Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гендерные особенности взаимосвязи характеристик эмпатии и темперамента

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мешает формированию и проявлению эмпатии такое свойство личности, как ее эгоцентризм, а также испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Играют роль и установки, препятствующие эмпатии: избегать лишних контактов, считать неуместным проявлять любопытство к другой личности, спокойно относиться к переживаниям и проблемам других людей… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ЭМПАТИЯ И ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
    • 1. 1. Сущность понятия «эмпатия»
    • 1. 2. Гендерные особенности проявления эмпатии
  • 2. ТЕМПЕРАМЕНТ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
  • 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМПАТИИ И ТЕМПЕРАМЕНТА
    • 3. 1. Организация исследования
    • 3. 2. Анализ результатов исследования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Гендерные особенности взаимосвязи характеристик эмпатии и темперамента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Темперамент в психологии определяется как закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей человека, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.

Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента называются типами темперамента. В психологии принято пользоваться гиппократовской классификацией типов:

— сангвиник (живой, подвижный, легко переживающий неудачи),

— флегматик (медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением),

— холерик (быстрый, порывистый, страстно отдающийся делу, но неуравновешенный),

— меланхолик (ранимый, переживающий, но вяло реагирующий на окружающее).

Эмпатией же в психологии называется сильное и глубокое чувство, близкое к страданию. Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении людей, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания между ними. Л. Н. Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший — своими чувствами и чужими мыслями.

Мешает формированию и проявлению эмпатии такое свойство личности, как ее эгоцентризм, а также испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Играют роль и установки, препятствующие эмпатии: избегать лишних контактов, считать неуместным проявлять любопытство к другой личности, спокойно относиться к переживаниям и проблемам других людей.

Возможно, именно этими личностными особенностями объясняется выявленный И. М. Юсуповым факт, что тренинг эмпатийности продуктивен только с теми лицами, у которых ее исходный уровень не ниже среднего.

Происхождение эмпатии во многом остается загадочным. А. Адлер полагает, что она объясняется существованием врожденного чувства общности. По его мнению, это космическое чувство, отражающее связь людей со всем мирозданием, которое воплощено в каждом из нас; это неотъемлемая черта принадлежности к человеческому роду.

Также следует отметить, что существуют и возрастно-половые особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщины более склонны к эмпатии, чем мужчины. Однако Т. П. Гаврилова показала, что две формы эмпатичного поведения — сопереживание и сочувствие по-разному проявляются у детей разного возраста и пола. Сопереживание более характерно для младших школьников, а сочувствие — для подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2006. — 702 с.
  2. А. Понять природу человека / Пер. Е. А. Цыпина. — СПб.: Академический проект, 2006. — 256 с.
  3. Е. В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2006. — 304 с.
  4. А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. — М.: Речь, 2006. — 208 с.
  5. Т. В. Гендернная психология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. — 431 с.
  6. Ш. Гендерная психология. — М.: Академия, 2007. — 200 с.
  7. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
  8. Л. Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2006. — 352 с.
  9. К. Иным голосом. Психологическая теория и развитие женщин. — М.: Академия, 2007. — 36
  10. Э. А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 2006. — 295 с.
  11. И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  12. И. В. Психология. — М.: Академия, 2006. — 464 с.
  13. О. П. Практикум по психологии личности. — СПб.: Питер, 2006. — 560 с.
  14. М. И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: Проспект, 2006. — 560 c.
  15. В.П. Психологический словарь. — М.: АСТ, 2007. — 482с.
  16. Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2008. — 512 с.
  17. Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2006. — 412 с.
  18. Л. Б. Лекции по общей психологии: учебное пособие. — М.: Харвест, 2006. — 896 с.
  19. А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Эксмо, 2006. — 416 с.
  20. А. И. Общая психология. — СПб.: Проспект, 2009. — 432 с.
  21. В. М. Психология и педагогика. — М.: Высшая школа, 2006. — 432 с.
  22. И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. — 464с.
  23. А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейский, российских и американских традиций. — М.: Смысл, 2006. — 549 с.
  24. А. Г. Общая психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 693 с.
  25. А. В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. — СПб.: Издательство Союз, 2006. — 576 с.
  26. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Академия, 2006. — 456 с.
  27. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Ижица, 2006. — 160 с.
  28. Р. С. Основы психологического консультирования: учеб. для студ. педвузов. — М.: ВЛАДОС, 2006. — 394 с.
  29. Л. Ф. Возрастная психология. — М: Педобщество, 2007. -460 c.
  30. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. — Рн/Д: Феникс, 2006. — 704 с.
  31. Основы психологической диагностики: учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, М. К. Акимова. — М.: Изд-во УРАО, 2006. — 392 с.
  32. Л. А. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 2006. — 255 с.
  33. А. В. Введение в психологию.— М.: Академия, 2006.— 496 с.
  34. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2006. — 560 с.
  35. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский. — СПб.: Питер, 2006. — 560 с.
  36. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2006. — 480 с.
  37. Психология личности / Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2008. — 653 с.
  38. Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 656 с.
  39. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
  40. Е. Е. Психология развития человека: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 460 с.
  41. А. Г. Практикум по общей психологии: учебное пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2006. — 224 с.
  42. О. П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учебное пособие. — М.: ТК Велби, 2006. — 288 с.
  43. Е. А. Возрастная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 208 с.
  44. В. А. Социальная психология: учебник / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. — М.: ФОРУМ, 2006. — 336 с.
  45. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев и др. — М.: Академия, 2006. — 600 с.
  46. Л. Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. — Рн/Д.: МарТ, 2006. — 157 с.
  47. С. А. Социальная психология. — Рн/Д.: Феникс, 2006. — 345 с.
  48. Н. М. Возрастная психология / Н. М. Трофимова, Пушкина Т. Ф., Козина Н. В. — СПб.: Питер, 2007. — 240 с.
  49. О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2006. — 208 с.
  50. Ю. В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с.
Заполнить форму текущей работой