Развитие самопонимания юношей и девушек в процессе профессиональной подготовки будущих учителей
Диссертация
Схема развития профессионального самопонимания будущих учителей представлена уровнями, которые выделены на основе сформированности его компонентов: низкий уровень, на котором отмечается расплывчатость структуры профессионального самопонимания студентов, зарождением положительного отношения к педагогической деятельности характеризуется бедностью всех компонентов, процесс как целое… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретические основы развития самопонимания в процессе профессиональной подготовки юношей и девушек — будущих учителей
- 1. 1. Состояние исследований проблемы «Я» и самосознания в философии и психологии
- 1. 2. Сущность самопонимания, его структура и функции в развитии личности
- 1. 3. Особенности развития профессионального самопонимания юношей и девушек
- ГЛАВА 2. Методы исследования развития самопонимания в процессе профессионального становления будущего учителя
- 2. 1. Метод выявления уровней профессионального самопонимания
- 2. 2. Метод изучения системы ценностных ориентаций юношей и девушек
- ГЛАВА. З. Динамика профессионального самопонимания юношей и девушек в процессе их профессиональной подготовки
- 3. 1. Анализ результатов изучения развития профессионального самопонимания будущих учителей
- 3. 2. Анализ результатов изучения системы ценностных ориентаций юношей и девушек
- 3. 3. Характеристика уровней развития профессионального самопонимания будущих учителей
Список литературы
- Абдульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. -М., 1973.
- Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С.92−98.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: 1967, — Вып. 2. — С.235−249.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии 1979. — № 4. — С.35−46.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1987.
- Афанасьев В.Г. О целостных системах //Вопросы философии 1980,-№ 6, — с.62−78.
- Ю.Баскакова И. Л., Кузьмина З. В. О динамике ценностных ориентаций студентов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1971,-№ 2. С.85−88.
- П.Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С.361−373.
- Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Бессонова Т.Л. Психологические особенности проявления самосознания и самопринятия личности студентов педагогического высшего учебного заведения: Автореф.. дис. канд. психол. наук. -М., 1993.
- Боброва Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
- Бодалев А.А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Личность и общение. -. М., 1983. С.65−69.
- П.Божович Л. И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии 1955. -№ 1. -С.98−107.
- Боришевский М.И. Теоретические вопросы самосознания личности // Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Виша школа. — 1980. — С.5−38.
- Борденюк О.В. Психологические факторы профессионального самосовершенствования будущих учителей: Автореф.. дис. канд. психол. наук. Киев, 1983.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. -Т.13. -№ 4. -С.99−100.
- Бритвихин А.Н. Профессиональная ориентация школьников на педагогическую профессию: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1985.
- Брудный А.А. Наука понимать. Бишкек, 1996.
- Будинауте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии М., 1993. — № 5. -С.99.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.
- Волков Е.С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педвузов: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1983.
- Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное //Собр. соч. -М&bdquo- 1984. Т.1. — С.132−148.
- Выготский Л.С. Проблема сознания //Собр. соч. М., 1984. — Т.1. -С.154−167.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
- Вязигина А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф.. дис. канд. психол. наук. -М., 1987.
- Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М., 1987.
- Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1959. — Т.4. — 4.1. — Феноменологиядуха.
- Гинзбург М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах // Мир психологии. 1998. — № 1. — С.21−26.
- Гоноболин Н.Ф. Психологический анализ педагогических способностей //Способности и интересы. М.: Изд-во АПИ РСФСР, 1962. — С.232−274.
- Госсе О.В. Подготовка будущих учителей к социально-педагогической деятельности. Автореф.. дис.канд.пед.наук. Волгоград, 1996.
- Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
- Джемс У. Психология М., 1991.
- Дубровина И. В. Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся: Сб. науч. тр. НИИ ОПП АПН СССР М&bdquo- 1983. — С.27−36.
- Доблаев Л.П. Проблема понимания в советской психологии. -Саратов.: Изд-во Саратовского ун-та, 1967.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы -Минск.: изд-во БГУ, 1981. С. 173−383.
- Загадка человеческого понимания /Сост. В. П. Филатов. М.: Политиздат, 1991.43.3алесский Г. Е. О путях изучения ценностных ориентаций в сфере науки. //Сб.: Методы социально-психологических исследований М. 1975. -С.130−138.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: ИПРАН, 1994.
- Ильина Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов. Волгоград, 1991.
- Ильин B.C. Проблемы воспитания потребностей в знании у школьников. Ростов н/Д., 1971.
- Ионин А.Г. Понимающая социология. М., 1979.
- Исаева Н.И. Психологические особенности профессионального самовоспитания студентов педвуза: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М.: 1984.
- Кагнов А.Б. Рождение специалиста. Профессиональное становление студента. Минск.: изд-во БГУ, 1983.
- Кайгородов Б.В. // Ученые записки: Сб. науч. трудов. Астрахань, 1986.
- Кайгородов Б.В. Самопонимание и его место в структуре самосознания.// Мир психологии, М., 1997, — № 1. — С.129−132.
- Как построить свое «Я»? / Под ред. В. П. Зинченко. М., — 1991.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
- Кант И. Сочинения: В 6-ти т. М., 1966. — Т.6.
- Карпова Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века: Автореф.. дис. док. пед. наук. Ростов-н/Д, 1994.
- Кларин М.В. Обучение на основе целостного личностного опыта //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся родителей. Тезисы докладов. М., 1993. — 4.1. — С.68−69.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск.: изд-во «Принтер», 1993.
- Ковалева Г. И. Формирование у старшеклассников интереса к самопознанию в процессе решения задач. Автореф.. дис.канд. пед. наук. Волгоград., 1998.
- Козиев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф.. дис. канд. психол. наук. JL, 1980.
- Кон И.С., Шамин Д. И. Д. Г. Мид и проблема человеческого «Я» //Вопросы философии. 1969. — № 12. — С.85−96.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 367с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал -1981. -Т.2. -№ 3. С.25−38.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
- Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1976.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. С. 348.
- Крутецкий В.А. Самосознание. // Педагогическая энциклопедия. Т.З. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 784.
- Крутецкий В.А., Недбаева С. В. Профессионально-необходимые качества личности учителя (педагогические способности) и их формирование // Психологические проблемы формирования педагогической направленности и педагогических способностей. М., 1982. — С9.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы //Вопр. психологии, М., 1981. — № 2. — С.20−30.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л., 1970.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал М., 1982. — Т.З.-№ 3,4. — С.3−14.
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. М., 1984. — № 1.
- Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. -Гомель: ГГУ, 1976.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога //Творческая направленность деятельности педагога. Л.: НИИ ООВ АПН СССР, 1978. — С.7−10.
- Кулюткин Ю.Н. Психологическое знание и учитель // Вопр. психологии. -М., 1983. № 3 — С.54−61.
- Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск, 1988.
- Лебедчук П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1995.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.
- Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1991.
- Ленин В.И. // Собр. соч. Т.29. — С.171, 195.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1981.
- Леонтьев А.Н. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
- Лернер И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки. // Советская педагогика. — 1985. — № 3.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. /Состав. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская СПб., 1996.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию ./ Сост. к предисл. Ю. П. Сенокосова. -М.: Прогресс, 1990.
- Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. М., 1995. — С. 18.
- Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя //Сов. Педагогика. М., 1986. — № 6. — С.58−64.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Развитие самосознания и проблема формирования социально-активной личности. М., 1987.
- Маралова Т.П. Психологические условия формирования профессиональной направленности будущих учителей // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя /Под ред. проф. П. А. Просецкого. М., 1982. — С.47−57.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Методы изучения профессиональной направленности личности учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1980.
- Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя: Учеб. Пособие. Тула, 1991.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Мухина B.C. Десткая психология /Под ред. Л. А. Венгера. Изд.2-е -М.: Просвещение. 1985.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М., 1991.
- М.М.Бахтин как философ: Сборник статей. М., 1992.
- Мотков О.И. Психология самосознания личности. М., 1993.
- Мудрик А.В. Главное личности // Педагог. Образование. — М., 1990. — Вып.2. — С.20−23.
- Ю9.Мясищев В. Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности: Международный симпозиум, — М., 1969. С.63−73.
- Никиреев Е. М. Экспериментальное исследование общей и профессиональной направленности студента педагогического института
- Психологические проблемы формирования социально-активной личности учителя советской школы /Под ред. П. А. Просецкого. М., 1983. — С.14−26.
- Николаева А.Б. Личность педагога в его деятельности //Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. Даугавпилс, 1988. С.11−16.
- Общая психодиагностика //Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. -М., 1987.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведова М., 1991.
- Ольшанский Д.В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания //Новые исследования в психологии. М., 1984. — № 2. — С.22.
- Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя //Вопросы психологии. М., 1988. — № 1.
- П.Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.118.0сницкий А. К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся //Вопросы психологии. 1992. — № 1,2.
- Особенности осознания студентами выбора педагогической профессии. Сб. «Психология». Киев, 1981. — С.34−42.
- Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1993.121 .Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью //Вопр. философии. 1982. — № 3 — С.44−53.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998.
- Петровский В.А. Феномен субъективности в психологии личности: Дис. в виде науч. докл. на соискание уч. степени доктора психол. наук. М., 1993.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. -Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 1996.
- Петруллите А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа у студентов: Автореф.. дис. канд. псих. наук. Д., 1985.
- Платонов К.К. Проблемы сознания. /Материалы симпозиума. М., 1966.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
- Подготовка и профессиональное становление молодого учите-ля: Межвуз. сборник научн. трудов. Хабаровск, 1990.
- Попова Т.И. Управление развитием склонностей старшеклассников к педагогической деятельности. Автореф.. канд. пед. наук, — М., 1997.
- Прихожан A.M., Гуткина Н. И. Особенности самосознания. //Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. — С.65−96.
- Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992.
- Профессиональное самосознание будущего учителя //Психологические аспекты формирования профессионально- педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в ВУЗе. Куйбышев, 1989. — С.28−33.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1998.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. -М., 1987.
- Психология личности. Тексты /Под ред. Ю. Б. Гипенрейтер, А. А. Пу-зыря. -М.: МГУ, 1982.
- Пятигорский A.M. Мифологические размышления. М., 1996.
- МО.Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: изд-во МГУ, 1985.
- Ремшмит X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994.
- Ронзин Д.В. О роли знаний в мышлении //Психология: Научные доклады: XXVIII Герценовские чтения. Л., 1975.
- Ронзин Д.В. Возрастной аспект взаимоотношений мышления и знаний //Проблемы возрастной психологии. Л., 1979.
- Ронзин Д.В. Методические подходы к изучению роли нравственно -психологических знаний о человеке в процессах восприятия и понимания учащимися других людей //Психологические проблемы нравственных убеждений. Л., 1987.
- Ронзин Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема//Психол. жур. М., 1991. — Т.12. — № 5. — С.65−72.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-С.676.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии М., 1959.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. — С.76.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М., 1973. С.366−370.
- Саврасов В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Автореф.. дис. канд. психол. наук. Л., 1986.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми //Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. — С.81−111.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности /Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
- Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986.
- Свидерский В.И., Зобов Р. А. Новые философские аспекты экспериментально-структурных отношений. ЛГУ., 1970.
- Сердюков Ю.М. Трансцендирование в самопознании: Автореф.. дис. канд. филос. наук. М., 1992.
- Сергеев Н.К. Взаимосвязь обучения и труда старшеклассников как средство формирования положительной мотивации изучения предметов естест-венно-математического цикла: Дис. канд. пед. наук- Волгоград, 1982.
- Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1987. — Т.2.
- Сластенин В.А. Учитель и время //Сов. Педагогика. 1990. — № 9.
- Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей. Львов, 1990.
- Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза: Межвузовский сборник научных трудов /Под ред. П.А. Про-сецкого. -М., 1985.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М., 1989.
- Спиркин А.Г. Происхождение сознания. М., 1960.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: изд-во МГУ, 1983.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф.. дис. докт. психол. наук. М., 1985.
- Столяров В.И. Процесс изменения и его познание. М.: Наука, 1966.
- Сухарев А.В. Психологические критерии профессионального самоопределения: Автореф.. дис. канд. психол. наук. М., 1987.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
- Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961.
- Удачина Л.В. Категория «структура» и «функция» и их методологическая роль в физике: Автореф. .дис. канд. философских наук. -Свердловск, 1973.
- Философский энциклопедический словарь. -М., 1983.
- Фонарев А.Р. Формы становления.//Вопросы психологии 19 972.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. — 1998. — № 1. — С.5−11.
- Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб. /Под общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
- Чамата П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии //Психологическая наука в СССР. Т.2 М.: 1960. — С.91−109.
- Чеснокова И.И. Самосознание личности.//Теоретические проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1974.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии /Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977.
- Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности //Проблема психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 121−126.
- Шавир П.А. Профессиональное самосознание на вузовском этапе подготовки учителя //Сов. Педагогика. 1985. — № 8. — С.92−97.
- Шаров А.С. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности. //Учебное пособие. Омск, 1993.
- Шибутани Т.А. Социальная психология /Пер. с англ. В. Б. Ольшанского, общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1969.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание //Проблемы сознания: Материалы симпозиума. М., 1966. — С.217−227.
- Шорохова Е.В. Психологический анализ проблемы личности //Теоретические проблемы личности. М., 1974. — С.3−33.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С.89−106.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. / Отв. ред. В. Н. Иванов. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Наука, 1987.
- Allport J.W. Becoming. Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven, 1955.
- Allport J.W. Pattern and Growth in Personality/ N.Y., 1978.
- Erikson E.H. Identify. Youth and Crisis. New York, 1968.
- Fromm E. Escape from freedom/ N.Y., 1978/
- Psycological Theories of the Self. N.Y., London, 1982.
- Rosenberg M. Conceiving the Self. N.Y., 1979.