Особенности общения дошкольников разного темперамента 3-4 лет
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Развитие темперамента в дошкольном возрасте
- 1. 1. Понятие темперамента
- 1. 2. Характеристика детей с разными типами темперамента
- 1. 3. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
- Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента 3−4 лет
- 2. 1. Описание выборки
- 2. 2. Описание проведения методик
- 2. 3. Результаты исследования
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 2
Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс — взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности.
Дошкольный возраст характеризуется максимальной ролевой идентификацией ребёнка со взрослыми и сверстниками, стремлением соответствовать образцам адекватного поведения, чтобы быть принятым в обществе и чувствовать себя достаточно компетентным и уверенным в общении.
Причины, побудившие нас к проведению исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента 3−4 лет, серьёзны и актуальны, так как развитие благоприятного общения является фундаментом для дальнейшего становления личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение и самочувствие среди людей.
Мы предполагаем, что несформированность способности к общению в детстве, негативно влияет на дальнейшую социализацию взрослого человека. Но именно на этом этапе есть возможность преодолеть различные деформации в межличностных отношениях.
В настоящей работе представлено исследование средней группы одного из ________ детских садов. Это исследование направлено на изучение особенностей общения дошкольников разного темперамента 3−4 лет ребенка дошкольного возраста и его социометрического статуса в группе, которую он посещает.
Вопросы о развитии личности ребенка в детском саду, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, нам покзались очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада это первое звено в системе общественного воспитания и образования детей. [1]. Здесь ребенок проводит 8−12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только от родителей, но и от детского сада зависит то, насколько ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление отношений в детском коллективе и т. д. важные и актуальные проблемы. Разработка всех этих вопросов представляет исключительный теоретический и практический интерес. [1]
Путь психического развития ребенка определяется системой отношений между ним и социальной действительностью и зависит от реального места, которое маленький человек занимает в мире человеческих отношений. Приход ребенка в детский сад и включение его в группу сверстников существенно меняют социальную ситуацию его развития, которое до этого в основном определялось связями ребенок- взрослый. Теперь эти связи дополняются отношениями ребенок-сверстник. Вне этих связей уже невозможно рассмотреть формирование личности ребенка в период дошкольного детства. [1]
Кроме того, важна для практики воспитания разработка специальных экспериментальных приемов, помогающих обнаружить систему скрытых избирательных отношений в группе детского сада. [1]
В то же время психолого-педагогические исследования убедительно показывают важную роль общения со сверстниками в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими детьми, необходимость знания того, какими должны быть контакты с ровесниками у детей разного возраста и что должно лежать в их основе. Недостаточная разработанность этой важной научной проблемы, а также нужды практики воспитания детей делают актуальным особенностей общения дошкольников разного темперамента 3−4 лет как для понимания природы и особенности коммуникативной деятельности с ровесниками у детей разного возраста, так и для разработки научно обоснованных методов их воспитания.
Учитывая актуальность и важность изучения, а, главное, формирования качеств личности, умений, навыков необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, нами были сформулированы цели, предмет, задачи и гипотеза данного исследования.
Объект исследования особенности общения в среднем дошкольном возрасте.
Предмет исследования типы темперамента детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента статуса у детей среднего дошкольного возраста.
Основные задачи:
1) дать определение темперамента, его типов и свойств относительно дошкольного возраста;
2) провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения дошкольников разного темперамента 3−4 лет;
3) определение социометрического статуса дошкольников в группе с помощью методики «Социометрия» «Корабль».
Используемые методы в исследовании: диагностическая методика Афонькиной Ю. А., Урунтаевой Г. А. на исследование типов темперамента дошкольников; анкетирование родителей с помощью анкеты «Что мешает Вашему ребенку?»; метод социометрических измерений с помощью методики «Корабль».
Глава 1. Развитие темперамента в дошкольном возрасте
1. 1. Понятие темперамента
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Темперамент проявляется в психической активности и эмоциональности. Общая активность личности складывается в интенсивности и объеме взаимодействия со средой; моторная — в темпе реакций, быстроте, ритме и общем количестве движений; речевая — в темпе речи и силе голоса; эмоциональность — в особенностях возникновения, протекания и разрешения эмоциональных состояний, а также в преобладающем знаке эмоций.
Физиологической основой темперамента считают тип высшей нервной деятельности, который определяется совокупностью основных свойств нервной системы. К ним относятся сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения. [29]
Различают четыре типа темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик и флегматик.
1.2. Характеристика детей с разными типами темперамента
Указанные выше особенности темперамета не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения, Охарактеризуем детей разных типов темперамента. [29]
Для детей-сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников характерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. [28, 29]
У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часо нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно-печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. [16, 29]
Список литературы
- Блюмина Т.А. Вековые натуры в семье, школе и обществе. — М.: Альфа, 1996 г.
- Борисенко М.Г., Камышникова О. Е. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб., 2002.-64с.
- Детская практическая психология/Под ред. Т. И. Марцинковской.- М., 2001.
- Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 288 с.
- Дружинин В. Н. Психология семьи. — М.: КСП 1996. — 158 с.
- Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении. Руководство для практической работы психолога. М., 1991.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997. -240с.
- Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2003. — 168с.
- Колесник Н. Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. — М., 1999. — 15с.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. — М.: Педагогика, 1990. — 268с.
- Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. — М.: Прометей; Книголюб, 2003. — 64с.
- Мамаева В. Экспертная оценка в детском саду. // Обруч. 2004.№ 5 — С. 12−1
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
- Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 384с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
- Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. -М.: АРКТИ, 2001. — 48с.
- Немов П.С. Психология.Кн.3.-М., 1995.
- Никитин Б.С. Развивающие игры. М., 1985.
- Нифонтова О. В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. — Курск. 1999. — 16с.
- Пазухина И. А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 — 6 лет: Пособие практических работников детских садов. — СПб: Детство — Пресс, 2004. — 272 с.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. — 160с.
- Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной.-М., 2000.-528с.
- Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа практического психолога: Учебное информационно-методическое пособие по курсу / Авт.-сост. А. М. Щетинина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 45 с.
- Разживина Л. Азбука настроений. // Обруч. 2002, № 3 — С. 26.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М.: Владос, 1996. — 523с.
- Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2−4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. — М.: Книголюб, 2003. — 72с.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. — М.: Владос, 2003. -160 с.
- Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. 1999.№ 10. — С. 29-
- Томас А., Чесс С. Значение темперамента для психологической практики // Детство идеальное и настоящее /Под ред. Е. Р. Слободской. Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1994. С.131−145.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.-291с.
- Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер // Дошкольное воспитание. 1965. № 2. С. 5762.
- Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840с.
- Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. — М.: Центр общечеловеческих ценностей; 1992. — 510с.
- Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Дошкольное воспитание. 1986. № 5. С. 3842.
- Чудновский В.Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. T. V. М.: АПН СССР, 1967. С. 5873.
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) — СПб.: Детство-Пресс, 2000. -384с.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. -Ростов н/Д, 2004.-384с.
- Щетинина А.М. Диагностика социально-личностного развития ребенка. Методические материалы. — М., 1991.
- Щетинина А.М. Психология индивидуального подхода. Новгород, 1991.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002. — 112 с.
- Якупова М., Надеждина Е. Настроение в «варежках». // Обруч. 2002.№ 3 — С. 23−26.