Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контрольные вопросы. 
Общая психология в 3 т. Том ii в 4 кн. Книга 4. Речь. 
Психические состояния

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каким образом процесс формирования речи воздействует на развитие других психологических особенностей человека, его адаптацию к окружающей среде? Почему ученым в поиске точных определений понятий «значение слова» и «смысл слова» необходимо в первую очередь ориентироваться на психологию? Какие трансформации происходят с речью по мере ее превращения из внешней во внутреннюю речь и в процессе… Читать ещё >

Контрольные вопросы. Общая психология в 3 т. Том ii в 4 кн. Книга 4. Речь. Психические состояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Каким образом в современном науковедении решается вопрос о том, к какой научной области относится изучение речи?

2. Почему лингвистика (языкознание) может считаться главной наукой, исследующей речь человека?

3. Как в лингвистике определяется язык?

4. Какие существуют разновидности языков?

5. Что такое естественные языки?

6. Каким образом естественные языки возникли и развивались?

7. В чем состоит специфика искусственных языков?

8. Каким образом связаны друг с другом естественные и искусственные языки?

9. Какие языки называют живыми и мертвыми?

10. Какие трудности возникают при поиске точного определения речи?

11. Почему для психологии недостаточно тех определений речи, которые имеются в других науках?

12. Чем вызвана необходимость иметь в психологии специальное, психологическое определение речи?

13. Что представляет собой развернутое определение речи?

14. Каковы отличия в лингвистическом и психологическом понимании соотношения языка и речи?

15. Почему для понимания сути речи необходимы совместные исследования лингвистов и психологов?

16. Что называется «сильным» и «слабым» определением речевой способности?

17. Каким образом в зависимости от принятых определений речи решается вопрос о соотношении лингвистики и психологии в изучении речи?

18. В чем состоит разница в предметах психологического и лингвистического изучения речи?

19. Что представляет собой психолингвистика как наука, занимающая промежуточное положение между психологией и лингвистикой?

20. Каковы основные проблемы и вопросы, которые ставятся и решаются в современной психолингвистике?

21. Как связаны между собой психолингвистика и зоопсихология?

22. Как в науке ставится и решается вопрос о соотношении языка и речи человека и животных?

23. В чем заключается проблема происхождения и развития языков и видов речи?

24. Чем объясняются трудности научного решения данной проблемы?

25. Каким образом ученые объясняют неудачи попыток обучения животных человеческой устной или письменной речи?

26. Какие виды речи выделяются в лингвистике, и почему они представляют разный интерес для психологов и лингвистов?

27. В чем проявляется специфика устной и письменной речи?

28. Каковы особенности внешней и внутренней речи?

29. Что представляют собой вербальная и невербальная речь?

30. Какую речь называют диалогической и монологической?

31. Что такое эгоцентрическая речь?

32. В чем состоял смысл дискуссии между Л. С. Выготским и Ж. Пиаже относительно природы и судьбы эгоцентрической речи?

33. Какой язык называют жестовым?

34. Какова природа и область практического использования людьми жестового языка?

35. Что представляет собой классификация видов речи по Ф. Кайнцу?

36. Какие виды речи выделяет и рассматривает в своих трудах А. А. Леонтьев?

37. Какие особенности речи называют лингвистическими и паралингвистичсскими?

38. Каким образом ставится и решается вопрос о филогенетическом развитии речи человека?

39. Почему язык телодвижений можно рассматривать как первичную (генетически наиболее раннюю) форму речи?

40. Какие виды речи появились в филогенезе вслед за языком телодвижений?

41. Каким образом различные виды речи связаны с решением человеком разнообразных задач?

42. Каковы основные функции речи современного человека?

43. В чем заключается коммуникативная функция речи?

44. Каким образом реализуется интеллектуальная функция речи?

45. Что представляет собой м от и в, а ц и о н норегул и рукл цая функция речи?

46. Что называют психодиагностической функцией речи?

47. В чем проявляется психотерапевтическая функция речи?

48. В чем заключается специфика познавательной и интеграционной функций речи?

49. В чем выражается многозначность и неопределенность понятий «значение слова» и «смысл слова» в логике и лингвистике?

50. Почему ученым в поиске точных определений понятий «значение слова» и «смысл слова» необходимо в первую очередь ориентироваться на психологию?

51. Что представляет собой психологическая дефиниция значения слова?

52. По какой причине человек не в состоянии знать значений всех слов языка?

53. Что общего и различного между понятием и значением слова?

54. Что в лингвистике понимают под лексическим, грамматическим и референциальным значениями слов?

55. Каким образом определяется смысл слова?

56. В чем заключается разница между значением и смыслом слова?

57. Чем объясняется необходимость передачи и понимания значений и смыслов слов для полноценного общения людей?

58. Почему устная речь считается наиболее подходящей формой речи для передачи смыслов слов?

59. Каким образом человек передает и воспринимает значения слов?

60. Что утверждается в определительной теории значений и теории прототипов?

61. Каковы основные идеи структурного подхода к определению и пониманию значения слова?

62. Что представляет собой классический подход к определению значения слова (соотнесения знака и значения)?

63. Чем вызвана необходимость поиска психологического решения вопроса об определении (установлении) значений слов?

64. В чем суть теории определения значений Дж. Мортона?

65. Какой смысл имеет вопрос о происхождении речи для решения других вопросов психологии речи?

66. Что представляют собой два основных решения вопроса о происхождении речи и их возможные следствия?

67. В чем заключаются лингвистический и психологический аспекты решения вопроса о происхождении речи?

68. Что утверждается в «естественной» и «социальной» теориях происхождения речи?

69. Какое решение проблемы происхождения языка и речи предложил В. фон Гумбольдт?

70. Каковы основные идеи звукоподражательной теории происхождения языка и речи X. Штейнталя?

71. Что представляет собой дуалистическая теория происхождения языка и речи В. Вундта?

72. Что утверждается в трудовой теории происхождения языка и речи Л. Нуаре?

73. Каким образом в трудах ученых XX столетия ставилась и решалась проблема происхождения языка и речи?

74. Что представляют собой основные лингвистические термины, с помощью которых описывается структура слова или речевого высказывания?

75. В чем выражается достаточность словаря (тезауруса) среднего взрослого человека для составления огромного количества фраз и предложений, полностью обеспечивающих его разнообразные речевые и другие потребности?

76. Какова общая структура предложения (речевого высказывания)?

77. Что представляет собой многоуровневая динамическая организация речевой деятельности?

78. Что входит в состав исихолингвистической модели порождения речевого высказывания А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой?

79. Каковы основные составляющие модели порождения и восприятия речи Т. Н. Ушаковой?

80. Что представляют собой программа речевого высказывания и его грамматическая модель?

81. Что называют моторным программированием и производством высказывания?

82. Чем отличаются процессы программирования и порождения высказывания у детей и взрослых людей?

83. Каким образом люди воспринимают и оценивают письменную речь?

84. Почему для правильного восприятия и понимания устных и письменных текстов (высказываний) необходимо знать людей — авторов этих текстов (высказываний), их психологические особенности, условия, в которых тексты были написаны (высказывания сформулированы), и иметь достаточно большой собственный жизненный опыт?

85. Что представляют собой когнитивно-психологические модели восприятия и понимания текстов?

86. Каковы особенности модели понимания текста по У. Кинчу?

87. Каким образом порождаются и воспринимаются речевые высказывания по Н. Хомскому?

88. Что такое трансформационная и порождающая грамматики Н. Хомского?

89. Что представляет собой комбинированная модель восприятия речевых высказываний, основанная на идеях Н. Хомского и достижениях современной когнитивной психологии?

90. Каковы недостатки модели порождения и восприятия речевых высказываний Н. Хомского?

91. Где и каким образом идеи Н. Хомского могут быть использованы в психологии?

92. В чем заключался вклад Дж. Миллера в теорию порождающих грамматик Н. Хомского?

93. Каковы основные критические замечания, высказанные в адрес теории Хомского — Миллера?

94. Почему вопрос о наличии у человека задатков к освоению устной и письменной речи имеет ключевой характер для психологии речи?

95. Что представляют собой два альтернативных ответа на данный вопрос?

96. В чем суть социальной и натуральной теорий происхождения речи?

97. Каковы основные положения теории научения применительно к процессу освоения речи?

98. В чем заключалась критика данной теории?

99. Что утверждается в натуральной теории освоения языка и формирования (развития) речи?

100. Каким образом ученые критикуют натуральную теорию развития речи?

101. Каким представляется процесс освоения языка и развития речи в соответствии с натуральной теорией?

102. Как взрослые люди контролируют речь детей в ранние годы, на что они обращают основное внимание?

103. Что представляет собой когнитивная теория происхождения и развития речи?

104. В чем проявляется взаимная дополняемость (непротиворечивость) разных теорий формирования и развития речи?

105. По каким причинам невозможно однозначно признать или опровергнуть гипотезу о наличии у человека врожденных задатков к формированию и развитию речи?

106. Какие факты свидетельствуют за и против гипотезы существования врожденных предпосылок к освоению и развитию речи?

107. В чем проявляются различия в скорости и качестве освоения людьми родного и неродного языков?

108. Как объясняются соответствующие факты с научной точки зрения?

109. В чем состоит разница в условиях освоения человеком родного и неродного языков?

110. Какое влияние знание одних языков оказывает на овладение другими языками?

111. Каким образом процесс формирования речи воздействует на развитие других психологических особенностей человека, его адаптацию к окружающей среде?

112. В чем заключается представление о формировании языка и речи как репродуктивном и продуктивном процессах?

113. Каковы аргументы за и против того, что ребенок осваивает язык и речь через подражание?

114. Каким образом обосновывается точка зрения, согласно которой ребенок создает («творит») для себя язык и речь?

115. Как факты, связанные с процессом развития речи у детей, доказывают ее происхождение через рсчетворчсство?

116. Что представляют собой условия нормального формирования и развития речи у ребенка?

117. В чем выражается первичность речи как средства общения по сравнению с использованием речи как инструмента мышления?

118. Какие факты говорят о том, что коммуникативная функция речи является главной или основной в сравнении с другими ее функциями?

119. Каким образом можно доказать существование у животных развитых языков и соответствующих им видов речи?

120. В чем проявляются неудачи попыток обучения животных человеческой устной и письменной речи?

121. Каковы причины, объясняющие эти неудачи?

122. Что представляли собой и какие результаты дали опыты, но обучению человекообразных обезьян жестовому языку?

123. Каким образом можно оценить опыты с животными с точки зрения возможностей усвоения животными человеческого языка?

124. Что представляет собой речь как инструмент мышления?

125. Какие примеры свидетельствуют об активном участии речи в процессах мышления?

126. Каким образом мышление и речь взаимно влияют друг на друга?

127. Каково содержание гипотезы Б. Уорфа?

128. Что представляют собой сильный и слабый варианты гипотезы Е. Сепира — Б. Уорфа?

129. Что представляют собой аргументы за и против гипотезы Сепира — Уорфа?

130. Каков действительный характер взаимосвязи между речью и мышлением человека?

131. В чем заключается относительная независимость мышления от речи?

132. Что означает утверждение, согласно которому связь речи с познавательными процессами человека не задается с рождения, а приобретается в процессе жизни?

133. В чем проявляется исторический и индивидуально-психологический характер (генезис) связи речи и познавательных процессов?

134. Каким образом речь постепенно включается в процессы ощущения и восприятия?

135. Как внимание человека связано с его речью?

136. Что представляет собой речевая регуляция памяти?

137. Каков вклад речи в улучшение памяти человека?

138. Каким образом трансформационная грамматика Н. Хомского объясняет процесс запоминания человеком слов и предложений?

139. Какова роль речи в регуляции воображения человека?

140. В чем выражается суть проблемы соотношения мышления и речи?

141. Каковы различия в понимании соотношения мышления и речи в логике, лингвистике и психологии?

142. В чем состоит вклад Л. С. Выготского в решение проблемы соотношения мышления и речи?

143. Что представляет собой значение слова как единство и единица мышления и речи?

144. Каким образом мышление и речь появляются и развиваются отдельно друг от друга?

145. Как происходит параллельное развитие мышления и речи у детей при их одновременном постепенном соединении друг с другом?

146. Какое значение имеет внутренняя речь в процессе соединении мышления и речи?

147. Какие трансформации происходят с речью по мере ее превращения из внешней во внутреннюю речь и в процессе соединения с мышлением?

148. Каким образом внутренняя речь участвует в процессах мышления?

149. Какую роль играет эгоцентрическая речь в регуляции мышления?

150. В чем суть дискуссии Ж. Пиаже и Л. С. Выготского относительно природы и судьбы эгоцентрической речи?

151. Что представляют собой этапы последовательного соединения мышления и речи у детей?

152. Каковы особенности развития речи и мышления в процессе их соединения?

153. Каким образом мышление и речь развиваются после их объединения друг с другом в словесно-логическом мышлении?

154. Как ставил и решал проблему соотношения мышления и речи Д. Брунер?

155. Что дает соединение мышления и речи для дальнейшего психологического развития человека?

156. В чем проявляется многоаспектность связей личности и речи?

157. Каким образом соотносятся друг с другом речь и способности человека?

158. Какова зависимость между уровнем развития речи и интеллекта человека?

159. Как связаны друг с другом речь и темперамент человека?

160. Каким образом проявляются особенности темперамента человека в эмоционально-динамических особенностях его речи?

161. Как соотносятся друг с другом речь и характер человека?

162. В чем проявляется двухсторонняя зависимость речи и характера?

163. Как соотносятся между собой речь и воля человека?

164. Каковы структура волевого действия и особенности участия речи в процессе его регуляции на разных этапах?

165. Что представляет собой взаимосвязь речи и эмоций (чувств) человека?

166. Что связывает речь и мотивацию человека?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой