Я. Шеметова, Б. Л. Дамиева // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии.- Томск: МГП «Раско», 2001. № 10. С. 70−71.
- Психическое здоровье сельских школьников // Охрана психического здоровья подрастающего поколения. / Под ред. Академика РАМН, профессора В. Я. Семке. Томск, 2004. — С. 69−82.
- Психологические тесты. Том 1 и 2. / Под ред. А. А. Карелина. М.: «Владос», 2001.-64 с.
- Психотерапия детей и подростков. / Под ред. Ф.Кендалла.-СПб.: Питер, 2002.
- Психотерапевтические и реабилитационные проблемы укрепления психического здоровья детей и подростков Сибири // Охрана психического здоровья подрастающего поколения / Под ред. Академика РАМН, профессора В. Я. Семке.-Томск: МУП «Раско», 2004. С.129−144.
- Рассел Дж. Социальные проблемы психического здоровья детей / Рассел Дж, Карпяк Т, Лившиц М. // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2004.- № 3.- С. 14−15.
- Редиц О.А. Тревожно Фобические расстройства (клинико -динамический и реабилитационные аспекты): Автореф. дис. к.м.н.-Томск, 2003. — 20 с.
- Решмидт X. Детская и подростковая психиатрия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-624 с.
- Решмидт X. Детская и подростковая психотерапия. М.: Мир, 2001.-650 с.
- Родионова О.М. Метод САН (самочувствие-активность-настроение) как способ выявления пограничных состояний // Актуальные проблемы Экол. и природопользования: Материалы Всерос. науч. конф. М, 2000. — С. 192−195.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: «Речь», 2001. — 416 с.
- Ромицина Е.Е. Роль родительской семьи в возникновении и развитии неврозов у детей и подростков (статья первая) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1999. -№ 3.- С.35−37.
- Рубина Л.П. Актуальные вопросы детской социальной и клинической психиатрии, психологии и психопрофилактики / Л. П. Рубина // Материалы научно-практ. конф. СПб, 2002. — С. 45−47.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика. М.: «Гном и Д», 2001.- 96 с.
- Садальская Е.В. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия / Е. В. Садальская, A.M. Абдразякова, С. Н. Ениколопов П Всерос. съезд психологов.- СПб, 2003. Т. 7.- С. 15−19.
- Самохвалов В.П. Учебное пособие. Ростов на Дону: «Феникс», 2002. 570 с.
- Сарсенбаев К.Т. Распространенность невротических расстройств в населении по данным эпидемиологических исследований: Автореф. дис. д.м.н. Москва, 2003. — 38 с.
- Сахаров Е.А. Роль семейных отношений в формировании донозологических психических расстройств у детей: Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001. — С. 15.
- Северный А.А. Проблемы междисциплинарного взаимодействия при коррекции школьной дезадаптации // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: Материалы Всерос. научно-практ. конф.-М., 1998.- С. 11−17.
- Семенищекова Т. А. Изучение распространенности преневротических отклонений у старшеклассников в районах с повышенным техногенным радиационным фоном. Рус. Деп. в ВИНИТИ, Брянск, 2002. — 8 с.
- Сергеев И.И. Психиатрия и психофармакотерапия. 2003. — т. 5.-№ 6. — С. 230−235.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Диагностические критерии. Коррекционная работа. Психологические методики: «Феникс», Ростов на Дону, 2003.- 154 с.
- Семке В.Я. Актуальные вопросы систематики и клинической динамики пограничных состояний в условиях Сибири // Актуальные вопросы психиатрии.- Томск, 1985. № 2. — С. 111−114.
- Семке В.Я. Истерические состояния. М.: Медицина, 1988. — 168 с. 178. * Семке В. Я. Основы персонологии.- М.: Академ, проспект, 2001.476 с.
- Семке В.Я. Превентивная психиатрия. Томск, 1999. — 403 с.
- Семке В.Я. Психическое здоровье и качество жизни / В. Я. Семке, И. Е. Куприянова, В. А. Семке // Качество стратегия ХХ| века: Материалы 7 междунар. научно-практ. конф.- Томск, 2003.- С. 65.
- Семке В.Я. Психопрофилактика и реабилитация состояний психической дезадаптации / В. Я. Семке, М. М. Аксенов // Теоретические прикладные аспекты физиологии и психологии в психиатрии. -Владивосток, 1995.- С. 3−6.
- Семке В.Я. Социально-педагогические аспекты психического здоровья личности // Сибирский вестник психиатрии и наркологии.-2003.-№ 3.
- Ситдиков З.А. Предболезненные расстройства психического здоровья у работников умственного труда / З. А. Ситдиков, Е. В. Яныгин // Акт. вопр. психиатрии и наркологии.- Томск, 2001.- № 10.- С. 88−89.
- Смулевич А.Б. Депрессии в общей медицине. М.: МИА, 2001.253 с.
- Смулевич А.Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях. — М.: Медицинское информационное агентство, 2003. — 432 с.
- Снежневский А.В. Общая психопатология. Курс лекций. М.: «МЕДДпресс — информ», 2004.- 206 с.
- Собчик JI.H. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство.- СПб.: «Речь», 2001.- 112 с.
- Солохина Т.А. Нарушения психического здоровья (в помощь семье) / Т. А. Солохина, Э. Г. Рытик, Ю. В. Сейку. М., 2003. — 102 с.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуцальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983.-С. 56.
- Спринц A.M. Психиатрия / A.M. Спринц, О. Ф. Ерышев, И. Г. Грачева. Спец. Лит., 2002. — 381 с.
- Старостина Е.Г. Генерализованное тревожное расстрйоство и симптомы тревоги в общемедицинской практике // РМЖ, 2004. -22:1277- С. 83.
- Старченко М.Г. О возможности коррекции эмоциональных расстройств в условиях действия дестабилизирующего фактора / М. Г. Старченко, Н. П. Бехтерева, И. В. Таматорин // Физиол. человека. 2003. — № 4.-С. 110−116.
- Стоянова И .Я. Механизмы психологической защиты в контексте изменения социокультурных условий / И. Я. Стоянова, В. Я. Семке, Н. Ю. Красноперова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии.-2001.-№ 3.-С. 77−80.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.- 320 с.
- Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. — 56 с.
- Телле Р. Психиатрия с элементами психотерапии / Перевод с английского. — Минск: Высшая школа, 1999. 496 с.
- Уманский С.М. Роль психотерапевтических факторов в нарушении адаптации у нефтяников // Вопросы совершенствования психиатрической помощи: Тезисы доклада шестого Всесоюзного съезда психиатров. Томск, 1990. — т. 1.- С. 263−264.
- Фельдштейн Д.И. Психолого-педпгогические проблемы соотношения биологического и социального // Педагогика. 1984 — № 5- С.52−55.
- Фомин А.Б. Ранняя профилактика девиантного поведения подростков: Учеб. Пособие. М.: Педагог, об-во России, 2003. — 45 с.
- Фримен Д. Техники семейной психотерапии,— СПб.: Питер, 2001.384 с.
- Фролов Б.С. Основные психопатологические синдромы / Б. С. Фролов, В. Э. Пашковский. СПб.: Издательский дом СпбПАПО, 2004.- 240 с.
- Хайл Эверс А. Базисное руководство по психотерапии / А. Хайл- Эверс, Ф. Хайгл, Ю. Отт, У. Рюгер. СПб.: «Восточно-европейский институт Психоанализа» совместно с издательством «Речь», 2001. — 784 с.
- Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. Л., 1976. — 127 с.
- Хвостова О.И. Распространенность депрессивных и тревожных расстройств у коренного населения республики Алтай / О. И. Хвостова, Р. Н. Ан, А. А. Корнилов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2001. № 3 (21) — С. 69−71.
- Холмогорова Т.П. Семейный контекст тревожных и депрессивных расстройств: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Москва, 1998. — С. 26−27.
- Чаева С.И. Проблема дезадаптации ребенка, психопрофилактика и помощь: Материалы конгресса по детской психиатрии. М., 2001. С. 86.
- Чернецов М.Ю. Структурно динамические особенности, принципы клинической диагностики и терапии тревожно — депрессивных расстройств в условиях территориальной поликлиники //
- Аффективные расстройства: Материалы Российской конференции. — М., 2003.-С. 115−116.
- Черепанова Е. Психологический стресс: Книга для школьных психологов, родителей и учителей. М.: «Академия», 1998. — С. 38−59.
- Чуркин А.А. Клинико-динамические особенности формирования пограничных психических расстройств у учащейся молодёжи / А. А. Чуркин, А. В. Берсенев // Рос. психиат. ж. 2003. — № 5. — С. 21−24.
- Чуркин А.А. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии / А. А. Чуркин, А. Н. Мартюшов. М.: Издательство «Триада-Х», 1999. — 232 с.
- Чуркин А.А. Состояние психиатрической службы в Российской Федерации в 2002 г. / А. А. Чуркин, Н. А. Творогов // Медицина в Кузбассе «Проблемы медицины и психиатрии». 2003. — № 3. — С. 5.
- Шайдулина А.Ф. Зависимость от компьютерных игр одна их форм аддиктивного поведения // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. — 2003. — № 3. — С. 73−75.
- Шевцов А.Ю. Трансперсональная психотерапия у больных тревожно-фобическими расстройствами // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Томск: МГП «Раско», 2001. № 10. — С. 4775.
- Шевцов С.А. Комплексное лечение невротической депрессии у детей и подростков: Автореф. дис. к.м.н. Москва, 2003. — 22 с.
- Шевченко Ю.С. Систематика психических расстройств у детей и подростков: Материалы конгресса по детской психиатрии. М.: Росинэкс, 2001.-С. 47−48.
- Эйдемиллер Э.Г. Что такое семейная психотерапия и кто такие семейные психотерапевты. // Системная семейная психотерапия. -СПб., «Питер», 2002. С. 140−187.
- Яныгин Е.В. Преневротические состояния: клиника, динамика, превенция: Автореф. дис. к.м.н.- Томск, 2003. 22 с.
- Ястребов B.C. Основные положения концепции обеспечения качества психиатрической помощи /B.C. Ястребов, Т. А. Солохина // Журн. невропатологии и психиатрии. 2003. — № 5. — С. 4−10.
- Ackerman N.W. The Strength of Family Therapy. Ackerman Institute for Family Therapy // N.Y. Family Psychotherapy, 2000. P. 154−161.
- Ackerman N.W. The Strength of Family Therapy. The Role of the Family in the Emergence of Child Disorders. N.Y., 2000. — P. 287−307.
- Acquadro C. The European Regulatoiy Issues on Health-Related Quality of Life Assessment (ERIQA) Project: Preliminary Result and Plans for the Future // Quality of news letter. 2000. — № 24 — P. 1−3.
- Allgulander C. A nationwide study in primary health care: One out four patients suffers from anxiety and depression. Lakartidningen / C. Allgulander, B. Nisson. 2003. — 100 (10): 832−8.
- American Psychiatric Association: Diagnostic and Statistical manual of Mental Disorders. 4th ed. Washington, DC, American Psychiatric Association. 2002. — P. 34−36.
- Anagnostopoulos D.C. Socio-economic status and learming disorders / D.C. Anagnostopoulos, D. Anagnostopoulos, H. Lazaratou // World congress of psychiatry. Japan, 2002. — P. 16−8.
- Angold A. A Comorbidity. J Child Psychol Psychiat Allied Disciplines / A. Angold, E. Costello, Erkanli. 1999. — P. 57−87.
- Andrews G. Prevalence, comorbidity, disability and service utilisation: overvier of the Australian National Mental Health Survey. / G. Andrews, S. Henderson, W. Hall // Br J Psychiatiy, 2001. 178: 145- P. 153.
- Arai S. A statistical study of new outpatients at a Japanese child and adolescent psychiatric hospital / S. Arai, H. Ichikawa, T. Sato // World congress of psychiatry. Japan, 2002. -P 17−9.
- Ballenger JC. Consensus statement on depression, anxiety and functional gastrointestinal disorders / JC. Ballenger, JRT. Davidson, Y. Lecrubier//J Clin Psychiatry, 2001- 62 (suppl. 8): 48−51.
- Ballenger JC. Consensus statement on generalized anxiety disorder from the International Consensus group on Depression and anxiety / JC. Ballenger, JRT. Davidson, Y. Lecrubier // J Clin Psychiatry, 2001- 62 (suppl. 11): 53−58.
- Ballenger JC. Overview of different pharmacotherapies for attaining remissionin generalized anxiety disorder // J Clin Psychiatry 2001- 62 (suppl 19): 11−19.
- Bauer M. World federation of societies of biological psychiatry guidelines for biological treatment of unipolar depressive disorder / M. Bauer, P.C. Whybrow, J. Angst // The world journal of biological psychiatry, 2002. V. 3. — № 2. — P. 69−86.
- Berkowitz L. Frustration-aggression hipotesis: Exeminaton and reformulation / L. Berkowitz, A. Bass, S. Feshbach // Psychologikal Bulletin.- 1989- 106:59−73.
- Berlant J. New drug development for post-traumatic stress disorder // Curr. Opin. Investing. Drugs. 2003. — V. 4. — № 1. — P. 37−41.
- Bittner A. What characteristics of primary anxiety disorders predict subsequent maior depressive disorder? / Bittner A, Goodwin RD, HU. Wittchen // J Clin Psychiatry. 2004- 65 (5): 618−26.
- Biederman J. Comorbidity of attention deficit hyperactivity disorder with conduct, depressive, anxiety, and other disorders / J. Biederman, J. Newcorn, S. Sprich // Am J Psychiatry. 1991. — V.148. — P. 564−577.
- Bowlby J. Secure Base. The prescriptive treatment of shool efusal, Clinical Psychological Review. London: Routledge. — 2000. — 7: 353−62.
- Brigham and Womens Hospital. Depression. A duide to diagnosis and treatment. Boston (MA): Brigham and Womens Hospital- 2001. 56 p.
- Cadoret RJ. Genetic environmental interaction in the genesis of aggressivity and conduct disorders / RJ. Cadoret, WR. Yates, E. Troughton //Arsh. Gen. Psychiatry. 1995- 52: 916−924.
- Cardine M. Medicaments psychotropes et psychotherapies / M. Cardine, J. Guyotat, J.l. Terra // Encyclopedia Medico-Chirurgicale. Paris, 2000. — P. 90.
- Carlberg C. Business analysis with Excel 2000. Que Corporation, 2000.- P. 480.
- Cohen L.S. Quetiapine in treament-resistant obsessiv-compulsive disorder // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2003. -Jun. 42 (6). -P. 623−624.
- Claxton AJ. A systematic review of the associations between dose regimens and medication compliance / AJ. Claxton, J. Cramer, C. Pierce // Clin Tber 2001 (23), P 1296−310.
- Cottraux J. Recent developments in the research on generalized anxiety disorder // Curr Opin Psychiatry. 2004- 17: 49−52.
- Curran V. Effects of anxiolytics on human memory functions // Generalized anxiety: psychopharmacology, cognition and treatment. Proceedings of a UCB congress in London, 1998. 45 p.
- Davidson JRT. Pharmacothearapy of generalized anxiety disorder // J Clin Psychiatry 2001- 62 (suppl. 11): 46−50.
- Davies SJ. Association of panic disorder and panic with hypertension / SJ. Davies, P. Ghahramani, PR. Jackson // J Med, 1999- 107 (4): 310−6.
- Dech H. Social chnge and depressiogenic risk factors / H. Dech, M. Nato, H. Haltenhof, D.M. Ndetei, W. Machleidt // World congress of psychiatry. Japan, 2002. — S — 187−1.
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (4th edition Rivision) (DSM-IV-TR), by the American Psychiatric Association. Washington Dc, 2000. 34 p.
- Didden DG. Anxiety and depression in an internal medicine resident continuity clinic: difficult diagnoses / DG. Didden, JT. Phibrick, JB. Schorling // Int J Psychiatry Med. 2001- 31 (2): 155−67.
- Dijkers M. Measure of quality of life: methodological problem // J. Phys. Med. Rehabil. 1999. — Vol. 78. — № 3. — P. 286−300.
- Downey K. Adult Attention deficit hyperactivity disorder: psychological test profiles in a clinical population / K. Downey, F. Stelson, O. Pomerleau, B. Girdani // J Nerv Ment Dis. 1997. — V. 185. — P.32−38.
- Escala de avaliacao da reacao de retracao no bebe. Ume estudo de validade. Baptista Asummpcao Francisco, Kuczynski Evelyn, da Silva Rego Marcia Gabriel, Castando de Almeida Rocca Cristiana // Arg. neuro-psiquiat. 2002. — 60. — № 1. — P. 56−60.
- Foster E.M. Is more better than less? An analysis of childrens mental health services // Health Serv. Res. 2000. — Dec.-V. 35. — № 5.- Pt. 2. — P. 1135−1158.
- Freeman D.S. Techniques of Family Therapy. London, 2001. — p. 384.
- Fricchione G. Generalized anxiety disorder // New Engl J Med. -2004- 351 (7): 675−682.
- Gale C. Oakeley Brown M. Anxiety disorder // BMJ 200- 321: 1204−1207.
- Gasquet I. Psychotropic drug use and mental psychiatric disorders in France- results of the general population ESEMEeD/MHEDEA 2000 epidemiological study /1.Gasquet, L. Negre-Pages, A. Fourrier // Encephale. -2005.-Vol. 31, № 2.-P. 195−206.
- Geddes J.R. Relaps prevention with antidepressant drug treatment in depressive disorders: a systematic review / J.R. Geddes, S.M. Carney, C. Davies//Lancet.-2003.-Vol. 361.-P. 653−661.
- Geyer M. Geschichte und Entwicklungslinien der Psychotherapie // Praxis der Psychotherapie. Stuttgart, New York: Theme Veriag, 2000. — P. 23.
- Goodman R. Child psychiatiy / R. Goodman, S. Scott. -Blackwell Science, 1997. 328 p.
- Goodwin RD. Psychopharmacologic treatment of Generalized anxiety disorder and the risk of major depression / RD. Goodwin, JM. Gorman // Am J Psychiatiy. 2002- 159: 1935−1937.
- Harter MC. Associations between anxiety disorders and medical illness / MC. Harter, KP. Conway, KP. Merikangas // Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2003- 253: 313−320.
- Hindmarch I. Cognition and anxiety: the cognitive effects of antianxiety medication // Acta psychiatrica scandinavica. 1998- 98 (Suppl. 393): 98−94.
- Hirschfeld R.M. Does Psychosocial functioning improve independent of depressive symptoms? A comparison of nefazodone, psychotherapy, and their combination / R.M. Hirschfeld, D.L. Dunner, G. Keither // Biol. Psychiat. 2002. — Vol. 51.-P. 123−133.
- Hoyer I. When and how well does the family physician recognize generalized anxiety disorders and depressions? / I. Hoyer, P. Krause, M. Hofler // Forts Med Orig. 2001- 119 Suppl 1: 26−35.
- Yyldyz A. Administration of antidepressants single versus split dosing: a meta-analysis / A. Yyldyz, GS. Sacbc // J Affect Disord. 2001 (66), 199−206.
- Janet P. (1911) Цит. По Александровскому Ю. А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2000. — 496 с.
- Kadesjo В. The comorbidity of ADHD in the general population of Swedish school-age children / B. Kadesjo, C. Gillberg // J Child Psychol Psychiat Allied Disciplines. 2001. — P. 487−492.
- Kazdin A.E. Methodological issues and strategies in clinical research. -Washington, 1992.-P. 147−157.
- Kelly G.F. Sexuality Today. Boston, 2000. — p. 2000.
- Kessler D. Detection of depression and anxiety in primary care: follow up study / D. Kessler, O. Bennewith, G. Lewis, D. Sharp // BMJ. -2002.-Vol. 325.-P. 1016−1017.
- Kessler RC. The epidemiology of generalized anxiety disorder / RC. Kessler, MB. Keller, HU. Wittchen // Psychiatr Clin North Am. 2001- 24: 19−39.
- Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process., New York: McGraw Hill, 1966. — P. 36−59.
- Lazarus A.A. Praxis der multimodalen Therapie. Tubingen: dgvt-Verlag, 1995.- 162 p.
- Lepine JP. Hum Psychopharmacol Clin Exp. 2001- 16- 219−227.
- Lorenz K. On Agression. New York: Bantan Books- 1963. — P. 67.
- Luukinen H. Depressive symptoms and the risk of sudden cardiac dearth among the elderly / H. Luukinen, P. Laippala, HV. Huikuri // Eur Heart J. 2003- 24 (22): 2021−6.
- Machler T.J. Pinoccio in the treatment of school phobia // Bulletin of the Menninger Clinic. 2000. 29(4): 212−219.
- Magarinos M. Epidemiology and treatment of hypochondriasis / M. Magarinos, U. Zafar, K. Nissenson // CNS Drugs. 2002. — V. 16. — № 1. -p. 9−22.
- Micallef J. Neurobiology and clinical pharmacology of obsessive-compulsive disorder / J. Micallef, O. Blin // Clin. Neuropharmacol. 2001.- V. 24. № 4.-p. 191−207.
- Minuchin S. Families and Family Therapy. Cambridge: Harvard University Press, — 1974. — 268 p.
- Nichols M.P. The Theoretical Context of Family Therapy. N.Y.-2000. p.27−57.
- Nichols M.P. Comparative Analysis. N.Y.- 2000. p. 98−254.
- Nutt D.J. Generalized Anxiety Disorder. Symptomatology, Patogenesis and Management / D.J. Nutt, K. Rickels, D.J. Stein // Martin Dunitz Ltd. 2002. — P. 34−36.
- Nutt D.J. Post-traumatic Stress Disorder. Diagnosis, Management and Treatment / D.J. Nutt, J.R.T. Davidson, J. Zohar // Martin Dunitz Ltd. -2000. P. 34.
- Ohayon M.M. Use of psychotropic medication in the general population of Ffance, Germany, Italy, and the United Kingdom / M.M. Ohayon, M.H. Lader // J. Clin. Psychiatry. 2002. — Vol. 63, № 9. — P. 817 825.
- Orley J. Quality of Life Assessment: International Perspectives / J. Orley, W. Kuyken. Berlin, 1993. — P. 58−69.
- Olie JP. Wold J Biol Psychiatry / JP. Olie, MF. Poirier. 2001- 2- 3421. P
- Pasnau R. On the comorbidity of anxiety and depression / R. Pasnau, A. Bystrisky // Handbook of Depression and Axiety: a Biological Approach.- New York, 1994. P. 45−56.
- Rice F. The Adolescent Development, Relationships, and Culture. Allin & Bacon. 2000. p. 656.
- Ritsner M. Differences in quality of life domains and psychopathologic and psychosocial factors in psychiatricpatients / M.
- Ritsner, I. Modai, J. Endicott // J. Clin. Psychiatry.- 2000.- Nov.-V. 61, № 11. P. 880−889.
- Sainsbury P. Psychosomatic disorders and neurosis in outpatients a general hospital // J. of psychosom. research. — 1971. № 4. — P. 216−273.
- Sander J. The technique of child psychoanalysis: Discussion with Anna Freud / J. Sander, H. Kennedy, R. Hyson. -Boston, MA.: Harvard University Press, 1999. P.32−34.
- Satir V. Peoplemaking // Palo Alto.- 2000. p. 320.
- Schechter M.D. Indication and Contraindications for Family and Marital Therapy / M.D. Schechter, H.J. Lief // Family psychotherapy. -N.Y.: Brunner Mazel, — 1980 — p. 240−270.
- Schenberg L.C. Modeling panic attacks / L.C. Schenberg, A.S. Bittencourt, E.C. Sudre // Neurosci. Biobehav. Rev. 2001. — V. 25, № 7−8. -p. 647−659.
- Schneider K. Klinische Psychopatologie. Stuttgart: George Thieme Verlag, 1980.- 174 p.
- Senf W. Praxis der Psychotherapie.- Stuttgart, New York: Theme Verlag, 2000. P.63−65.
- Shlenk E.A. Health-related quality of life in chronic disorders: a comparison across studies using the MOS SF-36 / E.A. Shlenk, J.A. Erlen, // Qual. Life Res. 1998. — Vol. 7. — P. 57−65.
- Spencer T. Pharmacotherapy of attention-deficit hyperactivity disorder across the life cycle / T. Spencer, J. Biederman, T. Wilens, M. Harding, S. Griffin // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 1996. — V. 35. -P. 409−432.
- Thase M.E. New goals in the treatment of depression: moning Toward recovery / M.E. Thase, P.T. Ninan // Psychopharmacol. Bull. 2002. — V. 36, Suppl. 2.-p. 24−35.
- Todorov С. On the pharmacotherapy of obsessive-compulsive disorder: is a consensus possible? / C. Todorov, M.H. Freeston, F. Borgeat // Can. J. Psychiat. 2000. — V. 45, № 3. — p. 257−262.
- Thas M.T. New goals in the treatment of depression: moning toward recovery / M.T. Thas, P.T. Ninan // Psychophrm. Bull. 2002. — Vol. 36, Suppl. 2.-P.-24−35.
- Van der Wee N. J. A. Beter of hersteld? Over evidence- based optimaliseren van de behandeling van depressie // Psychiatrie Actueel. -2003. Vol. 3, № 3 (August).
- Volkov N.D. Therapeutic doses of oral methylphenidate significantly increase extracellular dopamine in the human brain / N.D. Volkov, G. Wang, J. Fowler, J. Logan, M. Gerasimov // J Neurosci. 2001. — V. 21. — P. 1−5.
- Wagstaff AJ. CNS Drugs / AJ. Wagstaff, D. Ormrod, CM. Spenser. -2001- 15 (3): 231−259.
- Ward E. Randomized controlled trial of non-directive counseling, cognitive-behavior therapy, and usual general-practitioner care for patients with depression. Clin.effectiveness. / E. Ward, M. King, M. Lloyd // BMJ. -2000.-P. 1321−1383.
- Wells A. Generalized anxiety disorder / A. Wells, G. Butler // Science and practice of cognitive behaviour therapy. Oxford university press, 1997. -P. 155−78.
- Wilens T. Pharmacotherapy of attention deficit hyperactivity disorder in adults / T. Wilens, J. Biederman, T. Spencer // CNS Drugs. 1998. — V.9. -P. 347−356.
- Wilens T. The Stimulants revisited / T. Wilens, T. Spencer // Child Adolesc Clin North Am. 2000. — V. 9. — P. 573−603.
- Wittchen H.U. Comorbidity and mixed anxiety-depressive disorder: clinical curiosity or pathophysiological need? / H.U. Wittchen, P. Shuster, M. Lieb // Hum. Psychopharmacol. Clin. Exp. 2001. — Vol. 16. — № 1. — P. 21−30.
- Xie Qin. Wuhan tiyu xueyuan xuebao / Qin Xie, Ke-ning Zhao, Nian-li Wag // J. Wuhan Inst, Phys. Educ. 2002. — 36. — № 4. — P. 46−48.
- Yalom I. Theory and Practice Group Psychotherapy. 2001. — p. 576.
- Yong J.G. Trends in cost management for healthcare services: managed care in 1990s // Designing mental health services and systems for children and adolescents: a shrewd investment.-Brunner/Mazel Publisher, 1998.-P. 29−41.
- Zanetti M. Quality and economics: the concert of equity in times of limited resources // Designing mental health services and systems for children and adolescents: a shrewd investment.-Brunner/Mazel Publisher, 1998.-P. 49−57.
- Zanoni G. Gazz // Osp. Clin. 1906. — V. 19. — P.728.
- Карта обследования Анкета для старшеклассников1. Ф.И.О.
- Школа, лицей (какой класс)3. Возраст
- Жалобы на момент обследования:5. Пол: мужской, женский
- Ваш, примерный, средний балл:
- Какие предметы предпочитаете:• Точные• Гуманитарные
- С желанием вы учитесь: да, нет8. Образование родителей:• неполное среднее (9 классов)• среднее (11 классов)• средне специальное (училище, техникум)• незаконченное высшее (2 и более курсов)• высшее• другое
- Будите продолжать обучение после окончания школы, если да, то продолжите обучение в:• училище (какое)• техникуме (какой)• институте (какой)• другое
- После окончания школы пойдете работать (кем)
- Как вы относитесь к службе в армии (вопрос дл юношей)• положительно (почему)• отрицательно (почему)• хотите ли вы служить в армии: да, нет
- Как вы относитесь к службе в армии близких вам людей (вопрос для девушек)• положительно (почему)• отрицательно (почему)
- Взаимоотношения в вашей семье:• спокойные, доброжелательные• спокойны, холодно- нормальные• конфликты эпизодические• конфликты систематические• конфликты, ведущие к распаду семьи
- Если есть конфликты в вашей семье, то они между.• родителями• родителями и вами• остальными членами семьи
- Мотивы конфликтов в вашей семье (ссли есть):• бытовые• материальные• касающиеся воспитания детей• касающиеся взаимоотношений с родственниками• связанные со злоупотреблением алкоголя• связанные с вашей учебой
- Ваши отношения с родителями:• жестокие, недоброжелательные• хорошие, дружеские• изнеживающие, «кумир» семьи• безразличные подавляющие• плохие• другое
- Ваши взаимоотношения со сверстниками:• хорошие• устойчивые, неустойчивые• избирательные• безразличные• ограниченные (почему)• плохие (почему)20. В коллективе вы:• лидер• не лидер
- Преобладающее настроение в процессе учебы:• ровное, спокойное• безразличное• приподнятое• неустойчивое• тревожное• агрессивное
- При контакте с незнакомыми людьми, ваша реакция:• оживленная• легко вступаете в контакт• настороженная• смущаетесь• безразличная
- Ситуации, в которых вы испытываете чувство тревоги:• в общение со сверстниками• в общение со взрослыми• устные ответы в классе у доски• выступления на собраниях, массовых мероприятиях
- Занятия физической культурой• занимаюсь эпизодически• занимаюсь постоянно• увлекаюсь определенным видом спорта (каким)• не занимаюсь
- Из перенесенных заболеваний:• простудные заболевания• хронические заболевания (гастрит, колит, гепатит)• вегето-сосудистая дистония• черепно-мозговая травма• инфекции с мозговой локализацией (менингит, энцефалит)• другие заболевания и травмы
- У родственников в вашей семье отмечаются такие заболевания:• туберкулез, гепатит, сахарный диабет, гипертония• алкоголизм, наркомания• неврологические заболевания (эпилепсия)• психические заболевания (шизофрения, олигофрения)• другие заболевания
- Характеристика психического состояния на момент обследования
- Психические расстройства отсутствуют
- Психическое состояние характеризуется наличием отдельных симптомов Головная боль по типу «каски»
- Головная боль пульсирующая Головокружение Снижение работоспособности Снижение памяти Снижение внимания Лабильность настроения Метеочувствительность Гипергидроз Раздражительность Наличие тревоги, страха
- Пресомнические расстройства (затруднение засыпания) Неглубокий сон с пробуждениями Укороченный сон (раннее пробуждение) Сонливость днём
- Наследственность по психическим заболеваниям2. Ранний анамнез
- Стиль семейного воспитания
- Преморбидные особенности личности- без особенностей- наличие акцентуации характера- психопатическое развитие
- Наличие невротических и неврозоподобных эпизодов в детстве (расстройство сна, страхи, заикание, энурез, энкопрез, тики, онихофития, трихотиломания, анорексия)
- Рекомендуемая терапия: 1) медикаментозная2. психотерапия3.превентивные методы1. Эффективность терапии:
- A. полное выздоровление с восстановлением прежнего социального и трудового статусов
- B.практическое выздоровление (с необходимостью проведения эпизодических социотерапевтических мероприятий)
- C.неполное выздоровление (наличие отдельных симптомов, незначительных нейро-физиологиченских сдвигов и восстановлением трудоспособности)
- Д.незначительное выздоровление с элементами послабления клинической симптоматики, некоторое выравнивание нейро-физиологических параметров, частичное восстановление социально-трудовой адаптации1. Ф.И.О.1. Адрес1. Опросник Шмишека
- Инструкция. Предлагаемый опросник состоит из 88 вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».1. Ты обычно спокоен, весел?
- Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
- Легко ли у тебя вызвать слёзы?
- Проверяешь ли ты по нескольку раз, нет ли ошибок в твоей работе?
- Ты такой же смелый, как большинство твоих сверстников?
- Бывают ли у тебя периоды тоскливого настроения?
- Любишь ли ты бывать главным в игре?
- Бывают ли дни, когда ты сердишься на всех без всякой причины?9. Серьёзный ли ты человек?
- Бывает ли, что тебе что-то нравится особенно сильно?
- Можешь ли ты первым затеять игру?
- Долго ли ты помнишь о нанесённой тебя обиде?
- Умеешь ли ты сочувствовать другим?
- Складываешь ли ты вещи в школьную сумку, проверяешь ли ты несколько раз, не забыл ли ты чего?
- Стараешься ли ты быть лучшим в классе?
- Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?
- Считают ли тебя одноклассники слишком аккуратным, старательным?
- Зависит ли твоё настроение от домашних и школьных дел? '
- Любят ли тебя все твои знакомые?
- Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
- Твоё настроение обычно немного грустное?
- Случалось ли тебе рыдать от горя?
- Тебя трудно оставаться на одном месте?
- Стараешься ли ты доказать, что ты прав, если тебя несправедливо обижают?
- Можешь ли ты обижать животных?
- Раздражает ли тебя беспорядок в твоих вещах, книгах?
- Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
- Бывает ли тебе весело или грустно без причины?
- Ты один из лучших учеников в классе?
- Бывает ли, что ты злишься, кричишь на окружающих?
- Часто ли ты веселишься, дурачишься?
- Чувствуешь ли ты себя абсолютно счастливым?
- Умеешь ли развеселить друзей?
- Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь, что ты о нём думаешь?35. Ты боишься крови?
- Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
- Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
- Бывает ли страшно или неприятно входить в тёмную комнату?
- Любишь ли ты работу, которая требует длительного труда и терпения?
- Легко ли ты знакомишься с людьми?
- Легко ли ты выступаешь на вечерах и мероприятиях в школе?
- Ты когда-нибудь убегал из дома?
- Кажется ли тебе жизнь иногда тяжёлой?
- Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителем или одноклассниками настолько, что мог не пойти в школу?
- Можешь ли ты шутить даже при неудачах или неприятностях?
- Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел?47. Любишь ли ты животных?
- Бывает ли, что ты, уйдя из дому, возвращаешься, чтобы проверить всё ли в порядке?
- Беспокоят ли тебя иногда мысли о том, что с твоими близкими может что-нибудь случиться?
- Зависит ли твоё настроение от погоды?
- Трудно ли тебя отвечать перед всем классом?
- Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться?
- Нравиться ли тебе быть среди людей?
- Впадаешь ли ты в отчаяние, если тебе что-нибудь не удаётся?
- Нравиться ли тебе организовывать какое-либо дело или мероприятие?
- Продолжаешь ли ты упорно добиваться цели, даже если встречаешь препятствия?
- Случалось ли тебе когда-нибудь плакать из-за грустной книги или фильма?
- Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-либо забот?
- Рассказываешь ли ты учителям о проделках одноклассников?
- Боишься ли ты один идти по тёмной улице?
- Следишь ли ты за тем, что каждая вещь лежала на своём месте?
- Бывает ли, что ты ложишься спать в хорошем настроении, а просыпаешься в плохом?
- Свободно ли ты себя чувствуешь на новом месте или с незнакомыми людьми?
- Часто ли у тебя бывает головная боль?65. Часто ли ты смеёшься?
- Можешь ли ты играть или заниматься каким-то общим делом с тем, кто тебе не травится?
- Удаётся ли тебе сделать много разных дел за один день?
- Сильно ли ты переживаешь из-за несправедливости?69. Любишь ли ты природу?
- Уходя из дома, проверяешь ли ты, включен ли везде свет?71. Боязлив ли ты?
- Меняется ли твоё настроение в праздники?
- Участвуешь ли ты в культурно-просветительных программах школы?
- Любишь ли ты мечтать или фантазировать?
- Бывает ли, что тебя беспокоит твоё будущее?
- Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
- Можешь ли ты развлечь своих сверстников?
- Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
- Сильно ли ты переживаешь, если у твоих друзей или близких неприятности?
- Можешь ли ты из-за одной ошибки или помарки переписать страницу в тетради?
- Считаешь ли ты себя недоверчивым?
- Снятся ли тебе страшные сны?
- Бывает ли у тебя иногда внезапное желание прыгнуть в окно или? броситься под машину?
- Становиться ли тебе веселее среди других людей?
- Если у тебя неприятности, можешь ли ты отвлечься от них на время?
- Совершаешь ли ты иногда неожиданные для себя поступки?
- Ты скорее молчалив, чем болтлив?
- Мог бы ты, участвуя в спектакле, настолько войти в роль, что забыть, что на самом деле ты не такой, как на сцене?1. ОПРОСНИК СПИЛБЕРГА
- Шкала ситуационной тревожности1. Выбираемые ответы
- Суждение Чет Да Зерно Совершенно верно1 Я спокоен 1 2 3 4
- Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
- Я нахожусь в состоянии напряжения 1 2 → 4
- Я внутренне скован 1 2 3 4
- Я чувствую себя свободно 1 2 3 46 Я расстроен 1 2 3 4
- Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
- Я ощущаю душевный покой 1 2 3 49 Я встревожен 1 2 3 4
- Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 41. И Я уверен в себе 1 2 3 412 Я нервничаю 1 2 3 4
- Я не нахожу себе места 1 2 о J 414 Я взвинчен 1 2 3 4
- Не чувствую скованности и напряжения 1 2 3 416 Я доволен 1 2 3 417 Я озабочен 1 2 3 418 слишком возбужден, и мне не по себе 1 2 3 419 Мне радостно 1 2 3 420 Мне приятно 1 2 3 41. Шкала личной тревожности
- Суждение Выбираемые ответыикогда 1ти никогда Часто очти ВС
- У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
- Я бываю раздражительным 1 2 3 4
- Я легко могу расстроиться 1 2 3 424 >тел бы быть таким же удачливым, как другие 1 2 3 425 сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 о j 4
- Я чувствую прилив сил, желание работать 1 2 3 4
- Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
- Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
- Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
- Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
- Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
- Мне не хватает уверенности в себе 2 3 4
- Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 434 стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 4
- У меня бывает хандра 1 2 3 436 Я бываю доволен 1 2 3 4
- Зсякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
- Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
- Я уверенный человек 1 2 3 440 ня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4
- Диагностика показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация1. А.К.Осницкого)
- Прочитывая утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения и отвечайте «да» или «нет».
- Временами не могу справиться с желанием навредить кому-либо
- Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю
- Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь
- Если меня не попросит по хорошему, просьбы не выполню
- Не всегда получаю то, что мне положено
- Знаю, что люди говорят за моей спиной
- Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать
- Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести
- Мне кажется, что я не способен ударить человека
- Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи
- Всегда снисходителен к чужим недостаткам
- Когда установленное правило не нравиться мне, хочется его нарушить
- Другие почти всегда умеют использовать благоприятные обстоятельства
- Меня настораживают люди, которые относятся ко мне более дружелюбно, чем я этого ожидаю 1
- Часто бываю не согласен с людьми
- Иногда на ум приходят мысли, которых я стыжусь
- Если кто-нибудь ударит меня, я не отвечу ему в ответ
- В раздражении хлопаю дверью J
- Я более раздражителен, чем кажется со стороны
- Если кто-то корчит из себя начальника, я поступаю ему наперекор
- Меня немного огорчает моя судьба
- Думаю, что многие люди не любят меня
- Не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
- Увиливающие от работы должны испытывать чувство вины
- Кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку
- Я не способен на грубые шутки
- Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
- Когда люди строят из себя начальников, я делаю всё, чтобы они не зазнавались
- Почти каждую неделю вижу кого-нибудь из тех, кто мне не нравиться
- Довольно многие завидуют мне
- Требую, чтобы люди уважали мои права
- Меня огорчает, что я мало делаю для своих родителей
- Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу
- От злости иногда бываю мрачным
- Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь
- Если кто-то пытается вывести меня из себя, я не обращаю на него внимание
- Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть
- Иногда мне кажется, что надо мной смеются
- Даже если злюсь, не прибегаю к «сильным» выражениям
- Хочется, чтобы мои грехи были прощены
- Редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
- Обижаюсь, когда иногда получается не по-моему
- Иногда люди раздражают меня своим присутствием
- Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
- Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам»
- Если кто-то раздражает меня, готов сказать ему всё, что о нём думаю
- Делаю много такого, о чём впоследствии сожалею
- Если разозлюсь, могу ударить кого-нибудь
- С десяти лет у меня не было вспышек гнева
- Часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться
- Если бы знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить
- Всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
- Когда кричат на меня, кричу в ответ54. Неудачи огорчают меня
- Дерусь не реже и не чаще других
- Могу вспомнить случаи, когда был настолько зол, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал её
- Иногда чувствую, что готов первым начать драку
- Иногда чувствую, что жизнь со мной поступает несправедливо
- Раньше думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я этому не верю60. Ругаюсь только от злости
- Когда поступаю неправильно, меня мучает совесть
- Если для защиты своих прав нужно применить физическую силу, я применяю её
- Иногда выражаю свой гнев тем, что стучу по столу
- Бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
- У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить
- Не умею поставить человека на место, даже если он этого заслуживает
- Часто думаю, что живу неправильно
- Знаю людей, которые способны довести меня до драки
- Не огорчаюсь из-за мелочей
- Мне редко приходит в голову мысль о том, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
- Часто просто угрожаю людям, не собираясь приводить угрозы в исполнение
- В последнее время я стал занудой
- В споре часто повышаю голос
- Стараюсь скрывать плохое отношение к людям
- Лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить