Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Созданная по результатам диссертационной работы программа социально-психологической коррекции дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников может быть рекомендована к внедрению в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида. Материалы исследования могут лечь в основу раздела программ учебных курсов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования дезадаптивного поведения подростков
    • 1. 1. История изучения детей с отклоняющимся поведением в России
    • 1. 2. Социально-дезадаптивное поведение как проблема психолого-педагогического исследования
    • 1. 3. Социально-дезадаптивное поведение в подростковом возрасте
    • 1. 4. Социально-дезадаптивное поведение умственно отсталых учащихся
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Особенности социально — дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков
    • 2. 1. Программа и организация исследования
      • 2. 1. 1. Цели и задачи исследования
      • 2. 1. 2. Организация исследования
      • 2. 1. 3. Методы исследования
    • 2. 2. Изучение взаимосвязи агрессивности и враждебности умственно отсталых учащихся с уровнем фрустрированности в отношениях
    • 2. 3. Взаимосвязь эмоционального восприятия внутрисемейных отношений и степени социально-психологической защищенности умственно отсталого подростка
    • 2. 4. Отношение родителей к ребенку как фактор детерминации поведения умственно отсталого подростка
    • 2. 5. Выводы
  • Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков
    • 3. 1. Основные направления психолого-педагогической работы по коррекции социально-дезадаптивного поведения умственно-отсталых школьников
    • 3. 2. Методика работы по формированию социальной компетентности у умственно отсталых учащихся
    • 3. 3. Оценка эффективности методики формирования социальной компетентности умственно отсталых учащихся
    • 3. 4. Выводы

Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из основных задач коррекционно-образовательных учреждений VIII вида является социальная адаптация его выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и в профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности общения и умения налаживать отношения с окружающими, психологических особенностей умственно отсталого школьника, влияющих на его поведение в социуме.

Исходя из положения Л. С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование нормативного (социально-приемлемого) поведения у умственно отсталых школьников протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося ребенка. Между тем, наличие интеллектуального дефекта и некоторые особенности в поведении и развитии умственно отсталого ребенка определяют качественное своеобразие протекания этого процесса и необходимость в его специальной организации.

Исследования в области специальной психологии и педагогики (М.С.Певзнер, 1959; С. Я. Рубинштейн, 1979; И. М. Бгажнокова, 1987; О. К. Агавелян, 1989; Е. И. Разуван, 1989; Ю. Т. Матасов, 1993; Д. М. Маллаев, 1993; А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, 1998; П. О. Омарова, 2002; И. А. Коробейников, 2002; В.3.Кантор, 2004; Л. С. Медникова, 2004; И. И. Мамайчук, 2006,) показали, что наличие отклонений в психофизическом развитии школьников отрицательно влияет на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними, а также к нарушениям поведения, проблемам в их социально-педагогической адаптации и реабилитации.

В работах В. К. Кузьминой (1973), Э. Я. Альбрехта (1976), М. В. Малинаускене (1977), Г. Г. Запрягаева (1986) рассматриваются психологические особенности трудных подростков с умственной отсталостью, такие как: наличие дисфорий, повышенная подражательность, внушаемость в отношении асоциальных форм поведения и низкая критичность в общении с лицами, склонными к совершению противоправных действий, аффективная возбудимость со склонностью к агрессии, высокий уровень тревожности, страх контактов, неприязненное отношение к педагогам. Упомянутые особенности обусловливают социально-дезадаптивное поведение умственно отсталых подростков, которое резко снижает возможность их адекватного взаимодействия с другими людьми в социуме.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска путей эффективной коррекции дезадаптивного поведения учащихся коррекционного образовательных учреждений VIII вида.

Проблема исследования порождена противоречием между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической помощи учащимся с интеллектуальной недостаточностью и наличием стойких негативных стереотипов, распространенных в клинической, социально-педагогической и психологической практике, в отношении возможностей психолого-педагогической коррекции социально-дезадаптивного поведения детей указанной категории.

В рамках указанной проблемы была избрана тема исследования: «Коррекция дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью».

