Личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
![Диссертация: Личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего](https://westud.ru/work/3179249/cover.png)
Диссертация
В психологии накоплен обширный материал, подтверждающий, что ведущая роль в создании образа будущего принадлежит активности и ответственности личности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. МБахтин, Л. СВыготский, М. Р. Гинсбург, Ф. Перлз, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм, И. Ялом и др.). Свобода, ответственность и духовность лежат в основе «экзистенциальной регуляции» личности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА СВОЕГО БУДУЩЕГО СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ
- 1. Создание образа своего будущего как центральная линия развития личности в старшем подростковом возрасте
- 1. 1. Психологическое содержание понятий «самоопределение», «жизненная стратегия» и «образ будущего»
- 1. 2. Значение и место образа собственного будущего в структуре личности и жизнедеятельности человека
- 1. 3. Психологические особенности развития старших подростков, детерминирующие процесс построения образа своего будущего
- 2. Ответственное отношение как личностная предпосылка и главное условие создания образа своего будущего в старшем подростковом возрасте
- 2. 1. Понятие ответственности. Развитие философско-психологических представлений о феномене ответственности
- 2. 1. 1. Ответственность в структуре личности
- 2. 1. 2. Ответственность как субъектное качество в процессе построения жизненной стратегии
- 2. 2. Предпосылки и закономерности развития ответственности в старшем подростковом возрасте
- 2. 3. Психологическое содержание и структура ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
- 2. 1. Понятие ответственности. Развитие философско-психологических представлений о феномене ответственности
- 1. Создание образа своего будущего как центральная линия развития личности в старшем подростковом возрасте
- 1. Методы изучения содержания и структуры ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
- 2. Методы изучения личностных детерминант ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
- 1. Анализ содержания и структуры ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
- 2. Уровни выраженности ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
- 2. 1. Анализ структуры и содержания ответственного отношения к созданию образа своего будущего у испытуемых с относительно высоким и относительно низким уровнем его выраженности
- 2. 2. Изучение личностных детерминант ответственного отношения к созданию образа своего будущего у старших подростков с относительно высокой и относительно низкой степенью его выраженности
- 2. 3. Анализ структуры и содержания ответственного отношения к созданию образа будущего у респондентов со средней степенью его выраженности
- 2. 4. Сравнительный анализ личностных особенностей старших подростков в группах со средней степенью выраженности ответственного отношения к созданию образа своего будущего
Список литературы
- Абульханова К.А. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избр. Психол. Труды — М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.
- Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности //Проблемы методологии, теории исследования реальной личности. Избр. Психол. труды -М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЕК, 1999.
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова М., 1987.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности — М.: Наука, 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / В кн.: Психология формирования и развития личности М.: Наука, 1981.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории М., 1995.
- Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла Самара.: БАХРАХ, 2000.
- Адаме Дж. Поведение человека-оператора в системе слежения // Инженерная психология / Под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко М., 1964.
- Ю.Адлер А. Понять природу человека СПб., 1997.
- П.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии М, 1995.
- Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М., 1977.
- Ананьев Б.Г. О человеке как об объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2-х т. М., 1980.
- Анастази, А Психологическое тестирование. Т.П.-М: Педагогика, 1982.
- Андреев Л.Г. Жан — Поль Сартр: свободное сознание и XX век М.: Московский рабочий, 1994.
- Андреева Г. М. Психология социального познания М.: Аспект Пресс, 1997.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение — М., 1985.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / Избр. Труды М., 1979.
- Анохин П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии М., 1962. № 7.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы М.: Наука, 1980.
- Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов — СПб.: Питер, 2000.
- Анциферова Л.И. О теории личности в работах К. Левина // Вопросы психологии. 1960. № 6.
- Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 5.
- Аристотель О душе // Соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1975.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика М.: REFL — book, 1994.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля-М.: Смысл, 1993.
- Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: дисс.. канд. психол. наук СПб., 1998.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей М., 1991.
- Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности / Дисс. канд. пед. наук Красноярск, 1996.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. 1984−1985. М., 1986.
- Башев B.B. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте / Дисс. канд. психол. наук — М., 2000.
- Бердяев H.A. Философия неравенства М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Флио, 1998.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986.
- Бернштейн А.Н. Биомеханика и физиология движения — М., 1997.
- Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего — М., 1970.
- Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи-М.: Политиздат, 1984.
- Богданов С.М. Формирование ответственности как социального качества личности // Формирование социальной ответственности молодого человека -М, 1984.
- Божович П.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание М.: Знание, 1979.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1955. № 1.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды // Под.ред. Д. И. Фельдпггейна Москва-Воронеж, 1995.
- Божович Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. № 5.
- Боришевский М.И., Максименко С. Д. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности //Вопросы психологии. 1977. № 3.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека — М., 1988.
- Братусь Б.С. Аномалии личности -М.: Мысль, 1988.
- Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование — М.: Мысль, 1979.
- Большая Советская Энциклопедия / Под ред. Прохорова А. М. В 30-и т. Т.18. М.: Советская энциклопедия, 1974.
- Бубер М. Проблема человека М.: РАН, 1992.
- Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви М.: Терра, 1991.
- Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1989.
- Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопр. психол. 2002.№ 2.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. Т. 18. № 2. 1997.
- Васильева О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2000. № 2.
- Васильева О.С., Андрущенко Е. А. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков // Журнал практического психолога. 2000. № 10−11.
- Венгер А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопр. психол. 1995. № 1.
- Вереникина И.М. Проблема становления ответственного отношения к учебной деятельности в младшем подростковом возрасте // Психологические условия формирования социальной ответственности школьника / Под ред. Гинсбурга М. Р., Радзиховского Л. А. М., 1987.
- Волкова E.H. Особенности восприятия учителями и учащимися друг друга // Диагностика и развитие педагогических способностей. Н. Новгород, 1992.
- Волкова E.H. Субъектность: философско-психологический анализ. НЛовгород: НГЦ, 1997.6¡-.Волкова E.H. Субъектность педагога: Теория и практика — Н. Новгород: НГЦ, 1998.
- Выготский Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собрание сочинений- В 6 т.- М., 1984 Т 3,4.
- Выготский JI.C. Соб. соч.: В 6-ти т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JIM. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
- Гегель Г. Ф. Работы разных лет В 2-х т. М.: МысльД 971.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
- Гинзбург Н.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2.
- Гинсбург М.С. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи — Киев, 1988.
- Головаха Е.И. Путь к зрелости Киев: Молодь, 1988.
- Головаха Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.
- Гол овей Л. А. Профессиональная ориентация в связи с индивидными и личностными особенностями человека // Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Под общей ред. проф. A.A. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко -СПб., 1994.
- Голубева Г. А. Формирование нравственной ответственности в условиях развитого социализма. Автореф. канд. философ, наук —М., 1973.
- Горбатов С.В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних. Диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук СПб., 2000.
- Гостев A.A. Образная сфера человека М.: ИП РАН, 1992.
- Григорьев Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни / Дисс. .канд психол. наук — М., 2000.
- Гудечек Я. Ценностные ориентации личности // Психология личности в социалистическом обществе М., 1989.
- Даль В. Толковый словарь М., 1935.
- Демин А. Н. Прогнозирование жизненного пути в структуре регуляции поведения: дисс. канд. психол. наук-М., 1991.
- Джеймс У. Психология М.: ПедагогикаД991.
- Дорофеев Е.Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности. Дисс. .канд. психол. наук М. Д994.
- Дорфман Л.Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом М.: Смысл, 1997. -
- ДрагуноваТ.В. Подросток -М., 1976.
- Дидук И.А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности. Автореф дисс.. канд. пед. наук. -Смоленск, 2007.
- Дружинин В.Н. Психология семьи -М.: КСП, 1996.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2002.
- Завадская Ж.Е., Шевченко Л. В. Воспитание ответственности у старшеклассников — Минск, 1981.88.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.
- Иванушкина С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение / Дисс., канд. психол. наук-М., 1997.
- Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. 2000. № 2.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998.
- Ильин Е.П. Психология воли СПб.: Питер, 2000.
- Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии 1982. № 10.
- Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия // Психология с человеческим лицом-М.: Смысл, 1997.
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Соб. соч. В 6-ти т. Т. 6. -М., 1966.
- Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов СПб.: Речь, 2000.
- Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. — Иркутск, 1989.
- Кле М. Психология подростка: Психосоциальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
- Ковалев В.И. Психологические аспекты временной организации жизни человека -М., 1980.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. Сб. науч. трудов / Отв. ред. А. А. Бодалев, В.В.Столин-М., 1987.
- Кон И. С. Психология ранней юности М., 1989.
- Кон И.С. В поисках себя М., 1984.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь.- СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопр. психол. 1997. № 3.
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности -М., 1980.
- Косолапова Л.А. Формирование ответственного отношения подростков к учению в целостном учебно-воспитательном процессе // Система форм иметодов воспитания ответственного отношения школьников к учению Омск: ОПТУ, 1990.
- Краснов М.А. Ответственность власти (государство в открытом обществе) М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
- Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой М.: Новая школа, 1997.
- Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. — Ростов-на-Дону, 1998.
- Кроник A.A. (ред.) Life line и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993.
- Кроник A.A. Психологические основания индивидуальных стилей жизни // Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы — Киев, 1982.
- Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. 4.2. М.: Уникум-Центр, 2004.
- Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. М.: РУДН, 2006, № 1(3).
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4.
- Левкович В.П. Моральная регуляция поведения и активность личности / В кн.: Социальная психология личности-М., 1979.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст М.: 1978.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов в психическом развитии человека // В кн.: Принцип развития в психологии М., 1978.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности-М.: Смысл, 1999.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций М.: СМЫСЛ, 1992.
- Леонтьев A.A. Деятельность, сознание, личность / Под ред. Леонтьева А. А. -М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
- Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестн. Моск. университета. Сер. 14. Психология. 1990. № 3.
- Леонтьев Д.А. Тест осмысленности жизни // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / Под ред. И. М. Карлинской и др. М., 1992.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е. В., Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психол. 2001. № 1.
- Леонтьев ДА. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психол. журн. 2000. Т. 21. № 1. С.15−25.
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психол. 1995. № 1.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М., 1971.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и личность//Психология личности. В 2-х т. Т.2 Самара: Бахрах, 1999.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой М., 1978.
- Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре личности -М., 1980.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М., 1984.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия учителя и учащихся / Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся-М. 1980.
- Майерс Д. Социальная психология СПб.: Питер, 1997.
- МакМаллинР. Практикум по когнитивной терапии СПб.: Речь, 2001.
- Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. школа полит, исслед., 2000.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления — М.: «Прогресс», «Культура», 1993.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения — М.: Просвещение, 1990.
- Маслоу А. Самоактуализация // В сб.: Психология личности. Тексты./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей —М.: Просвещение, 1992.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы — М.: REFL book, 1999.
- Медведицкий А.П. Формирование ответственного отношения старшеклассников к учению в коллективной учебной деятельности — Омск: ОГПИ, 1985.
- Мей Р. Любовь и Воля М.: REFL — book, Ваклер, 1997.
- Минкина Н.А. Воспитание ответственностью — М.: Высшая школа, 1990.
- Михайлова Е.И. Психологические особенности развития ответственности на рубеже перехода в юношеский возраст / Дисс.. канд. психол. наук — М., 1996.
- Мишина Ю.Д. Психолого — педагогические условия развития ответственности у студентов педагогических вузов // Дисс.. .канд. психол. наук Томск, 2002.
- Мнацаканян Л.Н. Личность и оценочные способности старшеклассников — М., 1991.
- Мухлынина О.В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста. Авторев. дисс. .канд.психол.наук. Екатеринбург, 2007.
- Муздыбаев К. Психология ответственности —Л.: Наука, 1983.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: избр. тр., 1998.
- Мясищев В.H. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., i960.
- Наш проблемный подросток: Учебное пособие — СПб.: Союз, 1998.
- Некрасова Е.В. особенности переживания времени жизни в раннем юношеском возрасте // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности -М., 1986.
- Низовских H.A. Психосемантический анализ жизненных ориентаций личности/ Дисс.. канд. психол. наук —М., 1995.
- Новосельцев В.И. Воспитание моральной ответственности у старших школьников во внеклассной работе. Автореф. дисс.. канд. психол. наук — М., 1992.
- Образование педагога / Под ред. Е. Н. Волковой Чебоксары: Клио, 1997.
- Обуховский188 К. Психологическая теория строения и развития личности / Психология формирования и развития личности — М., 1981.
- Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10−13.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н. Ю. Шведовой М., 1986.
- Ореховский А.Н. ответственность и ее социальная природа: методологический аспект Томск, 1978.
- Осницкий А.К. Проблема исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности / Под ред. М. К. Кабардова -М.-Нальчик, 1996.
- Осташева М.А. Психологические особенности развития социальной ответственности у современных подростков // Дисс.. канд. психол. наук — М., 1989.
- Перлз Ф. Практика гештальттерапии. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2000.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра СПб.: Петербург — XXI век, 1995.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности — Росгов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Пискун В.Н. Психологические условия формирования ответственного поведения старшеклассников/ Дисс. канд. психол. наук-Киев, 1986.
- Платон «Апология Сократа» Соч. в 3-х т. М.: Мысль. Т.1., 1968.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения — М., 1982.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1.
- Поливанова КН. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве //Психологическая наука и образование. 1998. № 3−4.
- Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / Под ред. А. Е. Личко и Ю.В. Попова-Л., 1991.
- Прядеин В. ПКомплексное исследование ответственности как системного качества личности. Екатеринбург: УГЛУ, 1995.
- Прядеин В.П. Половозрастные особенности ответственности личности -Екатеринбург: УГЛУ, 1998.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: «БАХРАХ-М», 2003.
- Психология современного подростка // Под ред. Д. И. Фельдпггейна М., Педагогика, 1987.
- Психология. Словарь / Под общ. Ред. Петровского В. А., Ярошевского М. Г. 2-ое изд., — М.: Политиздат, 1990.
- Психолого педагогический словарь / Автор-сост. Мижериков В. А. — Ростов-на-Дону, 1009.
- Пулккинен JI. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова -М., 1987.
- Пыжьянова М.И. Психолого-педагогические условия развития качеств субъектности у подростков / Дисс. канд. психол. наук — М, 2006.
- Радзиховский Л. А. Воспитание социальной ответственности у подростков // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников — М., 1987.
- Радзиховский Л.А. Проблема диалогизма сознания в трудах М.М.Бахтина // Вопросы психологии. 1985. № 6.
- Раимова Г. Г. Формирование нравственной ответственности личности в условиях развитого социалистического общества. Автореф. дисс.. канд. философ. наук-М., 1979.
- Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
- Регуш Л.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: дисс. докт. психол. наук —Л., 1985.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ. ред. Исениной Е. И. — М., 1994.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии // Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. Т.2. Самара: БАХРАХ, 1999.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 1998.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии — М., 1959.
- Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. -М.: Медицина, 1970. С. 160−171.
- Сафаров Н.С. Этический анализ проблемы ответственности //Автореф. дисс.. д-ра философ. Наук-Баку, 1991.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, № 4.
- Севастьянова Н.Г. Нравственная ответственность и активная жизненная позиция личности. Автореф. дисс. .канд. философ, наук-Минск, 1983.
- Секун B.C. Психология активности — Минск: Адукацыя i выхаванне, 1996.
- Серый A.B., Юпитов A.B. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
- Сидорова Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 5.
- Скорбилина Н.Б. Формирование ответственности у старших школьников в процессе обучения гуманитарным предметам. Автореф. дисс. .канд. пед. наук Волгоград, 1990.
- Слободской A. JL О социально-психологическом аспекте ответственности в деятельности специалиста. Автореф. дисс. .канд. психол. наук-Л., 1976.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека М.: Школа — Пресс, 1995.
- Смирнов В.И. Жизненный путь человека: социальные и моральные проблемы — Л., 1989.
- Современный словарь по психологии / Автор-сост. Юрчук В. В. Минск: Элайда, 2000.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-воМГУ, 1987.
- Соловьев В. Избранные произведения Ростов-на-Дону, 1998.
- Сперанский В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности ее формирования — М., 1987.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М.: Политиздат, 1972.
- Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев, 1992.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Суворов Г. Б. Особенности психических состояний спортсменов высокой квалификации на разных этапах подготовки. Автореф. дисс. канд. психол. наук-Л., 1989.
- Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. Т.16. № 3. 1995.
- Тен Н. М. Формирование ответственного отношения младших подростков к общественно полезной деятельности / Автореф. дисс. канд. пед. наук — Л., 1975.
- Титова О.В. Самовыражение и личностная удовлетворенность как проблемы психологии // Активность и жизненная позиция личности / Отв. ред. К.А.Абульханова-Славская М., 1988.
- Толстых H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. № 3.
- Томэ Г. Теоретические и эмпирические основы психического развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии М., Наука, 1978.
- Трофимова Г. П. Ответственность как категория культуры. Автореф. дисс.. канд. культур, наук — Челябинск, 1998.
- Тюпа В.И. Онтология коммуникации / Коммуникативные стратегии культуры. Маргинальность в переходном обществе Новосибирск: НГУ, 2001.
- Узнадзе Д.Н. Установка у человека // Психология личности. В 2-х т. Т.2. — Самара: БАХРАХ, 1999.
- Федоров А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте / Дисс.. канд. психол. наук —М., 1996.
- Федоров Н.Ф. Сочинения М.: Раритет, 1994.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. Академия, 1995.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка//Вопросы психологии. 1983. № 1.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Флоренский П.А. Сочинения: В 4 т., Т.1 М.: Мысль, 1996.
- Франкл В. Человек в поисках смысла—М., 1990.
- Франкл В. Поиск смысла и логотерапия // В сб.: Психология личности. Тексты./Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей — М.: Просвещение, 1992.
- Франкл В. Психотерапия на практике СПб.: Ювента, 1999.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. статей. -М.: Просвещение, 1989.
- Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Книга 2 М.: Московский рабочий, 1990.
- Фролова A.A. Развитие представлений в юношеском возрасте о реализации личностного потенциала в будущем. Автореф. дисс.. канд. психол. наук — Тамбов, 2007.
- Фромм Э. Бегство от свободы -М.: Мысль, 1997.
- Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии -М.: Прогресс, 1988.
- Ханин Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. -№ 6.
- Харламенкова Н.Е. Исследование особенностей целеполагания методом проекции // Психологический журнал. 1995. № 2.
- Харламенкова Н.Е. Процесс целеполагания и жизненный путь личности // Психологические исследования социального развития личности М.: ИП РАН, 1991.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.2. -М.: Педагогика, 1986.
- Хомик B.C. Психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего личности // Психология личности и время жизни человека / Отв. ред. В. И. Ковалев Черновцы: ЧТУ, 1991.
- Хьел J1., Зиглер Д. Теории личности СПб.: Питер, 1997.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Чирков В.И. Само детерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии. 1996. № 3.
- Чудновский В.Э. О временном аспекте гармонического развития личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В. В. Давыдова и И. В. Дубровиной М., 1980.
- Шапошников В.А. Психолого-педагогические условия подготовки студентов пед. вуза к воспитанию ответственности у подростков / Дисс. канд. психол. наук Новосибирск, 2002.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978.
- Шибутани Т. Социальная психология — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов М.: РПА, 1997.
- Эмоциональное здоровье вашего ребенка: пер. с англ. — М.: Авиценна, 1996.
- Эриксон Э. Отрочество // Идентичность: юность и кризис / перевод с английского М., 1996.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души М.: Канон, 1994.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия — М.: Класс, 1999.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Кемерово, 2000.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопр. психол. 1999. № 6.
- Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston 1961.
- Berne E. Gamez People Play. What Do You Say After You Say Hello! Penguin Books, Corgi Books, 1996.
- Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Leipzig, 1933.
- Cottle T.J., Klineberg S.L. The present of things future. N.Y., 1974.259. deCharms R. Personal causation training in the schoois J. of Applied Soc. Pschol., 1972.-V. 2(2).
- Deci E.L. Intrinsic motivation, extrinsic reinforcement and inequity // J. Pers. Soc. Pschol. 1972. V. 22.
- Fraisse P. Cognition of Time in Human Activiti. In: Cognition in Human Motivation and Learning, 1981.
- Joubert Ch. E. Happiness, time consciousness, and subjective life expectancy. Perceptual and Motor Jerlls, 1992.
- Kelli G. A theory of personality: The psychology of personal constructs. New York: Norton. 1963.
- Kohlberg L. The Psychology of Moral Development. The Nature and Validity of Moral Stages. San Francisco. 1984.
- Lens W., Moreas M. Future Time Perspective: an individual and a societal approach. In: Psichology of Orientation, 1994.
- Levin K. Difining the «Field at a given time» // Psychol. Rev., 1943.
- Maddi S. Existential analysis // Harri R, Lamb R. (eds.) The encyclopedic Distionary of psychology. Oxford, 1983. P. 223−224.
- Nurmi J.-E. How do adolescence see their future? A review of the development of future orientation and planning // Devel. Rev. 1991. № 11. P. 1−59.
- Nuttin J. Motivation et perspectives d’Avenir. Louvain, 1980.
- Nuttin J. Future time Perspective and Motivation, 1985.
- Osgood Ch. E., Susi G. E., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning -Urbana: Univ. III. Press.
- Piajet J. The Moral Judgment of Child. N.-Y. 1965.
- Rappoport H. Measuring defensiveness against future anxiety: Telepression. Current Psychology research and reviews, 1991.
- Общая психодиагностика. Методические указания. Автор-составитель О. В. Белова. Новосибирск. Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.