Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов
![Диссертация: Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов](https://westud.ru/work/2522169/cover.png)
Диссертация
На основании экспериментального исследования выявлены уровни развития профессиональной идентичности студентов и их характеристики. Ведущими характеристиками профессиональной идентичности студентов — будущих психологов являются «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность» по отношению к будущей профессии, которые вместе образуют единую внутреннюю позицию студента по отношению к будущей… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
- 1. 1. Профессиональная идентичность студентов как предмет психологического исследования
- 1. 2. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов — будущих психологов
- 1. 3. Проблема развития профессиональной идентичности студентов будущих психологов
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
- 2. 1. Контингент испытуемых, методы и методики исследования
- 2. 2. Психологические особенности студентов с разными уровнями развития профессиональной идентичности.'
- 2. 3. Неравномерность развития профессиональной идентичности студентов
- — будущих психологов
- 2. 4. Реализация психологических условий развития профессиональной идентичности студентов
Список литературы
- Абдуллаева, М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход Текст. / М. М. Абдуллаева. Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 2.-С. 86−95.
- Абрамова, Г. С. Практическая психология Текст. / Г. С. Абрамова. Изд. 3-е, стер. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 368 е.
- Абульхаиова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М: Мысль, 1991. — 299 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности Текст. / К. А. Абульхаиова-Славская // Психологический журнал. 1985. — Т. 6, № 5. — С. 14−29.
- Айсмонтас, Б. Б. Общая психология Текст.: схемы / Б. Б. Айсмонтас. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 288 с.
- Аксенова, И. В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов будущих психологов Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. В. Аксенова. — Белгород, 2000. — 214 с.
- Аксенова, Н. М. Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. М. Аксенова. Кемерово, 2004. — 137 с.
- Алимов, А. А. Становление смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов будущих психологов Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / А. А. Алимов. — М., 2005. — 181 с.
- Аминов, Н. А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов Текст. / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии.- 1992. -№ ½. С. 54−58.
- Ю.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- П.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект пресс, 1999.-374 с.
- Антонова, И. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Текст. / И. В. Антонова//Вопросы психологии.- 1996.1. С. 131−143.
- Антонова, Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения Текст. / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. — 1997. -№ 6. С. 23−29.
- Анцыферова, Л. И. О динамическом подходе к динамическому изучению личности Текст. / Л. И. Анцыферова//Психологический журнал. 1981.-№ 2.-С. 8−18.
- Асафьева, Н. В. Стратегии преодоления кризисов профессионального развития в образовательном пространстве личности студента-психолога Текст. / Н. В. Асафьева
- Личностно-ориентированное профессиональное образование: материалы IV Всерос. пауч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 1. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. — С. 198−202.
- П.Ахметшипа, Э. Н. Формирование профессионального самосознания в процессе подготовки и переподготовки психологов Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Э. Н. Ахметшина. Казань, 2003. — 222 с.
- Белинская, Е. П. Временные аспекты Я-коицепции и идентичности Текст. / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 4046.
- Белобрыкина, О. А. Традиции как средство развития профессиональной идентичности студентов будущих психологов Текст. / О. А. Белобрыкина // Психология в вузе. — 2004. — № 2. — С. 99−109.
- Бергер, П. Идентичность Текст. / П. Бергер, Т. Лукмап // Психология самосознания: хрестоматия Самара, 2003. — С. 567−589.
- Берне, Р. Развитие : Я-коицепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Смысл, 1996.-422 с.
- Берулава, Г. А. Методологические основы деятельности практического психо-логаТекст.:учеб. пособие / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа, 2003 — 64с.
- Бизяева, А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя Текст.: дис. канд. психол. наук / А. А. Бизяева. М., 1993. — 238 с.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе Текст. М.: Совершенство, 1997. — 298 с. — (Пракшческая психология в образовании).
- Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности Текст. / В. А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. — С. 23−34.
- Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности Текст. / В. А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511 с.
- Бойко, В. В. Энергия эмоций Текст. / В. В. Бойко. СПб.: Питер, 2004. — 474с.
- Бублик, П. Политическая идентичность как фактор политической культуры Электронный ресурс. Режим доступа: http://fppr.org.ua.
- Буякас, Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов -будущих психологов Текст. // Идентичность: хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. — С. 127−132.
- Буякас, Т. М. Ценностно-смысловая сфера профессионала Текст. / Т. М. Буя-кас // Мир психологии. 1997. -№ 3 (12). — С. 12−21.
- Вачков, И. В. Введение в профессию «психолог» Текст. / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпут, Н. С. Пряжников. М.-Воронеж: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2003. -464 с.
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учеб. пособие. М.: Ось-89,1999. — 223 с. — (Практическая психология).
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
- Власова, 10. В. К вопросу о профессиональном становлении и развитии личности психолога Текст. /10. В. Власова, О. А. Белобрыкина // Психология в вузе. 2004. — № 2. — С. 86−98.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 450 с.
- Гулина, Н. Р. Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. Р. Гулина. -Новосибирск, 2004. 186 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психологических исслед. Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
- Донцов, А. И. Профессиональные представления студентов будущих психологов Текст. / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 42−50.
- Дорошенко, Н. Смена ориентации / Н. Дорошенко // Власть денег. 2006. — № 107 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.vd.net.ua/journals/articles-1538?arch=l
- Доцепко, Е. А. Психология манипуляции Текст. / Е. А. Доценко. М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 146−147.
- Ермолаева, Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиоге-неза Текст. / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 4. — С. 8087.
- Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (ст. первая) Текст. / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. -Т. 22,№ 4.-С. 51−59.
- Забродин, 10. М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека Текст. /10. М. Забродин, В. А. Сосновский //Вопросы психологии. 1989. -№ 6.-С. 100−107.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие для пед. вузов Текст. / И. А. Зимняя. Ростов п/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
- Зотова, Н. Н. Исследования профессионального становления студентов будущих психологов Текст. / Н. Н. Зотова, О. Н. Родина // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2003. — № 3. — С. 18−26.
- Иванова, Н. JI. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство Текст. / Н. JI. Иванова, Е. В. Коневаи // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 148−157.
- Иванова, Н. JI. Психологическая структура социальной идентичности Текст.: дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 / Н. Л. Иванова. Ярославль, 2003. — 408 с.
- Иванова, Н. J1. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях Текст. / Н. JI. Иванова//Вопросы психологии. 2004. — № 4. — С. 65−75.
- Иванова, Н. J1. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа Текст. / Н. JI. Иванова // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. — С. 52−60.
- Иванова-Гладилыцикова, Н. Половина выпускников вузов не работают по специальности Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inauka.ru/education/article50819.html
- Исаева, Н. И. Развитие профессиональной культуры психолога образования Текст.: дис. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Н. И. Исаева. Белгород, 2002. — 487 с.
- Казанцева, Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов будущих психологов Текст. / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. — Т. 23, № 6. — 2002. — С. 51−58.
- Казанцева, Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов будущих психологов Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.11 / Т. А. Казанцева. — М., 2000. — 216 с.
- Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики Текст. / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. — Т. 24, № 5. — С. 4557.
- Каташев, В. Г. Педагогика высшей школы Текст.: учеб. пособие / В. Г. Ката-шев, Л. И. Соломко, Г. У. Матушанский, О. В. Захарова, JI. И. Тарарина — под общ. ред. В. Г. Каташева. Казань: Изд-во Казанского гос. техн. ун-та, 2002. — 395 с.
- Кернберг, О. Ф Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии Текст. / О. Ф. Кернберг — пер. с англ. М. И. Завапова. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.-377 с.
- Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
- Кон, И. С. В поисках себя: личность и самопознание Текст. / И. С. Кон. М.: Мысль, 1984.-226 с.
- Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования Текст. / Р. Кочюнас. М.: Академический проект, 1999. — 450 с.
- Краткий психологический словарь Текст. / ред.-сост. JI. А. Карпенко — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., нспр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.-512 с.
- Кудрявцев, Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. / Т. В. Кудрявцев, В. 10. Шегурова // Вопросы психологии. 1983.-№ 2. — С. 51−59.
- Кудрявцев, Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: МЭИ, 1985. — 108 с.
- Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей Текст. / Н. В. Кузьмина. -JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959. 180 с.
- Кумырина, 10. А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов Текст.: дне. канд. психол. наук: 19.00.05 /10. А. Кумырина. Ярославль, 2005. — 171 с.
- Кун, М. Кто Я? Применентие теста «20-ти высказываний» Текст. / М. Кун, Т. Макпортленд // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. — 672 с.
- Лакан, Ж. Стадия зеркала и ее роль в форимровании функции Я Текст. / Ж. Лакан // Психология самосознания: хрестоматия Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. — 672 с.
- Лебедева, Н. М. Социальная идентичность на постсовестском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла Текст. / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 1999. — Т. 20, № 3. — 48−59.
- Леонтьев, А. Н. Избранные психологические сочинения Текст. В 2 т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1983. 390 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-280 с.
- Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентации Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. -17 с.
- Леонтьев, Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобаиова // Вопросы психологии.-2001.-№ 1.-С. 57−65.
- Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. — 18 с.
- Лидере, А. Г. Психологический тренинг с подростками Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2001. — 256 с.
- Линецкий, 10. Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 /10. Л. Липецкий. М., 2004. — 236 с.
- Лисовский, В. Т. Личность студента Текст. / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 184 с.
- Лэйнг, Р. Д. «Я» и Другие Текст. / Р. Д. Лэйг- пер. с англ. Е. Загородной. М.: Независимая фирма «Класс», 2002. — 192 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
- Малахов, В. С. Неудобства с идентичностью Текст. / В. С. Малахов // Вопросы философии. 1998. -№ 2. — С. 43−53.
- Малюкова, Ф. Р. Социальная идентификация как механизм становления самосознания Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Ф. Р. Малюкова. СПб., 2002. -201 с.
- Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. М.: Академия, 2002. — 256 с.
- Маралова, Т. П. Пути оптимизации процесса формирования профессиональной идентичности у будущих психологов Текст. / Т. П. Маралова // Вестник Череповецкого государственного университета.- 2005. № 1. — С. 152−157.
- Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: МГФ «Знание», 1996. — 308 с.
- Митина, Л. М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя Текст. / Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова // Вопросы психологии. 1998. — № З.-С. 3−16.
- Митина, Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
- Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. -1997.-№ 4.- С. 28−38.
- Михайлов, И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сыопера Текст. / И. В. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. -№ 5. — С. 110−121.
- Мищенко, Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза Текст.: дис.. канд. психол. наук / Т. В. Мищенко. Ярославль, 2005.-212 с.
- Молоканов, М. В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии Текст. / М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 2. — С. 79- 96.
- Мусалаева, А. Р. Особенности формирования профессиональной направленности психологов в период вузовского обучения Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / А. Р. Мусалаева. Ставрополь, 2004. — 228 с.
- Мухина, В. С. Проблемы генезиса личности Текст. / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1985 — 240 с.
- Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Просвещение, 1996. — 349 с.
- Ососков, В. П. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора Текст. / В. П. Ососков, Е. Б. Перелыгина, В. В. Фадеев // Мир психологии. -2004.-№ 4.-С. 151−159.
- Павлова, О. Н. Идентичность : история формирования взглядов и ее структурные особенности Электронный ресурс. / О. Н. Павлова. М., 2001. — Режим доступа: http://pavolga.narod.ru/identity.html (06.12.06).
- Повареиков, 10. П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Повареиков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
- Полякова, О. Б Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / О. Б. Полякова. М., 2000. -291 с.
- Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи.» Текст.: метод, разработки соц.-психол. тренингов / А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
- Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПОМОДЭКД996. — 256с.
- Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2005. -221 с.
- Психология самосознания Текст.: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 — 672 с.
- Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности Текст. / под ред. А. А. Деркача. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.-400 с.
- Рамуль, К. А. О психологии ученого и, в частности о психологии ученого-психолога Текст. / К. А. Рамуль// Вопросы психологии. 1965. -№ 6. — С. 126−135.
- Реан, А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности из бранной профессией Текст./ А.А. Реан//Вопросы психологии. 1988. -№ 1. — С. 83−88.
- Регуш, Л. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего Текст. / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. — 352 с.
- Регуш, Н. J1. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. JI. Регуш. -СПб., 2002.- 167 с.
- Рикер, П. Повествовательная идентичность Электронный ресурс. / пер. К. Дрязгунова. М., 2000. — Режим доступа: www. philisopy. ru / library.
- Родина, О. Н. Как психологи выбирают профессию Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2002. — № 3. — С. 57−69.
- Родина, О. Н. Предпосылки успеха в труде психолога Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. — № 4. — С. 57−81.
- Романова, Е. С. Психологические основы профессиографии Текст. / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. М., 1990. — 183 с.
- Романова, Е. С. Психология профессионального становления личности Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук / Е. С. Романова. М., 1992. — 46 с.
- Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001. 720 с. — (Мастера психологии).
- Рудестам, К. Групповая психотерапия Текст. / К. Рудестам. М.: Питер, 1990. — 384 с. — (Мастера психологии).
- Сайко, Э. В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъектного самоосуществления Текст. / Э. В. Сайко // Мир психологии. -2004. -№ 2(38).- С. 3−11.
- Сапогова, Е. Е. Дао психолога : феномены психологического бытия Текст. / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога. 1998. — № 7. — С. 75−86.
- Сапогова, Е. Е. Как я понимаю психологию: в подражание М. К. Мамарда-швили Текст. / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога. 1999. — № 4. — С. 13−27.
- Сапогова, Е. Е. Концепты и ориентиры современного психологического образования Текст. / Е. Е. Сапогова. Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2003. — № 10.-С. 8−13.
- Сапогова, Е. Е. Профессиональное психологическое сознание : рефлексия вслух Текст. / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога. 1997. — № 6. -С. 3−12.
- Сапогова, Е. Е. Психология развития человека Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект-Пресс, 2005. — 460 с.
- Сараева, Е. В. Психологические особенности профессионального самопрогнозирования личности будущего педагога Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 педагогическая психология / Е. В. Сараева. — Киров, 2003.
- Сарджвеладзе, Н. И. Самоотношение личности Текст. / Н. И. Сарджвеладзе // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 — С. 174−208.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
- Скибо, Т. 10. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. 10. Скибо. Воронеж, 2004. — 212 с.
- Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с. — (Основы психологической антропологии).
- Слободчиков, В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст. / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаева // Вопросы психологии. -1996.-№ 4.-С. 72−80.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Academia, 2003. — 304 с.
- Солдатова, Г. У. Этническая идентичность Текст. / Г. У. Солдатова // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 656−667.
- Сонин, В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя Текст. / В. А. Сонин // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 183−191.
- Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология Текст.: учебник длдя вузов / Т. Г. Стефа-ненко. М.: ИП РАН «Академ, проект», 1999. — 320 с.
- Столиц, В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столиц. М. Изд-во МГУ, 1989.-244 с.
- Субботин, И. Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в ВУЗе Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.03, 19.00.05 / И. Б. Субботин. М&bdquo- 2003. — 210 с.
- Тарасов, С. В. Развитие профессионально важных качеств педагогов-психологов в процессе обучения в вузе Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С. В. Тарасов. Самара, 2004. — 211 с.
- Тюшев, 10. В. Выбор профессии Текст.: тренинг для подростков / 10. В. Тюшев. СПб.: Питер, 2006. — 160 с.: ил.
- Укке, 10. В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьниковЛО. В. Укке//Вопросы психологии. -1990. -№ 5. С. 150−157.
- Фонарев, А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала Текст. / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во Московского психолого-соц. ин-та — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 560 с. — (Библиотека психолога).
- Фопель, К. В. Психологические группы Текст.: рабочие материалы для ведущего практ. пособие/К. В. Фопель. -М.: Генезис, 2001. 256 с.
- Хамитова, И. 10. Развитие профессиональной идентичности психотерапевта Текст. / И. 10. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. -№ 1.-С. 12−25.
- Хащеико, В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования Текст. / В. А. Хащеико // Психологический журнал. -2004. Т. 25, № 5. — С. 32−49.
- Хьелл JI. Теории личности. Основные положения, исследования и применение Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1997. — 608 с. — (Мастера психологии).
- Цельмина, М. В. Психологические условия развития идентичности личности Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.01 /М. В. Цельмина. Новосибирск, 2003. -209 с.
- Шадриков, В. Д. Проблемы профессиональных способностей Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — Т. 3, № 5. — С. 13−26.
- Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Просвещение, 1982. — 280 с.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
- Шарапов, А. О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе Текст.: дис. Канд. психол. наук: 19.00.07/А. О. Шарапов-Белгород, 2000.-205 с.
- Шатохин, А. А. Особенности профессиональной идентификации студентов экономических специальностей в процессе вузовской подготовки Текст.: дис.. канд. психологических наук: 19.00.07/А. А. Шатохин. -М., 2005. -230 с.
- Шматко, Н. А. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования Текст. / Н. А. Шматко, Ю. J1. Качано //Социс. 1998. — № 4.-С.94−103.
- Шнейдер, J1. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / J1. Б. Шнейдер. -М., 2001.-34 с.
- Шнейдер, JI. Б. Профессиональная идентичность Текст.: монография / Л. Б. Шнейдер. М.: МОСУ, 2001. — 272 с.
- Шнейдер, J1. Б. Тренинг профессиональной идентичности Текст. / Л. Б. Шнейдер. -М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Шнейдер, Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности Текст. / Л. Б. Шнейдер. М.: МОСУ, 2000.
- Эриксон, Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Речь, 2000. -416 с.
- Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
- Юматова, И. И. Динамика профессионального самоопределения студентов: на примере педагогического вуза Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. И. Юматова. Ростов н/Д, 2000. — 189 с.
- Юпитов, А. В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов Текст. / А. В. Юпитов, А. А. Зотов // Социс. 1997. — № 3. — С. 84−92.
- Ядов, В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. / В. А. Ядов // Социологический журнал. -1994. № 1. — С. 45−57.
- Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности Текст. / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 — 672 с.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / Европ. инт экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 639 с.
- Ясюкова, Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей Текст. / Л. А. Ясюкова // Вопросы психологии.- 1990.-№ 5.-С. 72−81.
- Adams, К. Investigating the factors influencing professional identity of first-year health and social care students Текст./ К. Adams, S. Hean, P. Sturgis,, J. M. Clark // Learning in Health & Social Care. June 2006. — Vol. 5. — Issue 2. — P. 55−68.
- Bird, G.W. Professional Identity and Coping Behaviors in Dual-Career couples Текст./ G.W. Bird, A. Schnurman-Crook //Family Relations. Jan2005. — Vol. 54. — Issue l.-P. 145−160.
- Elcin, M. 0. Developing and evaluating professionalism Текст./ M. Elcin, O. Odabasi, B. Gokler, I. Sayek, M. Akova, N. KIper // Medical Teacher. Jan2006. — Vol. 28.- Issue l.-P. 36−39.
- Eriksen, T. R. Gendered professional identity and professional knowledge in female health education—put into perspective by a follow-up study (1987−2002) Текст./ Т. R. Eriksen //NORA. 2004. -№ 1. — volume 12. -P. 20−29.
- Geijsel, F. Identity learning: the core process of educational changeTeKCT./ F. Geijsel, F. Meijers // Educational Studies (Carfax Publishing). Dec2005. — Vol. 31. -Issue 4.-P. 419−430.
- Gonzdlez, J. J. Profession and Identity. The Case of Family Farming in Spain Текст./J. J. Gonzalez, C. G. Benito//SociologiaRuralis. Jul2001. — Vol.41. — Issue 3.
- Hayes, D. Bureaucracy prevents Scots staff developing effective client work Текст./ D. Hayes, //Community Care. 2005. — № 4. — Issue 1568, 3 075 508
- Ibarra, H. Working Identity: Unconventional Strategies for Reinventing Your Career Текст. / Ibarra, H. Harvard Business School. 2003. c.224p.
- Kaiser R., Fixing Identity by Denying Uniqueness: An Analysis of Professional Identity in Medicine Текст./ R. Kaiser //Journal of Medical Humanities. 2002. — Vol. 23. -№ 2. -P.95−104.
- Lewis I. Gender and professional identity: A qualitative study of social workers practising as counsellors and psychotherapists Текст./1. Lewis //Australian Social Work. 2004. — № 4. — Vol. 57. — P.394
- Madilla, A., Latchford, G. Identity change and the human dissection experience over the first year of medical training Текст./ A. Madilla, G. Latchford, // Social Science & Medicine. Apr 2005. — Vol. 60. — Issue 7. — P. 1637−1647.
- Warin, J., Maddock, M., Pell A., Hargreaves, L. Resolving identity dissonance through reflective and reflexive practice in teaching Текст./ J. Warin, M. Maddock, A. Pell, L. Hargreaves // Reflective Practice. May2006. — Vol.7. — Issue 2. — P. 233−245.