Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности
Диссертация
Следовательно, рефлексия, являясь свойством личности, выступает одновременно и как механизм саморегуляции мыслительной деятельности, и как механизм организации познавательного процесса. Использование принципов системной детерминации, на которые опирается теория психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева) открывает новые возможности в изучении указанной проблемы, позволяя увидеть… Читать ещё >
Содержание
- 1. Рефлексия и ее становление как предмет психологических исследований
- 1. 1. Понятие о рефлексии в контексте различных философских и психологических систем
- 1. 2. Теоретическое мышления как источник становления рефлексивной деятельности
- 1. 3. Проблема психологических механизмов становления рефлексивных возможностей личности
- 1. 4. Методологические и методические проблемы исследования рефлексии и становления рефлексивных возможностей личности
- 2. Экспериментальное исследование механизмов становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности
- 2. 1. Методы и процедура исследования
- 2. 2. Характеристика соотношения рефлексивных возможностей и их проявлений в реальной мыслительной деятельности
- 2. 3. Особенности самооценки и образа «Я» у младших школьников с различным уровнем сформированности рефлексии
- 3. Специально организованная мыслительная деятельность как средство становления личностной рефлексии
- 3. 1. Психологические принципы проектирования средств становления рефлексивной деятельности
- 3. 2. Анализ динамики становления рефлексивных возможностей в условиях специально организованной развивающей среды
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B. Философско-психо-логическая концепция С. Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989. — 248с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
- Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта. // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995.- С.85−95 (раздел 3.1).
- Актуальные проблемы педагогической науки и практики: Сборник научных трудов. Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ, 1998. — 104 с.
- Алексеев Н. Г., Зарецкий В. К., Ладенко И. С., Семенов И. Н. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения. Препринт. Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1991.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ, 1968.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977.- 379 с.
- Анисимов О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога :творческого и культура мышления. Автореферат дисс. доктора психолог, наук. М., 1996. — 43 с.
- Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. М, 1993. — 170 с.
- Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы. В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.-М., 1995.-768 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание -М.: «Прогресс», 1986.-422 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности:
- Автореф. дисс.канд. психолог. наук.-М., 1971.-15с.
- Богоявленская Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопр. психологии. 1971. — № 1- С.144−146
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976.- № 4.-С.69−79
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростовского университета, 1983. -173с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1983.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1979, № 2.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1978, № 4.
- Болыпунов A.A., Молчанов В. А., Трофимов Н. М. Динамика рефлексивных актов в продуктивной мыслительной деятельности // Вопросы психологии -1984.-№ 5-С.117−124
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке.// Психологич. журнал. 1991.-Т. 12, № 6.
- Брушлинский A.B. О развитии В.В. Давыдовым своей теории психического развития // Вопросы психологии -1998.-№ 5.~ С.29−37
- Библер B.C. Творческое мышление как предмет логики (проблемы и перспективы) //В кн. Научное творчество. М., 1969.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989. 200 с.
- Вардинян Г. А. Диагностика и коррекция умственного развития в младшихклассах. -М.: Педагогика, 1988.-152 с.
- Варламова Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии.-1997.-№ 5. С.28−43
- Варламова Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореферат канд. дис. М., 1997. -21 с.
- Варламова Е.П. Методика «Контрасты вашей судьбы» // Воспитание и развитие личности: Международная научно-практическая, конф. М.: ИРЛ РАО, 1997.-156 с.
- Варламова Е.П., Степанов С. Ю. Управленческое консультирование: социопсихологический срез И Социологические исследования. 1995. -№ 6.
- Волков A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ. -М., МГУ, 1987. С. 216
- Воронцов А.Б. Основные принципиальные положения концепции развивающего обучения по Эльконину Д.Б.- Давыдову В.В.- Репкину В.В.// Информационно методический журнал «Феникс». — 1994 — № 1.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: в 6 т. -М., 1984.
- Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на оценку и самооценку. // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. — С.
- Гильбух Ю.З. Проблемы теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов // Вопросы психологии 1982. -№ 1 С.29−39
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер с англ. Л. И. Хайрусовой М.: Прогресс, 1976 — С.137−143
- Гордеева О.В. Представления Л.С.Выготского о самосознании и марксизм. // Психологический журнал. 1996. — № 5. — С.31−41
- Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320с.
- Громыко Ю.В. Построение общественной практики средствами образования // Вопросы психологии 1998. -№ 5 — С.43−48
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико- психологические программы построения учебных предметов) М.: Педагогика, 1986. -240с.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник, как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии 1992. -№ 3 — С.
- Давыдов В.В., Эльконин Д. Б., Макарова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии М.- 1978. — С. 24−40
- Давыдов В.В. Проблемы периодизации психического развития //Возрастная и педагогическая психология Пермь, 1974. — 355 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования.-М.: Педагогика, 1986−240 с.
- Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М, 1973 — 280 с.
- Давыдов В.В. Учебная деятельность, состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии 1992. — № 6.- С. 19−23
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Томск, «Пеленг».- 1995, вып. 13.
- Давыдов В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармоничной личности. В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. — М., 1980.
- Давыдов В.В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителя // Вопросы психологии -1990. № 3. — С.
- Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психологическая наука и образование, 1997.-№ 1. С. 37−41
- Диалектика и теория творчества М. МГУ, 1987. — С.
- Дмитриев Д.Б. Психологические особенности постановки учебной задачи младшими школьниками // Вопросы психологии 1985. -№ 2. — С. 60−67.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: «ПИТЕР КОМ», 2000. -320 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: ПИТЕР КОМ", 1999.-368 с.
- Дружинин В.Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психолог, журн. 1994. -Т. 15. — № 4. — С.83−93
- Задачи и направления перестройки педагогической науки //Вопросы психологии 1989.- № 2. — С.12−19
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника М: Знание, 1982.-96 с.
- Зак А. З. Развитие самостоятельного мышления школьников // Информатика и образование, 1987.- № 5. С.80−82
- Зак А. З. Развитие способности действовать в уме у школьников 1−10 классов. // Вопросы психологии 1983. — № 1.- С.43−50
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 152с.
- Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, 1994. — 320 с.
- Зак А. З. Различия в мышлении детей М.: Издательство Российского
- Открытого Университета, 1992.- 128 с.
- Зак А. З. Связь обучения и умственного развития младших школьников // Вопросы психологии 1985. — № 3.- С. 49−55
- Зак А. З. Экспериментальное изучение рефлексии младших школьников // Вопросы психологии 1978. — № 2 — с. 102−110
- Залевский Г. В. К феноменологии психической ригидности // Сибирский психолог, журн. 1997. — Вып.5. — С.24−2867. Зейгарник Б.В.
- Исследование проблем психологии творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. -М., 1983.
- Исследование организации принятия решения. М., 1983.
- Краткий психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
- Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986 336с.
- Моросанова В.И., Степинский В. И. Метод выявления субъективного критерия успешности действия // Вопросы психологии 1982. — № 3. -С.129−133
- Неверкович С.Д., Самоукина Н. В., Кужумова E.H. Методика изучения элементов рефлексивного анализа у юных шахматистов //Вопросы психологии 1996. — № 3. — С. 128−135
- Немов P.C. Психология. М.: Просвещение, 1995 — 576 с.
- Клочко В.Е. Саморегуляция мышления и ее формирование. Караганда, 1987. — 79с.
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Автореф. дис. докт. психолог, наук. М., 1991. — 46с.
- Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. — № 3−4. — С. 104−112
- Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Томск, 1996. — Вып.2. -С. 10−13
- Клочко В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации // Сибирский психолог, журн. Томск, 1997. — вып.5. -С.19−26
- Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психолог, журн. Томск, 1998. — Вып. 8−9. — С.7−15
- Клочко В.Е., Галажинский Становление личности: системный взгляд. -Томск, 1999.- 154 с.
- Клочко В.Е., Краснорядцева О. М. Ребенок в проблемной ситуации (в помощь учителям и воспитателям). Караганда, 1991. -15 с.
- Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к развитию творческого профессионализма. // Материалы конференции «Творчество, рефлексия, культура» Новосибирск: СО РАН, 1994.
- Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. -21с.
- Колесников Л.Ф. и др. Эффективность образования. М.: Педагогика, 1991.- 272с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
- Краснорядцева О.М. Регуляция мыслительной деятельности на стадии инициации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986. -25 с.
- Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1996. — 47с.
- Краснорядцева О.М. Методологические основания исследования мышления в реальной (профессиональной) деятельности // Сибирский психолог, журн. Томск. — 1997. — Вып.5. -С.33 -38
- Краснорядцева О.М. Мотивация мышления в условиях перехода профессиональной деятельности на творческий уровень // Сибирский психолог, журнал. -Томск. 1998. — Вып. 8−9 — С.27−31
- Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1998.- 114с.
- Ладенко И.С., Степанов С. Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. Новосибирск. 1990.
- Ладенко И.С., Семенов И. Н., Советов A.B. Рефлексивная организация проектировочного мышления. Новосибирск, 1990.
- Ладенко И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Препринт. Новосибирск, 1990.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии. -М., 1981. С.3−18.
- Люблинская А. А Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М., 1977. — 224 с.
- Маслов С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1993.-19с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1982.- № 4.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности. -М. Школа Пресс, 1993.
- Матюшкин A.M. Одаренность и творчество детей. // Основы общей и прикладной акмеологии. -М., 1995. С.184−189(раздел 5.3)
- Методологические концепции и школы в СССР (1951 1991 гг.)
- История, истоки и перспективы): Материалы международнойнауковедческой конференции 22 25 сентября 1992 г. Выпуск 1,2 1. Новосибирск, 1992.
- Найденов М.И., Семенов И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления при различной степени готовности к интеллектуальному труду. // Мышление и субъективный мир. Сборник научных трудов. Ярославль: Изд-воЯГУ, 1991, С. 78−81
- Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. -М., 1981.
- Орлов С.С., Семенов И. Н. Оценка творческого потенциала научных коллективов(праксиологическая рефлексия) // Человек в мире интеллектуальных систем (сборник научных трудов). -Новосибирск: ИФ иПСО АН СССР, — 1991.-С.184- 194
- Осницкий А.К. Проблема исследования субъектной активности //
- Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.5−19
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: «Смысл», 1993.-С.
- Полищук O.A. Место рефлексивной компетентности в управленческой деятельности. // Экспериментальные и прикладные акмеологические исследования. Сборник работ аспирантов и соискателей. -М. РАГС, 1995.
- Полищук O.A. Образовательные технологии развития творческого потенциала. // Материалы 1-го съезда практических психологов образования России, г. Москва, 8−11 июня 1994 г. М. 1994.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. -М., 1983.
- Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. и др. Психология творчества : общая, дифференциальная, прикладная. -М. Наука, 1990.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
- Попов A.M. Инициатива и общение в творчестве. -Казань, 1983.
- Психологические модели рефлексии в анализе и корректировке деятельности. Новосибирск, 1991.
- Психическое развитие младших школьников/Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1990 — 167 с.
- Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психол. журн. -1994.-Т. 15.-X23.-C.3−16
- Реан A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии.-1990.- № 2.- С.77−81
- Репкин В.В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пеленг, 1997. — 288с.
- Репкина Н.В. Система развивающего обучения в школьной практике // Вопросы психологии 1997. — № 3, — С. 17−23
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995 529 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989 — 488 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. -160с.
- Рубцов В.В., Марголис A.A., Гуружанов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки)//Психол. наука иобразование.-1996. С.79−93
- Репецкий Ю.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Типы и уроки рефлексивности в процессе профессионального самоопределения личности. // Образование и культура 1994. Ежегодник. — Новосибирск. ИИИ и ПК, 1994.-С.100- 110
- Репецкий Ю.А., Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-творческая среда как средство личного самоопределения в процессе профессионализации. // Личностная ориентация непрерывного образования: теория и практика Волгоград. .ВГПУ 1994.
- Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.-Томск.: «Пеленг». 1993. — Вып.7. — с.
- Рефлексивная регуляция мышления. Новосибирск, 1990.
- Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1984.
- Рефлексия в науке и обучении. Тезисы доклада и сообщение к научно-методической конференции. -Новосибирск, 1989.
- Селевко Г. К. Технологии развивающего обучения // Школьные технологии. 1997. — № 4. — С.22- 46
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Изд-во Наука, 1983.- С.154−182
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. -С.35−42
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: ФГУ, 1990.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рекомендации по диагностике практического интеллекта. Фрунзе, 1985.
- Симакова Т.А. Развитие личностной рефлексии учащихся педагогического колледжа.// Автореф. канд. дис., Москва, 1998. -20с.
- Симакова Т.А. Некоторые пути адаптации молодежи в современных условиях: Философия образования. Материалы конференции. Ряз. гос. радиотехн. Акад. Рязань, 1996.
- Симакова Т.А. Рефлексивный компонент гуманистического мышления // Эмоции (чувства), мышление (интеллект), произвольность (воля) в духовном становлении личности: Материалы 7 Российской научной конференции. Рязань, 1997.
- Симакова Т. А Проблемы рефлексии личности в современных психологических исследованиях //Личность в современных исследованиях. Сб. научн. трудов. Вып. 3. — Рязань, 1997.
- Симакова Т.А. Современные методы развития рефлексии./Формирование и развитие личности: Материалы 7 психолого-педагогических чтений. Москва, Институт молодежи, 1997.
- Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии,-1990.-№ 3- С. 25−36
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. О чем мы спорим? // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 39−40
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психол. 1986. — № 6.
- Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе. // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
- Семенов И.Н., Васютин Р. Н. Рефлексивный аспект проблемы отчуждения. // Материалы международной научно-методической конференции, Тирасполь, 1993. — С.147−148
- Семенов И.Н., Репецких Ю. А. Самореализация личности как субъекта жизнедеятельности. // Основы общей и прикладной акмеологии. -М., 1994. -С.103−114 (раздел 3.3)
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности. // Вопросы психологии. 1983, — № 2.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. // Проблемы рефлексии в научном познании. -Куйбышев, 1983.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. // Исследование проблем психологии творчества. -М., 1983.С.154−182
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, ЗГУ, 1992.
- Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решениятворческих задач . M., 1990.
- Семенов И.Н. Эвристическая рефлексия развития творческого потенциала человека // Проблемы научного и технического творчества. -Одесса, 1992. С.263−265
- Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1992.- 46с.
- Степанов С.Ю. Типология психологического генезиса и проблема рефлексивного механизма творческого саморазвития личности. //
- Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция 4. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии. М., 1988.
- Степанов С.Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к управлению и подготовке управленческих кадров для коммерческих структур. // АПК: экономика, управление, № 12, 1994.-С.39−43
- Степанов С.Ю., Катрич В. И. Методические средства регулятивных функций самооценки. // Интеллектуальные системы и творчество. -Новосибирск, 1991.
- Степанов С. Ю. Маслов С.Н., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика рефлепрактические методы. -М.: Луч, 1993.
- Степанов С.Ю., Полищук О.А Рефлексивная компетентность как базовая категория предпринимательской деятельности. // Материалы 2-ой Всероссийской конференции «Рефлексивные процессы и творчество». -Новосибирск, 1995.
- Степанов С.Ю., Похмелкина Г. Ф., Колошина Т. Ю., Фролова Т. В. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества //
- Вопросы психологии. 1991. № 5.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. // Вопросы психологии, 1985.- № 3, — С.31−40
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. От психологии рефлексии к рефлексивной культурадигме в психологии // Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск: ИФП СО РАН, 1989.
- Степанов С.Ю. Рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (науко практика интенсивного развития человека и организаций). — М.- Петрозаводск.: Петропресс, 1996.
- Степанов С.Ю. Опыт освоения механизмов рефлексии в методологии творчества // Методологические концепции и школы в СССР (1951−1991 гг.)/ Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: ИФП СО РАН, 1992.
- Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и рефлексивная практика // Рефлексивные процессы и творчество. 4.2. Новосибирск: ИФП СО РАН, 1990.
- Симакова Г. А. Развитие личностной рефлексии учащихся педагогического колледжа. Автореф. дис. канд.психол.наук.-М. 1998 23с.
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. М., 1997. — Вып.7.- С. 177−184.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии 1986 — № 6 — С. 36−42
- Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития // Вопросы психологии 1982. — № 1 — С. 19−28
- Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. — № 3.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. -№ 1. — С. 99−104
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии 1985. — № 3.- С. 31−40
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии 1983. — № 2 -С. 35−42
- СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников -М.: Просвещение, 1988. 133с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. (Опыт теоретического и экспериментального исследования). М.: Изд-во МГУ, 1969.-304 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления.- М.:МГУ, 1984 270 с.
- Тихомиров O.K., Васильев И. А., Поплужный В. А. Эмоции и мышление. М.: Изд. МГУ, 1980. — 192 с.
- Тихомиров O.K., Клочко В. Е. Обнаружение противоречий как начальный этап формирования задачи / Искусственный интеллект и психология. М., 1976. — С. 176−205
- Тихомиров O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980.- № 5. — С.23−31.
- Теоретические и прикладные аспекты подготовки специалистов в условиях университета: Сб. науч. трудов Усть-Каменогорск: Издательство ВКГУ, 1999.-320 с.
- Узнадзе Д.А. Психология установки. М., 1999.
- Философская энциклопедия: В 4 т. Т 4 — М.: Советская энциклопедия, 1969.- С.499−502
- Философский энциклопедический словарь М.: Советская энциклопедия, 1989 — с.555−556
- Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова -М.: Педагогика, 1982.- 172 с.
- Фурман A.B. Влияние особенностей проблемной ситуации на развитие мышления учащихся // Вопросы психологии. 1985.-№ 2.-С.68−72
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. И. И. Ильясова, В .Я. Ляудис М.: МГУ, 1981- 303 с.
- Циалковская И.М., Поливанова Н. И., Ермакова В. А. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. -1998.-№ 6-С. 16−21
- Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии -1998.-№ 5.-С.27−36
- Цукерман Г. А., Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе. // Вопросы психологии 1983.- № 4.-С.46−53
- Цукерман Г. А. Зачем детям учиться вместе? М., 1985.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении-Томск:Пеленг, 1993.-с.268.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. с. 288.
- Цукерман Г. А. Условия развития рефлексии у шестилеток // Вопросы психологии 1989. — № 2 — С.39−46
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М: Изд-во Наука, 1977. — 144с.
- Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина.Д.Б.-Давыдова.В.В. //Вопросы психологии. -1998.-№ 5.-С.58−71
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998. — С. 512
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. // Исследования речемыслительной деятельности. -Алма-Ата, С.12−15
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989−560 с.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. // Возрастные возможности усвоения знаний. Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. 1966.
- Эльконин Д.Б. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психолог, наука и образование. 1996. — № 4.-С. 18−23
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Психолог, наука и образование. 1996. -№ 1. — С.42−45
- Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.:Педагогика,-1979.-144с.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−77
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2.-С. 31−42