Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика уровня субъективного контроля (УСК)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естественно, возникает вопрос: насколько фатален результат данного теста? Есть ли у «побежденного» или просто человека с чрезмерно низким или высоким УСК (значением по шкале 1) шанс измениться, научиться более адекватно воспринимать жизнь и учитывать собственные ошибки? Вообще говоря, «жизненный сценарий» закладывается в детстве, в значительной степени под влиянием родителей, и изменить его… Читать ещё >

Диагностика уровня субъективного контроля (УСК) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мотивационная сфера человека включает в себя также субъективное мнение человека о том, что больше влияет на его жизнь — его собственные действия или же внешние, не зависящие от него обстоятельства — другие люди, случайность и т. п. (см.: Практическая психодиагностика, 1999). То, насколько человек склонен считать себя и свои действия причиной происходящего с ним и соответственно брать на себя ответственность за результат, называется уровнем субъективного контроля (УСК). Эта оценка роли собственных усилий и внешних обстоятельств не зависит от конкретных событий и ситуаций, с которыми сталкивается человек, поэтому сведения об УСК важны в самых разных областях жизни (см.: Рамендик Д. М., Рамендик М. Г., 2001).

Для определения УСК в НИИ им. В. М. Бехтерева разработан специальный опросник. Он отличается от подобных методик, впервые созданных в 1960;х гг. в США (определение локуса контроля), хотя исходит из сходных теоретических предпосылок.

Тест для определения уровня субъективного контроля (УСК) (по Эткинду)

Инструкция: «Вам будут предложены 44 вопроса. Каждый вопрос представляет собой утверждение, и вам нужно указать степень своего согласия с ним. Записывайте номер каждого вопроса и ответ на него. Отвечайте не задумываясь и по возможности искренне. Возможны шесть вариантов ответов.

  • 1. Совершенно согласен.
  • 2. Согласен.
  • 3. Скорее согласен.
  • 4. Скорее не согласен.
  • 5. Не согласен.
  • 6. Совершенно не согласен".

Текст опросника

  • 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
  • 2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
  • 3. Болезнь—дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
  • 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
  • 5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
  • 6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
  • 7. Внешние обстоятельства влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
  • 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
  • 9. Как правило, руководство более эффективно, когда полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
  • 10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
  • 11. Когда я строю планы, я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
  • 12. То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
  • 13. Правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
  • 14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить семейную жизнь, все равно не смогут.
  • 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
  • 16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
  • 17. Думаю, что случай или судьба не играет важной роли в моей жизни.
  • 18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
  • 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
  • 20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
  • 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
  • 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
  • 23. Я думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
  • 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
  • 25. В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
  • 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
  • 27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
  • 28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию детей часто оказываются бесполезными.
  • 29. Все, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
  • 30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
  • 31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточного усердия.
  • 32. Чаще всего мне удается добиться от членов моей семьи того, чего я хочу.
  • 33. В неприятностях и неудачах в моей жизни чаще были виноваты другие люди, чем я.
  • 34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
  • 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
  • 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
  • 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
  • 38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
  • 39. Я всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
  • 40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
  • 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
  • 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя самих.
  • 43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
  • 44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка и интерпретация результатов

Подсчет значений по шкалам (которых здесь семь) производится по ключу таблицы.

Для каждого из вопросов, номер которого указан в верхней строке таблицы 1 для данной шкалы (+), следует прибавить к ее значению соответственно 1, 2 и 3 для ответов «Скорее согласен», «Согласен» и «Совершенно согласен», или же вычесть соответственно 1, 2 и 3 для ответов «Скорее не согласен», «Не согласен» и «Совершенно не согласен».

Если же номер вопроса расположен в нижней строке (—), то, наоборот, для каждого указанного там вопроса следует прибавить к значению шкалы 1, 2 и 3 для ответов соответственно «Скорее не согласен», «Не согласен» и «Совершенно не согласен» или вычесть соответственно 1, 2 и 3 для ответов «Скорее согласен», «Согласен» и «Совершенно согласен». Один и тот же вопрос может использоваться в нескольких шкалах.

Ключ

Шкала 1 +.

2, 4, 11, 12; 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.

;

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.

Шкала 2 +.

12, 15, 27, 32, 36, 37.

;

1, 5, 6, 14, 26, 43.

Шкала 3 +.

2, 4, 20, 31, 42, 44.

;

7, 24, 33, 38, 40, 41.

Шкала 4 +.

2, 16, 20, 32, 37.

;

7, 14, 26, 28, 41.

Шкала 5 +.

19, 22, 25, 31, 42.

;

1, 9, 10, 24, 30.

Шкала 6 +.

4, 27.

;

6, 38.

Шкала 7 +.

13, 34.

;

3, 23.

В результате получены абсолютные («сырые») значения шкал, их следует перевести в стандартные относительные значения — стены. Это делается для того, чтобы интерпретировать результат с учетом значений, характерных для большинства людей. Произвести перевод «сырых» значений в стены довольно просто — нужно обратиться к следующей таблице. Каждая из ее строк соответствует шкале. Найдя в этой строке тот интервал, в который входит абсолютное значение данной шкалы, вы увидите в заголовке соответствующего столбца число от 1 до 10. Это и есть окончательное значение для данной шкалы. Следует найти такие значения для всех шкал и записать их: по ним и будет проводиться интерпретация.

Шкала 1 от.

— 132.

— 13.

— 2.

ДО.

— 14.

— 3.

Шкала 2 от.

— 36.

— 10.

— 6.

— 2.

до.

— 11.

— 7.

— 3.

Шкала 3 от.

— 36.

— 7.

— 3.

до.

— 8.

— 4.

Шкала 4 от.

— 30.

— 11.

— 7.

— 4.

ДО.

— 12.

— 8.

— 5.

— 1.

Шкала 5 от.

— 30.

— 4.

ДО.

— 5.

— 1.

Шкала 6 от.

— 12.

— 6.

— 4.

— 2.

ДО.

— 7.

— 5.

— 3.

— 1.

Шкала 7 от.

— 12.

— 5.

— 3.

— 1.

ДО.

— 6.

— 4.

— 2.

Например, если «сырое» значение по шкале 1 равно 0, то в стенах будет 3 балла (интервал от -2 до 9), а «сырое» значение, равное О по шкале 5, даст в стенах 5 баллов (интервал 0—1).

Каждая из шкал обозначает УСК в определенной области (т. е. в тех или иных жизненных ситуациях). 5 баллов принимается за среднее, т. е. человек считает происходящее с ним в равной степени зависящим как от него, так и от обстоятельств. Чем больше оценка по шкале превышает 5 баллов, тем больше человек видит в ситуациях, соответствующих этой шкале, зависимость именно от своих действий. Чем меньше баллов набрал человек по шкале, тем ему соответственно видится более значимым влияние не зависящих от него внешних факторов, в частности поведения остальных людей. Для наглядности результаты можно представить в графической форме: по оси X отложить шкалы, по оси У — их значения в стенах; на уровне 5 стенов провести горизонтальную линию и анализировать, значения каких шкал оказались выше или ниже ее.

Шкала 1 характеризует общий УСК, средний для любой жизненной ситуации.

Шкала 2 показывает УСК для успехов, т. е. для тех жизненных ситуаций, которые человек воспринимает как успехи. При высоком значении по этой шкале человек считает, что своих успехов добился в основном сам, а при низком — что ему «повезло».

Шкала 3 показывает УСК для неудач. При высоком значении по ней человек обвиняет в своих неудачах в основном себя, а при низком — обстоятельства.

Остальные шкалы говорят об УСК в определенных областях жизни человека. Шкала 4 касается семейных отношений (и в меньшей степени — вообще отношений с самыми близкими людьми), и «внешними обстоятельствами» здесь являются все остальные члены семьи.

Шкала 5 характеризует производственную сферу (карьеру, отношения в коллективе и т. п.). Здесь в качестве внешних обстоятельств выступает, в частности, руководство. Низкие значения по этой шкале естественны для студентов и вообще людей, только начинающих свой профессиональный путь. В противном случае такая оценка указывает на внутренний или внешний конфликт.

Шкала 6 касается неформальных отношений с людьми (в основном вне семьи).

Наконец, шкала 7 показывает УСК в области собственного здоровья — при высоком значении по ней человек считает важным для состояния своего здоровья в основном свой образ жизни, а при низком — лекарства, врачей, погоду и т. п.

Особенно важны значения по первым трем шкалам: в некотором смысле они позволяют даже прогнозировать «жизненный сценарий» человека. Как показали специальные исследования, люди со значениями по шкале 1 (общий УСК) от 4 до 8 стенов обучаются в целом быстрее, чем другие: они наиболее способны адекватно оценить, где они ошиблись, а где, наоборот, поступили правильно, и учесть это в дальнейшем. Если значение больше, они обычно не склонны изменять свое поведение, либо считая себя всегда правыми, либо, наоборот, обвиняя себя во всем и впадая по этому поводу в излишнее возбуждение или депрессию. Люди же с меньшими значениями зачастую смирились с тем, что «от них ничего не зависит», и потому не видят смысла изменять свое поведение.

Если значения по шкалам 1 (общий УСК) и 2 (успехи) не менее 4, а по шкале 3 (неудачи) — от 5 до 8 и значения по шкале 3 (неудачи) более высокие, чем по шкале 2 (успехи), то человек, вероятно, имеет «жизненный сценарий победителя». Он склонен наиболее эффективно учиться на собственных ошибках и успехах и потому в дальнейшем, если не «расслабится», будет справляться со своими проблемами все более успешно.

Если же значение по шкале 2 (успехи) как минимум на 2 балла больше, чем значение по шкале 3 (неудачи), то у человека, наоборот, может оказаться «жизненный сценарий побежденного». Любую победу он сочтет своей, а неудачи — невезением и поэтому не заметит ошибок своих и будет их успешно повторять. Статистика трудового травматизма и аварий на производстве показывает, что именно такие люди чаще других попадают во всякого рода «переделки».

Естественно, возникает вопрос: насколько фатален результат данного теста? Есть ли у «побежденного» или просто человека с чрезмерно низким или высоким УСК (значением по шкале 1) шанс измениться, научиться более адекватно воспринимать жизнь и учитывать собственные ошибки? Вообще говоря, «жизненный сценарий» закладывается в детстве, в значительной степени под влиянием родителей, и изменить его во взрослом состоянии довольно трудно. Но, по нашим наблюдениям, это вполне возможно, особенно если человек узнал результаты данного теста и понял, в чем его проблема. Нам известны конкретные случаи, когда молодые люди, узнавшие, что по результатам тестирования они являются потенциальными «побежденными», сумели изменить свою жизненную позицию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой