Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сознание, личность, общение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о соотношении сознания и бессознательного достаточно сложен и по-разному решается в разных психологических теориях. Поскольку он тесно связан с пониманием личности в целом, мы еще вернемся к нему при обзоре теорий личности в следующей главе. Бессознательное — совокупность процессов и состояний, обусловленных опытом индивида, в которых он в данный момент не отдает себе отчета… Читать ещё >

Сознание, личность, общение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

СОЗНАНИЕ И ЕГО СОСТОЯНИЯ

Сознание

Сознание — высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. При наблюдении (и самонаблюдении) сознание выступает как совокупность чувственных и умственных образов, предстающих перед субъектом во внутреннем опыте и относительно независимых от практической деятельности. Разные части внешнего и внутреннего мира осознаются с неодинаковой ясностью.

Сознание активно, направлено на предмет, т. е. это всегда осознание чего-либо, в том числе самого себя. В осознание самого себя входит самонаблюдение и собственно самосознание. Самосознание включает не только осознание своего тела и действий, но и анализ и осознание своих мотивов, целей, ценностей, личностных смыслов и психических состояний. Процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании называется рефлексией.

Сознание — процесс, результатом которого является осознание человеком всего мнообразия внешнего мира, особенностей собственной психики и своего места в социуме. Единственный признак сознания — представление перед индивидуумом различных явлений. Сознание — условие существования психики, но само описывается только метафорически, через другие процессы. Оно не может быть изучено обычными экспериментальными методами. Сознание не расчленено во времени и пространстве, оно само всегда «здесь и сейчас», хотя объекты, которые осознаются, могут находиться где угодно, а также в прошлом, настоящем или будущем.

Сознание каждой личности уникально, оно принадлежит конкретной личности, его носителю. Но в то же время оно всегда является совместным знанием с кем-то еще, поскольку в ходе индивидуального развития человека с самых первых дней его сознание развивается в совместной деятельности и общении с другими людьми, с помощью языка и социально регламентированных действий.

Для каждого человека сознание — специфический инструмент, мощное средство познания мира и себя. Благодаря сознанию психические процессы опосредуются опытом предшествующих поколений, зафиксированном в культуре и языке. Имеющиеся у человека схемы сознания накладываются на текущий поток информации и придают стабильность внутреннему миру человека, но одновременно ограничивают возможности восприятия, понимания и эмоциональные оценки реальности.

Психика человека не исчерпывается сознанием. В нее входят кроме него предсознательная и бессознательная сферы.

Предсознательное — это представления, желания, действия, устремления, знания и т. п., которые в данный момент не присутствуют в сознании, но могут быть возвращены в него в результате рефлексии или при затруднении деятельности, которое не позволяет действовать автоматически, требует нестандартного подхода.

Бессознательное — совокупность процессов и состояний, обусловленных опытом индивида, в которых он в данный момент не отдает себе отчета. Бессознательное в узком смысле не поддается даже специальной рефлексии и не имеет социальной регламентации.

Вопрос о соотношении сознания и бессознательного достаточно сложен и по-разному решается в разных психологических теориях. Поскольку он тесно связан с пониманием личности в целом, мы еще вернемся к нему при обзоре теорий личности в следующей главе.

Схема Блока. При нарастании уровней активности нервной системы уровень психической активности растет.

Рис. 12. Схема Блока. При нарастании уровней активности нервной системы уровень психической активности растет: 1—4 — диффузное бодрствование, 4—6 — активное бодрствование, 6—7 — эмоции, 8—11 — аффект. Нормальное состояние сознания — 4—7. Эффективность деятельности растет при активном бодрствовании, максимальна при эмоциях и резко падает при аффектах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой