Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наше исследование дает возможность обсудить некоторые вопросы, касающиеся соотношения образных и логических форм мышления, с новых позиций. Как показал анализ литературных источников, приведенный в главе I настоящей работы, проблема взаимосвязи логического и образного интеллекта широко освещается в психологической литературе. Показано, что в мышлении как детей, так и взрослых людей эти формы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕЩЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОГИЧЕСКИХ И ОБРАЗНЫХ КОМПОНЕНТОВ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • ГЛАВА 2. НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
    • 3. 1. Формирование представлении о сериационных отношениях
    • 3. 2. Формирование представлений о классификационных отношениях
  • ГЛАВА 4. ВЛИЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая работа посвящена изучению путей формирования основ логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Специфика работы состоит в том, что исследовались возможности использования образных форм мышления в качестве базы для развития его логических форм.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью совмещения задач максимального использования складывающихся в дошкольном детстве особо благоприятных условий для развития образного мышления и задач подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению, которое строится преимущественно на логическом мышлении.

Как указывается в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», одобренных ацрель-ским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР, в настоящее время повышаются требования к развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста3^. Для реализации этого указания необходимо более глубоко изучить взаимосвязь и цреемственность между раз ними ступенями познавательного развития ребенка, выявить наиболее рациональные формы педагогического руководства переходом с одной ступени на другую, способствующие эффективному использованию вклада, который каждый возраст вносит в формирование целостной структуры познавательной деятельности.

Основанием для определения предмета и выдвижения гипотезы исследования являлись накопленные в психологии данные я/ Правда, 14 ацреля 1984 г. о тесной взаимосвязи и взаимопроникновении логических и образных форм мышления (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В.П.Зин-ченко, Л. Л. Гурова, Р. Арнхейм, Х. Вернер и др.) — цредставления о классификации и сериации как основных видах отношений мевду понятиями, выдвинутые в работах Ж. Пиаже и нашедшие подтверждение в многочисленных исследованиях советских и зарубежных авторов (П.Я.Гальперин, Л. Ф. Обухова, Дж. Брунер и др.) — данные о действиях наглядного пространственного моделирования как специфическом средстве образного отображения отношений в дошкольном возрасте (А.В.Запорожец, Н. Н. Подцьяков, Л.А.Венгер).

Предметом исследования являлись психологические механизмы формирования у детей старшего дошкольного возраста действий наглядного моделирования логических отношений и значение этих действий для развития мышления детей.

Гипотеза исследования заключалась в том, что наглядное моделирование отношений между понятиями является адекватным средством первоначального ознакомления старших дошкольников с логическими отношениями и обеспечивает взаимосвязь в развитии образных и логических форм мышления.

Задачи исследования состояли: I) в выявлении возможностей усвоения детьми старшего дошкольного возраста действий с наглядными пространственными моделями основных ввдов отношений между понятиями (отношений классификации и сериации) — 2) в установлении влияния усвоения таких действий на развитие логического мышления детей.

На защиту выносятся следующие основные положения:

I. В старшем дошкольном возрасте возможно усвоение детьми действий с различными типами наглядных пространственных моделей, отображающих в условно-символической форме отношения между понятиями.

2. Благодаря такому усвоению возникают обобщенные представления о логических отношениях, позволяющее решать широкий класс мыслительных задач.

3. Развитие логического мышления на образной основе соответствует особенностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Оно обеспечивает взаимосвязь образных и логических форм в генезисе мышления.

Методами исследования являлись формирующий эксперимент, проводившийся в виде экспериментальных занятий в старшей и подготовительной к школе группах детского сада, и контрольный эксперимент, представлявший собой индивидуальное обследование уровня развития логического мышления детей.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые была изучена возможность применения наглядного пространственного моделирования в целях развития основ логического мышления у дошкольников, раскрыты механизмы формирования обобщенных представлений о логических отношениях.

Теоретическое значение работы определяется установлением психологических особенностей усвоения старшими дошкольниками различных типов наглядных условно-символических моделей отношениймевду понятиями, доказательством возможности формирования на этой основе представлений о наиболее общих логических отношениях и выявлением закономерностей сочетания разных форм мышления в процессе такого формирования.

Практическая ценность исследования обусловлена возможностью применения полученных в нем результатов для формирования основ логического мышления при подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Разработанные и опробованные в работе методы позволяют реализовать ряд существенных задач умственного воспитания на занятиях по ознакомлению детей с явлениями природы и общественной жизни.

Результаты исследования внедрены в процесс преподавания курсов общей и детской психологии на факультете дошкольного воспитания МГПИ им. В. И. Ленина. Разработанные методические приемы включены в методические рекомендации к новому изданию «Программы воспитания в детском саду» .

Апробация работы проведена на расширенном совместном заседании лаборатории психологии детей дошкольного возраста и лаборатории формирования личности ребенка в условиях общественного и семейного воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. По материалам работы сделаны доклады на конференциях аспирантов и молодых ученых НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1980, 1982 гг.).

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Основное содержание изложено на 150 страницах машинописного текста. Библиография включает 212 наименований литературных источников, в том числе 26 на иностранных языках. Текст иллюстрирован 16 рисунками и 8 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что осуществление целенаправленного воздействия на развитие основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста возможно через обучение наглядному пространственному моделированию основных видов отношений между понятиями — отношений сери-ации и классификации. При этом у детей формируются обобщенные представления о логических отношениях, которые ведут к существенному повышению успешности решения мыслительных задач, требующих применения логических операций.

Наглядное моделирование отношений между понятиями носит условно-символический характер. Наши данные говорят о том, что старшие дошкольники способны усваивать различные типы условно-символических моделей. Однако обучение детей моделированию логических отношений в разных формах имеет специфические отличия. Модели принимаются детьми с различной легкостью в зависимости от уровня сложности их структурной организации. Другим существенным фактором, влияющим на успешность усвоения модели, являются особенности пространственного расположения ее элементов, которые могут быть либо благоприятными для понимания условного характера связи с моделируемыми содержаниями, либо наталкивать детей на трактовку модели как изображения конкретных пространственных ситуаций.

При усвоении детьми одной из форм модели происходит прогресс в понимании тех параметров логических отношений, которые отображены в ней с наибольшей наглядностью. Сочетание в опыте «детей разных форм моделирования одних и тех же отношений обеспечивает формирование наиболее обобщенных представлений о понятийных отношениях.

Принципиальную важность имеет вопрос о механизмах влияния, оказываемого на развитие логического мышления наглядным пространственным моделированием логических отношений. Происходила ли в ходе экспериментального обучения интериоризация самих действий моделирования, в результате которой дети овладели построением модельных представлений о логических отношениях и затем использовали эти цредставления цри решении мыслительных задач, или же модель явилась только внешним средством, позволившим детям усвоить принципиальные особенности отношений между понятиями и способствовавшим формированию у них логических представлений в какой-либо иной, не модельной, форме? Некоторые наши данные позволяют предположить, что наиболее вероятной является первая из цредложенных интерпретаций результатов обучения. В ее пользу свидетельствуют отмеченные нами факты модельного отображения детьми структуры потенциально существующих понятийных связей в случаях затруднений, возникавших при установлении связей мевду заданными понятиями. Эти факты могут быть поняты только как случаи экстериоризации мысленных модельных представлений об отношениях мевду понятиями. Однако мы считаем, что для окончательного ответа на вопрос об использовании модельных логических представлений цри решении мыслительных задач требуются дальнейшие исследования. Безусловно установленным можно считать то, что наглядное моделирование логических отношений является высоко эффективным путем повышения ориентации детей в понятийной действительности.

Наше исследование дает возможность обсудить некоторые вопросы, касающиеся соотношения образных и логических форм мышления, с новых позиций. Как показал анализ литературных источников, приведенный в главе I настоящей работы, проблема взаимосвязи логического и образного интеллекта широко освещается в психологической литературе. Показано, что в мышлении как детей, так и взрослых людей эти формы функционируют совместно, в тесном взаимодействии. Экспериментально доказана возможность участия образных компонентов в решении логических задач.Л. Л. Гуровой для характеристики логической функции образного мышления предлагается специальный термин «образная логика». Результаты нашей работы позволяют сделать вывод о возможности формирования логических представлений образными средствами. Это проясняет предположительные механизмы генезиса «образной логики». По-видимому, она может возникать через усвоение субъектом образных форм отображения логических отношений.

Развитие основ логического интеллекта на базе образных компонентов мышления и в тесной связи с ними представляется адекватным путем формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста. При таком подходе характерные для данного возраста особенности мыслительной деятельности, основной из которых является преобладание образных форм познания действительности, учитываются и используются для обеспечения успешного хода формирования. Благодаря этому закладывание основ логического анализа действительности не приносит ущерба дальнейшему развитию наглядно-образного мышления и, таким образом, не препятствует реализации потенциальных возможностей дошкольного периода развития, а, напротив, способствует полноценному, разностороннему развитию мышления дошкольника. Это соответствует ходу «естественного» генезиса мышления ребенка, смене его периодов, происходящей в обычных условиях обучения и воспитания.

Полученные нами данные, освещая механизмы перехода от образного мышления к логическому, дают тем самым новый материал для анализа взаимосвязи последовательных периодов умственного развития ребенка. Как указывалось выше, по данной проблеме существуют цротивоположные взгляды.

В концепции Ж. Пиаже развитие предстает как поступательное движение от низших уровней к высшим, характеризующимся установлением более полного равновесия с действительностью. При этом на протяжении каждого периода интеллект рассматривается как одноплановое, моноуровневое образование. Он представляет собой структурное единство, цри достижении которого предшествующие структуры растворяются и исчезают как функциональные единицы. С точки зрения Пиаже, в развитом мышлении, достигшем операционального уровня, дооперациональные структуры не принимают участия.

В работах А. В. Запорожца утверждается другой подход к проблеме, исходящий из понимания психики как многоуровневой системы, включающей достижения всех этапов развития ребенка. Согласно данной концепции, каждый возрастной период вносит свой вклад в формирующуюся психику, закладывая некоторый «этаж» общей системы. Дальнейшее становление психики оказывает влияние на ранее сформированные образования, видоизменяя и развивая ихпри этом, однако, в полной мере сохраняется их значение для общей регуляции деятельности. Развитие образных форм познания составляет вклад дошкольного детства в формирование интеллекта ребенка и является необходимой составной частью всестороннего развития личности.

Наше исследование показало, что представления о логических отношениях могут быть сформированы у детей на основе и при участии образных форм мышления, а не через преодоление этих форм, как это происходило в работах ряда других авторов. Таким образом, структура мышления, соответствующая более высокому уровню развития, «впитала» в себя структуру, характерную для предшествующего уровня. Благодаря этому не произошло «отстранения» образного мышления, оно было приспособлено к выполнению новых задач. Эти результаты согласуются с представлениями А. В. Запорожца о взаимодействии различных уровней отражения действительности в формирующейся психике ребенка и являются подтверждением обоснованности этих цредставлений.

Практическая ценность нашего исследования связана с той ролью, которую играет формирование способов логического познания действительности в общем познавательном развитии дошкольников. Сформированность основ логического мышления имеет большое значение для успешного обучения детей в школе. Отметим, что применявшиеся нами формы обучения приспособлены к условиям занятий в детском саду. Использовавшаяся методика рассчитана на занятия с полным составом группы детского сада. Формирование проводилось с детьми старшей и подготовительной к школе групп и оказалось весыла эффективным. Все участвовавшие в нем дети существенно продвинулись в решении мыслительных задач. Половина испытуемых опередила всех детей контрольной группы, другая половина по уровню развития логического мышления оказалась соответствующей лучшей половине контрольной группы. «Отстающих» детей после прохождения экспериментального формирования не осталось. Представляется, что эти данные свидетельствуют о целесообразности использования разработанных и апробированных нами методов формирования основ логического мышления в массовом обучении старших дошкольников с целью улучшения их психологической подготовки к школьному обучению.

В настоящее время, несмотря на то, что «Программа воспитания в детском саду» предусматривает проведение работы, направленной на развитие разных форм детского мышления, соответствующие методы разработаны недостаточно. Занятия по ознакомлению детей с окружакщим, на которых в основном реализуются задачи умственного воспитания, сводятся преимущественно к сообщению детям определенной суммы знаний. Использование методов формирования предпосылок логического мышления на основе наглядного моделирования может способствовать существенному улучшению реализации задач умственного воспитания в детском саду.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Философские тетради. -Поли. собр. соч. М.: Политиздат, 1963, т.29. -782 с.
  2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПОО, 10 апреля 1984 г. -М.: Политиздат, 1984. -31 с.
  3. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников. -В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966, с.236−310.
  4. Л.И. 0 некоторых психологических аспектах построения курса родного языка. -Воцросы психологии, 1976, J5 3, с.34−47.
  5. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. -М.: Педагогика, 1978. -144 с.
  6. А.А. Взаимодействие образных и символических структур в развиващемся интеллекте ребенка. -В кн.: Проблемы возрастной психологии. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1979, с.3−19.
  7. .Г. Психология чувственного познания. -М.: Изд-во АПН РОФСР, I960. -486 с.
  8. Р. Визуальное мышление. -В кн.: Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе: Изд-во Тадж. Гос. Ун-та, 197I, ч. I, с.9−30.
  9. Р. Образ и мысль. -В кн.: Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе: Изд-во Тадж. Гос. Ун-та, 197I, ч.1, с.31−50.
  10. В.П. Значение условности в формировании способов логического мышления у дошкольников. -Вопросы психологии, 1978, № 4, с.36−45.
  11. В.П. Изучение освоения дошкольниками отношений порядка на примере решения логических задач. Сообщение I.0 психологических особенностях операции сериации у дошкольников. -Новые исследования в психологии, 1978, $ I, с.21−26.
  12. В.П. Изучение освоения дошкольниками отношений порядка на примере решения логических задач. Сообщение П. 0 способах решения логических задач дошкольниками. -Новые исследования в психологии, 1978, J6 2, с.55−60.
  13. М.А. Об информационно-энергетических характещристиках уровней обобщения мышления. -В кн.: Вопросы общей и прикладной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, с.13−15.
  14. М.А. К вопросу об информационно-энергетической природе мышления. -В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 197I, с. 355.
  15. С.Ю. Роль пропозициональной логики в понимании некоторых физических зависимостей. -В кн.: Психология познавательной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1978, с.19−24.
  16. С.Ю. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6−7 лет: Автореф. дис. .канд. пси-хол. наук. -М., 1979. -21 с.
  17. Г. В. Понятие инвариантности и проблема психического развития ребенка. -Вопросы психологии, 1976, № 4, с. ЮЗ-115.
  18. Г. В. Возможности планомерного развития познавательных процессов дошкольника: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1978. -24 с.
  19. JI.M. Психические процессы. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1976, т.2. -342 с.
  20. Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка. -В кн.: Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. Н. Я. Михайленко. М., 1978, с.32−36.
  21. Л.А. 0 некоторых проблемах и путях изучения развития умственных способностей ребенка. -В кн.: Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/ Под ред. Л. А. Венгера. М., 1980, с.3−14.
  22. Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию. -Дошкольное воспитание, 1982,3, с.46−52.
  23. Л.А. Формирование умственных способностей и умственное развитие ребенка. -В кн.: Особенности и закономерности формирования познавательных способностей детей в процессе воспитательно-образовательной работы. Ереван: Луйс, 1982, с. 1−5.
  24. Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка. -Воцросы психологии, 1983, 2, с.43−50.
  25. Н.Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов. -Вопросы психологии, 1970, JS 4, с.77−86.
  26. Вер ник Э. Ю. Формальные и семантические компоненты решения физических задач. -В кн.: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Знание, 1973, с.137−142.
  27. Е.К. Понятие. -М.: Изд-во ЖГУ, 1967. -286 с.
  28. Л.С. Мышление и речь. -Собрание сочинений в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982, т.2, с.5−361.
  29. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. -В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т.1, с.441−469.
  30. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». -М.: Изд-во МГУ, 1965. -52 с.
  31. П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. -Вопросы психологии, 1966, & 4, с.128−135.
  32. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. -Вопросы психологии, 1969, Jf I, с. 15−26.
  33. П.Я. Движущие силы развития мышления и логики его этапов. -В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. докл. к У Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977, 4.1″, с. 7.
  34. П.Я. Поэтапное формирование как метод психологического исследования. -В кн.: Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978, с.93−110.
  35. М., Григайте Б. И. О роли письменной речи в развитии мышления детей 6−7 лет. -В кн.: Воспитание, обучение и психическое развитие: Тез. докл. к У Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977, ч.1, с. 8.
  36. Л.С. Формирование полноценных математических понятий и действий у детей. -В кн.: Психология формирования понятий и умственных действий: Материалы ХУШ Международного конгресса по психологии. Симпозиум 24. М., 1966, с.156−165.
  37. .А. Моделирование как метод научного исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1965. -248 с.
  38. Г. А. Стихийное освоение знаково-символических систем один из путей в развитии личности дошкольника. -В кн.: Социально-педагогические проблемы формирования личности. Свердловск, 1982, с.27−40.
  39. Г. А. Виды знаково-символической деятельности и их становление у ребенка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1983. -23 с.
  40. Г. А., Салмина Н. Г. Знаков о сшв о личе ские средства и их использование в обучении. -В кн.: Психология учебной деятельности школьников: Тез. докл. П Всесоюзной конференции по педагогической психологии. М., 1982, с.117−118.
  41. Г. А., Салмина Н. Г. Особенности стихийного осознания детьми семиотического аспекта речи, игры и рисования. -Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология, 1983, № 2, с.47−57.
  42. Р.И. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольников. -Дошкольное воспитание, 1974, № 3, с.45−48.
  43. Р.И. Роль моделирования в развитии сюжетно-ролевой игры. -В кн.: Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/ Под ред. Л. А. Венгера.1. М., 1980, с.63−70.
  44. Р.И., Васильева Л. Н. Использование наглядных моделей при подготовке детей к сюжетно-ролевой игре. -Дошкольное воспитание, 1979, № 6, с.39−41.
  45. Д.Б. Влияние сферы отношений взрослый-ребенок на его умственное развитие. -В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тез. докл. М., 1976, с.68−71.
  46. Л.Р. Развитие и формирование классификации у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Л., 1967. -24 с.
  47. М. Дифференцировка основных свойств вещей и формирование понятий об отношениях классов и подклассов у старших дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1970. -19 с.
  48. Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. -Вопросы психологии, 1969, № 5, с.37−45.
  49. Л.Л. Семантическая структура эвристических цро-цессов в решении задач. -В кн.: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М.: Знание, 1973, с.122−127.
  50. Л.Л. Психологический анализ решения задач. -Воронеж: Изд-во Воронежского Ун-та, 1976. -328 с.
  51. В.В. Психологические особенности «дочислового» периода обучения математике. -В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. -М.: Просвещение, 1966, с.104−189.
  52. В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста. -Дошкольное воспитание, 1970, J6 4, с.50−54.
  53. В.В. Виды обобщения в обучении. -М.: Педагогика, 1972. -424 с.
  54. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. -В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982, с.10−2I.
  55. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные воцросы современной психологии детей младшего школьного возраста. -В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с.180−205.
  56. Я. Формирование действия моделирования в учебной деятельности (на материале геометрии): Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1981. -19 с.
  57. Л.А.Венгера. М., 1980, с.47−55.
  58. Н.В. Психологические механизмы обобщения у нормальных и умственно отсталых детей. -В кн.: Проблемы уцрав-ления учебно-воспитательным процессом. М.: Изд-во МГУ, 1977, с.53−66.
  59. Т.В. 0 звуковысотной различительной чувствительности у детей дошкольного возраста. -Доклады АПН РСФСР, 1959, № 5, с.75−80.
  60. Н.И. 0 кодовых переходах во внутренней речи. -Воцросы языкознания, 1964, № 6, с.26−38.
  61. ЗЕурова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. -2-е изд. -М.: Педагогика, 1978. -152 с. 64. 2£урова Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
  62. В кн.: Сенсорное воспитание дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1963, с.213−227.
  63. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности /Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во МГУ, 1968. -238 с.
  64. Зак А. З. Моделирование собственного способа действия как необходимая предпосылка теоретического решения задач.-В кн.: Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М., 1976, вып. 2, с.169−174.
  65. Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд.пси-хол. наук. -М., 1976. -16 с.
  66. А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. -Дошкольное воспитание, 1972, й 4, с.37−42.
  67. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. -В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978, с.243−267.
  68. А.В. Основные цроблемы онтогенеза психики. -В кн.: Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1978, с.4−51.
  69. А.В., Боиманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. -В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982, с.152−163.
  70. В.П. Продуктивное восприятие. -Вопросы психологии, 1971, № 6, с.27−42.
  71. В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. -Вопросы психологии, 1973, 2, с.3−14.
  72. Е.В. Конкретные опоры в формировании абстрактных понятий при программированном обучении. -В кн.: Проблемы программированного обучения. Владимир, 1976, с.42−47.
  73. Е.В. Психологические особенности использования моделей как опор при усвоении знаний высокого уровня абстрактности и обобщенности- Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1980. -24 с.
  74. Исследование развития познавательной деятельности/ Под ред. Дж.Брунера. -М.: Просвещение, 197I. -390 с.
  75. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. -М.: Просвещение, 1962. -376 с.
  76. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  77. С.Н., Колобова И. Н. Особенности ориентировки на слово у детей. -М.: Изд-во МГУ, 1978. -166 с.
  78. Г. Кибернетика и философия. -М.: ИМ, 1963. -531 с.
  79. Э.С. Формирование у дошкольников умений действовать в плане представлений: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1978. -25 с.
  80. Г. А. Обучение мыслительным операциям детей, находящихся на «дооперациональной стадии развития». -Советская педагогика, 1967, № I, с.33−35.
  81. Г. А. К проблеме генезиса понятия числа у детей дошкольного возраста. -В кн.: Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Подцьякова. М.: Педагогика, 1972, с. 228−244.
  82. Г. А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников. -Воцросы психологии, 1978, 2, с.91−10I.
  83. Т.В. Влияние обучения на развитие действия классификации у младших школьников. -Вопросы психологии, 1964,3, с.65−74.
  84. И.В. К овладению отношением целого и части у детей 5−6 лет. -В кн.: Материалы Ш Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1968, т.2, с.29−30.
  85. И.В. 0 роли языка в формировании логических цроцессов у дошкольников. -В кн.: Психологические исследования. Тбилиси: Мецниереба, 197I, т.2, с.99−105.
  86. М., Скрибнер С. Культура и мышление. -М.: Прогресс, 1977. -262 с.
  87. А.Н. Философские воцросы моделирования функций мозга. -Новосибирск: Изд-во НГУ, 1973. -252 с.
  88. Т.В. Психология технического мышления. -М.: Педагогика, 1975. -303 с.
  89. Т.В. Развитие способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отношениями. -Дошкольное воспитание, 1983, № 7, с.35−38.
  90. С.А. Формирование логического понятия класса однородных предметов у детей дошкольного возраста. -В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 197I, с.83−84.
  91. Л.А. Формирование понятия транзитивности отношений величин у детей в дошкольном возрасте. -В кн.: Умственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972, с.245−252.
  92. Леон Лоренсо С. Роль овладения графическим планированием конструкции в умственном развитии детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1980. -21 с.
  93. А.Н. Очерк развития психики. -Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, т. I, с.184−279.
  94. А.Н. Мышление. -Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, т.2, с.79−92.
  95. А.Г. Формирование обобщенного способа сравнения множеств у дошкольников. -Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология, 1978, № 3, с. 26−37.
  96. А.Г. Феномены Пиаже и их действительные источники. -Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология, 1980, № 3, с.18−31.
  97. А.А. Сравнительный анализ деятельности ребенка-дошкольника с реальными предметами и их схематическими изображениями. -Вопросы психологии, 1967, lb I, с. 144−154.
  98. Логика /Под ред. Д. П. Горского, П. В. Таванца. -М.: Госполитиздат, 1956. -280 с.
  99. Г. П. Организация исходной формы действия при формировании теоретического мышления: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1975. -22 с.
  100. А.Д. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в процессе понимания. -Вопросы психологии, 1981, Jfc 5, с.63−73.
  101. А.К. Психологические предпосылки введения ребенка в синтаксис родного языка. -В кн.: Возрастные возможности усвоения знаний /Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Даввдова. М.:. Просвещение, 1966, с.310−358.
  102. А.К. 0 роли учебных моделей при программировании русского языка. -В кн.: Вопросы психологии и методика црограммироваиного обучения русскому языку. Душанбе, 1969, с. 62−74.
  103. Г. Линейный способ изучения тригонометрических функций на основе понятий отражения в курсе математики средней школы: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Ташкент, 1973. -20 с.
  104. Моренса Падилья Л. Формирование пространственных представлений в дошкольном возрасте (на материале представления о линейном порядке элементов): Автореф. дис. .канд.психол. наук. -М., 198I. -23 с.
  105. ПО. Морозов К. Е. Математическое моделирование в научном познании. -М.: Мысль, 1969. -212 с.
  106. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. -240 с.
  107. Нгуен Ван Тханг. Функции моделирования в процессах решения школьных задач: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1975. -26 с.
  108. В.А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение I. Роль позиции в рассуждениях детей об отношениях. -Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1970, J’a 2, с.88−92.
  109. В.А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение П. Условия изменения позиции ребенка при рассуждениях об отношениях. -Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1971, JS I, с.87−91.
  110. В.А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение Ш. Формирование условной динамической позиции ребенка и влияние ее на процесс решения задач. -Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 197I, J6 2, с.72−77.
  111. В.А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение 1У. Влияние условной динамической позиции на решение задач с различным содержанием отношений. -Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1972, № I, с.62−68.
  112. Н.И. Содержание и методы обучения дошкольников математике. -В кн.: Умственное воспитание дошкольника/
  113. Под ред. Н. Н. Поддьякова. М., 1972, с.181−206.
  114. Н.И., Клюева Л. П. 0 некоторых механизмах применения общего способа при решении арифметических задач у детей дошкольного возраста. -В кн.: З^ственное воспитание дошкольника /Под ред. Н. Н. Поддьякова. М.: Педагогика, 1972, с.206−228.
  115. Р.Л. Формирование представлений о некоторых простейших видах математической функциональной зависимости у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. кацд. пед. наук. -Л., 1979. -17 с.
  116. Н.Н. Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний: Автореф. дис.. кацд. психол. наук. -М., 1972. -23 с.
  117. Э.Ф. К проблеме возрастных особенностей формирования понятия числа у детей-дошкольников. -В кн.: Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе: Тез. докл. Всесоюзного симпозиума. М., 1976, с.115−118.
  118. И.Б. Философские вопросы моделирования психики. -М.: Наука, 1969. -174 с.
  119. Л.Ф. Экспериментальный анализ некоторых «феноменов Пиаже». -Вопросы психологии, 1966, А1? 4, с. 135−142.
  120. Л.Ф. Этапы развития детского мышления. -М.: Изд-во МГУ, 1972. -152 с.
  121. А.Е. Формирование обобщенного умственного действия звукоразличения. -Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3,с.59−62.
  122. Е.В. Психологический анализ взаимодействия образного и вербального в умственной деятельности дошкольника: Автореф. дис. .кацд. психол. наук. -Л., 1980. -21 с.
  123. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -М.: Педагогика, 1980. -272 с.
  124. М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -Л., 1976. -19 с.
  125. В.Т. Отношения между понятиями. -Киев: Изд-во Киевского Ун-та, 196I. -176 с.
  126. Г. Г. Формирование действия классификации у дошкольников. -В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 197I, с.663−664.
  127. . Роль действия в формировании мышления. -Воцросы психологии, 1965, № 6, с.33−51.
  128. . Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  129. ., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. -М.: ИИЯ, 1963. -448 с.
  130. Н.А. Биометрия. -2-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1970. -367 с.
  131. Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности. -В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965, с.73−99.
  132. Н.Н. О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. -Душанбе: Дониш, 1973. -71 с.
  133. Н.Н. К вопросу о генезисе наглядно-образного мышления. -В кн.: Зрительные образы: феноменология и экспе-" римент. Душанбе: Дониш, 1974, ч.4, с.147−168.
  134. Н.Н. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 1977. -271 с.
  135. Н.И. О некоторых функциональных и структурных особенностях наглядно-интуитивных компонентов решения задач. -Вопросы психологии, 1974, В 4, с.41−51.
  136. Л.С. Развитие операций мультипликативной классификации у детей с 8 до 12 лет: Автореф. дис. .канд. пси-хол. наук. -М., 1976. -18 с.
  137. Программа воспитания в детском саду. 9-е изд. -М.:
  138. Просвещение, 1982. -160 с.
  139. Е.В. 0 формировании действий упорядочивания у детей дошкольного возраста. -В кн.: Формирование восцриятия у дошкольников /Под ред. А. В. Запорода, Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1968, с. 182−216.
  140. Е.В. Роль обучения в формировании сериационных действий у дошкольников. -Воцросы психологии, 1969, № I, с.37−45.
  141. А.И. Психологические основы управления умственной деятельностью учащихся. -Л.: Изд-во ЛГПИ, 197I. -109 с.
  142. Т.А. Восприятие звуковысотных различий в зависимости от организации деятельности детей дошкольного возраста. -В кн.: Развитие восцриятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1966, с.74−97.
  143. Т.А. К вопросу о механизмах явления «оцредме-чивания» в звуковысотнсм различении ребенка. -В кн.: Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1966, с.98−141.
  144. С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. -В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, т.1, с.315−356.
  145. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. -М.: Изд-во МГУ, 1981. -134 с.
  146. Л.С. О методе исследования понятий. -Психология, 1930, т. З, вып. I, с.3−33.
  147. В.Е. Экспериментальное исследование процессов абстрагирования. -Психологическое обозрение, 1917, т.1, чЛ, с.90−121.
  148. Н.С. Формирование фонологических цред-ставлений у дошкольников. -Вопросы психологии, 1981, № 5,с.42−52.
  149. К.В. К онтогенезу чувства ритма. Сообщение П. Формирование чувства ритма как процесс усвоения системы ритмических эталонов. -Новые исследования в психологии, 1975, & I, с.26−29.
  150. К.В. К онтогенезу чувства музыкального ритма. -В кн.: Генезис сенсорных способностей /Под ред. Л.А.Вен-гера. М., 1976, с.19−67.
  151. Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. -М.: Просвещение, 1973. -80 с.
  152. Х.М. Формирование понятий о принадлежности к классу и соотношениях классов и подклассов у детей 6−7 лет. -Воцросы психологии, 1966, № 5, с.138−141.
  153. .М. К вопросу о практическом мышлении (Опыт психологического исследования мышления полководца по военно-историческим материалам). -Ученые записки МГУ. Психология. Движение и деятельность. М., 1945, вып. 90, с.149−214.
  154. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М.: Изд-во МГУ, 1969. -304 с.
  155. П. Существует ли специфически детское вербальное мышление? Воцросы психологии, 1981, й 5, с.34−42.
  156. А.И. Логические основы метода моделирования. -М.: Мысль, 187I. -311 с.
  157. Э.А. Роль моделирования в обучении обобщенным способам действий при решении технических задач. -В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982, с.86−95.
  158. Е.В. 0 психологическом механизме перехода к операциональной стадии развития интеллекта у детей дошкольного возраста. -Воцросы психологии, 1976, № 2, с.82−92.
  159. Е.В. Формирование действий в условно допускаемой ситуации как предпосылка перехода к операторной стадии развития интеллекта. -В кн.: Экспериментальные исследованияпо проблемам педагогической психологии. М.', 1976, с.58−67.
  160. Л.М. Методы формирования ориентировочной основы умственных действий по решению задач. -Вопросы психологии, 1975, Л- 4, с.51−61.
  161. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. -М.: Педагогика, 1977. -208 с.
  162. Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирования. -Вопросы психологии, 1977, JE 2, с. 15−28.166.-Фридман Л. М. Моделирование в учебной деятельности. -В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика, 1982, с.74−86.
  163. И. Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем. -Вопросы философии, 1961, В 2, с.39−51.
  164. Л.М. Моделирование в процессе решения пространственных задач как средство развития мышления дошкольников. -Вопросы психологии, 1979, № 3, с.141−143.
  165. Л.М. Овладение графическим' моделированием пространственных отношений и его влияние на умственное развитие дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1979. -21 с.
  166. В.В. Освоение дошкольниками действий с графическими моделями объектов в процессе конструирования. -В кн.: Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте /Под ред. Л. А. Венгера. М., 1980, с.31−39.
  167. Л.И. Об особенностях наглядно-образного мышления в детском рисунке. -Дошкольное воспитание, 1976, № 6, с.44−51.
  168. Л. И. Овладение построением и использованием графических моделей в дошкольном возрасте. -Дошкольное воспитание, 1977, № 12, с.37−42.
  169. Р.П. Формирование представлении о механических связях и зависимостях у дошкольников. -Вопросы психологии, 1981, № 5, с.120−124.
  170. В.А. Моделирование и философия. -М.-Л.: Наука, 1966. -301 с.
  171. Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению. -В кн.: Воцросы психологии учебной деятельности младших школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, с. 7−49.
  172. Д.Б. Психологический механизм преодоления «центрации» в мышлении детей дошкольного возраста. -В кн.: Тез. научн. сообщений сов. психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976, с.30−39.
  173. Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978. -304 с.
  174. Д.Б. Размышление над проектом. -Коммунист, 1984, JS 3, с.58−66.
  175. В.В. Формирование модельных представлений как эффективное средство развития умственной деятельности.-В кн.: Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду /Под ред. Ю. Ф. Змановского. М., 1979, с.57−71.
  176. И.С. 0 некоторых путях диагностики развития пространственного мышления школьников. -Вопросы психологии, 197I, № 3, с.84−96.
  177. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. -М.: Педагогика, 1980. -240 с.
  178. З.Д. О классификации младшими школьниками наглядного материала. -В кн.: Обучение и развитие младшего школьника. Киев, 1970, с.80−85.
  179. З.Д. Операция включения в класс и квалификации включения как средство диагностики умственного развития младших школьников. -В кн.: Материалы 1У Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси: Мецниереба, 197I, с. 120.
  180. Ach II. Uber dor Begriffsbildung.- Leipzig, 1921.- 343 с.
  181. Aoblie Н. Uber die geistige Env/icklung dec Kindec.- Stuttgart, 1971. 124 с
  182. Ahr D.R. j Youniss I. Reasons for failure on the class inclusion problem.- Child Development, 1970, vol. 41 «p.131−143»
  183. O. Arnhoirn R. Visual Thinking.- Berkley-Los Angeles, 1969.- 345 P.
  184. Bruner J. Die Relevanz dor Erzichung.- Ravensburg, 1972. 175 2.
  185. Carlson J.S. Some relationships between class inclusion, perceptual capabilities, verbal capabilities and race.- Hunan Development, 1971, vol. 4, p.30−38.
  186. Huttenlocher J. Constractirig spatial images: a strategy in reasoning.- Psychological Review, 1968, vol. 15, Нб, p.550−560.197″ Inhelder B., Sinclaier II., Bovet I-I. Learning anu Development. of Cognition.- Cambridge, 1974*- 308 p.
  187. Konstamm G.A. Teaching PLagetian thought operations to preoperational children.- л VIII ICPj bioscov-, 1966, simp.32, p.93−97.
  188. Iilorf A. Apprentissage d’une structure logique concrete (inclusion): effecte et Unites" — Etudes d’Spist. g&n6tique «1959 „vol.9“ p. 15−83.
  189. Piaget J. Piaget’s theory.- Carnichael’s I. anual of Child Psychology.- 3d ed.- II.Y. „London, Sydney, Toronto, 1970, vol.1, p.703−732.206.'Piaget J., Inhelder B. Ia psychologie do l1enfant.- Paris“ 1966.- 128 p.
  190. Iiugg II. Imagination.- II.-Y., 1 963 361 p.208» Snedslund J. Apprentissage des notions de la conservation et de’la transitivity du poids.- Etudes d'6pist. g6n6tique «1959» vol.9"p.85-I24.
  191. Vickers G. Rationality and intuition.- In: On Aesthetics in Science. Cambridge-London, 1978″ p.143−164*
  192. V/erner H. Comparative Psychology of Llental Developnent.- II.-Y., I95 7.-564 P.
  193. Willwohe A. Begriffsbilaung.- Leipzig, 1926.- 147 p.212. 7/ohlwill J.P. Un essai d’apprentissage dans le domaine de la conservation de nombre. Etudes d'6pist. g6n6tique «1959 «vo-1.9"p.125−1З5.
Заполнить форму текущей работой