ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Клинико-психологичСская характСристика Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π—ΠŸΠ 

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π—ΠŸΠ  соматогСнного происхоТдСния. Данная Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° Π—ΠŸΠ  обусловлСна Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ хроничСскими заболСваниями ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΊΠ°ΠΌΠΈ соматичСской сфСры, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ хроничСскими ΠΈΠ½Ρ„Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ процСссами, аллСргичСскими состояниями ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° психичСского развития (с ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ нСзрСлости) Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π²Π° основных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ — стойкая… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Клинико-психологичСская характСристика Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π—ΠŸΠ  (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π€ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π—ΠŸΠ 

НСсмотря Π½Π° ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΈΠ·ΠΌ этиологичСских Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, для всСх Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π—ΠŸΠ  Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ нСзрСлости слоТных Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния, нСдостаточности Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ утомляСмости, истощаСмости, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ работоспособности. Однако ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ различия ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ развития, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ наглядно ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Π² ΡΡ‚иопатогСнСтичСской классификации К. Π‘. ЛСбСдинской[1].

Π—ΠŸΠ  ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ происхоТдСния. НаиболСС Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠΌ этой Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ являСтся гармоничСский психофизичСский ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΌ. Π’ Π΅Π³ΠΎ происхоТдСнии Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ частой ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ являСтся гСнСтичСский Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€, Ρ‡Ρ‚ΠΎ подтвСрТдаСтся Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ сСмСйных случаСв (ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΡ… поколСниях), хотя ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ связан ΠΈ Ρ Π½Π΅Π³Ρ€ΡƒΠ±Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ-трофичСскими Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ возрастС. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π½ ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ‚ΠΈΠ½ тСлослоТСния с ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠΎΠΉ, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ТСстикуляциСй, быстрыми ΠΈ ΠΏΠΎΡ€Ρ‹Π²ΠΈΡΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ двиТСниями.

Π’ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΎ-психологичСской ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π΅ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ особСнности ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ сфСры: гипСртимия, Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΡ€ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ эмоций ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ²Π΅Ρ€Ρ…ностности ΠΈ Π½Π΅ΡΡ‚ойкости, лСгкая Π²Π½ΡƒΡˆΠ°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ΡƒΡ‚ΠΎΠΌΠΈΠΌΡ‹ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ (Π½Π΅ Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌΠΈ), Π½ΠΎ Π±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€ΠΎ ΡƒΡ‚ΠΎΠΌΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ практичСских Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ, Π² ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ…, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… удСрТания внимания (Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅, счСт, письмо, рисованиС, конструированиС). Они Π½Π΅ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ ΠΈ Π½Π΅ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ повСдСнию, склонны ΠΊ ΠΈΠ·Π±Ρ‹Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ„Π°Π½Ρ‚Π°Π·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ, замСщая ΠΈ Π²Ρ‹Ρ‚Ссняя своими фантазиями нСприятныС пСрСТивания. По Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ К. Π‘. ЛСбСдинской, «ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-волСвая сфСра находится ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Π½Π° Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΉ ступСни развития, Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ напоминая Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ структуру ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ склада Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ младшСго возраста»[2].

ЗатруднСния Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ прСимущСствСнно связаны с Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ личности Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ — ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСры. БущСствСнноС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ сниТСнная ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ. Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ ΠΏΡ€ΠΈ благоприятных психолого-пСдагогичСских условиях Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΊ 7—8 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ своС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ эффСктивноС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… условиях (ΠΏΡ€ΠΈ нСобходимости ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°).

Π—ΠŸΠ  соматогСнного происхоТдСния. Данная Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° Π—ΠŸΠ  обусловлСна Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ хроничСскими заболСваниями ΠΈ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΊΠ°ΠΌΠΈ соматичСской сфСры, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ хроничСскими ΠΈΠ½Ρ„Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ процСссами, аллСргичСскими состояниями ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° психичСского развития (с ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ нСзрСлости) Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π²Π° основных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ — стойкая астСния ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ Π·Π²Π΅Π½ΠΎ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, ΡΠ½ΠΈΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСский статус. Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ — дСпривация Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, вызванная профилактичСскими, Π»Π΅Ρ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Ρ€Π΅Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ мСроприятиями, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ приводят ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-пСдагогичСской запущСнности, — это затрудняСт эффСктивноС Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ являСтся сущСствСнным ΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ часто Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Ρƒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ нСвротичСских ΠΈ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·ΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… проявлСний, Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ связанных с ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ своСй физичСской нСполноцСнности, Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌΠΎΠΌ Π·Π°ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ мСдицинского Π°Π½Π°ΠΌΠ½Π΅Π·Π° ΠΈ Π±ΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ичСских Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… позволяСт с Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠ»Π΅ΠΉ очСвидности ΠΎΡ‚Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ эту Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ диагностики ΠΈ ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ этого Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΠ·Π° Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹.

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ· Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π·Π°Π²ΠΈΡΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… условий состояния Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… особСнностСй мСдицинской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π½ΠΈΠΌ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ пСдагогичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСского сопровоТдСния.

Π—ΠŸΠ  психогСнного происхоТдСния. Данная Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° Π—ΠŸΠ  связана с Π½Π΅Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ условиями воспитания. Как ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ К. Π‘. ЛСбСдинская, «ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π³Π΅Π½Π΅Π· Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΈ этом Π½Π΅ ΠΈΡΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ патологичСского Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉΠΊΠΈΡ… сдвигах Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎ-психичСской сфСры Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°» [3].

Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° условий воспитания, Π—ΠŸΠ  ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² патологичСского формирования личности:

  • β€’ ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΡƒ психичСской нСустойчивости — ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π³ΠΈΠΏΠΎΠΎΠΏΠ΅ΠΊΠΈ, с Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°ΠΌΠΈ патологичСской нСзрСлости ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π²ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ сфСры Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π»Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π²Π½ΡƒΡˆΠ°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° Ρ„ΠΎΠ½Π΅ нСдостаточного уровня Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ;
  • β€’ ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΡƒ «ΠΊΡƒΠΌΠΈΡ€Π° сСмьи» — Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΊΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ся Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, инициативности, отвСтствСнности, Π½ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ эгоцСнтризм, установка Π½Π° ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ ΠΈ ΠΎΠΏΠ΅ΠΊΡƒ, сниТСнная ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π²ΠΎΠ»Π΅Π²Ρ‹ΠΌ усилиям ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ сфСры;
  • β€’ ΠΏΠΎ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΡ‚ичСскому Ρ‚ΠΈΠΏΡƒ — Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π³Ρ€ΡƒΠ±Ρ‹Ρ…, ТСстоких, агрСссивных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° формируСтся Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ робкая, боязливая, Π½Π΅Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, малоактивная, Π½Π΅ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ.

Π’Π½Π΅ зависимости ΠΎΡ‚ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π° происхоТдСния, для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ³Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ Π—ΠŸΠ  Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ слабая ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π½Π°ΠΏΡ€ΡΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ, Π²Π½ΡƒΡˆΠ°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности. ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π·Π°Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Π΅Π½Π° адаптация Π² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎ отраТаСтся Π½Π° Π²ΡΠ΅Ρ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π£ΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ школьного обучСния сниТСна — Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ вслСдствиС Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ ΠΊ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ, Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² сосрСдоточСния Π½Π° ΡΠΈΡΡ‚СматичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Однако ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, прСдставлСний, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ нСдостаточСн ΠΈΠ·-Π·Π° Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ влияния Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π΄Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ.

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ· Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π·Π°Π²ΠΈΡΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°, эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСского сопровоТдСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Π—ΠŸΠ  Ρ†Π΅Ρ€Π΅Π±Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-органичСского происхоТдСния. Π­Ρ‚Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ основноС мСсто Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π—ΠŸΠ , встрСчаСтся Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ большСй ΡΡ‚ΠΎΠΉΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ развития сходны с ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ, приводящими ΠΊ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ отсталости, поэтому Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ патогСнСтичСским Π·Π²Π΅Π½ΠΎΠΌ являСтся минимальная органичСская ΠΈΠ»ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, которая становится биологичСской основой ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΎ-психологичСской ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Ρ‹ этого Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. ΠœΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ значСния ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ патологичСскиС Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ (ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, соматогСнныС, психогСнныС), Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ.

ΠžΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎΠ΅ Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ смСн возрастных Ρ„Π°Π· психичСского развития — Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ° Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, психомоторики, ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ ΠΈ Π΄Ρ€. — ΠΎΡ‚мСчаСтся ΡƒΠΆΠ΅ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ возрастС (Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ — Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΌ возрастС). К ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ возрасту ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ складываСтся развСрнутая ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΎ-психологичСская ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° сочСтания органичСского ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈ Π½Π΅Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ сфСры.

ΠŸΡ€ΠΈ органичСском ΠΈΠ½Ρ„Π°Π½Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΌΠ΅ ΠΎΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΡΡ€ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ эмоций, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° ΠΈΡ… Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚аточная Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°ΠΈΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ свойствСнны Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ притязаний, слабая Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅, Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½Π°Ρ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π±Π΅Π΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ вообраТСния ΠΈ Ρ‚ворчСства, Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊ часто ΡΠΎΠΏΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ΅ развития синдрома Π΄Π΅Ρ„ΠΈΡ†ΠΈΡ‚Π° внимания ΠΈ Π³ΠΈΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΊΡ‚ивности).

Клинико-психологичСская ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½Π° часто Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΎΡ€Ρ„Π½ΡƒΡŽ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ симптоматику, Π²Π΅Π³Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΠ·ΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ расстройства.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ развития ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ сфСры связаны с ΠΌΠΎΠ·Π°ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ органичСской Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ расстройствами. Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ Ρ†Π΅Ρ€Π΅Π±Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ астСния, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‰Π°Π΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π½Π΅Ρ€ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π½ΠΈΠ·ΠΊΠΈΠΌ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠΎΠΌ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ΡΡ нСдостаточная сформированноС™ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ: Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, слухового ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия, пространствСнного синтСза, ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΡΠ΅Π½ΡΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ стороны Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ памяти ΠΈ Π΄Ρ€.

Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ сочСтания нСдостаточности ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ с Π½Π΅ΠΉΡ€ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ становятся основной ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ формирования Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² (Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ способности ΠΊ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΡƒ ΠΈ ΡΡ‡Π΅Ρ‚Ρƒ).

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ способности ΠΊ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ — дислСксия — это частичноС спСцифичСскоС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ процСсса чтСния, обусловлСнноС нСсформированностыо (Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ) Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ стойкими ошибками (нСсмотря Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития, отсутствиС Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ слухового ΠΈΠ»ΠΈ Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… возрасту условий обучСния). К ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΠΌ дислСксии относятся ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ ΡΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎ Π±ΡƒΠΊΠ²Π°ΠΌ, ΡƒΠ³Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅, ошибки ΠΈΠ»ΠΈ пСрСстановки Π±ΡƒΠΊΠ²; затруднСния понимания смысла тСкста, трудности пСрСсказа ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅.

Π’ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠΎ-психологичСском аспСктС дислСксия ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ рассматриваСтся Π² ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΠΈ с Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠ΅ΠΉ (Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ овладСния Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠΎΠΌ тСсно взаимосвязаны). Дисграфия опрСдСляСтся ΠΊΠ°ΠΊ расстройство процСсса письма, связанноС с Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ (ΠΈΠ»ΠΈ распадом) психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ контроля письмСнной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ, Π½ΠΎ Π½Π΅ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ с Π½Π΅Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» ΠΈ Π½ΠΎΡ€ΠΌ языка. ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ стойкими, Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ ошибками Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅, Π² Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…: Π°Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌΡ‹ (Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ словоизмСнСния, согласования слов Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ); Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ слитности ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ написания слов; Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ графичСски сходных рукописных Π±ΡƒΠΊΠ² (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, фонСтичСски сходных Π·Π²ΡƒΠΊΠΎΠ² Π½Π° ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅: Π³ — ΠΊ, Π± — ΠΏ, ш — ΠΆ); искаТСниС Π±ΡƒΠΊΠ²Π΅Π½Π½ΠΎ-слоговой структуры слова (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, пСрСстановки, пропуски) ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠΠ°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ способности ΠΊ ΡΡ‡Π΅Ρ‚Ρƒ — Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΡ — это комплСкс Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ понимания Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ матСматичСских дСйствий, закономСрностСй прСобразования чисСл ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π΅ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ условий матСматичСских (ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго арифмСтичСских) Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Π² ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΠ°Ρ… ΠΏΡ€ΠΈ написании ΠΈ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠΈ чисСл; трудностях усвоСния порядка слСдования чисСл ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ мСста числа срСди ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… чисСл, сравнСния чисСл, разлоТСния числа Π½Π° ΡΠ»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅, выполнСния ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… арифмСтичСских дСйствий.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ дислСксию, Π΄ΠΈΡΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΡŽ ΠΈ Π΄ΠΈΡΠΊΠ°Π»ΡŒΠΊΡƒΠ»ΠΈΡŽ ΠΎΡ‚ Ρ‚рудностСй овладСния Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, письмом ΠΈ ΡΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ, Π²Ρ‹Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈ (умствСнной ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ зрСния ΠΈΠ»ΠΈ слуха). Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ трудности ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ нСспСцифичСскими, ΠΈΠ»ΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ².

ΠŸΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ· Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π·Π°Π²ΠΈΡΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠΈ структуры Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚Π°, Π»ΠΎΠΊΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ органичСских ΠΏΠΎΡ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°. ΠžΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… условиях — классах ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π°Ρ…, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΡ‹ для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Π—ΠŸΠ .

  • [1] ЛСбСдинская К. Π‘. ΠšΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ систСматика Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ психичСского развития // ΠΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ диагностики Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ психичСского развития Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. К. Π‘. ЛСбСдинской. М. 1982
  • [2] ЛСбСдинская К. Π‘. ΠšΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ систСматика Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ психичСского развития
  • [3] ЛСбСдинская К. Π‘. ΠšΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ систСматика Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ психичСского развития
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