Игра — сильное средство для выработки навыков, освоения профессиональных ролей, погружения в новую, еще неосвоенную и непривычную систему отношений.
Применяя игру, стоит понимать и чувствовать особую природу игровой деятельности. В многочисленных определениях игры неизменно подчеркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат (не внутренний, игровой, а практический). Между тем обучение по своей сути — целенаправленная деятельность; ведущий (тренер) по роду своей профессии призван ее организовывать, подчиняя ее заведомо поставленной обучающей цели, которая выходит за пределы игровых задач. Поэтому дидактическая (учебная, обучающая) игра — явление внутренне противоречивое. На помощь в понимании и в практике конструирования и использования игры приходит разграничение игровой деятельности и целенаправленной игры — игры с правилами, подчиненной достижению заранее намеченного игрового (все же не обязательно практического!) результата.
В английском языке игра по правилам {game) отличается от игры как самодостаточного и самоценного процесса (игровая деятельность — play). Однако и в англоязычном понятийном поле понятия «game» и «play» не разделены сущностным барьером: чтобы игра по правилам оставалась игрой {game), ее участники должны быть вовлечены в самодостаточный и самоценный процесс — играть в игру {play the game).
В дальнейшем, говоря об играх, мы будем иметь в виду целенаправленную игру.
Игра заметно уступает другим методам в возможности передавать знания. Ее сильные стороны в другом: участники проживают игровой опыт, поэтому игры позволяют отрабатывать навыки и влиять на отношение участников к тому, что они делают в ходе игры. По природе игры ее действие условно. Условность происходящего помогает снять жесткие стереотипы действий, а вместе с ними и сопротивление, которое возникает при попытках эти стереотипы пересмотреть (или даже просто рассмотреть).
Для практики важно, что игра содержит несколько пластов действий:
- • моделирующее действие — моделирование мира (действия с упрощенной моделью);
- • действие в воображении — воображаемое представление мира («как если бы»);
- • действия в роли («я действую как не-я, как другой»);
- • пробное действие («что произойдет, если»);
- • состязательные действия (состязание с другими, с собой);
- • действия по правилам.