Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Общая психология. 
Теоретические основы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психология человека" представляет собой интегративную учебную дисциплину, предназначенную для общетеоретической подготовки практических психологов, профессионально работающих в различных областях человеческой деятельности, а также для учителей и представителей других профессий, где знания психологии человека являются важным компонентом их профессиональной компетенции. Первый вариант программы… Читать ещё >

Предисловие. Общая психология. Теоретические основы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данном учебнике представлен авторский подход к преподаванию общей психологии, представленной в парадигме новой отрасли знания «психологии человека». «Психология человека» — это, но сути, новое название курса «Общая психология». Данное название появилось вместе с необходимостью интерпретировать многоотраслевые знания современной психологической науки как системное и целостное представление о психической организации человека и особенностях его психологии для нужд их практического использования учителями и практическими психологами в емкой и завершенной форме. Сразу же отметим, что идее целостного подхода к психологии человека мы обязаны Б. Г. Ананьеву. Кроме того, при написании учебника использовались материалы учебного пособия: Панферов, В. Н. Общая психология. СПб., 2000.

«Общая психология» излагает научные представления о психике как функции мозга, а в «психологии человека» эти представления дополнены описанием форм проявления психической деятельности человека и его конкретных психологических качеств. В результате теоретические знания психологической науки в обобщенном виде экстраполируются на практику взаимодействия человека с объектами внешнего мира и с самим собой, где эти качества обнаруживают себя в предметной деятельности человека, его поступках, поведении и даже во внешнем облике. Эти формы субъектной активности являются прямым воплощением потенциала телесно-психической организации человека и поэтому воспринимаются при их неизменной оценке как внешне выраженные показатели психологических качеств исполнителей деятельности.

Это дает основание сформулировать новую парадигму для современной психологической науки, суть которой в том, что психика — не только функция мозга, но и инструмент взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. В этом взаимодействии происходит отчуждение внутреннего потенциала психики во внешних предметно-практических формах. Результатом такого взаимодействия являются не только продукты материальной деятельности, но и объективированные в них психологические качества субъекта.

В общей психологии знания о психике излагаются без принадлежности их к живущему и действующему человеку, сами по себе (абстрактно), а в психологии человека эти знания рассматриваются как механизм психической деятельности, которую совершает человек в качестве субъекта взаимодействия с миром вещей и людей. В этом контексте психология человека является качественной характеристикой телесно-психического потенциала личности.

В общей психологии знания о психике представлены раздробленно (дифференцированно) но отдельным процессам, функциям, состояниям, свойствам, а в психологии человека эти же знания соединены (интегрированы) в целостные конструкты психической организации человека. В их числе следующие: конструкт взаимосвязи субъектных и объектных признаков человека как атрибутов его телесной и психической организации; конструкт соматических, психических и психологических свойств человека; конструкт имплицитных функций человека; конструкт эксплицитных функций человека; конструкт классификации структурных компонентов психики; конструкт структурной организации психики в процессе интериоризации; конструкт структурной организации психики в процессе экстериоризации и другие, относящиеся к формам проявления психических свойств человека и интегративным психическим образованиям.

В ряду форм проявления психического рассматриваются телесные движения и внешний облик человека, его действия и деятельность, поступки и поведение. Это — формы материальной объективации психики.

В ряду основных интегративных психических образований речь идет о мотивационных, аффективных, психодинамических, регуляторных, сенсорно-перцептивных, мнемических, интеллектуальных, рефлексивных, психомоторных, креативных, коммуникативно-речевых, нравственных психических образованиях человека. Это — формы интегрального синтеза всех потенциальных свойств психики в ее целостных структурных проявлениях.

При изложении научных знаний в общей психологии преобладает индуктивно-аналитическая логика (движение мысли от частного к общему), а в психологии человека — дедуктивно-интегративная логика (движение мысли от общего к частному). Первый ход мысли продуктивней в научноисследовательской деятельности, а второй — в учебно-познавательной.

Общая психология выстраивалась С. Л. Рубинштейном посредством обобщения достижений экспериментальной науки первой половины XX в. Психология человека создается на основе идей целостного подхода Б. Г. Ананьева, который очеловечивает классическое знание психологической науки в терминах «человекознание», «субъект деятельности», «индивидуальность», «индивид», «личность». К этому неизбежно подталкивало бурное развитие прикладной и практической психологии в середине и второй половине XX в.

Между общей психологией и психологией человека есть и другие отличия, касающиеся методологии (способов изложения) научно-психологических знаний, о чем еще будет сказано в данном учебнике. При всех видимых и скрытых различиях общим и единым для них является содержание научно-психологического знания, которое составляет общепредметную основу всей психологической науки.

«Психология человека» представляет собой интегративную учебную дисциплину, предназначенную для общетеоретической подготовки практических психологов, профессионально работающих в различных областях человеческой деятельности, а также для учителей и представителей других профессий, где знания психологии человека являются важным компонентом их профессиональной компетенции. Первый вариант программы данной учебной дисциплины был опубликован в 1992 г. Этому предшествовали общественные запросы на доступность в понимании практического смысла научно-психологического знания широкой общественностью и в ряде профессий, где психологические знания являются профессионально важным компонентом квалификации (в педагогической, управленческой и политической деятельности в первую очередь). В 1990 г. на республиканском семинаре-совещании нами была высказана идея о разработке трех интегративных учебных дисциплин («Психология человека», «Психология взаимодействия людей», «Психология развития человека») для подготовки прежде всего практических психологов и учителей. Идея получила положительный отклик у коллег, но реализовать ее в соответствии с замыслом удалось только усилиями сотрудников кафедры психологии человека в РГПУ им. Л. И. Герцена.

Психология человека в нашей версии является не отдельной отраслью психологической науки, а интегральным синтезом психологических знаний о человеке из различных ее отраслей и других наук вокруг названных конструктов психической организации человека. Появление этой программы связано с подготовкой практических психологов, начавшейся в 1991 г. в РГПУ им. А. И. Герцена как ответ на общественную потребность в психологической поддержке людей в условиях радикальных преобразований жизни в нашей стране.

Практический психолог является специалистом широкого плана. Его работа связана не только с детьми, но и со взрослыми, не только со школой и детскими образовательными учреждениями, но и со всеми другими социальными организациями, так как пи школа, пи дети не изолированы от общества. Более того, хорошо известно, что все детские проблемы — это проблемы взрослых, которые они «трансплантируют» в сознание своих детей. Именно с этими проблемами имеет дело психолог на практике. Однако, чтобы разбираться в них профессионально, ему необходимы фундаментальные знания о психической организации человека, а также о «технологиях» психологического воздействия, психологической коррекции, помощи и психотерапии.

Практический психолог в своей профессиональной деятельности имеет дело с целостным проявлением психологии человека и поэтому нуждается в интегрированном представлении о многообразных психических свойствах, которые психологическая наука изучает по отдельности, поставляя нам частные знания о психических процессах, функциях и состояниях. Поэтому главная задача данной учебной дисциплины состоит в выработке целостного представления о психологии человека.

Для решения этой задачи необходима методология, которая обеспечивала бы реализацию целостного подхода к проблеме человека. Такая методология предполагает философские допущения в рассуждениях о человеке с опорой на систему аналитических знаний о нем, содержащихся в частных науках.

Соединение философской и научно-аналитической методологии, в свою очередь, предполагает поиск новых принципов и посылок для интегральной систематизации знаний о человеке. Именно это предопределило особенности изложения психологии человека в данной работе.

Во-первых, пришлось отказаться от нескончаемых перечислений частных эмпирических фактов психической деятельности, как это принято в позитивистской традиции экспериментальной психологии. Частные знания о психике включаются здесь в широкую картину психической организации и образа человека, его поведения и деятельности. Такой принцип изложения можно назвать принципом образно-психологической реконструкции, однако не в смысле художественной образности, а в смысле воспроизводства целостного представления о психологии человека по частным данным о его различных свойствах, примерно так, как это делают в антропологии, археологии и других исторических науках. Тем не менее такая реконструкция стремится к художественному образу, что несомненно усиливает эффект целостного воспроизводства научных знаний и дидактический эффект в образовании. Употребление метафорических понятий и аргументации по аналогии позволяет обобщать частные знания в образах-понятиях о человеке как индивиде, личности, индивидуальности; субъекте познания, общения, труда и других видов деятельности.

Во-вторых, пришлось искать методологические принципы самой психологической реконструкции образов человека. В их числе:

  • — принцип жизненной детерминации психологии человека;
  • — принцип парадоксальности психологии человека;
  • — принцип объектно-субъектного единства человека;
  • — принцип взаимодействия человека с природой и обществом;
  • — принцип трансформации свойств человека в психологические качества его личности;
  • — принцип объективации телесно-психического потенциала в материальных и виртуальных продуктах психической деятельности.

Принцип жизненной детерминации психического развития человека, формирования его психологии и становления личности заключается в обусловленности этих процессов задачей собственного жизнеобеспечения. Человек использует свой психический потенциал для сохранения собственной жизни, воспроизводства себе подобных, поддержания здоровой биологической, предметной и социальной среды. Он неустанно ищет пути к физическому долголетию и духовному бессмертию. Психика в этих процессах жизнедеятельности человека является своеобразным инструментом универсальной адаптации к изменяющимся условиям жизни.

Принцип парадоксальности психологии человека обнаруживает себя в противоречивой природе его чувств, разума, совести. В нем, как в двуликом Янусе, соединены радость и печаль, блеск ума и мрак безумия, добро и зло. Благими намерениями человек мостит дорогу в ад: атом превращается в бомбу, лекарства — в яд, воспитание — в насилие, свобода — в беспредел, смех — в слезы. Эта естественная двойственность натуры человека обусловлена субъектной произвольностью поведения и деятельности человека, субъективностью восприятия и понимания окружающего мира и себя в нем.

По этим причинам затруднен научный прогноз поведения реальных людей, перспектив их развития и способов воспитания детей, что дает основания считать практическую психологию не только наукой, но и искусством.

Принцип объектно-субъектного единства человека обозначает взаимосвязь и взаимообусловленность его телесной и психической организации. Телесные состояния влияют на психическую деятельность человека, а психические состояния — на деятельность организма. Это единство запечатлено в психосоматике и внешнем облике человека, морфологические и динамические элементы которого являются одновременно и признаками психологических качеств личности, и инструментами выражения внутренних психических состояний. В процессах взаимного восприятия и общения человек всегда находится одновременно в позиции и субъекта, и объекта. Поэтому все, что происходит между людьми, является результатом их взаимных усилий, а следовательно, и взаимной ответственности.

Принцип взаимодействия человека с природой и обществом, данностями внешнего мира, указывает на основной процесс проявления индивидуальной активности, в ходе которого происходит материальная объективация его психических возможностей, актуализация творческого потенциала, самосовершенствование и развитие индивидуальности. Именно процесс взаимодействия человека с объективной реальностью порождает феноменологический ряд психологических явлений, доступных обыденному наблюдению и научному познанию. Такое взаимодействие является источником всех психологических явлений.

Принцип трансформации телесных и психических свойств человека позволяет объяснять закономерности и причины возникновения новых явлений в его психической организации, а также качественные изменения психологии человека.

Трансформация психических свойств, состояний и функций происходит в процессах ассимиляции внешних воздействий и высвобождения психической энергии организма. В результате человек усваивает (интериоризирует) свои отношения с предметным миром и проявляет (экстериоризирует) свои свойства в действиях, поступках, поведении и деятельности, что придает этим свойствам качественную определенность. Человек посредством психического образа уподобляется объекту взаимодействия и через это как бы присваивает его качества. Происходит своеобразное (виртуальное) «перевоплощение и чувственное вживление» в объект взаимодействия. Субъектная активность и субъективность отражения делают этот процесс уникальным в каждом конкретном случае. Неограниченная степень свободы в преобразовании психических свойств бесконечно расширяет адаптивные возможности человека при взаимодействии с любым объектом окружающего мира. В то же время человек преобразует объекты своего взаимодействия по образу и подобию своих виртуальных представлений о них. В результате переработанные и вновь созданные человеком объекты воплощают в себе сущностные свойства субъекта деятельности (психической и материальной одновременно).