Цель исследования — определить детерминанты и пути коррекции дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи исследования:

1. Изучить генезис и современное состояние проблемы дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

2. Выявить и экспериментально изучить факторы дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

3. Определить направления и содержание работы по психологической коррекции дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

4. Разработать, апробировать и внедрить систему методов и приемов психологической коррекции дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Научная новизна исследования определяется тем, что комплексному теоретико-экспериментальному изучению была подвергнута проблема дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков. Конкретизированы научные представления о специфике социальной адаптации при интеллектуальной недостаточности. Обоснованы и реализованы пути формирования социальной компетентности у учащихся коррекционно-образовательных учреждений VIII вида в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия. Разработана система коррекции дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изучено становление проблемы дезадаптивного поведения в теории коррекционной психологии. Уточнены некоторые положения теории поведения применительно к лицам с интеллектуальной недостаточностью. Сформирована теоретико-методическая база коррекции дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Обоснована необходимость использования методов социально-активного обучения в психологической работе по коррекции социально-дезадаптивного поведения учащихся старших классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика формирования социальной компетентности умственно отсталых учащихся может быть использована для совершенствования содержания и методов психологической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Определено направление деятельности психологов и педагогов по нормализации поведения учащихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций при повышении квалификации работников специального образования, а также для студентов дефектологических факультетов.

Объектом исследования является дезадаптивное поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Предметом исследования является система методов и приемов коррекции дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотеза исследования. Дезадаптивное поведение, включаясь в картину нарушения при интеллектуальной недостаточности, вторично обусловливается негативными особенностями аффективной сферы и недостаточностью социальной компетентности умственно отсталых подростков. Преодоление негативного влияния этих факторов в подростковом возрасте возможно на путях реализации системы методов и приемов коррекционно-психологической работы, направленной как на самого ребенка, так и на его микрои макросоциальное окружение.

Методологической основой исследования являются: культурно-историческая теория Л. С. Выготскогоконцепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконинатеории эмоциональной регуляции деятельности и поведения (П.Жане, А. Валлон, П. Фресс, В.В.Лебединский) — положения Л. С. Выготского о существовании общих закономерностей формирования личности при нормальном и аномальном развитии и о наличии у каждого умственно отсталого ребенка сохранных функций, в опоре на которые могут быть развиты его потенциальные возможностиположение о внутрисемейных детерминантах дезадаптивного поведения умственно отсталых подростков (Е.В. Саенко, В. И. Тарасов, E.JI. Птичкина, Б. М. Гасанова, А.С. Сагидова).

Методы исследования. Для реализации целевых установок исследования были использованы следующие экспериментально-теоретические методы: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, метод изучения педагогической и медицинской документации, метод прямого выборочного (стандартизированного) наблюдения, метод тестирования, методы первичной и вторичной статистической обработки данных, методы констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Организация и основные этапы диссертационной работы. Исследование проводилось на базе Республиканского центра социально-трудовой адаптации и профориентации г. Махачкалы в 2002;2005 гг. В исследовании участвовали 150 умственно отсталых школьников и 56 родителей этих учащихся. Работа была организована в четыре последовательных этапа:

— на первом этапе был проведен анализ научной литературы по теме исследования и определена проблема исследования;

— на втором этапе была осуществлена разработка методологического аппарата исследования, сформулирована общая гипотеза, разработана программа, методика и организация исследования;

— на третьем этапе разработаны и проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

— на четвертом этапе систематизированы и теоретически обобщены результаты экспериментальной работы, завершено литературное оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дезадаптивное поведение подростков с интеллектуальной недостаточностью представляет собой в настоящее время самостоятельную проблему коррекционной психологии, требующую разработки в аспекте формирования социальной компетентности и оптимизации эмоциональных реакций детей данной категории в условиях фрустрированности.

2. В качестве факторов, вторично обусловливающих дезадаптивное поведение умственно отсталых подростков, выступают низкая произвольность аффективной сферы, не обеспечивающая личностную подконтрольность эмоциональных реакций, и обедненность социальной компетентности, проявляющаяся в отсутствии навыков и умений выстраивать позитивные отношения с людьми, выбирать адекватные модели поведения.

3. Система психологической коррекции дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью в качестве основных направлений должна включать диагностику предпосылок к ненормативному поведению, формирование социальной компетентности, повышение родительской компетентности, создание благоприятной образовательной среды, работу по формированию позитивного отношения общества к лицам с интеллектуальной недостаточностью.

4. В методическом плане работа по психологической коррекции дезадаптивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью предполагает реализацию социально-психологического тренинга по формированию социальной компетентности у умственно отсталых подростков, психолого-педагогическое консультирование родителей, организацию функционирования родительского клуба, проведение бесед и обучающих тренингов с педагогическим коллективом, исследование общественного мнения, привлечение СМИ.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими основами исследования, глубоким теоретическим обоснованием направлений методики экспериментальной работы, поэтапным характером исследования, проведенным в соответствии с намеченной целью и поставленными задачами, репрезентативностью выборки и результатами опытно-экпериментальной работы, внедрением в практику и апробацией полученных результатов, использованием методов математической статистики.

Апробация результатов работы: результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях факультета педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета (Махачкала, 2002;2006) — на Четвертой Всероссийской научно-практической конференции «Коррекционно-развивающее обучение. Дети с проблемами в развитии: будущее и настоящее» (г. Махачкала, 2003 г.) — на Пятой Международной конференции «Динамика научных исследований -2006» (г. Днепропетровск, 2006) — на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ (2002;2006 гг). Апробация предложенной методики осуществлялась на базе Республиканского центра социально-трудовой адаптации и профориентации г. Махачкалы.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Созданная по результатам диссертационной работы программа социально-психологической коррекции дезадаптивного поведения умственно отсталых школьников может быть рекомендована к внедрению в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида. Материалы исследования могут лечь в основу раздела программ учебных курсов «Специальная психология» и «Психология лиц с умственной отсталостью», входящих в профессионально-предметный блок Государственного образовательного стандарта по специальности «Специальная психология», включаться в содержание лекций, семинаров и практических занятий в рамках подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников специального образования, использоваться при разработке спецкурсов по и вопросам психокоррекционной работы в коррекционных образовательных учреждениях.

Публикации. Результаты диссертационного исследования отражены в 14 публикациях общим объемом 3 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 глав, объединяющих 14 параграфов, списка использованной литературы, включающего 205 наименований, в том числе 8 на иностранных языках, 9 приложений. Основные научные результаты представлены в 4 таблицах и 11 рисунках. Общий объем работы 218 страниц, из них 190 страниц — основное содержание.

1. Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развитияАвтореф. дис. доктора нсихол. М.: АПН СССР. НИИД., 1989. 34 с.

2. Аванесов А. Г. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980. 454 с.

3. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадантация несовершеннолетних.- Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1986. 150 с.

4. Альбрехт Э. Я. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией. Автореф. дис. канд. пед. наук М.: АПП СССР. НИИ дефектологии, 1976 21с. 5. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2004.-271с.

5. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. В 2 кн./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1−2.

6. Антонян Ю. М. Психология преступления и наказания. М.: «ПенатесПенаты», 2000.-196 с.

7. Антонян Ю. М., Бородин СВ. Преступность и психические аномалии. М., 1967. 145 с.

8. Бажукова О. А. Развитие общения детей дошкольного возраста в условиях социально-психологического тренинга Современная наука: проблемы и перспективы. Вып.

9. Махачкала: ДГПУ, 2003 37−38. Ю. Бажукова О. А. Развитие и обновление системы коррекционноразвивающего обучения в г. Махачкале Материалы Четвертой Всерос. конф. «Коррекционно-развивающее обучение. Дети с проблемами в развитии: будущее и настоящее». Махачкала: ДГПУ, 2003. 42−45.

10. Бажукова О. А. Особенности отношения родителей к умственно отсталым детям Современная наука: проблемы и перспективы. Вып.

11. Махачкала: ДГПУ, 2004. 11−15.

12. Бажукова О. А. Последствия детского госпитализма как проблема современного общества. Актуальные проблемы специального образования. Вып.

13. Махачкала: ДГПУ, 2004. 109−110. В. Бажукова О. А. Семья: психология и закон Высшее профессиональное образование в Республике Дагестан: проблемы, тенденции и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1 -СПб.: Изд во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 18 -20. И. Бажукова О. А. Социально-дезадаптивное поведение как предмет психолого-педагогического исследования Актуальные проблемы специального образования. Вып.

14. Махачкала: ДГПУ, 2005. 149 -153.

15. Бажукова О. А. Формирование личности умственно отсталого подростка Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 4. 306−310.

16. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.-430 с. П. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1987. 93 с.

17. Белкин А. С. Теория и методика педагогической диагностики отклонений в поведении ребенка. Дис. д-ра пед. наук. М., 1980 388 с.

18. Белова Л. И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России. М., 1995. 100 с.

19. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Исторический очерк. М Дом, 1993. 84 с.

20. Берне Р. С., Кауфаман Х. Кинетический рисунок семьи: введение.

21. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.

22. Бехтерев В. М. Объективная психология. Спб., 1907.

23. Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности Киев: Вища щк., 1978. 142 с.

24. Бодалев А. А., Ковалев Г. А. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В. Н. Мясишева. Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. 25−37. 26. БОЖОВИЧ Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. 287 с.

25. Большакова В. Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры, упражнения. Спб.: Социально-психологический центр, 1996. 384 с.

26. Брель Е. Ю., Тихонова М. В. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков http://spf.kemsu.ru/portal/sr2004/3.6.htm.

27. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев: Вища шк., 1979. 176 с. ЗО. Бурлачук Л. Ф., Коржакова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 217 с.

28. Бурлачук Л. Ф. Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике Спб.: Питер, 2002. 528 с.

29. Буфетов Н. М. Формирование моральной оценки поступков людей у учащихся вспомогательной школыАвтореф. дис. …канд. пед. наук. М.: АПН СССР. НИИД, 1983. 22 с. ЗЗ. Васильева Н. В. Тип характера и насилие Сибирский психологический журнал. 1999. № 10 65 67.

30. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89,2002.-169с.

31. Вачков И. В. Методы психологического тренинга в школе //Школьный психолог. 2004. № 35. 15 19. Зб. Власова Е. Н. Влияние социальной изоляции на личность несовершеннолетнего правонарушителя в условиях центра временной изоляции: Автореф. дисс… канд. психол. наук. М., 2000 .-16 с.

32. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.-157с.

33. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением Под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 240 с.

34. Вострокнутов Н. В. Типология делинквептного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996. 23 27.

35. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.5., М.: Педагогика, 1983. 368 с.

36. Вяренен В. А. Особенности личных взаимоотношений между учащимися старших классов вспомогательной школы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.: АПН СССР. НИИД, М., 1971 -17 с.

37. Гасанова Б. М. Социально-психологические параметры субъективной оценки нормативности в процессе совместной деятельности учащихся и учителей средних общеобразовательных школ Республики Дагестан Дис. канд. психол.н.-Ярославль, 2003. 20 с.

38. Годфруа Ж. Что такое психология? Т.2, М.: Мир, 1992 496 с.

39. Гордиенко Е. А. К проблеме взаимоотношения умственно отсталых учащихся в коллективе Обучение, воспитание и адаптация к учебным и физическим нагрузкам учащихся общеобразовательных и специальных школ. Ташкент, 1981. 34 39.

40. Громов Д. В. Психологические изменения, наблюдающиеся у солдат срочной службы и курсантов ВУЗов вследствие прохождения службы (обучения) http://liber.rsuh.ru/Conf/VigotskiyII/gromov.htm.

41. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2001. 480 с.

42. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проспект», 2000. 217 с.

43. Давыдов В. В. Воспитание молодежи новых социальноэкономических условиях. Советская педагогика. 1991. 27 314. 5О. Даргевичене Л. И. Особенности личных взаимоотношений между учащимися младших классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: АПН СССР. НИИД, 1971. -16 с.

44. Демор Ж. (Jean Demoor) — 1901 г. Ненормальные дети. Воспитание их дома и в школе М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1901. 371 с.

45. Дефектология. Словарь-справочник ЯТод. Ред. Б. Н. Нузанова. М., Педагогика, 1996.-272 с.

46. Дзугкоева Е. Г. Обш-ение как условие социальной адаптации подростков с задержкой психического развития и без отклонений в развитии Дефектология. 1999. № 2. 38 42.

47. Дульнев Г. Воспитательная работа во вспомогательной школе. Вступительная статья. М.: Учпедгиз, 1957 6.

48. Дульнев Г. М. Задачи и методы воспитания учан]-ихся вспомогательной школы Воспитательная работа во вспомогательной школе: Сб. статей. М.: АПН РСФСР. НИИД, 1961 240 с.

49. Ежова Н. И. Рабочая книга практического психолога Ростов н Д: Феникс, 2005.-320 с.

50. Жиленкова В. Е. Изучение темы «Культура поведения» на занятиях по социально-бытовой ориентировке с учащимися специальной школы VIII вида Дефектология. 2000. № 4. 54 58.

51. Журавлев B.C. Почему подростки агрессивны? Социологические исследования 2000. 2. 17 21. 59.3аика Е. В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением Вопросы психологии. 1990. № 4.С.83−90.

52. Иванова Н. И. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в раннем возрасте //Дефектология. 2004. № 2. 27 32. б.

53. Иванченко В. Н. Установка личности на противоправное поведение Вопросы психологии. 1991. № 2. 97 -101. б.

54. Иовчук Н. М. Механизмы школьной дизадаптации при эндогенных заболеваниях у детей и подростков Дефектология. 1998. >Г24. 19−23. 7О. Каукенайте Л. Ю. Формирование первоначальных навыков и привычек культуры поведения у учащихся первого класса вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук Л.: Ленинградский пед. институт им. А. И. Герцена, 1975. -19 с.

55. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. Снб.: Каро, 2004. 240 с.

56. Кащенко В. П. и Мурашев Г. В. Исключительные дети. Дети нервные, трудные и отсталые. Их изучение и воспитание. М.: Работник просвещения, 1929 -125 с.

57. Клюева И. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.

58. Ковалев А. Г. Психологические основы перевоспитания правонарушителя. М.: Юридическая литература, 1986.

59. Кожалиева Ч. Б. Особенности становления образа Я у умственно отсталых подростков. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: Российская Академия образования. Институт коррекционной педагогики, 1995 16 с.

60. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 144 с.

61. Коломинский Н. Л. школ. Киев, 1978. 78. КОЛОМИНСКИЙ Н. Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношений: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: АПП СССР. ПИИД, 1972 21 с. 79. КОНЮХОВ П.И. Словарь-справочник практического психолога. Развитие личности учащихся вспомогательных Воронеж: Издательство ППО «МОДЭК», 1996. 224 с.

62. Коркунов В. В. Формирование коллективных отношений у учащихся вспомогательной школы в процессе трудового обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, НИИД. М., 1983 17 с.

63. Коробейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002.-192 с.

64. Коробейников И. А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации Дефектология. -1990. Х" 3. 12−16.

65. Корытченкова Н. И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности подростка: Дисс. …канд. психол. наук. Новосибирск, 2000. 181с.

66. Крылов Д. Н., Кулакова Т. П. Доклинические формы нервнопсихических нарушений у школьников и их профилактика //Школа и психическое здоровье учаш-ихся. М: Медицина, 1988,.

67. Ксенофонтова Г. Ф. Воспитание личности умственно отсталого школьника в процессе формирования детского коллектива (из опыта работы) //Дефектология. JSS. 2001. 64 69.

68. Кузьмина В. К. Астеноневротические и психопадобные проявления у детей-олигофренов, компенсация и коррекция их в условиях вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: АПН СССР. НИИД, 1973;24С.

69. Кузьмина Е. С. Роль игры в развитиии целенаправленной деятельности учащихся I-III классов вспомогательной школы: Автореф. дис. канд. психол. наук М.: АПН СССР. НИИ дефектологии. М., 1985 21с.

70. Кузьмицкая М. И. Организация детского коллектива во вспомогательной школе. М.: АНН, Институт дефектологии, 1959. 47 с.

71. Кулганов В. М., Сорокина Н. В. Диагностика детской агрессивности и ее причины http://social.philosophy.pu.ru/?cat=publications&key=l74. 9О. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии Москва, Просвещение, 1990. -189 с.

72. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. 356 с.

73. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у аномальных детей (19.00.10 спец. Психология): Автореф. дис. д-ра психол. наук. М.: АПН СССР. ПИИД, 1975. 31 с.

74. Луцкина Р. К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: АПП СССР. НИИ дефектологии, 1974. 18 с.

75. Лялин Н. А. Коллектив как основа воспитательной работы во Н.П., Н. А. Лялин и И.Д. школы. Изд-во вспомогательной школе Долгобородова Пик. Воспитание учащихся вспомогательной «Просвещение», М., 1968. 144 с.

76. Магомедов Д. А. Юмор как средство разрешения конфликтов Ваш день.- 1 9 9 6 4 5 8 с.

77. Мадорский Л. Р. Глазами подростков. М Просвещение, 1991. 160 с.

78. Малинаускене М.-В. А.-А. Клинико-психологическая характеристика нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией: Автореф. дис… психол. наук М.: АПН СССР. НИИД, 1977 21 с.

79. Маллаев Д. М. Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средства коррекции их нравственного и физического развития. Дис… д-ра пед. наук. М.: РАО, Институт коррекционной педагогики, 1993. 569 с.

80. Маллаев Д. М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре// Дефектология. 1993. J 2 4. 56 V 61.

81. Майсак Н. В. Личностные особенности подростка с девиантным поведением. Дис… канд. психол. наук. М 2001. 207 с.

82. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю., Мункоев А. К. Личностные особенности матери и школьная готовность ребенка: сравнительный анализ двух популяций http://www.psyedu.ru/view.php?id=192.

83. Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся всномогательной школы. Л.: ЛОИУУ, 1991. 24 с.

84. Махова В. М. Изучение личностных свойств и особенностей реагирования детей с интеллектуальной эмоционального недостаточностью в период их адаптации у школе. Дефектология. 2000. 6. 9 -14.

85. Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 2000. -154 с.

86. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 400 с.

87. Мамайчук И. И. Психологическая помош-ь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006. 224 с.

88. Медникова Л. С. Развитие пространственно-временной с интеллектуальной организации деятельности дошкольников недостаточностью: Автореф. дис… д. психол.н. СПб., 2004. 44 с.

89. Мелибруда Е. Я Ты Мы: Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 1986. 254 с.

90. Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития Дефектология. 2001. № 1. 60 64. ПО. Можгинский Ю. Агрессия подростков. Эмоциональный и кризисный механизм.- СПб.: Лань, 1999. 128 с.

91. Можгинский Ю. А если это болезнь? Школьный психолог. 2004.-№ 22.-С. 14−15.

92. Московкина А. Г., Пахомова Е. В., Абрамова А. В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей Дефектология. 2000. 2. 38 41.

93. Мясищев В. Н О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии. Социальные, психологические и лингвистические характеристики общения и развития контактов между людьми. (Тез. симпозиума). Л., 1970. 325.

94. Намазбаева Ж. И. Развитие личности учащихся вспомогательной щколы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.- АНН СССР, НИИД, 1986.-34 с.

95. Народное образование в СССР. Сборник документов 1917 1975 г. г. М.: Недагогика, 1977. 272 с.

96. Натаров В. И. Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга как активного метода обучения. //Вестник психосоциальной и коррекционной-реабилитационной работы.-1997. 3 3 -14.

97. Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1975.-243 с.

98. Общая психология: Учебник для вузов /А.Г. Маклаков. СНб.: Нитер, 2003.-592с.

99. Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Нзд-во «Ось-89», 2002. 176 с.

100. Ольшанская Е. В. Нодростковая агрессия как фактор социальной адаптации: Дисс… канд. психол. наук. М., 2000. 154с.

101. Омарова И. О. и др. Увези меня туда, где не летают самолеты. Материалы по проекту «Благотворительный детский коррекционнореабилитационный центр». Махачкала: Юпитер, 2001. 72 с.

102. Омарова П. О. Развитие общения умственно отсталых младших школьников. Махачкала: Юпитер, 2002. 120 с.

103. Омарова П. О. и др. Психолого-недагогическое соировождение детей-сирот. Махачкала: Юпитер, 2002. 102 с.

104. Омарова П. О. и др. Пространство диалога путь к взаимопониманию. Махачкала: Полиграф-сервис, 2003. 64 с.

105. Омарова П. О. Разработка проблемы общения умственно отсталых в истории отечественной коррекционной педагогики и психологии Актуальные проблемы современного образования Под ред. Д. М. Маллаева. Махачкала: ДГПУ, 1999. 84−90.

106. Омарова П. О., Салахбекова А. П. Роль семьи в социализации личности ребенка с отклонениями в развитии Вопросы гуманитарных наук.-2005. № 4. 306−312.

107. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. 342 с.

108. Очнев В. К. Личностные девиации у несовершеннолетних правонарушителей Исправительно-трудовые учреждения. 1982. 18. 68−71.

109. Певзнер М. С. Дети-олигофрены (изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения). М.: АПП РСФСР, 1959. 487 с.

110. Петрова В. Г. Развитие речи и познавательная деятельность умственно отсталых школьников.: Автореф. дис… д-ра психол. наук.М.: АПП СССР. ПИИД, 1975. 42 с.

111. Петровская Л. А Теоретические тренинга. и методические М.: Изд-во проблемы социально-психологического университета, 1982. 168 с.

112. Петрынин А. Г. с Московского Педагогическая девиантно-криминальным реабилитация поведением в несовершеннолетних условиях образовательного учреждения нового типа. Дис. канд. пед. наук. Хабаровск, 2000. 200 с.

113. Пеунова Е. В., Ярославский областной детский исихиатрический диспансер Взаимосвязь предметных, эмоционально-образных значений и социальной адаптации старших школьников (14−17 лет). Пеунова Е. www//htm.ru.

114. Печенюк A.M. Теоретические основы гуманистически ориентированного процесса профилактики девиантного поведения несовершеннолетних: Автореф. дис. д-ра психол. н. Хабаровск, 2000.-21 с.

115. Печникова Л. С. Особенности материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом http://www.autism.ru/read.asp?id=100&vol=0.

116. Пилипко Н., Чибисова М. Тематические встречи Школьный психолог.- 2004. № 7. 24 25.

117. Пилипко Н., Чибисова М. Тематические встречи Школьный психолог. 2004. 9. 22−25.

118. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. В 2 т. Т.1. М.: Изд-во «ОСЬ-89», 1998. 304 с.

119. Пирожков В. Ф. Криминальная психология. Психология подростковой преступности. В 2 т. Т.2. М.: Изд-во «ОСЬ-89», 1998. 320с.

120. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М.: ВЛАДОС, 2002.-352с.

121. Пирожков В. Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности Психологический журнал. 1995. JSf22. 178−183.

122. Процко Т. А., Пенашева Е. А. Роль эмоционального фактора в нравственном воспитании младших умственно отсталых школьников Дефектология. 1986 3. 3- 7.

123. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. 49 с.

124. Психологический словарь //Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М Педагогика-Пресс, 1996. 256 с 146. 276 с.

125. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов Психология: Словарь Под ред. А. В. Петровского. М.1990, и педагогов /И.А. Фурмапов, П. В. Фурманова. М.: ВЛАДОС, 2004. 319 с.

126. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов П. А. Фурманов М.: ВЛАДОС, 2004. 351 с.

127. Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия. Т.

128. Теория и методология Под редакцией канд. психол. Паук А. Б. Фенько, П. С. Игнатьевой, М. Ю. Локтаева. М., 1999. 288 с.

129. Пузанов Б. П. и др. Обучение детей с нарушениями Под. ред. интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)/ проф.Б. П. Пузанова. М.: Академия, 2003. 272 с.

130. Разувай Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы: (На материале социально-бытовой ориентировки): Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: АПП СССР. НИИД, 1989. 18 с. 152.

131. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424 с. Реан А. А. Характерологические особенности подростков делинквентов Вопросы психологии. 1999. 4. 139 -144.

132. Романов В. В. Юридическая психология: Учеб. М.: Юристъ, 1998. 3 8 9 с. 155. с.

133. Рубинштейн Я. Психология умственно отсталого школьника— Рубинштейн Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. 416 М.: Просвещение, 1986.—192 с.

134. Рубинштейн CJI. Основы общей психологии. В 2-х т.: Т.1- М., 1989.-322 с.

135. Руденский Е. В. Социально-психологический тренинг как форма обучения личности Социально-психологический социального тренинг Под ред. Е. В. Руденского.- Новосибирск: НГАЭиУ, 1995. 48 с.

136. Руденский Е. В. Тренинг социальной психокоррекции личности Социально-психологический тренинг Под ред. Е. В. Руденского. Новосибирск: НГАЭиУ, 1995. 96 с.

137. Русалимова Г. И. Современная сельская семья: структура, специфика, проблемы /Сибирский учитель. 2001. 6. 7−9.

138. Савенко Ф. Т. Строение и жизнь исправительных колоний и приютов для несовершеннолетних преступников. Одесса, 1888.

139. Салахбекова А. Н. Социально-демографическая и психологическая характеристика семьи ребенка с ограниченными возможностями Актуальные проблемы специального образования. Вып.

140. Махачкала: ДГПУ, 2005. 98 105.

141. Салахбекова А. Н. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями Актуальные проблемы специального образования. Вып.

142. Махачкала: ДГПУ, 2005. 105 109.

143. Самыличев А. С. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся средствами физической культуры Дефектология. 2001. 6. 39 40.

144. Саралийская Л. М. Особенности воспитания отзывчивости и взаимопомощи у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, ННИД, 1983; 19 с.

145. Семаго М. М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития. Психотерапия в дефектологии. М., 1992. 280 с.

146. Семаго М. М, Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства. М., 1992. 376 с.

147. Словарьпрактического психолога Сост. СЮ. Головин. Минск: Харвест, 1997. 800 с.

148. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во М С ун-та, 1980. 176 с. ОК.

149. Специальная психология Под ред. В. И. Лубовского.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.

150. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. Педагогическое общество России, 2003. 128 с.

151. Тальберг Д. И. Исправительные колонии и приюты в России. Спб., 1882. 78 с.

152. Тарасов В. И. Развитие позитивной системы субъективных отношений у подростков с девиантным поведением: Дис.,… канд. психол. наук. Воронеж, 1998. 155 с.

153. Технологии социально-психологического тренинга Под ред. А. Беличевой М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2001 208 с.

154. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психологопомощи семье, воспитывающей ребенка с педагогической отклонениями в развитии.// Дефектология, 1999. № 3. 30 36.

155. Торндайк Э. Бихевиоризм: принципы обучения, основанные на психологии. М., 1988 243 с. 177.

156. Уголовный кодекс РФ. Уфимцева Л. П., Трубачева Т. П., Семенайт П. А. Образовательная среда как ведущий фактор социализации воспитанников-сирот с нарушениями интеллекта Дефектология, 2002. № 4. 57−63.

157. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения М.:ВЛАДОС, 2004.-351с.

158. Хамаганова Т. Г., Кантонистова СМ., Овчинниикова М. Н. нарушений Основное содержание.

159. Харин С. Развитие форм общения с взрослым у детей первого полугодия жизни Генетические проблемы социальной психологии Под ред. Я. Л. Коломинского и М. И. Лисиной.- Минск: Университетское, 1985.-С. 30−40.

160. Харперц-Дальманн Б. Нарушение социального поведения, девиантное поведение и деликвентность Детская и подростковая психиатрия Пер. с нем. Т. П. Дмитриевой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. С 384−392.

161. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1964. 327 с.

162. Харчев А. Г. Социология воспитания (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. -220 с. 185. 129.

163. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи М.: Изд-во Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., 1980. 128- ВЛАДОС-ПРЕС, 2004. 272 с.

164. Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые. М.: Просвещение. 1999 136 с.

165. Шадура А. Поведенческие технологии психологической коррекции //Школьный психолог. 2003. 12. 8 9.

166. Шаповалова О. Е. Переживание умственно отсталыми школьниками своего отношения к страшному Дефектология. 1998. 1 С 37−42.

167. Щербакова A.M., Москоленко Н. В. Формирование социальной у учащихся старших классов специальных компетентности образовательных учреждений VIII вида (Методические рекомендации) //Дефектология. 2001. № 3. 19 34.

168. Шилова Е. А. Об особенностях речи умственно отсталых школьников в процессе занятий рисования Дефектология. 1998. № 1.-С. 30−33.

169. Школьникова Н. Н. Система развития коммуникативного поведения у детей раннего и дошкольного возраста с осложненными формами интеллектуальной недостаточности Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: РАО, НИИД, 1993 16 с.

170. Щербакова A.M., Москоленко Н. В. Формирование социальной у учаш, ихся старших классов специальных компетентности образовательных учреждений VIII вида (Методические рекомендации) //Дефектология. 2001. № 3. 19 34.

171. Штерн В. Умственная одаренностьПсихологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям дошкольного возраста. Пер. с нем. А.П.БолтуноваПод ред. В. А. Лукова Спб.- Союз, 1997 128 с.

172. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Вопросы психологии. 1971. № 4. 6 20.

173. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах М.: Институт практической психологии, 1995. 416 с.

174. Ярославцева И. В. Депривированный подросток: личностный и психофизиологический потенциал адаптации//Дефектология. 2002. № 5.-С. 28−32.

175. Buck J.N. The HouseTreePerson Technique: Revesed Manual. Los Angeles: Western Psychological Services, 1970.

176. Heimann,-MikaelNelson,-Keith-E.- Tjus,-TomasGillberg, — Christopher. Increasing reading and communication skills in children with.

177. Miyazaki,-Makoto Language intervention with 2 profoundly mentally handicapped children using an imaginative play script. /Japanese-Joumal-ofBehavior-Therapy- 1995 Vol 21(1). P.15 24.

178. Pickett,-Patricia-L.- Griffith,-Penny-L.- Rogers-Adkinson,-Diana Integration of preschoolers with severe disabilities into daycare. EarlyEducation-and-Development- 1993 Jan Vol 4(1). P. 54 58.

179. Rosenzweig S., Fleming E. E., Rosenzweig L. The childrens form of the Rosenzweig picture frustration study J. Psychol. 1948. V. 26, first half P. 141—191.

180. Rosenzweig S. The Rosenzweig picture— frustration study, childrens form Rabin A. J., Haworth M. R. (eds.). Projective techniques with children. N.Y., 1960. 204.

181. Sozialpsihologishes Trainining Hrsg. M.Vorwerg. Jena, 1971. «Weller,-Emy-L.- Mahoney,-Gerald-J. A comparison of oral and total communication modalities on the language training of young mentally handicapped children. Education-and-Training-of-the-Mentally-Retarded- 1983 AprVol 18(2).-P. 103−110.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой