Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психологии накоплен обширный материал, подтверждающий, что ведущая роль в создании образа будущего принадлежит активности и ответственности личности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. МБахтин, Л. СВыготский, М. Р. Гинсбург, Ф. Перлз, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм, И. Ялом и др.). Свобода, ответственность и духовность лежат в основе «экзистенциальной регуляции» личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА СВОЕГО БУДУЩЕГО СТАРШИМИ ПОДРОСТКАМИ
    • 1. Создание образа своего будущего как центральная линия развития личности в старшем подростковом возрасте
      • 1. 1. Психологическое содержание понятий «самоопределение», «жизненная стратегия» и «образ будущего»
      • 1. 2. Значение и место образа собственного будущего в структуре личности и жизнедеятельности человека
      • 1. 3. Психологические особенности развития старших подростков, детерминирующие процесс построения образа своего будущего
    • 2. Ответственное отношение как личностная предпосылка и главное условие создания образа своего будущего в старшем подростковом возрасте
      • 2. 1. Понятие ответственности. Развитие философско-психологических представлений о феномене ответственности
        • 2. 1. 1. Ответственность в структуре личности
        • 2. 1. 2. Ответственность как субъектное качество в процессе построения жизненной стратегии
      • 2. 2. Предпосылки и закономерности развития ответственности в старшем подростковом возрасте
      • 2. 3. Психологическое содержание и структура ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
  • Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Методы изучения содержания и структуры ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
    • 2. Методы изучения личностных детерминант ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
  • ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ К СОЗДАНИЮ ОБРАЗА СВОЕГО БУДУЩЕГО
    • 1. Анализ содержания и структуры ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
    • 2. Уровни выраженности ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего
      • 2. 1. Анализ структуры и содержания ответственного отношения к созданию образа своего будущего у испытуемых с относительно высоким и относительно низким уровнем его выраженности
      • 2. 2. Изучение личностных детерминант ответственного отношения к созданию образа своего будущего у старших подростков с относительно высокой и относительно низкой степенью его выраженности
      • 2. 3. Анализ структуры и содержания ответственного отношения к созданию образа будущего у респондентов со средней степенью его выраженности
      • 2. 4. Сравнительный анализ личностных особенностей старших подростков в группах со средней степенью выраженности ответственного отношения к созданию образа своего будущего

Личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема ответственности личности в контексте построения человеком своей жизни — одна из центральных для психологии на протяжении всего времени ее существования. Особую актуальность она приобретает в настоящее время, в условиях резких изменений социально-экономической и общественно-исторической ситуации. Реализовать себя в современном мире способен лишь человек, не только хорошо знающий основы наук, но и способный быть успешным в условиях жесткой конкуренции, сложившихся в нашем обществе. Быть успешным сегодня — значит быть стратегом собственной деятельности и жизнедеятельности, уметь ориентироваться и выстраивать жизненный план, используя свои лучшие ресурсы. Наиболее значимой эта проблема становится в старшем подростковом возрасте. Направленность в ' будущее, его планирование, выбор адекватных средств и ресурсов, необходимых для его достижения является неотъемлемой частью взросления старших подростков (В.Г.Асеев, Л. И. Божович, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, Д. И. Фельдштейн др.). Осознание своей жизненной перспективы Л. И. Божович называет «аффективным центром» личностного развития старшего подростка. В то же время присущие данному возрасту особенности делают старших подростков способными к принятию ответственности. Структурные и содержательные характеристики образа собственного будущего, характер отношения старших подростков к его выбору и достижению, степень ответственности, проявляемой при этом личностью, определяет как осознанность и зрелость главного жизненного выбора, так и успешность всей последующей жизни человека, являясь важным условием достижения акмэ.

Представления человека о своем будущем и отношение к нему занимают одну из ведущих позиций в самосознании личности. Они определяют характер и закономерности ее развития, являясь центральным моментом в процессе становления человека и поиска индивидуального смысла своего существования (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, ВиЫег СЬ., А. Маслоу, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). Упорядоченность и структурированность будущего в сознании человека признается обобщенным показателем зрелости личности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. И. Головаха, В. А. Ковалев, А. А. Кроник, А. Б. Орлов, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, В.Э.Чудновский).

В психологии накоплен обширный материал, подтверждающий, что ведущая роль в создании образа будущего принадлежит активности и ответственности личности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. МБахтин, Л. СВыготский, М. Р. Гинсбург, Ф. Перлз, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм, И. Ялом и др.). Свобода, ответственность и духовность лежат в основе «экзистенциальной регуляции» личности, который выводит ее на высший уровень структурной организации — уровень «жизнетворчества» (КА.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Д. А. Леонтьев, Н. А. Коваль, С. ЛРубинштейн, АГ. Спиркин и др.). Ответственность выступает как основное субъектное качество (А.Г.Асмолов, К.А.Абульханова-Славская, Е. Н. Волкова, А. К. Осницкий, В. И. Слободчиков и др.). В исследованиях представлены основные типологии ответственности, характеризующие процесс построения человеком жизненной стратегии (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, Л. И. Дементий, В. И. Ковалев, Ю. Д. Мишина, В. И. Новосельцева, Н.Б.Скорбилина).

Создание образа своего будущего представляет собой центральную линию развития личности в старшем подростковом возрасте. В то же время этот период является наиболее сенситивным для становления ответственности (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, Т. В. Драгунова, И. В. Дубровина, И. С. Кон, КоЫЬе^ Ь., Н. С. Лейтес, Л. Ф. Обухова, Р1а]е11., Л. А. Регуш, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В связи с этим особую значимость приобретает раскрытие психологического содержания и структуры ответственного отношения к созданию образа будущего в старшем подростковом возрасте. Согласно концепции В. Н. Мясищева, процесс развития личности обусловлен ходом развития ее отношений, следовательно, ответственное отношение к своему будущему можно рассматривать в качестве одной из ведущих детерминант развития личности старшего подростка. Актуальность и необходимость изучения психологических условий становления ответственного отношения к созданию образа будущего у старших подростков подтверждается исследованиями Е. В. Алексеевой, О. Е. Байтингер, В. В. Башева, М. А. Вереникиной, КВ-ЛУек^ет, Н. Гуткиной, 2.2а1ез1а, М. Ю. Кондратьева, Ю. Д. Мишиной, А. Е. Ольшанниковой, М. А. Осташевой, К. Н. Поливановой, Л. А. Радзиховского, Т. Н. Сидоровой, Н. Н. Толстых, А. А. Фроловой, П. М. Якобсон и др.

Однако, проблема ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего разработана еще недостаточно. Требуют своего решения следующие противоречия:

• между глубиной философско-психологического осмысления проблемы ответственности личности и недостаточной изученностью психолого-педагогических условий становления ответственного отношения старших подростков к своему будущему;

• между смещением границы возрастной сензитивности к обсуждению связанных с будущим проблем в сторону снижения до 12−13 лет и направленностью исследований соответствующей тематики преимущественно на юношеский возраст;

• между опытом прикладных исследований проблемы развития ответственности у подростков, а также проблемы их отношения к своему будущему и недостатком исследований, интегрирующих эти вопросы;

• между осуществлением профориентационной работы и отсутствием индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения, позволяющего старшим подросткам ответственно подходить к выбору собственного будущего.

Эти и другие проблемы определяют необходимость изучения ответственного отношения к созданию образа будущего в старшем подростковом возрасте, особое внимание сосредоточив на его психологической структуре, содержании и особенностях становления у старших подростков, также на разработке специальных программ психолого-педагогического сопровождения процесса его становления.

Объект исследования: ответственное отношение старших подростков к созданию образа своего будущего.

Предмет исследования: психологическое содержание, структура и личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего.

Цель исследования: выявить психологическую сущность и особенности становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего, определить психолого-педагогические условия, способствующие его успешному становлению в старшем подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1. Анализ теоретико-прикладных исследований по проблеме ответственности личности в процессе построения человеком собственной жизни.

2. Определение психологического содержания ответственного отношения к созданию образа своего будущего в старшем подростковом возрасте, выявление и изучение его структурных компонентов.

3. Выявление личностных детерминант, влияющих на становление ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего.

4. Изучение особенностей становления ответственного отношения к созданию образа своего будущего у старших подростков с различной выраженностью его структурных компонентов и определение качественного своеобразия их личностной детерминации.

5. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения процесса становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что ответственное отношение старших подростков к созданию образа будущего можно рассматривать как единство когнитивного (осознание, оценка, понимание и объяснение образа своего будущего и себя в связи с ним), эмоционального эмоциональное отношение личности к образу своего будущего и себе самому в связи с ним) и конативного (стратегии и тактики поведения личности по отношению к своему будущему и самой себе в связи с его планированием и достижением) компонентов, сочетание которых обуславливает типичные варианты его становления в старшем подростковом возрасте.

Мы также предположили, что успешное становление ответственного отношения старших подростков к созданию образа" своего будущего детерминировано направленностью ценностно-смысловой сферы личности (высокой степенью осмысленности жизни, приоритетом в системе терминальных ценностей уверенности, активности и свободы, инструментально подкрепленных твердой волей, независимостью и рационализмом), особенностями мотивационно-потребностной сферы личности (осознанностью потребностей и мотивационных установок) и особенностями самосознания личности (принятием себя, адекватным уровнем притязаний, когнитивной сложностью, дифференцированностью и цельностью образа «Я»).

Методологической основой исследования являются фундаментальные идеи теории отражения личностью окружающей действительности (К.А.Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Е. В. Шорохова и др.), принцип детерминизма (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинпггейн, С. Д. Смирнов и др.), единства сознания и деятельности (Б.Г.Ананьев, А. В. Брупшинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинпггейн и др.), диалогизма сознания (М.М.Бахтин, М. К. Мамардашвили и др.), системности психических явлений (В.А.Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.), изучения психических явлений в развитии (Л.И.Божович, Л. С. Выготский, H.H. Ланге и др.).

Теоретическую основу исследования составляют философско-психологические концепции ответственности, разработанные в русле различных теоретических направлений (М.М.Бахтин, И. Кант, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкгг, Э. Фромм, М. Хайдеггер, И. Ялом, и др.), теории социальной ответственности личности (С.Ф.Анисимов, Р. Т. Косолапов, К. Муздыбаев, А. А. Реан и др.) — психологические теории о личности как субъекте жизни и деятельности (К.ААбульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А. В. Брупшинский,.

Е.Н.Волкова, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.), концепция В. Н. Мясищева о психологических отношениях личноститеоретико-прикладные исследования отечественной психологии о сущности подросткового возраста (Л.С.Выготский, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, Д. Б. Эльконин и др.), положения о временной перспективе личности (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушлинский, Б. Ф. Ломов, Л. А. Регуш, С.Л.Рубинпггейн).

Основные этапы исследования:

На первом этапе (2002;2004гг.) осуществлялся анализ и систематизация философско-психологических теоретических подходов и прикладных аспектов изучаемой проблемы, конкретизировались тема, объект, предмет и задачи исследования, проводилась апробация возможных методов исследования и отбор наиболее информативных из них.

На втором этапе (2004;2005гг.) была сформулирована гипотеза исследования, сформирован диагностический комплекс, организовано и проведено эмпирическое изучение феномена ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего.

На третьем этапе (2005;2007гг.) проведен качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных, их обобщение и описание, осуществлена проверка гипотезы. Разработаны методические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего в образовательном пространстве школы. Обсуждены и оформлены основные результаты диссертационного исследования.

Методы исследования. Теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, обобщение научных данных. Методическое обеспечение экспериментального исследования включает две группы эмпирических методов:

• методы анализа структурных компонентов ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего. К этой группе методов принадлежит метод свободных описаний своего будущего и модифицированная нами методика «Неоконченные предложения».

• методы изучения личностных детерминант ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего. Во данную группу методов вошли: методика М. Куна-Т.Макпортленда, шкала самооценки Manaster G.J. & Corsini R.J., моторная проба Шварцландера, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест смысложизненных ориентаций (адаптированная версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо, Л. Махолик), методика «Выявление осознанности компонентов структуры мотива» Е.П.Ильина-А.В .Ермолина, шкала оценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханина, методика «Незаконченные предложения» Sachs G., Levi S.

Статистическая обработка результатов эмпирического исследования проводилась с помощью процедур описательной статистики, Т-критерия различий Вилкоксона, методов корреляционного и факторного анализа. С целью обработки и анализа данных использовался модульный программный комплекс SPSS 10.05 for Windows.

Научная новизна исследования. Определено психологическое содержание ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего, выявлены его структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный и конативный), установлено их содержание и факторная структура, включающая целевую, рефлексивную и деятельностную составляющие.

Выявлены личностные детерминанты ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего, определяющие особенности его становления, отражающие направленность ценностно-смысловой сферы личности, особенности мотивационно-потребностной сферы личности и особенности самосознания личности.

Охарактеризованы шесть типов становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего: рефлексивноэмоционально-целевой, рефлексивно-целевой, эмоционально-деятельностно-целевой, целевой, рефлексивный и эмоциональный.

Определены психолого-педагогические условия, способствующие становлению ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего, которые заключаются в учете ресурсных и дефицитарных образований каждого типа его становления.

Теоретическая значимость работы. Конкретизировано содержание понятия «ответственное отношение к созданию образа своего будущего» как мотивационно-смыслового образования личности старшего подростка, которое представляет собой готовность к осознанному осуществлению субъективно-оценочной и избирательной активности по отношению к целям и содержанию будущего, а также средствам, внешним и внутренним ресурсам их достижения в сочетании с готовностью выдерживать последствия принятых решений и преодолевать связанные с этим препятствия.

Определено содержание когнитивного, эмоционального и конативного компонентов ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего.

Выделены уровни развития ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего (высокий, средний и низкий), обусловленные различной выраженностью его структурных компонентов, охарактеризованы особенности их проявления и личностные детерминанты.

Практическая значимость исследования. Разработан и внедрен психодиагностический комплекс для исследования структурных компонентов ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего. Предложена программа выявления личностных детерминант ответственного отношения к созданию образа будущего в старшем подростковом возрасте. Разработаны рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего на основе учета ресурсных и дефицитарных образований каждого типа его становления.

Материалы диссертационного исследования могут применяться в практике высших учебных заведений для создания обучающих курсов по возрастной и педагогической психологии, а также в процессе повышения квалификации специалистов. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практике индивидуального консультирования и просветительской работы со старшими подростками, их родителями, создания тренинговых программ, ориентированных на старших подростков, а также с целью повышения психолого-педагогической грамотности педагогических кадров образовательных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Ответственное отношение старших подростков к созданию образа будущего — это мотивационно-смысловое образование личности, старшего подростка, которое представляет собой готовность к осознанному осуществлению субъективно-оценочной и избирательной активности по отношению к целям и содержанию будущего, а также средствам, внешним и внутренним ресурсам их достижения в сочетании с готовностью выдерживать последствия принятых решений и преодолевать связанные с этим препятствия.

2. Ответственное отношение старших подростков к созданию образа своего будущего имеет когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент включает целевую и рефлексивную составляющие. Эмоциональный компонент содержит одобрение ответственного отношения к созданию образа своего будущего и эмоциональную привлекательность целей своего будущего. Поведенческий компонент включает готовность к достижению целей будущего своими силами, готовность к саморазвитию, необходимому для достижения целей и готовность к преодолению связанных с их достижением обстоятельств и препятствий.

3. Компоненты ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего не являются ортогонально независимыми друг от друга. Показатели, входящие в состав разных компонентов, образуют своеобразное сочетание целевого, рефлексивного и деятельностного аспектов.

Эмоциональный компонент ответственного отношения к созданию образа будущего содержательно присутствует в целевой и конативной составляющих, придавая эмоциональную окраску выбору привлекательной цели своего будущего, готовности к ее достижению и преодолению связанных с ней препятствий.

4. Основными личностными детерминантами ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего являются особенности ценностно-смысловой сферы личности (осмысленность жизни, ценности жизнетворчества), особенности мотивационной сферы личности (осознанность мотива конкретного поступка) и особенности самосознания личности (принятие себя, адекватный уровень притязаний, когнитивная" сложность, цельность и дифференцированность образа «Я», восприятие окружающих как фактора, способствующего развитию).

4. В старшем подростковом возрасте наблюдается различная степень выраженности компонентов ответственного отношения к созданию образа своего будущего с тенденцией к уменьшению степени выраженности от когнитивного к конативному компоненту. Неравномерность выраженности структурных компонентов позволяет выделить различные варианты их сочетания и соответствующие типы становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего, преобладающим из которых является рефлексивно-эмоционально-целевой тип.

5. Необходимым условием становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего являются организация Программы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной работы школы с учащимися, основанная на учете ресурсных и дефицитарных образований разных типов его становления.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях НГПУ, на VIII и X нижегородских сессиях молодых ученых (Н.Новгород, 2003, 2005гг.), региональных и межрегиональных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы психологии образования» (Н.Новгород, 2004 г.), «Проблемы развития личности» (Рязань, 2005, 2006гг.), были представлены на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях: «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (Ярославль, 2005 г.), «Личность и бытие: субъектный подход» (Краснодар, 2005 г.), «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы детей с особыми потребностями» (Москва-Уфа, 2006 г.), «Психология личностного роста специалиста» (Тамбов, 2007 г.).

Прикладное значение исследования выражается в использовании его данных при разработке учебного курса «Развитие самосознания подростков» для студентов непсихологических специальностей НГПУ. Практические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий для становления ответственного отношения к созданию образа будущего у старших подростков в образовательном пространстве школы внедряются на базе гимназии № 184 г Н.Новгорода.

Организация исследования. В исследовании приняли участие 161 учащийся 9-х классов общеобразовательных школ г. Нижнего Новгорода 14−15 лет, из них 57 испытуемых (35%) — юноши, 104 испытуемых (65%) — девушки. Исследование проводилось в период с 2004 по 2008 гг.

Структура и объем диссертации

Диссертация содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Работа иллюстрирована схемами, таблицами и гистограммами.

9. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости создания условий для становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего средствами специальных психолого-педагогических программ, созданных на основе данных, полученных в ходе его изучения, а также на учете ресурсных и дефицитарных образований каждого типа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленная работа посвящена изучению одного из центральных системных образований личности — отношения к созданию своего будущего. Направленность в будущее, его планирование, выбор адекватных средств и ресурсов, необходимых для его достижения является неотъемлемой частью взросления в старшем подростковом возрасте. Характер отношения старших подростков к этой деятельности, степень ответственности, проявляемой при этом личностью, определяет как осознанность и зрелость главного жизненного выбора, так и успешность всей последующей жизни человека, являясь важным условием достижения акмэ. Именно поэтому особую значимость приобретает уточнение психологического содержания и структуры ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего, изучение его внутриличностной детерминации и особенностей становления.

В нашей работе мы показали, что ответственное отношение к созданию образа будущего представляет собой мотивационно-смысловое образование личности старшего подростка, в центре которого лежит готовность к активному осуществлению субъективно-оценочной деятельности по отношению к целям, содержанию будущего, средствам, внешним и внутренним ресурсам их достижения, а также готовность к сознательному выбору и достижению целей своего будущего посредством собственной активности с опорой на собственные ресурсы.

Ответственное отношение к созданию образа будущего можно представить в виде структуры, в которую входят когнитивный (оценочный), эмоциональный и конативный компоненты. В ходе факторного анализа проведено уточнение содержательной стороны ответственного отношения к созданию образа будущего в старшем подростковом возрасте. Она состоит из трех основных составляющих: целевой, рефлексивной и деятельностной. Эмоционально окрашенным является как выбор цели своего будущего, так и процесс ее активного достижения, связанный с преодолением препятствий внутреннего и внешнего плана. Это определяет необходимость психолого-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы старших подростков, содержание которого должно быть направлено на осознание эмоциональной привлекательности поставленных целей своего будущего, положительного отношения к собственной активности, играющей ведущую роль в процессе их достижения, и выработку эмоциональной устойчивости в ситуации встречи с препятствиями на пути к поставленным целям.

Данные, полученные на выборке старших подростков 14−15 лет, позволяют сделать вывод, что старшие подростки активно осуществляют самостоятельное мысленное моделирование возможных целей своего будущего, осознают, что планирование и достижение целей будущего зависит от их воли и целеустремленности, а само будущее является результатом их активности сегодня. Они положительно относятся к проявлению самостоятельности в отношении планирования и достижения своего будущего, способны самостоятельно оценить привлекательность различных вариантов и планов своего будущего, субъективно воспринимают себя как готовых к самостоятельной оценке, сознательному выбору и принятию «решения относительно планов будущего. При этом, старшие подростки часто недооценивают важность самопонимания и необходимость волевых усилий по достижению поставленных целей. Также, можно констатировать недостаточную сформированность представлений о средствах, внешних и внутренних условиях решения связанных с будущим задач: осознавая свои потребности и желания, респонденты признают, что редко задумываются о путях и способах достижения задуманного, доверяя решение этого вопроса родителям. Наибольшие трудности вызывает самостоятельный анализ и оценка достижимости планов, а также своих способностей и возможностей, необходимых для решения поставленных задач. Эти данные показывают решающую роль развития рефлексивных способностей старших подростков в ходе создания ими жизненных планов. Поэтому центром консультативной, диагностической, просветительской и профориентационной работы со старшими подростками должно стать обучение их рефлексии своих способностей и возможностей, содействие в осознавании ими побудительных причин своего поведения, поиске и осмыслении адекватных путей для реализации позитивного личностного потенциала в будущем.

В нашем исследовании выделены группы респондентов с различной выраженностью структурных компонентов ответственного отношения к созданию образа будущего, отражающие особенности его становления в старшем подростковом возрасте, охарактеризованы личностные особенности старших подростков, детерминирующие его становление по тому или иному типу.

Поиск и создание психолого-педагогических условий для становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего представляет собой одну из важнейших задач практической психологии. Полученные в ходе исследования данные явились основанием для разработки и внедрения программы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательной системы школы, целью которой является организация условий для становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего. Программа основана на включении учащихся в разнообразные формы учебного и внеучебного сотрудничества, направленные на развитие рефлексивных способностей, расширение сферы самосознания и раскрытие их личностного потенциала, накопление ими позитивного опыта достижений, повышение компетентности в мире профессий и развитие их субъектной позиции в процессе познания и воспитания. Условием эффективности разработанной программы является учет ресурсных и дефицитарных образований различных типов становления ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избр. Психол. Труды — М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности //Проблемы методологии, теории исследования реальной личности. Избр. Психол. труды -М.: МПСИ- Воронеж: НПО МОДЕК, 1999.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова М., 1987.
  4. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности — М.: Наука, 1980.
  5. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / В кн.: Психология формирования и развития личности М.: Наука, 1981.
  6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  7. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории М., 1995.
  8. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла Самара.: БАХРАХ, 2000.
  9. Дж. Поведение человека-оператора в системе слежения // Инженерная психология / Под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко М., 1964.
  10. Ю.Адлер А. Понять природу человека СПб., 1997.
  11. П.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии М, 1995.
  12. Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002.
  13. .Г. О проблемах современного человекознания М., 1977.
  14. .Г. О человеке как об объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2-х т. М., 1980.
  15. Анастази, А Психологическое тестирование. Т.П.-М: Педагогика, 1982.
  16. Л.Г. Жан — Поль Сартр: свободное сознание и XX век М.: Московский рабочий, 1994.
  17. Г. М. Психология социального познания М.: Аспект Пресс, 1997.
  18. С.Ф. Мораль и поведение — М., 1985.
  19. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности / Избр. Труды М., 1979.
  20. П.К. Опережающее отражение действительности // Вопросы философии М., 1962. № 7.
  21. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы М.: Наука, 1980.
  22. Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов — СПб.: Питер, 2000.
  23. Л.И. О теории личности в работах К. Левина // Вопросы психологии. 1960. № 6.
  24. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 5.
  25. Аристотель О душе // Соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1975.
  26. Р. Психосинтез: теория и практика М.: REFL — book, 1994.
  27. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля-М.: Смысл, 1993.
  28. О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: дисс.. канд. психол. наук СПб., 1998.
  29. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей М., 1991.
  30. Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности / Дисс. канд. пед. наук Красноярск, 1996.
  31. М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. 1984−1985. М., 1986.
  32. B.B. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте / Дисс. канд. психол. наук — М., 2000.
  33. H.A. Философия неравенства М.: ЭКСМО-Пресс, Харьков: Флио, 1998.
  34. Р. Развитие Я-концепции и воспитание — М.: Прогресс, 1986.
  35. А.Н. Биомеханика и физиология движения — М., 1997.
  36. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование как особая категория подхода к проблемам будущего — М., 1970.
  37. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость: размышления о некоторых социальных проблемах молодежи-М.: Политиздат, 1984.
  38. С.М. Формирование ответственности как социального качества личности // Формирование социальной ответственности молодого человека -М, 1984.
  39. П.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4.
  40. Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание М.: Знание, 1979.
  41. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М.: Просвещение, 1968.
  42. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1955. № 1.
  43. Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды // Под.ред. Д. И. Фельдпггейна Москва-Воронеж, 1995.
  44. Л.И. О культурно-исторической концепции Л.С.Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1988. № 5.
  45. М.И., Максименко С. Д. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности //Вопросы психологии. 1977. № 3.
  46. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека — М., 1988.
  47. .С. Аномалии личности -М.: Мысль, 1988.
  48. A.B. Мышление и прогнозирование — М.: Мысль, 1979.
  49. Большая Советская Энциклопедия / Под ред. Прохорова А. М. В 30-и т. Т.18. М.: Советская энциклопедия, 1974.
  50. М. Проблема человека М.: РАН, 1992.
  51. С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви М.: Терра, 1991.
  52. Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). Киев, 1989.
  53. Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопр. психол. 2002.№ 2.
  54. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. Т. 18. № 2. 1997.
  55. О.С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2000. № 2.
  56. О.С., Андрущенко Е. А. Осознание смысла жизни как средство профилактики суицидального поведения подростков // Журнал практического психолога. 2000. № 10−11.
  57. А.Л., Десятникова Ю. М. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым социальным условиям // Вопр. психол. 1995. № 1.
  58. И.М. Проблема становления ответственного отношения к учебной деятельности в младшем подростковом возрасте // Психологические условия формирования социальной ответственности школьника / Под ред. Гинсбурга М. Р., Радзиховского Л. А. М., 1987.
  59. E.H. Особенности восприятия учителями и учащимися друг друга // Диагностика и развитие педагогических способностей. Н. Новгород, 1992.
  60. E.H. Субъектность: философско-психологический анализ. НЛовгород: НГЦ, 1997.6¡-.Волкова E.H. Субъектность педагога: Теория и практика — Н. Новгород: НГЦ, 1998.
  61. Л.С. Педология подростка: Проблема возраста // Собрание сочинений- В 6 т.- М., 1984 Т 3,4.
  62. JI.C. Соб. соч.: В 6-ти т. Т.4. — М.: Педагогика, 1984.
  63. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JIM. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
  64. Г. Ф. Работы разных лет В 2-х т. М.: МысльД 971.
  65. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.
  66. Н.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. № 2.
  67. М.С. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3.
  68. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи — Киев, 1988.
  69. Е.И. Путь к зрелости Киев: Молодь, 1988.
  70. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  71. Гол овей Л. А. Профессиональная ориентация в связи с индивидными и личностными особенностями человека // Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Под общей ред. проф. A.A. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко -СПб., 1994.
  72. Г. А. Формирование нравственной ответственности в условиях развитого социализма. Автореф. канд. философ, наук —М., 1973.
  73. С.В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних. Диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук СПб., 2000.
  74. A.A. Образная сфера человека М.: ИП РАН, 1992.
  75. Д.В. Педагогическая поддержка поиска старшеклассниками ценностных смыслов жизни / Дисс. .канд психол. наук — М., 2000.
  76. Я. Ценностные ориентации личности // Психология личности в социалистическом обществе М., 1989.
  77. В. Толковый словарь М., 1935.
  78. Демин А. Н. Прогнозирование жизненного пути в структуре регуляции поведения: дисс. канд. психол. наук-М., 1991.
  79. У. Психология М.: ПедагогикаД991.
  80. Е.Д. Внутригрупповая ответственность в условиях совместной деятельности. Дисс. .канд. психол. наук М. Д994.
  81. Л.Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом М.: Смысл, 1997. -
  82. ДрагуноваТ.В. Подросток -М., 1976.
  83. И.А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности. Автореф дисс.. канд. пед. наук. -Смоленск, 2007.
  84. В.Н. Психология семьи -М.: КСП, 1996.
  85. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2002.
  86. .Е., Шевченко Л. В. Воспитание ответственности у старшеклассников — Минск, 1981.88.3дравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986.
  87. С.А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение / Дисс., канд. психол. наук-М., 1997.
  88. Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. 2000. № 2.
  89. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: теория и методы изучения. Киев: Вища школа, 1998.
  90. Е.П. Психология воли СПб.: Питер, 2000.
  91. М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии 1982. № 10.
  92. Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия // Психология с человеческим лицом-М.: Смысл, 1997.
  93. И. Антропология с прагматической точки зрения. Соб. соч. В 6-ти т. Т. 6. -М., 1966.
  94. Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов СПб.: Речь, 2000.
  95. Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. — Иркутск, 1989.
  96. Кле М. Психология подростка: Психосоциальное развитие. М.: Педагогика, 1991.
  97. В.И. Психологические аспекты временной организации жизни человека -М., 1980.
  98. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. Сб. науч. трудов / Отв. ред. А. А. Бодалев, В.В.Столин-М., 1987.
  99. Кон И. С. Психология ранней юности М., 1989.
  100. Кон И.С. В поисках себя М., 1984.
  101. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  102. И.М. Психология. Иллюстрированный словарь.- СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
  103. М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопр. психол. 1997. № 3.
  104. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности -М., 1980.
  105. Л.А. Формирование ответственного отношения подростков к учению в целостном учебно-воспитательном процессе // Система форм иметодов воспитания ответственного отношения школьников к учению Омск: ОПТУ, 1990.
  106. М.А. Ответственность власти (государство в открытом обществе) М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
  107. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой М.: Новая школа, 1997.
  108. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. — Ростов-на-Дону, 1998.
  109. A.A. (ред.) Life line и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993.
  110. A.A. Психологические основания индивидуальных стилей жизни // Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы — Киев, 1982.
  111. А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. 4.2. М.: Уникум-Центр, 2004.
  112. А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. М.: РУДН, 2006, № 1(3).
  113. В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4.
  114. В.П. Моральная регуляция поведения и активность личности / В кн.: Социальная психология личности-М., 1979.
  115. Н.С. Умственные способности и возраст М.: 1978.
  116. Н.С. К проблеме сензитивных периодов в психическом развитии человека // В кн.: Принцип развития в психологии М., 1978.
  117. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
  118. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности-М.: Смысл, 1999.
  119. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций М.: СМЫСЛ, 1992.
  120. A.A. Деятельность, сознание, личность / Под ред. Леонтьева А. А. -М.: Политиздат, 1975.
  121. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
  122. Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестн. Моск. университета. Сер. 14. Психология. 1990. № 3.
  123. Д.А. Тест осмысленности жизни // Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / Под ред. И. М. Карлинской и др. М., 1992.
  124. Д.А., Шелобанова Е. В., Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопр. психол. 2001. № 1.
  125. ДА. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности//Психол. журн. 2000. Т. 21. № 1. С.15−25.
  126. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. психол. 1995. № 1.
  127. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. -М., 1971.
  128. Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  129. А.Н. Деятельность и личность//Психология личности. В 2-х т. Т.2 Самара: Бахрах, 1999.
  130. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999.
  131. H.A. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой М., 1978.
  132. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре личности -М., 1980.
  133. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М., 1984.
  134. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия учителя и учащихся / Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся-М. 1980.
  135. Д. Социальная психология СПб.: Питер, 1997.
  136. МакМаллинР. Практикум по когнитивной терапии СПб.: Речь, 2001.
  137. М.К. Эстетика мышления. М.: Моск. школа полит, исслед., 2000.
  138. М.К. Картезианские размышления — М.: «Прогресс», «Культура», 1993.
  139. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения — М.: Просвещение, 1990.
  140. А. Самоактуализация // В сб.: Психология личности. Тексты./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей —М.: Просвещение, 1992.
  141. А. Новые рубежи человеческой природы — М.: REFL book, 1999.
  142. А.П. Формирование ответственного отношения старшеклассников к учению в коллективной учебной деятельности — Омск: ОГПИ, 1985.
  143. Мей Р. Любовь и Воля М.: REFL — book, Ваклер, 1997.
  144. Н.А. Воспитание ответственностью — М.: Высшая школа, 1990.
  145. Е.И. Психологические особенности развития ответственности на рубеже перехода в юношеский возраст / Дисс.. канд. психол. наук — М., 1996.
  146. Ю.Д. Психолого — педагогические условия развития ответственности у студентов педагогических вузов // Дисс.. .канд. психол. наук Томск, 2002.
  147. Л.Н. Личность и оценочные способности старшеклассников — М., 1991.
  148. О.В. Воспитание ответственности учащихся подросткового возраста. Авторев. дисс. .канд.психол.наук. Екатеринбург, 2007.
  149. К. Психология ответственности —Л.: Наука, 1983.
  150. В.Н. Психология отношений: избр. тр., 1998.
  151. В.H. Основные проблемы и современное состояние психологических отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., i960.
  152. Наш проблемный подросток: Учебное пособие — СПб.: Союз, 1998.
  153. Е.В. особенности переживания времени жизни в раннем юношеском возрасте // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности -М., 1986.
  154. H.A. Психосемантический анализ жизненных ориентаций личности/ Дисс.. канд. психол. наук —М., 1995.
  155. В.И. Воспитание моральной ответственности у старших школьников во внеклассной работе. Автореф. дисс.. канд. психол. наук — М., 1992.
  156. Образование педагога / Под ред. Е. Н. Волковой Чебоксары: Клио, 1997.
  157. Обуховский188 К. Психологическая теория строения и развития личности / Психология формирования и развития личности — М., 1981.
  158. Общая психодиагностика / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10−13.
  159. С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н. Ю. Шведовой М., 1986.
  160. А.Н. ответственность и ее социальная природа: методологический аспект Томск, 1978.
  161. А.К. Проблема исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  162. А.К. Психология самостоятельности / Под ред. М. К. Кабардова -М.-Нальчик, 1996.
  163. М.А. Психологические особенности развития социальной ответственности у современных подростков // Дисс.. канд. психол. наук — М., 1989.
  164. Ф. Практика гештальттерапии. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2000.
  165. Ф. Внутри и вне помойного ведра СПб.: Петербург — XXI век, 1995.
  166. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности — Росгов-на-Дону: Феникс, 1996.
  167. В.Н. Психологические условия формирования ответственного поведения старшеклассников/ Дисс. канд. психол. наук-Киев, 1986.
  168. Платон «Апология Сократа» Соч. в 3-х т. М.: Мысль. Т.1., 1968.
  169. К.К. Система психологии и теория отражения — М., 1982.
  170. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1.
  171. КН. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве //Психологическая наука и образование. 1998. № 3−4.
  172. Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков / Под ред. А. Е. Личко и Ю.В. Попова-Л., 1991.
  173. Прядеин В. ПКомплексное исследование ответственности как системного качества личности. Екатеринбург: УГЛУ, 1995.
  174. В.П. Половозрастные особенности ответственности личности -Екатеринбург: УГЛУ, 1998.
  175. Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1983.
  176. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  177. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: «БАХРАХ-М», 2003.
  178. Психология современного подростка // Под ред. Д. И. Фельдпггейна М., Педагогика, 1987.
  179. Психология. Словарь / Под общ. Ред. Петровского В. А., Ярошевского М. Г. 2-ое изд., — М.: Политиздат, 1990.
  180. Психолого педагогический словарь / Автор-сост. Мижериков В. А. — Ростов-на-Дону, 1009.
  181. JI. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков // Психология личности и образ жизни / Отв. ред. Е. В. Шорохова -М., 1987.
  182. М.И. Психолого-педагогические условия развития качеств субъектности у подростков / Дисс. канд. психол. наук — М, 2006.
  183. Л. А. Воспитание социальной ответственности у подростков // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников — М., 1987.
  184. Л.А. Проблема диалогизма сознания в трудах М.М.Бахтина // Вопросы психологии. 1985. № 6.
  185. Г. Г. Формирование нравственной ответственности личности в условиях развитого социалистического общества. Автореф. дисс.. канд. философ. наук-М., 1979.
  186. Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.
  187. Л.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: дисс. докт. психол. наук —Л., 1985.
  188. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ. ред. Исениной Е. И. — М., 1994.
  189. С.Л. Проблемы общей психологии // Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. Т.2. Самара: БАХРАХ, 1999.
  190. С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 1998.
  191. С.Л. Принципы и пути развития психологии — М., 1959.
  192. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. -М.: Медицина, 1970. С. 160−171.
  193. Н.С. Этический анализ проблемы ответственности //Автореф. дисс.. д-ра философ. Наук-Баку, 1991.
  194. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, № 4.
  195. Н.Г. Нравственная ответственность и активная жизненная позиция личности. Автореф. дисс. .канд. философ, наук-Минск, 1983.
  196. B.C. Психология активности — Минск: Адукацыя i выхаванне, 1996.
  197. A.B., Юпитов A.B. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) // Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  198. Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  199. Н.Б. Формирование ответственности у старших школьников в процессе обучения гуманитарным предметам. Автореф. дисс. .канд. пед. наук Волгоград, 1990.
  200. Слободской A. JL О социально-психологическом аспекте ответственности в деятельности специалиста. Автореф. дисс. .канд. психол. наук-Л., 1976.
  201. В.И., Исаев Е. И. Психология человека М.: Школа — Пресс, 1995.
  202. В.И. Жизненный путь человека: социальные и моральные проблемы — Л., 1989.
  203. Современный словарь по психологии / Автор-сост. Юрчук В. В. Минск: Элайда, 2000.
  204. Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-воМГУ, 1987.
  205. В. Избранные произведения Ростов-на-Дону, 1998.
  206. В.И. Социальная ответственность личности: сущность и особенности ее формирования — М., 1987.
  207. А.Г. Сознание и самосознание М.: Политиздат, 1972.
  208. Е.Б. Жизненные отношения личности: модели психологического развития. Киев, 1992.
  209. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  210. Г. Б. Особенности психических состояний спортсменов высокой квалификации на разных этапах подготовки. Автореф. дисс. канд. психол. наук-Л., 1989.
  211. В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. Т.16. № 3. 1995.
  212. Тен Н. М. Формирование ответственного отношения младших подростков к общественно полезной деятельности / Автореф. дисс. канд. пед. наук — Л., 1975.
  213. О.В. Самовыражение и личностная удовлетворенность как проблемы психологии // Активность и жизненная позиция личности / Отв. ред. К.А.Абульханова-Славская М., 1988.
  214. H.H. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. № 3.
  215. Г. Теоретические и эмпирические основы психического развития человеческой жизни // Принцип развития в психологии М., Наука, 1978.
  216. Г. П. Ответственность как категория культуры. Автореф. дисс.. канд. культур, наук — Челябинск, 1998.
  217. В.И. Онтология коммуникации / Коммуникативные стратегии культуры. Маргинальность в переходном обществе Новосибирск: НГУ, 2001.
  218. Д.Н. Установка у человека // Психология личности. В 2-х т. Т.2. — Самара: БАХРАХ, 1999.
  219. А.И. Временная перспектива в юношеском возрасте / Дисс.. канд. психол. наук —М., 1996.
  220. Н.Ф. Сочинения М.: Раритет, 1994.
  221. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная пед. Академия, 1995.
  222. Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии" — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
  223. Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка//Вопросы психологии. 1983. № 1.
  224. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  225. П.А. Сочинения: В 4 т., Т.1 М.: Мысль, 1996.
  226. В. Человек в поисках смысла—М., 1990.
  227. В. Поиск смысла и логотерапия // В сб.: Психология личности. Тексты./Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей — М.: Просвещение, 1992.
  228. В. Психотерапия на практике СПб.: Ювента, 1999.
  229. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. статей. -М.: Просвещение, 1989.
  230. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. Избранное. Книга 2 М.: Московский рабочий, 1990.
  231. A.A. Развитие представлений в юношеском возрасте о реализации личностного потенциала в будущем. Автореф. дисс.. канд. психол. наук — Тамбов, 2007.
  232. Э. Бегство от свободы -М.: Мысль, 1997.
  233. М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии -М.: Прогресс, 1988.
  234. Ю.Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. -№ 6.
  235. Н.Е. Исследование особенностей целеполагания методом проекции // Психологический журнал. 1995. № 2.
  236. Н.Е. Процесс целеполагания и жизненный путь личности // Психологические исследования социального развития личности М.: ИП РАН, 1991.
  237. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.2. -М.: Педагогика, 1986.
  238. B.C. Психотерапия, ориентированная на реконструкцию будущего личности // Психология личности и время жизни человека / Отв. ред. В. И. Ковалев Черновцы: ЧТУ, 1991.
  239. Хьел J1., Зиглер Д. Теории личности СПб.: Питер, 1997.
  240. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  241. В.И. Само детерминация и внутренняя мотивация поведения человека// Вопросы психологии. 1996. № 3.
  242. В.Э. О временном аспекте гармонического развития личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / Под ред. В. В. Давыдова и И. В. Дубровиной М., 1980.
  243. В.А. Психолого-педагогические условия подготовки студентов пед. вуза к воспитанию ответственности у подростков / Дисс. канд. психол. наук Новосибирск, 2002.
  244. Й. Диагностика психического развития. Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978.
  245. Т. Социальная психология — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
  246. Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов М.: РПА, 1997.
  247. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: пер. с англ. — М.: Авиценна, 1996.
  248. Э. Отрочество // Идентичность: юность и кризис / перевод с английского М., 1996.
  249. Юнг К. Г. Конфликты детской души М.: Канон, 1994.
  250. И. Экзистенциальная психотерапия — М.: Класс, 1999.
  251. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система Кемерово, 2000.
  252. Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопр. психол. 1999. № 6.
  253. Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston 1961.
  254. Berne E. Gamez People Play. What Do You Say After You Say Hello! Penguin Books, Corgi Books, 1996.
  255. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Leipzig, 1933.
  256. Cottle T.J., Klineberg S.L. The present of things future. N.Y., 1974.259. deCharms R. Personal causation training in the schoois J. of Applied Soc. Pschol., 1972.-V. 2(2).
  257. Deci E.L. Intrinsic motivation, extrinsic reinforcement and inequity // J. Pers. Soc. Pschol. 1972. V. 22.
  258. Fraisse P. Cognition of Time in Human Activiti. In: Cognition in Human Motivation and Learning, 1981.
  259. Joubert Ch. E. Happiness, time consciousness, and subjective life expectancy. Perceptual and Motor Jerlls, 1992.
  260. Kelli G. A theory of personality: The psychology of personal constructs. New York: Norton. 1963.
  261. Kohlberg L. The Psychology of Moral Development. The Nature and Validity of Moral Stages. San Francisco. 1984.
  262. Lens W., Moreas M. Future Time Perspective: an individual and a societal approach. In: Psichology of Orientation, 1994.
  263. Levin K. Difining the «Field at a given time» // Psychol. Rev., 1943.
  264. Maddi S. Existential analysis // Harri R, Lamb R. (eds.) The encyclopedic Distionary of psychology. Oxford, 1983. P. 223−224.
  265. Nurmi J.-E. How do adolescence see their future? A review of the development of future orientation and planning // Devel. Rev. 1991. № 11. P. 1−59.
  266. Nuttin J. Motivation et perspectives d’Avenir. Louvain, 1980.
  267. Nuttin J. Future time Perspective and Motivation, 1985.
  268. Osgood Ch. E., Susi G. E., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning -Urbana: Univ. III. Press.
  269. Piajet J. The Moral Judgment of Child. N.-Y. 1965.
  270. Rappoport H. Measuring defensiveness against future anxiety: Telepression. Current Psychology research and reviews, 1991.
  271. Общая психодиагностика. Методические указания. Автор-составитель О. В. Белова. Новосибирск. Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
Заполнить форму текущей работой