Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы проявления тревоги в младшем школьном возрасте и пути ее преодоления

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной психологии изучению тревожности посвящены работы А. М. Прхожан, Н. В. Имедадзе, Ф. Б. Березина, В. М. Астапова, Ю. М. Забродина, Ж. М. Гозман, М. В. Дороховой, Т. Л. Шабановой, М. А. Цискаридзе, Н. Д. Левитова и др. На основании анализа трудов отечественных исследователей тревожности можно говорить об отсутствии единого мнения об определении, структуре и функции, механизмах… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Формы проявления тревоги в младшем школьном возрасте и пути ее преодоления
    • 1. 1. Понятие тревожности и виды и причины ее возникновения
    • 1. 2. Формы проявления тревоги
    • 1. 3. Пути преодоления тревожности
  • Вывод
  • Глава 2. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста
    • 2. 1. Характеристика группы
    • 2. 2. Методики
    • 2. 3. Результаты исследования и их анализ
  • Вывод
  • Заключение
  • Список использованных источников и литерату-ры
  • Приложения

Формы проявления тревоги в младшем школьном возрасте и пути ее преодоления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может по-нять, на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также ме-нее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования.

Психологическое самоощущение детей, поступающих в школу, харак-теризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоцио-нальной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции.

И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора — основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладевания социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием способностей, оригинальностью мышления, любознательности. В связи с чем, рассматриваемая нами тема весьма актуальна.

Новизна работы

Имеется огромное количество трудов по данной тематике более стар-шего поколения, но в настоящий момент монографических трудов недоста-точно, поэтому мы выбрали данную тему.

Причины исследования темы

Вопросы детской тревожности еще полностью не решены, количество данной категории детей все увеличивается.

Степень изученности темы

Ранее проблемой проявления тревожности и путей ее преодоления за-нимались такие учёные: Тейлор Д., Кондаш, Артемова Т. А., Ковалева А. В., Аракелов Н., Шишкова Н., Захаров А. И., Кочубей Б. И. и Новикова Е. В., Козлова Е. В., Прихожан А. М., Савина Е., Шанина Н., Хорни К.

Обзор литературы и источников по теме

В отечественной психологии изучению тревожности посвящены работы А. М. Прхожан, Н. В. Имедадзе, Ф. Б. Березина, В. М. Астапова, Ю. М. Забродина, Ж. М. Гозман, М. В. Дороховой, Т. Л. Шабановой, М. А. Цискаридзе, Н. Д. Левитова и др. На основании анализа трудов отечественных исследователей тревожности можно говорить об отсутствии единого мнения об определении, структуре и функции, механизмах, классификации и методах исследованиях психического состояния тревоги и черты личности, называемой тревожностью. Полагается, что это может быть связано с самой природой данного явления, занимающего промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами личности.

Значительным вкладом в разработку проблем тревожности, в зарубежной психологии, являются исследования З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Г. С. Салливана, Ч. Д Спилбергера, Р. Мэй, К. Роджерса, В. Франкла. Анализ позиций представителей разных подходов позволил выделить три пункта в изучении тревоги и тревожности: «тревога» как эмоциональное состояние; «тревожность» как свойство личности, предрасполагающее к проявлению состояния тревоги; а также понятия тревоги и тревожности как процессов. Быть может, что такая черта личности как тревожность развивается при определенном стиле жизни, основанном на некоторых переживаниях детства. В таком случае, высокая тревожность формируется при наличии у индивида одного стиля жизни, являющегося основой для ее развития, а низкая тревожность при другом стиле жизни, по главным параметрам противоположном первому.

Цель работы: исследовать проявление тревожности у детей младшего школьного возраста.

В соответствии с целью были намечены следующие задачи:

1. Подобрать методический материал для исследования тревожности младшего школьника.

2. Подобрать контингент испытуемых.

3. Провести эмпирические исследования среди испытуемых.

4. Обработать и проанализировать результаты исследования.

Объектом нашего исследования явились дети в количестве 31 человека: 3 мальчика и 4 девочки 1 класса; 6 мальчиков и 2 девочки 2 класса; 7 мальчиков и 1 девочка 3 класса; 8 мальчиков 4 класса школы № 109 г. Москвы.

Предмет исследования — тревога и формы ее проявления.

Гипотеза: Большинство детей младшего школьного возраста имеют повышенный уровень тревожности.

Методы исследования

Метоическая основа исследования представлена комплексом методов, направленных на решение поставленных задач и проверку выдвинутой гипотезы, в которые вошли: Тест Филипса, Проективная методика для диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан, «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан).

Методы обработки результатов:

1. Методы количественного и качественного анализа ранних воспоминаний

2. Методы математического анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Ковалева А. В. " Психологические и психофизиологические особенности высокотревожных детей младшего школьного возраста" // Школа Здоровья. — М., 1998. — Т. 5. 344 с.
  2. Н., Шишкова Н. «Тревожность: методы её диагностики и коррекции"// Вестник. Психология 1998 № 1. 62 с.
  3. О.В., Микерова Л. Н. Пути преодоления школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. М., 2003. 115 с.
  4. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. — СПб., 2002. 432 с.
  5. И.В. „Рабочая книга школьного психолога“. — М., 2000. 487 с.
  6. А.И. Неврозы у детей. / „Дельта“, 1997. 215 с.
  7. А.И. Детские неврозы. Спб.: ТОО „РЕСПЕКС“, 1997. 125 с.
  8. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Спб.: Союз, 2000. 342 с.
  9. .И. и Новикова Е.В. „Эмоциональная устойчивость школьника“. М., 2003. 218 с.
  10. .И. » Колыбель тревожности". М., 2006. 343 с.
  11. М. «Психология: А-Я.» М.: Гранд, 1999. 455 с.
  12. Е.В. «Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии».
  13. Сборник статей. Ставрополь, 1997. 55 с.
  14. Е.Ч. Преодолеть страх или искусство терапия. М., «Школа-Пресс», 1998. 32 с.
  15. Р. С. «Психология: Учеб. пособие для студентов Высших учебных заведений». — М., 1998. 549 с.
  16. Р.В. «Практическая психология» — М., Т.Ц. «Сфера», 1997. 490 с.
  17. Р.В. «Справочная книга школьного психолога». — М., 1997. 525 с.
  18. Л.Ф. «Детская возрастная психология». М., 1997. 450 с.
  19. А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожно-сти.//Ж."Психологическая наука и образование", 1998, № 2. 65 с.
  20. А.М. «Работа с тревожными детьми». — М., 2005.- 223 с.
  21. А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика — Москва-Воронеж, 2000. 328 с.
  22. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. Дубровиной. 2-е изд. М.: ТЦ «Сфера», 1998. 488 с.
  23. Психология младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. — М., 1999. 363 с.
  24. Е.И. «Настольная книга практического психолога»: Учеб. посо-бие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманист изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. 478 с.
  25. Е., Шанина Н. Тревожные дети.// Ж. «Дошкольное воспитание», 1997, № 4. 78 с.
  26. А. Психотерапия: игра, детство, семья ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. 280 с.
  27. К. «Невротическая личность нашего времени» — М., 1997. 420 с.
  28. К. «Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория неврозов». — М, 1997. 356 с.
  29. Н.И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности». — М.: Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС, 1998. 450 с.
  30. Г. Рисунок и образ в терапии. С-Пб., 2001. 122 с.
Заполнить форму текущей работой