Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое консультирование по проблемам родительства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В послеродовой период в ситуации возможного отказа от новорожденного консультативная работа с матерью направлена на помощь в принятии взвешенного решения (или в принятии факта рождения ребенка с особыми потребностями); осознание мотивов отказа; инвентаризацию имеющихся ресурсов женщины и семьи; оценку рисков для ребенка. В случае состоявшегося отказа возникает проблема снижения вреда для ребенка… Читать ещё >

Психологическое консультирование по проблемам родительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Направления психологического консультирования, но проблемам родительства и детско-родительских отношений

Психологическое консультирование по проблемам материнства/ отцовства. Эго одно из направлений психологического консультирования, активно разрабатываемое в последние годы12. Психологическая работа с нарушениями материнской сферы может потребоваться еще на этапе планирования беременности и сопровождать развитие ребенка на последующих этапах.

Г. Г. Филиппова выделяет следующие этапы консультирования по проблемам материнства.

  • Этап планирования беременности. Проводится диагностика ценностей материнской сферы женщины: определяются «стартовая» ценность ребенка, содержание «внедряющихся» ценностей и тенденция их интерференции с ценностью ребенка. Выявляются возможные нарушения онтогенеза материнской сферы (недостаточность опыта, его неадекватное для задач материнства содержание). При необходимости предпринимаются профилактические или коррекционные меры.
  • Первый триместр беременности. Проводится дополнительная диагностика содержания материнской сферы и динамики ее развития в начале беременности. Обсуждаются ситуация идентификации беременности, стиль переживания соматической симптоматики, содержание и динамика эмоционального состояния. Строится первая психологическая гипотеза динамики развития материнской сферы в беременности и интерференции ценности ребенка с «внедряющимися».
  • Второй триместр. Обсуждаются первое шевеление ребенка, отношение к шевелению в дальнейшем. Проводится диагностика динамики развития материнской сферы, уточняется первоначальная гипотеза, строится прогноз особенностей родов и послеродовых взаимодействий с ребенком. Обсуждаются возможность и способы установления взаимосвязи с ребенком на основе ощущений от шевеления.
  • Третий триместр. Проводится дальнейшая диагностика динамики развития материнской сферы. Проектируется пренатальное взаимодействие с ребенком. Уточняются гипотеза и прогноз родов и послеродового периода.
  • Предродовой период. Основная цель — уточнение гипотезы и прогноза родов и послеродового периода и психологическая подготовка к родам.
  • Послеродовой период. Патронаж на дому. Обсуждение родов, первого впечатления от взаимодействия с ребенком, существующих проблем.[1][2]

Налаживание контакта с ребенком, процесса кормления. Уточнение гипотезы и прогноза стиля материнско-детских отношений. Делается прогноз возможного возникновения послеродовой депрессии.

  • Окончание периода новорожденности. Диагностика динамики развития материнской сферы и актуального материнско-детского взаимодействия. Общая диагностика психического развития ребенка. Помощь в решении возникающих проблем взаимодействия с ребенком.
  • Дальнейшие консультации по мере необходимости, желателен контроль в конце каждого полугодия жизни ребенка.

Число сеансов на каждом этапе может различаться — от одного до нескольких. В зависимости от результатов диагностики используются те или иные способы воздействия профилактического или коррекционного типа в рамках индивидуальной консультации или групповой работы.

Примером психологической работы по коррекции отклонений материнской сферы в России может служить работа благотворительных фондов по профилактике социального сиротства, в том числе на этапе профилактики отказов от новорожденных. В 2013 г. был разработан стандарт услуги «Психолого-педагогическое сопровождение семей с риском отказа от новорожденного ребенка» (Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения), проведена Первая всероссийская научно-практическая конференция социальных приютов для матерей с детьми «Семья для ребенка» (благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»). Т. О. Арчакова обобщила задачи, возникающие у специалистов при работе с беременными и матерями группы риска (отказа от новорожденного) на разных этапах[3].

На этапе беременности такими задачами являются активное выявление и привлечение к сотрудничеству беременных с высоким риском отказа от ребенка и сопровождение случаев, когда аборт удалось предотвратить. Одной из наиболее доступных групп для профилактической работы являются юные матери, поскольку за помощью часто обращаются их родители, опекуны или педагоги.

Выявлена специфика работы с беременными из группы риска. Оказалось, что более эффективной формой дородовой подготовки являются программы, сфокусированные на потребностях самой беременной женщины (а не программы, ориентированные на прямое укрепление привязанности к будущему ребенку). Когда в фокус поставлены забота женщины о себе, обучение навыкам саморегуляции, релаксации, способам снижения уровня стресса, тревоги и параллельно ненавязчивое знакомство с будущим ребенком, со способностями младенцев общаться и участвовать в диалоге с первых моментов жизни, — это приносит гораздо лучшие результаты.

В послеродовой период в ситуации возможного отказа от новорожденного консультативная работа с матерью направлена на помощь в принятии взвешенного решения (или в принятии факта рождения ребенка с особыми потребностями); осознание мотивов отказа; инвентаризацию имеющихся ресурсов женщины и семьи; оценку рисков для ребенка. В случае состоявшегося отказа возникает проблема снижения вреда для ребенка; в экспертном сообществе обсуждаются различные практики анонимного оставления новорожденного — «анонимные роды», «бэби-боксы» и другие меры.

Дальнейшее сопровождение матери {семьи) с ребенком включает содействие развитию привязанности к малышу; помощь в повышении родительской компетентности; помощь в решении психологических, социальных, правовых проблем (например, в форме создания социальных приютов для матерей с детьми); поддержку матерей с ограниченными возможностями здоровья и их детей.

Достаточно новое направление консультирования — психолого-педагогическое сопровождение отцовства. Анализ проблематики обращений в психологические службы и центры помощи семье и детям показал, что реальная воспитательная практика отцов нуждается в поддержке1. Особенно актуальным представляется оказание социально-психологической помощи неполным отцовским семьям, хотя и другие проблемные моменты — проявления отцовства в гендерном аспекте (при воспитании сына и дочери), особенности взаимоотношений отца с детьми разного возраста, формирования эффективной воспитательной деятельности отца, — могут составить предмет консультативно-коррекционной работы.

Р. В. Овчарова также различает психодиагностику родительства и психодиагностику семьи[4][5][6][7]. Психодиагностика родительства должна базироваться на потребностях родителей в психологической поддержке, быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного воспитания. Психодиагностика семьи носит комплексный характер и сфокусирована на ребенке, что в полной мере реализуется в рамках возрастнопсихологического консультирования родителей по проблемам детей.

Возрастно-психологическое консультирование родителей по проблемам детей и подростков как направление в семейном психологическом консультировании5. Общая задача возрастно-психологического консультирования состоит в осуществлении контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. Специфика возрастно-психологического консультирования связана с применением системного анализа явлений детского развития, берущего начало в работах Л. С. Выготского. Проблемы развития ребенка, в том числе проблемы и трудности детско-родительских отношений, рассматриваются в контексте социальной ситуации развития, иерархии деятельностей, психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка, возрастных задач развития.

Поскольку именно родители (вплоть до старшего подросткового возраста) выполняют ведущую роль в организации психического развития ребенка, создают для него социальную ситуацию развития, направляют его и ставят задачи, обращают внимание на трудности, возникающие у их детей в разных сферах, семейное, родительское консультирование невозможно без обращения к возрастно-психологическому подходу. Выделяют следующие конкретные задачи:

  • 1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
  • 2) своевременное первичное выявление детей с различными склонениями и нарушениями психического развития и направление их в психологомедико-педагогические консультации;
  • 3) предупреждение вторичных психологических осложнений детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
  • 4) составление совместно с педагогическими психологами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;
  • 5) составление рекомендаций по воспитанию детей в семье (совместно со специалистами по семейной психотерапии);
  • 6) коррекционная работа в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
  • 7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Направления консультирования, связанные со спецификой семьи.

В соответствии с типологией проблемных семей можно выделить направления психологического консультирования по проблемам родительства и родительско-детских отношений:

  • • консультирование семьи с больным ребенком (психически или соматически);
  • • семьи с нарушением внутрисемейной коммуникации;
  • • семьи в разводе;
  • • неполной семьи (материнской, отцовской);
  • • семьи, в структуре которой есть проблемные родители (с алкогольной зависимостью, психически больные и т. д.);
  • • в ситуации повторного брака;
  • • замещающей семьи, семьи с приемным ребенком и др.

Простое перечисление разнообразных видов семей и семейных ситуаций показывает, что в каждом таком варианте наряду с проблемами, общими для всех типов семей, наряду с общими закономерностями функционирования семьи и воспитания детей необходимо учитывать их специфику: при выборе субъектов и объектов консультативного процесса, отборе диагностических инструментов, способов помощи и поддержки.

  • [1] Филиппова Г. Г. Психология материнства: учеб, пособие. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
  • [2] Филиппова Г. Г., Печникова Е. 10., Захарова Е. И. Беременность. Консультация акушера-гинеколога и психолога. М.: Эксмо, 2009.
  • [3] Арчакова Т. О. Профилактика отказов от новорожденных: современные тенденции //Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологиипрофилактики, реабилитации, сопровождения. М.: МГППУ, 2013.
  • [4] Токарева Ю. Л., Носкова М. В., Свеженцева Е. Л. Феномен современного отцовства /Психология детско-родительского взаимодействия отца с ребенком. Екатеринбург: Урал, гос. мед. ун-т, 2014.
  • [5] — Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учеб, пособие. М.: MUCH, 2006.
  • [6] Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб,
  • [7] пособие для вузов / Г. В. Бурменская [и др.]. М.: Академия, 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой