Принципы, условия и цели применения арт-терапии
![Дипломная: Принципы, условия и цели применения арт-терапии](https://westud.ru/work/337452/cover.png)
Однако было бы неверно рассматривать видовые различия арт-терапии только с точки зрения принадлежности к видам искусства. Виды арт-терапии в медицине и психологии дифференцируются в зависимости от лечебного и кор-рекционного воздействия на человека и формы его организации (индивидуаль-ная, групповая). Однако основой для всех видов арт-терапии является художе-ственная деятельность субъекта… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика арт-терапии
- 1. 1. Понятие и сущность арт-терапии
- 1. 2. Принципы, условия и цели применения арт-терапии
- 1. 3. Виды арт-терапии
- Глава 2. К.Юнг и арт-терапия
- 2. 1. Основные положения работ К. Юнга, составляющие базу применения арт-терапии. Аналитическая психология
- 2. 2. Особенности юнгианской арт-терапии
- Глава 3. Применение арт-терапии в целях самопознания
- 3. 1. Функциональные возможности изобразительной формы
- 3. 2. Диалог в рамках арт-терапевтического опыта
- 3. 3. Перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов
- Выводы и рекомендации
- Заключение
- Список литературы и источников
Актуальность настоящего дипломного исследования. Современный пери-од развития общества характеризуется устойчивой тенденцией к кибернизации жизни, обусловливающей формирование у человека нетелесного отношения к самому себе и к миру. Современная личность рассматривает себя не как цело-стное единство телесного и духовного в себе, а как биологический компьютер, доступный для механического репарирования, восстановления. Отношение к себе как к «машине», определяет и отчуждение индивидуумом собственного тела, нежелание его познавать и развивать. Изменить отношение человека к се-бе, направить его внимание на самопознание своей целостной природы не мо-жет не являться целью психологической науки.
Современная психологическая практике пресыщена разнообразными ме-тодами «коррекции», «психотерапии», «личностного роста», «развития», «со-вершенствования» — каждый из которых в некоторой степени претендует на уникальность с попыткой теми или иными способами «улучшить» природу че-ловека и открыть ему новые горизонты развития. Однако продуктивность того или иного подхода зависит от способности самого респондента к переосмысле-нию, переоценке представлений относительно значения для развития человека характера связей телесного и психического, консервативного и креативного.
Рефлексия себя не может быть полной вне обращения к анализу опыта креативного телесного действия? Именно в творческом действии мы проверя-ем, отрицаем или принимаем те или иные гносеологические установки, модели познания. В акте творения мы видим отражение своих чувств и мыслей.
Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение. Это связано с тем, что арт-терапия представляет собой процесс динамической ком-муникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов. Кроме того, символы выступают и в качестве моста, соединяющие сознатель-ные и бессознательные элементы психической жизни, как пациента, так и арт-терапевта. Используя их в своем изобразительном творчестве, пациент достига-ет все большей интеграции между этими элементами, с чем связаны многие положительные коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии.
Арт-терапевтический процесс основан на том, что наиболее важные мыс-ли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем слов. Приемы арт-терапии связаны с идеей о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутрен-них конфликтов в визуальной форме. По мере того, как клиенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах.
Согласно идее К. Юнга о психике, как сложной саморегулирующейся системе, психика может сама поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию. В символиче-ских образах, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях че-ловека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блоки-рование которой является причиной психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, К. Юнг полагал, что символы могут служить не только восста-новлению психического баланса, но и «личностному росту». Посредством их человек способен вступать во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией, тем самым постепенно приходя к их осозна-нию и психической целостности.
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внут-реннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества от-ражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средст-ва часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
— практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навы-ков;
— арт-терапия является средством преимущественно невербального обще-ния. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
— изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затрудне-нии в налаживании контактов;
— продукты изобразительного творчества являются объективным свиде-тельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
— арт-терапия является средством свободного самовыражения, предпола-гает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
— арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
— арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундамен-тальной потребности в самоактуализации раскрытии широкого спектра воз-можностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом анализе юн-гианской арт- терапи как метода самопознания и разработке рекомендаций по её практическому использованию. Также в работе автором дипломного иссле-дования разработана классификация методов самопознания и обоснована эф-фективности применения юнгианской арт-терапии в качестве такого метода.
Объект исследования пути и способы повышения эффективности при-менения юнгианской арт-терапии как методы самопознания.
Предмет исследования понятие, цели, принципы применения, а также пути совершенствования применения юнгианской арт-терапии как метода са-мопознания.
Цель настоящей работы выявить особенности и разработать рекоменда-ций по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии как метода самопознания.
Задачи работы:
— исследовать понятие, сущности, современных концепций арт-терапии как метода самопознания;
— изучить принципы, порядок применения и условия эффективности арт-терапии;
— рассмотреть самопознание как категорию психологии и место различ-ных методов в процессе самопознания;
— провести анализ особенностей юнгианской арт-терапии;
— определить особенности применения арт-терапии в целях самопознания;
— разработать рекомендации по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии в самопознании.
Гипотеза исследование: применение арт-терапии в целом, и юнгиниан-ской арт-терапии в частности, является эффективным методом самопознания. Однако для повышения эффективности применения юнгианской арт-терапии необходимо совершенствование практики её применения по следующим на-правлениям:
1.) использование арт-терапии совместно с такими методами, как телесно-ориентированная психотерапия, психодрама, пластикодрама, драматерапия, му-зыкальная терапия, гештальт-терапия, танцевальная терапия, игровая терапия, психоанализ, юнгианский анализ.
2.) расширение приемов арт-терапии: использование не только традици-онных видов искусства, но и современных, таких как компьютерная графика, художественная обработка цифровых фото и видео-материалов и иных.
Методы исследования: Описание эмпирического материала, анализируе-мого в работе, выполнено с помощью метода структурного анализа. Для выяв-ления общего и особенного между арт-терапией и иными методами самопозна-ия в работе использован сравнительный и метод. Основу сбора материала со-ставил проективный метод (изобразительный).
Структура работы. Настоящее дипломное исследование состоит из введе-ния, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общая характеристика арт-терапии
1.1. Понятие и сущность арт-терапии
Термина арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Эдриан Хилл. В дальнейшем термин стал употребляться в широком контексте, характеризуя процесс терапии, восстановления или развития личности разнообразными ме-тодами художественного творчества.
«Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области зна-ния — психологию, медицину, педагогику, культурологию и др». С точки зрения психодинамиче-ского подхода считается, что в ходе арт-терапии происходит выражение не-осознаваемых психических процессов. Фрейд и Юнг оказали идейное влияние на развитие методов анализа и интерпретации художественного материала.
Арт-терапия — одно из динамично развивающихся направлений современ-ной психотерапии. Текущий этап ее развития характеризуется следующими особенностями:
— дальнейшим активным внедрением этого подхода в широкую практику включая медицинские, образовательные и социальные учреждения;
— активизацией исследований, направленных на подтверждение терапев-тических эффектов и механизмов различных форм и моделей арт-терапии, с учетом личностных и нозологических особенностей клиентов, условий её при-менения и этапов лечебно-реабилитационного процесса;
— развитием групповых вариантов арт-терапии, в том числе, рассчитанных на короткие или средние по продолжительности сроки работы группы;
— разработкой организационных аспектов арт-терапии, развитием бригад-ных форм работы и активизацией взаимодействия разных специалистов в про-цессе осуществления лечебных, реабилитационных, профилактических и обра-зовательных мероприятий;
— усилением тенденции к интеграции различных модальностей психоте-рапии искусством.
Арт-терапия используется как средство общения терапевта с клиентом на символическом уровне. «Я» человека отражается в визуальных образах всякий раз, когда человек лепит, рисует и пр., в особенности, когда это происходит спонтанно.
Наполняющие внутренний мир человека визуальные, телесные образы являются средством коммуникации не только между внешним и внутренним миром, но и между бессознательным и сознанием. Позиция терапевта не дирек-тивная, а фасилитирующая, помогающая человеку самому осмыслить бессозна-тельные содержания, проявляющиеся в художественном творчестве.
А. Баумгартен, автор, который ввел понятие «эстетика» (1735 г.) и кото-рому принадлежит заслуга определения ее предмета в ряду других философ-ских дисциплин, считал, что трансцендентная реальность (реальность духа) имеет два модуса бытия:
— логический горизонт;
— эстетический горизонт.
Эстетику он определяет как науку об особом чувственном, «внутреннем» познании (gnoseologia inferior), о процессе постижения прекрасного, о законах создания на основе прекрасного произведений искусства, и законах их воспри-ятия .
Проблемное поле эстетики включает в себя многообразие различных фе-номенов, начиная от описания эстетических качеств окружающего мира, его ес-тественной, природной гармонии (античная натурфилософия, представленная в идеях Платон об эстетической организации Природы и Космоса), и вплоть до техногенной и информационной эстетики постиндустриального общества, в ус-ловиях которого протекает развитие современной цивилизации. Где-то между ними располагается традиционный и основной для эстетического знания пред-мет изучения искусство. Причем, искусство в различных своих видах и фор-мах развивалось параллельно развитию эстетических взглядов на мир, обще-ство и культуру. И всегда служило мерилом развития (прогресса) цивилизации, критерием качества духовного самосознания общества. Соответственно осо-бенности развития современного общества западного типа находит свое зако-номерное отражение в современном искусстве, и в первую очередь, в тех тен-денциях, которые в нем прослеживаются.
Традиционные формы искусства, как и современные их трактовки со свойственной им ницшеанской «переоценкой всех ценностей», отказом от догм и норм антропологичны. Развитие художественной практики, с ее итоговой установкой на познание «космоса» (порядка, противоположного хаосу, где хаос не самостоятельна единица, а начало и основание универсума), попытки ос-мысления и описания красоты, гармонии, порядка, ритма закономерно привело к выработке принципов антропной пластичности, в качестве основы эстетиче-ского сознания. Мир идей, универсум может рассматриваться как нечто пла-стичное, поэтически доступное, то что открывает возможности чувственного выражения и приобретения эстетического опыта. Доступность для эстетическо-го (художественного и описательного) опыта окружающего мира, свойствен-ных ему как порядка, так и хаоса значительно расширяют границы антрополо-гической реальности, выводя в конечном счете субъекта за пределы имманент-ного антропного мира в сферы трансцендентной реальности, что собственно говоря и позволяет переоценить способы эстетического познания мира и твор-ческой самореализации.
Список литературы
- Амелина А.Н. Арт-терапия в психотерапевтической работе. М.: Смарт, 2006
- Амелина А.Н. Метод арт-терапии. М, 2002
- Арт-терапия / Сост. и общ. ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2001
- Балашова А.С. Экспрессиные методы психодиагностики. М., 2004
- Буксбаум Р. К истории вопроса о художественном творчестве ду-шевнобольных // Из мира аднаво в другой.- Киев: Сфера 1997.
- Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энцик-лопедия. — М.: Мысль, 2001. — Т. 4
- Винников А.Н. Арт-терапия в работе с подростками. М., 2005
- Гильбурд О.А. Избранные очерки эволюционной психиатрии. — Сургут, 2000
- Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — Спб.: Европейский Дом, 2000
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб., Питер, 2000.
- Дуглас М. Чистота и опасность. М.: КАННОН-пресс-Ц, 2000.
- Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
- Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. — Спб.: Речь, 2001
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002
- Копытин А.И., Свистовской Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2000.
- Маргинальное искусство // Сост. А. С. Моргунов. М.: изд-во МГУ, 1999
- Методологические основы применения арт-терапии/Под ред. А. Н. Смирновой. М.: Литера, 2006
- Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001
- Перлз Ф. Опыты психологического самопознания. М, 2003
- Потетня А. Н. Эмоциональные состояния в арт-терапии. М.: Ману-скрипт, 2003
- Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. — М.: АСТ, 2005
- Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия. — СПб: Питер, 2001
- Умаров С.Ю. Условия эффективности применения музыкальной терапии. М.: Олма-пресс, 2005
- Хоружий С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя. М.: Литера, 2006
- Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. Спб.: Питер, 2001
- Юнг К. Г. Аналитическая психология .\ История зарубежной пси-хологии: тексты — М. 1986
- Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество. Самосознание ев-ропейской культуры XX в. М., 1991
- .