Диагностика уровня субъективного контроля (УСК)
Естественно, возникает вопрос: насколько фатален результат данного теста? Есть ли у «побежденного» или просто человека с чрезмерно низким или высоким УСК (значением по шкале 1) шанс измениться, научиться более адекватно воспринимать жизнь и учитывать собственные ошибки? Вообще говоря, «жизненный сценарий» закладывается в детстве, в значительной степени под влиянием родителей, и изменить его… Читать ещё >
Диагностика уровня субъективного контроля (УСК) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мотивационная сфера человека включает в себя также субъективное мнение человека о том, что больше влияет на его жизнь — его собственные действия или же внешние, не зависящие от него обстоятельства — другие люди, случайность и т. п. (см.: Практическая психодиагностика, 1999). То, насколько человек склонен считать себя и свои действия причиной происходящего с ним и соответственно брать на себя ответственность за результат, называется уровнем субъективного контроля (УСК). Эта оценка роли собственных усилий и внешних обстоятельств не зависит от конкретных событий и ситуаций, с которыми сталкивается человек, поэтому сведения об УСК важны в самых разных областях жизни (см.: Рамендик Д. М., Рамендик М. Г., 2001).
Для определения УСК в НИИ им. В. М. Бехтерева разработан специальный опросник. Он отличается от подобных методик, впервые созданных в 1960;х гг. в США (определение локуса контроля), хотя исходит из сходных теоретических предпосылок.
Тест для определения уровня субъективного контроля (УСК) (по Эткинду)
Инструкция: «Вам будут предложены 44 вопроса. Каждый вопрос представляет собой утверждение, и вам нужно указать степень своего согласия с ним. Записывайте номер каждого вопроса и ответ на него. Отвечайте не задумываясь и по возможности искренне. Возможны шесть вариантов ответов.
- 1. Совершенно согласен.
- 2. Согласен.
- 3. Скорее согласен.
- 4. Скорее не согласен.
- 5. Не согласен.
- 6. Совершенно не согласен".
Текст опросника
- 1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- 2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- 3. Болезнь—дело случая, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- 4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- 5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- 6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
- 7. Внешние обстоятельства влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
- 8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- 9. Как правило, руководство более эффективно, когда полностью контролируют действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.
- 10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
- 11. Когда я строю планы, я, в общем, верю, что смогу осуществить их.
- 12. То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- 13. Правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
- 14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить семейную жизнь, все равно не смогут.
- 15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- 16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- 17. Думаю, что случай или судьба не играет важной роли в моей жизни.
- 18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- 19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
- 20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- 21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- 22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
- 23. Я думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- 24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
- 25. В конце концов за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- 26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
- 27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- 28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию детей часто оказываются бесполезными.
- 29. Все, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.
- 30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.
- 31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточного усердия.
- 32. Чаще всего мне удается добиться от членов моей семьи того, чего я хочу.
- 33. В неприятностях и неудачах в моей жизни чаще были виноваты другие люди, чем я.
- 34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
- 35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
- 36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- 37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
- 38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- 39. Я всегда предпочитаю принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
- 40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
- 41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
- 42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя самих.
- 43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- 44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Подсчет значений по шкалам (которых здесь семь) производится по ключу таблицы.
Для каждого из вопросов, номер которого указан в верхней строке таблицы 1 для данной шкалы (+), следует прибавить к ее значению соответственно 1, 2 и 3 для ответов «Скорее согласен», «Согласен» и «Совершенно согласен», или же вычесть соответственно 1, 2 и 3 для ответов «Скорее не согласен», «Не согласен» и «Совершенно не согласен».
Если же номер вопроса расположен в нижней строке (—), то, наоборот, для каждого указанного там вопроса следует прибавить к значению шкалы 1, 2 и 3 для ответов соответственно «Скорее не согласен», «Не согласен» и «Совершенно не согласен» или вычесть соответственно 1, 2 и 3 для ответов «Скорее согласен», «Согласен» и «Совершенно согласен». Один и тот же вопрос может использоваться в нескольких шкалах.
Ключ
Шкала 1 +. | 2, 4, 11, 12; 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44. |
; | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43. |
Шкала 2 +. | 12, 15, 27, 32, 36, 37. |
; | 1, 5, 6, 14, 26, 43. |
Шкала 3 +. | 2, 4, 20, 31, 42, 44. |
; | 7, 24, 33, 38, 40, 41. |
Шкала 4 +. | 2, 16, 20, 32, 37. |
; | 7, 14, 26, 28, 41. |
Шкала 5 +. | 19, 22, 25, 31, 42. |
; | 1, 9, 10, 24, 30. |
Шкала 6 +. | 4, 27. |
; | 6, 38. |
Шкала 7 +. | 13, 34. |
; | 3, 23. |
В результате получены абсолютные («сырые») значения шкал, их следует перевести в стандартные относительные значения — стены. Это делается для того, чтобы интерпретировать результат с учетом значений, характерных для большинства людей. Произвести перевод «сырых» значений в стены довольно просто — нужно обратиться к следующей таблице. Каждая из ее строк соответствует шкале. Найдя в этой строке тот интервал, в который входит абсолютное значение данной шкалы, вы увидите в заголовке соответствующего столбца число от 1 до 10. Это и есть окончательное значение для данной шкалы. Следует найти такие значения для всех шкал и записать их: по ним и будет проводиться интерпретация.
Шкала 1 от. | — 132. | — 13. | — 2. | |||||||
ДО. | — 14. | — 3. |
Шкала 2 от. | — 36. | — 10. | — 6. | — 2. | ||||||
до. | — 11. | — 7. | — 3. | |||||||
Шкала 3 от. | — 36. | — 7. | — 3. | |||||||
до. | — 8. | — 4. | ||||||||
Шкала 4 от. | — 30. | — 11. | — 7. | — 4. | ||||||
ДО. | — 12. | — 8. | — 5. | — 1. | ||||||
Шкала 5 от. | — 30. | — 4. | ||||||||
ДО. | — 5. | — 1. | ||||||||
Шкала 6 от. | — 12. | — 6. | — 4. | — 2. | ||||||
ДО. | — 7. | — 5. | — 3. | — 1. | ||||||
Шкала 7 от. | — 12. | — 5. | — 3. | — 1. | ||||||
ДО. | — 6. | — 4. | — 2. |
Например, если «сырое» значение по шкале 1 равно 0, то в стенах будет 3 балла (интервал от -2 до 9), а «сырое» значение, равное О по шкале 5, даст в стенах 5 баллов (интервал 0—1).
Каждая из шкал обозначает УСК в определенной области (т. е. в тех или иных жизненных ситуациях). 5 баллов принимается за среднее, т. е. человек считает происходящее с ним в равной степени зависящим как от него, так и от обстоятельств. Чем больше оценка по шкале превышает 5 баллов, тем больше человек видит в ситуациях, соответствующих этой шкале, зависимость именно от своих действий. Чем меньше баллов набрал человек по шкале, тем ему соответственно видится более значимым влияние не зависящих от него внешних факторов, в частности поведения остальных людей. Для наглядности результаты можно представить в графической форме: по оси X отложить шкалы, по оси У — их значения в стенах; на уровне 5 стенов провести горизонтальную линию и анализировать, значения каких шкал оказались выше или ниже ее.
Шкала 1 характеризует общий УСК, средний для любой жизненной ситуации.
Шкала 2 показывает УСК для успехов, т. е. для тех жизненных ситуаций, которые человек воспринимает как успехи. При высоком значении по этой шкале человек считает, что своих успехов добился в основном сам, а при низком — что ему «повезло».
Шкала 3 показывает УСК для неудач. При высоком значении по ней человек обвиняет в своих неудачах в основном себя, а при низком — обстоятельства.
Остальные шкалы говорят об УСК в определенных областях жизни человека. Шкала 4 касается семейных отношений (и в меньшей степени — вообще отношений с самыми близкими людьми), и «внешними обстоятельствами» здесь являются все остальные члены семьи.
Шкала 5 характеризует производственную сферу (карьеру, отношения в коллективе и т. п.). Здесь в качестве внешних обстоятельств выступает, в частности, руководство. Низкие значения по этой шкале естественны для студентов и вообще людей, только начинающих свой профессиональный путь. В противном случае такая оценка указывает на внутренний или внешний конфликт.
Шкала 6 касается неформальных отношений с людьми (в основном вне семьи).
Наконец, шкала 7 показывает УСК в области собственного здоровья — при высоком значении по ней человек считает важным для состояния своего здоровья в основном свой образ жизни, а при низком — лекарства, врачей, погоду и т. п.
Особенно важны значения по первым трем шкалам: в некотором смысле они позволяют даже прогнозировать «жизненный сценарий» человека. Как показали специальные исследования, люди со значениями по шкале 1 (общий УСК) от 4 до 8 стенов обучаются в целом быстрее, чем другие: они наиболее способны адекватно оценить, где они ошиблись, а где, наоборот, поступили правильно, и учесть это в дальнейшем. Если значение больше, они обычно не склонны изменять свое поведение, либо считая себя всегда правыми, либо, наоборот, обвиняя себя во всем и впадая по этому поводу в излишнее возбуждение или депрессию. Люди же с меньшими значениями зачастую смирились с тем, что «от них ничего не зависит», и потому не видят смысла изменять свое поведение.
Если значения по шкалам 1 (общий УСК) и 2 (успехи) не менее 4, а по шкале 3 (неудачи) — от 5 до 8 и значения по шкале 3 (неудачи) более высокие, чем по шкале 2 (успехи), то человек, вероятно, имеет «жизненный сценарий победителя». Он склонен наиболее эффективно учиться на собственных ошибках и успехах и потому в дальнейшем, если не «расслабится», будет справляться со своими проблемами все более успешно.
Если же значение по шкале 2 (успехи) как минимум на 2 балла больше, чем значение по шкале 3 (неудачи), то у человека, наоборот, может оказаться «жизненный сценарий побежденного». Любую победу он сочтет своей, а неудачи — невезением и поэтому не заметит ошибок своих и будет их успешно повторять. Статистика трудового травматизма и аварий на производстве показывает, что именно такие люди чаще других попадают во всякого рода «переделки».
Естественно, возникает вопрос: насколько фатален результат данного теста? Есть ли у «побежденного» или просто человека с чрезмерно низким или высоким УСК (значением по шкале 1) шанс измениться, научиться более адекватно воспринимать жизнь и учитывать собственные ошибки? Вообще говоря, «жизненный сценарий» закладывается в детстве, в значительной степени под влиянием родителей, и изменить его во взрослом состоянии довольно трудно. Но, по нашим наблюдениям, это вполне возможно, особенно если человек узнал результаты данного теста и понял, в чем его проблема. Нам известны конкретные случаи, когда молодые люди, узнавшие, что по результатам тестирования они являются потенциальными «побежденными», сумели изменить свою жизненную позицию.