Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гендерная специфика проблем обучения в школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

М. Гариен, американский школьный психолог, предлагает подход к обучению и воспитанию детей, основанный на исследованиях закономерностей работы мозга, на данных о неврологическом развитии людей разного пола, о химических и гормональных различиях мужского и женского организма. Мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию и соответственно по-разному реагируют на внешнее воздействие. В ходе… Читать ещё >

Гендерная специфика проблем обучения в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционно рассматриваемые проблемы обучения в школе: психологическая готовность к школе и адаптация первоклассников, адаптация к обучению в среднем звене школы, психологическая готовность к выпускным экзаменам (ГИА — 9 класс и ЕГЭ — 11 класс) имеют гендерную специфику.

Большие трудности психологической подготовки к школе мальчиков часто связывают с их отставанием в темпе психофизиологического развития, большей незрелости психических процессов. В поведении мальчиков ярко выражены нарушения, препятствующие успешной адаптации к школе. В целом адаптационные резервы девочек-иервоклассниц выше и адаптация проходит быстрее и легче (М. М. Безруких, В. М. Кабаева[1] и др.). Адаптационные резервы у мальчиков-иервоклассников ниже. Произвольность регуляции, произвольное внимание недостаточно развито для успешного обучения у многих детей — мальчиков и девочек.

Адаптация к обучению при переходе в ереднее звено общеобразовательного учреждения сложнее протекает у девочек, сопровождаясь снижением уровня внимания, темпов работоспособности, эмоциональной истощаемостыо и иногда снижением учебной мотивации. У мальчиков-девятиклассников адаптационные возможности ниже, чем у девочек, но у девочек выше экзаменационная тревожность.

Раздельное обучение мальчиков и девочек. Существует две модели организации школьного обучения: в одной — обучение девочек и мальчиков осуществляется совместно по единым программам, а во второй — для девочек и мальчиков существуют раздельные классы, отдельные школы, используются различные педагогические подходы и программы.

Аргументы сторонников раздельного обучения (В. Базарный, Б. И. Хасан, Н. Б. Куипджи и др.)[:

  • 1. Традиционно считается, что девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Эту особенность можно учитывать при отборе содержания обучения и организации учебного процесса. На начальных стадиях обучения нагрузка в классах девочек может быть больше. В классах мальчиков обязательно чередовать умственные и физические нагрузки;
  • 2. В классах раздельного обучения мальчиков и девочек выше успеваемость и дисциплинированность на уроках. Для эффективной организации обучения значимым фактором является пол педагога. Наибольшим авторитетом у мальчиков, пользуются учителя-мужчины;
  • 3. Раздельное обучение способствует закреплению в сознании школьников традиционных социальных ролей мужчины и женщины, т. е. патриархальных стереотипов. У мальчиков в процессе обучения акцент делается на естественные науки и физическое развитие, что способствует профессиональной самореализации мужчины, а у девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве и домашнем труде;
  • 4. В однополых классных коллективах микроклимат является более благоприятным. Отмечается комфортная положительная атмосфера, доверительные взаимоотношения между[2]

учителями и ученикам. Самооценка у мальчиков и девочек в классах раздельного обучения выше, чем при совместном обучении;

  • 5. В раздельных классах наблюдается снижение тревожности и страха оценки противоположного пола, что способствует эффективности обучения;
  • 6. Раздельное обучение в полной мере способствует половой идентификации девочек и мальчиков. Совместное обучение приводит к смешению половой идентификации. У юношей формируются женские черты, а у девушек мужские.

Аргументы сторонников совместного обучения (М. М. Безруких, Т. А. Репина, В. А. Гурулсапов и др.):

  • 1. Совместное обучение подчеркивает равноправие полов, создает базу для дальнейших межличностных контактов и совместного труда, способствует лучшей социализации учащихся обоего пола. На уроках создаются максимально благоприятные условия для всех видов совместной деятельности;
  • 2. В смешанных классах создаются условия для дружеских и равноправных отношений между девочками и мальчиками. Постоянное взаимодействие с противоположным иолом благоприятно сказывается на формирование характера школьников. Мальчики учатся у девочек аккуратности, сдержанности и деликатности. Общаясь с мальчиками девочки, обучаются самостоятельности, смелости, целеустремленности и решительности;
  • 3. В социализации немаловажную роль играет общение между противоположными полами. Недостаток опыта общения и совместной деятельности при раздельном обучении приводит к неумению во взрослой жизни строить позитивные взаимоотношения с противоположным полом и может помешать в будущем созданию семьи;
  • 4. Учебная дисциплина, организация работы легче достигается в классе совместного обучения девочек и мальчиков. По мнению многих учителей и некоторых психологов, трудно поддерживать дисциплину в классе мальчиков.

Обе формы обучения имеют длительные традиции и в России, и в зарубежных странах. У той и другой формы обучения есть позитивные и негативные стороны. Опыт работы авторов в системе раздельного и совместного обучения мальчиков и девочек не позволяет дать однозначный ответ о преимуществах раздельного обучения. В начальной школе есть позитивный момент раздельного обучения мальчиков: учителя больше учитывают возрастные и психологические возможности мальчиков, приспосабливают свои требования и ожидания. Но в целом эффективность обучения зависит от программы обучения, педагогических технологий, личности и профессионализма педагога, их гендерных предпочтений и установок (кто-то любит работать с мальчиками и чувствовать себя с ними комфортно, а кто-то предпочитает девочек или совместное обучение), от состава детского коллектива (данного класса и школы в целом).

М. Гариен[3], американский школьный психолог, предлагает подход к обучению и воспитанию детей, основанный на исследованиях закономерностей работы мозга, на данных о неврологическом развитии людей разного пола, о химических и гормональных различиях мужского и женского организма. Мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию и соответственно по-разному реагируют на внешнее воздействие. В ходе совместного обучения, различия, существующие между мальчиками и девочками, либо вовсе не учитываются, либо учитываются недостаточно. Новаторские идеи М. Гариена применялись для обучения детей разного возраста в рамках уроков и внеурочной деятельности. Основное внимание уделяется созданию оптимальной среды обучения как мальчиков, так и девочек: разных возрастных групп (от дошкольников до старшеклассников), разных аспектов организации обучения (наполняемость классов, дисциплина, отношения в классе). Обучающая среда не ограничивается стенами школы, по существует там, где находится ребенок. В создании среды обучения принимают участие не только школьные учителя, но и родители, бабушки и дедушки, братья и сестры. И все становятся Учителями и Воспитателями. М. Гариен приводит доказательства позитивного влияния раздельного обучения мальчиков и девочек на их развитие. Анализирует положительные примеры в применении дифференцированного подхода, в том числе и раздельного обучения, в воспитании и развитии школьников по принципу компенсации, а не только усиления. Например, девочек в освоении математики и естественно-научных дисциплин, а мальчиков — в лингвистике.

Приведем некоторые рекомендации для учителей и родителей по изменению воспитания и обучения, которые могут быть применимы и в отечественной школе или детском саду.

Рекомендации по оптимизации обучения мальчиков и девочек в детском саду (по М. Гариену) Для того чтобы обеспечить ребенку старшего дошкольного возраста полноценное развитие в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть осведомленными в этом вопросе.

Для определения знаний родителей об индивидуальных и полоролевых различиях у детей старшего дошкольного возраста, атмосферы в семье и отношение родителей ребенка к полоролевому воспитанию, можно провести анкетирование родителей.

В среде обучения детского сада необходимо использовать образовательные инструменты и методы, учитывающие специфику пола.

Настаивайте на соблюдении ребенком дисциплины дома, а также выполнении им ежедневных ритуалов и распорядка дня. Если ребенку требуется помощь при выполнении домашних заданий, оказывайте ее.

Сформируйте ежедневные ритуалы чтения, читайте малышам, а затем (как только они сами научатся читать) позволяйте им читать вам в течение некоторого времени, отведенного для чтения.

Дома придумайте свои математические игры для развития математического и пространственного восприятия.

Хвалите детей чаще, чем вы считаете нужным, особенно за хорошо выполненные действия.

Для мальчиков

  • 1. Учите мальчиков шитью и вышивке бисером, чтобы сформировать у мальчиков мелкую моторику (область, где они проигрывают девочкам).
  • 2. Сделайте все игрушки доступными для «экспериментирования» с ними (многоэлементные строительные конструкторы и другие).
  • 3. Давайте указания не менее чем в течение минуты, прежде чем приступить к действиям.
  • 4. Учите мальчиков выражать свои чувства (на «доске чувств» разместите «рожицы», дайте возможность узнавать свои, а потом сравнивать и обсуждать эти чувства). Учите пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами, например: «Мне не нравится, когда ты бьешь меня».
  • 5. Для мальчиков значимо общение с мужчинами. Для нормального протекания полоролевой социализации, идентификации мальчикам общение с мужчинами очень значимо и важно. Присутствие старшеклассников, дядей, мужчин желательно на детских праздниках.
  • 6. Поощряйте и направляйте активность мальчиков в конкретные дела: например, убрать игрушки, переставить стульчики после занятий в учебном помещении, помощь в перестановке мебели и помощь другим детям в учебе и занятиях.

Для девочек

  • 1. Поощряйте игры с мячом и другие подвижные игры. Они помогают девочкам развивать крупную моторику (область, где девочки относительно слабы).
  • 2. Используйте воду и песок, чтобы можно было практически осуществлять «научные эксперименты».
  • 3. Организуйте группы и команды, в которых девочки будут учиться лидерству. При общении друг с другом учите детей приводить свои аргументы.
  • 4. Постройте в учебном помещении площадку с безопасными ступеньками и стимулируйте девочек забираться наверх; иным образом экспериментируйте с трехмерным пространством.
  • 5. Используйте головоломки и разные пособия для обучения математике; это заставляет мозг делать математику конкретной и особенно помогает девочкам (или мальчикам), которым не даются математические вычисления и конструирование.
  • 6. Поощряйте активность и энергичность девочек, которая может оказаться спрятанной из-за того, что доминируют несколько горластых мальчиков; помогите этим девочкам стать лидерами.

Рекомендации, но оптимизации обучения мальчиков и девочек в начальной школе.

Для мальчиков

  • 1. Учитывайте особенности темпа деятельности мальчиков (они медлительнее девочек).
  • 2. При необходимости групповой работы составляйте группы, состоящие только из мальчиков.
  • 3. Разрешайте мальчикам двигаться и вовлекайте их в физическую деятельность (от объятий и дружеских прикосновений в соответствующих случаю до борцовской возни на переменах).
  • 4. В классе предлагайте больше рассказывать и придумывать различные истории, развивая воображение и вербальные навыки.
  • 5. Давайте мальчикам разные вещи пощупать, потрогать для развития тактильного восприятия, что способствует развитию письма и чтения.
  • 6. Направляйте чрезмерно высокую энергию активных мальчиков в позитивное русло учебы и воспитание характера.
  • 7. Обращайте особое внимание на более чувствительных, менее соревновательных и менее агрессивных мальчиков в классе.

Для девочек

  • 1. Азам математики учите девочек с помощью наглядных пособий и учебных предметов, помня при этом и об абстрактных вещах (графики, таблицы и ир.).
  • 2. Стимулируйте интерес к различной технике, компьютерам, Интернету, помня, что интенсивное пользование компьютером до 9-летнего возраста может оказаться вредным для развития мозга.
  • 3. На уроках математики и естественно-научных дисциплин для освоения математических расчетов и понимания научных данных совмещайте деятельность девочек с оформлением записей в тетради, чтобы девочки могли использовать свое преимущество в письме.
  • 4. Стимулируйте здоровую соревновательность девочек в разных видах деятельности.
  • 5. При необходимости групповой работы составляйте группы, состоящие только из девочек.
  • 6. Подбадривайте девочек и поддерживайте в них убежденность, что учителя ждут от них многого.

Рекомендации по оптимизации обучения мальчиков и девочек подросткового возраста.

  • 1. Учителя должны знать о влиянии полового созревания на психическое развитие подростков мальчиков и девочек.
  • 2. Воспитание характера становится важной задачей, особенно на фоне начинающегося пубертата. Уделяйте этому должное внимание.
  • 3. Предлагайте мальчикам модели поведения, соответствующие эталону мужского поведения (мужчины, которого уважают за поступки и ум).
  • 4. Переадресуйте агрессивность в русло сосредоточенности, внимания и созидания.

Обобщая, можно сказать следующее:

  • 1. В целом у девочек более высокая академическая успеваемость в начальной школе. Но в определенных условиях мальчики могут быть столь же и даже более успешны, чем девочки.
  • 2. Несмотря на гендерные различия между мальчиками и девочками, на наш взгляд, ведущим фактором обучения является сама система обучения и воспитания. Она включает непосредственно программы обучения, педагогические технологии урочной и внеурочной деятельности, а также мало контролируемые и мало изученные факторы воздействия личности учителя: его индивидуальный стиль преподавания, личностные особенности, в том числе гендерные предпочтения (кому-то комфортно работать с мальчиками, а кому-то — с девочками).
  • 3. Ориентированные на праворуких детей традиционные формы и методы обучения создают определенные сложности для обучения леворуких, правополушарных детей. Специфика развития восприятия, мыслительной деятельности, эмоционального реагирования, стратегий поведения должна осознаваться и пониматься учителем и использоваться в преподавании, опираясь на сильные стороны каждого ученика. Процесс обучения девочки и мальчика должен учитывать их индивидуальные особенности.
  • [1] Кабаева В. М. Психологическая поддержка мальчиков и девочекв адаптационный период // Психология образования: подготовка кадрови психологическое просвещение (Москва, 13—15 декабря 2007 г.). Материалы IV Национальной научно-практической конференции. М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образованияРоссии», 2007. С. 370−372.
  • [2] Раздельное обучение мальчиков и девочек «за» и «против» [Электронный ресурс]. 1ЖЬ: http://studiorum.in.ua/component/content/article/12-поп-8с1ю1ае-8е4-укае-418ст1и8-/304—чя-ця
  • [3] Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному! = Boys and girlslearn differently!: руководство для педагогов и родителей: пер. с англ. М.:ACT, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой