Психологическая поддержка развития эмоциональной сферы младшего школьника в социально-реабилитационном учреждении
Диссертация
В результате коррекционной работы в социально-реабилитационном учреждении происходит снижение выраженности негативных эмоциональных состояний, стабилизируется общий эмоциональный фон. Отмечено снижение уровня агрессивности, враждебности, тревожности. При этом тревожность, связанная с проблемами обучения в школе, не претерпела значительных изменений, что обусловлено неспособностью школьников… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ 19 НАУЧНОЙ РЕФЛЕКСИИ
- 1. 1. Изучение эмоциональной сферы личности в отечественной и 19 зарубежной психологии
- 1. 2. Динамика изменений эмоциональной сферы в процессе 35 онтогенетического развития
- 1. 3. Анализ нарушений в развитии эмоциональной сферы личности
- Выводы
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ 68 ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Характерные особенности эмоциональной сферы младших 68 школьников
- 2. 2. Влияние неблагоприятных семейных условий на развитие 85 эмоциональной сферы младших школьников
- 2. 3. Организация, методы и результаты эмпирического изучения 96 динамики эмоциональных состояний младших школьников в социально-реабилитационном учреждении
- Выводы
- ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
- СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ УЧРЕЖДЕНИИ
- 3. 1. Психологическая поддержка развития эмоциональной сферы 125 младших школьников: формы, виды, направления
- 3. 2. Модель и опытно-экспериментальная программа психологической 138 поддержки развития эмоциональной сферы младших школьников в социально-реабилитационном учреждении
- 3. 3. Анализ результатов внедрения опытно-экспериментальной 176 программы психологической поддержки развития эмоциональной сферы младших школьников в социально-реабилитационном учреждении
- Выводы
Список литературы
- Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. Дис.докт. психол. наук. Казань, 1988.
- Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — 2-е изд. М., 1996.
- Абрамова Г. С. Практическая психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.-512с.
- Авдеева Н. Н. Привязанность ребёнка к матери и образ себя. //Вопросы психологии. 1997. — № 4.
- Агафонова И.Н. «Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации» // Начальная школа. 1999. — № 1. — С.23−26.
- Адлер А. Беспризорные дети /В кн. Лишенные родительского попечительства. М.: Просвещение, 1989. -123с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) М.: Наука, 1976.-272с.
- Алмазов Б.Н. Педагогическая реабилитация и реабилитационная педагогика. Дети России: насилие и защита: Материалы всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997. — С. 146−149.
- Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1986- 152с.
- Ю.Амонашвили Ш. А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
- П.Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996. — 628с.
- Андрущенко Е.В. Влияние экзаменационных испытаний на нервную систему учащихся.// Гигиена умственного труда./ Под ред.
- B.Э.Нагорного. -М.: Издательство МГУ. 1971. с.45−48.
- Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т.35. М., 1964.-c.339.
- Антонян Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психологические механизмы насильственного преступного поведения. М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. -78с.
- Асмолов А.Г. «Со=действие ребёнку развитие личности» //Новые ценности образования/ Под ред. Н. Б. Крыловой. — М., 1996. — Вып.6.1. C. 39−44
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд. МГУ, 1984. 104 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии . М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 1994. — 224 с.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. -СПб., изд-во «Братство», 1992. 224 с.
- Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация. Л.: Наука, 1988.-267с.
- Благонадежина Л. В. Эмоции и чувства. Отношение детей к искусству и его возрастное развитие // Вопросы психологии. 1968. -№ 4. -С.96 — 104.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Педагогика, 1979. — Т.2.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: Издательство Московского университета, 1988. 187с.
- Бодалев А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт / Проблемы общения и воспитания. Ч. 1. Тарту, 1974. С. 185−192.
- Божович JI. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности //Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1981. — С. 257−384.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464с.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы, ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 352 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.1996 -472с.
- Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание. 1977. 64 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформаций процесса формирования личности // Личность в системе межличностных отношений. М., 1983. — Ч. 2. — С. 274 — 276.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения, М., 1990.
- Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М.: Знание, 1994. — 160с.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев: Ника -Центр, 1997. — 128с.
- Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: книга для учителей и родителей. М., Просвещение. — 1988. 207 с.
- Былкина Н. Д., Люсин Д. В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 38−48.
- Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб. 1997 336с.).
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1930.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М., 1991. 142 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.
- Вальдман А.В., Козловская М. М., Звартау Э. Э. Психофармокология эмоций. -М.: Медицина, 1976.
- Василюк Ф.Е. «Методологический смысл психологического кризиса» //Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 25 — 40.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций.- М., 1984, с. 45−47.
- Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл: Per Se, 2000.
- Веккер Л.М. Психические процессы: В 3-х т. Т. З, Л., 1981.
- Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. -Москва Рига. — 2000.
- Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. М.: ВНИК «Школа», 1989. — 80с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003.
- Вербова К.В., Кондратьева С. В. Психология труда и личности учителя: Учебное пособие. Минск-Гродно, 1991. 81с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1990. 284 с.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С. 3 28.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Виноградов Ю.Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческойдеятельности. М.: Наука, 1975. — с.88−99.
- Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение. 1979., — С. 49 — 68.
- Волков Б. С. Волкова Н. В. Основные закономерности психического развития ребёнка. М., — Просвещение. — 1999.
- Волкова А. И. «Психологическая поддержка детей в образовании». //Материалы всероссийского научного симпозиума «Психология и педагогика в системе высшего профессионального образования». -Таганрог: издательство ТРТУ, 1997. -186с.
- Вопросы оптимизации воспитательной работы с трудными детьми. Под ред. Д. И. Фельдштейна. Сборник статей. Душанбе, 1970. — 201 с.
- Воспитательный потенциал семьи. // Педагогика. 1999. — № 4.С. 27−39.
- Выготский JI.C. Проблема возраста. //Собрание сочинений в шести томах. Т.4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. — С. 244−269.
- Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 3. М., Педагогика, 1983.368 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В бт. М.: Просвещение, 1982, Т.5.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмиатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. — с.147−158.
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. ¦ № 5. -с.107−114.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные личности / Под ред. А. А. Крылова, Л.А.Коростыле-вой. СПб., 1997.
- Галагузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. — № 6.- С. 17−25.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 19 993. — № 4. — с.61−67.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. -175 с.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 1982. № 4.С. 21 -29.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Шкалы любви и симпатии // Методические программы и методики исследования брака и семьи. М., 1986.
- Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивного стиля межличностного взаимодействия // Психологический журнал. 1997. т.18.№ 6. С. 73 83.
- Грот Н.Я. Психология чувствований // Психология эмоций: Тексты. -М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1995.
- Дарвин Ч. Овыражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001.
- Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды // Проект MONEE. Краткое изложение регионального мониторингового доклада. 1997. -№ 4. — 27 с.
- Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. /О.Е. Лебедев, Е. Е. Чепурных, А. Н. Майоров, В.М. Золотухина- Под ред. А. Н. Майорова М.: Интеллект — Центр, 2001. — 192с.
- Джемс У. Личность // Психология личности. Тексты. М.: Издательство Московского университета, 1989. С. 60 70.
- Джемс У. Психология. М., 1991.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой. М.: Консорциум «Сциальное здоровье России», 1999. — 183 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 271 с.
- Дубровина И. В. Психологическая служба школы //Народное образование, 1987, —№ 6.— С. 104—106.
- Дубровина И. В. Содержание работы психолога образования //Мир психологии и психология в мире, 1995. № 1. — С. 74−77.
- Дубровина И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. С. 9−15.
- Дубровина И.В., Рузская А. Г., Фельдштейн Д. И. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах: Методические разработки. М., 1986.
- Запорожец А.В., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психологии, 1974 г.
- Захаров А.В. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1987.
- Захаров В.П. Социально-психологический тренинг. ЛГУ, 1989.
- Изард К. Э Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752с.
- Имедадзе Н.В. Некоторые вопросы генеза отрицательных эмоций у дошкольников // Воспитание, обучение и психическое развитие. 4.1: Тезисы научных сообщений к IV всесоюзноу съезду общества психологов СССР. М., 1983.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 25 34.
- Кемпбелл Р. Как справиться с гневом ребёнка. СПб. 1997 200с.
- Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. Л.: Прибой, 1927.
- Ковалев А.С. Психология семейного воспитания. М.: Просвещение, 1980. — 255с.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. 1987. № 3.
- Ковалёва JI.M., Тарасенко Н. Н. «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» // Начальная школа. 1996. — № 7. -С. 17−22.
- Компаниец В.В. Психолого-педагогическая характеристика микропериодов младшего школьного возраста: Дис. канд. псих, наук: 19.00.07 -Киев, 1987.-213с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3. С. 25−37.
- Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.-367 с.
- Костюк Г. С. Принцип развития в психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1969. С. 118−152.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д, 1997, 112 с.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов н/Д, 1997.- 112 с.
- Котова И. Б, Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Р-н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1997. — 144с.
- Кочубей Б, Новикова Е. Эмоциональная устойчивость школьника. -М, 1988.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. — 208 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психологии обучения взрослых. М, Просвещение, 1985. 128 с.
- Лабунская В.А. От проблемы затрудненного общения к постановке проблемы «субъект затрудненного общения» // Психологический вестник. Вып. 2. Ростов н/Д: РГУ, 1997. С. 24 40.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. Л, 1970, — 264 с.
- Ланге Н.Н. Эмоции. Психологический этюд. М, 1986.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Авиценум, Прага — 1984. — 314 с.
- Лебединский В. В. Никольская О. С. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., МГУ. — 1990.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.-С. 150−153.
- Лебединский В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинч М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.- 197 с.
- Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства и тревоги //Вопросы психологии. 1969. — № 1., Вопросы психологии. — 1971. -№ 5.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. -М, 1971.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Московского университета., 1972. 575 с.
- Летунова В.Е. «Дети группы риска» в системе работы ПМПС-Центра // Дети группы риска: Материалы международного семинара. -СПб. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 178 с.
- Лилиенталь И.Е. Психологическая поддержка студентов в период адаптации к образовательному процессу технического вуза: Дисс.. канд. псих. наук. Ставрополь, 1999.
- Линейные родительские попечительства: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов пед. Университетов и институтов /Под ред. B.C. Мухина. М., Просвещение. — 1991.
- Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста // Советская педагогика. 1980. № 1.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997. — 384с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Лисина М.И. Развитие общения дошкольников со сверстниками. -М., 1989.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности. -Л, 1983.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998. — 684с.
- Маркова А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е.Л Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. -Петрозаводск, 1992. 180с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., Наука. 1961.
- Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: Дисс. канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1998. 289 с.
- Меншикова Е. С. Жестокое обращение с детьми и его последствия //Психологический журнал. 1993. — № 2. — С. 110.
- Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канн.наук. -СПб., 1997.
- Милютина Е.Л. Особенности эмоционально-волевой регуляции в условиях внутриличностного конфликта: Дис. .канд. психол. наук. Киев, 1991. 134 с.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя.- М., 1992.
- Митина Л.М. Психология эмоционального развития учителя: Дис. доктора психол. наук.- М., 1995.
- Митина JI.M., Бачков И. В. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия // Magister. 1996. № 1.
- Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков: Учебное пособие. М.: Издательство МПА, 1999.- 235 с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991. -80 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 2-е изд. М.: Академия, 1997.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1985.
- Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 4.
- Мэй Р. Любовь и воля. М., 1997.
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1960. 425с.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142 155.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж: Институт практической психологии, 1995. 356 с.
- Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., Просвещение. -1980.
- Неверович Я. 3. Участие эмоций в формировании детской личности //Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Комелевой. -М, 1988.
- Неверович Я.З. О генезисе и функции эмоционального предвосхищения // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду общества психологов. М., 1977. — с.73.
- Недбаева С.В. Опыт организации психологической службы в образовании. / Психология образовательной практике: Сборник научно-методических материало. /Под ред. С. В. Недбаевой — Армавир, 1998, с. 262.
- Недбаева С.В. Психологические практики в образовании: виды, статус, кадры, методический инструментарий.: Учеб.-методич.пособ. -СПб: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2000.-е. 111−142.
- Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональной реакции школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника. М., 1961.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. -М., 1994.
- Непомнящий А.В., Захаревич В. Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Таганрог: ТРТИ, 1989. — 82с.
- Николаева Е. И., Купчик В. П., Сафонова А. М. Зависимость эмоциональных реакций человека от негативных переживаний в детстве. //Психологический журнал. 1996. — № 3. — С. 92.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
- Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности. М., 1987.
- Новикова Е.В. Психологическая коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности. М., 1987.
- Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками: Учебное пособие. Пермь: ПГПИ, 1988.- 80 с.
- Овчарова Р.В. Профилактика педагогической запущенности подростков //Педагогика. 1992. — № 5−6. — С. 22−26.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Русский язык. 1984 — 798 с.
- Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребёнка. СПб: «Речь», 2002.- 112с.
- Особенности психического развития детей 6−7летнего возраста / Под ред. Д. Б. Элысонина, А.Л.Венгера- НИИ общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. 136 с.
- Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997. — 154 с.
- Пацявичус И.В. Эмоциональность и самооценка организации деятельности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 134 139.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально психологический тренинг. М.: Изд. МГУ, 1989. 216 с.
- Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи //Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
- Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд. МГУ, 1982. 168 с.
- Петровский В. А и др. Личностиоразвивающее взаимодействие. /В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. Ростов на/Д.: АО «Цв. печати», 1996.
- Плоткин М.М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей. // Педагогика. 2000. — № 1. С. 47−51.
- Положение детей в мире, 2001 г.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2001.- 112с.
- Положение детей в мире, 2001 г.: Детский фонд ООН, 2001. 112с.
- Приказ Минобразования России от 22.10.99 г., № 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990.
- Прихожан А. М. Толстых Н. Н. Особенности психологического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи// Вопросы психологии. 1982. — № 2. С. 80 -86.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. — Воронеж, 2000
- Профилактическая и реабилитационная работа специализированных учреждений для несовершеннолетних: Научно-методическое пособие /Под ред. Г. М. Иващенко. М, Государственный НИИ семьи и воспитания. — 2001.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М, 1990. — 174 с.
- Психология эмоций / Под ред. В. К. Виллюнаса, Ю. П. Гиппенрейтер. М. МГУ, 1993.
- Психолого-образовательные практики / Под ред. С. В. Недбаевой. -Армавир, 1998. 377с.
- Развитие личности ребенка в условиях депривации: Сб. науч. тр. -М.: РИПКРО, 1994.- 58 с.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. JI.B. Запорожца, Я. З. Неверович. М, 1986.
- Ратинов А. Р, Ситковская О. Д. Насилие, агрессия, жестокость как объекты криминально психологического исследования// Насилие, агрессивность, жестокость. Криминально — психологическое исследование. Сб-к научных трудов М.1989, с. 4−15.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М, 1987. — 424 с.
- Реабилитационная программа для детей и подростков «Театр». -М.: Росс, благотворит, фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2000. 44с.
- Реабилитационная тренинговая программа для детей и подростков «Вызов». -М.: Росс, благотворит, фонд «Нет алкоголизму и наркомании», 2000. 72с.
- Реабилитация социально дезадаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Сост. Г. М. Иващенко, В. Н. Бушуева. М.: НИИ семьи, 1998. — 72с.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996.-Т. 17. — № 5. — С. 3 -18.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -Пер. с польск.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций.-М., МГУ.-1984. -С 235 -237.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии . СПб: Питер, 1999. 705с.
- Рудик П.А. Психология: Учебник. М., 1976.
- Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль //Вопросы психологии. 1992. -№ 5−6.-С. 35−40.
- Румянцева Т.Г. Критический анализ концепции «человеческой агрессивности». Минск, 1982.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии //Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 81 — 87.
- Самохвалова В.И. Индивидуальные различия в учебной работе школьников первого класса: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 М., 1952. -298с.
- Секун В.И. Психология активности. Мн. 1996 280с.).
- Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.: Просвещение, 1987. 112 с.
- Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивности подростков. М., 1991.
- Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста. М., 1991.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.-Воронеж, 1996. 96 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2000. 350с.
- Симонов П. В. Эмоциональный мозг. М., 1978.
- Скрипкина Т.П. Доверие как социально психологическое явление. — Автореф. док. дисс. Ростов н/Д, 1998. — 46с
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. — 150с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа- пресс, 1995. — 384с.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. И. Интегральная периодизация общего психического развития //Вопросы психологии. -1996. № 5. — С. 38−51.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М.: МГУ, 1988.
- Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. М., 1983. — с. 12−24.
- Стрелкова Л.П. Теоретико-методологический поход к проблеме эмоционально-эмпатической регуляции поведения дошкольника // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности: Тезисы докладов Всесоюзной конференции. -М., Одесса, 1986.
- Султангалиева Ж. К. Особенности социального поведения детей 6−8 лет в ситуации депривации основных потребностей: Дис. канд наук. -Алма-Ата, 1988. 187 с.
- Тревога и тревожность / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. -СПб.: Питер, 2001.-256 с.
- Тростанецкая Г. Н. Коррекционно-реабилитационная помощь детям с проблемами в развитии и асоциальными формами поведения. Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РИПКРО, 1997. — С. 204−209.
- Тхостов П. Н. Колымба И. Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патологический аспекты //Психологический журнал. 1988. — № 4.
- Учимся общаться с ребёнком. Авторы: В. А. Петровский, A.M. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1993. — 191с.
- Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». № 120 ФЗ от 24 июня 1999 г.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической псхологии.-М., 1993.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — с. 3141.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
- Фоминова А. Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся старших классов и условия его преодоления: Автореф. дис. канд. наук. -Новгород, 2000.
- Фоминова А.Н. Причины эмоционального дискомфорта учащихся старших классов и условия его преодоления: Автореф. дис.канд.наук. Новгород, — 2000.
- Фортунатов Г. А. Чувства // Общая психология. Учебное пособие. -М., 1970.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 144 с.
- Фрейд А. Норма и патология детского развития // А. Фрейд, 3. Фрейд Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб, 1997.-С. 219−386.
- Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. Тексты. М.: Издательство Московского университета, 1993. С. 215 223.
- Фресс П., Плаже Ж. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.
- Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция Минск 1996. 116 с.
- Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. СПб., 1999, с. 592, с. 172−173.
- Холмогорова А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 61−74.
- Хорни К. Концепция Сверх-Я // Новые пути в психоанализе / Собр. соч. в 3 томах, т.2. М.: Смысл, 1997. С. 187−210.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. СПб., 1997. — 240 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. // Собр. соч. Т. 1.М.: Смысл, 1997. С. 272−488.
- Хорни К. Невротическое чувство вины // Невротическая личность нашего времени / Собр. соч. в 3 томах, т.1. М.: Смысл, 1997. С. 444 -465.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В. Ю. Баскакова. М., 1993. 141с.
- Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска». Учебное пособие: Составители В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: Институт практической психологии, 1996. — 224 с.
- Царёва Н.Д. «Диагностика психологического развития младших школьников» //Начальная школа. 1995. — № 6. — С. 14−15.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
- Чебыкин А.Я. теоретико-методологические аспекты проблемы эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М., 1986. -с.39.
- Шибутани Т. Социальная психология. М.: Пргоресс, 1969.
- Шингаров Г. Х. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука. — 1971. — 222 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., 1999−288 с.
- Щербанева Н.Г. Психологическая поддержка профессионального развития студентов педагогического вуза средствами психологической службы: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. Ставрополь, 2003.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.416 с.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Сост. В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М.: Изд. МГУ, 1990.
- Эриксон Э. Детство и общество. Спб.: Университетская книга, 1996. 592 с.
- Эткинд A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. 1981. — № 2.
- Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.: Изд-во 1961 г.
- Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1958 г.
- Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 320−327.
- Якобсон С. Г, Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. Сборник научных трудов. М, 1977. С. 59 109.
- BowlbyJ. The making and breaking of affectional bonds. London- New York, 1986. 118 p.
- Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. N. Y.: International University Press, 1959. Growth and Crises of Healthy Personality, pp. 50−100.
- Gutkin Т. B, Curtis J. M. Schoolbased Consultation: Theory and Techniques // Gutkin T. B, Curtis J.M. (eds.). The Handbook of School YPsychology. N. Y, 1982.
- Jacobson S. W, Frye K.F. Effects of material social support on attachment: Experimental Evidence // Child Development. 1991. V. 62. N 3. P. 572−582
- May R. The Discovery of Being. N.Y.- London, 1983.
- Rogers C. R. A theory of therapy, personaliti and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework // Psychology, a study of a science / Ed. by S. Koch. Vol. 3. — N. Y, 1959.