Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования
Диссертация
Наше исследование дает возможность обсудить некоторые вопросы, касающиеся соотношения образных и логических форм мышления, с новых позиций. Как показал анализ литературных источников, приведенный в главе I настоящей работы, проблема взаимосвязи логического и образного интеллекта широко освещается в психологической литературе. Показано, что в мышлении как детей, так и взрослых людей эти формы… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕЩЕНИЕ
- ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОГИЧЕСКИХ И ОБРАЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
- ГЛАВА 2. НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА
- ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
- 3. 1. Формирование представлении о сериационных отношениях
- 3. 2. Формирование представлений о классификационных отношениях
- ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
Список литературы
- Ленин В.И. Философские тетради. -Поли. собр. соч. М.: Политиздат, 1963, т.29. -782 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПОО, 10 апреля 1984 г. -М.: Политиздат, 1984. -31 с.
- Айдарова Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. -В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966, с.236−310.
- Айдарова Л.И. 0 некоторых психологических аспектах построения курса родного языка. -Воцросы психологии, 1976, J5 3, с.34−47.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. -М.: Педагогика, 1978. -144 с.
- Алексеев А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развиващемся интеллекте ребенка. -В кн.: Проблемы возрастной психологии. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1979, с.3−19.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: Изд-во АПН РОФСР, I960. -486 с.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление. -В кн.: Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе: Изд-во Тадж. Гос. Ун-та, 197I, ч. I, с.9−30.
- Арнхейм Р. Образ и мысль. -В кн.: Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе: Изд-во Тадж. Гос. Ун-та, 197I, ч.1, с.31−50.
- Белоус В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников. -Вопросы психологии, 1978, № 4, с.36−45.
- Белоус В.П. Изучение освоения дошкольниками отношений порядка на примере решения логических задач. Сообщение I.0 психологических особенностях операции сериации у дошкольников. -Новые исследования в психологии, 1978, $ I, с.21−26.
- Белоус В.П. Изучение освоения дошкольниками отношений порядка на примере решения логических задач. Сообщение П. 0 способах решения логических задач дошкольниками. -Новые исследования в психологии, 1978, J6 2, с.55−60.
- Бергер М.А. Об информационно-энергетических характещристиках уровней обобщения мышления. -В кн.: Вопросы общей и прикладной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, с.13−15.
- Бергер М.А. К вопросу об информационно-энергетической природе мышления. -В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 197I, с. 355.
- Бильчугов С.Ю. Роль пропозициональной логики в понимании некоторых физических зависимостей. -В кн.: Психология познавательной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1978, с.19−24.
- Бильчугов С.Ю. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6−7 лет: Автореф. дис. .канд. пси-хол. наук. -М., 1979. -21 с.
- Бурменская Г. В. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка. -Вопросы психологии, 1976, № 4, с. ЮЗ-115.
- Бурменская Г. В. Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1978. -24 с.
- Веккер JI.M. Психические процессы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1976, т.2. -342 с.
- Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. -В кн.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Н. Я. Михайленко. М., 1978, с.32−36.
- Венгер Л.А. 0 некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка. -В кн.: Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/ Под ред. Л. А. Венгера. М., 1980, с.3−14.
- Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию. -Дошкольное воспитание, 1982,3, с.46−52.
- Венгер Л.А. Формирование умственных способностей и умственное развитие ребенка. -В кн.: Особенности и закономерности формирования познавательных способностей детей в процессе воспитательно-образовательной работы. Ереван: Луйс, 1982, с. 1−5.
- Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. -Воцросы психологии, 1983, 2, с.43−50.
- Венгер Н.Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов. -Вопросы психологии, 1970, JS 4, с.77−86.
- Вер ник Э. Ю. Формальные и семантические компоненты решения физических задач. -В кн.: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Знание, 1973, с.137−142.
- Войшвилло Е.К. Понятие. -М.: Изд-во ЖГУ, 1967. -286 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. -Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982, т.2, с.5−361.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. -В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т.1, с.441−469.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». -М.: Изд-во МГУ, 1965. -52 с.
- Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. -Вопросы психологии, 1966, & 4, с.128−135.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. -Вопросы психологии, 1969, Jf I, с. 15−26.
- Гальперин П.Я. Движущие силы развития мышления и логики его этапов. -В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. докл. к У Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977, 4.1″, с. 7.
- Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования. -В кн.: Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978, с.93−110.
- Гарбачаускене М., Григайте Б. И. О роли письменной речи в развитии мышления детей 6−7 лет. -В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. докл. к У Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977, ч.1, с. 8.
- Георгиев Л.С. Формирование полноценных математических понятий и действий у детей. -В кн.: Психология формирования понятий и умственных действий: Материалы ХУШ Международного конгресса по психологии. Симпозиум 24. М., 1966, с.156−165.
- Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1965. -248 с.
- Глотова Г. А. Стихийное освоение знаково-символических систем один из путей в развитии личности дошкольника. -В кн.: Социально-педагогические проблемы формирования личности. Свердловск, 1982, с.27−40.
- Глотова Г. А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1983. -23 с.
- Глотова Г. А., Салмина Н. Г. Знаков о сшв о личе ские средства и их использование в обучении. -В кн.: Психология учебной деятельности школьников: Тез. докл. П Всесоюзной конференции по педагогической психологии. М., 1982, с.117−118.
- Глотова Г. А., Салмина Н. Г. Особенности стихийного осознания детьми семиотического аспекта речи, игры и рисования. -Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология, 1983, № 2, с.47−57.
- Говорова Р.И. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. -Дошкольное воспитание, 1974, № 3, с.45−48.
- Говорова Р.И. Роль моделирования в развитии сюжетно-ролевой игры. -В кн.: Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/ Под ред. Л. А. Венгера.1. М., 1980, с.63−70.
- Говорова Р.И., Васильева Л. Н. Использование наглядных моделей при подготовке детей к сюжетно-ролевой игре. -Дошкольное воспитание, 1979, № 6, с.39−41.
- Годовикова Д.Б. Влияние сферы отношений взрослый-ребенок на его умственное развитие. -В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тез. докл. М., 1976, с.68−71.
- Голубева Л.Р. Развитие и формирование классификации у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Л., 1967. -24 с.
- Гольдер М. Дифференцировка основных свойств вещей и формирование понятий об отношениях классов и подклассов у старших дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1970. -19 с.
- Гурова Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. -Вопросы психологии, 1969, № 5, с.37−45.
- Гурова Л.Л. Семантическая структура эвристических цро-цессов в решении задач. -В кн.: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Знание, 1973, с.122−127.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. -Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1976. -328 с.
- Давидов В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике. -В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1966, с.104−189.
- Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста. -Дошкольное воспитание, 1970, J6 4, с.50−54.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. -424 с.
- Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. -В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982, с.10−2I.
- Давыдов В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные воцросы современной психологии детей младшего школьного возраста. -В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с.180−205.
- Дадоджанов Я. Формирование действия моделирования в учебной деятельности (на материале геометрии): Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1981. -19 с.
- Л.А.Венгера. М., 1980, с.47−55.
- Елфимова Н.В. Психологические механизмы обобщения у нормальных и умственно отсталых детей. -В кн.: Проблемы уцрав-ления учебно-воспитательным процессом. М.: Изд-во МГУ, 1977, с.53−66.
- Ендовицкая Т.В. 0 звуковысотной различительной чувствительности у детей дошкольного возраста. -Доклады АПН РСФСР, 1959, № 5, с.75−80.
- Жинкин Н.И. 0 кодовых переходах во внутренней речи. -Воцросы языкознания, 1964, № 6, с.26−38.
- ЗЕурова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. -2-е изд. -М.: Педагогика, 1978. -152 с. 64. 2£урова Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
- В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1963, с.213−227.
- Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во МГУ, 1968. -238 с.
- Зак А. З. Моделирование собственного способа действия как необходимая предпосылка теоретического решения задач.-В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1976, вып. 2, с.169−174.
- Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд.пси-хол. наук. -М., 1976. -16 с.
- Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. -Дошкольное воспитание, 1972, й 4, с.37−42.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. -В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978, с.243−267.
- Запорожец А.В. Основные цроблемы онтогенеза психики. -В кн.: Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978, с.4−51.
- Захарова А.В., Боиманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. -В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982, с.152−163.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие. -Вопросы психологии, 1971, № 6, с.27−42.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. -Вопросы психологии, 1973, 2, с.3−14.
- Зыков Е.В. Конкретные опоры в формировании абстрактных понятий при программированном обучении. -В кн.: Проблемы программированного обучения. Владимир, 1976, с.42−47.
- Зыков Е.В. Психологические особенности использования моделей как опор при усвоении знаний высокого уровня абстрактности и обобщенности- Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1980. -24 с.
- Исследование развития познавательной деятельности/ Под ред. Дж.Брунера. -М.: Просвещение, 197I. -390 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. -М.: Просвещение, 1962. -376 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.: Просвещение, 1968. -288 с.
- Карпова С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. -М.: Изд-во МГУ, 1978. -166 с.
- Клаус Г. Кибернетика и философия. -М.: ИМ, 1963. -531 с.
- Комарова Э.С. Формирование у дошкольников умений действовать в плане представлений: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1978. -25 с.
- Конштамм Г. А. Обучение мыслительным операциям детей, находящихся на «дооперациональной стадии развития». -Советская педагогика, 1967, № I, с.33−35.
- Корнеева Г. А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста. -В кн.: Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Подцьякова. М.: Педагогика, 1972, с. 228−244.
- Корнеева Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. -Воцросы психологии, 1978, 2, с.91−10I.
- Косма Т.В. Влияние обучения на развитие действия классификации у младших школьников. -Вопросы психологии, 1964,3, с.65−74.
- Котетишвили И.В. К овладению отношением целого и части у детей 5−6 лет. -В кн.: Материалы Ш Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1968, т.2, с.29−30.
- Котетишвили И.В. 0 роли языка в формировании логических цроцессов у дошкольников. -В кн.: Психологические исследования. Тбилиси: Мецниереба, 197I, т.2, с.99−105.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. -М.: Прогресс, 1977. -262 с.
- Кочергин А.Н. Философские воцросы моделирования функций мозга. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1973. -252 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. -303 с.
- Лаврентьева Т.В. Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями. -Дошкольное воспитание, 1983, № 7, с.35−38.
- Ладывир С.А. Формирование логического понятия класса однородных предметов у детей дошкольного возраста. -В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 197I, с.83−84.
- Левинова Л.А. Формирование понятия транзитивности отношений величин у детей в дошкольном возрасте. -В кн.: Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972, с.245−252.
- Леон Лоренсо С. Роль овладения графическим планированием конструкции в умственном развитии детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1980. -21 с.
- Леонтьев А.Н. Очерк развития психики. -Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, т. I, с.184−279.
- Леонтьев А.Н. Мышление. -Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, т.2, с.79−92.
- Лидере А.Г. Формирование обобщенного способа сравнения множеств у дошкольников. -Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология, 1978, № 3, с. 26−37.
- Лцдерс А.Г. Феномены Пиаже и их действительные источники. -Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология, 1980, № 3, с.18−31.
- Литвинюк А.А. Сравнительный анализ деятельности ребенка-дошкольника с реальными предметами и их схематическими изображениями. -Вопросы психологии, 1967, lb I, с. 144−154.
- Логика /Под ред. Д. П. Горского, П. В. Таванца. -М.: Госполитиздат, 1956. -280 с.
- Мажура Г. П. Организация исходной формы действия при формировании теоретического мышления: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1975. -22 с.
- Малахова А.Д. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в процессе понимания. -Вопросы психологии, 1981, Jfc 5, с.63−73.
- Маркова А.К. Психологические предпосылки введения ребенка в синтаксис родного языка. -В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Даввдова. М.:. Просвещение, 1966, с.310−358.
- Маркова А.К. 0 роли учебных моделей при программировании русского языка. -В кн.: Вопросы психологии и методика црограммироваиного обучения русскому языку. Душанбе, 1969, с. 62−74.
- Менгниязов Г. Линейный способ изучения тригонометрических функций на основе понятий отражения в курсе математики средней школы: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Ташкент, 1973. -20 с.
- Моренса Падилья Л. Формирование пространственных представлений в дошкольном возрасте (на материале представления о линейном порядке элементов): Автореф. дис. .канд.психол. наук. -М., 198I. -23 с.
- ПО. Морозов К. Е. Математическое моделирование в научном познании. -М.: Мысль, 1969. -212 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. -240 с.
- Нгуен Ван Тханг. Функции моделирования в процессах решения школьных задач: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1975. -26 с.
- Недоспасова В.А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение I. Роль позиции в рассуждениях детей об отношениях. -Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1970, J’a 2, с.88−92.
- Недоспасова В.А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение П. Условия изменения позиции ребенка при рассуждениях об отношениях. -Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1971, JS I, с.87−91.
- Недоспасова В.А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение Ш. Формирование условной динамической позиции ребенка и влияние ее на процесс решения задач. -Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 197I, J6 2, с.72−77.
- Недоспасова В.А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение 1У. Влияние условной динамической позиции на решение задач с различным содержанием отношений. -Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1972, № I, с.62−68.
- Непомнящая Н.И. Содержание и методы обучения дошкольников математике. -В кн.: Умственное воспитание дошкольника/
- Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1972, с.181−206.
- Непомнящая Н.И., Клюева Л. П. 0 некоторых механизмах применения общего способа при решении арифметических задач у детей дошкольного возраста. -В кн.: З^ственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972, с.206−228.
- Непомнящая Р.Л. Формирование представлений о некоторых простейших видах математической функциональной зависимости у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. кацд. пед. наук. -Л., 1979. -17 с.
- Нечаев Н.Н. Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний: Автореф. дис.. кацд. психол. наук. -М., 1972. -23 с.
- Николаева Э.Ф. К проблеме возрастных особенностей формирования понятия числа у детей-дошкольников. -В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тез. докл. Всесоюзного симпозиума. М., 1976, с.115−118.
- Новик И.Б. Философские вопросы моделирования психики. -М.: Наука, 1969. -174 с.
- Обухова Л.Ф. Экспериментальный анализ некоторых «феноменов Пиаже». -Вопросы психологии, 1966, А1? 4, с. 135−142.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1972. -152 с.
- Олыпанникова А.Е. Формирование обобщенного умственного действия звукоразличения. -Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3,с.59−62.
- Опевалова Е.В. Психологический анализ взаимодействия образного и вербального в умственной деятельности дошкольника: Автореф. дис. .кацд. психол. наук. -Л., 1980. -21 с.
- Основы дошкольной педагогики /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -М.: Педагогика, 1980. -272 с.
- Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Л., 1976. -19 с.
- Павлов В.Т. Отношения между понятиями. -Киев: Изд-во Киевского Ун-та, 196I. -176 с.
- Петренко Г. Г. Формирование действия классификации у дошкольников. -В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 197I, с.663−664.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. -Воцросы психологии, 1965, № 6, с.33−51.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969. -659 с.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. -М.: ИИЯ, 1963. -448 с.
- Плохинский Н.А. Биометрия. -2-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1970. -367 с.
- Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. -В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с.73−99.
- Поддьяков Н.Н. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. -Душанбе: Дониш, 1973. -71 с.
- Поддьяков Н.Н. К вопросу о генезисе наглядно-образного мышления. -В кн.: Зрительные образы: феноменология и экспе-" римент. Душанбе: Дониш, 1974, ч.4, с.147−168.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 1977. -271 с.
- Поливанова Н.И. О некоторых функциональных и структурных особенностях наглядно-интуитивных компонентов решения задач. -Вопросы психологии, 1974, В 4, с.41−51.
- Попов Л.С. Развитие операций мультипликативной классификации у детей с 8 до 12 лет: Автореф. дис. .канд. пси-хол. наук. -М., 1976. -18 с.
- Программа воспитания в детском саду. 9-е изд. -М.:
- Просвещение, 1982. -160 с.
- Проскура Е.В. 0 формировании действий упорядочивания у детей дошкольного возраста. -В кн.: Формирование восцриятия у дошкольников /Под ред. А. В. Запорода, Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1968, с. 182−216.
- Проскура Е.В. Роль обучения в формировании сериационных действий у дошкольников. -Воцросы психологии, 1969, № I, с.37−45.
- Раев А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся. -Л.: Изд-во ЛГПИ, 197I. -109 с.
- Репина Т.А. Восприятие звуковысотных различий в зависимости от организации деятельности детей дошкольного возраста. -В кн.: Развитие восцриятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1966, с.74−97.
- Репина Т.А. К вопросу о механизмах явления «оцредме-чивания» в звуковысотнсм различении ребенка. -В кн.: Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1966, с.98−141.
- Рубинштейн С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. -В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т.1, с.315−356.
- Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. -М.: Изд-во МГУ, 1981. -134 с.
- Сахаров Л.С. О методе исследования понятий. -Психология, 1930, т. З, вып. I, с.3−33.
- Смирнов В.Е. Экспериментальное исследование процессов абстрагирования. -Психологическое обозрение, 1917, т.1, чЛ, с.90−121.
- Старжинская Н.С. Формирование фонологических цред-ставлений у дошкольников. -Вопросы психологии, 1981, № 5,с.42−52.
- Тарасова К.В. К онтогенезу чувства ритма. Сообщение П. Формирование чувства ритма как процесс усвоения системы ритмических эталонов. -Новые исследования в психологии, 1975, & I, с.26−29.
- Тарасова К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма. -В кн.: Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А.Вен-гера. М., 1976, с.19−67.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. -М.: Просвещение, 1973. -80 с.
- Тепленькая Х.М. Формирование понятий о принадлежности к классу и соотношениях классов и подклассов у детей 6−7 лет. -Воцросы психологии, 1966, № 5, с.138−141.
- Теплов Б.М. К вопросу о практическом мышлении (Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам). -Ученые записки МГУ. Психология. Движение и деятельность. М., 1945, вып. 90, с.149−214.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. -304 с.
- Тульвисте П. Существует ли специфически детское вербальное мышление? Воцросы психологии, 1981, й 5, с.34−42.
- Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. -М.: Мысль, 187I. -311 с.
- Фарапонова Э.А. Роль моделирования в обучении обобщенным способам действий при решении технических задач. -В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982, с.86−95.
- Филиппова Е.В. 0 психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста. -Воцросы психологии, 1976, № 2, с.82−92.
- Филиппова Е.В. Формирование действий в условно допускаемой ситуации как предпосылка перехода к операторной стадии развития интеллекта. -В кн.: Экспериментальные исследованияпо проблемам педагогической психологии. М.', 1976, с.58−67.
- Фридман Л.М. Методы формирования ориентировочной основы умственных действий по решению задач. -Вопросы психологии, 1975, Л- 4, с.51−61.
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М.: Педагогика, 1977. -208 с.
- Фридман Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирования. -Вопросы психологии, 1977, JE 2, с. 15−28.166.-Фридман Л. М. Моделирование в учебной деятельности. -В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982, с.74−86.
- Фролов И. Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем. -Вопросы философии, 1961, В 2, с.39−51.
- Хализева Л.М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников. -Вопросы психологии, 1979, № 3, с.141−143.
- Хализева Л.М. Овладение графическим' моделированием пространственных отношений и его влияние на умственное развитие дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1979. -21 с.
- Холмовская В.В. Освоение дошкольниками действий с графическими моделями объектов в процессе конструирования. -В кн.: Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1980, с.31−39.
- Цеханская Л.И. Об особенностях наглядно-образного мышления в детском рисунке. -Дошкольное воспитание, 1976, № 6, с.44−51.
- Цеханская Л. И. Овладение построением и использованием графических моделей в дошкольном возрасте. -Дошкольное воспитание, 1977, № 12, с.37−42.
- Чепене Р.П. Формирование представлении о механических связях и зависимостях у дошкольников. -Вопросы психологии, 1981, № 5, с.120−124.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. -М.-Л.: Наука, 1966. -301 с.
- Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению. -В кн.: Воцросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, с. 7−49.
- Эльконин Д.Б. Психологический механизм преодоления «центрации» в мышлении детей дошкольного возраста. -В кн.: Тез. научн. сообщений сов. психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976, с.30−39.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. -304 с.
- Эльконин Д.Б. Размышление над проектом. -Коммунист, 1984, JS 3, с.58−66.
- Юртайкин В.В. Формирование модельных представлений как эффективное средство развития умственной деятельности.-В кн.: Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду /Под ред. Ю. Ф. Змановского. М., 1979, с.57−71.
- Якиманская И.С. 0 некоторых путях диагностики развития пространственного мышления школьников. -Вопросы психологии, 197I, № 3, с.84−96.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. -240 с.
- Яковенко З.Д. О классификации младшими школьниками наглядного материала. -В кн.: Обучение и развитие младшего школьника. Киев, 1970, с.80−85.
- Яковенко З.Д. Операция включения в класс и квалификации включения как средство диагностики умственного развития младших школьников. -В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 197I, с. 120.
- Ach II. Uber dor Begriffsbildung.- Leipzig, 1921.- 343 с.
- Aoblie Н. Uber die geistige Env/icklung dec Kindec.- Stuttgart, 1971. 124 с
- Ahr D.R. j Youniss I. Reasons for failure on the class inclusion problem.- Child Development, 1970, vol. 41 «p.131−143»
- O. Arnhoirn R. Visual Thinking.- Berkley-Los Angeles, 1969.- 345 P.
- Bruner J. Die Relevanz dor Erzichung.- Ravensburg, 1972. 175 2.
- Carlson J.S. Some relationships between class inclusion, perceptual capabilities, verbal capabilities and race.- Hunan Development, 1971, vol. 4, p.30−38.
- Huttenlocher J. Constractirig spatial images: a strategy in reasoning.- Psychological Review, 1968, vol. 15, Нб, p.550−560.197″ Inhelder B., Sinclaier II., Bovet I-I. Learning anu Development. of Cognition.- Cambridge, 1974*- 308 p.
- Konstamm G.A. Teaching PLagetian thought operations to preoperational children.- л VIII ICPj bioscov-, 1966, simp.32, p.93−97.
- Iilorf A. Apprentissage d’une structure logique concrete (inclusion): effecte et Unites" — Etudes d’Spist. g&n6tique «1959 „vol.9“ p. 15−83.
- Piaget J. Piaget’s theory.- Carnichael’s I. anual of Child Psychology.- 3d ed.- II.Y. „London, Sydney, Toronto, 1970, vol.1, p.703−732.206.'Piaget J., Inhelder B. Ia psychologie do l1enfant.- Paris“ 1966.- 128 p.
- Iiugg II. Imagination.- II.-Y., 1 963 361 p.208» Snedslund J. Apprentissage des notions de la conservation et de’la transitivity du poids.- Etudes d'6pist. g6n6tique «1959» vol.9"p.85-I24.
- Vickers G. Rationality and intuition.- In: On Aesthetics in Science. Cambridge-London, 1978″ p.143−164*
- V/erner H. Comparative Psychology of Llental Developnent.- II.-Y., I95 7.-564 P.
- Willwohe A. Begriffsbilaung.- Leipzig, 1926.- 147 p.212. 7/ohlwill J.P. Un essai d’apprentissage dans le domaine de la conservation de nombre. Etudes d'6pist. g6n6tique «1959 «vo-1.9"p.125−1З5.