Принцип объективации психических свойств и психической деятельности связан с возможностями трансформации внутренних психических состояний и процессов во внешние качественно выраженные формы виртуальной и материальной реальности, которые являются продуктами психической и материально выраженной психологической деятельности.

Основными формами объективации психической и психологической деятельности человека являются мышечные сокращения, телесные движения, внешний облик, предметные действия, поступки, поведение, деятельность и ее продукты, а также информация и знания, представленные в знаковосимволических формах виртуальной реальности. Именно эти формы доступны наблюдению и независимому от субъекта анализу, т. е. познанию со стороны («объективному»). В этих формах человек предстает для других людей как объективная реальность. Следует сказать, что многие ученые обращались к анализу этих форм активности субъекта, но никто до сих пор не посмотрел на них как на формы объективного проявления психологии человека. Это упущение будет восполнено в данном учебнике.

В-третьих, изложение глубинных основ человеческой психологии неизбежно соприкасается с малоприятными сторонами человеческой натуры, что может затронуть моральные чувства читателя. Избегать этого в анатомическом театре человеческой души было бы большим прегрешением перед истиной. Истинное знание о психологии человека всегда наталкивается на темные и нелицеприятные факты нашего поведения. Поэтому мы не можем оставить их незамеченными, но и выпячивать особенно не намерены. Выход на такие факты свидетельствует о приближении научного познания к еще не познанному, что само по себе является расширением проблемного поля науки.

В-четвертых, принцип образной целостности в изложении психологии человека вынуждает обратиться помимо научного знания к другим известным источникам психологических знаний: к произведениям искусства, народному и личному опыту психологического познания. В народном опыте, представленном языком, фольклором, сказками, песнями, пословицами, анекдотами и т. д., отражены практически все закономерные проявления психологии человека в образном и парадоксальном виде. Подчас психологическая наука всего лишь подтверждает существование психологических законов психической деятельности человека.

В-пятых, мы избегаем возможных многочисленных ссылок на научную литературу по тексту, боясь утопить в них логику собственных рассуждений. Однако в конце дается список трудов различных авторов, к которым читатель может всегда обратиться при желании расширить свой кругозор по обсуждаемым проблемам.

Наконец, главное, образ психической организации человека дастся в разных вариантах. Каждый из вариантов представляет собой авторскую композицию психических явлений человека. Это — своеобразные научно-логические «картины» психической организации человека. Каждая из «картин» представляет взгляд на строение психики человека с определенной точки зрения. При этом следует отметить, что каждый из ракурсов уже имеет место в психологической науке, но ни в одном из них нет целостно-логической завершенности в описании психической организации человека, хотя многие элементы уже обозначены. Композиционная логика вынуждает при задаче целостного воспроизводства «картины» психической организации человека прибегнуть к концептуальной форме синтеза имеющихся знаний с недостающими знаниями, но вероятными по смыслу. Поэтому каждая композиция состоит из уже известных и частично изученных психических явлении, представленных в новых логических отношениях, раскрывающих новые и иногда неожиданные смысловые интерпретации известных фактов. Случается, что по каким-то элементам композиции и их связям нет экспериментального материала. Тогда целостность композиционного построения позволяет развернуть научную интерпретацию психических явлений в направлении недостающего знания по логике того или иного конструкта психической организации человека. В этом содержится большой эвристический потенциал реализуемой здесь методологии «интегральной целостности».

В этом подходе мы вместе с сотрудниками, учениками и соавторами стремимся выполнить задачу интегрального синтеза известных явлений психологии человека в целостных композициях его психической организации, прописывая в них логическую взаимосвязь известных категорий психологической науки, уточняя при этом смысловое содержание понятий.

Первая «картина» психической организации человека написана при взгляде на нее через соотношение объектных и субъектных признаков человека (см. композицию 1). Объектные признаки относятся к материальным (телесным) особенностям человеческого организма, а субъектные — к идеальным (психическим). При этом они дифференцированы по основным понятиям о человеке (человеке-индивиде, человеке-личности, человекеиндивидуалыюсти). Основными элементами этой композиции являются признаки человека, которые составляют его специфическое своеобразие.

Вторая «картина» психической организации человека написана при взгляде на нее через понятие о свойствах человека (см. композицию 2). Здесь свойства человека дифференцированы на три класса: соматические, психические, психологические. В свою очередь, соматические свойства дифференцированы на три группы: биохимические, физиологические и анатомические. Психические свойства дифференцированы на два класса: психофизиологические и психофизические. Психологические свойства представляют собой качественное проявление психосоматического синтеза и дифференцируются на рефлексивные, социально-психологические, деятельностно-психологические и духовные.

Третья и четвертая «картины» психической организации человека написаны при взгляде на нес через функции психики (см. композиции 3 и 4). Композиция 3 представляет имплицитные (внутренне присущие) функции психики и их качественную трансформацию в процессах психической деятельности человека.

Композиция 4 посвящена эксплицитным (обусловленным внешним взаимодействием человека) функциям психики и их психологической, социально-психологической и социальной трансформации, а также их личностной ассимиляции в процессах предметно-практического взаимодействия и общения людей.

Далее рассматриваются композиции структурной организации психики. Композиция 5 представляет модель психической деятельности в процессах взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. Композиция 6 посвящена классификации компонентов структуры психики. Композиция 7 дает представление о структурной организации психических образований в процессе интериоризации. Композиция 8 раскрывает структурную организацию психики в процессе внешнего проявления субъектной активности человека (экстериоризации).

Принципиально новым поворотом современной психологии можно считать все нарастающее внимание к формам проявления психического. К этому подталкивают задачи экспериментальной психологии при поиске объективных референтов психических свойств. Осознание форм внешнего проявления психического как материальной объективации психической деятельности сдвигает проблему параллелизма к так называемой объективной психологии в сторону понимания единства внутреннего и внешнего. Различия же между ними — это всего лишь различия в формах проявления психического как процесса объективации.

Парадокс проблемы объективации состоит в том, что она совершается субъектом психической деятельности, которая всегда включена в материальную деятельность человека и его организма. В результате объективация осложнена субъектным вмешательством человека в продукты его деятельности и непроизвольной субъективностью индивидуального психического отражения. Поэтому разобраться в вопросе о соотношениях (долях) субъективного и объективного не представляется возможным в парадигме классического эксперимента, которая неизбежно сводит анализ измеряемых признаков и свойств объекта к логике параллелизма.

Выход из этого тупика классической экспериментальной психологии можно попытаться найти в анализе целостных форм проявления (объективации) психического. Эти формы подразделяются на три класса: идеальные, виртуальные и материальные. Объяснению их своеобразия посвящена соответствующая глава данного учебника.

Стремление к интегральному синтезу разноплановых научно-психологических знаний привело к неизбежному поиску интегративных психических образований. Такие образования постепенно выделяются в прикладной психологии на протяжении ее развития в XX в. В результате к началу XXI в. дифференцировались-интегрировались 12 интегративных психических образований, которым посвящена вторая часть данного учебника.

Каждое из этих психических образований воспроизводит целостность психической организации человека, развернутой к одному из 12 потенциалов психики. Именно прикладную психологию психика интересует как потенциал возможностей человека с большим или меньшим успехом взаимодействовать с миром вещей и людей. Именно такой подход в образовательной стратегии делает научно-психологические знания востребованными для всех людей вместе и каждого человека в отдельности. Именно в этом случае высокая научная теория достигает более ясной научно-практической интерпретации. Это, однако, не снимает с авторов данного учебника ответственности за научную достоверность приведенных здесь знаний.

В результате изучения материала студент должен:

знать

  • • содержание основных понятий общей психологии;
  • • основные теоретические подходы к анализу и описанию общепсихологических феноменов;

уметь

  • • анализировать различные проявления психики;
  • • объяснять разные жизненные ситуации через призму знаний о пси хике и психологии человека;

владеть

• навыками распознания и психологического анализа психических про явлений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой