Особенности структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола: На примере временных коллективов молодежного лагеря
Диссертация
Методы исследования. В исследовании использован комплекс методов: теоретический анализ проблем мотивации, лидерства и половых различийанализ методических материалов программ профильных лагерных смен, педагогических дневников кураторовконтент-анализ сочинений на тему: «Что для Вас значит быть лидером?» — методы опроса — социометрия, экспертная оценка, беседаметод наблюдения, в том числе включенное… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ психологических проблем мотивации, лидерства и половых различий
- 1. 1. Проблема мотивации поведения в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. 1. Основные концепции мотивации в зарубежной психологии
- 1. 1. 2. Проблема мотивации и мотивов в трудах отечественных психологов
- 1. 1. 3. Основные положения концепции мотива как сложного психологического образования
- 1. 2. Представления о лидере и лидерстве в зарубежной и отечественной социальной психологии
- 1. 2. 1. Основные направления зарубежной психологии лидерства
- 1. 2. 2. Понимание сущности лидерства в отечественной социальной психологии
- 1. 3. Основные аспекты проблемы пола в современной психологии
- 1. 3. 1. Проблемы половых различий в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 3. 2. Исследования мотивационной сферы личности, связанные с проблемой половых различий
- 1. 1. Проблема мотивации поведения в отечественной и зарубежной психологии
- 2. 1. Концептуальный подход к исследованию структуры мотивов лидерства
- 2. 2. Программа и этапы эмпирического исследования особенностей структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола
- 2. 2. 1. Цель, задачи и гипотезы эмпирического исследования
- 2. 2. 2. Характеристика объекта эмпирического исследования
- 2. 2. 3. Этапы эмпирического исследования особенностей структуры мотивов лидерства старшеклассников разного пола
- 3. 1. Психологические особенности лидерства во временных коллективах молодежного лагеря
- 3. 2. Особенности содержания потребностного блока структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек
- 3. 3. Особенности содержания блока «внутреннего фильтра» и целевого блока структуры мотивов лидерства мальчиков и девочек
- 3. 4. Типы структур мотивов универсального, эмоционального и делового лидерства старшеклассников разного пола
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия: Раритет, 1997.- 430 с.
- Абрамова Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С.38−45.
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе//Вопросы психологии. -1987.- № 5.- С.70−78.
- Авдуевская Е.П. Принадлежность к группе и самовосприятие личности // Вопросы психологии. -1990.- № 3.- С.144−150.
- Авторские профильные программы молодёжных лагерей. Кострома, КГУ, 1998.-110 с.
- Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987.- № 2.-С.152−158.
- О 8. Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. -1990. № 1. — С. 36−41.
- Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма человека. Л.: Наука, 1969.- 197 с.
- Ю.Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991.- № 4.- С.74−82.
- П.Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 5. — С.54−65.
- Алифанов С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях интернатного типа: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1992.
- Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. -1991.- № 3.- С.90−98.
- О 14. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1980. — 338 с.
- Ануфриева В.Ф. Социально-психологическое исследование лидерства в дошкольном коллективе // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. -Л., 1973.- С.64−77.
- Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1998.- № 4. — С.40−51.
- Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива.-М.: Новая Москва, 1927.-37с.
- Аристотель. О душе // Соч.: в 4 т. -М.: Знание, 1976. Т.1 -422 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
- Асеев В.Г. Структура актуальной зоны мотивации // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л. Журавлёв. М.: ИП РАН, 1996.- С.34−37.
- Афанасьева Н.В. Структура мотивации достижения: (на выборке детей 9−11 лет): Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1999.
- Ахемеджанова Э.Р. Психологические тесты. М.: Светотон, 1995. — 180 с.
- Багрунов В.П. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1981.
- Багрунов В.П., Тюрин Т. Т. Половые различия в психике человека // Наука и техника. 1980.- № 10.- С.16−19.
- Баканов Е.Н., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С.45−48.
- Баранова Л.А. Интеллект и его измерение // Психодинамические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов.- Л.: ЛГУ, 1976.— С. 165 175.
- Бендас Т.В. Тендерная психология лидерства: Дисс.. докт. психол. наук. — СПб., 2000.
- Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. -2000.-№ 1.-С.87−95.
- Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 320 с. 31 .Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. —1. О М.: Наука, 1966.-350 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Знание, 1964.-547 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. — 206 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психологические труды. М.- Воронеж: Модэк, 1995. — 352 с.
- Болыиаков В.Ю. Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников: Дисс.. докт. пед. наук. — М., 2000.
- Броверман Д.М. Роль возбуждения и торможения в сексуальной дифференциации когнитивных способностей // Психологический обзор-1968. № 1-С.23−50.
- Буравцова Л.В. Проявление полового диморфизма в экстремальных условиях деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1975.
- Васильев И. Д., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за деятельностью. М.: МГУ, 1991.-141 с.
- Веденов А.В. Потребность в общении // Советская педагогика. 1967.- № 9. -С.35−39.
- Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. -192 с.
- Вендов А.И. Социально-психологические исследования лидерства в малых группах: Дисс.. докт. психол. наук. Л., 1973.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: МГУ, 1986.-208 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 1990.-288 с.
- Вовчик-Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Школьное воспитание. 1988.-№ 6.-С. 43−50.
- О 45. Войтонис Н. Ю. Проблема мотивов поведения и ее изучение // Психология. Т.
- Вып.2. — М.-Л., 1929. — С. 60−95.
- Войтонис Н. Ю. Экспериментальное изучение генетически первичных форм
- Ф мотивации поведения: Инстинкты и навыки. М.: Изд-во Гос. ин-та психологии, 1935. — С.80−84.
- Волкова Т.А. Социально-философский анализ полового диморфизма и тендерной самоидентификации: Дисс.. докт. психол. наук.-М., 1998.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.: Знание, 1956.-519 с.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего школьного и среднего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук.-М., 1977.
- Гендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. М.: Наука, 1996. — С.120−135.
- Тендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Под ред. О. Здравомысловой и А. Темкиной. Центр независимых социальных исследований. Труды. — Вып 4. — СПб., — 1996.
- Геодакян В.А. Теория дифференциации полов и проблема человека // Человекв системе наук.-М.: Наука, 1989.-С.171−189.
- Геодакян В.А., Кособутский В. И. Природа обратной связи, регулирующей пол // Генетика. -1969. Т. 5.- № 6.- С.119−126.
- Гончаров В.Д. Лидерство как один из способов организации групповой спортивной деятельности // Руководство и лидерство / Под ред. Б. Д. Парыгина. -Л., 1973.- С. 120−129.
- Гончаров В.Д. Лидерство как фактор групповой деятельности: Дисс. канд. психол. наук.-Л., 1971.
- Дворяшина М.Д. Некоторые результаты экспериментального исследования интеллектуальных характеристик взрослого человека с учетом возрастно-половых и индивидуально-типологических характеристик // Человек и общество. -1971. -С.145−149.
- О 57. Джеймс У. Психология. СПб., 1898.-412 с.
- Дубовская Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1984.
- Егорова Е.Н. Новейшие исследования личности политических лидеров в аме-Ф риканской политической психологии // Психологический журнал.-1983.- № 4.- С.146−152.
- Елфимова Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопросы психологии. 1985.- № 5.- С. 162−168.
- Ермолин А.В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Дисс. канд. психол. наук.-СПб., 1996.
- Ершов А.А. Лидер и авторитет группы // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — С. 48−60.
- Ершов А.А. Лидер и лидерство // Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — С. 50−67.
- Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Па-рыгина. Л., 1973.- С.54−63.
- О 65. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах: Дисс. .канд. психол. наук Л., 1969.
- Журавлёв А.Л., Ломов Б. Ф. Психология и управление.-М.: Знание, 1978.-64 с.
- Журавлёв А.Л., Рубахин В. Ф. Индивидуальный стиль руководства коллективом // Психология управления. Вып.2. М., 1976.- С. 17−32.
- Журавлёв А. Л. Таранов Е.В. Социально-психологические основы опосредованных методов руководства // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979.- С.287−304.
- Журавлёв А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1983. — С.173−189.
- Журавлёв А.Л. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. -М.: Наука, 1985. С. 179−192.
- Журавлёв А.Л. Влияние личности руководителя на стиль руководства коллек-©- тивом // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.: ИП АН СССР, 1988. — С.109−204.
- Зайцева Е.М. Об актуализации одного из видов лидерства в группе // Социально-психологические аспекты первичного коллектива / Под ред. Л.И. Уман-ского. -Ярославль, 1978.- С.121−125.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.: Союз, 1998. 336 с. 80.3ерниченко А.Н., Гончаров Н. В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей // Вопросы психологии. 1989. -№ 2.- С.73−81.
- Зубова Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: Дисс.. канд. психолог, наук. -G М., 1997.
- Иванов В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1956.
- Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психоло-О гии. -1985.- № 3.-С.113−122.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.- 512 с.
- Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995.-Т.16.- № 2.- С.27−41.
- Ильинский И.М. Молодёжь и молодежная политика. Философия. История. Практика. М.: Голос, 2001. — 696 с.
- Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. -1984.- № 6.- С.87−94.
- Имедадзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопросы психологии. 1989.-№ 2. — С.90−96.
- Исаев Д.Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей: Руководство для врачей. -Л.: Наука, 1986.-160 с.
- Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей /7 Вопросы О психологии. 1987. — № 5.- С.121−129.
- Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2.- М., 1894.- С. 109−112.
- Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков // Вопросы психологии. 1987.-№ 2.- С. 54−61.
- Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 53−62.
- Карелова Г. Н. Тендерная адаптация: структурные и процессуальные аспекты (на примере анализа адаптации российских женщин в условиях социальной реформации 90-хгг. XX века): Дисс. .докт. социол. наук. -М., 1999.
- Карпова Н.Л. Мотивационная включенность в деятельность: (структура, механизмы, условия формирования): Дисс.. докт. психол. наук. -М., 1998.
- Кебина Н.А. Формирование личностных потребностей учащейся молодежи в О современных условиях: Дисс. канд. философ, наук. — М., 1996.
- Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова О. В. О диагностике альтруистических установок личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1983. -№ 3.- С. 27−35.
- Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. -240 с.
- Киселёв В.П. Интерес, долг, социальная активность личности // Социальная активность личности. Волгоград, 1978. — С. 69−79.
- Ковалёв А.Г. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1981.- Т. 2.- № 1.- С.29−44.
- Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.-193 с.
- Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в группе сверстников. — Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. 349 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: Тетра Системе, 2000. 350 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1977. — С. 56 -57.
- Коломинский Я.Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. 1985.-№ 3.-С.165−171.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988. — 320 с.
- Кон И. С. На стыке наук: Социально психологические проблемы пола // Вопросы философии. — 1981.- № 10. -С.60 -76.
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981.- № 2.- С. 47−57.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Кон И. С. Психосексуальное развитие и половая социализация // Семейная психиатрия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого. Л.: Медицина, 1978.-С.113−122.
- Коростылева Н. Н. Тендерный конфликт как разновидность социального
- Ф конфликта: Дисс. канд. философ, наук. Воронеж, 1998.
- Корчагина Г. И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения: Дисс. канд. психол. наук. Калуга, 2000.
- Кочарян А.С. Личность и половая роль: симптомокомплекс маскулинно-сти-феминности в норме и патологии. Харьков, 1996. — С. 124−130.
- Кочетков В.Д., Ланик В. М. Психология и гигиена пола. М.: Просвещение, 1971.- 160 с.
- Крикунов А.С. Изучение оценки организатором членов своей группы в ходе выполнения совместной групповой деятельности // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Т. 31 / Отв. ред. И. А. Френкель. -Курск, 1974.- С.30−41.
- Крикунов А.С. О социально-психологическом отражении лидером-организатором групповых признаков // Вопросы психологии коллектива
- Ф школьников и студентов / Отв. ред. А. С. Чернышев. Курск, 1976. — С. 47−64.
- Кричевский Р.Л. Восприятие членов малой группы ее руководителем и самой группой // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М.: Наука, 1974. — С.24−25.
- Кричевский Р.Л. Влияние мотивационной сферы личности на её статус в коллективе старшеклассников: мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов. -М.: Педагогика, 1980.- С.38−40.
- Кричевский Р.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. -1980.-№ 2.-С. 42−52.
- Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1996. — 384 с.
- Кричевский Р.Л. Психологические особенности основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Дисс.. докт. психол. наук. -М., 1985.
- О 124. Кричевский Р. Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии // Вопросы психологии. 1977. — № 6.-С.119−129.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы.
- О М.: Аспект Пресс, 2001.-318 с.
- Кричевский Р.Л., Петрушихина Е. Б. Динамика личностной детерминации лидерства во временном учебно-спортивном коллективе // Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе / Отв. ред. Л. И. Уманский.-Ярославль, 1984. С.74−81.
- Кричевский Р.Л., Смирнова М. М. Удовлетворённость групповым членством как функция соотношения феноменов лидерства и руководства // Вопросы психологии. -1981.- № 3. С.46−54.
- Кричевский Р.Л., Сухинская Л. А. Мотивация групповой принадлежности и механизм выдвижения в позицию лидера // Новые исследования в психологии. 1979. -№ 1. — С.34- 40.
- Круглов Б.С., Шаров А. С. Особенности формирования мотивов общения и ценностных ориентаций у подростков и старшеклассников // Новые иссле
- О дования в психологии. 1988. — № 1.-С.32−36.
- Крупное А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. -1984. -№ 3. С. 92−102.
- Крупное А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и её базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М.: Изд-во УДН, 1988.- С.28−39.
- Крутецкий В. А Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
- Крюкова Т.Л. К проблеме организаторского воздействия лидера на группу // Социально-психологические аспекты воспитания в первичном коллективе. Вып.70 / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, 1984. — С.82−91.
- Кубышкина М.Л. Психологические основы мотивации социального успеха: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 1997.
- О 135. Кудинов С. И. Сравнительный анализ любознательности у мальчиков и девочек раннего юношеского возраста: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1994.
- Кукулите Т.Г. Развитие проблемы половой дифференциации в отечественной и зарубежной детской психологии: Дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
- Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений: Дисс.. канд. психол. наук. Д., 1976.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии.- М.: Наука, 1995 446 с.
- Ланге Н.Н. Избранные психологические труды. М.- Воронеж: Модэк, 1996.-367 с.
- Левин К. Динамическая психология: Избр. труды. Пер. с нем. М.: Смысл, 2001.-527 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Лисина М.И., Галигузова Л. Н. Становление потребностей детей в общении со взрослыми и сверстниками: исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1980.- С. 112−124.
- Логвинов И.Н. Лидерство в учебных группах в регионах «Чернобыльского следа»: Дисс. канд. психолог, наук. Курск, 1996.
- Лопухова О.Г. Психологический пол личности в современных социальных условиях: Дисс. канд. психол. наук. Казань, 2000.
- Лубовский Д.В. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12−15 лет // Воспитание школьников. -1997.- № 2. С.43−46.
- Лунев Ю.А. Лидерство как фактор детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе / Отв. ред. А. Л. Журавлёв. М.: ИП РАН, 1996.- С.82−36.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1978. 154 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: Дисс.. канд. психол. наук.-М., 1987.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. -Л.: Наука, 1983.-216 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996. — 684 с. О 151. Макаренко А. С. Собр. Соч., в 7 т. — М.: АПН РСФСР, 1958.- Т 5. — 250 с.
- Мальковская Т.Н. Психолого-педагогические аспекты формирования социальной активности у старшеклассников // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Вып. 42 / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, 1975.- С.13−21.
- Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С.60−74.
- Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Просвещение, 1998. — 140 с.
- Махновец С.Н. Взаимосвязь мотивации и способностей подростка в структуре регуляции его деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. М., 1996.
- Мейерович A.M. Исследование мотивации трудовой деятельности: Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л.: ЛГУ, 1987. — 210 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. — С. О 40−64.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. -1987.- № 5.- С.129−138.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 180 с.
- Митина О.В., Петренко В. Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. 2000. — № 1. -С. 68−88.
- Михайлова Н.Н. О потребности личности в самореализации // Философские науки. 1982.- № 4.- С.13−24.
- Моор С.М. Женщина как объект тендерных исследований: Дисс.. канд. социол. наук. Тюмень, 2000.
- Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценност-О но-потребностной сферы личности: (Теория и практика): Дисс.. докт. психол. наук. — Томск, 1999.
- Морозов А.С. Мотивация достижения как фактор активности личности в группе // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Вып. 42 / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, 1975.
- Морозов B.C. Социальный интерес и поведение личности. М.: Знание, 1977.- С.22−36.
- Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. — Киев: Наука, 1974. 160 с.
- Мотивация личности. Феноменология. Закономерности и механизмы формирования: Сборник научных трудов / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1982. -140 с.
- Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева. М.: ИП АН СССР, 1988. -210 с.
- Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. -М.: Знание, 1977.- 180 с.
- Нартова-Бочавер С. К. Экспериментальное исследование ситуационной изменчивости мотивации помощи // Психологический журнал. 1992.- Т. 3,-№ 4.- С. 15−23.
- Насиновская Е. Е. Методы изучения мотивации личности: опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М.: Просвещение, 1988. -С.45−46.
- Неймарк М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующих направленность личности подростка // Вопросы психологии. 1968.- № 5. — С.24−28.
- Немов Р.С. Практическая психология. М.: Владос, 1998. — 320 с.
- Никитина О.В. Трансформация традиционных социальных ролей женщины и ее влияние на семейную конфликтность: Дисс.. канд. социол. наук. М., 2000.
- Никонова JI.H. О некоторых сторонах содержания и структуры направлен-Ф ности личности // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1984.- С.65−79.
- Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск.- М.: Прогресс, 1972.-247 с.
- Овчинникова В. И. К анализу понятия «социальная активность» // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1984. — С.80−91.
- Олпорт Г. Личность в психологии. М.: Ювента, 1998. — С.54−56.
- Орлов А.Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1979.- № 2.- С. 155−162.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М.: Педагогика, 1984. — 525 с.
- Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство // Руководство и лидерство / Под О ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973.- С. 5 -12.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 167 с.
- Петровский А.В., Шпалинский В.В Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
- Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства // Вопросы психологи. 1980.- № 2.- С.29−41.
- Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Просвещение, 1984. -С.67−68.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий — М.: Высшая школа, 1984. 174 с.
- Полонский И.С. К проблеме нравственного содержания деятельности неофициальных групп подростков и юношей // Вопросы психологии личности и
- О коллектива школьников и студентов. Т.31 / Отв. ред. И. А. Френкель. Курск, 1974. С.22−29.
- Прихожан A.M. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом Ф возрасте у учащихся массовых школ и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей. -М., 1982. С.137−158.
- Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М.: УРАО, 1997.-304 с.
- Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1980.-432 с.
- Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях // Вопросы философии. 1999.- № 2. — С.34−38.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб.: Петрополис, 1997. — Т.4. — 880 с.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Серия «Мастера психологии» СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
- Репина Т.А. Анализ теории половой социализации в современной западной ® психологии // Вопросы психологии. -1987. № 2. — С.158−165.
- Репина Л.П. Тендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. 1999. — № 6. — С.41−58.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — С.98−99.
- Розов А.И. Стремление к превосходству как одно из основных влечений // Психологический журнал. 1993.- Т. 14.- № 6.- С.133−141.
- Ропаков Н.И. Социальная активность и целеполагание // Проблемы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1984.- С.105−114.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотив поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969.- № 4. — С.45−49.
- О 201. Сазонова Н. П. Влияние группового и индивидуального статуса на социализацию личности старших школьников: Дисс.канд. психолог, наук. М., 1995.
- Седова Н.Н. Активность личности в структуре её социальной деятельности // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М., 1984. — С. 12−21.
- Седова Н.Н., Никонова JI.M. Мировоззрение личности и её социальная активность // Социальная активность личности. Волгоград, 1978. — С.32−43.
- Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982.- Т. 3, — № 4, — С. 14−25.
- Семенова Л.Э. Полоролевые отношения, самооценка, притязания в личном становление детей старшего школьного возраста: Дисс.. канд. психол. наук. Нижний Новгород, 1999.
- Сенько Т.В. Успех и признание в группе. Минск: Наука, 1991.-С. 12−13.
- Силантьева Н.Л. Об одной методике по исследованию направленности личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов V Всесоюзного Общества психологов СССР. М., 1977. — С. 20−26.
- Соковня И.И. Нить Ариадны: основы сексологии. М.: НПО Образование, 1995.-26 с.
- Социальная психология. Учебник для вузов / Отв. ред. А. Л. Журавлев. — М.: ПЕР СЕ, 2002.-351 с.
- Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии.- 1981.-№ 6.-С.59−73.
- Счастная Т.Н. Потребность в признании как фактор развития социальной активности личности // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Вып. 1. М., 1979. — С. 24−32.
- Тажутдинова Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: Дисс. канд. психол. наук. -М., 2001.
- Тимощук Е.И. Влияние некоторых аспектов взаимоотношений в группе на мотивацию групповой деятельности // Вопросы психологии личности и коллектива школьников и студентов. Т. 31 / Отв. ред. И. А. Френкель Курск, 1974.- С.30−41.
- Тимощук Е.И. Мотивация групповой деятельности как важнейшая харак-О теристика уровня развития первичного коллектива // Вопросы психологииколлектива школьников и студентов. Т. 71 / Отв. ред. А. С. Чернышев. -Курск, 1976.- С.21−32.
- Тимощук Е.И. Об одном из путей изучения мотивации групповой деятельности // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Вып. 42 / Отв. ред. Л. И. Уманский. — Ярославль, 1975.- С.50−54.
- Тропников В.И. Структура и динамика мотивов спортивной деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. Л., 1989.
- Турецкая Г. В. Социально-психологическая типология деловой активности женщин: Дисс.. канд. психол. наук.-М., 1999.
- Турецкая Г. В., Хащенко В. А. Социально-психологическая характеристика женщин-предпринимателей // Совместная деятельность в условиях организа
- О ционно-экономических изменений / Отв. ред. А. Л. Журавлёв. М.: ИП РАН, 1997.-С. 45−48.
- Тюменева Ю.А. Половозрастная идентичность как опосредующий фактор становления социальной компетентности подростка: Дисс.. канд. психол. наук. Красноярск, 1998.
- Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. — М.: Наука, 1966. С.15−16.
- Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Уманский Л.И. Из опыта практической подготовки (тренинга) организаторов // Социально-психологические проблемы первичного коллектива / Отв. ред. Л. И. Уманский. Ярославль, 1982. — С. 73−75.
- Уманский Л.И. К проблеме лидерства и его экспериментального изучения О в группах школьников и студентов // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов / Отв. ред. И. А. Френкель Курск, 1972. — С.28−34.
- Уотсон Д.Б. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. — С.60−83.
- Файзулаев А.А. Принятие мотива личностью // Психологический журнал. -1985.-№ 4.-С. 87−96.
- Файзулаев А.А. Мотивационные кризисы личности // Психологический журнал. -1989.- № 3.- С.23−31.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1993. С. 78−84.
- Фрейд 3. Сознательное и бессознательное // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. — С.35−59.
- Фулье А. Темперамент и характер. М., 1896. — 190 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем.: В 2 т. М., 1986. — Т.1.-407 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем.: В 2 т. М., 1986. — Т.2.-392 с.
- Чернобровкина M.JI. Тендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2000.
- Чернышев А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1980.
- Чернышев А.С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991.- 162 с.
- Шайгородский Ю.Ж. Психологические особенности ценностных ориентации девочек и мальчиков подросткового возраста: Автореф. дисс. .канд. психолог, наук. М., 1992.
- Шахназарян Н.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп: Дисс.. канд. психол. наук. JI., 1984.
- Шендрик А.И. К вопросу об определении понятия «социальная активность личности» // Социальная активность молодёжи. М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1980.- С.3−18.
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассников. М.: Педагогика, 1979. — С.45−60.
- Юферева Т.Н. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. — М., 1982.-С. 137−146.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. — М.- Воронеж: НПО МОДЕК, 1998.-304 с.
- Adler A. Uber der nervosen Charakter/ Munchen, 1922.
- Allport G. Trait in Motivations' Theory // Am Journal of Orthopsychiatry. -1953.
- Ashour A. A Frame of cognitive-behavioral theory // Organizat. Behav. And Hum. Perform. N. Y., 1982.
- Atkinson J. W. The achievement motive and recall of interrupted and competed tasks. J. Exp. Psychology, 1953. P. 381−390.
- Ballard-Reisch D., Elton M. Gender orientation and Bern Sex Role Inventory: a psychological construct revisited // Sex Roles, Vol. 27, Nos. 5/6, 1992. P. 291−306.
- Bartol К. M., Martin D. C. Women and men in task groups / Ashmore R. D., Delboca F. K. (eds.) // The social psychology of female male relations. — N. Y.- L.: Acad. Press, 1986. P.259−310.
- BassB.B. Leadership, psychology and organizational behavior. N. Y., 1960.
- Bass B.B. Stogdill’s handbook of leadership. N.Y., 1984.
- Bern S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender-aschematic children in a gender schematic society // Ibid., 1975. P. 226−245.
- Bern S.L. Sex-role adaptability: One consequence of psychological androgyny // Journal of Personality and Social Psychology, 1977. P.634−643.
- Bern S.L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974,42. P 155−162.
- Bryman A., Bresuen M. Qualitative research and study of leadership // Hum. Relat., 1988.
- Cann F., Siegfried D. Gender stereotypes and dimensions of effective leader behavior//Sex roles. 1990. V.23. N7/8. P. 413−419.
- Chemers Martin M. Leadership Processes. In: GroupProcesses. Editor Clyde Hendrick by Saga Publication.-Inc., 1987.
- Cox E. Leading women. Sydney: Random House, 1996.
- Communication and sex-role socialization/Edited by Cintia Berryman-Fink, Deborah Ballard-Reisch, and Lisa H/ Newman. Garland Publishing, inc., N.Y. -London, 1993.
- Constantinople A. Masculinity — femininity: An exception to a famous dictum. Psychological Bulletin, 80, 1973. P. 389−407.
- Dobbins G. H., Platz S. Sex differences in leadership: How real are they? // Acad. ofManag.Rev. 1986. V.11.N1. P. 118−127.
- Eagly A.H., Johnson B.T. Gender and Leadership style: A meta-analisis // Psychol. Bull. 1990. V. 108. N 2. P. 233−256.
- Eagly A. H., Karan S. Y., Makhijani M.G. Gender and effectiveness of leaders: A meta-analysis//Psychol. Bull. 1995. V. 117. N 1. P. 125−145.
- Edwards C.P., Whiting B.B. Differential socialization of girls and boys in light cross-cultural research / Damon W. (ed.). //Social and personality development. Essays on the growth of the child. -N. Y., L.: Norton and Co., 1983. P. 354−363.
- Fidler F. A theory of leadership effectiveness. N.Y., 1976.
- Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance/ Evanston, 1957.
- JacklinC. N., Maccoby E. E. The Psychology of Sex Differences. Stanford, 1974.
- Graen G., Cashaman J. A role making model of leadership in formal organization. / Leadership frontiers. Kent, 1976.
- Guilford J. Personality. N. Y. 1959.
- Heekhausen. H. Achievement motivation and its constructs. A cognitive model. Motivation and Emotion, 1977.
- Herzberg F. The Motivation to work. N. Y., 1959.
- Hollander E. P. & Julian J. W. Contemporary trends the analysis of leadership processes. «Psychology Bulletin», 1969.
- Hull C. Principles of behavior. N. Y., 1943.
- Levin R., Lippit R. An Experimental Approach to the Study of Autocracy and Democracy // Sociometry, 1938. Vol. 1.
- McClelland D. Assessing Human Motivation. N.Y., 1971.
- McDougall W. Outline of Psychology.- N.Y.- Chicago, 1923.
- Mitchell Т., Ilgen D. Poor performers. Supervisors and subordinates' responces // Organizat. Behav. And Hum. Perform. N. Y., 1981.
- Money J, Ehrhard A.A. Man and Woman. Boy and Girl. The Differentiation and Dimorphism of Gender Identity from Conception to Maturity. Baltimore -London, 1972.
- Murphy G. Social motivation.- N. Y., 1959.
- Murrey H.A. Exploration in Personality. N. Y., 1938.
- Rotter J. B. Social Learning and Clinical Psychology. N.Y., 1954.
- Tarnopol. L. Personality differences between leaders and nonleaders. In: W. T. Greenwood, Management and organizational behavior. S.-W. Pabl. Сотр., 1965.
- Taylor M.C. Psychological androgyny: Theories, methods and conclusions // Psychol. Bull. 1982. V. 92. N2. P. 347−366.
- Thorpe W. Learning and instinct in animals. Harward University Press, Cambridge, 1956.
- Tolman E. The determiners of behavior at a choice point. «Psychological Re-riew». vol. 45,1938.
- Skinner B. F. About behaviorism. N. Y., 1954.
- Stogdill R. M. Handbook of leadership. N. Y.- L.: Free Press, 1974.
- Weiner B. Theories of Motivation. Chicago, 1972.
- О 287. Yennigs. H. An Anatomy of leadership. N. Y., 1960.