Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Компетентностно-ориентированные методы, методики и технологии диагностики организационного поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России компетентностный подход к оценке персонала начинает внедряться в практику в начале 1990;х гг. вместе с использованием зарубежных методик оценки и развития человеческих ресурсов организаций. В настоящее время этот подход узаконен в системе ВПО. Термин «компетенции» входит в определение семи основных понятий действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации… Читать ещё >

Компетентностно-ориентированные методы, методики и технологии диагностики организационного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «компетенции» ввел в психологический лексикон Д. Макклелланд. В 1973 г. на гребне очередной волны критики стандартизованных интеллектуальных тестов Д. Макклелланд публикует статью «Тестирование компетентности вместо интеллекта». Перечислив в своей работе традиционные аргументы противников тестирования интеллекта, такие как ущемление прав национальных меньшинств и малообеспеченных слоев населения, авторитетный профессор Гарвардского университета приводит новые эмпирические данные, ставящие под сомнение прогностическую валидность тестов достижений. Согласно приведенным данным показатели интеллектуальных школьных тестов знаний и академической успеваемости учеников средней образовательной школы не коррелируют ни с показателем карьерного роста, ни с материальным положением, определенным через несколько лет после окончания школы.

Как альтернативу способностям, измеряемым при помощи интеллектуальных тестов, Д. Макклелланд предлагает оценивать качества, которые извлекаются в процессе обсуждения типичных профессиональных проблем с работниками, которые хорошо знают дело и могут описать в собеседовании возможные в этих ситуациях действия. Примером такой методики извлечения критериев оценивания профессионально важных качеств Д. Макклелланд считает «метод анализа критических случаев», или «метод критических инцидентов». В соответствии с этим методом испытуемым предлагается вспомнить эпизоды проблемных ситуаций, которые они наблюдали в реальной деятельности (критические случаи), и задаются вопросы: «Что послужило причиной случая?»; «В чем проявилась эффективность или неэффективность действий человека, попавшего в проблемную ситуацию?», «Какими были последствия этих действий?», «В состоянии ли был человек контролировать эти действия?» и т. п. После набора достаточного для проведения контент-анализа протоколов несколько экспертов проводят классификацию и группировку описаний поступков персонажей критических инцидентов и на этой основе определяют категории или «измеряемые критерии» наблюдаемого в проблемных ситуациях поведения. Эту описанную в 1954 г. Дж. Фланаганом технику извлечения из реально наблюдаемых эпизодов реальной деятельности критериев оценки ее эффективности Д. Макклелланд приводит в качестве примера построения системы компетенций. В своем руководстве по измерению компетенций он определил компетенции как «такие характеристики людей, которые, с одной стороны, могут быть измерены, с другой — позволяют отличить работников, имеющих высокие результаты, от работников с низкими результатами в работе». Идеология извлечения критериев оценки компетенций из анализа работы прочно закрепилась в диагностике организационного поведения и вошла в описанные выше стандарты валидизации.

В России компетентностный подход к оценке персонала начинает внедряться в практику в начале 1990;х гг. вместе с использованием зарубежных методик оценки и развития человеческих ресурсов организаций. В настоящее время этот подход узаконен в системе ВПО. Термин «компетенции» входит в определение семи основных понятий действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и образовательные стандарты последнего поколения. В диагностике организационного поведения применяются только те компетентностно-ориентированные технологии и методики, которые отвечают требованиям международных и российских стандартов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой