Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика организованности и общительности личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По каждому бланку суммируются индексы, начиная с 4. Остальные индексы — 1, 2, 3 (отрицание приравнивается к 0) в сумму индексов не включаются. Подсчет производится раздельно по нечетным и четным пунктам каждого бланка. Сумма индексов по нечетным пунктам означает «позитивный» полюс шкалы. Сумма индексов по четным пунктам составляет другой, «негативный» полюс. Таким образом, каждый бланк… Читать ещё >

Диагностика организованности и общительности личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организованность и общительность являются профессионально важными свойствами личности в системе «человек — человек». Они не только служат условием оптимального взаимодействия, но и существенным образом влияют на результаты профессиональной деятельности.

Соответственно возникает необходимость надежной диагностики и развития этих свойств, особенно у специалистов, работающих в области сервиса и туристического бизнеса. Для этого необходимо знать природу и психологическую структуру свойств организованности и общительности. Как показали наши многолетние исследования, любое свойство личности представляет собой достаточно сложное, многомерное образование (см.: Крупнов А. И., 1998; Крупнов А. И., 2002; КрупновА. И., Бабаев Т. М., Станис В. В" 2000).

Иными словами, каждое свойство в своей внутренней структуре содержит инструментально-динамические и мотивационно-смысловые составляющие, которые обеспечивают готовность и стремление субъекта к реализации какого-либо отношения определенным способом.

Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент.

В нем интегрируются конкретные цели, установки, намерения, а также общая программа инструментально-смыслового обеспечения и реализации того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности.

Мотивационно-смысловой аспект этой системы составляют когнитивные, мотивационные и продуктивно-смысловые характеристики.

Он определяет селекцию и приоритет тех или иных смыслов, предметных отношений и побуждений; глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (осмысленность — осведомленность); выбор доминирующих побуждений, ориентированных на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность); приоритетную зону приложения свойств личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом в предметно-деятельностной или субъектно-коммуникативной сфере.

Инструментально-динамическая подсистема обеспечивает процессуальную сторону реализации черт личности. Динамические составляющие определяют систему приемов и способов их осуществления, т. е. меру интенсивности и вариативности (энергичность); стеническую или астеническую окраску эмоциональных переживаний, доминирование внешнего или внутреннего локуса регуляции черт личности.

И наконец, рефлексивно-оценочный компонент выполняет функцию сличения исходных намерений и возникших трудностей в ходе исполнения всей инструментально-смысловой программы, реализации свойств личности.

Для диагностики указанных компонентов и переменных свойств личности нами разработаны бланковые тесты для диагностики общительности и организованности личности.

Инструкция: «Последовательно ответьте на утверждения, приведенные в конкретном бланке, проставляя каждый раз индекс против номера суждения на бланке ответов:

  • 1 — безусловно нет;
  • 2 — нет;
  • 3 — пожалуй, нет;
  • 4 — когда как;
  • 5 — пожалуй, да;
  • 6 —да;
  • 7 — безусловно да".

Бланковый тест — общительность

БЛАНК 1Ц Ваша (его, ее) общительность нацелена на:

  • 1) поиски интересной работы;
  • 2) поддержание своего здоровья;
  • 3) достижение общественного признания в группе;
  • 4) обретение самостоятельности и независимости;
  • 5) успешность учебной деятельности;
  • 6) удовлетворение своих планов и желаний;
  • 7) стремление быть уважаемым человеком;
  • 8) достижение материального благополучия;
  • 9) занятия предпринимательством и коммерцией;
  • 10) совершенствование себя и своих способностей;
  • 11) обретение хороших и верных друзей;
  • 12) устройство семейной жизни;
  • 13) получение знаний и другого опыта;
  • 14) стремление быть нужным и любимым человеком.

БЛАНК 2 М Ваша (его, ее) общительность обычно побуждается:

  • 1) стремлением наладить дружеские отношения;
  • 2) желанием развлечься и повеселиться;
  • 3) необходимостью участия в делах группы, коллектива;
  • 4) стремлением быть на людях и среди людей;
  • 5) желанием глубже познать других людей;
  • 6) намерением избежать чувства одиночества;
  • 7) желанием оказать внимание и сочувствие другим людям;
  • 8) стремлением лучше узнать самого себя;
  • 9) чувством долга и необходимостью участия в общих делах группы;
  • 10) намерением утвердиться в коллективе и завоевать авторитет;
  • 11) необходимостью совместного выполнения различных видов деятельности;
  • 12) стремлением раскрыть свои возможности и способности;
  • 13) желанием оказать поддержку и помощь другим людям;
  • 14) намерением решить практические и материальные вопросы.

БЛАНК ЗК Общительность вы (он, она), скорее всего, понимаете как:

  • 1) проявление потребности человека в общении;
  • 2) врожденное свойство человека;
  • 3) средство познания себя и других людей;
  • 4) черту личности, которая не поддается развитию;
  • 5) способ достижения взаимного понимания и согласования между людьми;
  • 6) свойство, которое передается по наследству;
  • 7) контактность человека с другими людьми;
  • 8) черту, которая зависит от темперамента;
  • 9) степень готовности человека к межличностному взаимодействию;
  • 10) устойчивое свойство, которое не изменяется в процессе жизни;
  • 11) средство выражения различных отношений людей друг к другу;
  • 12) природно-заданную особенность человека;
  • 13) средство взаимовлияния людей друг на друга;
  • 14) генетически обусловленную черту характера.

БЛАНК 4П Ваша (его, ее) общительность способствовала:

  • 1) получению новой производственной и учебной информации;
  • 2) развитию новых интересов;
  • 3) решению деловых и практических вопросов;
  • 4) формированию вашей жизненной позиции;
  • 5) лучшему усвоению учебных предметов;
  • 6) появлению стремления к самовоспитанию;
  • 7) лучшему пониманию других людей;
  • 8) приобретению широкого круга друзей и знакомых;
  • 9) налаживанию межличностных отношений между людьми;
  • 10) лучшему устройству личной жизни;
  • 11) снятию конфликтов и эмоционального напряжения у других людей;
  • 12) более глубокому пониманию особенностей своего поведения;
  • 13) большей результативности в осуществлении своих планов и задуманных дел;
  • 14) разрядке и поднятию своего настроения.

БЛАНК 5Д Вы (он, она) обычно:

  • 1) первым начинаете разговор с другим человеком;
  • 2) не стремитесь обновить круг своих друзей и знакомых;
  • 3) легко входите в незнакомую компанию и чувствуете себя в ней непринужденно;
  • 4) довольствуетесь узким кругом друзей и знакомых;
  • 5) сразу же включаетесь в разговор, начатый до вас;
  • 6) сознательно ограничиваете круг своих новых знакомств;
  • 7) можете занять и развеселить любую компанию;
  • 8) поддерживаете дружеские отношения с малым числом своих близких знакомых;
  • 9) часто оказываетесь лидером в различных группах людей и компаниях;
  • 10) с трудом выполняете работу, связанную с широким кругом общения;
  • 11) без труда находите контакт с любым человеком;
  • 12) устаете от частого общения с другими людьми;
  • 13) не упускаете возможность побывать на различных встречах и вечеринках;
  • 14) редко бываете в местах, где можно было бы расширить круг своих знакомств.

БЛАНК 6Э Вы (он, она) обычно переживаете:

  • 1) радостные эмоции при знакомстве с другим человеком;
  • 2) чувство неловкости и смущения при общении с другими людьми;
  • 3) состояние радости, когда находитесь в окружении других людей;
  • 4) состояние неудовлетворенности собой и своим общением;
  • 5) чувство удовлетворения, когда оказываетесь в центре внимания;
  • 6) чувство тревоги при мысли быть отвергнутым в общении;
  • 7) радостное состояние, когда удается понять друг друга;
  • 8) чувство смущения, когда вдруг неудачно отвечаете своему собеседнику;
  • 9) чувство благодарности и признательности, когда тебя понимают другие люди;
  • 10) чувство опасения и настороженности при знакомстве с новыми людьми;
  • 11) чувство удовлетворения, когда в общении открываются новые стороны вашего я;
  • 12) чувство досады, когда в общении не удается скрыть негативное отношение к другому человеку;
  • 13) чувство радости, когда удается познакомиться с новыми людьми;
  • 14) состояние беспокойства и раздражения в случае длительного и бесполезного общения.

БЛАНК 7Р Вы (он, она) склонны считать, что:

  • 1) от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит, как сложатся мои отношения с другими людьми;
  • 2) осуществление целей общения часто зависит от везения;
  • 3) люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим;
  • 4) бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей;
  • 5) если захотеть, то можно расположить к себе почти любого человека;
  • 6) внешние обстоятельства сильно влияют на общение с другими людьми;
  • 7) человек, который не смог добиться расположения других людей к себе, не проявил к тому достаточных усилий;
  • 8) как бы люди ни старались наладить отношения, они все равно не смогут этого сделать;
  • 9) можно всегда добиться от другого человека того, что ты хочешь;
  • 10) в большинстве случаев удача в общении зависит от стечения обстоятельств;
  • 10) нужно всегда проявлять инициативу в общении, не надеясь на других людей;
  • 11) вы ничего не можете изменить в сложившихся отношениях между вами и другими людьми;
  • 12) люди, не сумевшие добиться признания, должны винить в этом только самих себя;
  • 13) в постигших вас неудачах в общении чаще были повинны другие люди.

БЛАНК 8 Т Обычно вы (он, она) :

  • 1) часто не можете найти подходящую тему для разговора с незнакомыми людьми;
  • 2) испытываете смущение, когда окружающие смотрят на вас;
  • 3) не владеете достаточными навыками общения;
  • 4) стесняетесь быть в центре внимания компании или группы;
  • 5) не всегда можете понять другого человека и поставить себя на его место;
  • 6) с трудом выражаете мысли и чувства из-за своей стеснительности;
  • 7) с трудом говорите комплименты другим людям;
  • 8) застенчивы и это затрудняет ваше общение;
  • 9) не всегда можете удержать начатую беседу;
  • 10) часто расстраиваетесь, что вас не понимают другие люди;
  • 11) не можете оказать нужного воздействия на другого человека;
  • 12) боитесь оказаться в неловком положении в общении с другими людьми;
  • 13) с трудом начинаете разговор с малознакомыми людьми;
  • 14) страшитесь того, что в общении другие люди вас могут неправильно понять.

Бланковый тест — организованность

БЛАНК 1Ц Ваша (его, ее) организованность нацелена на:

1) поиски интересной работы;

  • 2) поддержание своего здоровья;
  • 3) достижение общественного признания в группе;
  • 4) обретение самостоятельности и независимости;
  • 5) успешность учебной деятельности;
  • 6) удовлетворение своих планов и желаний;
  • 7) стремление быть уважаемым человеком;
  • 8) достижение материального благополучия;
  • 9) занятия предпринимательством и коммерцией;
  • 10) совершенствование себя и своих способностей;
  • 11) обретение хороших и верных друзей;
  • 12) устройство семейной жизни;
  • 13) получение знаний и другого опыта;
  • 14) стремление быть любимым человеком.

БЛАНК 2 М Ваша (его, ее) организованность обычно побуждается:

  • 1) стремлением сплотить коллектив, в котором работаете, учитесь;
  • 2) потребностью полнее реализовать собственные возможности;
  • 3) стремлением повысить социальный статус коллектива;
  • 4) намерением получить удовольствие от четкой организации дел и времени;
  • 5) стремлением помочь коллегам максимально реализовать свои возможности;
  • 6) желанием руководить и быть лидером;
  • 7) потребностью установить и поддержать хорошие отношения с коллегами;
  • 8) желанием достичь более высоких результатов в своей работе и учебе;
  • 9) потребностью быть необходимым другим людям;
  • 10) стремлением сделать свою карьеру;
  • 11) желанием внести как можно больший вклад в решение коллективных проблем;
  • 12) стремлением быть самостоятельным и независимым;
  • 13) чувством долга и ответственности;
  • 14) стремлением как можно больше взять для себя от жизни.

БЛАНК ЗК Организованность вы (он, она), скорее всего, понимаете как:

  • 1) проявление пунктуальности и прилежности человека;
  • 2) врожденное свойство личности;
  • 3) качество, обеспечивающее упорядоченность и планомерность в работе;
  • 4) черту личности, которую сложно развить и усовершенствовать;
  • 5) способность рационально использовать время;
  • 6) черту характера, передающуюся по наследству;
  • 7) умение программировать собственное поведение;
  • 8) свойство, которое зависит от типа темперамента;
  • 9) способность подчинять побуждения и эмоциональные порывы отдаленным целям;
  • 10) устойчивое качество личности, не поддающееся изменению;
  • 11) умение соблюдать и поддерживать порядок во всем;
  • 12) природно-заданную особенность человека;
  • 13) проявление собранности и аккуратности человека;
  • 14) генетически обусловленную черту характера.

БЛАНК 4П Ваша (его, ее) организованность способствовала:

1) более быстрому достижению коллективных целей;

  • 2) расширению сферы применения ваших способностей;
  • 3) поддержанию нормальной деловой атмосферы в группе;
  • 4) вашему интеллектуальному развитию;
  • 5) экономии и продуктивному использованию времени и средств в совместном деле;
  • 6) успешной сдаче зачетов и экзаменов;
  • 7) росту вашего авторитета;
  • 8) успешному планированию деятельности коллектива;
  • 9) росту чувства собственного достоинства;
  • 10) более четкой постановке задач деятельности;
  • 11) повышению вашей самооценки;
  • 12) расширению сферы вашей компетентности;
  • 13) росту вашей привлекательности и улучшению имиджа;
  • 14) снижению тревожности и неуверенности в себе.

БЛАНК 5Д Вы (он, она) обычно:

  • 1) заранее обдумываете и планируете свою деятельность;
  • 2) постоянно испытываете недостаток времени для четкой организации того или иного дела;
  • 3) тщательно контролируете и проверяете себя в ходе работы;
  • 4) не видите смысла в предварительном продумывании и планировании

дел;

  • 5) всегда предпочитаете сохранять порядок на своем рабочем месте;
  • 6) обычно задумываете много, а делаете мало;
  • 7) четко выделяете среди накопившихся дел главное и второстепенное;
  • 8) срываете запланированные мероприятия из-за ранее неучтенных мелочей;
  • 9) привыкли устанавливать наперед сроки выполнения того или иного задания;
  • 10) постоянно испытываете цейтнот в жизни и делах;
  • 11) предпочитаете порядок даже в том, что на первый взгляд кажется мелочью;
  • 12) скорее предпочтете просто поучаствовать в каком-либо деле, чем его организовать;
  • 13) берете на себя подготовку и организацию новых дел;
  • 14) считаете необязательным заранее организовывать свое время, так как всегда может подвернуться что-то интересное.

БЛАНК 6Э Вы (он, она) обычно переживаете:

  • 1) удовлетворение от четкой организованности вашей жизни;
  • 2) тревогу от собственной спонтанности и неорганизованности;
  • 3) положительные эмоции, когда удается интересно организовать какоелибо дело;
  • 4) разочарование, когда из-за собственной неорганизованности не удается сделать намеченное;
  • 5) прилив положительных эмоций при одобрении и поддержке вашего организованного поведения;
  • 6) гнев при невозможности преодолеть собственную неорганизованность;
  • 7) удовлетворение, когда собственная организованность позволяет сделать дела в срок;
  • 8) подавленность, когда заедает быт и текучка;
  • 9) удовольствие от аккуратно и последовательно выполненных заданий;
  • 10) тревожность при необходимости четко организовать какую-либо деятельность;
  • 11) радостное возбуждение, когда предстоит самому организовать нечто неординарное;
  • 12) тревогу и неуверенность от перспективы самому организовать что-нибудь;
  • 13) энтузиазм и радость, когда беретесь за планирование и организацию совместной деятельности;
  • 14) тоску от неорганизованности жизни и быта.

БЛАНК 7Р Вы (он, она) обычно склонны считать, что:

  • 1) организованность человека главным образом зависит от его воли;
  • 2) организованность человека в большей степени формируется его окружением, чем им самим;
  • 3) хроническая нехватка времени — это следствие неумения организовать свою жизнь;
  • 4) только работая в слаженном коллективе, можно четко организовать собственную деятельность;
  • 5) некоторые вещи не удаются людям лишь из-за неумения правильно организовать свою работу;
  • 6) не организованность, а обстоятельства в большей степени способствуют завершению дел;
  • 7) большинство людей не понимают, насколько их личная жизнь зависит от организованности;
  • 8) от вас мало что зависит в организации совместной деятельности;
  • 9) организованность — результат целенаправленной работы человека над собой;
  • 10) не следует тратить время на попытки организовать собственную деятельность, в конечном счете это мало влияет на успех;
  • 11) повседневная текучка не является оправданием неорганизованности;
  • 12) проще отказаться от чего-либо, чем попытаться быть собранным и организованным;
  • 13) от вас многое зависит в организации совместной деятельности;
  • 14) лучше руководствоваться предложенным планом или распорядком работы, чем выдумывать их самому.

БЛАНК 8 Т Правда ли, что:

  • 1) вам часто не хватает времени для успешной адаптации к быстро метающимся обстоятельствам;
  • 2) ваша излишняя импульсивность не позволяет четко организовать свою деятельность;
  • 3) четкой организации вашей умственной деятельности часто мешают бытовые проблемы;
  • 4) ваша внутренняя противоречивость и непоследовательность часто препятствуют организованности;
  • 5) неумение планировать часто не позволяет вам быть последовательным и организованным в работе и учебе;
  • 6) отсутствие терпения мешает вам организовывать собственную деятельность;
  • 7) дефицит времени парализует вашу организованность;
  • 8) излишняя тревожность не позволяет вам быть организованным;
  • 9) недостаточное представление о порядке выполнения тех или иных операций препятствует вашей организованности;
  • 10) боязнь излишней регламентированности жизни тормозит вашу организованность;
  • 11) отсутствие дружеской поддержки не позволяет вам всегда быть организованным;
  • 12) недостаток необходимых навыков препятствует вашей организованности;
  • 13) излишняя критика дезорганизует вашу деятельность;
  • 14) частые колебания настроения не позволяют вам быть организованным.

Обработка данных

По каждому бланку суммируются индексы, начиная с 4. Остальные индексы — 1, 2, 3 (отрицание приравнивается к 0) в сумму индексов не включаются. Подсчет производится раздельно по нечетным и четным пунктам каждого бланка. Сумма индексов по нечетным пунктам означает «позитивный» полюс шкалы. Сумма индексов по четным пунктам составляет другой, «негативный» полюс. Таким образом, каждый бланк представляет собой биполярную оценку различных переменных свойств личности.

Пример. Испытуемый, А отвечает на первый бланк (1Ц) следующими индексами:

Признаки:

Индексы ответов:

Подсчитывается сумма индексов по нечетным пунктам, исключая ответы, равные индексам 1, 2, 3 (они приравниваются к 0), независимо от того, где они находятся, в четной или нечетной группах признаков.

Бланк 1Ц — сумма индексов нечетных признаков:

о.

со

II.

vo.

Бланк 1Ц — сумма индексов четных признаков:

5 = 25.

Итак, высокие индексы по бланку 1Ц получили 3, 7, 9, 13 нечетные признаки, характеризующие общественно значимую направленность общительности или организованности. Общая сумма составила 30 баллов.

По четным признакам, свидетельствующим о личностно значимой направленности, более выражены 4, 8, 12, 14 признаки. Общая сумма равна 25.

Аналогичным образом подсчитываются суммы раздельно (четные и нечетные) и по другим бланкам.

На основании полученных данных можно выстроить профиль, иллюстрирующий степень выраженности различных переменных организованности и общительности (см. таблицу «Профиль черты личности»). По горизонтали (от центра влево) проставляются по каждому бланку суммы нечетных пунктов (гармонические переменные), а от центра справа — суммы четных пунктов (агармонические переменные), отражающие ту или иную переменную свойств личности.

В случае нашего примера значение 30 откладывается (ставится точка) на верхней строчке слева от нулевой отметки в соответствующем месте клеточки. Значение 25 откладывается справа от нулевой отметки. В таком же порядке наносятся суммарные значения и по другим переменным, сверху вниз. Затем нанесенные точки соединятся в профиль.

Бланк для ответов

Ф. И. О._.

Возраст_Пол_.

Другие сведения_.

Бланковый тест состоит из отдельных бланков. Каждый из них содержит по 14 утверждений.

В каждом бланке расставьте индексы против конкретных утверждений:

  • 1 — вовсе нет;
  • 2 — нет;
  • 3 — пожалуй, нет;
  • 4 — нечто среднее;
  • 5 — пожалуй, да;
  • 6 —да;
  • 7 — несомненно да.

Бланк

Бланк

2 М

Бланк

ЗК

Бланк

Бланк

Бланк

Бланк

Бланк

Профиль черты личности

Уровень выраженности переменных.

Гармонические переменные.

Агармонические переменные.

Общественные цели.

Личные цели.

Социоцентричность.

Эгоцентричность.

Осмысленность.

Осведомленность.

Предметность.

Субъектность.

Энергичность.

Аэнергичность.

Стеничность.

Астеничность.

Интернальность.

Экстернальность.

Операциональные трудности.

Личностные трудности.

Уровень выраженности различных переменных свойств личности

Переменные.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Общественные цели.

0—19.

20—39.

40—49.

Личностный цели.

0—22.

23—42.

43—49.

Социоцентричность.

0—12.

13—36.

37—49.

Эгоцентричность.

0—6.

6—25.

26—49.

Осмысленность.

0—23.

24—42.

43—49.

Осведомленность.

0—8.

9—30.

31—49.

Предметность.

0—19.

20—39.

40—49.

Субъектность.

0—3.

4—23.

24—49.

Эргичность.

0—19.

20—38.

39—49.

Аэргичность.

0—17.

18—38.

39—49.

Стеничность.

0—25.

26—41.

42—49.

Астеничность.

0—9.

10—29.

30—49.

Интернальность.

0—24.

25—41.

42—49.

Экстернальность.

0—21.

22—42.

43—49.

Операционные трудности.

0—1.

2—25.

26—49.

Личностные трудности.

0—1.

2—26.

27—49.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Что такое темперамент?
  • 2. Что такое экстраверсия и интроверсия?
  • 3. Охарактеризуйте основные темпераменты с точки зрения свойств нервной системы, общения, организации деятельности и стрессоустойчивости:
    • — сангвиник;
    • — флегматик;
    • — холерик;
    • — меланхолик.
  • 4. Как можно составить представление о темпераменте человека по особенностям речи и поведения?
  • 5. Что такое стиль мышления?
  • 6. Дайте характеристику разных стилей мышления.
  • 7. Что такое тип мышления?
  • 8. Дайте характеристику разных типов мышления.
  • 9. Что такое креативность?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой