Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Базовые компоненты индивидуального сознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В одной школе был проведен эксперимент, этичность которого вызывает сомнения, но результаты тем не менее однозначно подтверждают существование описанной выше функции я-концепции. Подростки были протестированы на уровень интеллектуального развития. Через некоторое время они публично получили ложную информацию об уровне своих интеллектуальных способностей. По прошествии учебного года был проведен… Читать ещё >

Базовые компоненты индивидуального сознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Базовыми компонентами индивидуального сознания принято считать картину мира и я-концепцию человека.

Картина мира — это представление о мире и о себе в этом мире, центральная часть психической жизни человека, формирующаяся в его жизненном опыте.

Именно это понятие позволяет объяснить тот факт, почему объективно живущие в одном мире люди чувствуют, думают и действуют так, как будто их миры различаются. Дело в том, что сознание каждого человека вырывает из общего континуума свою часть, образуя совершенно разные субъективные миры. Далекие от нашего личного миры обычно не только непонятны, но часто их существование вообще отрицается.

Пример

Среди этнографов известна история об одном малазийском племени в несколько сот человек, которое из-за горного обвала оказалось на века полностью изолированным от внешней цивилизации. Постепенно у них сложилась собственная мифологическая картина мира. Обнаружив племя, антропологи установили любопытный факт. Над долиной последние 20 лет два раза в неделю пролетал на небольшой высоте пассажирский лайнер. При этом ни один из жителей за всю свою жизнь так ни разу и не увидел в небе «железную птицу», более того, никто нс слышал рева мощных двигателей самолета. Самолет отсутствовал в их картине мира и потому не воспринимался ими вообще (Грановская, Никольская, 2006).

Основная функция картины мира заключается в интеграции человека как личности, она является индивидуальной «призмой», через которую он смотрит на мир. Невзирая на то, что картина мира отражает объективные физические и социальные отношения человека, ее содержание — результат субъективного осмысления реальности, что дает основания рассматривать картину мира как систему личностных смыслов.

Стабильность картины мира является условием устойчивой психической деятельности, поэтому любое рассогласование между ней и реальным жизненным опытом приводит к искажению последнего благодаря его интерпретации в привычных для человека категориях, так называемых предвосхищающих схемах. Столкнувшись с противоречивой информацией, сознание начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить ее. Этот факт подтвержден многочисленными экспериментами.

Результаты научных исследований

Группе из 24 студентов технического вуза дважды зачитывался фрагмент поэмы М. Лермонтова «Мцыри»:

Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лег, Играя, навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость —.

Могучий барс. Сырую кость Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом, На полный месяц, и на нем Шерсть отливала серебром.

…И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный, как стон, Раздался вдруг… и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертию грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб ему рассек…

Он застонал, как человек, И опрокинулся.

После каждого прочтения испытуемые записывали все, что запомнили. Результаты оказались следующими (далее в скобках первое число — процент испытуемых, дословно или близко к тексту воспроизведших соответствующий отрывок после первого предъявления, второе число — то же, но после второго предъявления):

  • — фрагменты поведения, типичного для кошки: одним прыжком (8, 42), потом прилег (12, 46), кинулся на грудь (42, 67), первый бешеный скачок (46, 58), лег навзничь (50, 67);
  • — фрагменты поведения, нетипичного для кошки: мотая ласково хвостом (0, 0), протяжный, жалобный, как стон (4, 21), весело визжал (8, 29), встал на дыбы (21, 42), сердито лапой рыл песок (33, 58).

Типичное поведение вспоминается в 2,5 раза чаще, чем нетипичное при первом предъявлении текста и почти в 2 раза — при втором. Кроме того, достаточно показательны типичные словесные замены. Так, «вой» трансформируется в «рык», «встал на дыбы» — в «изогнулся» и т. д. (Лллахвердов, 2000).

Данный эксперимент иллюстрирует искажение сознанием материала, который явно противоречит жизненному опыту испытуемых. Однако вытесняться могут и скрытые двусмысленности, поскольку человеческое сознание стремится к однозначности и уходу не только от явных, но и от неосознаваемых противоречий.

Результаты научных исследований

В эксперименте А. Джадсона и К. Кофсра испытуемый решал стандартную интеллектуальную задачу: определить, какое из четырех предъявленных слов не имеет отношения к трем другим. Тонкость состояла в том, что задача имела два равновероятностных решения. Например, предъявляются слова «прибавить», «вычесть», «увеличить», «расти». Какое слово лишнее? Как выяснилось, исходная двусмысленность не осознается испытуемыми. Их решение задачи зависит только от порядка предъявления слов «вычесть» и «расти». Если первым идет «вычесть», то отбрасывается «расти» как не относящееся к классу арифметических операций. Если же впереди идет «расти», то отбрасывается «вычесть», поскольку оно не относится к классу глаголов, обозначающих рост (.Аллахвердов, 2000).

В ситуации неожиданного изменения привычного контекста происходит определенный сбой в поведении до тех пор, пока сознание не переинтерпретирует сложившуюся ситуацию, опираясь на другой, нетипичный для данной ситуации фрагмент своего содержания, с точки зрения которого и будет в дальнейшем организовываться поведение. При этом чем более неожиданны изменения контекста, тем больше времени сознанию нужно для того, чтобы справиться с ними. Эта закономерность, в частности, лежит в основе «шритяжепия неудач» людьми, которые считают себя неудачниками: поскольку удача вызывает шок и растерянность, такие люди склонны действовать способами, гарантирующими неудачу. В целом картина мира интегрирует мотивы, цели и сценарии поведения.

Я-концепция — это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения с другими людьми и относится к самому себе.

Я-концепция представляет собой целостный образ собственного «я», выступающий как установка по отношению человека к самому себе. Ее существование обеспечивается рефлексией человека, т. е. способностью направлять сознание на самого себя, самому становиться его предметом. Соответственно, в структуре я-концепции, которая была предложена в начале XX в. философом У. Джемсом, можно выделить я-объект (содержание) и я-сознающее (процесс). Эти компоненты находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, благодаря чему формируются образ «я» и самооценка человека. Самооценка представляет собой оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Она является важнейшим регулятором человеческого поведения, определяя критичность человека к себе и другим, его отношение к собственным и чужим успехам и неудачам (рис. 12.1).

Структура я-концепции [по Бернсу, 1986].

Рис. 12.1. Структура я-концепции [по Бернсу, 1986]

К модальностям я-концепции относят реальное (то, каким человек представляет себя в настоящее время), идеальное (то, каким он хотел бы быть в соответствии с социальными нормами его сообщества) и зеркальное (то, каким видит себя человек глазами других людей) «я». Они представлены в аспектах физических, социальных, умственных и эмоциональных качеств человека.

Пример

Как говорят американские социальные психологи, когда общаются Джон и Гарри, на самом деле общаются шесть разных людей. Первый и второй — это сами Джои и Гарри. Третий и четвертый — это то, что Джон думает о Гарри и Гарри думает о Джоне. Пятый и шестой — то, что Джон думает, что о нем думает Гарри, и то, что Гарри думает по поводу того, что о нем думает Джон [Майерс, 2013]. Последняя «парочка» наглядно иллюстрирует, что такое «я» зеркальное.

Я-концспция выполняет ряд важнейших функций. Во-первых, она сохраняет личностную целостность, обеспечивая относительно независимое от событийной канвы восприятие человеком самого себя, позволяя сохранять стабильный и устойчивый образ «я».

Пример

О том, насколько устойчив я-образ, говорит хотя бы следующий пример. Как известно, большинство людей не нравятся себе на фотографиях. При этом проскальзывает мысль: «Как всегда все остальные получились нормально, и только я…».

Объяснение этому факту нашли психофизиологи, измерившие с помощью специальной аппаратуры микросокращения мимических мышц в те моменты, когда человек подходит к зеркалу или любой другой потенциально отражающей поверхности. Оказывается, в эти моменты на лице человека непроизвольно появляется специфическая мимическая маска, благодаря которой человек видит свое отражение не совсем таким, каким его в реальной жизни видят другие люди (Грановская, Никольская, 2006).

Помимо этого, я-концепция обеспечивает интерпретацию жизненного опыта, являясь, наряду с картиной мира, «призмой», через которую рассматриваются происходящие в жизни события. Именно благодаря этой функции я-концепции неуверенная в себе девушка-подросток, считающая себя крайне непривлекательной, скорее всего расценит знаки внимания со стороны симпатичного ей молодого человека как изощренное издевательство.

Еще одной функцией я-концепции является организация познания окружающего мира. В частности, она во многом определяет уровень поисковой активности личности в той или иной ситуации — поведения, направленного на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его эффективности. Именно представления человека о собственных возможностях эффективного поведения в той или иной ситуации часто определяют реальную эффективность его деятельности.

Результаты научных исследований

В одной школе был проведен эксперимент, этичность которого вызывает сомнения, но результаты тем не менее однозначно подтверждают существование описанной выше функции я-концепции. Подростки были протестированы на уровень интеллектуального развития. Через некоторое время они публично получили ложную информацию об уровне своих интеллектуальных способностей. По прошествии учебного года был проведен замер динамики их успеваемости. Оказалось, что подростки, «узнавшие», что у них «низкий интеллект», стали учиться в среднем хуже, а подростки с «высоким интеллектом» — лучше (но сравнению с успеваемостью, имевшей место до начала эксперимента) (Грановская, Никольская, 2006).

Я-концепция является ядром самосознания человека, обеспечивая его внутреннюю целостность и согласованность.

Самосознание — это совокупность психических процессов, посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, определяет и изменяет свое отношение к прошлому, настоящему и будущему.

Современной психологией до сих пор не решен вопрос о том, какова роль сознания в становлении самосознания: предшествует ли в онтогенезе сознание самосознанию (С. Л. Рубинштейн), или наоборот, самосознание первично, но отношению к сознанию (В. М. Бехтерев), или, возможно, они развиваются одновременно (И. М. Сеченов).

Тем не менее очевидно, что самосознание человека формируется в течение его жизни, и этот процесс проходит несколько обязательных этапов.

В раннем дошкольном детстве (до трехлетнего возраста) решаются задачи осознания границ своего тела (ведь до определенного момента ребенок может играть со своей ногой или волосами, причинять себе боль и не понимать, что сам является источником неприятного ощущения!), осознания своей способности к самостоятельным действиям с предметами. К двум с половиной — трем годам в лексикон ребенка входит местоимение «я», что окончательное закрепляет осознание им собственной личности.

В дальнейшем в период дошкольного детства происходит активное развитие самооценки, которая в это время основана на чужих мнениях, прежде всего взрослых. В этом возрасте самооценка еще неустойчива и ситуативна. Обобщение самооценки и формирование устойчивого образа «я» происходит в период школьного детства, в подростковом возрасте, на основе сопоставления и интериоризации мнений значимых других.

Показателями уровня развития самосознания принято считать сформированное^ временной перспективы и личностной идентичности человека. Временная перспектива позволяет человеку отражать временные отношения между событиями его жизненного пути. Благодаря ей человек осознает свой возраст, оценивает вероятную продолжительность собственной жизни, свое место среди поколений своей семьи и общества в целом.

Личностная идентичность складывается из осознания и ощущения собственной уникальности, собственного отдельного существования (индивидуальности), ощущения, что жизненные события последовательны и взаимосвязаны (тождественности и целостности), синтетического единства я-образов (единства и синтеза), ощущения солидарности с нормами общества, своей социальной и этнической группы, референтной группы.

Пример

В этой связи представляют интерес признаки «синдрома патологии идентичности», к числу которых относятся:

  • — регрессия к инфантилизму — желание отсрочить достижение статуса взрослого (эта особенность может проявиться, например, в роли «вечного студента»);
  • — смутная, но устойчивая тревога, ощущение изоляции и опустошенности;
  • — страх перед личным общением;
  • — враждебность и презрение к социальным ролям (некоторые психологи предполагают, что косвенным признаком этого является предпочтение стиля унисекс, нивелирующего мужские и женские роли);
  • — презрение ко всему отечественному и иррациональная симпатия к иностранному по принципу «там хорошо, где нас нет».

Итак, базовые компоненты индивидуального сознания — картина мира и я-концепция — призваны обеспечить человеку устойчивое во времени восприятие окружающего мира и самого себя. Для того чтобы их стабильность не нарушалась огромным количеством противоречивой информации, поступающей из внешнего и внутреннего мира, в психической организации человека существует система психологических защит, впервые описанных в психологии 3. Фрейдом.

Психологическая защита — регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликтной (или потенциально конфликтной) информации.

Ее функцией является ограждение сферы сознания от неприятных переживаний. Благодаря ее работе происходит специфическое изменение содержания сознания под воздействием защитных механизмов. В современной психологии существует несколько их классификаций; исторически первая из них создана дочерью 3. Фрейда А. Фрейд, посвятившей свою жизнь детскому психоанализу. Ниже охарактеризованы некоторые психологические защиты.

Механизм сублимации представляет собой перевод социально не одобряемых импульсов (прежде всего агрессивных и сексуальных) в социально приемлемое русло. Наиболее типичные примеры сублимации с точки зрения теории психоанализа — моменты творчества.

Отрицание проявляется в стремлении избежать информации, противоречащей представлениям о себе, задевающей самооценку. Благодаря отрицанию лектор думает о не в меру разговорчивых студентах: «Им настолько нравится моя лекция, что они не могут не поделиться с соседом». Этот же механизм лежит в основе отказа человека с алкогольной зависимостью признать, что он болен.

Вытеснение работает по принципу избегания внутреннего конфликта путем забывания ситуации или собственного поведения в ней. Неприемлемая информация или мотив отвергаются на пороге сознания. Это бывает, например, когда человек полностью забывает о невыполненном обещании, долге, неэтичном поступке. Важно, что человек не делает вид, а действительно забывает всю неприятную информацию, полностью вытесняет ее из памяти.

Рационализация предоставляет человеку возможность осознавать только ту часть информации, которая позволяет представить поведение как контролируемое. Так, переживая неудачу, человек защищает себя тем, что переоценивает значимость травмирующего фактора в сторону ее понижения по принципу «не очень-то и хотелось». Рационализация предполагает подмену мотивов, поэтому, например, вполне вероятно, что внезапная занятость сверх меры на деле может маскировать от самого человека страх перед походом к стоматологу, в котором назрела острая необходимость.

Проекция заключается в бессознательном переносе собственных чувств, стремлений и желаний (прежде всего неприемлемых) на других людей. Ее суть отражена, в частности, в пословицах: «Вор свой дом хорошо запирает»; «В чужом глазу соринку видит, в своем бревна не замечает».

Благодаря идентификации может происходить неосознанное отождествление себя с другим человеком, перенос на себя его чувств и мыслей. На этом механизме основан весьма распространенный архаический обычай: древние люди съедали сердце медведя, чтобы стать таким же сильным. Примером идентификации в современном мире может служить выбор профессии «как у значимого человека». В широком смысле идентификация — это неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

Отчуждение представляет собой механизм изоляции травмирующих факторов. При этом неприятным эмоциям блокируется доступ в сознание, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не осознается. Такое наблюдается, например, в случаях деперсонализации, сопровождающих серьезную соматическую болезнь и выражается формулой: «Болеет мое тело, а не я».

В случае замещения действие, направленное на недоступный объект, переносится на доступный. Замещение разряжает напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению. Примерами могут служить любые случаи косвенной агрессии, обращение своего гнева на «козлов отпущения», попытки заменить потерянные близкие отношения общением с другим человеком и т. д.

Реактивное образование представляет собой демонстрацию чувств и поведения, противоположных истинным. В результате можно увидеть крайне неуверенного в себе подростка, которого педагоги и родители считают «нахалом, слишком много о себе думающим».

Благодаря регрессии человек получает возможность справляться с неприятной информацией путем возвращения к формам поведения, приносившим удовлетворение на ранних стадиях развития, в детстве. Видимо, именно поэтому страдающий человек часто принимает «внутриутробную» позу.

Нельзя не отметить также перцептивные защиты, которые, в отличие от перечисленных выше, блокируют поступление информации «на входе» и просто не позволяют видеть и слышать то, что может вызвать у человека чрезмерную тревогу или подорвать его самооценку. Когда, например, в процессе острого спора, затрагивающего значимые для человека моральные моменты, собеседник вдруг замечает, что его оппонент как бы не слышит его наиболее сильные аргументы, с очевидностью выставляющие его в неблагоприятном свете, это значит, что сработал данный механизм защиты.

Подводя итог краткой характеристике отдельных механизмов психологической защиты, необходимо еще раз подчеркнуть, что они необходимы для поддержания стабильности картины мира и я-концепции, обеспечивающих, в свою очередь, целостность личности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой