Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола: На примере временных коллективов молодежного лагеря

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В исследовании использован комплекс методов: теоретический анализ проблем мотивации, лидерства и половых различийанализ методических материалов программ профильных лагерных смен, педагогических дневников кураторовконтент-анализ сочинений на тему: «Что для Вас значит быть лидером?» — методы опроса — социометрия, экспертная оценка, беседаметод наблюдения, в том числе включенное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ психологических проблем мотивации, лидерства и половых различий
    • 1. 1. Проблема мотивации поведения в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 1. 1. Основные концепции мотивации в зарубежной психологии
      • 1. 1. 2. Проблема мотивации и мотивов в трудах отечественных психологов
      • 1. 1. 3. Основные положения концепции мотива как сложного психологического образования
    • 1. 2. Представления о лидере и лидерстве в зарубежной и отечественной социальной психологии
      • 1. 2. 1. Основные направления зарубежной психологии лидерства
      • 1. 2. 2. Понимание сущности лидерства в отечественной социальной психологии
    • 1. 3. Основные аспекты проблемы пола в современной психологии
      • 1. 3. 1. Проблемы половых различий в зарубежной и отечественной психологии
      • 1. 3. 2. Исследования мотивационной сферы личности, связанные с проблемой половых различий
  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола
    • 2. 1. Концептуальный подход к исследованию структуры мотивов лидерства
    • 2. 2. Программа и этапы эмпирического исследования особенностей структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола
      • 2. 2. 1. Цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования
      • 2. 2. 2. Характеристика объекта эмпирического исследования
      • 2. 2. 3. Этапы эмпирического исследования особенностей структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола
  • Глава 3. Результаты эмпирического исследования особенностей структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола
    • 3. 1. Психологические особенности лидерства во временных коллективах молодежного лагеря
    • 3. 2. Особенности содержания потребностного блока структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек
    • 3. 3. Особенности содержания блока «внутреннего фильтра» и целевого блока структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек
    • 3. 4. Типы структур мотивов универсального, эмоционального и делового лидерства старшеклассников разного пола

Особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола: На примере временных коллективов молодежного лагеря (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации социальных потребностей и интересов ведут к возникновению социального лидерства — важного элемента молодежной политики.

Исследование молодежи как социальной группы предполагает изучение ее как части общества и, следовательно, изучение ее характеристик, как в данный конкретный момент, так и в процессе исторического развития. Забота о социальном развитии общества ставит особенно остро вопрос о воспитании молодежи, о создании социальных, политических и экономических условий для ее учебы, труда и отдыха. Важную роль в подготовке будущих лидеров играют обстоятельства, создающие условия для развития и самореализации молодого человека. В современной молодежной политике уделяется особое внимание обучению молодежи, в первую очередь, старшего школьного возраста. Этот возраст отличается существенными изменениями в мотивационной сфере личности, активным формированием социальной мотивации.

Самой распространенной формой работы со старшеклассниками является организация лагерей актива. В социальных институтах подобного типа создаются благоприятные условия для проявления и формирования лидерских качеств, развития навыков управления и эффективного межличностного взаимодействия. Кроме того, методическая и воспитательная работа в лагере имеет такое направление, при котором возможно не только формирование лидерской позиции старшеклассников, но и изучение процесса становления лидера.

Изучение нынешнего поколения молодёжи и формирование лидеров завтрашнего дня — вопрос первостепенной важности, потому что сегодняшние лидеры среди социально активных старшеклассников в ближайшем будущем могут стать общественными и политическими лидерами, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты. В связи с этим для прогнозирования успешного развития старшеклассника как социального лидера важно понимание процессов, происходящих в его мотивационной сфере. Кроме того, знание структуры мотивов лидерства позволяет целенаправленно формировать лидерскую позицию мальчиков и девочек, воздействуя на отдельные мо-тивационные компоненты.

В большинстве зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению лидерской деятельности и руководству, доминирует подход, рассматривающий лидерство либо как функцию группы [128], [255], [270], либо как ролевое поведение [64], [23В], [261]. Как правило, сами лидеры изучаются через процесс выдвижения их группой [128], а роль лидера понимается как одна из широкого спектра социальных ролей [238]. Кроме того, отдельные свойства личности лидеров и руководителей изучаются с точки зрения эффективности совместной групповой деятельности и руководства [59], [62], [70], [71], [181]. Подобные взгляды имеют несомненную научную значимость. Однако, при таком рассмотрении лидерства вне поля исследовательского интереса остается ряд проблем, связанных с особенностями мотивации лидерской деятельности, структуры мотивов лидерства и ее различиями у мужчин и женщин. Традиции, сложившиеся в изучении лидерства, не дают полных представлений о его мотивационной основе, природе лидерских притязаний и самореализации лидера в одной из сфер жизнедеятельности группы.

Кроме того, основой исследовательского интереса к проблеме мотивации лидерства в современных условиях явилась особая значимость влияния на эти процессы половой принадлежности лидеров. Влияние полоролевого поведения на проявление различных психологических феноменов — задача многочисленных экспериментальных и теоретических исследований, как в зарубежной [246], [257], [276], так и в отечественной психологии [4], [24], [37], [72], [108]. Значение категории пола для понимания психологических особенностей формирования личности и специфики ее социализации нельзя переоценить, так как почти все характеристики индивида являются половозрастными, а самая первая категория, в которой человек осмысливает собственное «я», — это половая принадлежность [108]. Однако данная проблема является сложной и содержит много вопросов, которые требуют изучения. Их актуальность определяется, прежде всего, тем, что в современном обществе происходит трансформация мужских и женских социальных ролей. Ослабление поляризации ролей наблюдается как в сфере производственных отношений, где постепенно разрушается традиционная система разделения труда, социально-производительных функций, занятий и сфер деятельности, так и в политической сфере, где мужчины постепенно утрачивают монополию на публичную власть. Эти обстоятельства способствуют обострению противоречий между половой и лидерской ролями у женщин [11], [107], [218], [246], [261]. Поэтому исследование проблем, связанных с мотивацией лидерства представителей разного пола, имеет большое значение для понимания психологической природы мужского и женского лидерства.

Комплексное изучение феноменов мотивации и лидерства с точки зрения проблемы половых различий, предпринятое в данном диссертационном исследовании, направлено на решение рассмотренных выше проблем.

Актуальность темы

наличие нерешенных теоретических и практических вопросов по проблеме мотивации лидерства обусловили выбор предмета и объекта исследования, постановку цели, задач и формулировку гипотез.

Предмет исследования — особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола.

Объект исследования — лидеры-старшеклассники обоего пола, находящиеся во временных коллективах молодежного лагеря.

Цель исследования — выявить особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола в процессе реального поведения в условиях молодежного лагеря.

Задачи исследования: 1. Теоретический анализ состояния психологических проблем мотивации, лидерства и половых различийопределение концептуального подхода к исследованию структуры мотивов лидерства.

2. Разработка программы эмпирического исследования особенностей структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола.

3. Выявление лидеров во временных коллективах молодежного лагеря и определение уровня их социальной активности.

4. Установление структуры мотивов разных типов лидерства старшеклассников через изучение мотивационных компонентов.

5. Выявление особенностей структуры мотивов разных типов лидерства мальчиков и девочек.

Основная гипотеза исследования — существуют различия в качественном и количественном соотношении выраженности мотивационных компонентов в структуре мотивов лидерства у мальчиков и девочек.

Частные гипотезы:

1. Психологические особенности лидерства мальчиков и девочек проявляются в различных сферах жизнедеятельности группы: у девочек — в организаторской и эмоциональной, у мальчиков — в интеллектуальной, творческой и эмоциональной.

2. У девочек, имеющих высокий уровень лидерской активности в организаторской деятельности, существует конфликт между половой и лидерской ролями.

3. Мотивационные компоненты (потребности: в аффилиации, в признании, в самореализации, в достижении, аттрактивная и альтруистическаяуровень притязаний, направленность личности и цели лидерства) в структуре мотивов лидерства старшеклассников могут быть представлены в различном качественном соотношении или иметь различную степень выраженности в зависимости от типа лидерства и пола лидеров.

4. У мальчикови девочек-лидеров существуют различия в доминирующем виде направленности личности, определяющем ведущий мотив лидерства.

Методологическую основу исследования составили научные принципы системности, комплексности, развития, детерминизмаметодологические концепции субъектно-деятельностного и личностного подхода.

Теоретическими основами исследования выступают положения о сущности и природе мотива и мотивации (В.Г. Асеев, Е. П. Ильин, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, X. Хекхаузен), концепции и подходы к исследованию лидерства (Т.В. Бендас, Н. С. Жеребова, А. Л. Журавлев, Р.Л. Кричев-ский, Б. Д. Парыгин, Л. А. Петровская, Л.И. Уманский), социокультурный подход к проблеме пола (В.А. Геодакян). При разработке концептуального подхода и организации эмпирического исследования была использована структурно-стадийная модель мотива как сложного психологического образования (Е.П. Ильин) и учтены теоретико-эмпирические исследования лидерства старшеклассников (Л.И. Божович, Е. М. Зайцева, Р. Л. Кричевский, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский, А.С. Чернышев) и половых различий (Ю. Е. Алешина, Т. В. Бендас, Э. Игли, И.С. Кон).

Методы исследования. В исследовании использован комплекс методов: теоретический анализ проблем мотивации, лидерства и половых различийанализ методических материалов программ профильных лагерных смен, педагогических дневников кураторовконтент-анализ сочинений на тему: «Что для Вас значит быть лидером?" — методы опроса — социометрия, экспертная оценка, беседаметод наблюдения, в том числе включенное наблюдение. А также специальные методики: «Потребность в аффилиации» (Ю.М. Орлов), «Потребность в достижении» (А. Мехрабиан, адаптированная М.Ш. Магомед-Эминовым), «Лидер/администратор» (Е. Жариков), «Мотивация помощи» (С.К. Нартова-Бочавер), «Направленность личности» (Н.Л. Силантьева), «Уровень притязаний личности» (В.К. Гербачевский), «Социальный пол личности» (С. Бем, адаптированная О.Г. Лопуховой), «Незаконченные предложения» (критерии автора).

Математическая обработка эмпирических данных осуществлялась с использованием качественно-количественного анализа и методов статистической обработки, адекватных задачам исследования: дескриптивный, частотный и корреляционный анализы, t-критерий Стьюдента (программа Statistika 5.0).

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась взятыми за основу теоретическими концепциями, репрезентативностью выборки, использованием научных методов психологических исследований, комплекса апробированных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных, адекватных задачам исследования, а также статистической значимостью полученных результатов.

Эмпирическая база исследования. Весь комплекс исследований проводился в летних молодежных лагерях «Комсорг», «Надежда», «Соколёнок» в г. Костроме в 1999;2000 гг. Было изучено 29 временных коллективов, всего 712 человек. Выборка лидеров составила 150 человек — 69 мальчиков и 81 девочку в возрасте от 14 до 16 лет, представителей городской и сельской молодежи. В качестве экспертов и консультантов были привлечены члены педагогического коллектива: инструкторы отрядов, методисты лагеря, сотрудники психологической службы — всего 35 человек.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологические особенности лидерства мальчиков и девочек наиболее ярко проявляются в различных сферах жизнедеятельности группы, что позволяет выделить и описать четыре типа лидерства в молодежном лагере: организаторское, инициирующее, эмоционально-социальное и лидерство в доверительных отношениях. Проявление у старшеклассника данных типов лидерства в различном соотношении определяет его принадлежность к одной из трех групп лидеров: универсальных, эмоциональных и деловых.

2. Девочки-лидеры в молодежном лагере проявляют особый стиль лидерского поведения, при котором не наблюдается конфликта между лидерской и половой ролями. Он характеризуется высоким уровнем потребности в аффи-лиации, направленностью «на другого человека», помогающим поведением.

3. Ведущим мотивом универсального, эмоционального и делового лидерства девочек является альтруистический мотив, основанный на доминирующем проявлении направленности «на другого человека». Ведущим мотивом универсального, эмоционального и делового лидерства мальчиков является личностно-ориентированный мотив, основанный на доминирующем проявлении направленности «на себя».

4. В основе структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек лежит различное качественное и количественное соотношение выраженности мотиваци-онных компонентов (потребностей: в аффилиации, в достижении, в признании, в самореализации, альтруистической и аттрактивнойуровня притязаний, видов направленности личности и целей лидерства), что позволяет выделить шесть типов структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Новизна данного диссертационного исследования состоит в рассмотрении структуры мотивов лидерства с точки зрения проблемы пола.

В работе определен новый подход к изучению мотивов лидерства и разработана программа их эмпирического исследования, на основе которых изучена структура мотива лидерства, раскрывающая связи и отношения между составляющими ее мотивационными компонентами. Установлены и раскрыты шесть типов структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек.

По результатам исследования реального поведения старшеклассников в различных ситуациях взаимодействия в молодежном лагере выделены и описаны четыре типа моделей лидерского поведения (организаторское, инициирующее, эмоционально-социальное и лидерство в доверительных отношениях). Выявленные особенности поведения лидеров разного пола позволили дополнить существующую типологию лидерства: расширено представление об инициирующем лидерстве мальчиков и организаторском лидерстве девочек, а также выделены новые типы лидерства: эмоционально-социальное лидерство и лидерство в доверительных отношениях.

Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы в практической деятельности психологов и педагогов, работающих с молодежными лидерами. Так, выявленные особенности мотивов лидерства позволяют формировать лидерскую позицию мальчиков и девочек, воздействуя на отдельные мотивационные компоненты. Результаты исследования создают основу для целенаправленного формирования разных типов лидеров-старшеклассников и условий для реализации их лидерской активности в тех сферах жизнедеятельности группы, где это может происходить наиболее эффективно.

Для диагностики поведения лидеров в молодежных объединениях могут быть применены разработанные автором листы экспертной оценки уровня социальной активности и схемы наблюдения.

Кроме того, теоретические обобщения по проблеме мотивации лидерства и выявленные особенности лидерского поведения старшеклассников могут быть использованы в подготовке педагогических кадров для лагерей актива старшеклассников, а также для чтения курсов «Социальная психология», «Педагогическая психология» и «Психология общения».

В целом, результаты исследования могут послужить основой для специальных программ по подготовке молодежных лидеров с учетом особенностей лидерского поведения старшеклассников в контексте их половой роли.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были использованы в практической деятельности психологической службы летних профильных лагерей, в программах подготовки лидеров Российского Союза Молодежи и в преподавании курса «Психология общения» студентам МГСА.

Результаты исследования особенностей лидерского поведения и социальной активности старшеклассников обсуждались на заседаниях кафедры социальной и этнической психологии МГСА, на X психолого-педагогических чтениях молодых ученых, аспирантов и студентов (2000г.), на научной конференции аспирантов и докторантов Московской гуманитарно-социальной академии (2002 г.) и отражены в шести публикациях.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения на ЧЗ-и листах. В работе приводятся 22 таблиц, 6 схем, 4 рисунка и 20 гистограмм.

Общие выводы по результатам исследования:

1. Теоретический анализ психологических проблем мотивации показал, что существующие в зарубежных и в ряде отечественных исследованиях монистические подходы к сущности мотива затрудняют понимание структуры и функций мотива. Рассмотренные отечественные концепции лидерства не всегда учитывают влияние фактора пола на лидерскую деятельность, а тендерная психология лидерства разрабатывается в основном американскими исследователями. Таким образом, для понимания осознанных причин и целей лидерской деятельности, а также полоролевых особенностей мотивации лидерства необходимо исследование структуры мотивов лидерства у представителей разного пола. Такая постановка проблемы требует комплексного подхода к исследованию феноменов мотивации и лидерства с точки зрения проблемы пола.

2. В результате эмпирического исследования выявлены следующие психологические особенности лидерства девочек в молодежном лагере. Девочки проявляют, в целом, более высокий, по сравнению с мальчиками, уровень лидерской активности. Однако конфликт между половой и лидерской ролями у девочек-лидеров всех возрастных групп не проявляется. Лидерство девочек имеет альтруистическую и аффилиативную ориентацию и реализуется в организаторской деятельности и в сфере доверительных отношений.

3. Выявлены следующие психологические особенности лидерства мальчиков в молодежном лагере. Мальчики, по сравнению с девочками, проявляют, в целом, более низкий уровень лидерской активности. Однако они значительно ярче проявляют активность в качестве лидеров-инициаторов и эмоционально-социальных лидеров. Лидерство мальчиков основано на самореализации, самоутверждении, на привлечении внимания девочек, имеет субъектно-личностную ориентацию и проявляется в интеллектуальной, творческой и эмоциональной сферах жизнедеятельности группы.

4. Лидерство старшеклассников связано с такими социально-демографическими факторами, как возраст, место жительства и позиция личности в группе.

5. Определены три обобщенных типа лидерства по совокупности проявления организаторского, инициирующего, эмоционально-социального лидерства и лидерства в доверительных отношениях и, соответственно, выделены три группы лидеров: универсальные, деловые и эмоциональные.

6. Выявлены половые различия в выраженности мотивационных компонентов потребностного блока структуры мотива лидерства. В целом, у мальчиков наибольшую степень выраженности имеют следующие компоненты: потребность в достижении, потребность в признании, аттрактивная потребностьу девочек — потребность в аффилиации, потребность в самореализации, альтруистическая потребность. Однако у деловых лидеров-мальчиков высокую степень выраженности имеет потребность в самореализации, а деловые и универсальные лидеры-девочки имеют высокую степень выраженности потребности в достижении. Кроме того, универсальные лидеры-девочки проявляют так же, как и мальчики, потребность в признании.

7. В потребностном блоке структуры мотива у эмоциональных и универсальных лидеров-мальчиков высокую степень выраженности имеют потребности в аффилиации, в признании, в достижении, что свидетельствует о наличии у данных лидеров лидерского мотивационного континуума.

8. В блоке «внутреннего фильтра» структуры мотивов универсального, эмоционального и делового лидерства у мальчиков и девочек обнаружен высокий уровень притязаний личности.

9. Обнаружены половые различия в содержании блока «внутреннего фильтра» структуры мотива лидерства. У универсальных лидеров-мальчиков наиболее выражены виды направленности «на себя», «на объект», «на позицию», «на дело» и «на группу», у девочек — «на другого человека», «на группу» и «на дело». У эмоциональных лидеров-мальчиков наиболее выражены виды направленности «на себя» и «на самоутверждение», а у девочек — «на другого человека», «на группу», «на самоутверждение» и «на сохранение отношений». У деловых лидеров-мальчиков наиболее выражены виды направленности «на себя», «на объект» и «на самореализацию», а у девочек — «на другого человека», «на группу», «на дело» и «на самореализацию».

10.У всех мальчиков-лидеров доминирующей является направленность «на себя», что определяет лидерство мальчиков как личностно-ориентированное. У всех девочек-лидеров доминирующим видом направленности личности является направленность «на другого человека», что делает альтруистический мотив ведущим мотивом лидерства.

11.Выявлены половые различия в содержании целевого блока структуры мотивов универсального и делового лидерства. Так, в структуре мотива универсального лидерства у мальчиков наиболее выражена цель «лидерство как возможность», а у девочек цель — «лидерство как общение" — в структуре мотива делового лидерства у мальчиков наиболее выражена цель «лидерство как самостоятельность», а у девочек — цель «лидерство как служение». В структуре мотива эмоционального лидерства у мальчиков и девочек наиболее выражена цель «лидерство как общение».

12. Выявленные в исследовании различия в качественном и количественном соотношении мотивационных компонентов структуры мотивов позволили выделить и описать шесть типов структуры мотивов лидерства (универсального, эмоционального и делового) для мальчиков и девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Комплексный подход к изучению феноменов мотивации, лидерства и половых различий, предпринятый в данном исследовании, позволил расширить понимание проблемы психологической природы и мотивации мужского и женского лидерства. Выбор в качестве объекта исследования лидеров-старшеклассников, определение задач изучения их социальной активности и лидерского поведения, а также особенностей потребностной сферы, ценностных ориентаций, направленности личности и целей лидерской деятельности обусловлены важностью и актуальностью данной проблемы. Поскольку социально активные старшеклассники, являясь сегодня лидерами в своих группах, в ближайшем будущем могут стать лидерами не только общественных молодежных объединений, но и политических партий.

Создание общественной молодежной организации или молодежного О движения начинается с формирования актива, где социально активные старшеклассники, являясь главным субъектом деятельности, становятся ядром будущей организации. Именно через них осуществляется трансляция в молодежную среду основных идей, принципов и целей молодежного объединения. Полученные в исследовании результаты и сделанные выводы дают возможность более полного понимания природы, сущности лидерства и его мотивации, что имеет большое значение для формирования лидерской позиции. Более того, выводы о половых различиях в мотивации лидерской деятельности, основанные на результатах данного исследования, позволяют прогнозировать дальнейшее развитие старшеклассников как лидеров, а также определяют перспективы женского и мужского социального и политического лидерства.

Так, выявленные психологические особенности лидерства старшеклассников свидетельствует о разделении сфер лидерской деятельности мальчиков и О девочек. Формирование лидерской позиции старшеклассников с использованием принципа разделения сфер лидерской деятельности, возможно, решит проблему нормативных запретов и ограничений на проявление женского лидерства. Исследование также показало отсутствие конфликта между половой и лидерской ролями у девочек-лидеров всех возрастных групп. Следовательно, целенаправленное формирование у девочек особого стиля лидерского поведения, основанного на направленности на «другого человека», мотивации помощи и аффилиации, позволит им не копировать мужской стиль лидерства, не становиться похожими на мужчин и не конкурировать с ними.

Выявленные в исследовании особенности лидерства старшеклассников, обусловленные их возрастом и местом жительства, позволяют определить направление работы педагогического коллектива молодежного лагеря по формированию целей, задач и мотивации различных видов деятельности сельских и городских школьников. В деятельности молодежных лагерей особенно важно учитывать фактор места жительства старшеклассников. Это связано с тем, что сельские жители, по сравнению с городскими, не располагают достаточными возможностями, чтобы быть привлеченными к деятельности различных молодежных движений и городских клубов старшеклассников. Они в большей степени ориентированы на опыт пребывания в молодежном лагере и межличностное обучение, через которое они стремятся получить навыки организаторской и творческой работы. Поэтому функционирование системы молодежных лагерей дает возможность понять проблемы сельской молодежи, помочь разобраться в личных способностях старшеклассников и через позитивную деятельность реализовать их вместе со своими сверстниками и среди своих сверстников.

Развитие способности оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, и направлять их усилия на достижение общих целей, невозможно без знания мотивационных компонентов структуры мотива лидерства. Результаты, полученные при их исследовании, имеют значение для определения направления педагогического стимулирования лидерства и могут быть использованы педагогами и школьными психологами. Знание структуры мотива лидерства мальчиков и девочек в целом и выраженности отдельных ее компонентов у разных групп лидеров, дают возможность влиять на дальнейшее развитие старшеклассников как лидеров в контексте их половой роли и с учетом сферы лидерской деятельности, в которой их самореализация будет наиболее эффективной.

Необходимо также отметить, что обобщение теоретических и эмпирических данных определили перспективу в исследовании проблемы мотивации лидерства и ее особенностей у представителей разных половых групп. К вопросам, вызывающим дальнейший исследовательский интерес, относятся: изучение мотивов лидерства на других выборках, исследование возрастной динамики структуры мотивов лидерства и взаимосвязи возрастных особенностей и моделей лидерского поведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М.: Академия: Раритет, 1997.- 430 с.
  2. Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С.38−45.
  3. В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//Вопросы психологии. -1987.- № 5.- С.70−78.
  4. Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии. -1990.- № 3.- С.144−150.
  5. Авторские профильные программы молодёжных лагерей. Кострома, КГУ, 1998.-110 с.
  6. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987.- № 2.-С.152−158.
  7. О 8. Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. -1990. № 1. — С. 36−41.
  8. Г. И. Телосложение и реактивность организма человека. Л.: Наука, 1969.- 197 с.
  9. Ю.Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991.- № 4.- С.74−82.
  10. П.Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С.54−65.
  11. С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1992.
  12. С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. -1991.- № 3.- С.90−98.
  13. О 14. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  14. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1980. — 338 с.
  15. В.Ф. Социально-психологическое исследование лидерства в дошкольном коллективе // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. -Л., 1973.- С.64−77.
  16. О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1998.- № 4. — С.40−51.
  17. Е.А. Об изучении детского коллектива.-М.: Новая Москва, 1927.-37с.
  18. Аристотель. О душе // Соч.: в 4 т. -М.: Знание, 1976. Т.1 -422 с.
  19. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
  20. В.Г. Структура актуальной зоны мотивации // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л. Журавлёв. М.: ИП РАН, 1996.- С.34−37.
  21. Н.В. Структура мотивации достижения: (на выборке детей 9−11 лет): Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1999.
  22. Э.Р. Психологические тесты. М.: Светотон, 1995. — 180 с.
  23. В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1981.
  24. В.П., Тюрин Т. Т. Половые различия в психике человека // Наука и техника. 1980.- № 10.- С.16−19.
  25. Е.Н., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С.45−48.
  26. Л.А. Интеллект и его измерение // Психодинамические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов.- Л.: ЛГУ, 1976.— С. 165 175.
  27. Т.В. Тендерная психология лидерства: Дисс.. докт. психол. наук. — СПб., 2000.
  28. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. -2000.-№ 1.-С.87−95.
  29. Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 320 с. 31 .Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. —1. О М.: Наука, 1966.-350 с.
  30. П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Знание, 1964.-547 с.
  31. А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. — 206 с.
  32. Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психологические труды. М.- Воронеж: Модэк, 1995. — 352 с.
  33. В.Ю. Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников: Дисс.. докт. пед. наук. — М., 2000.
  34. Д.М. Роль возбуждения и торможения в сексуальной дифференциации когнитивных способностей // Психологический обзор-1968. № 1-С.23−50.
  35. Л.В. Проявление полового диморфизма в экстремальных условиях деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1975.
  36. И. Д., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за деятельностью. М.: МГУ, 1991.-141 с.
  37. А.В. Потребность в общении // Советская педагогика. 1967.- № 9. -С.35−39.
  38. О. Пол и характер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -192 с.
  39. А.И. Социально-психологические исследования лидерства в малых группах: Дисс.. докт. психол. наук. Л., 1973.
  40. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: МГУ, 1986.-208 с.
  41. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-288 с.
  42. Вовчик-Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Школьное воспитание. 1988.-№ 6.-С. 43−50.
  43. О 45. Войтонис Н. Ю. Проблема мотивов поведения и ее изучение // Психология. Т.
  44. Вып.2. — М.-Л., 1929. — С. 60−95.
  45. Войтонис Н. Ю. Экспериментальное изучение генетически первичных форм
  46. Ф мотивации поведения: Инстинкты и навыки. М.: Изд-во Гос. ин-та психологии, 1935. — С.80−84.
  47. Т.А. Социально-философский анализ полового диморфизма и тендерной самоидентификации: Дисс.. докт. психол. наук.-М., 1998.
  48. Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Знание, 1956.-519 с.
  49. Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего школьного и среднего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук.-М., 1977.
  50. Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. М.: Наука, 1996. — С.120−135.
  51. Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. О. Здравомысловой и А. Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Труды. — Вып 4. — СПб., — 1996.
  52. В.А. Теория дифференциации полов и проблема человека // Человекв системе наук.-М.: Наука, 1989.-С.171−189.
  53. В.А., Кособутский В. И. Природа обратной связи, регулирующей пол // Генетика. -1969. Т. 5.- № 6.- С.119−126.
  54. В.Д. Лидерство как один из способов организации групповой спортивной деятельности // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. -Л., 1973.- С. 120−129.
  55. В.Д. Лидерство как фактор групповой деятельности: Дисс. канд. психол. наук.-Л., 1971.
  56. М.Д. Некоторые результаты экспериментального исследования интеллектуальных характеристик взрослого человека с учетом возрастно-половых и индивидуально-типологических характеристик // Человек и общество. -1971. -С.145−149.
  57. О 57. Джеймс У. Психология. СПб., 1898.-412 с.
  58. Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1984.
  59. Е.Н. Новейшие исследования личности политических лидеров в аме-Ф риканской политической психологии // Психологический журнал.-1983.- № 4.- С.146−152.
  60. Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопросы психологии. 1985.- № 5.- С. 162−168.
  61. А.В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Дисс. канд. психол. наук.-СПб., 1996.
  62. А.А. Лидер и авторитет группы // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — С. 48−60.
  63. А.А. Лидер и лидерство // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — С. 50−67.
  64. Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Па-рыгина. Л., 1973.- С.54−63.
  65. О 65. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах: Дисс. .канд. психол. наук Л., 1969.
  66. А.Л., Ломов Б. Ф. Психология и управление.-М.: Знание, 1978.-64 с.
  67. А.Л., Рубахин В. Ф. Индивидуальный стиль руководства коллективом // Психология управления. Вып.2. М., 1976.- С. 17−32.
  68. А. Л. Таранов Е.В. Социально-психологические основы опосредованных методов руководства // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.- С.287−304.
  69. А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С.173−189.
  70. А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. -М.: Наука, 1985. С. 179−192.
  71. А.Л. Влияние личности руководителя на стиль руководства коллек-©- тивом // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.: ИП АН СССР, 1988. — С.109−204.
  72. Е.М. Об актуализации одного из видов лидерства в группе // Социально-психологические аспекты первичного коллектива / Под ред. Л.И. Уман-ского. -Ярославль, 1978.- С.121−125.
  73. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 1998. 336 с. 80.3ерниченко А.Н., Гончаров Н. В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей // Вопросы психологии. 1989. -№ 2.- С.73−81.
  74. Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: Дисс.. канд. психолог, наук. -G М., 1997.
  75. В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1956.
  76. В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психоло-О гии. -1985.- № 3.-С.113−122.
  77. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.- 512 с.
  78. Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995.-Т.16.- № 2.- С.27−41.
  79. И.М. Молодёжь и молодежная политика. Философия. История. Практика. М.: Голос, 2001. — 696 с.
  80. И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. -1984.- № 6.- С.87−94.
  81. И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопросы психологии. 1989.-№ 2. — С.90−96.
  82. Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. -Л.: Наука, 1986.-160 с.
  83. С.Б. О психологической классификации потребностей /7 Вопросы О психологии. 1987. — № 5.- С.121−129.
  84. В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2.- М., 1894.- С. 109−112.
  85. В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987.-№ 2.- С. 54−61.
  86. В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 53−62.
  87. Г. Н. Тендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты (на примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной реформации 90-хгг. XX века): Дисс. .докт. социол. наук. -М., 1999.
  88. Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: (структура, механизмы, условия формирования): Дисс.. докт. психол. наук. -М., 1998.
  89. Н.А. Формирование личностных потребностей учащейся молодежи в О современных условиях: Дисс. канд. философ, наук. — М., 1996.
  90. Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова О. В. О диагностике альтруистических установок личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1983. -№ 3.- С. 27−35.
  91. Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. -240 с.
  92. В.П. Интерес, долг, социальная активность личности // Социальная активность личности. Волгоград, 1978. — С. 69−79.
  93. А.Г. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1981.- Т. 2.- № 1.- С.29−44.
  94. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.-193 с.
  95. Я.Л. Психология межличностных отношений в группе сверстников. — Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. 349 с.
  96. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: Тетра Системе, 2000. 350 с.
  97. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1977. — С. 56 -57.
  98. Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985.-№ 3.-С.165−171.
  99. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. — 320 с.
  100. Кон И. С. На стыке наук: Социально психологические проблемы пола // Вопросы философии. — 1981.- № 10. -С.60 -76.
  101. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981.- № 2.- С. 47−57.
  102. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  103. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  104. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  105. Кон И. С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психиатрия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. Л.: Медицина, 1978.-С.113−122.
  106. Коростылева Н. Н. Тендерный конфликт как разновидность социального
  107. Ф конфликта: Дисс. канд. философ, наук. Воронеж, 1998.
  108. Г. И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения: Дисс. канд. психол. наук. Калуга, 2000.
  109. А.С. Личность и половая роль: симптомокомплекс маскулинно-сти-феминности в норме и патологии. Харьков, 1996. — С. 124−130.
  110. В.Д., Ланик В. М. Психология и гигиена пола. М.: Просвещение, 1971.- 160 с.
  111. А.С. Изучение оценки организатором членов своей группы в ходе выполнения совместной групповой деятельности // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Т. 31 / Отв. ред. И. А. Френкель. -Курск, 1974.- С.30−41.
  112. А.С. О социально-психологическом отражении лидером-организатором групповых признаков // Вопросы психологии коллектива
  113. Ф школьников и студентов / Отв. ред. А. С. Чернышев. Курск, 1976. — С. 47−64.
  114. Р.Л. Восприятие членов малой группы ее руководителем и самой группой // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: Наука, 1974. — С.24−25.
  115. Р.Л. Влияние мотивационной сферы личности на её статус в коллективе старшеклассников: мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов. -М.: Педагогика, 1980.- С.38−40.
  116. Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. -1980.-№ 2.-С. 42−52.
  117. Р.Л. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1996. — 384 с.
  118. Р.Л. Психологические особенности основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Дисс.. докт. психол. наук. -М., 1985.
  119. О 124. Кричевский Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. 1977. — № 6.-С.119−129.
  120. Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы.
  121. О М.: Аспект Пресс, 2001.-318 с.
  122. Р.Л., Петрушихина Е. Б. Динамика личностной детерминации лидерства во временном учебно-спортивном коллективе // Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе / Отв. ред. Л. И. Уманский.-Ярославль, 1984. С.74−81.
  123. Р.Л., Смирнова М. М. Удовлетворённость групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства // Вопросы психологии. -1981.- № 3. С.46−54.
  124. Р.Л., Сухинская Л. А. Мотивация групповой принадлежности и механизм выдвижения в позицию лидера // Новые исследования в психологии. 1979. -№ 1. — С.34- 40.
  125. .С., Шаров А. С. Особенности формирования мотивов общения и ценностных ориентаций у подростков и старшеклассников // Новые иссле
  126. О дования в психологии. 1988. — № 1.-С.32−36.
  127. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. -1984. -№ 3. С. 92−102.
  128. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и её базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: Изд-во УДН, 1988.- С.28−39.
  129. Крутецкий В. А Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
  130. Т.Л. К проблеме организаторского воздействия лидера на группу // Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе. Вып.70 / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, 1984. — С.82−91.
  131. М.Л. Психологические основы мотивации социального успеха: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1997.
  132. О 135. Кудинов С. И. Сравнительный анализ любознательности у мальчиков и девочек раннего юношеского возраста: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1994.
  133. Т.Г. Развитие проблемы половой дифференциации в отечественной и зарубежной детской психологии: Дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
  134. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений: Дисс.. канд. психол. наук. Д., 1976.
  135. А.Ф. Избранные труды по психологии.- М.: Наука, 1995 446 с.
  136. Н.Н. Избранные психологические труды. М.- Воронеж: Модэк, 1996.-367 с.
  137. К. Динамическая психология: Избр. труды. Пер. с нем. М.: Смысл, 2001.-527 с.
  138. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  139. М.И., Галигузова Л. Н. Становление потребностей детей в общении со взрослыми и сверстниками: исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1980.- С. 112−124.
  140. И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»: Дисс. канд. психолог, наук. Курск, 1996.
  141. О.Г. Психологический пол личности в современных социальных условиях: Дисс. канд. психол. наук. Казань, 2000.
  142. Д.В. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12−15 лет // Воспитание школьников. -1997.- № 2. С.43−46.
  143. Ю.А. Лидерство как фактор детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л. Журавлёв. М.: ИП РАН, 1996.- С.82−36.
  144. А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1978. 154 с.
  145. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: Дисс.. канд. психол. наук.-М., 1987.
  146. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л.: Наука, 1983.-216 с.
  147. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996. — 684 с. О 151. Макаренко А. С. Собр. Соч., в 7 т. — М.: АПН РСФСР, 1958.- Т 5. — 250 с.
  148. Т.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования социальной активности у старшеклассников // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Вып. 42 / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, 1975.- С.13−21.
  149. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С.60−74.
  150. А. Мотивация и личность. М.: Просвещение, 1998. — 140 с.
  151. С.Н. Взаимосвязь мотивации и способностей подростка в структуре регуляции его деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.
  152. A.M. Исследование мотивации трудовой деятельности: Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л.: ЛГУ, 1987. — 210 с.
  153. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. — С. О 40−64.
  154. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. -1987.- № 5.- С.129−138.
  155. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 180 с.
  156. О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. — № 1. -С. 68−88.
  157. Н.Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки. 1982.- № 4.- С.13−24.
  158. С.М. Женщина как объект тендерных исследований: Дисс.. канд. социол. наук. Тюмень, 2000.
  159. В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценност-О но-потребностной сферы личности: (Теория и практика): Дисс.. докт. психол. наук. — Томск, 1999.
  160. А.С. Мотивация достижения как фактор активности личности в группе // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Вып. 42 / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, 1975.
  161. B.C. Социальный интерес и поведение личности. М.: Знание, 1977.- С.22−36.
  162. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. — Киев: Наука, 1974. 160 с.
  163. Мотивация личности. Феноменология. Закономерности и механизмы формирования: Сборник научных трудов / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1982. -140 с.
  164. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева. М.: ИП АН СССР, 1988. -210 с.
  165. А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. -М.: Знание, 1977.- 180 с.
  166. Нартова-Бочавер С. К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи // Психологический журнал. 1992.- Т. 3,-№ 4.- С. 15−23.
  167. Е. Е. Методы изучения мотивации личности: опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М.: Просвещение, 1988. -С.45−46.
  168. М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующих направленность личности подростка // Вопросы психологии. 1968.- № 5. — С.24−28.
  169. Р.С. Практическая психология. М.: Владос, 1998. — 320 с.
  170. О.В. Трансформация традиционных социальных ролей женщины и ее влияние на семейную конфликтность: Дисс.. канд. социол. наук. М., 2000.
  171. JI.H. О некоторых сторонах содержания и структуры направлен-Ф ности личности // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1984.- С.65−79.
  172. К. Психология влечений человека. Пер. с польск.- М.: Прогресс, 1972.-247 с.
  173. В. И. К анализу понятия «социальная активность» // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1984. — С.80−91.
  174. Г. Личность в психологии. М.: Ювента, 1998. — С.54−56.
  175. А.Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1979.- № 2.- С. 155−162.
  176. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М.: Педагогика, 1984. — 525 с.
  177. .Д. Руководство и лидерство // Руководство и лидерство / Под О ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973.- С. 5 -12.
  178. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 167 с.
  179. А.В., Шпалинский В.В Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
  180. А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства // Вопросы психологи. 1980.- № 2.- С.29−41.
  181. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Просвещение, 1984. -С.67−68.
  182. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий — М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
  183. И.С. К проблеме нравственного содержания деятельности неофициальных групп подростков и юношей // Вопросы психологии личности и
  184. О коллектива школьников и студентов. Т.31 / Отв. ред. И. А. Френкель. Курск, 1974. С.22−29.
  185. A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом Ф возрасте у учащихся массовых школ и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей. -М., 1982. С.137−158.
  186. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: УРАО, 1997.-304 с.
  187. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1980.-432 с.
  188. Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы философии. 1999.- № 2. — С.34−38.
  189. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб.: Петрополис, 1997. — Т.4. — 880 с.
  190. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Серия «Мастера психологии» СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  191. Т.А. Анализ теории половой социализации в современной западной ® психологии // Вопросы психологии. -1987. № 2. — С.158−165.
  192. Л.П. Тендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. 1999. — № 6. — С.41−58.
  193. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — С.98−99.
  194. А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений // Психологический журнал. 1993.- Т. 14.- № 6.- С.133−141.
  195. Н.И. Социальная активность и целеполагание // Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1984.- С.105−114.
  196. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
  197. Е.И. Оценка и самооценка как мотив поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969.- № 4. — С.45−49.
  198. О 201. Сазонова Н. П. Влияние группового и индивидуального статуса на социализацию личности старших школьников: Дисс.канд. психолог, наук. М., 1995.
  199. Н.Н. Активность личности в структуре её социальной деятельности // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1984. — С. 12−21.
  200. Н.Н., Никонова JI.M. Мировоззрение личности и её социальная активность // Социальная активность личности. Волгоград, 1978. — С.32−43.
  201. В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982.- Т. 3, — № 4, — С. 14−25.
  202. Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личном становление детей старшего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1999.
  203. Т.В. Успех и признание в группе. Минск: Наука, 1991.-С. 12−13.
  204. Н.Л. Об одной методике по исследованию направленности личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов V Всесоюзного Общества психологов СССР. М., 1977. — С. 20−26.
  205. И.И. Нить Ариадны: основы сексологии. М.: НПО Образование, 1995.-26 с.
  206. Социальная психология. Учебник для вузов / Отв. ред. А. Л. Журавлев. — М.: ПЕР СЕ, 2002.-351 с.
  207. В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии.- 1981.-№ 6.-С.59−73.
  208. Т.Н. Потребность в признании как фактор развития социальной активности личности // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Вып. 1. М., 1979. — С. 24−32.
  209. Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2001.
  210. Е.И. Влияние некоторых аспектов взаимоотношений в группе на мотивацию групповой деятельности // Вопросы психологии личности и коллектива школьников и студентов. Т. 31 / Отв. ред. И. А. Френкель Курск, 1974.- С.30−41.
  211. Е.И. Мотивация групповой деятельности как важнейшая харак-О теристика уровня развития первичного коллектива // Вопросы психологииколлектива школьников и студентов. Т. 71 / Отв. ред. А. С. Чернышев. -Курск, 1976.- С.21−32.
  212. Е.И. Об одном из путей изучения мотивации групповой деятельности // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Вып. 42 / Отв. ред. Л. И. Уманский. — Ярославль, 1975.- С.50−54.
  213. В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1989.
  214. Г. В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Дисс.. канд. психол. наук.-М., 1999.
  215. Г. В., Хащенко В. А. Социально-психологическая характеристика женщин-предпринимателей // Совместная деятельность в условиях организа
  216. О ционно-экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлёв. М.: ИП РАН, 1997.-С. 45−48.
  217. Ю.А. Половозрастная идентичность как опосредующий фактор становления социальной компетентности подростка: Дисс.. канд. психол. наук. Красноярск, 1998.
  218. Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. — М.: Наука, 1966. С.15−16.
  219. Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
  220. Л.И. Из опыта практической подготовки (тренинга) организаторов // Социально-психологические проблемы первичного коллектива / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, 1982. — С. 73−75.
  221. Л.И. К проблеме лидерства и его экспериментального изучения О в группах школьников и студентов // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов / Отв. ред. И. А. Френкель Курск, 1972. — С.28−34.
  222. Д.Б. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. — С.60−83.
  223. А.А. Принятие мотива личностью // Психологический журнал. -1985.-№ 4.-С. 87−96.
  224. А.А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. -1989.- № 3.- С.23−31.
  225. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1993. С. 78−84.
  226. Фрейд 3. Сознательное и бессознательное // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. — С.35−59.
  227. А. Темперамент и характер. М., 1896. — 190 с.
  228. X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем.: В 2 т. М., 1986. — Т.1.-407 с.
  229. X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем.: В 2 т. М., 1986. — Т.2.-392 с.
  230. M.JI. Тендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2000.
  231. А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1980.
  232. А.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991.- 162 с.
  233. Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентации девочек и мальчиков подросткового возраста: Автореф. дисс. .канд. психолог, наук. М., 1992.
  234. Н.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп: Дисс.. канд. психол. наук. JI., 1984.
  235. А.И. К вопросу об определении понятия «социальная активность личности» // Социальная активность молодёжи. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1980.- С.3−18.
  236. Т. Социальная психология. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  237. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассников. М.: Педагогика, 1979. — С.45−60.
  238. Т.Н. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — М., 1982.-С. 137−146.
  239. П.М. Психология чувств и мотивации. — М.- Воронеж: НПО МОДЕК, 1998.-304 с.
  240. Adler A. Uber der nervosen Charakter/ Munchen, 1922.
  241. Allport G. Trait in Motivations' Theory // Am Journal of Orthopsychiatry. -1953.
  242. Ashour A. A Frame of cognitive-behavioral theory // Organizat. Behav. And Hum. Perform. N. Y., 1982.
  243. Atkinson J. W. The achievement motive and recall of interrupted and competed tasks. J. Exp. Psychology, 1953. P. 381−390.
  244. Ballard-Reisch D., Elton M. Gender orientation and Bern Sex Role Inventory: a psychological construct revisited // Sex Roles, Vol. 27, Nos. 5/6, 1992. P. 291−306.
  245. Bartol К. M., Martin D. C. Women and men in task groups / Ashmore R. D., Delboca F. K. (eds.) // The social psychology of female male relations. — N. Y.- L.: Acad. Press, 1986. P.259−310.
  246. BassB.B. Leadership, psychology and organizational behavior. N. Y., 1960.
  247. Bass B.B. Stogdill’s handbook of leadership. N.Y., 1984.
  248. Bern S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender-aschematic children in a gender schematic society // Ibid., 1975. P. 226−245.
  249. Bern S.L. Sex-role adaptability: One consequence of psychological androgyny // Journal of Personality and Social Psychology, 1977. P.634−643.
  250. Bern S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974,42. P 155−162.
  251. Bryman A., Bresuen M. Qualitative research and study of leadership // Hum. Relat., 1988.
  252. Cann F., Siegfried D. Gender stereotypes and dimensions of effective leader behavior//Sex roles. 1990. V.23. N7/8. P. 413−419.
  253. Chemers Martin M. Leadership Processes. In: GroupProcesses. Editor Clyde Hendrick by Saga Publication.-Inc., 1987.
  254. Cox E. Leading women. Sydney: Random House, 1996.
  255. Communication and sex-role socialization/Edited by Cintia Berryman-Fink, Deborah Ballard-Reisch, and Lisa H/ Newman. Garland Publishing, inc., N.Y. -London, 1993.
  256. Constantinople A. Masculinity — femininity: An exception to a famous dictum. Psychological Bulletin, 80, 1973. P. 389−407.
  257. Dobbins G. H., Platz S. Sex differences in leadership: How real are they? // Acad. ofManag.Rev. 1986. V.11.N1. P. 118−127.
  258. Eagly A.H., Johnson B.T. Gender and Leadership style: A meta-analisis // Psychol. Bull. 1990. V. 108. N 2. P. 233−256.
  259. Eagly A. H., Karan S. Y., Makhijani M.G. Gender and effectiveness of leaders: A meta-analysis//Psychol. Bull. 1995. V. 117. N 1. P. 125−145.
  260. Edwards C.P., Whiting B.B. Differential socialization of girls and boys in light cross-cultural research / Damon W. (ed.). //Social and personality development. Essays on the growth of the child. -N. Y., L.: Norton and Co., 1983. P. 354−363.
  261. Fidler F. A theory of leadership effectiveness. N.Y., 1976.
  262. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance/ Evanston, 1957.
  263. JacklinC. N., Maccoby E. E. The Psychology of Sex Differences. Stanford, 1974.
  264. Graen G., Cashaman J. A role making model of leadership in formal organization. / Leadership frontiers. Kent, 1976.
  265. Guilford J. Personality. N. Y. 1959.
  266. Heekhausen. H. Achievement motivation and its constructs. A cognitive model. Motivation and Emotion, 1977.
  267. Herzberg F. The Motivation to work. N. Y., 1959.
  268. E. P. & Julian J. W. Contemporary trends the analysis of leadership processes. «Psychology Bulletin», 1969.
  269. Hull C. Principles of behavior. N. Y., 1943.
  270. Levin R., Lippit R. An Experimental Approach to the Study of Autocracy and Democracy // Sociometry, 1938. Vol. 1.
  271. McClelland D. Assessing Human Motivation. N.Y., 1971.
  272. McDougall W. Outline of Psychology.- N.Y.- Chicago, 1923.
  273. Mitchell Т., Ilgen D. Poor performers. Supervisors and subordinates' responces // Organizat. Behav. And Hum. Perform. N. Y., 1981.
  274. Money J, Ehrhard A.A. Man and Woman. Boy and Girl. The Differentiation and Dimorphism of Gender Identity from Conception to Maturity. Baltimore -London, 1972.
  275. Murphy G. Social motivation.- N. Y., 1959.
  276. Murrey H.A. Exploration in Personality. N. Y., 1938.
  277. Rotter J. B. Social Learning and Clinical Psychology. N.Y., 1954.
  278. Tarnopol. L. Personality differences between leaders and nonleaders. In: W. T. Greenwood, Management and organizational behavior. S.-W. Pabl. Сотр., 1965.
  279. Taylor M.C. Psychological androgyny: Theories, methods and conclusions // Psychol. Bull. 1982. V. 92. N2. P. 347−366.
  280. Thorpe W. Learning and instinct in animals. Harward University Press, Cambridge, 1956.
  281. Tolman E. The determiners of behavior at a choice point. «Psychological Re-riew». vol. 45,1938.
  282. Skinner B. F. About behaviorism. N. Y., 1954.
  283. Stogdill R. M. Handbook of leadership. N. Y.- L.: Free Press, 1974.
  284. Weiner B. Theories of Motivation. Chicago, 1972.
  285. О 287. Yennigs. H. An Anatomy of leadership. N. Y., 1960.
Заполнить форму текущей работой