Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кризисы профессиональной жизни в контексте развития взрослых

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональное развитие личности представляет сложный процесс, развертывающийся во времени, сочетающийся с онтогенезом и жизненным путем личности. Индивидуально — личностное развитие характеризуется неравномерностью, при которой каждая возрастная группа имеет свои особенности, свидетельствующие о наличии кризисного синдрома. Наибольшие изменения в развитии личности происходят на возрастном… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Соотношение онтогенеза и профессионального развития
    • 1. 1. Психологический анализ категории развития личности
    • 1. 2. Соотношение профессионального и возрастного развития
    • 1. 3. Психологические проявления кризисов профессионального развития
    • 1. 4. Становление субъекта профессиональной деятельности
  • Глава II. Организация исследования
    • 2. 1. Описание этапов исследования
    • 2. 2. Обоснование и описание методов исследования
    • 2. 3. Характеристика выборки
  • Глава III. Результаты эмпирического исследования
    • 3. 1. Психологические характеристики профессионального развития личности (ПРЛ)
    • 3. 2. Динамика показателей ПРЛ
    • 3. 3. Синдром «эмоционального выгорания» в контексте профессионального развития личности
    • 3. 4. Особенности механизмов психологической защиты и совладающего поведения в процессе ПРЛ
    • 3. 5. Личностные факторы, оказывающие влияние на профессиональное развитие
    • 3. 6. Соотношение возрастного и профессионального развития
  • ВЫВОДЫ

Кризисы профессиональной жизни в контексте развития взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы профессионального развития личности в период взрослости, а также необходимостью определения кризисов профессиональной жизни, влияющих на профессиональное развитие.

Основные комплексные исследования развития человека в период взрослости связаны с именем Б. Г. Ананьева. Именно под его руководством были начаты исследования связанные с изучением возрастных изменений психофизиологических функций, интеллекта и личности взрослого человека (Б.Г.Ананьев, Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, Н.А.Грищенко-Розе, Л. Н. Кулешова, Е. И. Степанова, А. А. Реан и др.). В последние годы проведены большие исследования в области акмеологии субъекта деятельности. Развитие данного направления связано с исследованиями А. А. Бодалева, А. А. Деркача, В. Г. Зазыкина, Е. А. Климова, Н. В. Кузьминой, АК. Марковой, А. П. Ситникова, Л. А. Рудкевича и др.

Процесс профессионального развития личности в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений.

В процессе профессионализации возникают впутриличностные противоречия, а также противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности. Основным противоречием, детерминирующим развитие личности, является противоречие между сложившимися свойствами, качествами личности и объективными требованиями профессиональной деятельности. Как результат: дезадаптация, кризисы, стагнация, конфликты (С.П.Безносов, ЭФ. Зеер, А. К. Маркова и др.).

В настоящее время существует множество теорий, касающихся проблемы профессионалшации, однако сложно говорить о наличии разработанной психологической теории профессионального развития личности, что объясняется ограниченным количеством эмпирического материала, касающегося профессионального развития личности.

Профессиональное развитие, применительно к конкретному человеку рассматривается как динамический, непрерывный процесс, детерминируемый внутренней активностью личности. Особое место в процессе профессионального становления личности занимают профессиональные кризисы, в результате которых происходит кардинальная перестройка личности, юмеияется вектор ее профессионального развития (Л.И.Анцыферова, Э. Ф. Зеер, Е. Л. Климов, Л. К. Маркова, и др.).

Профессиональный кризис может проявляться в синдроме «эмоционального выгорания» (Н.Е.Водопьянова, Р. М. Грановская, Н. В. Гришина, С. Кривцова), который берет свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении. Именно с этим связана профессиональная деятельность персонала скорой медицинской V помощи (СМП). На сегодняшний день СМП является важнейшей структурной составляющей службы медицины катастроф города. Сама профессиональная деятельность медицинских работников СМП предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Сотрудникам СМП приходится работать в жестком дефиците времени с максимальной психической нагрузкой, 1гго требует готовности к немедленным и организованным действиям в исключительно быстром темпедлительная напряженная ситуация в режиме ожидания вызованапряжение, связанное с элементом неопределенности (любой вызов СМП, когда сотруднику неизвестно, что его ждет на месте). Более того, в условиях сосредоточетш внимания на основной деятельности профессионал «забывает» о принятии мер личной безопасности, хотя знает о возможных последствиях.

Особенности профессиональной деятельности персонала влекут за собой негативные последствия, которые могут проявляться в профессиональных конфликтах, низкой профессиональной мобильности и дезадаптации, профессиональных деформациях, профессиональных заболеваниях профессиональных стрессах, в формировании синдрома «эмоционального выгорания», которое, в свою очередь, сказывается на снижении качества работы, и самое главное, на здоровье персонала скорой помощи.

Актуальность работы определяется также и практическими задачами, связанными с разработкой технологий преодоления развития синдрома как одного го проявлений профессионального кризиса в процессе профессионального становления, а также разработки и внедрения специальной программы в рамках профессиональной переподготовки.

Целью данного исследования является изучение особенностей профессионального развития личности и факторов, влияющих на него.

Задачи исследования. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности и основные этапы профессионального развития личности.

2. Дать характеристику основных кризисов профессиональной жизни в соотношении с возрастными этапами развития.

3. Исследовать личностные факторы и факторы социально-профессиональной среды, оказывающие влияние на профессиональное становление и развитие личности.

Объект исследования — особенности профессионального развития взрослых.

Предметом исследования — психологическое содержание кризисов профессиональной жизни в контексте развития взрослых.

В качестве гипотез исследования выдвигаются следующие предположения:

1. Профессиональное развитие личности может рассматриваться как непрерывный процесс, складывающийся из ряда периодов. Кризисы профессионального развития в общей картине онтогенеза соотносятся с кризисами возрастного развития таким образом, что в разные периоды развития определяющую роль могут играть либо характеристики профессионального развития, либо характеристики личностного развития.

2. Ожидается, что на процесс профессионального развития личности окажут влияние как факторы социально — профессионального окружения, а именно: межлтшостные отношения и психологический климат в коллективе, благнриятные условия труда, возможность профессионального роста, сощ! альное и материальное обеспечение, так и индивидуально — личностные особенности, в качестве которых могут выступать стратегии совладания с кризисными ситуациями, механизмы психологической защиты личности и профиль личности.

База исследования. Исследование проводилось в период с 2001 по 2003 г. на базе Станции скорой медицинской помощи г. Санкт-Петербурга. Было обследовано 143человека в возрасте от 20 до 60 летсо стажем от 0,2 до 40 летв том числе 48 мужчин, 95 женщинврачи — 31 человек, фельдшера — 86 чел, медсестры — 26 чел.

Методологическую основу исследования составили ведущие принципы психологии: принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип развития, охватывающий весь онтогенез человека (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Ф. Рыбалко, Л.Н.Леонтьев), исследования в области психологии жизненного пути (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Логинова, А. А. Кроник, Е.И.Головаха), субъектный подход к развитию личности (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская, Н. АЛогинова, В. И. Слободчиков, Е.И.Исаев).

Теоретической основой концепции профессионального становления личности стали исследования личности и деятельности К.А.Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Б. Ф. Ломова, В. Д. Шадрикова. Психологические теории профессионального становления Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, И. С. Кона, А. К. Марковойзарубежные теории профессионального развития А. Маслоу, Д. Сьюпера, Дж. Голанда, А. Роуработы, связанные с исследованием кризисов профессионального становления Э. Ф. Зеера, Т. В. Кудрявцева, Н. С. Пряжникова и др.- работы, связанные с исследованием акмеологической концепции развили профессионала (А.А.Деркач, А. А. Бодалев, В. Г. Зазыкин, Н.В.Кузьмина).

Достоверность и надежность данных, полученных при исследовании, обеспечивалась опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения профессионального становления личности, разработанные в отечественной психологии, с применением научно-обоснованных методов исследования, а также сочетанием количественного и качественного анализа.

Основные научные результаты исследования и их новизна. Установлена гетерохронность профессионального и возрастного развития. Выявлены внутренние и внешние факторы, влияющие на характер профессионального развития. Изучены поведенческие стратегии преодоления кризисных ситуаций. Выявлена активизация защитных стратегий в кризисные периоды развития. Выделены этапы профессионального развития в соотношении с личностным развитием.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе впервые проведено сопоставление основных показателей кризисов профессионального и возрастного развития, уточнены и описаны синдромы кризисов профессионального развития, показаны закономерности профессионального развития личности и определены факторы, влияющие на него.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты исследования позволят разработать систему адресной психологической помощи профессионалам с учетом возрастных и личностных особенностей, а также разработать меры, направленные на оптимизацию профессиональной среды, что будет способствовать предотвращению кризисных явлений в развитии.

Данные исследования могут быть использованы в профессионально-образовательном процессе в виде специально разработанных программ психологического сопровождения профессионального развития личности. Кроме того, результаты данного исследования могут войти в качестве специального курса при подготовке психологов.

Апробация результатов исследования. Основные положения по теме исследования были обсуждены на научно-практической конференции «Организация, способы контроля качества и стандарты в службе СМП» (г.Челябинск, 2001), на научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2003» на заседании кафедры «Психология развития и дифференциальная психология» (СПб., 2003), на научно-практической конференции «Профилактика воздействия факторов производственной среды на состояние здоровья медперсонала» (СПб., 2004), на научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2004» на заседании кафедры «Психология развития и дифференциальная психология» (СПб., 2004). По теме исследования опубликовано 5 работ.

Результаты исследования позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Профессиональное развитие личности представляет сложный процесс, развертывающийся во времени, сочетающийся с онтогенезом и жизненным путем личности. Индивидуально — личностное развитие характеризуется неравномерностью, при которой каждая возрастная группа имеет свои особенности, свидетельствующие о наличии кризисного синдрома. Наибольшие изменения в развитии личности происходят на возрастном этапе 39−49 лет, что проявляется в снижении эмоциональной устойчивости, увеличении конфликтности, увеличении тревожности, беспокойстве, фиксированности на неудачах, социалюации поведенческого контролягруппа 50−60 лет характеризуется повышенной конформностью, ответственностью, настойчивым стремлением к соблюдению моральных требований, высоким самоконтролем поведения, сшгженной общительностью при снижении уровня психофизиологического функционирования.

2. Проведенный анализ профессионального развития позволил выделить 6 этапов: 1) 20−22 года — стадия адаптации- 2) 23−28 лет — кризис профессиональной самореализации- 3) 29−38 лет — этап устойчивого профессионального развития- 4) 39−44 — года кризис развития личности (середины жизни) — 5) 45−49 лет — выход из кризиса середины жизни- 6) 50−60 лет — период профессионализма.

Каждая возрастная группа имеет свои особенности. Значимые изменения, отражающие кризис профессиональной самореал изации, происходят в возрастном диапазоне 23−28 летв возрастной группе 34−38 лет отмечается критический период, связанный с отсутствием реальных перспектив дальнейшего карьерного ростапериод 50−60 лет характеризуется высоким уровнем профессионализма.

3. Сопоставление возрастного и профессионального развития дает основание предполагать, что профессиональное и возрастное развитие находится в соотношении гетерохронии. В возрасте 23−28 лет на первый план выступают признаки кризиса профессионального развитияв возрастном периоде 39−44 года — признаки возрастного кризиса личностивозраст 50−60 лет характергоуется высоким уровнем профессионализма, повышением устойчивости к «эмоциональному выгоранию», сочетающимися со снижением общительности, повышением самоконтроля и ответственности, повышением конформности, социальной нормативности.

4. Исследование «эмоционального выгорания», как проявления кризиса профессионального развития, выявил неоднозначную динамику уровневых и структурных показателей «эмоционального выгорания». Выявлено увеличение всех составляющих синдрома (эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений) в кризисные периоды профессионального развития, что позволяет рассматривать синдром «эмоционального выгорания» как одно из проявлений кризиса профессионального развития.

5. Изучение защитных форм поведения личности в профессиональной среде показало, что защитные стратегии наиболее ярко активизируются в периоды, соответствующие крюисам профессионального развития и наибольшей выраженности «эмоционального выгорания», wo, возможно, способствует формированию адаптивного поведения. Использование механизмов психологической защиты «отрицания» и копинг-стратепш «положительной переоценки» способствует снижению «редукции личных достижений» и могут рассматриваться как факторы, способствующие выходу из профессионального кризиса.

6. Анализ факторов, влияющих на процесс профессионального развития личности, показал, что в качестве внутренних факторов выступают: стремление к самореализации, удовлетворенность профессиональной деятельностью, способность к психофизиологическому восстановлению, необходимому для обеспечения профессиональной деятельности, удовлетворение витальных потребностей, активизация механизмов психологической защиты и копинг-стратегий. В качестве внешних факторов, влияющих на профессиональное развитие, выступают: благоприятный социально-психологический климат в коллективе, присутствие взаимоконтроля и поддержки, наличие хорошей материально-технической базы, удовлетворение потребности в собственном профессиональном развитии, материальное и социальное обеспечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование подтверждает имеющиеся в отечественной психологической науке данные о связи процесса профессионального развития с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, особенностями жизненного пути и самоопределения.

По мнению многих авторов, профессиональное развитее — это динамический многоуровневый процесс, который занимает значительный период жизненного пути и не сводится к профессиональному обучению. Переход к каждой последующей стадии закладывается на предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и нормативных кризисов.

Практическая сторона кризисов периода взрослости, и особенно кризисов профессиональной жизни, мало разработана В отечественной психологии глубоко исследованы кргоисы детства: Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Элъконин и др. жизненные кризисы являются предметом пристального внимания зарубежных психологов: Ш. Бюллер, Б. Ливехуд, Э. Эриксон и др. Разделяя человеческую жизнь на периоды они обращают внимание на трудности перехода от одной стадии к другой.

Профессиональное развитие, рассматриваемое как непрерывный процесс, складывается из ряда периодов. Проведенный анализ профессионального развития позволил нам выделить 6 этапов: 1) 20−22 года — стадия адаптации- 2) 23−28 лет — кризис профессиональной самореализации- 3) 29−38 лет — этап устойчивого профессионального развития- 4) 39−44 — года кризис развития личности (середины жизни) — 5) 45−49 лет — выход из кризиса середины жизни- 6) 50−60 лет — период профессионализма Надо отмстить, что каждый из периодов имеет свои особенности.

Причем кризисы профессионального развития в общей картине онтогенеза соотносятся с кризисами возрастного развития таким образом, что в разные периоды развития определяющую роль могут играть либо показатели профессионального развития, либо показатели личностного развития. Значимые изменения, отражающие кризис профессиональной самореализации, происходят в возрастном диапазоне 23−28 летв возрастной группе 34−38 лет отмечается критический период, связанный с отсутствием реальных перспектив дальнейшего карьерного ростапериод 50−60 лет характерщуется высоким уровнем профессионализма и активным личностным переструктурированием, сочетающимся со снижением психофизиологических резервов организма.

Среди различных профессиональных групп, персоналу скорой медицинской помощи принадлежит одно из первых мест по степени участия в ситуациях кризисного характера Неподготовленность к таким апуациям может вызвать дистрессовые эффекты в отношении собственного здоровья, а также резкое снижение качества работы.

Рассматривая факторы, инициирующие кризисы профессионального развития, авторы называют, в том числе, синдром «эмоционального выгорания» [Зеер Э.Ф., Сымшпок Э. Э., 1997], определяя его как один из показателей возрастных психологических изменений. Оценку распространенности феномена «выгорания» произвести весьма трудно, так как она зависит от взаимодействия различных организационных, внешних и индивидуальных факторов. Мы рассматриваем синдром «эмоционального выгорания» как одно из психологических проявлений кризиса.

Исходя га выделенных нами этапов профессионального развития и тех особенностей, которые могут говорить о наличии кризиса, можно разработать направления психологической помощи персоналу для каждого возрастного периода:

1. Период 23−28 лет обозначен нами как кризис профессиональной самореализации, когда происходит снижение параметров профессионального развития личности и отмечается низкая удовлетворенность социально-профессиональной средой. Увеличиваются показатели по эмоциональному истощению и деперсонализации, т. е. налицо синдром «эмоционального выгорания». В данном случае увеличение параметров ЭВ связано с факторами профессионального развития, с характеристиками социально-профессиональной среды, а именно: при низкой удовлетворенности профессиональной деятельностью, отсутствии стремления к самореализации, снижении психофшиологического восстановления, повышении конфликтности, а также отсутствии благоприятного социально-психологического климата в коллективе происходит формирование синдрома и других характеристик кризиса профессионального развития.

На этой стадии доминирует кризис профессиональной самореалшации.

34−38 лет кртпческий период, связанный с отсутствием реальных перспектив дальнейшего карьерного роста, характеризуется значимым снижением удовлетворенности в возможности профессионального развития. Кризис опустошенности, но Ахмерову Р. А. Выражается в отсутствии актуальных связей. У человека были значимые достижения в жизни, но последующая жизненная программа не опирается на достигнутое им, на наличные условия и обстоятельства Человек надеется лишь на то, что необходимые обстоятельства появятся вне зависимости от его настоящей активности и от уже достигнутого. На физиологическом уровне это проявляется как усталость, как «энергетическая истощенность» [Кроник А.А., Ахмеров Р. А., 2003]. В нашем случае «энергетическая истощенность» проявляется в повыше! ши всех параметров синдрома ЭВ. Отмечается снижение психофизиологического функционирования, отсутствие поддержки со стороны друзей и коллег, повышается конфликтность. Но поскольку удовлетворенность профессиональной деятельностью повышается, то есть вероятность того, что профессионал находит конструктивный выход из профессионального кризиса.

Таким образом, домишгрует кризис профессиональной карьеры.

2. 39−44 года — кризис развития личности (кризис середины жизни) (Б.Ливехуд, Э. Эриксон, П. Массен). Главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования.

Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной позиции.

Период характеризуется снижением выраженности профессионального кризиса и доминированием возрастного. Изменения в индивидуально-личностных характеристиках проявляются в снижении эмоциональной устойчивости, увеличении тревожности, беспокойстве, фиксированности на неудачах, социализации поведенческого контроля, возрастании чувства долга, снижении инициативности.

В период 50−60 лет отмечается зрелый профессионализм и активное личностное переструктурирование. Отмечается значимое повышение удовлетворенности профессиональной деятельностьюна психофизиологическом уровне наблюдается снижение способности к восстановлению резервного потенциала, но повышение удовлетворения витальных потребностей. На социально-психологическом уровне на фоне повышения адекватности межличностного общения наблюдается снижение в потребности взаимоконтроля и поддержки со стороны коллектива. Показатели «эмоционального выгорания» в группе низкие по всем трем фазам. На личностном уровне происходит активное переструктурирование.

Наблюдается выход из профессионального кризиса и нарастание возрастного.

Таким образом, результаты нашего исследования могут послужить в качестве основания для разработки методов психологической помощи персоналу на разных этапах профессионального развития. В данном случае можно говорить об адресной помощи, с учетом специфики профессиональной деятельности.

Поскольку на этапе 23−28 лет доминирует профессиональный кризис самореализации, необходимо сделать акцент на профессионально-средовых характеристиках, которые будут способствовать выработке жизненных целей, планов профессионального роста и осознанности достижений. Следующий кризисны й период (34−38 лет) характеризуется отсутствием перспектив карьерного роста, а также «энергетической истощенностью», что, по нашему мнению, является проявлением кризиса На данном этапе целесообразно проводить психопрофилактику, направленную на повышение способности к эмоциональному отреагированию, накапливающихся негативных переживаний. Поскольку в последующие периоды — 39−44 года и 50−60 лет — доминирует возрастной кризис, целесообразнее проводить личностно ориентированную помощь, направленную на формирование перспектив профессионального роста, и выработку жизненных ценностей (для периода 39−44 года), на восстановление и сохранение психофизиологических ресурсов организма.

Для избежания негативных последствий кризисных явлений, а также профилактики синдрома «эмоционального выгоршшя», целесообразно ввести в курс повышения квалификации персонала специальную подготовку, а именно:

Обучение сотрудников методам преодоления стресса.

Развитие навыков профессионального общения.

Развитие сенситивности.

Поощрение формирования групп поддержки.

Равномерное распределение работы между членами коллектива.

Поощрение сотрудников к участию в принятии решений, влияющих на условия работы.

Улучшение условий труда.

Поскольку конфликтные ситуации при работе и общении с людьми неизбежны, а нерешенный конфликт как раз и будет тем деструктивным элементом, который снижает вероятность социальной поддержки, в целом, перспективной можно считать работу, направленную на восстановление системы адаптивного личностного реагирования, а также на разработку устойчивой и ясной руководящей философии организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине. — М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998.-272с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. Изд-во «Наука», Москва, 1980. 334с.
  3. Абульханова-Славская К А. Диалектика человеческой жизни. М., «Мысль2, 1977.-224с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. С.270−374.
  5. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. Москва-Воронеж, 1999.-224с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. В кн. Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыферовой Изд-во «Наука», 1981 г.с. 19−44
  7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Изд-во «Мысль». 1991.-302с.
  8. А. Понять природу человека / Пер. Е. А. Цыпина СПб.: «Академический проект», 2000 — 256с.
  9. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. Т.1. 230с.
  10. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., 1969. —332с.
  11. .Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж, 1996.-384с.
  12. Ананьев ?Г.Человек как предмет познания. Л. 1968 г. 338с.
  13. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448с.
  14. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. В кн. Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыферовой Изд-во «Наука», 1981 г.с.З-19
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С.3−17
  16. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. Вопросы психол., 1978, № 1. С. 37−50.
  17. Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития// Психологический журнал, 1999, Т.20, № 1, с. 6−19.
  18. А пчел В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: 1999. — 86с.
  19. Аргайл А/.Психология счастья. — М., 1990. — 272с.
  20. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности . В кн. Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыферовой Изд-во «Наука», 1981 г.с.67 — 87
  21. В.А. единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе \ психология формирования и развития личности ред. Анцыферова М. Наука 1981. с. 198−222 (с.36).
  22. В. Г. Психическое состояние и функциональные сдвиги в организме работающих при выполнении монотонных трудовых операций.// Сб. Вопросы психологии труда и личности. Под ред. В. Г. Асеева. Иркутск. 1972. 122с.
  23. АсеевВ.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. С. 122−144
  24. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 255с.
  25. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  26. А.Р. Биографические кризисы личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М.: Институт психологии РАН, 1994. —21с.
  27. М.М. Типология личности и профессиональной среды Дж.Холланда. Курган 1998. 28с.
  28. СЛ. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004.-272с.
  29. А.А. О человеке в экстремальной ситуащта // Вопросы социальной психологии личности. Вып.4 / Под ред. Р. М. Шамионова. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003 220с. СЗ-15.
  30. АА., Рудкевич JI.A. Как становятся великими или выдающимися? М.: Изд-во института Психотерапии, 2003. — 287 с.
  31. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., Институт психологии РАН, 1995. 128с.
  32. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. М.:000 «Вопросы психологии" — 2001. — 192с.
  33. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996 — 472с.
  34. А.А., Ханин А. З. О тактике выездных бригад скорой медицинской помощи. Учебное пособие для врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2002. -40с.
  35. Большой толковый психологический словарь. THE PNGUIN. Артур Ребер, в 2-х томах, Т. 1. М: Изд-во «Вече», 2001. 592с.
  36. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анцыферовой Изд-во «Наука», 1981 г. 159−177
  37. В.В. Антропология возраста. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. -196с.
  38. Бочкарева J7.II. Жизненный путь и судьба человека. // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей / Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 196с.
  39. C.JI. Личностный рост и его критерии. СПб. 1997. С.38−46
  40. А.В. Психология индивидуального и группового субъекта. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 368с.
  41. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. -М., 1978. С. 63.
  42. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.- 200с.
  43. Н.Е. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и проблема развития способностей. // Культурно-историческая психология развития / Материалы первых чтений памяти Л. С. Выготского / Под ред. И.АЛетуховой. М.: Смысл. 2001. — 287с.
  44. Н. М. Изучение индивидуальности и условий ее развития в научной школе Б.Г.Ананьева. // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь: Сб. статей / Под ред. В. Н. Келасьева. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 196с.
  45. Н.Е. синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. В кн.: Психология здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 504с. С.443−463.
  46. Н.Е., Серебрякова А. Б., Старченкова С.Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.6. 1997. Вып. 2 (№ 13). с. 120−132.
  47. А.Н., Сенин И. Г., Чирков В. И. Опросник профессиональных предпочтений. Руководство, (авторы адаптации). М.: «Когито-Центр», 2001.-20с.
  48. JJ.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972, № 2.С. 114−123.
  49. JI.C. Собрание сочинений. М., Педагогика, 1983, Т.З. 367с.
  50. Л.С. Собрание сочинений. М., Педагогика, 1984, Т.4. 432с.
  51. В.А., Головей JI.A. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности // Личность и деятельности. Л., 1962. С. 3−11
  52. Е.И., Кролик А. А. Психологическое время личности. Киев. 1984.-212с.
  53. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в период юности и взрослости. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. СПбГУ 1996. 324с.
  54. P.M. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.-608 с.
  55. P.M. Защита личности: психологические механизмы. — СПб.: Знание, 1999.-352с.
  56. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб, 1997, с. 143−156.
  57. К.М. Проблемы дифференциальной психологии. Москва-Воронеж, 1998.-384с.59.
Заполнить форму текущей работой