Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании экспериментального исследования выявлены уровни развития профессиональной идентичности студентов и их характеристики. Ведущими характеристиками профессиональной идентичности студентов — будущих психологов являются «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность» по отношению к будущей профессии, которые вместе образуют единую внутреннюю позицию студента по отношению к будущей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
    • 1. 1. Профессиональная идентичность студентов как предмет психологического исследования
    • 1. 2. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов — будущих психологов
    • 1. 3. Проблема развития профессиональной идентичности студентов будущих психологов
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ
    • 2. 1. Контингент испытуемых, методы и методики исследования
    • 2. 2. Психологические особенности студентов с разными уровнями развития профессиональной идентичности.'
    • 2. 3. Неравномерность развития профессиональной идентичности студентов
  • — будущих психологов
    • 2. 4. Реализация психологических условий развития профессиональной идентичности студентов

Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема идентичности, которая имеет давние традиции изучения в различных областях гуманитарного знания, в настоящее время все чаще и чаще становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности. В данной отрасли, наряду с другими психологическими фактами и явлениями, активно обсуждаются и проблемы профессиональной идентичности, ее структуры и развития.

Выступая в роли системообразующего свойства личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень самопринятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта [83].

Одним из условий развития профессиональной идентичности является профессиональное обучение. В ходе обучения в вузе происходит качественный скачок в профессиональном развитии студента. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. Для того чтобы данные идентификационные характеристики развивались интенсивнее, необходимо создание специальных психолого-педагогических условий в вузе.

Особую роль в развитии профессиональной идентичности студентовбудущих психологов играет высшее учебное заведение. Ввиду того, что такой предмет, как психология, в средней школе практически не преподается, развитие профессиональной идентичности психолога фактически начинается только в высшем учебном заведении. Следовательно, можно говорить об особой актуальности изучения развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов в вузе.

Обращаясь к профессиональной идентичности как предмету исследования, ученые рассматривают вопросы, касающиеся ее структуры (Н. JT. Иванова, JL Б. Шнейдер, Ю. А. Кумырина), педагогических условий становления 3.

Т. Ю. Скибо), соотношения с педагогической направленностью (А. С. Назыров), видов и функций (Д. Н. Завалишина), особенностей процесса формирования (Н. В. Антонова, О. А. Волкова, Е. П. Ермолаева, Ю. П. Поваренков, И. Ю. Хамитова). Немало работ посвящено формированию профессиональной идентичности представителей самых разных профессий (юристов — Ю. А. Кумырина, студентов-экономистов А. А. Шатохин, клинических психологов — Л. Г. Матвеева, практических психологов, богослововJ1. Б. Шнейдер, офицеров запаса — В. Ф. Ульянов, офицеров-воспитателейИ. Б. Субботин и др.).

В то же время за последние десятилетия проведен ряд работ, где в качестве исследуемой выборки выступили именно студенты — будущие психологи. В данных работах изучались самые различные аспекты: психологические особенности выбора профессии (О. Б. Полякова), формирование профессионального самосознания (Э. Н. Ахметшина), формирование профессиональной направленности (А. Р. Мусалаева), развитие профессиональной самоактуализации (А. В. Шилакина), развитие профессионально важных качеств в процессе обучения в вузе (С. В. Тарасов), развитие субъектности в процессе самостоятельной учебной деятельности (А. Ф. Березин), мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития (С. С. Чеботарев), развитие индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности (И. В. Завгородняя) и многие другие.

Анализ работ, в которых изучается подобная проблематика, выявил, что профессиональная идентичность студентов не рассматривается авторами как отдельный от профессиональной идентичности специалиста психологический феномен, не выделяются её психологические особенности, и преобладают исследования профессиональной идентичности констатирующего плана. Это определило выбор предмета нашего исследования. В данной исследовательской работе мы рассматриваем психологические особенности профессиональной идентичности студентов — будущих психологов с целью выявления критериев и условий её развития.

Цель исследования — выявить и описать особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов.

Объект исследования — профессиональная идентичность личности.

Предмет исследования — психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов.

Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Профессиональная идентичность студента и профессиональная идентичность специалиста — это различные психологические феномены, требующие отдельного рассмотренияпрофессиональная идентичность студента определяется спецификой целевых установок и особенностями учебно-профессиональной деятельности связанной, в частности, с подготовкой себя к работе психолога, и проявляется в деятельностном, вероятностном, индивидуальном и неравномерном характере своего развития.

2. Существуют студенты с разными уровнями сформированности профессиональной идентичности, различающимися степенью выраженности отдельных ее компонентов, а также своеобразием личностных качеств, мотивацией учебно-профессиональной деятельности, смысложизненными ориентациями, актуализированностью механизмов идентификации и рефлексии.

3. В качестве психологических условий развития профессиональной идентичности студентов выступает формирование адекватного представления о себе как о будущем психологе с осознанием перспектив и смысложизненных целей, позитивного эмоционального настроя, связанного с переживанием самотождественности, активности, направленной на приобретение профессииактуализация и развитие механизмов самопознания, самопрогнозирования, идентификации и рефлексии.

4. Эти условия могут быть созданы посредством реализации комплексной программы, предусматривающей специальную работу со студентами по развитию у них профессиональной идентичности.

Для осуществления цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические основы исследования психологических особенностей развития профессиональной идентичности студентов.

2. Разработать и обосновать комплекс диагностических методик для исследования особенностей развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов.

3. Выявить различия между группами студентов с разным уровнем профессиональной идентичности по следующим параметрам: личностные качества, мотивация учебно-профессиональной деятельности, смысложизненные ориентации и уровень развития механизмов идентификации и рефлексии.

4. Выявить критерии и условия развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов в вузе.

5. Разработать и провести занятия по развитию профессиональной идентичности для студентов факультета психологии, опираясь на основные, выделенные нами психологические особенности, структурные компоненты и механизмы развития.

Общей методологической основой нашего исследования явились:

— принцип развития в психологии (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов [37],.

A. В. Петровский, Д. Б. Эльконин);

— принцип системности в психологии (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов);

— принцип активности в психологии (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалёв, В. П. Зинченко, А. В. Петровский,.

B. А. Петровский);

— психологическая теория деятельности (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,.

C. Л. Рубинштейн);

— теории самопознания и «Я-концепции» (Р. Берне, Е. И. Исаев, И. С. Кон, В. Г. Маралов, Ю. М. Орлов [96], В. И. Слободчиков).

Особое значение для разработки методологической основы диссертации имели:

— фундаментальные и экспериментальные исследования, посвященные проблеме идентичности человека (Э. Эриксон, Д. Марсиа, Н. В. Антонова, М. В. Заковоротная [44], Н. JI. Иванова, JL Б. Шнейдер, В. А. Ядов и др.);

— фундаментальные и экспериментальные исследования, посвященные проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе (Б. Г. Ананьев, Т. М. Буякас [30], А. И. Донцов [38], Э. Ф. Зеер [45- 46], И. А. Зимняя [47], Е. А. Климов [60], В. С. Мухина, А. В. Петровский, 10. П. Поваренков [100], JI. Б. Шнейдер и др.);

— фундаментальные и экспериментальные исследования, посвященные профессиональной деятельности и личности психолога (И. В. Аксенова, Г. М. Белокрылова [38], Е. К. Веселова, В. Е. Гаврилова, А. И. Донцов [38], Н. И. Исаева [54], В. Н. Карандашев, А. Г. Лидере, Р. В. Овчарова, О. Н. Родина [49- 112- 113], Е. С. Романова [124], Е. Е. Сапогова [128], А. О. Шарапов [157] и др.).

Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, метод включенного наблюдения, неструктурированной беседы с будущими психологами, метод опроса, тестирования, контент-анализа, формирующего эксперимента. Для количественного анализа экспериментальных данных применялись методы математической статистики (описательная статистика, сравнение выборок по U-критерию Манна — Уитни, Н-критерию Краскала — Уоллеса, корреляционный анализ, факторный анализ, критерий Вилкоксона).

В работе использовались следующие методики: «Кто Я?» (Т. Макпартлэнд — М. Кун) — «Ценностные ориентации» (М. Рокич) — исследование рефлексивности (А. В. Карпов) — «Мотивация профессионального обучения» (В. Г. Каташев) — «Исследование идентификации» (Б. Лонг, Р. Зиллер, Р. Хендерсон) — «Тест смысложизненных ориентации» (СЖО) (Д. А. Леонтьев) — «Личный профессиональный план» (Е. А. Климов в адаптации Л. Б. Шнейдер) — методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко) — задание на профессиональную рефлексиюОпросник профессиональной идентичности студента (авторская разработка).

Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается исходными теоретическими концептуальными положениямииспользованием комплекса методов, адекватных целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью выборки испытуемыхэмпирической проверкой гипотезыстатистической обработкой полученных данныхкачественным анализом исследования.

В качестве испытуемых выступили студенты факультета психологии с I по V курс в количестве 206 человек.

Научная новизна работы состоит в том, что:

— обозначено различие между профессиональной идентичностью студента и профессиональной идентичностью работающего специалиста;

— установлены психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов;

— выявлены и описаны связи между профессиональной идентичностью студента — будущего психолога и личностными качествами, мотивацией к профессиональному обучению, смысложизненными ориентациями и уровнем развития механизмов идентификации и рефлексии;

— выделены критерии и условия развития профессиональной идентичности студентов;

— выделены основные характеристики профессиональной идентичности студентов: «Эмоциональное отношение к будущей профессии» и «Осознанная активность» по отношению к будущей профессии;

— выявлено, что с помощью проведения специально организованных практических занятий можно активизировать развитие профессиональной идентичности студентов.

Теоретическая значимость работы заключается в следующем:

Проведенный анализ профессиональной идентичности студентов развивает положения деятельностного подхода. Полученные в исследовании данные расширяют теоретические представления о природе профессиональной идентичности и ее развитии на этапе вузовской подготовки.

— дано авторское определение профессиональной идентичности студентов;

— обосновано отличие профессиональной идентичности студентов от профессиональной идентичности специалистов;

— конкретизированы психологические особенности профессиональной идентичности студентов — будущих психологов;

— уточнены и конкретизированы структурные компоненты профессиональной идентичности студентов, обозначено их динамическое соотношение;

— на основе теоретического анализа психологической литературы классифицированы личностные качества психолога, которые входят в личностный компонент профессиональной идентичности;

— обозначены психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов.

Практическая значимость работы определяется полученными результатами и выводами по развитию профессиональной идентичности студентовбудущих психологов.

