Особенности отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением
Диссертация
Организация и методы исследования. Помимо изучения научной психологической литературы, наблюдения, анализа документов, консультаций с опытными специалистами, бесед со школьниками-подростками, их учителями и родителями, в исследовании были использованы следующие методические средства: социометрия, аутосоциометрия, референтометрия, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПОДРОСТКА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
- 1. 1. Проблема межличностной значимости в психологии
- 1. 2. Социально-психологическая характеристика подросткового возраста
- 1. 3. Специфика взаимоотношений подростка со сверстниками и взрослыми
- Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ
- 2. 1. Программа, организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
- 2. 1. 1. Методический инструментарий исследования
- 2. 1. 2. 0. рганизация исследования
- 2. 1. 1. Методический инструментарий исследования
- 2. 1. Программа, организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
- 2. 2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
- 2. 2. 1. Социально-психологические особенности отношений межличностной значимости в системе «подросток — подросток»
- 2. 2. 2. Социально-психологические особенности отношений межличностной значимости в системе «подросток — взрослый»
- 2. 2. 2. 1. Взаимосвязь стиля педагогического общения и характера отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением
- 2. 2. 2. 2. Взаимосвязь стиля родительского отношения и характера отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением
Список литературы
- Алешина Ю.Е., Коноводова A.C. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. — 1988. — № 3.
- Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа (на материале интернатов для математически одаренных детей): Дисс.канд. психол. наук. М., 1992.
- Аллесе Е. Особенности взаимоотношений учащихся различных школ. -В кн.: Советская педагогика и школа. Т.7. Тарту, 1973. С. 6 25.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1, 2. М., 1980.
- Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: аспект Пресс, 2000. — 288 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для вузов. М., 2004. -365 с.
- Андреева Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А., Зарубежная социальная психология XX в. М., 2002.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
- Ю.Белоус В. В., Дрокина И. Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп. // Вопросы психологии. 1997. — № 4.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регулирование поведения. М., 1978.-311 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968,464 с.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
- Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПб., 2003. — 272 с.
- П.Виноградова Е. В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1992. 135 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М., 1979.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. Под ред. Эльконина Л. Б. и Драгуновой Т. В. — М., — 1967. 360 с.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально психологическом исследовании. — Л., 1970.
- Воробьева Н.П. Возрастная динамика общения школьников: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1989. 198 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М., 1994.
- Галузинский В.М. О некоторых трудностях общения школьников со сверстниками в коллективе класса. В кн.: Проблемы общения и воспитания. Т.2. — Тарту, 1979.
- Гибш Г., Форверг М. Введение в марксискую социальную психологию. -М., 1972.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. — 1991. — № 4.
- Гозман Я.Л. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Горбатенко Т.М. Межличностные отношения старшеклассников в условиях трудового самоопределения и взаимной профориентации. В кн.: Психология развивающейся личности. — Под ред. Петровского A.B. -М&bdquo- 1987, с. 138 — 146.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Демиденко М.В., Клюева А. И. педагогическая психология: Методики и тесты. Самара, 2004.144 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М, 1984.
- Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. Советская педагогика, 1972, № 8.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. — М., 1996.
- Дубов И. Г., Смирнов Л. М. Особенности восприятия значимых других старшеклассниками. // Вопросы психологии. — 1991. — № 3.
- Дубов И.Г. Проблема «значимого другого»: терминологический аспект // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.230 с.
- Капцова Е.А. «Особенности самосознания пдростков при различном восприятии семейной ситуации»: дисс. .канд. психол. наук. М., 2002.
- Киричук A.B. Общение в классном коллективе как объект педагогического управления: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. -Киев, 1974.
- Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1991.
- Князев В.Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1983.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие. Минск, 2001. -432с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984.
- Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 2.
- Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.
- Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005. — 304 с.
- Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков. Вопросы психологии, 1997, № 3, с. 69 — 78.
- Кондратьев М.Ю. Ученические группы П Психология. Учебник для педвузов. / Под. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 2005.
- Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006. — 272 с.
- Кондратьев М.Ю., Корсакова Е. И. К вопросу о самооценке учащихся IX классов разного типа. Психологические проблемы взаимодействия коллектива и личности: Сб. н. трудов АПН СССР. — М., 1998. С. 116 -122.
- Кондратьев М.Ю., Крушельницкая О. Б. Директор школы: руководитель или лидер? — Директор школы, 2000, № 1, с. 3.
- Кондратьев М.Ю., Крушельницкая О. Б. Слагаемые директорского авторитета. —Директор школы, 2000, № 3, с. 19.
- Кондратьев Ю.М. Особенности отношений межличностной значимости в системах «студент—студент» и «преподаватель—студент» в современном российском вузе: Дисс. канд. психол. наук. М., 2006.
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М., 2001. — 318 с.
- Кроник A.A., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология значимых отношений. М., 1989.
- Кроник A.A., Хорошилова Е. А. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях // Вопросы психологии. 1987. — № 1.
- Крушельницкая О.Б. Психологические особенности взаимоотношений одаренного школьника со взрослыми и сверстниками (на материале общеобразовательной школы): Дисс. .канд. психол. наук. -М., 1998. -290 с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. М., 2001. — 464 с.
- Кульчицкая Е.И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение // Ребенок в системе коллективных отношений. М., 1972.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2003.
- Лахестик П. Путь развития в личных взаимоотношениях учащихся // Советская педагогика и психология. Т. З. Тарту, 1970.
- Левитов Н.Д. «Теория ролей» в психологии. Вопросы психологии, 1969, № 6., с. 153 — 154
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды. М.-Воронеж, 1997.448 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.-Нальчик: «Эль-Фа», 1996.- 96 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл- 2004. -352 с.
- Леонтьев Д.А. Грани проблемы индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.З. Л.-М., 1985.
- Лийметс Х.Й. О некоторых исходных положениях в исследовании ученических групп и коллективов // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
- Лозовцева В.И. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1978.219 с.
- Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб, 1999.-688с.
- Маклах Е.С. К вопросу об оценке качеств личности учащихся. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Под ред. Бодалева A.A. — М., 1979. 58 с.
- Массен П., Конджер Д., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М., 1987.
- Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
- Медведев П.Г. Полиструктура малой группы как фактор стабилизации межличностных отношений. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. — М., 1990.
- Межличностное восприятие в группе. Под ред. Андреевой Г. М. и Донцова А.И.-М., 1981.295 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., 1960.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. -СПб., 2004.-392 с.
- Пайнс Э., Маслач Е. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.-528с.
- Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. Киев, 1975.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб.пособие. СПб., 2003. -616 с.
- Петровский A.B. Психология в России XX век. М., 2000.
- Петровский A.B. Авторитет, эмоциональный статус и роль в структуре личности «значимого другого» // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
- Петровский A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981,-96 с.
- Петровский A.B. К построению социально-психологической теории коллектива. Вопросы философии, 1973, № 12.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- ЮО.Петровский A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии. Вопросы психологии, 1984, № 4.
- Петровский A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности. Вопросы психологии, 1987, № 1.
- Ю2.Петровский A.B. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. — № 1.
- ЮЗ.Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник. М., 2005. -512 с.
- Ю4.Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. -1985.-№ 4.,
- Петровский В.А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М., 1987.
- Юб.Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972.
- Ю7.Платонов Ю. П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. -СПб., 2006.-464 с.
- Ю8.Полонский И. С. Взаимозависимость школьного и внешкольного общения подростков // Социально психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Курск, 1971.
- Ю9.Поротова И. В. Авторитет воспитателя как результат его личностного влияния (на материале профтехучилищ): Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1989.
- ПО.Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1968.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2005. — 688 с.
- Прихожан A.M. Развитие эмоциональной стороны самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- ПЗ.Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2000. — 304 с.
- Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. СПб., 2005.
- Психологическая теория коллектива / Под ред. A.B. Петровского. М., 1979.
- Пб.Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ.ред.А. В. Петровского. М., 2005.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под ред. A.A. Реана. -СПб., 2002.
- Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
- Реан A.A. Практическая психодиагностика личности: Учеб.пособие. -СПб., 2001.-224 с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Питер Ком, 1999. — 416с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.
- Роджерс К. Вопросы, которые бы я себе задал, если бы был учителем //Семья и школа. 1987. № 10.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1999.
- Рубцов В.В. Психологическая поддержка современного образования // Известия РАО, 1999, № 1. с.49−58.
- Сачкова М.Е. Социально психологический портрет ученической группы: особенности исследования // Социально -психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. Вып. 3. М., 2005.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М., изд-во Проспект, 2004. — 336 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 2004.-350 с.
- Синицкая В.А. Некоторые особенности взаимоотношений в классном коллективе школьников-подростков. В кн.: О нравственном воспитании школьников. Учен. зап. ЛГПИ, т. 341,1968.
- Синягин Ю.В. Психологические особенности композиции групп разного типа // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990.
- Снегирева Т.В. Процесс социально психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико-математических школ): Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1978.
- Сомов М.А. Отличник учебы в системе межличностных отношений школьного класса. В кн.: Психология развивающейся личности. — Под ред. Петровского A.B. — М., 1987.
- Социальная психология / Под ред. A.B. Петровского. М., 1987. — 224 с.
- Социальная психология в вопросах и ответах / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов — на — Дону, 1999.
- Социальная психология в современном обществе: Учебное пособие для вузов / Т. Л. Алавидзе, Г. М. Андреева, Е. В. Антонюк и др.- Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. — 335 с.
- Социальная психология в трудах отечественных психологов/Сост.и общая редакция А. Л. Свенцицкого. -СПб: Питер, 2000. 512 с.
- Социальная психология образования: Учеб. пособие / Под ред. А. Н. Сухова. М., 2005. 359 с.
- Социальная психология. Краткий очерк/Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., 1975.
- МО.Социальная психология. Словарь/ Под ред. М.Ю.Кондратьева// Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общей ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.- 176 с.
- Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. М. Ю. Кондратьева, О. Б. Крушельницкой. М.: МГППУ, 2004. — 192 с.
- Социально-психологические проблемы образования: Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Вып. 3 / Под ред. М. Ю. Кондратьева, О. Б. Крушельницкой. М.: МГППУ, 2005. — 132 с.
- ИЗ.Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
- Тищенко С. А. Особенности осознания подростками объектов подражания в классной группе // Общение как объект теоретических и прикладных исследований. Л., 1973.
- Токомбаева Н.У. Психологические особенности развития взаимоотношений как необходимое условие личностного роста подростка: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. -М., 1987.22 с.
- Трофимова В.В. Отношения авторитетности в совместной учебной деятельности подростков: Дисс. канд. психол. наук. М., 1987.
- Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. С. 54 — 71.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 2004.-672 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. Воронеж, 1996.-512 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005.-490 с.
- Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1984.
- Хохлова Л.П. Межличностное восприятие и проявление действенной эмоциональной идентификации в юношеских группах: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1980.
- Ценципер А.Б. Опыт исследования зависимости положения ученика в коллективе от его индивидуальных особенностей. / В кн.: Некоторые вопросы совершенствования процесса обучения и воспитания. Минск, 1970.
- Шакуров Р.Х. К категориальному аппарату социальной психологии. -Вопросы психологии, 1972, № 5, с. 103.
- Швалева Н.М. Динамика мотивов межличностных выборов на различных этапах группового развития: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1978.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д., 1−998. — 544 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000. — 448 с.
- Шкопоров Н.Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы интерната: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1980.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. — М., 2000.
- Шнирман А.Л. Черты первичного коллектива учащихся в средней школе. Учен. зап. ЛГПИ, т. ХП, Л., — 1955.
- Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопросы психологии. 1972. — № 5.
- Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно воспитательного коллектива. М., 1975.
- Щедрина Е.В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений. В кн.: Психологическая теория коллектива. — М., 1979.
- Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.-СПб., 1996.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1971. — № 4.
- Эльконин Д.Б. Психология развития в детских возрастах. М., 1995.
- ПО.Эльконина Е. И., Янотовская Ю. В. Возрастные особенности вхождения нового ученика в классный коллектив. В кн.: Психология развивающейся личности. — Под ред. Петровского А. В. — М., 1987.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.172.10лдашбаева Д. Т. Дружеские отношения и проблема персонализации. В кн.: Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. — Под ред. Петровского А. В. и др. — Даугавпилс, 1985. С. 84 -88.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966.
- Янотовская Ю.В. О соотношении реальных и социометрических выборов в совместной учебно трудовой деятельности // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. 1999. — № 6.
- Allport G.N. Pattern and Growth in Personality. London, New York, 1967. 530 p.
- Berkowitz S. Personality and group position. Sociometry, 1956, vol. 89, p.210−222.
- Bronfenbrenner U. The Measurement of Sociometric Status Structure and Development. New York, 1945.
- Couly Ch. Social Process in organized Groups. New York, 1930. 149 p.
- Deaux K., Dant F., Wrightsman L. (eds.). Social Psychology in the 90-s. -California, 1993.
- Deutsch M., Horstein H. (eds). Applying Social Psychology. Implications for Research, Practice, and Training. John Wiley & Sons, New York, 1975.
- Fincham R., Rhodes P. Principals of organizational behavior.-Oxford: Univ. Press, 1988.
- Gronland N.E. Sociometry in the Classroom. New York, 19,1959.
- Gulfords G. Isolation and Description of Occupational Sterotypes // J. Of Occup. Psych. 1967.V.41, N. 1, P.57−64.
- Haul S., Hilton I. Individual Development and Social Experience. -London, 1975.
- Hewstone M., Strobe W., Godol J.-P., Stephenson G. (eds).Introduction to Social Psychology. Basil Blackwell Ltd, Oxford, 1989.
- Jeannerod M. To act or to act: perspectives on the representation of actions. The 25 Barlett Lecture // Quart. J. Of experim. Psychol. 1999. V. 52A. N1.
- Katz D., Kahn R. The Social Psychology of organisations. -1967,N4.
- Kelly G.A. The Psychology of Personal constructs. Vols. 1 an 2. New York, Norton, 1955.
- Krech D., Crutchfild R., Livson N. Elements of psychology. N.Y., 1969.
- Lehman H.C. Age and achievement. New Jersey, 1953.
- Luhmann N. Funktionen und Folgen forvalen Organisation. Berlin/ 1964. -p. 31−32.
- Moreno J.L. Progress and Pitfalls in Sociometryc Theory. 1947,10.
- Moreno J.L. Who Shall Survive? New York, 1934. (Re-edited 1953).
- Praxis und Theorie der Individuakpsychologie. Frankfurt am Main, 1974.
- Role Theory: Concepts and Reseach./Ed. By B. Biddle, E.Fromas. New York, 1966.453 p.
- Shaver K. Principles of Social Psychology. Winthrop Publishers Inc., Cambridge, Massachussets, 1977.
- Siggal H., Aronson E., Van Hoose T. The cooperative subject: Myth or reality?//Journal of Experimental Social Psychology, 1970, N6.
- Stephan C.W., Stephan W.G. Two Social Psychologies. Wardsworth Company, Belmont, California, 1990.
- Thelen E., Smith L.A. Dynamic systems approach to the development of cognition and action. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.