Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о качестве жизни возникает сегодня с особой остротой. Человек живет и развивается не изолированно и независимо, а в определенной среде, в социальном и психологическом пространстве. Организованность является базовой характеристикой и необходимым компонентом высокоорганных структур личности. Проблема организованности личности одна из актуальных проблем современности, так как личность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные подходы к изучению организованности личности 11 старших школьников и студентов
    • 1. 1. Аналитические подходы к изучению организованности личности
    • 1. 2. Системный подход к изучению организованности личности
    • 1. 3. Методика диагностики организованности
  • Глава 2. Результаты изучения организованности старших школьников 45 и студентов
    • 2. 1. Сравнительный анализ мотивационно-смысловых переменных 47 организованности старших школьников и студентов
    • 2. 2. Сравнительная характеристика регуляторно-динамических 69 составляющих организованности школьников и студентов
  • Глава 3. Сравнительный анализ структуры организованности 91 старших школьников и студентов
    • 3. 1. Соотношение различных переменных организованности 91 старших школьников и студентов
    • 3. 2. Факторная структура организованности старших школьников
    • 3. 3. Факторная структура организованности студентов 116 средних курсов

Психологические особенности организованности личности у старших школьников и студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организованность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющим успешность протекания и результативность любой человеческой деятельности.

Актуальность исследования возрастных особенностей проявления организованности личности обусловлена возрастающими требованиями общества к личности.

Вопрос о качестве жизни возникает сегодня с особой остротой. Человек живет и развивается не изолированно и независимо, а в определенной среде, в социальном и психологическом пространстве. Организованность является базовой характеристикой и необходимым компонентом высокоорганных структур личности. Проблема организованности личности одна из актуальных проблем современности, так как личность — в широком смысле конкретная, целостная человеческая индивидуальность в единстве ее природных и социальных качеств. Усложняются социальные и экономические отношения, возрастают требования к культуре труда. В умении рационально организовать рабочее время, планировать свою деятельность, брать на себя инициативу усматривается мощный потенциал повышения эффективности труда во всех сферах жизнедеятельности человека. Для многих приоритетная личная задача — творческая реализация себя как уникальной личности, как субъекта жизненной стратегии, профессиональной карьеры, социально-ценностных отношений.

Кроме того, организованность человека проявляется и в организаторских способностях, позволяющих успешно вести предпринимательскую деятельность, самоактуализироваться, повышая самооценку. Как профессионально значимая черта, организованность может быть включена в систему общепрофессиональных качеств, которые во многом определяют успешность различных видов деятельности.

Выбор организованности в качестве одного из аспектов рассмотрения проблемы возрастных различий сделан из соображения того, что: организованность — это такое свойство личности, которое отражает формальный аспект деятельности, оно устойчиво в течение длительного периода жизни человека, универсально, т. е. обнаруживается во многих сферах деятельности. В связи с этим возникает необходимость исследования свойств личности в зависимости от изменений условий. Опираясь на базовое понимание личности, как системы социально-психологических образований и свойств субъекта, которые формируются в процессе жизни, деятельности и общении можно выстроить структуру организовавнности личности.

Учебная деятельность — достаточно сложный, многоплановый, предъявляющий комплекс требований вид деятельности. Одно из них — сформированное умение планировать и своевременно выполнять намеченные действия, рационально расходовать время и средста при достижении поставленных целей. Выполнение данного требования обеспечивается достаточным уровнем развития организованности субъекта деятельности.

Как любое качество, организованность имеет свою психологическую структуру и динамику развития, зависящую от условий и обстоятельств усвоения личностью опыта.

Действие многочисленных социальных, психологических, возрастных факторов вызывает ряд трудностей, что сказывается на активности и эффективности проявления организованности у старших школьников и студентов. В связи с этим возникла необходимость выявления факторов, способствующих развитию этого свойства. Оценка динамики и состояния организованности как свойства личности старших школьников и студентов имеет большое значение для анализа и регулирования процесса оптимизации альнейшего развития этого свойства.

Сравнительный анализ психологических особенностей и структуры организованности школьников старших классов и студентов вуза мог бы, в конечном счете наметить программы развития организованности, а также определить направление и пути саморегуляции организованности.

Выбор организованности в качестве одного из аспектов рассмотрения проблемы возрастных различий сделан по ряду соображений: Организованность — удачная модель для изучения социальных факторов в развитии индивидуальности. Организованность полно и объективно измеряется с помощью, разработанного А. И. Крупновым, целостно-функционального подхода к изучению свойств личности. Организованность является базовой характеристикой и необходимым компонентом более высокоорганизованных структур личности, в первую очередь интеллекта и характера.

Проблема исследования.

Организованность — это базовое свойство личности, составляющее основание для развития остальных более частных свойств. Организованность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющим успешность протекания и результативность любой человеческой деятельности. Как профессионально значимая черта, организованность может быть включена в систему свойств, которые определяют успешность различных видов деятельности и общения. Как отмечаеи И. С. Кон, ведущей сферой деятельности в студенческом возрасте становится труд, определяющий дифференциацию профессиональных ролей. Образование, которое продолжается на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности. Сформированное умение планировать и своевременно выполнять намеченные действия, рационально расходовать время и средства при достижении поставленных целей — все это обеспечивается достаточным уровнем развития организованности личности.

Как любое свойство личности, организованность имеет свою психологическую структуру, зависящую от внутренних условий и средовых обстоятельств. Это достаточно убедительно показано в работах Р. В. Ершовой (1998, 1999), где дан сравнительный анализ психологических особенностей и структуры организованности студентов педвуза и опытных учителей. В свою очередь, организованность влияет на успешность обучения, на особенности становления личности в целом и способствует плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования. Несмотря на то, что имеется ряд исследований, посвященных изучению организованности, все еще остаются нерешенными многие вопросы. Они касаются и тех проблем, которые связаны с изучением психологической структуры и возрастных особенностей организованности. На решение указанных вопросов нацелена настоящая работа.

Цель исследования заключалась в выявлении особенности проявления организованности в сравнительном изучении специфики внутренней структуры организованности как системного образования и возрастных особенностей ее проявления у старших школьников и студентов.

Объект исследования. Организованность как системное качество личности.

Предметом настоящего исследования являются возрастные особенности и психологическая структура организованности старшеклассников и студентов.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что возрастные различия свойства организованности могут выражаться как в качественной специфике отдельных переменных организованности, так и в доминировании их у старших школьников и студентов. Имеющиеся различия в связях между различными переменными организованности могут составлять основу возрастной специфики в строении и структуре данного свойства у старших школьников и студентов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные подходы к изучению организованности личности.

2. Осуществить сравнительный анализ организованности у старших школьников и студентовдать количественную и качественную характеристику основных ее компонентов.

3. Выявить особенности психологической структуры организованности старших школьников и студентов.

4. Дать возрастную характеристику организованности старших школьников и студентов. Раскрыть специфику установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, эмоциональных, регуляторных, динамических, продуктивных и рефлексивно-оценочных составляющих данного свойства личности.

5. Определить общее и особенное в психологическом содержании и структуре организованности старших школьников и студентов.

Методы исследования. Для изучения организованности как системного образования использовались методы теоретического анализа источников. С целью диагностики организованности личности применялась методика «Бланковый тест для измерения различных компонентов и свойств организованности», разработанная А. И. Крупновым, позволяющая диагностировать поведенческие (энергичность-аэнергичность), регуляторные (интернальность-экстернальность), эмоциональные (стеничность-астеничность), мотивационные (социоцентричность-эгоцентричность), когнитивные (осмысленность-осведомленность), продуктивные предметность-субъектность), целевые (общественно-значимые и личностно-значимые) и рефлексивно-оценочный (операциональные и эмоционально-личностные трудности) составляющие каждого из свойств личности.

Для обработки и интерпретации экспериментального материала применялись методы статистической обработки данных (корреляционный, факторный и погрупповой анализ) и параметрический метод (t-критерий Стьюдента). В исследовании принимали участие 112 учащихся (56 старшеклассников и 56 студентов).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— проведен сравнительный анализ организованности личности у старших школьников и студентов в рамках многомерно-функциональной модели А. И. Крупнова, в результате которого выявлено, что особенности организованности личности выступают в количественных и качественных характеристиках различных компонентов, а также в степени выраженности их переменных;

— выявлена психологическая структура организованностиопределен характер связей между ее компонентами (установочно-целевым, динамическим, эмоциональным, волевым, продуктивным, мотивационным, когнитивным и рефлексивно-оценочным), которые обнаруживают как общие, так и специфические связи у старших школьников и студентов;

— раскрыты возрастные особенности в проявлении организованности. Показано, что они определяются качественной спецификой и степенью доминирования различных переменных организованности у старших школьников и студентов;

— проанализированы основные трудности в реализации организованного поведения у школьников старших классов и студентов. Выявлено, что трудности в реализации организованного поведения у старших школьников связаны с высоким уровнем астенических переживаний, а у студентов трудности вызваны выраженной аэнергичностыо;

— определено сходство в корреляционной и факторной структурах организованности личности у старших школьников и студентов. К общей группе относятся взаимные соотношения между эгоцентричностью и общественно-значимыми и личностно-значимыми целями, а также астеничностыо и экстернальностью;

— показана специфика связей между переменными организованности, как в мотивационно-смысловом, так и в регуляторно-динамическом аспекте, которая определяет своеобразие структуры организованности личности у старших школьников и студентов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что осуществленное в нем изучение организованности личности у старших школьников и студентов конкретизирует концептуальные основы целостно-функционального подхода к анализу организованности. Подтверждена дифференциация и интегральность мотивационно-смыслового и регуляторно-динамического блоков в целостнофункциональной структуре. Показана возрастная специфика проявления организованности личности у старших школьников и студентов. В диссертации изложен анализ особенностей психологической структуры организованности на основе сравнительного подхода в рамках системно-функциональной концепции личности и индивидуальности, что существенно дополняет исследования данного свойства в социальной и дифференциальной психологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при диагностике организованности различных групп, разработке индивидуальных программ развития изучаемого свойства личности, а также для разработки практических рекомендаций в учебно-воспитательном процессе. Полученные данные могут также использоваться в лекционных курсах по общей и возрастной психологии, в работе практических психологов и педагогов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Организованность как системное качество личности включает в себя установочно-целевые, мотивационные, когнитивные, динамические, регуляторные, эмоциональные, продуктивные и рефлексивно-оценочные характеристики, которые имеют возрастные особенности у старших школьников и студентов 2−3 курсов.

2. Возрастные особенностиорганизованности проявляются, с одной стороны, в степени выраженности ее переменных в различных возрастных группах, с другой — в характере их доминирования, а также в целостной структуре данного свойства.

3. Существует специфика связей между переменными организованности как в содержательно-смысловом, так и в инструментально-динамическом аспектах, которые определяют своеобразие структуры организованности старших школьников и студентов.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось среди учащихся 10−11 классов г. Калуги и студентов второго и третьего курсов Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского, по 56 человек в каждой группе.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием валидных, надежных и апробированных диагностических методик, взаимопроверкой результатов, репрезентативностью выборки, содержательным анализом данных и выявленных факторов, а также применением при обработке полученных данных приемов и методов математического и статистического анализа.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Заключение

.

Актуальность рассмотрения организованности как системного качества личности диктуется нуждами современной жизни. В частности, рациональная организация времени старших школьников и студентов — является мощным стимулом повышения эффективности учебной деятельности. Кроме того, организованность существенно влияет на особенности становления личности в целом, образуя и координируя работу системы личностных качеств, способствуя плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования. Поэтому, изучение психологической природы и структуры организованности, индивидуально-типических и возрастных особенностей ее реализации необходимо для определения оптимальных условий и создания научно-обоснованной программы ее развития и коррекции.

Материалы первой главы наглядно свидетельствуют о том, что возрастные различия организованности изучаются по преимуществу с позиций аналитического подхода, абсолютизирующего одну из известных сторон личностного свойства. Недостаточно к анализу организованного поведения привлекаются эмоциональные, когнитивные и другие характеристики, обнаруженные при исследовании других свойств личности. Данная стратегия противоречит положению о том, что каждое свойство личности является целостным системным образованием и существенно ограничивает сферу исследований личностных свойств, в частности, организованности. На основе концепции многомерно-функционального строения свойств личности нами предпринято системное изучение организованности, включающее в себя единство и взаимосвязь всех ее составляющих.

Для диагностики индивидуальных особенностей организованности использовались «Бланковый тест» и «Тест суждений», разработанный А. И. Крупновым. Указанные методики являются взаимопроверочными и дают количественную и качественную оценку всех восьми компонентов организованности: целевого, мотивационного, когнитивного, продуктивного, динамического, эмоционального, регуляторного, рефлексивного.

В третьей главе анализируются особенности корреляционной и факторной структуры организованности старших школьников и студентов. Раскрыта специфика факторной структуры организованности старших школьников и студентов в сравнительном плане.

Раскрыты количественные и качественные характеристики организованности старших школьников и студентов. Для выявления различий в количественных показателях проведена статистическая оценка различий между средними данными организованности старших школьников и студентов с помощью t-критерия Стьюдента. Приведены психологические характеристики мотивационно-смыслового и регуляторно-динамического аспектов организованности старших школьников и студентов. В итоге дана целостная характеристика организованности личности (на основе многомерно-функционального анализа) различных групп учащихся.

Проведенное экспериментальное исследование и анализ полученных данных позволили сделать в заключении следующие выводы.

1. Организованность как системное качество личности включает в себя целевые, мотивационные, когнитивные, динамические, регуляторные, эмоциональные, продуктивные и рефлексивные характеристики, которые имеют свою специфику у старших школьников и студентов.

2. Возрастные особенности организованности выступают, во-первых, в количественных и качественных характеристиках различных компонентов, а также в степени выраженности их переменных, во-вторых, в характере доминирования конкретных признаков внутри сопоставляемых переменных организованности. Указанные линии различий определяют своеобразие возрастных особенностей организованности.

3. Выявлено, что у старших школьников отмечается проявление переживаний, связанных с различными трудностями. У них отчетливо выражена тенденция списывать неудачи и провалы, вызванные плохой организацией собственной жизни, на случай, ситуацию, что приводит к появлению более частых трудностей в проявлении данного свойства. Другая группа трудностей обусловлена отсутствием навыков и стремлений быть организованным, отсутствием дружеской поддержки. Кроме того, неумение планировать часто не позволяет быть последовательным и организованным в работе и учебе. Студенты испытывают тоску от неустроенности жизни и быта. Им мешают бытовые проблемы, излишняя импульсивность, внутренняя противоречивость. Недостаточное представление о порядке выполнения тех или иных операций препятствует организованности.

4. Выявлены как общие, так и специфические моменты, в корреляционной и факторной структурах организованности у старших школьников и студентов. К общей группе можно отнести взаимные соотношения между эгоцентричностыо и общественно-значимыми и личностно-значимыми целями, т. е. желание достижения общественного признания, поиски интересной работы, обретения хороших и верных друзей, достижения материального благополучия, удовлетворение своих планов и желаний, реализация мечты быть любимым человеком свойственны старшим школьникам и студентам средних курсов. Вторая группа идентичных связей у старших школьников и студентов прослеживается между астеничностью и экстернальностыо. Это означает, что астенические эмоции (тревога, разочарование, гнев, подавленность) сочетаются с пассивной регуляцией проявлений организованности.

5. Обнаружена специфика связей между переменными организованности как в содержательно-смысловой сфере, так и в инструментально-динамическом аспекте, которая определяет своеобразие структуры организованности старших школьников и студентов.

6. Основные трудности в реализации организованности старших школьников связаны с высоким уровнем астенических переживаний и уверенностью в том, что работая в слаженном коллективе, можно четко организовать собственную деятельность, что не организованность, а обстоятельства в большей степени способствуют завершению дел. У студентов трудности вызваны выраженной аэнергичностью. Их организованность страдает из-за постоянной нехватки времени, неучтенных мелочей, неумения выделить среди накопившихся дел главное и второстепенное.

7. На основании результатов возможны разработка и построение программ развития и совершенствования организованности для старших школьников и студентов. Развитие организованности старших школьников, возможно, проводить в направлении ограничения и преодоления трудностей операционального и личностного характера и совершенствования ее регуляторно-динамического аспекта, а также за счет увеличения выраженности его гармонических переменных. Совершенствование же организованного поведения у студентов можно осуществлять в направлении усиления социоцентрической мотивации и соответствующей ей направленности на достижение предметных результатов, а также через снижение уровня аэнергичности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Активность и развитие личности // Психология личности в социалистическом обществе. — М.: Наука, 1989. -С. 110−134.
  2. Абульханова-Славская К. А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. — С. 48−64.
  3. Абульханова-Славская К. А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. -М., 1990. С. 18−25
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 229 с.
  5. Г. Ю. Исследования человеческой психики. Почему мы ведем себя именно так. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 160 с.
  6. .Г. Избранные психологические труды. Т. 2 — М.: Наука, 1980.-221 с.
  7. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С.21−33.
  8. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. 350 с.
  9. А. Психологическое тестирование. М., 1982. — 295 с.
  10. Г. М. Социальная психология. — М.6 Изд-во МГУ, 1980. — 416 с.
  11. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990 — С.61−68.
  12. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. — 1978. — № 1. — 37−50.
  13. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.-156 с.
  14. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии — 1978.- № 1.
  15. О.Б. О некоторых трудностях в реализации настойчивости студентов // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1992.-С.23.
  16. П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития // Психол. журнал 1994. Том 15. № 1. — С. 60−72.
  17. О.Б. О некоторых трудностях в реализации настойчивости студентов // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1992. -С.23−25.
  18. Д.П. Типологизация учебной активности старшеклассников // Вопр. психологии. — 1988. № 3. С.50−57.
  19. A.M. О влиянии волевых черт учащихся на их успеваемость // О повышении успеваемости школьников и принципе значимости в психологии. -М.: МГПИ, 1958. С.63−132.
  20. С.В. О функциях мотивов и их проявлении в общении подростков. // Общение и формирование личности. — Гродно, 1984. — С.23−30.
  21. БитуевВ.Н. Социально-педагогические аспекты формирования личности. Иркутск, 1975. — 136 с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 360с.
  23. А.А. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). — JL, 1976. — 248 с.
  24. А.А. Психология личности. М.: МГУ, 1988. — 183 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. -М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  26. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. — 39 с.
  27. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. С. 159−197.
  28. .С. Аномалия личности. М., Мысль, 1988. — 301 с.
  29. М.Н. Воля и волевые качества личности // Психология личности в социалистическом обществе. — М.: Наука, 1989. — С.134−144.
  30. М.Е. Безвольная личность: выход из тупика. -М.: Знание, 1989. -63 с.
  31. к.Я. коллективная мыследеятельность — модель саморазвития человека. М., Педагогика, 1990. — 196 с. с
  32. Введение в специальность: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 1988. — 206 с.
  33. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990.-288 с.
  34. М.И. Психологические Особенности общительности старших школьников и студентов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М.} 1996.-24 с.
  35. М.И. Сравнительная характеристика динамического аспекта общительности у старших школьников и студентов. // Формирование и развитие личности. М., Институт молодежи, 1996. — 43 с.
  36. Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  37. А.И. К развитию настойчивости у подростков // проблемы психологии воли. Материалы IV научной конференции. — Рязань, 1974. — С. 100−102.
  38. А.И. Возрастная динамика волевой активности школьников и методы ее изучения: Автореф. дис. докт.психол.наук. Л., 1982. -41 с.
  39. А. И. Егорова Т.А. Экспериментальное изучение волевого компонента организованности студентов в учебной деятельности //Экспериментальное изучение волевой активности. Рязань.: РГПИ, 1986.-С.113−119.
  40. Т.Г. Моральная ответственность как качество личности: Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1984. 19 с.
  41. Дж ., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
  42. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого понимания. -Киев, 1989.-237 с.
  43. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий//Вопр. Психологии.-1988 № 3. С. 16−28
  44. М.В. К вопросу о роли социальной сферы в развитии личности // Личность и образование: психологическая поддержка развития. Шуя, 1999. — С.52−58.
  45. Э.А. Способности и индивидуальность. -М.: Прометей. — 1993.-305 с.
  46. В.А. Психологический анализ организованности старших школьников в использовании внеурочного времени: автореф. дис. канд. психол. наук, М., 1966. — 16 с.
  47. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.-142 с.
  48. А.Т. Параметр общительности, коммуникативности и тип нервной системы //Общение как предмет теоретического и прикладного исследования. Л.: Изд-во ЛГУ. 1973. — С.42.
  49. А.К. Мотивы учебной деятельности студентов Харьков: ХГУ, 1987.-55 с.
  50. Г. А. О некоторых источниках волевой активности студентов // Проблемы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1974. С.120−123.
  51. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков.: ПОИ УУУ, 1994. — 280 с.
  52. Р.В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей. Дис.канд. псих. наук М., 1999.
  53. И.В. Игры открытого типа как метод развития и активизации личности// Философские и социологические аспекты активизации человеческого фактора: Исследования советских ученых. — М.: ИНИОН, 1988. -С.91−115.
  54. JI.B. Влияние динамических качеств активности общительности на успешность деятельности. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и самореализации поведения человека. — Свердловск, 19 852. — С. 16−20.
  55. JI.B. Связь динамических качеств активности и саморегуляции поведения и деятельности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и самореализации поведения человека. Свердловск, 1980. — С. 35−44.
  56. JI.B. Факторный анализ динамических качеств активности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности.-Свердловск: СГПИ, 1979. С.34−39.
  57. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М., 1966. — 114 с.
  58. А.В. «Понимаю», победившее «хочу». Социальная жизнь. -1986 № 18 — С.2−4.
  59. А.В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. — М.: Просвещение, 1987. 208 с.
  60. В.А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психол. Журнал 1990. № 3. -С.39−49.
  61. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: МГУ, 1991.-142 с.
  62. Е.П. Волевые качества и эффективность деятельности. Вып. 4.-Ярославль, 1977. С.85−93.
  63. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. -266 с.
  64. О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989. — С.158−172.
  65. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности //Вопр.психологии. 1989. № 5. — С. 18−26.
  66. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопр. психологии. 1984. № 3. — С.42−52.
  67. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.-328 с.
  68. Е.И. Технологии проектирования личностных достижений // Методические материалы. СПб: СПб ГДТЮ, 1994. — 17 с.
  69. В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. 1989. — № 2. — С. 46−52.
  70. А.Г. Психология Личности. М., 1970. — 391 с.
  71. А.Г. Личность и пути ее формирования. М., 1971.-31 с.
  72. .И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Знание, 1974. -96 с.
  73. .Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики. // Психологический журнал. 1985. — № 4 — С.12−24.
  74. .Б. Закономерности развития личности // Психологическая наука и образование. М., 2001. — № 1. — С.5−20.
  75. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода. Вопросы психологии. М., 1997. — № 6. — С.58−68.
  76. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие // Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. М., 2000. -240 с.
  77. Э. Строение тела и характер. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 608 с.
  78. А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.-77 с.
  79. А.И. Об изучении и формировании базовых свойств личности // Студент на пороге XXI века. М.: Изд-во РУДН, 1990. — С.31−38.
  80. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств. // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. — М.: Изд-во РУДН, 1988. — С.28−40.
  81. А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования. Вестник РУДН: М., 2002. — С. З-6.
  82. Т.С. Индивидуальные различия в динамических характеристиках настойчивого поведения младших школьников // вопросы психологии активности и саморегуляции личности. -Свердловск: СГПИ, 1976. С.56−60.
  83. Т.С. Изучение динамических характеристик настойчивости в разных условиях деятельности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. — Свердловск: СГПИ, 1978. -С.38−46.
  84. Г. И. Формирование у студентов способности к самоуправлению учебно-познавательной деятельностью: Методические рекомендации. М.: МГПИ, 1989. — 34 с.
  85. И.А. Индивидуальные особенности ответственности личности учителя // Формирование и развитие личности. — М.: Ин-т молодежи, 1993. С. 32−33.
  86. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Выпуск 3. — М.: Просвещение, 1982.- 175 с.
  87. А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С.179−198.
  88. А.Ф. Наука о характере. — М., 1917. 354 с.
  89. Личность. Общение. Групповые процессы / Под ред. Власовой О. А. и др. М.: ИНИОН, 1991.-161 с.
  90. Н.Д. Психология характера. — М.: Просвещение, 1969. 424 с.
  91. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. — М.: Педагогика, 1977.-С. 164−179.
  92. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 324 с.
  93. В.А. Роль расширения социального общения в формировании личности учащегося старшего школьного возраста // Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в юношеском возрасте. Под ред. Ю. А. Самарина. Л., Изд-во ЛГУ, 1967. — С.79−85.
  94. Л.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — с.5−17.
  95. Д. Социальная психология. С.-П.: Питер, 1996. — С.74−79.
  96. М.А., Эйдман Е. В., Иванников В. А. Проблема воли в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988.№ 3. — С.142−152.
  97. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  98. А. Мотивация и личность. 3-е изд./ Пер. С англ.-СПб.: Питер, 2006. С.54−79, 90−91, 176−182.
  99. Е.С. Методика изучения и измерения качеств личности у учащихся среднего и старшего школьного возраста // Методы социально-психологических исследований. М.: НИИОП, 1975. — С. 140−148.
  100. Л.И. Деловая оценка работников в сфере управления. М., 1974.-348 с.
  101. B.C. Индивидуальный стиль как компонент и как показатель общих способностей // Материалы конференции по проблеме способностей. — М., 1970. С.64−68.
  102. B.C. Очерк психологии личности. Пермь: Книжное издательство, 1959. — 172 с.
  103. B.C. Принципы психологической характеристики типов личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1974. С.226−249.
  104. B.C., Климов Е. А. Психология индивидуальности. — Избр. Психол. труды. — М.: Ин-т практической психологии. 1996. -448с.
  105. B.C. Климов Е. А. формирование индивидуального стиля в процессе обучения //Советская педагогика. М., 1967. — № 2. — С.110−118.
  106. Н.А. проблемы самоуправления познавательной деятельностью и развитие личности // теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. -М.: Наука, 1975. -С.110−123.
  107. B.C. Очерк теории темперамента. М.:Просвещение, 1964.-304 с.
  108. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // вопр.психологии. 1978. № 3. -С.71−78.
  109. Дж., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.: Просвещение, 1965. — 238 с.
  110. К.В. Индивидуальные различия организации внимания младших и старших школьников // Проблемы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1974. — С. 41−43.
  111. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности / Под ред. Л. И. Анциферовой, В. Г. Асеева. М.: ИП АН СССР. 1988. -260 с.
  112. В.Д. Избранные психологические труды //Под ред. Ломова Б. Ф. М.: Педагогика, 1990. — 406 с.
  113. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  114. В.Д. Проблемы психологии индивидуальности // Избранные психологические труды. Под ред. А. В. Брушлинского и Т. Н. Ушаковой. М.: «МОДЕК», 2000. — 682 с.
  115. Р.С. Психология: Учебник. М.: Высшее образование, 2008. — С.407−484.
  116. Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика // Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-192 с.
  117. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ, 1989. — 191 с.
  118. Д.Ф. Самооценка и самовоспитание студентами пединститутов личностных качеств // Личность и деятельность. — М.:АНН, 1978.-С. 18.
  119. Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. 304 с.
  120. О.В., Психология и психологический практикум. М.: Изд-во «Колос», 2004. — 239 с.
  121. А.Е., Рабинович JI.A. Опыт исследования некоторых индивидуальных характеристик эмоциональности // Вопросы психологии. М., 1974. — № 3. — С.65−73.
  122. А.Е. Соотношение особенностей эмоциональной сферы подростка с физиологическими показателями // Проблемы дифференциальной психологии. -М.: Педагогика, 1977. С.128−140.
  123. А.Б. Экспериментальные и прикладные исследования мотивационных образований в зарубежной когнитивной психологии // Психол. Журнал. 1990. № 6. — С. 16−27.
  124. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987. — С. 110, 224.
  125. А.К. Умение саморегуляции деятельности школьника и формирование активной личности. — М.: Просвещение, 1986. — 103 с.
  126. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Просвещение, 1986. — 103 с.
  127. .Д. Структура общения // Основы социально психологической теории. М.: Мысль, 1971. — С.219−299.
  128. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 252 с.
  129. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1976.-319 с.
  130. А.В. Настойчивость школьников-подростков и ее развитие в процессе учебной работы: автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1956.-16 с.
  131. A.M. Психология неудачника. М.: «Творцентр», 1999.-187 с.
  132. Проблема личности в современной психологической науке // проблемы психологии в личности. Сб. статей. -М., 1982. С. 16−24.
  133. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер. 2000. 480 с.
  134. С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность. М.: АПН, 1978. — С.19−20.
  135. М.У. Организация учебного труда студентов. Минск: БГУ, 1982.-С.142.
  136. И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости личности студентов // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1993. — С.36−38.
  137. Психология возрастных кризисов. Хрестоматия/Сост. К.В. Сельченок- Мн.:Харвест, 2003. С.149−167.
  138. Н.И. Личность и характер. Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 1991. — 88с.
  139. А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение/ М.: ACT- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. С.28−90.
  140. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1989. — 688 с.
  141. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — С. 140.
  142. Л. И. Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. -М.: Просвещение, 1961. 144 с.
  143. В.М. Биологические основы индивидуально психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
  144. Д.Г. О настойчиаости старших школьников // Труды кафедры психологии Рязанского педагогического института. Рязань: РГПИ, 1965. — № 54. — С.65−79.
  145. Н.И. К вопросу об основных качествах личности студента // психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: УДН, 1988. — С. 17−27.
  146. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Наука, 1979. — 263 с.
  147. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
  148. П.В., Ершов П. А. Темперамент. Характер. Личность. — М.: Наука, 1984.-160 с.
  149. Современная психология: справочное руководство. — М.: ИНФРА-М, 199.-688 с.
  150. Социально психологический климат коллектива // Под. ред. Ю. М. Жукова. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 77 с.
  151. В.И. Социальная активность и нравственно-волевое развитие студентов / Вопросы психологии личности. — Рязань: РГПИ, 1974.-С.4−17.
  152. В.И. Воспитание воли школьника. М. Учпедгиз, 1949.-203 с.
  153. В.И. Некоторые итоги исследований волевых качеств личности // Вопросы психологии воли. Краснодар: КГПИ, 1969. — С.18−30.
  154. В.И. Актуальные вопросы психологии воли// Вопросы психологии личности. Вып. 2. Рязань: РГПИ, 1975. — С.3−36.
  155. .А. Математические методы в психологии. Программа. М.:1999. — 29 с.
  156. Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми // Тезисы всесоюзного симпозиума. Л., 1970.
  157. В.Г. Психология трудных школьников. М.:Академия, 1996.-320с.
  158. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1972. — 430 с.
  159. К.В. Мотивация как ведущий фактор системной организации целенаправленной деятельности // Журнал высшей деятельности им. И. П. Павлова. 1976. Вып. 4. — С.694−704.
  160. П.С. Приемы влияния на людей. М., 1998. — 608 с.
  161. П.С. Секреты поведения людей. М., 1998. — 544 с.
  162. Проблемы индивидуальных различий. М.: Наука, 1961. — 531 с.
  163. .М. Простейшие способы факторного анализа // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. -М., 1967. -С.239−285.
  164. .М., Ярошевский М. Г. Психология и психофизиология индивидуальных различий. Избр. психол. труды. М.: «МОДЭК», 1998.-539 с.
  165. Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка. — Л.: ЛГУ, 1990.-216 с.
  166. Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности предпринимателя: Автореф дис. канд.псих.наук. — М., 1993.-20 с.
  167. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  168. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  169. Формирование личности: Психолого-педагогические проблемы. Сб. научных трудов.// Отв. Ред. А. В. Петровский. М.: АПНСССР, 1989.-72 с.
  170. X. Мотивация и деятельность. Т. 1 -М., 1986. 406 с.
  171. С.И. Интерес, внимание, воля // Проблемы психологии воли. Рязань: РГПИ, 1974. — С.23−25.
  172. В.Е. Твой лучший учитель, школа. М.: Педагогика, 1987. 175 с.
  173. Л., Зиглер Д. Теория личности. С.- Пб: Питер, 1997. -С.270−330.
  174. Г. Т. Современный Факторный анализ. М., 1972. — 486 с.
  175. Хорст Зиверт. Тестирование личности: пер с нем. В. А. Лаврентьева. М., 1997. — 197 с.
  176. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 512 с.
  177. А.И. Структура динамических характеристик общительности // Вопр. Психологии. 1984. № 3. — С. 128−132.
  178. А.И. Волевые процессы и свойства личности. — Л.: ЛГУ, 1963.-86 с.
  179. B.C. Воля и привычка. // Семья и школа. 1986.№№ 4−6
  180. Юнг К. Психологические типы // Психология индивидуальных различий. Под. Ред. Ю. Б. Гипппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд — во МГУ, 1982.-С. 199−220.
  181. С. Г. Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М.: Просвещение, 1967. -175 с.
  182. С.Г. Анализ психологической природы организованности как качества психологов // Материалы II Всесоюзного съезда общества психологов. Вып. 5.- М.: АПН РСФСР, 1963. С.34−37.
  183. Л.А. Взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопр. психологии. 1990. № 5. — С.72−87.
  184. А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностныхкачеств студентов с успешностью в учебной деятельности. //Дис. канд.психол. наук. Москва, 2004.
Заполнить форму текущей работой