— полученные автором данные могут быть использованы в работе психологической службы вуза для консультативной помощи студентам (особенно V курса) и преподавателям;

— возможно использование полученного материала специалистами по организации учебного процесса в вузе, а также студентами и аспирантами при изучении проблем развития профессиональной идентичности;

— знание выявленных закономерностей профессиональной идентичности студентов — будущих психологов позволит педагогам высшей школы эффективнее осуществлять дифференцированный подход к студентам;

— применение разработанного авторского Опросника профессиональной идентичности может помочь более четко дифференцировать причины низкой профессиональной идентичности у студентов — будущих психологов.

— проведение программы занятий, разработанной для формирующего эксперимента, поможет студентам более осознанно выбрать специализацию и преодолеть кризисные явления в развитии профессиональной идентичности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная идентичность студента составляет единство представлений о себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, и выражается в чувстве тождественности с собой как с человеком, приобретающим профессию и специальность.

2. Профессиональная идентичность студента характеризуется рядом психологических особенностей, среди которых деятельностный, вероятностный, индивидуальный и неравномерный характер развития профессиональной идентичности студентов.

3. Студенты, находящиеся на разных уровнях профессиональной идентичности, различаются степенью сформированное&tradeее компонентов, что обусловлено различными личностными качествами, мотивацией учебно-профессиональной деятельности, смысложизненными ориентациями, уровнем развития механизмов идентификации и рефлексии.

4. Психологическими условиями развития профессиональной идентичности студента — будущего психолога является формирование адекватного представления о себе как о будущем психологе с осознанием перспектив и смысло-жизненных целей, позитивного эмоционального настроя, связанного с переживанием самотождественности, активности, направленной на приобретение профессииактуализация и развитие механизмов самопознания, самопрогнозирования, идентификации и рефлексии.

5. Эти условия реализуются в рамках специальной программы, построенной на принципах активности, системности, самопознания и развития.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические разработки исследования докладывались и обсуждались на международных (Санкт-Петербург, 2006; Казань 2006; Пенза, 2006), всероссийских (Екатеринбург, 2004; Киров, 2005; Пенза 2005; Казань, 2005; Ярославль, 2005), межрегиональных (Киров, 2004, 2006) конференциях и на заседаниях кафедры практической психологии Вятского государственного гуманитарного университета в 2003;2007 гг.

Внедрение результатов осуществлялось в следующих направлениях:

— результаты исследования использовались в учебном процессе в Вятском государственном гуманитарном университете при подготовке будущих психологов;

— материалы, полученные в рамках исследования особенностей профессиональной идентичности личности будущего психолога, внедрялись в практику при работе со студентами III курса психологического факультета ВятГГУ в цикле практических развивающих занятий;

— результаты работы по исследованию психологических особенностей профессиональной идентичности студентов — будущих психологов отражены в десяти публикациях.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографический список (185 наименований, в том числе 14 на иностранном языке), Приложение. Работа содержит 18 таблиц, 7 рисунков. Объем основного текста диссертации составляет 176 страниц. В Приложении приводятся тексты используемых методик, таблицы.

Выводы по экспериментальной главе.

1. Разработан и обоснован комплекс диагностических методик для исследования особенностей развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов.

2. На основании результатов исследования выявлены уровни развития профессиональной идентичности студентов и их характеристики. Ведущими характеристиками профессиональной идентичности студентов являются «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность» по отношению к будущей профессии.

3. На основании ведущих характеристик («Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность») выделены 9 основных позиций студентов по отношению к будущей профессии, которые могут достоверно характеризовать уровень профессиональной идентичности испытуемых.

4. Между группами студентов с разным уровнем профессиональной идентичности выявлены различия по следующим параметрам: личностные качества, мотивация учебно-профессиональной деятельности, смысложизненные ориентации и уровень развития механизмов идентификации и рефлексии. Можно утверждать, что студенты, находящиеся на разных уровнях развития профессиональной идентичности отличаются по сформированности структурных компонентов и механизмов профессиональной идентичности.

5. Одной из особенностей профессиональной идентичности студентовбудущих психологов является неравномерный характер её развития. Особенно ярко это проявляется в кризисных явлениях у студентов V курса при переходе от профессиональной идентичности студента к профессиональной идентичности специалиста.

6. Критериями развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов в вузе являются: отсутствие идентичности с другой профессиейсредний и высокий уровень развития профессиональной идентичности с будущей профессией психологасредний и высокий уровень развития профессиональной рефлексии и идентификации, осмысленности и целенаправленности жизни, мотивации учебно-профессиональной деятельности, средний или высокий уровень активности и положительное эмоциональное отношение к приобретаемой профессии, взаимосвязь всех этих компонентов в единую структуру.

7. Условиями развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов в вузе являются: формирование адекватного представления о себе как о будущем психологе с осознанием перспектив и смысложизненных целей, позитивного эмоционального настроя, связанного с переживанием самотождественности, активности, направленной на приобретение профессииактуализация и развитие механизмов самопознания, самопрогнозирования, идентификации и рефлексии.

8. Комплексная программа, реализующая условия развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов обнаружила свою эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность исследования развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов и недостаточность работ формирующего характера по данной теме обусловливают изучение особенностей, критериев и условий развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов в вузе. Проведенное диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Феномен идентичности является междисциплинарной научной проблемой и имеет давнюю историю изучения. Анализ различных направлений и подходов в изучении основных особенностей феномена идентичности, таких как неоднозначность интерпретации понятия «идентичность», эклектизм взглядов на структуру идентичности, лингвистическое (семантическое) противоречие, двойственный локус признания идентичности, генезис и факторы развития идентичности, отсутствие направленного вектора в исследованиях идентичности, позволяет сделать вывод о диалектической и многомерной природе идентичности.

2. Можно констатировать наличие проблемной ситуации в психологии, связанной с отсутствием общепринятого определения термина «профессиональная идентичность», его отношением к понятиям личностная и социальная идентичность, разграничением от понятий профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессия.

3. Развитие профессиональной идентичности наиболее интенсивно происходит в студенческом возрасте во время целенаправленного освоения системы знаний, практических навыков и умений в избранной профессиональной деятельности. В то же время можно утверждать, что профессиональная идентичность студента и профессиональная идентичность специалиста — это различные психологические феномены, требующие отдельного рассмотрения.

4. Профессиональная идентичность студента — это единство представлений о себе, эмоциональных переживаний и осознанной активности, связанных с приобретением профессии, на основе которого появляется чувство тождественности с самим собой как будущим специалистом. Система представлений о себе в рамках профессиональной идентичности студента содержит представления о себе как о будущем специалисте (принадлежащем к определенной профессиональной группе), о своих профессиональных и учебно-профессиональных целях, о своих возможностях по реализации этих целей.

5. Профессиональная идентичность студентов — будущих психологов характеризуется рядом психологических особенностей, среди которых деятель-ностный, вероятностный, индивидуальный и неравномерный характер развития профессиональной идентичности студентов.

6. В качестве особенности профессиональной идентичности студентов — психологов можно отметить определенную структуру, в которой можно выделить следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, ценностно-смысловой, мотивационный, личностный, социальный, операционально-деятельностный и поведенческий, при особой значимости личностного компонента. Отдельно можно выделить интегральный компонент, без которого профессиональная идентичность студента не смогла бы сформироваться, получивший название «Активность (субъектная позиция)» — принятие активной позиции по отношению к приобретаемой профессии, постановка целей в профессиональной сфере и стремление их достичь, планирование своей жизни в русле профессии.

7. На основании экспериментального исследования выявлены уровни развития профессиональной идентичности студентов и их характеристики. Ведущими характеристиками профессиональной идентичности студентов — будущих психологов являются «Эмоциональное отношение» и «Осознанная активность» по отношению к будущей профессии, которые вместе образуют единую внутреннюю позицию студента по отношению к будущей профессии. В зависимости от выраженности характеристик, может быть выделено 9 различных внутренних позиций студентов — будущих психологов по отношению к приобретаемой профессии.

8. Анализ эмпирических данных показал, что существуют различия между группами студентов с разным уровнем профессиональной идентичности по следующим параметрам: личностные качества, мотивация учебно-профессиональной деятельности, смысложизненные ориентации, эмоциональное отношение и осознанная активность по отношению к будущей профессии психолога, а также уровень развития механизмов идентификации и рефлексии.

9. Выявлено, что неравномерный характер развития является одной из психологических особенностей развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов. Особенно ярко это проявляется в кризисных явлениях у студентов V курса при переходе от профессиональной идентичности студента к профессиональной идентичности специалиста.

10. Критериями развития профессиональной идентичности студентовбудущих психологов являются: отсутствие идентичности с другой профессиейсредний и высокий уровень развития профессиональной идентичности с будущей профессией психологасредний и высокий уровень развития профессиональной рефлексии и идентификации, осмысленности и целенаправленности жизни, мотивации учебно-профессиональной деятельности и взаимосвязь всех этих компонентов в единую структуру.

11. Посредством реализации специальной программы, отражающей условия развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов и предусматривающей занятия по формированию адекватного представления о себе как о будущем психологе с осознанием перспектив и смысложиз-ненных целей, позитивного эмоционального настроя, активности, направленной на приобретение профессии можно эффективно воздействовать на развитие компонентов профессиональной идентичности и актуализацию механизмов её развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход Текст. / М. М. Абдуллаева. Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 2.-С. 86−95.
  2. , Г. С. Практическая психология Текст. / Г. С. Абрамова. Изд. 3-е, стер. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 368 е.
  3. Абульхаиова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. М: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности Текст. / К. А. Абульхаиова-Славская // Психологический журнал. 1985. — Т. 6, № 5. — С. 14−29.
  5. , Б. Б. Общая психология Текст.: схемы / Б. Б. Айсмонтас. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 288 с.
  6. , И. В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов будущих психологов Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. В. Аксенова. — Белгород, 2000. — 214 с.
  7. , Н. М. Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. М. Аксенова. Кемерово, 2004. — 137 с.
  8. , А. А. Становление смысловой профессиональной установки в учебной деятельности студентов будущих психологов Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / А. А. Алимов. — М., 2005. — 181 с.
  9. , Н. А. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов Текст. / Н. А. Аминов, М. В. Молоканов // Вопросы психологии.- 1992. -№ ½. С. 54−58.
  10. Ю.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  11. П.Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.- 339 с.
  12. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Аспект пресс, 1999.-374 с.
  13. , И. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии Текст. / И. В. Антонова//Вопросы психологии.- 1996.1. С. 131−143.
  14. , Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения Текст. / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. — 1997. -№ 6. С. 23−29.
  15. , Л. И. О динамическом подходе к динамическому изучению личности Текст. / Л. И. Анцыферова//Психологический журнал. 1981.-№ 2.-С. 8−18.
  16. , Н. В. Стратегии преодоления кризисов профессионального развития в образовательном пространстве личности студента-психолога Текст. / Н. В. Асафьева
  17. Личностно-ориентированное профессиональное образование: материалы IV Всерос. пауч.-практ. конф. В 2-х ч. Ч. 1. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2004. — С. 198−202.
  18. П.Ахметшипа, Э. Н. Формирование профессионального самосознания в процессе подготовки и переподготовки психологов Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Э. Н. Ахметшина. Казань, 2003. — 222 с.
  19. , Е. П. Временные аспекты Я-коицепции и идентичности Текст. / Е. П. Белинская // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 4046.
  20. , О. А. Традиции как средство развития профессиональной идентичности студентов будущих психологов Текст. / О. А. Белобрыкина // Психология в вузе. — 2004. — № 2. — С. 99−109.
  21. , П. Идентичность Текст. / П. Бергер, Т. Лукмап // Психология самосознания: хрестоматия Самара, 2003. — С. 567−589.
  22. , Р. Развитие : Я-коицепции и воспитание Текст. / Р. Берне. М.: Смысл, 1996.-422 с.
  23. , Г. А. Методологические основы деятельности практического психо-логаТекст.:учеб. пособие / Г. А. Берулава. М.: Высшая школа, 2003 — 64с.
  24. , А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя Текст.: дис. канд. психол. наук / А. А. Бизяева. М., 1993. — 238 с.
  25. , М. Р. Организация психологической работы в школе Текст. М.: Совершенство, 1997. — 298 с. — (Пракшческая психология в образовании).
  26. , В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности Текст. / В. А. Бодров // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. — С. 23−34.
  27. , В. А. Психология профессиональной пригодности Текст. / В. А. Бодров. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511 с.
  28. , В. В. Энергия эмоций Текст. / В. В. Бойко. СПб.: Питер, 2004. — 474с.
  29. , П. Политическая идентичность как фактор политической культуры Электронный ресурс. Режим доступа: http://fppr.org.ua.
  30. , Т. М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов -будущих психологов Текст. // Идентичность: хрестоматия / сост. Л. Б. Шнейдер. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. — С. 127−132.
  31. , Т. М. Ценностно-смысловая сфера профессионала Текст. / Т. М. Буя-кас // Мир психологии. 1997. -№ 3 (12). — С. 12−21.
  32. , И. В. Введение в профессию «психолог» Текст. / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпут, Н. С. Пряжников. М.-Воронеж: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2003. -464 с.
  33. , И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учеб. пособие. М.: Ось-89,1999. — 223 с. — (Практическая психология).
  34. , А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  35. Власова, 10. В. К вопросу о профессиональном становлении и развитии личности психолога Текст. /10. В. Власова, О. А. Белобрыкина // Психология в вузе. 2004. — № 2. — С. 86−98.
  36. , JI. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — 450 с.
  37. , Н. Р. Психологические условия становления профессиональной идентичности личности Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Н. Р. Гулина. -Новосибирск, 2004. 186 с.
  38. , В. В. Проблемы развивающего обучения : опыт теорет. и эксперим. психологических исслед. Текст. / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  39. , А. И. Профессиональные представления студентов будущих психологов Текст. / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 42−50.
  40. , Н. Смена ориентации / Н. Дорошенко // Власть денег. 2006. — № 107 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.vd.net.ua/journals/articles-1538?arch=l
  41. , Е. А. Психология манипуляции Текст. / Е. А. Доценко. М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 146−147.
  42. , Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиоге-неза Текст. / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 4. — С. 8087.
  43. , Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (ст. первая) Текст. / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. -Т. 22,№ 4.-С. 51−59.
  44. Забродин, 10. М. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека Текст. /10. М. Забродин, В. А. Сосновский //Вопросы психологии. 1989. -№ 6.-С. 100−107.
  45. , И. А. Педагогическая психология : учеб. пособие для пед. вузов Текст. / И. А. Зимняя. Ростов п/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  46. , Н. Н. Исследования профессионального становления студентов будущих психологов Текст. / Н. Н. Зотова, О. Н. Родина // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2003. — № 3. — С. 18−26.
  47. , Н. JI. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство Текст. / Н. JI. Иванова, Е. В. Коневаи // Мир психологии. 2004. — № 2. — С. 148−157.
  48. , Н. JI. Психологическая структура социальной идентичности Текст.: дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 / Н. Л. Иванова. Ярославль, 2003. — 408 с.
  49. Иванова, Н. J1. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях Текст. / Н. JI. Иванова//Вопросы психологии. 2004. — № 4. — С. 65−75.
  50. Иванова, Н. J1. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа Текст. / Н. JI. Иванова // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. — С. 52−60.
  51. Иванова-Гладилыцикова, Н. Половина выпускников вузов не работают по специальности Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.inauka.ru/education/article50819.html
  52. , Н. И. Развитие профессиональной культуры психолога образования Текст.: дис. д-ра психол. наук: 19.00.13 / Н. И. Исаева. Белгород, 2002. — 487 с.
  53. , Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов будущих психологов Текст. / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. — Т. 23, № 6. — 2002. — С. 51−58.
  54. , Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов будущих психологов Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.11 / Т. А. Казанцева. — М., 2000. — 216 с.
  55. , А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики Текст. / А. В. Карпов // Психологический журнал. 2003. — Т. 24, № 5. — С. 4557.
  56. , В. Г. Педагогика высшей школы Текст.: учеб. пособие / В. Г. Ката-шев, Л. И. Соломко, Г. У. Матушанский, О. В. Захарова, JI. И. Тарарина — под общ. ред. В. Г. Каташева. Казань: Изд-во Казанского гос. техн. ун-та, 2002. — 395 с.
  57. , О. Ф Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии Текст. / О. Ф. Кернберг — пер. с англ. М. И. Завапова. М.: Независимая фирма «Класс», 2000.-377 с.
  58. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  59. Кон, И. С. В поисках себя: личность и самопознание Текст. / И. С. Кон. М.: Мысль, 1984.-226 с.
  60. , Р. Основы психологического консультирования Текст. / Р. Кочюнас. М.: Академический проект, 1999. — 450 с.
  61. Краткий психологический словарь Текст. / ред.-сост. JI. А. Карпенко — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., нспр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.-512 с.
  62. , Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. / Т. В. Кудрявцев, В. 10. Шегурова // Вопросы психологии. 1983.-№ 2. — С. 51−59.
  63. , Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания Текст. / Т. В. Кудрявцев. М.: МЭИ, 1985. — 108 с.
  64. , Н. В. Формирование педагогических способностей Текст. / Н. В. Кузьмина. -JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959. 180 с.
  65. Кумырина, 10. А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов Текст.: дне. канд. психол. наук: 19.00.05 /10. А. Кумырина. Ярославль, 2005. — 171 с.
  66. Кун, М. Кто Я? Применентие теста «20-ти высказываний» Текст. / М. Кун, Т. Макпортленд // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. — 672 с.
  67. , Ж. Стадия зеркала и ее роль в форимровании функции Я Текст. / Ж. Лакан // Психология самосознания: хрестоматия Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. — 672 с.
  68. , Н. М. Социальная идентичность на постсовестском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла Текст. / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 1999. — Т. 20, № 3. — 48−59.
  69. , А. Н. Избранные психологические сочинения Текст. В 2 т. Т. 1. -М.: Педагогика, 1983. 390 с.
  70. , А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: МГУ, 1981.-280 с.
  71. , Д. А. Методика изучения ценностных ориентации Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1992. -17 с.
  72. , Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. / Д. А. Леонтьев, Е. В. Шелобаиова // Вопросы психологии.-2001.-№ 1.-С. 57−65.
  73. , Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  74. , А. Г. Психологический тренинг с подростками Текст.: учеб. пособие для студентов вузов / А. Г. Лидере. М.: Академия, 2001. — 256 с.
  75. Линецкий, 10. Л. Развитие личностной рефлексии в подростковом возрасте Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 /10. Л. Липецкий. М., 2004. — 236 с.
  76. , В. Т. Личность студента Текст. / В. Т. Лисовский, А. В. Дмитриева. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 184 с.
  77. , Р. Д. «Я» и Другие Текст. / Р. Д. Лэйг- пер. с англ. Е. Загородной. М.: Независимая фирма «Класс», 2002. — 192 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
  78. , В. С. Неудобства с идентичностью Текст. / В. С. Малахов // Вопросы философии. 1998. -№ 2. — С. 43−53.
  79. , Ф. Р. Социальная идентификация как механизм становления самосознания Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Ф. Р. Малюкова. СПб., 2002. -201 с.
  80. , В. Г. Основы самопознания и саморазвития Текст.: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. Г. Маралов. М.: Академия, 2002. — 256 с.
  81. , Т. П. Пути оптимизации процесса формирования профессиональной идентичности у будущих психологов Текст. / Т. П. Маралова // Вестник Череповецкого государственного университета.- 2005. № 1. — С. 152−157.
  82. , А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя Текст. / А. К. Маркова // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  83. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. М.: МГФ «Знание», 1996. — 308 с.
  84. , Л. М. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя Текст. / Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова // Вопросы психологии. 1998. — № З.-С. 3−16.
  85. , Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
  86. , Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. -1997.-№ 4.- С. 28−38.
  87. , И. В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д. Е. Сыопера Текст. / И. В. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. -№ 5. — С. 110−121.
  88. , Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза Текст.: дис.. канд. психол. наук / Т. В. Мищенко. Ярославль, 2005.-212 с.
  89. , М. В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии Текст. / М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1998. — Т. 19, № 2. — С. 79- 96.
  90. , А. Р. Особенности формирования профессиональной направленности психологов в период вузовского обучения Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / А. Р. Мусалаева. Ставрополь, 2004. — 228 с.
  91. , В. С. Проблемы генезиса личности Текст. / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1985 — 240 с.
  92. , Р. В. Справочная книга школьного психолога Текст. / Р. В. Овчарова. М.: Просвещение, 1996. — 349 с.
  93. , В. П. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора Текст. / В. П. Ососков, Е. Б. Перелыгина, В. В. Фадеев // Мир психологии. -2004.-№ 4.-С. 151−159.
  94. , О. Н. Идентичность : история формирования взглядов и ее структурные особенности Электронный ресурс. / О. Н. Павлова. М., 2001. — Режим доступа: http://pavolga.narod.ru/identity.html (06.12.06).
  95. Повареиков, 10. П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Повареиков. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
  96. , О. Б Психологические особенности выбора профессии педагога-психолога Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / О. Б. Полякова. М., 2000. -291 с.
  97. , А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи.» Текст.: метод, разработки соц.-психол. тренингов / А. С. Прутченков. М.: Новая школа, 1996. — 144 с.
  98. , Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПОМОДЭКД996. — 256с.
  99. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. М.: Академия, 2005. -221 с.
  100. Психология самосознания Текст.: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 — 672 с.
  101. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности Текст. / под ред. А. А. Деркача. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.-400 с.
  102. , К. А. О психологии ученого и, в частности о психологии ученого-психолога Текст. / К. А. Рамуль// Вопросы психологии. 1965. -№ 6. — С. 126−135.
  103. , А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности из бранной профессией Текст./ А.А. Реан//Вопросы психологии. 1988. -№ 1. — С. 83−88.
  104. , Л. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего Текст. / Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2003. — 352 с.
  105. Регуш, Н. J1. Профессиональная идентичность учителя на разных этапах педагогической деятельности Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Н. JI. Регуш. -СПб., 2002.- 167 с.
  106. , П. Повествовательная идентичность Электронный ресурс. / пер. К. Дрязгунова. М., 2000. — Режим доступа: www. philisopy. ru / library.
  107. , О. Н. Как психологи выбирают профессию Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2002. — № 3. — С. 57−69.
  108. , О. Н. Предпосылки успеха в труде психолога Текст. / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. — № 4. — С. 57−81.
  109. , Е. С. Психологические основы профессиографии Текст. / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. М., 1990. — 183 с.
  110. , Е. С. Психология профессионального становления личности Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук / Е. С. Романова. М., 1992. — 46 с.
  111. , С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2001. 720 с. — (Мастера психологии).
  112. , К. Групповая психотерапия Текст. / К. Рудестам. М.: Питер, 1990. — 384 с. — (Мастера психологии).
  113. , Э. В. Идентификация как способ социального бытия и идентичность как форма субъектного самоосуществления Текст. / Э. В. Сайко // Мир психологии. -2004. -№ 2(38).- С. 3−11.
  114. , Е. Е. Дао психолога : феномены психологического бытия Текст. / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога. 1998. — № 7. — С. 75−86.
  115. , Е. Е. Как я понимаю психологию: в подражание М. К. Мамарда-швили Текст. / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога. 1999. — № 4. — С. 13−27.
  116. , Е. Е. Концепты и ориентиры современного психологического образования Текст. / Е. Е. Сапогова. Alma Mater (Вестник высшей школы). — 2003. — № 10.-С. 8−13.
  117. , Е. Е. Профессиональное психологическое сознание : рефлексия вслух Текст. / Е. Е. Сапогова // Журнал практического психолога. 1997. — № 6. -С. 3−12.
  118. , Е. Е. Психология развития человека Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. Е. Сапогова. М.: Аспект-Пресс, 2005. — 460 с.
  119. , Е. В. Психологические особенности профессионального самопрогнозирования личности будущего педагога Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 педагогическая психология / Е. В. Сараева. — Киров, 2003.
  120. , Н. И. Самоотношение личности Текст. / Н. И. Сарджвеладзе // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 — С. 174−208.
  121. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
  122. , Т. 10. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа Текст.: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. 10. Скибо. Воронеж, 2004. — 212 с.
  123. , В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с. — (Основы психологической антропологии).
  124. , В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст. / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаева // Вопросы психологии. -1996.-№ 4.-С. 72−80.
  125. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Academia, 2003. — 304 с.
  126. , Г. У. Этническая идентичность Текст. / Г. У. Солдатова // Психология самосознания: хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000. — С. 656−667.
  127. , В. А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя Текст. / В. А. Сонин // Мир психологии. 2000. — № 2. — С. 183−191.
  128. , Т. Г. Этнопсихология Текст.: учебник длдя вузов / Т. Г. Стефа-ненко. М.: ИП РАН «Академ, проект», 1999. — 320 с.
  129. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столиц. М. Изд-во МГУ, 1989.-244 с.
  130. , И. Б. Развитие профессиональной идентичности офицеров воспитательных структур в процессе подготовки в ВУЗе Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.03, 19.00.05 / И. Б. Субботин. М&bdquo- 2003. — 210 с.
  131. , С. В. Развитие профессионально важных качеств педагогов-психологов в процессе обучения в вузе Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / С. В. Тарасов. Самара, 2004. — 211 с.
  132. Тюшев, 10. В. Выбор профессии Текст.: тренинг для подростков / 10. В. Тюшев. СПб.: Питер, 2006. — 160 с.: ил.
  133. Укке, 10. В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьниковЛО. В. Укке//Вопросы психологии. -1990. -№ 5. С. 150−157.
  134. , А. Р. Психологические особенности личностного становления профессионала Текст. / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во Московского психолого-соц. ин-та — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. — 560 с. — (Библиотека психолога).
  135. , К. В. Психологические группы Текст.: рабочие материалы для ведущего практ. пособие/К. В. Фопель. -М.: Генезис, 2001. 256 с.
  136. , И. 10. Развитие профессиональной идентичности психотерапевта Текст. / И. 10. Хамитова // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. -№ 1.-С. 12−25.
  137. , В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования Текст. / В. А. Хащеико // Психологический журнал. -2004. Т. 25, № 5. — С. 32−49.
  138. JI. Теории личности. Основные положения, исследования и применение Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1997. — 608 с. — (Мастера психологии).
  139. , М. В. Психологические условия развития идентичности личности Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.01 /М. В. Цельмина. Новосибирск, 2003. -209 с.
  140. , В. Д. Проблемы профессиональных способностей Текст. / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — Т. 3, № 5. — С. 13−26.
  141. , В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Просвещение, 1982. — 280 с.
  142. , В. Д. Психология деятельности и способности человека Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  143. , А. О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе Текст.: дис. Канд. психол. наук: 19.00.07/А. О. Шарапов-Белгород, 2000.-205 с.
  144. , А. А. Особенности профессиональной идентификации студентов экономических специальностей в процессе вузовской подготовки Текст.: дис.. канд. психологических наук: 19.00.07/А. А. Шатохин. -М., 2005. -230 с.
  145. , Н. А. Территориальная идентичность как предмет социологического исследования Текст. / Н. А. Шматко, Ю. J1. Качано //Социс. 1998. — № 4.-С.94−103.
  146. Шнейдер, J1. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / J1. Б. Шнейдер. -М., 2001.-34 с.
  147. , JI. Б. Профессиональная идентичность Текст.: монография / Л. Б. Шнейдер. М.: МОСУ, 2001. — 272 с.
  148. Шнейдер, J1. Б. Тренинг профессиональной идентичности Текст. / Л. Б. Шнейдер. -М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  149. , Л. Б. Экспериментальное изучение профессиональной идентичности Текст. / Л. Б. Шнейдер. М.: МОСУ, 2000.
  150. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Речь, 2000. -416 с.
  151. , Э. Идентичность : юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
  152. , И. И. Динамика профессионального самоопределения студентов: на примере педагогического вуза Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. И. Юматова. Ростов н/Д, 2000. — 189 с.
  153. , А. В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов Текст. / А. В. Юпитов, А. А. Зотов // Социс. 1997. — № 3. — С. 84−92.
  154. , В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе Текст. / В. А. Ядов // Социологический журнал. -1994. № 1. — С. 45−57.
  155. , В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности Текст. / В. А. Ядов // Психология самосознания: хрестоматия Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003 — 672 с.
  156. , В. А. Педагогическая психология Текст.: учеб. пособие / Европ. инт экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — 639 с.
  157. , Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей Текст. / Л. А. Ясюкова // Вопросы психологии.- 1990.-№ 5.-С. 72−81.
  158. Adams, К. Investigating the factors influencing professional identity of first-year health and social care students Текст./ К. Adams, S. Hean, P. Sturgis,, J. M. Clark // Learning in Health & Social Care. June 2006. — Vol. 5. — Issue 2. — P. 55−68.
  159. Bird, G.W. Professional Identity and Coping Behaviors in Dual-Career couples Текст./ G.W. Bird, A. Schnurman-Crook //Family Relations. Jan2005. — Vol. 54. — Issue l.-P. 145−160.
  160. , M. 0. Developing and evaluating professionalism Текст./ M. Elcin, O. Odabasi, B. Gokler, I. Sayek, M. Akova, N. KIper // Medical Teacher. Jan2006. — Vol. 28.- Issue l.-P. 36−39.
  161. Eriksen, T. R. Gendered professional identity and professional knowledge in female health education—put into perspective by a follow-up study (1987−2002) Текст./ Т. R. Eriksen //NORA. 2004. -№ 1. — volume 12. -P. 20−29.
  162. Geijsel, F. Identity learning: the core process of educational changeTeKCT./ F. Geijsel, F. Meijers // Educational Studies (Carfax Publishing). Dec2005. — Vol. 31. -Issue 4.-P. 419−430.
  163. Gonzdlez, J. J. Profession and Identity. The Case of Family Farming in Spain Текст./J. J. Gonzalez, C. G. Benito//SociologiaRuralis. Jul2001. — Vol.41. — Issue 3.
  164. Hayes, D. Bureaucracy prevents Scots staff developing effective client work Текст./ D. Hayes, //Community Care. 2005. — № 4. — Issue 1568, 3 075 508
  165. Ibarra, H. Working Identity: Unconventional Strategies for Reinventing Your Career Текст. / Ibarra, H. Harvard Business School. 2003. c.224p.
  166. Kaiser R., Fixing Identity by Denying Uniqueness: An Analysis of Professional Identity in Medicine Текст./ R. Kaiser //Journal of Medical Humanities. 2002. — Vol. 23. -№ 2. -P.95−104.
  167. Lewis I. Gender and professional identity: A qualitative study of social workers practising as counsellors and psychotherapists Текст./1. Lewis //Australian Social Work. 2004. — № 4. — Vol. 57. — P.394
  168. Madilla, A., Latchford, G. Identity change and the human dissection experience over the first year of medical training Текст./ A. Madilla, G. Latchford, // Social Science & Medicine. Apr 2005. — Vol. 60. — Issue 7. — P. 1637−1647.
  169. Warin, J., Maddock, M., Pell A., Hargreaves, L. Resolving identity dissonance through reflective and reflexive practice in teaching Текст./ J. Warin, M. Maddock, A. Pell, L. Hargreaves // Reflective Practice. May2006. — Vol.7. — Issue 2. — P. 233−245.
Заполнить форму текущей работой