Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические особенности профессиональной установки и личностных качеств сотрудников Федеральной налоговой службы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спецификой деятельности Федеральной налоговой службы является взимание тех или иных налогов и сборов с физических и юридических лиц. Полнота и своевременность взимания налогов зависит от квалифицированной работы инспектора с отдельно взятым налогоплательщиком. В структуре профессиональной деятельности сотрудников налоговой службы значительное место занимает взаимодействие с другими людьми… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СПЕЦИФИКА СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» В ГОССЛУЖБЕ
    • 1. 1. Социальная установка в отечественных и зарубежных теориях
    • 1. 2. Профессиональная установка и деятельность
    • 1. 3. Социально-психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников Федеральной налоговой службы (ФНС)
    • 1. 4. Социально-групповое сознание в профессиональной деятельности
    • 1. 5. Профессиональные и социальные качества специалиста в системе
  • Федеральной налоговой службы
  • Выводы

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ С РАЗЛИЧНЫМ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕГЛАМЕНТОМ

2.1 Объект и содержание программы исследования.

2.2 Методики исследования и описание выборки.

2.3 Анализ социально-психологических особенностей профессиональной установки в структуре профессионального сознания сотрудников ФНС с различным административным регламентом деятельности.

2.4 Специфика личностных качеств в групповой оценке сотрудников ФНС с различным административным регламентом деятельности.

2.5. Мониторинговая оценка личностного вклада профессиональных групп в социально-психологический образ организации (на материале блоков качеств по методике ГОЛ).

Социально-психологические особенности профессиональной установки и личностных качеств сотрудников Федеральной налоговой службы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На протяжении всей истории налоги являются неотъемлемым и необходимым фактором развития государства. В основе налоговой системы находится совокупность налогов, сборов, обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке. Налоговая система России создана в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране. Форсированный переход от централизованного планирования к рынку вызвал системный кризис общественных отношений и, в том числе, отношений собственности, преодоление которого отражается на деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) России.

Спецификой деятельности Федеральной налоговой службы является взимание тех или иных налогов и сборов с физических и юридических лиц. Полнота и своевременность взимания налогов зависит от квалифицированной работы инспектора с отдельно взятым налогоплательщиком. В структуре профессиональной деятельности сотрудников налоговой службы значительное место занимает взаимодействие с другими людьми и неизбежно связанные с ним различные формы делового общения, в том числе, умение разрешать конфликтные ситуации наиболее приемлемыми способами, а также мотивировать налогоплательщика на правильное понимание политики государства в сфере налогообложения. Учитывая вышеизложенные факторы деятельности специалистов ФНС, мы видим специфику их труда в психологической и физической напряженности, в знании налогового законодательства и умении применять его на практике в полном спектре социальной градации общества. Наряду с этим профессиональная деятельность специалистов Федеральной налоговой службы имеет в себе ряд черт, которые отличают её от труда большинства других профессий. Налоговая деятельность протекает в области общественных отношений и отличается разнообразием решаемых задач и особенностью труда: напряженной многочасовой деятельностью при дефиците времени на обдумывание адекватных действий, работой с большими объемами бухгалтерской информации, необходимостью быстрого переключения с одной проблемы на другую, несовпадением интересов с партнерами по деловому взаимодействию, ведущим к применению карательно-репрессивных санкций. Сотрудники Федеральной налоговой службы должны быть готовы к условиям работы, требующим высокого напряжения сил и высокой степени обученности и обучаемости. Для многих сотрудников налоговой инспекции профессиональная деятельность является не только средством, обеспечивающим существование и жизнедеятельность, но и условием развития личности, целью, потребностью. В современном обществе удовлетворенность человека своей профессией, своим трудом зависит не только от самого процесса труда, но и от внешних факторов. К внешним факторам можно отнести: условия деятельности, социально-психологические особенности коллектива, уровень материального обеспечения, престиж профессии. В формировании чувства удовлетворенности трудом важную роль играет возможность самоутверждения, самооценки, самосовершенствования человека. Анализ протекания данных процессов развития персонала требует комплексной диагностики профессионального сознания и социально-психологических качеств госслужащих ФНС, которая могла бы обеспечить обоснованные оценку и прогноз социальной и профессиональной адаптации сотрудников как готовности оптимизировать режим труда, обучения, делового взаимодействия, выбора продуктивных способов профессиональной саморегуляции отношений. Запрос на комплексную оценку профессиональных и социально-психологических характеристик сотрудников Федеральной налоговой службы в ситуации крайней недостаточности изученности феноменов и закономерностей их развития определяет проблему данного исследования. Таким образом, актуальность заявленной темы заключается в разработке и апробации комплексной оценки профессиональной установки в аспекте ее социально-психологических особенностей и личностных качеств социально важной профессиональной группы госслужащих и ее психологическом «портретировании».

Цель исследования: обосновать и эмпирически выявить социально-психологическую специфику профессиональной установки и личностных качеств сотрудников Федеральной налоговой службы.

Объект исследования: профессиональное и личностное сознание госслужащих ФНС.

Предмет исследования: социально-психологические особенности профессиональной установки и личностных качеств сотрудников Федеральной налоговой службы с различным типом административного регламента деятельности.

Гипотеза: социально-психологические особенности профессиональной установки и личностные качества сотрудников ФНС дифференцируются в зависимости от типа административного регламента деятельности, сохраняя при этом общеорганизационную специфику. Задачи:

• Провести анализ теоретических подходов в социальной и профессиональной психологии к изучению профессиональной установки и личностных качеств в системе профессий «Человек-Человек» и, в частности, сотрудников налоговой службы;

• Разработать программу эмпирического исследования и подобрать социально-психологический инструментарий для изучения профессиональных установок и личностных качеств сотрудников ФНС с различным типом административного регламента деятельности;

• Выявить социально-психологические особенности профессиональных установок и межгрупповую дифференциацию личностных качеств сотрудников ФНС с различным типом административных регламентов деятельности.

Методологической основой работы явились: принцип системности в изучении человека (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Б. ФЛомов, В.Д.Шадриков) — методологические положения о личности как об активном субъекте профессиональной жизнедеятельности, сформулированные.

К.А.Абульхановой-Славской, Б. Д. Парыгиным, А. В. Карповым,.

Р.Х.Шакуровым, Г. В. Акоповым, Ю. А. Клейбергом.

Общим проблемам в области психологии профессиональной деятельности и профессионального развития личности посвящены труды Е. А. Климова, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова, Н. С. Пряжникова, А. К. Маркова в которых определяется понятие «профессия», рассматриваются процесс выбора профессии и сущность профессионального самоопределения.

В исследованиях E.H. Богданова, A.A. Деркача, Л. Г. Лаптева, А. К. Марковой, В. Г. Михайловского, Ю. П. Поваренкова, И. Н. Семенова разработаны модели профессионального образования и развития человека.

Ю.Н. Гончаров, Е. А. Могилевкин рассмотрели личностные факторы и личностные особенности профессиональной карьеры госслужащих.

Я-концепции госслужащих выделены в работе Т. Л. Григорьева.

В отечественной науке вопросы удовлетворенности рабочего трудом рассматривались А. Г. Здравомысловым, В. А. Ядовым, Ф. Н. Ильясовым, Е. С. Кузьминым, А. Л. Свенцицким, В. Э. Мильманом, П. Н. Шихаревым, проблемы стимулирования B.C. Липатовым, Р. Х. Симоняном, В. М. Шепелем. Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, П. М. Якобсон рассматривают особенности личности работников государственных организаций.

Исследованиями по вопросам формирования кадрового потенциала государственной службы занимались Т. В. Атаманчук, А. И. Турчинов. Кроме того были использованы подходы зарубежных психологов к исследованию профессиональной карьеры: концепция самоэффективности (A. Bandura), изучение профессионального поведения с помощью личностных факторов (Р. Costa & R. МсСгае), теория персонального развития (D. Tiedman).

Однако вышеперечисленные исследования не ставили своей целью изучение профессиональных установок сотрудников налоговой службы, формирования профессионально-важных качеств, обеспечивающих деятельности необходимый уровень профессиональной активности и успешности. Исследования социально-психологических особенностей профессиональных установок в системе государственной службы, в частности, в налоговой службе, отсутствуют. Методы исследования.

В исследовании применялась система психологических методов, позволяющих получить комплексное представление системы «человекчеловек» применительно к профессии инспектора Федеральной налоговой службы. Использовался комплекс методов:

1. традиционные методы теоретического познания: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация, вычленение общего и специфического;

2. организационные (сравнительный, системный);

3. эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент);

4. методы обработки (методы математической статистики: % распределение, ранжирование средних и Н — критерий КрускалаУоллиса, U — критерий Манна-Уитни в программе SPSS 14);

5. интерпретационные методы.

Достоверность результатов обеспечивалась научной обоснованностью методологических положений, выступивших основой исследованиятеоретическим анализом поставленной проблемыадекватностью методов исследования целям и задачам работыобеспечением репрезентативности выборкисочетанием количественного и качественного анализа и статистической значимостью полученных результатов.

Научная новизна:

• Получены психологические факты о структуре и социально-психологической специфике профессиональной установки и личностных качеств сотрудников Федеральной налоговой службы с различным типом административных регламентов деятельности, позволяющие расширить научные представления о связи специализации сотрудника ФНС с профессиональными установками и личностными качествами. Профессиональные установки сотрудников Федеральной налоговой службы дифференцируются на уровне компонентов в зависимости от специализации деятельности.

• Выявлены типичные профессиональные представления сотрудников Федеральной налоговой службы о проблемах и перспективах профессиональной деятельности, а также групповые (на уровне отделов) ценности, что репрезентирует качественную специфику профессиональной установки.

• Определена степень выраженности компонентов профессиональной установки в группах сотрудников ФНС с различным типом административных регламентов деятельности.

• Выявлены типичные конфигурации личностных качеств сотрудников Федеральной налоговой службы (на уровне отделов), отличающихся слабой межгрупповой вариативностью характеристик, что является отражением влияния институциональных стандартов, обеспечивающих стабильность и типологию профессионального поведения сотрудников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

• Обосновано значение разработки проблемы профессиональной и личностной специфики сотрудников Федеральной налоговой службы для развития социально-психологических теорий профессиональной группы.

• Раскрыто содержание специфики социально-психологической общности профессиональной группы на уровне тенденции к гомогенности профессиональной установки и личностных стандартов. Полученные данные отражают состояние системы профессиональноличностного сознания сотрудников ФНС России в ситуации выхода российского общества из экономического кризиса.

Практическая значимость проведенного исследования определяется его ориентацией на поиск путей оптимизации профессиональной деятельности сотрудников Федеральной налоговой службы следующим образом, а именно:

• Выявлены личностные качества сотрудников ФНС в зависимости от типа административного регламента деятельности.

• Определена роль специфики группового социально-психологического оценивания в профессиональной деятельности инспекторов ФНС различных профилей специализации.

• Результаты исследования могут способствовать совершенствованию подбора кадров в службы налоговой системы с учетом специфики профессиональной установки и личностных качеств сотрудников;

• Выводы исследования могут быть использованы для создания программы социально-психологических тренингов повышения квалификации сотрудников Федеральной налоговой службы.

Положения, выносимые на защиту:

• На характер протекания профессиональной деятельности сотрудников Федеральной налоговой службы и оказывают влияние профессиональные установки, которые формируются и функционируют в условиях профессиональной деятельности.

• Характеристики профессиональной установки сотрудников Федеральной налоговой службы представляют собой структуру, состоящую из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и проявляющуюся в различных формах в зависимости от степени выраженности каждого из компонентов.

• Личностные качества сотрудников, различаясь на групповом уровне отделов ФНС, эксплицируют личностные стандарты профессиональных групп с различным административным регламентом деятельности.

• Ведущими личностными качествами госслужащих Федеральной налоговой службы выступают профессиональные качества, что свидетельствует об их сензитивности к развитию в данной системе профессиональной деятельности.

Организация и этапы исследования: исследование проводилось на базе Инспекции Федеральной налоговой службы. Респондентами исследования являлись сотрудники различных отделов Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы.

Исследование проводилось с мая 2004 года по сентябрь 2007 года в несколько этапов.

1 этап. Теоретическое исследование проблемы профессиональных установок и профессионального развития личности, формулирование гипотезы исследования и его концепции, подбор психодиагностического инструментария, программы исследования, определение объектов исследования.

2 этап. Разработка процедуры проведения. Проведение первичного психологического обследования респондентов, формирование экспериментальных групп.

3 этап. Формирование программы диагностического измерения исследуемых параметров.

4 этап. Организация и проведение исследования, обработка данных, количественный и качественный анализ, описание результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные теоретические положения, выводы, рекомендации и результаты диссертационного исследования послужили основой для программ психологического сопровождения сотрудников налоговой службы.

Результаты исследования в виде рекомендаций докладывались и обсуждались с руководителями государственной налоговой службы г. Самары и получили одобрение. По материалам исследования опубликовано работ объемом 1,7 печатных листов. Основные положения диссертации отражены в публикациях.

Объем и структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем диссертации 163 страницы с приложением. Работа содержит 16 таблиц и 23 графика.

Выводы:

Исследование профессиональных установок актуально для анализа профессиональной деятельности сотрудников Федеральной налоговой службы, продуктивности ее аспектов.

Понятие профессиональной установки является частным проявлением понятия социальной установки. Профессиональная установка — это оценка и отношение личности как субъекта профессиональной деятельности к себе, к своей профессиональной деятельности, к выполнению требований своей профессии.

В трехкомпонентную структуру профессиональной установки включаются компоненты: — это когнитивно-целевой, содержащий социально-психологическую оценку профессиональной деятельности, правильности выбора профессииаффективный компонент профессиональной установки содержит аспекты: оценку профессиональной деятельности, оценку правильности выбора профессии, удовлетворенность деятельностьюповеденческий, учитывающий профессиональные намерения сотрудников в готовность реализовать себя в профессиональной деятельности и сфере профессиональных интересов. Влияние профессий на унификацию интересов, установок, черт личности лежит в основе процесса идентификации личности с профессией. Если в прошлом веке проблема идентификации личности с профессией решалась в пользу производственных задач, то современный кадровый менеджмент формулирует задачу гармоничного развития профессионала как наиболее эффективной модели в системе профессионального взаимодействия «человек-человек».

Дисгармоничность личности в системе профессиональной деятельности по взиманию налогов обнаруживается в уязвимости сотрудника перед лицом коммуникативных ситуаций в случае социально-психологической дефицитарности личности и в функциональной некомпетентности. Асимметрия профессионально-важных качеств может приобретать характер акцентуированности личности сотрудника.

Совокупный субъект профессиональной деятельности (профессиональная группа) характеризуется системой особых качеств в отличие от совокупности субъектов, которые не обладают групповыми феноменами сознания. Подвергаясь «огрупплению» мышления, интериоризируя групповые ценности, профессиональные группы оказываются категоризованными по каким-либо признакам, в том числе, и по качествам личности.

Разделяя тезис о том, что структура отношений в группе формирует личностные свойства членов группы, качества личности сотрудников ФНС, мы рассматриваем индивидуализированной проекцию свойств, присущих группам, а социальные качества личности — совокупностью признаков, подверженных изменениям с изменением функций, выполняемых личностью. В процессе трудовой деятельности структура личности преломляется специфическим образом через профессиональную деятельность, при этом соответствие структуры личности сотрудника психологической структуре данной профессии способствует эффективности профессиональной деятельности.

Таким образом, в структуре личности сотрудников ФНС воспроизводится структура отношений в профессиональной группе, а индивидуальное поведение приобретает характер группового. Чем устойчивее у сотрудника групповая позиция, тем сильнее он идентичен группе на уровне качеств личности.

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ С РАЗЛИЧНЫМ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕГЛАМЕНТОМ.

2.1. Объект н содержание программы исследования.

Проблема профессиональных установок является важной для выделения типологических черт профессиональных групп. Кроме того, исследование личности в условиях профессиональной деятельности закладывает основы акмеологического подхода к оценке профессионализма сотрудников. Исследование профессиональных установок как индивидуальных и групповых стратегий профессиональной деятельности сотрудников Федеральной налоговой службы является основой для изучения оценки групповой включенности в профессиональную деятельность и ее вариантов на уровне профессиональных групп.

Исследование профессиональных установок как смыслового фактора профессиональной самореализации открывает путь к изучению профессиональной деятельности со стороны ее структурных и содержательных аспектов. Под профессиональными установками сотрудников Федеральной налоговой службы мы рассматриваем оценку и отношение личности как субъекта профессиональной деятельности к себе, к своей профессиональной деятельности, ее стремление в соответствии с этим отношением действовать определенным образом в конкретной ситуации исполнения требований профессии.

Когнитивная составляющая профессиональной установки рассматривается как структурированное знание, включающее осознание целей, планов, программ, промежуточных и конечных результатов, различных форм самосознания сотрудников ФНС. Он включает индивидуальные и групповые представления сотрудников ФНС о профессиональной деятельности. Изучение профессиональных установок способствует выявлению социально-психологических аспектов организации профессиональной деятельности сотрудников на макро и микро — уровнях. Когнитивный компонент профессиональной установки выявляет профессиональные намерения, субъектные аспекты (трудности профессиональной деятельности, оценку правильности выбора профессии, аспекты субъектной включенности в профессиональную деятельность, специфика предложений по совершенствованию профессиональной деятельности), профессионально-личностный аспект.

В аффективном компоненте профессиональной установки сотрудников ФНС выделены аспекты: оценка профессиональной деятельности, оценка правильности выбора профессии, удовлетворенность деятельностью. Поведенческий компонент выявляет профессиональные намерения сотрудников ФНС в форме готовности совершенствовать профессионализм.

Профессиональные установки сотрудников ФНС развиваются под воздействием их включенности в профессиональую деятельность, под влиянием норм и ценностей организации, административных регламентов деятельности, профессиональных групп, социальных потребностей и имеющегося социального опыта. Профессиональные установки сотрудников ФНС могут выступать как конструктивные, способствующие успешному поведению в профессиональной деятельности и способствующие адаптации сотрудников к деятельности, в противном случае они приводят к дезадаптации и нарушениям личностной самооценки.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении социально-психологических особенностей профессиональных установок и личностных качеств сотрудников Федеральной налоговой службы. Проведение исследования включало в себя несколько этапов.

В ходе первого этапа исследования был проведен анализ теоретических проблем, связанных с изучением специфики налоговой службы, характером труда государственных служащих, уточнены основные понятия, были разработана программа исследования: постановка проблемы, целей и задач исследования, определение объекта и предмета изучения.

Второй этап включал разработку процедуры исследования. Для всестороннего анализа предмета исследования был использован комплекс методов и психодиагностических методик. Нами были использованы следующие методы исследования — метод групповой оценки личности (ГОЛ) и диагностическая анкета профессионального сознания специалиста (Г.В. Акопов). Подбор конкретных методик исследования определялся их надежностью и валидностью, а также возможностями получения необходимых для нашего исследования результатов. Подбор методик обусловлен необходимостью глубокого и всестороннего изучения исследуемого психологического феномена, а также стремлением к получению более надежных результатов.

На третьем этапе была проведена обработка результатов исследования с помощью расчета процентного распределения, статистических критериев и графических иллюстраций.

На четвертом этапе был осуществлен количественный и качественный анализ результатов и проведено их описание.

2.2 Методики исследования и описание выборки.

Диагностическая анкета профессионального сознания специалиста (Акопова Г. В.) адаптирована к анализу особенностей деятельности в налоговой службе. Система её компонентов позволяет выделить когнитивно-аффективно — поведенческую структуру профессиональной сознания. Для исследования профессиональных установок сотрудников Федеральной налоговой службы была использована адаптированная и апробированная на практике методика, разработанная на кафедре социальной психологии Самарского государственного педагогического университета под руководством профессора Г. В. Акопова. Эта методика удовлетворяет необходимым требованиям, позволяет оперативно выявить уровень и качество профессионализма, определить уровень профессионального сознания, уровень и качество профессионализма сотрудников различных отделов.

С целью изучения специфики социально — психологических особенностей профессиональных установок было проведено сравнение результатов, полученных по различным отделам: отдел камеральных проверок № 1,отдел выездных проверок № 2, отдел выездных проверок № 1, отдел финансового обеспечения, отдел работы с налогоплательщиками, отдел регистрации и учета налогоплательщиков, отдел ввода и обработки информации. В качестве основного метода социально — психологического исследования использовалось анкетирование профессиональных установок сотрудников. Используя анкету открытой формы, мы адаптировали ее к специфике работы Федеральной налоговой службы, предпочитая при этом закрытый характер вопросов, которые больше подходят для массовых обследований и оперативной обработки ответов респондентов. В методике Г. В. Акопова «Диагностика профессионального сознания специалиста» представлены содержательные вопросы, диагностирующие функции профессионального целеполагания («Что является главным в Вашей работе?) — отношения («Изменилось ли Ваше мнение о профессии за время работы?) — знаний (С какими трудностями Вы столкнулись в первые годы своей работы?) — профессиональной идентификации (профессиональные качества личности). Последовательность вопросов соответствует известным рекомендациям: содержательные вопросы чередуются с фильтрами, контактными и контрольными вопросами, используются функционально-психологические вопросы. В стилистическом и логическом оформлении анкеты учтены образовательный и культурный уровень респондентов, организация процедуры опроса. Надежность методики косвенно оценивалась по сходству результатов опроса на близких по специальностям отделах. О валидности применяемой нами методики можно судить по естественной классификации ответов респондентов.

Анонимно заполненные анкеты последовательно нумеровались исследователем, а ответы группировались по каждому отдельному вопросу в соответствии с выделенными составляющими профессиональных установок: аффективных, когнитивных, конативных — и заносились на отдельный лист под соответствующим номером. Это позволило находить условные распределения ответов. Для сравнения распределения оценок данные в таблицах были представлены в процентах.

Выявленная структура представлений государственных служащих о профессии включает в себя такие компоненты как основная специальность (знания по специальности), методы профессиональной деятельности (организационно — практические умения и опыт), психологические аспекты профессиональной деятельности (работа с людьми), а также личностные особенности специалиста. В нашем исследовании когнитивный компонент профессиональной установки представлен знаниями и мнениями сотрудников Федеральной налоговой службы по отношению к профессии, который заключал в себе следующие суждения: главное в работе специалиста, трудности в работе, предложения и замечания по совершенствованию профессиональной подготовки.

Одним из аспектов профессиональной установки является социально-психологическая оценка сотрудников ФНС своей профессиональной деятельности, она служит одной из составляющей социально-психологической характеристики социально — перцептивных явлений. Мы обратили внимание сотрудников на профессиональные требования, которые могут повлиять на профессиональную деятельность. В классе профессиональных качеств специальные знания подразумевают знания по специальности, методологические знания включают умения осуществлять работу по специальности. Социально-психологические — подразумевают умения работать с налогоплательщиками. Практические качества опираются на опыт, полученные навыки. Сфера отношений представлена в виде отношения к труду.

Методика групповой оценки личности (ГОЛ) разработана В. Н. Панфёровым. Психологической основой ГОЛ является социально-психологический феномен групповых представлений о каждом из членов группы как результат взаимного познания людей друг другом в процессе общения. На методическом уровне ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений (образов), фиксируемая в форме оценок. Процедура методики ГОЛ предполагает оценку человека по определенному перечню характеристик (качеств) с использованием приемов прямого балльного оценивания, ранжирования, попарного сравнения и др., при этом качества могут группироваться в отдельные смысловые группы (например, деловые и личностные качества), применяют и другие основания разделения (Журавлев А.Л., 1990. Чугунова Э. С., 1986). Таким образом, адекватность измерения с помощью ГОЛ зависит от 3 моментов: познавательных способностей субъектов оценки (экспертов), от особенностей объекта оценки, от позиции (уровня, ситуации), взаимодействия субъекта и объекта оценки. Методика групповой оценки (ГОЛ) создает способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге, которые являются фиксацией внешне проявляемых черт индивида. Общепринято, что минимальным числом экспертов для получения информации о качествах индивида является 5−7 человек, находящихся в тесном и длительном взаимодействии с оцениваемым субъектом.

ГОЛ содержит информацию о реальных проявлениях личностных потенциалов и позволяет определить фактическую сторону в поведении личности независимо от того, выяснен ли вопрос о наличии или отсутствии способностей к производственно-ролевому функционированию. Поэтому ГОЛ следует понимать как научно составленную информацию об уровне проявления качеств личности оцениваемого сотрудника в конкретном производственном коллективе. Валидность ГОЛ характеризует то, что показатель разницы оценки сотрудника группой с результатом средней оценки идеала в этой группе очень тесно коррелирует с рангом по критерию социометрического опроса «профессиональное доминирование» и имеет статистически значимую корреляционную связь с оценкой по критерию «референтность». (Надежность методики при повторном тестировании через две недели на выборке 140 человек характеризуется коэффициентом корелляции Спирмена, равным 0,89.).

В основу данной методики положены теоретические принципы групповой оценки личности и методология психолингвистики. Автор исходил их того, что каждое устойчивое личностное проявление базируется на первичных чертах. Например, доброжелательный человек проявляет в своем поведении отзывчивость, уважение к другим, ответственный человек проявляет исполнительность, дисциплинированность. В данной методике групповой оценки личности используется 10 балльная оценочная шкала. Ее растянутость позволяет нейтрализовать наиболее часто возникающие психологические эффекты рейтинга ошибки «великодушия» и «центральной тенденции».

Адекватность ГОЛ во многом зависит от подбора экспертов. Статистические исследования позволяют сказать, что 15−20 экспертов достаточно для практического описания объекта. Однако, как правило, у аттестуемых меньше постоянных деловых связей. Поэтому увеличение числа экспертов за счет лиц, конкретно не знающих деятельности аттестуемого, влечет за собой искусственное завышение статистической достоверности оценки. Для этого мы используем в качестве экспертов только сотрудников, непосредственно взаимодействующих друг с другом в структуре отделов ФНС.

При сильной выраженности тенденции обобщения оценок как результата яркого эмоционального положительного или отрицательного отношения к испытуемому или при ошибке центральной тенденции в результате слабого представления о его личности результаты не учитывается при обработке. Таким образом, структура экспертной группы полностью соответствует структуре деловых отношений оцениваемых, это позволяет получить картину их реального положения в исследуемом отделе. Благодаря этому ГОЛ фиксирует социально-психологический статус сотрудников в конкретном коллективе, отделе.

Методика имеет шесть крупных блоков качеств-проявлений личности и седьмой блок — это обобщенная характеристика личности по всем шести блокам.

Описание блоков качеств.

1. Отношение к другим — выявляется на основе измерения отзывчивости и тактичностив целом это проявление доброжелательности личности. Низкий балл по данному блоку указывает на неуважительное отношение к другим, высокомерность.

2.0тношение к работе — выявляется на основе измерения дисциплинированности и исполнительностив целом, дисциплинированность и исполнительность являются показателями ответственного отношения к должностным обязанностям. Низкий балл по этому блоку качеств указывает на необязательность, неорганизованность.

3. Профессионализм — выявляется на основе измерения профессиональных знаний и умения применять основные нормативные документы по специальностив целом, они показывают хороший уровень обучаемости человека. Низкий балл по этому блоку качеств указывает на недостаточный уровень проявления интеллектуальных способностей, трудности в обучении.

4. Творческий подход к работе — выявляется на основе измерения инициативности и умения логично мыслить. Низкий балл по этому блоку качеств указывает на стандартность, шаблонность мышления и безынициативность в работе.

5. Нравственность — выявляется на основе измерения порядочности и совестливостив целом, порядочность и совестливость лежат в основе ориентации человека на общепринятые нормы поведения. Косвенно может указывать и на законопослушность. Низкий балл по данному блоку качеств указывает на избегание ответственности, необязательность в плане соблюдения норм и законов.

6. Самоконтроль — выявляется на основе измерения уравновешенности и адекватности реагирования на критикув целом, это показатель способности человека регулировать свое поведение согласно общепринятым нормам, эмоциональной устойчивости, обдуманности поведения. Низкий балл по этому блоку качеств указывает на конфликтное поведение в социуме, импульсивность, эмоциональную неуравновешенность, обидчивость.

7. Интегральный балл. Это обобщенный объективный показатель профессиональной и социальной адаптации работника.

Исследование проводилось на базе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 Самарской области. Выборка государственных служащих составила 105 респондентов в возрасте 23−50 лет. Возраст, пол, семейное положение, стаж, образование, успешность в профессиональной деятельности явились объективными характеристиками, на основе которых производилась группировка выборки. Общая характеристика выборки исследуемых сотрудников Федеральной налоговой службы, их распределение в зависимости от этих характеристик представлены в таблице 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Повышенное внимание социальной психологии к профессиональным группам с регулятивно-правовыми функциями деятельности свидетельствует об общественном «заказе» на развитие личностного фактора в сознании сотрудников «силовых» госслужб. В этом видится своевременность и актуальность данного исследования. Анализ социально-психологических феноменов профессионального сознания сотрудников ФНС, будучи раскрытым, воссоздает профессиональный образ типических явлений в сознании сотрудников. Несмотря на популярность изучения психологических механизмов формирования и развития социально-психологических образований в сознании человека, в работе предложен описательно-аналитический подход изучения содержания профессионального сознания и его групповой вариативности. Социально-психологическая феноменология профессионального сознания госслужащих раскрывает проблему специфики их ролевой позиции в обществе, включенности в профессию, отношения к ней, к себе, к людям. Их ролевая позиция связана с миссией государственной службы в системе налогообложения. Налоги и их функции отражают базисные отношения, которые используются государством в налоговой политике. Эффективность использования налогового механизма зависит не только от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость, но и от того, как взаимодействуют с обществом сотрудники налоговых инспекций.

В очень затянувшемся переходном состоянии российской экономики можно выделить небольшой ряд изменений, позволяющий высказать предположение, что современная налоговая служба РФ пытается встать на уровень требований рыночных отношений, в том числе, и в области кадровой политики ФНС.

На современном этапе становления и развития психологической науки внимание все большего числа ученых привлекают исследования профессиональных установок. Это связано с тем, что в условиях перехода к рыночной экономике и возрастания в связи с этим конкуренции и соперничества между людьми определяющую роль играют личностные качества специалистов.

Проведенное исследование, в целом, подтвердило выдвинутую нами гипотезу, реализовало поставленные задачи и доказало положения, выносимые на защиту. Анализ профессионалов ФНС позволил выявить реальную специфику профессионального сознания и личностных особенностей групповых субъектов в структуре ФНС. Одним из условий квалифицированного выполнения профессиональной деятельности сотрудником Федеральной налоговой службы выступает сформированность ряда психологических качеств. Изучение профессиональных установок способствует выявлению социально-психологических аспектов профессионально-целевых установок.

В проведенном исследовании социально-психологических особенностей профессиональных установок инспекторов Федеральной налоговой службы была показана взаимосвязь понятий «установки», «типы профессиональных установок», «виды профессиональных установок», что позволило расширить имеющиеся представления о личности сотрудника ФНС в условиях профессиональной деятельности на уровне модальных проявлений субъективных отношений к профессиональной деятельности. На основе полученных эмпирических результатов были определены практические возможности повышения профессионализма кадров налоговой службы, апробирован методический аппарат исследования социальнопсихологических установок сотрудников Федеральной налоговой службы и описаны их профессиональные установки (ценностные ориентации в структуре профессиональных установок, их взаимосвязь с другими социально — психологическими установками).

В структуре и содержании профессиональной установки инспекторов Федеральной налоговой службы наблюдается унифицирующее влияние системы стандартов профессиональной деятельности. Выявленные различия на профессиональных группах в зависимости от должностной принадлежности сотрудников говорят как о специфике восприятия должностных обязанностей, так и об особенностях группового самовосприятия. Выводы, сделанные в ходе исследования, таковы:

1. В структуре и содержании профессиональной установки сотрудников Федеральной налоговой службы наблюдается унифицирующее влияние системы стандартов профессиональной деятельности. Выявленные различия на подвыборках сотрудников в зависимости от должностной принадлежности говорят о специфике должностных обязанностей и касаются аспектов профессионального целеполагания.

2. В целевой установке когнитивного компонента профессионального сознания сотрудников Федеральной налоговой службы отмечается четкая направленность на ценность профессионального роста. Субъектный аспект когнитивного компонента профессиональной установки характеризуется фиксацией на внешних организационных трудностях и недостаточной технической оснащенности деятельности.

В личностном аспекте когнитивного компонента профессиональной установки отмечается стремление к совершенствованию организационных способностей и профессиональных знаний.

3. Специфика аффективного компонента сотрудников Федеральной налоговой службы отличается позитивностью восприятия своего коллектива и некритичностью в отношении оценки своей профессиональной деятельности.

4. Конативный компонент профессиональной установки характеризуется стремлением повышать уровень профессионально важных качеств и навыков взаимодействия с коллегами и руководством. Социальнопсихологической спецификой профессиональной установки сотрудников Федеральной налоговой службы является доминирование признаков профессиональной деятельности и целостного видения себя только в контексте выполнения должностных обязанностей.

5. Идентификация сотрудников Федеральной налоговой службы с профессиональной группой и самокатегоризация как членов группы на уровне личностно-оценочной позиции осуществляется путем абсолютизации профессиональных качеств и недооценкой социальных, что обусловливает восприятие себя и других членов группы главным образом через стандарт профессиональных качеств, о чем свидетельствует высокая согласованность взаимных оценок профессиональных качеств.

6. Сотрудники различных отделов Федеральной налоговой службы имеют адекватное представление о значимом наборе как деловых, так и социальных качеств личности, однако профиль деятельности (административные регламенты), методы и средства организации производственного процесса вносят вариативность в комплекс оценочных позиций на уровне группы (отдела). Внутригрупповые показатели личностных качеств сотрудников ФНС выявляют динамические особенности общественного мнения организации об адекватности «професииоцентричного» типа личности в данной профессиональной сфере.

Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины и сложности обозначенной проблемы. Перспективы изучения специфики профессиональных установок и личностных качеств сотрудников ФНС, влияющих на успешность их профессиональной деятельности, связаны с задачей развития профессионального этапах профессионального становления. сознания госслужащих на разных.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Введение в практическую психологию/ Москва, 1995.-С.264.
  2. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности/ -Москва Наука, 1980.- С. 334.
  3. Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни/ - Москва, 1991. — С.ЗОЗ.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Типологический подход к личности профессионал а/К.А.Абульханова-Славская, В.А.Бодров// Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала, Москва, 1991. — С.58−67.
  5. , A.M. Установки личности в процессе выбора мотивов деятельности. / М. А. Айнамезьян //Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Москва, 1984. — С. 18.
  6. , Г. В. Динамика профессионального сознания студентов и начинающих учителей / Г. В. Акопов// Формирование и развитие профессионального сознания студентов: Межвузовский сборник научных трудов. Самара, 1991. — С.6−7.
  7. , Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа/ Самара, 2002. — С.206.
  8. , Г. В. Психология и образование: глобально-прикладной аспект/В.Я. Ляудис, И.Н. Корж// Развивающая психология основа гуманизации образования. Российское психологическое общество.-Т.2. -Москва, 1998. — С.37−38.
  9. , Г. В. Российское сознание/ Г. В.Акопов//Историко-психологические очерки. Издание 2-е исправленное и дополненное. -Самара, СГПУ Президент СНЦ РАН, 2002. — С.90.
  10. Ю.Акопов, Г. В. Социальная психология образования./ Москва, Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2000. -С.296.
  11. И.Александров, И. М. Налоги и налогообложение/- Москва, 2004 С296.
  12. М.Александров, И. М. Методические основы налогообложения/ -Сыктывкар, 1995-С. 191.
  13. , З.А. Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений старшеклассников/ З.А.Алиева//Дис. канд. психол. наук. Москав, 2001.
  14. , В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания/ Санкт-Петербург, Речь, 2003. — С.386.
  15. , Б.Г. Избранные психологические труды/ Под ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В, Кузьминой. 2-т Москва, 1980, — С. 512 .
  16. , Б.Г. О проблемах современного человекознания/ Москва, 1977.-С.380.
  17. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Под. ред. A.A. Бодалева// Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1966, — С. 384.
  18. , Б.Г. Человек как предмет познания/- Л.: ЛГУ, 1968. С. 341 .
  19. , Г. М. Социальная психология. Учебник для высших заведений. Моевка, Аспект Пресс, 1996. — С.376.
  20. , Г. М. Богомолова, H.H. Зарубежная социальная психология XX столетия/ Москва, Аспект-пресс, 2001.
  21. Анцыферова, J1.И. Психология личности как «психология открытой системы» (О концепции Гордона Олпорта) / Вопросы психологии.-№ 5-С, 1970. -С.167- 170.
  22. , С.Д. Психологическая природа социальных установок/ С. Д. Арзуманян // Вопросы инженерной и социальной психологии. -Тбилиси, 1974.
  23. , Т.И. Методологический аспект проблемы способностей/-М., 1975.-С.183.
  24. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ -Москва, Мысль, 1976.-С. 138.
  25. , А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении XXI века:деятельность как существование/А.Г.Асмолов//Мир психологии,№ 2.-2003.-С. 155−158.
  26. , А.Г. Деятельность и установка/ Москва, МГУ, 1979. — С. 150.
  27. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров/- Москва, Институт практической психологии, Воронеж: НРО МОДЭК, 1996, С. 768.
  28. , А. Г. Личность как предмет психологического исследования/ -Москва, МГУ, 1984.-С.104.
  29. , А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии/ Москва, Смысл, 2002, — С. 480.
  30. , А.Г. Психология личности/ Москва, 1987. — С.218.
  31. , А.Г., Ковальчук, М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая Социальная психология: Хрестоматия // Москва, Аспект Пресс, 2003. — С.377−393.
  32. , А.Г. Психология личности/ Москва, Изд. Моск. Унив., 1990. -С.367.
  33. , А.Л. Основы налогового права/ СПб. Питер, 2001 — С. 160 .
  34. , Д.Н. Социально психологические особенности личности руководителя производственного коллектива/Д.Н.Багдажене// Диссертация кандидата психологических наук. — JL, 1982. — С.251.
  35. , И.В. Семенов, И.Н, Степанов, С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления/- Москва, 1997.- С. 103.
  36. , М.М. Лукьянова, М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах/ М. М. Балашов, М.И.Лукьянова// Психологическая наука и образование, № 2. 1998.- С.64−67.
  37. , Ф.В. О некоторых современных тенденциях развития теории «Бессознательного»: установка и значимость/Ф.В.Бассин, Л.В.Куликов//Психология сознания Санкт-Петербург, Питер, 2001. -С.241−257.
  38. , Н.В., Стафурина, H.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога/ Н. В. Бачманова, Н.А.Стафурин//Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985.-С.72−77.
  39. , Н.Р. Проблема развития личности в психологии/ Москва, Наука, 1998.-С. 157.
  40. , А. Совершенствовать не просто налоги /А.Беляков//Российский экономический журнал. № 11- 1994 С.24−29.
  41. , С.П. Профессиональная деформация личности / Диссертация доктора психологических наук. Санкт Петербург, 1997. — С.398.
  42. , С.Л. Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность/ Авотреферат дис канд. псих. наук. Санкт-Петербург, 1995.- С. 17.
  43. Бехтерев, В. М. Сознание и его границы /Л.В.Куликова, В.М.Бехтеров// Психология сознания Санкт-Петербург, Питер, 2001. — С. 10−35.
  44. , М., Кашин. В. Налоговая политика России и современном этапе/ М. Бобаев, В.Кашин//Вопросы экономики,№ 7. 2002 — С.54−69.
  45. Бодалев, А. А. Психология общения/ Москва, МПСИ, 2002.
  46. Бодалев, А. А. Личность и общение/-Москва, 1995.- С. 272.
  47. , A.A. психология общения /А.А.Бодалев, Под ред. Д.И. Фельдштейна//- Москва- Воронеж, 1996. С. 256.
  48. , A.A., Рудкевич, JI.A. Как становятся великими и выдающимися?/ Москва, 1997. — С.98.
  49. , Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды /Под.ред. Д.И. Фельдштейна//- Москва, Воронеж, 1997.-С.351.
  50. , В.А. Психологические проблемы профессионализации личности./В.А.Бодров//Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала./- Москва, 1991.
  51. , Г. В. Психология делового общения/Москва, ИНФРА-М, 2006.
  52. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности/Е.М.Борисов//Психология формирования и развития личности. -Москва, 1981.- С.150−190.
  53. , Б.С. Психология. Нравственность. Культура./Б.С.Братусь// Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характера- Самара, Издательский дом «Бахрах», 1997. -С.155−172.
  54. A.B. Социальность субъекта в субъекте социальности/ А.В.Брушлинский// Субъект и социальная компетентность личности -Москва, 1995.-С.66.
  55. , A.B. Субъект деятельности и обратная связь/А.В.Брушлинский//Системные аспекты психической деятельности. Москва, Изд-во «Эдиторная УРСС», 1999. — С.6 — 96.
  56. , A.B. Психология субъекта в изменяющемся обществе./А.В.Брушлинский//Психологический журнал № 6, т 17, 1996,-С.30−37.
  57. Васильев, J1.B. Психологические основы организации труда следователя/ -Волгоград, 1976.-С.211.
  58. , Е.Б. Проблема социализации, ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок. /Е.Б.Весна// Мир психологии. № 2, — 2001. С. 154−165.
  59. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека/ -Москва, МГУ, 1990.-С.285.
  60. , Н.В. Активная жизненная позиция и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса/Н.В.Водопьянов// Психологические проблемы самореализации. Москва, 1998. С.144- 155.
  61. Водопьянова, Н.В."Синдром" психологического выгорания" в коммуникативных профессиях. //Н.В.Водопьянов, Г. С.Никифорова// Психология здоровья Санкт-Петербург, СПГУ, 1998, — С. 443 — 462.
  62. , В.Е., Гвоздецкой, Г.Т, Иванюк, М.И., Кавериной, Р.Д. Е. Б. Николаева, Е.Б., А. И. Смирнова, А. И, Шах, Б.И., Вопросы профессиоведения /-Москва, 1982. С. 204.66."Все о налогах" /Журнал № 2, 1997.
  63. , Ч. Центры оценки и развития Определение и оценка компетенций/.- Москва,"Hippo", 2005.
  64. , В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации /В.Е.Гаврилов// Вопросы психологии, № 1. 1987. — С.25−32.
  65. , В.Е. Модульный подход к психологической классификации профессий/В.Е.Гаврилов//Совершенствование профориентации и профотбора молодежи на рабочие профессии. Сборник научных трудов. -Л., 1986.-С. 94−103.
  66. , В.Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий /В.Е.Гаврилов//Вопросы психологии, № 3, — 1975, — С. 84−91.
  67. , В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации/- Л., 1988, — С. 162.
  68. , А.Г. Трудовые установки/- Москва: 1973. С. 124.
  69. , И.А. Социально психологические факторы адаптации личности в коллективе: Автореферат канд. Дисс/Л., 1986.
  70. , В.П. О некоторых когнитивно психологических подходах к теории личности./В.П.Герасимов//Гуманизация воспитательного процесса. — Бийси, НИЦ БиГПИ, 1997. — С. 29 — 31.
  71. , Дж. Три стороны интеллекта/Дж.Гилфорд, А.М.Матюшкин// Психология мышления Москва, Прогресс., 1965. — С. 430−456.
  72. , А. Идеология, аппарат культуры и новая индустрия сознания/А.Гоулднер//Контексты современности-т1. Казань: КУ, 2000. — С.150−152.
  73. , Л., Сор Д. и др., Введение в работы Биона: группы /Д.Сор, Л. Гринберг//Журнал практической психологии и психоанализа. № 32 001.
  74. , Л.А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения/ Л. А. Головей, П.А.Коростылевой// Психологические проблемы самореализации личности. Санкт-Петербург, СПГУ, 2000. — С.43 — 83.
  75. , И. Представление себя другим в повседневной жизни/ Москва, Канон-пресс, 2000.-С. 133
  76. , Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы/Н.В.Гришин// Психологическиепроблемы самореализации личности. Санкт-Петербург, СПГУ, 1997.-С. 143−456.
  77. , K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы/ Москва, Наука, 1970, — С. 272.
  78. , В.В. Теория развивающего обучения/-Москва, 1996. -С.241.
  79. , В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержанию деятельности /В.В.Давыдов//Вопросы психологии № 2 2003. — С. 42−49.
  80. , Дж. Социальная установка/Дж.Дэвис//Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, методы. Москва. 1972. — С.54−68.
  81. , A.A., Кузьмина, Н.В. Акмеология: путидостижения вершин профессиональизма/ Москва, Pay, 1993. — С.ЗЗ.
  82. , A.A., Маркова, А.К. Профессиограмма государственного служащего, .-учебное пособие/РАГС при Президенте РФ. Москва, 1999.-С. 95
  83. , A.A., Федоренко, С.А. Моделирование профессионального становления вуза/А.А.Деркач, В. Я. Лаудис, Н.Н.Корж//Развивающая психология основа гуманизации образования, т1,2. — Москва, Российское психологическое общество, 1998. — С.80−82.
  84. , У. Поток сознания/У.Джеймс, Л.В.Куликова//Психология сознания Санкт-Петербург, Питер, 2001. — С. 6−19.
  85. Диагностика профессионального сознания: Методическая разработка диагностической анкеты профессионального сознания студентов/Куйбышев, Куйбышевский педагогический институт, 1989. С. 21.
  86. , П.П. Мак-Кинли, Раньян У. Поведение человека в организации/Москва, Фонд за экономическую грамотность, 1993 С. 272.
  87. Донцов, А.И., Психология коллектива/ Москва, 1984.
  88. Дружинин, В. Н. Психодиагностика общих способностей/- Москва, 1996.-С.189.
  89. , В.Н. Экспериментальная психология/ Москва, ИНФРА, 1997.-С.256.
  90. Журнал «Все о налогах"/. № 8,1996.
  91. , A.JI. Проблема совместной трудовой деятельности в социально-психологическом исследовании коллектива/ Москва, 1983.-С.508−510
  92. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания/В.П.Зинченко// Вопросы психологии, № 2. 1991. — С. 14−37.
  93. , В.П. О предмете психологии личности. Обсуждение доклада А.Г. Асмолова/В.П.Зинченко//Вопросы психологии, № 3. 1983 -С. 126- 128.
  94. , Е.М. Технология психологической оценки профессионала/ Е.М.Иванова// Вопросы психологии,№ 4. 1991, № 4.- С. 35−42.
  95. ЮЗ.Идинов, И. А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества/И.А.Идинов//Автореферат дисс. Канд. Псих. Наук. Фрунзе, 1990.
  96. , Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения/-Москва, 1998.
  97. Ю5.Каэс, Р. Теория психоанализа групп /Рэне Каэс- пер. с фр. С.А.Борисовой// М, ACT.
  98. , Р.Д. Психологическая систематика профессий типа «человек- человек» в целях профессиональной ориентации/Автореф. Дис. Канд. Психол. Наук. Д., 1981. — С.25.
  99. Ю7.Канке, В. А. Этика ответственности Теория морали будущего/ В. А. Канке. Москва, Логос, 2003. — С.352.
  100. , Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен /Т.Б.Карцев//Психологический журнал, № 5. 1998. — С. 119−130.
  101. Китов, А.И. К вопросу об экономическо-психологическом исследовании труда /А.И.Китов//Психологический журнал, т.4,№ 5. 1983. — С.68 — 81.
  102. Ю.Клейберг, Ю. А. Социальная психология девиантного поведения/Москва, ТЦ Сфера, 2004. С. 192.
  103. П.Климов, Е. А. Введение в психологию труда/-Москва, Культура и спорт, 1. ЮНИТИ, 1998.
  104. , Е.А. Психология профессионала/- Москва, 1996.-С.400.
  105. З.Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения/Учебное пособие, Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.-С.509.
  106. Н.Климов, Е. А. Пути в профессионализм: психологический взгляд-Москва, Флинта, 2003. С. 318.
  107. , В.Е., ГалажинскийДВ. Самореализация личности: системный взгляд/Под ред. Г. В. Залевского//-Томск, Томского университета, 1999, -С.154.
  108. , А.Г. Психология личности/-Москва, Мысль, 1973. С. 341.
  109. , М.В. Профессиональная установка как фактор социально-психологического стимулирования педагогической активности личности студента педагогического вуза /М.В.Ковров//Психология и практика. -Ярославль, 1998, С. 100−110.
  110. , Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении./Г.С.Кожухарь// Вопросы психологии, № 2- 2006, С.3−12.
  111. , Г. С. Соотношении личностного и профессионального самоопределения (мотивационный аспект).
  112. Кон, И. С. Загадка человеческого «Я» /И.С.Кон, Л.В.Куликова//Психология личности в трудах отечественных психологов Санкт-Петербург, Питер, 2002. — С. 360−372.
  113. , И.М. Диагностика профессиональных установок подростков. /И.М.Кондаков// Вопросы психологии, № 2−1977. С. 122−130.
  114. Кондратьева, J1. J1., Укке, Ю.В., Колесова, А. К. Профессиональное самоопределение и становление личности при формировании специалиста с высшим образованием. Москва, НИИВШ, 1977. -С.51.
  115. , O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека/О. А. Коноптин//Вопросы психологии,№ 1 1995.
  116. , C.B. Организационно- психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей/С.В.Кошелева// Автореферат диссертации доктора психологических наук. Санк-Петербург, 1997.-С.53.
  117. , P.JI., Дубовская, Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. Москва, Из-во МГУ, 1991.
  118. , Г. Психология развития/- Санкт-Петербург, Питер, 2000. -С.992.
  119. , A.A. Установки и эталоны межличностного оценивания/А.А.Кроник// Социальная психология личности. Москва, 1979. — С.184−220.
  120. , Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления/ Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой //Психологические основы профессионально-технического обучения-Москва., 1988.-С. 1−20.
  121. , В.Н. Социальные стереотипы условие и продукт социализации./В.Н.Куницына//Человек и общество. Выпуск IX. — JL, 1971.-С. 184−193.
  122. , Д.Т. Социальные диспозиции индивидов и их групповая функциональность эволюционный аспект /Д.Т.Кэмпбелл// Психологические аспекты
  123. , В.И. Личность в экстремальных условиях/- Москва, Политиздат, 1989.-С.304.
  124. , К. Топология и теория поля/К.Левин//Хрестоматия по истории психологии. Москва, 1980
  125. , Г. Е. Руководство по методике изучения ценностных ориентации/- Л., 1990.
  126. , А.Н. Деятельность, сознание, личность/ М.: Академия, 2004.-С.346.
  127. Леонтьев, Д. А От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности./Д.А.Леонтьев// Вестник МГУ. Сер. 14, № 1, Психология. 1997, — С.20−27
  128. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -Москва, 1984.-С.444.
  129. , Б.Ф., Журавлев, А.Л. Проблема человеческого фактора в поведении/ Б. Ф. Ломов, А.П.Журавлев/ЛТсихологические проблемы социальной регуляции поведения. Москва, Наука, 1976. С. 41−64.
  130. , Э. Психология труда. Л., 1926. -С.44.
  131. , Д. Социальная психология. Москва, СПб., 1997.
  132. , C.B. «Экономический человек» и рациональность экономической деятельности (обзор зарубежных исследований) /С.В.Малахов//Психологический журнал, т. 11, № 6 1990. — С. 38 — 47.
  133. , Г. О. Профессиональные установки в деятельности педагогов/Г.О.Матинина//Диссертация кандидата психологических наук- Москва, СПб., 2000. С. 262.
  134. , В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворенность трудом/В.Э.Мильман//Психологический журнал, т. З 1985. — С. 89 — 94.
  135. Межличностное восприятие в группе. Москва, 1981
  136. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития//Вопросы психологии, № 5- 1989.- С.158−164.
  137. , Е.С., Семенова, В.Е. Методы социальной психологии/- JL, 1977.-С.175.
  138. , В.Н. Психология отношений/-Москва-Воронеж: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1995. С. 296.
  139. , В.Н. Проблемы отношений человека и ее место в психологии. /В.Н.Мясищев// Вопросы психологии, № 5.-1957 С.142−155.148. «Налоговый вестник» / Журнал, № 8. -1996
  140. , Ш. А. Установка и деятельность- Тбилиси, 1987. -С.361.
  141. , Г. С. Надежность профессиональной деятельности/ СПб., 1996.
  142. , А.Д. Действие установки в различных сферах психической активности/А.Д. Небиеридзе//Экспериментальные исследования по психологии установки, т. 5. Тбилиси, 1971.-С. 124−146.
  143. , P.C. Мотивация достижений, уровень притязаний и эффективность трудовой деятельности/Р.С.Немов//Психологический журнал,№ 1,т.8. 1978.- С. 46 — 54.
  144. , В.Г. Темперамент личности и фиксированная установка/Тбилиси, 1966.
  145. В.Г. Типы характера и фиксированная установка/- Тбилиси, 1970.
  146. , H.H. Психология межличностных отношений/- Киев: Издательство Лебедь, 1990.
  147. , А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я"человека/А.Б.Орлов//Вопросы психологии, № 2 1995. — С. 5 — 19.157.0сницкий, А. К. Проблемы исследования субъектной активности/А.К.Оснитский//Вопросы психологии, № 1 1996. С.5−20.
  148. , Б.Д. Анатомия общения/- С.-Петербург, 1999.
  149. , Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории/-Санкт-Петербург, 1999. -С.591.
  150. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности/-Ростов-на-Дону, 1992
  151. , В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности/-Ростов-на-Дону, 1996
  152. , Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды/- Москва, Международная педагогическая академия, 1994. С. 51 -237.
  153. , К.К. Личностный подход как принцип психологии/-Москва, 1969.-С. 24−38.
  154. , К.К. Структура и развитие личности/-Москва, 1986, С. 184.
  155. , Л.Г., Чикер, В.А. Индустриальная социальная психология/Санкт-Петербург, 1997. С180.
  156. , А. Л., ШороховаДВ. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций/- Москва, издательство «Социум», «Институт психологии РАН», 2000.
  157. Психологические проблемы самореализации личности/ Санкт-Петербург, 1997.
  158. Никифоров, Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Санкт-Петербург, 1991.
  159. Рай, Л. Развитие навыков эффективного общения/- Санкт-Петербург, Питер, 2002.
  160. Роббер, М.А., Тильман, Ф. Психология индивида и группы/ Москва, 1998.
  161. , И.Ю. Психоанализ и группы /И.Ю.Романов//Журнал практической психологии и психоанализа, № 3 2001.
  162. , JT.T. Формирование профессиональной пригодности/Минск, 1984.-С.136.
  163. , А.Н. Стимулирование деятельности работника милиции/Учебное пособие. Москва, Академия МВД РФ, 1991.
  164. Рубинштейн, C. J1. Бытие и сознание. Москва, Политиздат, 1957. -С.307.
  165. Рубинштейн, C. J1. Мысли о психологии/С.Л.Рубинштейн/ЯТроблемы общей психологии. Москва, «Педагогика», 1976. — С. 90 — 100.
  166. , C.JI. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, Питер Ком, 1998.-С.688.
  167. , A.B. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ/- Ростов-на-Дону: РГУ, 2004.
  168. , И.Г. Психодиагностика ценностно-ориентационной сферы личности как метод социально-психологического исследования/Дис. канд. психол. наук.- Ярославль, 2000.
  169. , H.H. Профессионально психологическая подготовленность сотрудников ОВД: Сущность, критерии оценки, формирование. Санкт-Петербург, СПГУ МВД России, 1998.-С. 128.
  170. , Т.П. Доверие как социально-психологическое явление/Дис. докт. Психол. наук. Ростов на Дону, 1998.
  171. , Т.П. Доверие к себе как условие развития личности./Т.П.Скрипкина//Вопросы психологии,№ 3.-2002. С. 95−103.
  172. Т.П. Взаимодоверие как основание межличностного взаимодействия./Т.П.Скрипкина// Вопросы психологии, № 1- 2000.
  173. , В.А. Автономные рабочие группы: теория и практика метода в исследованиях западной организационной психологии/В.А.Соснин// Психологический журнал, № 6,т. 11.-1990. С. 28−37.
  174. , Б. А. Мотивационно смысловые образования в психологической структуре личности/ Автореферат диссертации доктора психологических наук. — Москва, 1992.-С.52.
  175. , JI. Центры оценки и развития/ Москва, «Hippo», 2003.
  176. , И.Р. Самокатегоризационная теория и групповые феномены /Психол.журнал, № 1, т. 15.- 1994. С. 158−167.
  177. , И.Р. Социально-писхологическая теория Джона Тернера / Психол. журнал,№ 3, т. 14. 1993.- С. 115−125.188.0сницкий, А. К. Проблемы исследования субъективной активности./ Вопросы психологии, 1996. № 1. — С.5−19.
  178. Д. Социальное влияние/ Санкт-Петербург, Питер, 2003. -С.256.
  179. , Г. А. Профессиональная психология работников исправительных учреждений /Г.А.Туманов//Вопросы судебной психологии. Москва, 1971. — С. 141−153.
  180. , Дж. Б. Психология с точки зрения бихеовириста/ П. Я. Гальперина, А.Н. Ждан//Хрестоматия по истории психологии. Издательство Московского университета, 1980-С. 17−34.
  181. Базарова, Т.Ю., Еремина, Б. Л. Управление персоналом./- Москва. ЮНИТИ, 2000.-С.423.
  182. Д.Н. Психологическое исследование/- Москва, Наука, 1966.-С.450.
  183. Экспериментальные основы психологии установки/- Тбилиси, 1961. С. 210.
  184. , Н.М. Социально психологический климат в коллективах органов внутренних дел: содержание и методы его изучения. М., 1991.
  185. Фрейд, 3. Психология Я и защитные механизмы./- Москва, 1993.-С.144.
  186. Фрейд, 3. Положение о двух принципах психической деятельности/З.Фрейд//Психологическая характеристика. Москва, 1927.-С. 115−119.
  187. Фрейд, 3. Психология бессознательного/- Москва, 1989. -С.448.
  188. Фрейд, 3. Я и Оно/- Л., 1924. С. 62.
  189. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я"/- Москва, 1925. -С.318.
  190. , Б.В. О социально-психологических аспектах нравственной регуляции деятельности в условиях взаимодействия / Б.В.Хвостов//Психологические проблемы социальной регуляции. -Москва, Наука, 1976. С. 237 — 254.
  191. , X. Мотивация и деятельность/-Москва, 1986.- т.1 и 2.
  192. , Л., Зиглер, Д. Теории личности/- Санкт-Петербур, Питер Пресс, 1997.-С.608.
  193. , H.H. Роль социального подкрепления в формировании установки социального поведения/ Мацне, № 4. 1985.
  194. , Д.А. Информация, противоречия и смена социальных установок/-Тбилиси, 1980.
  195. , Д.А. Мотивационные аспекты трудовых установок и трудовая деятельность./Д.А.Чарквиани//Проблемы формирования социальных потребностей. Тбилиси, 1981. — С. 119−122.
  196. , H.A. Кадровые технологии/-М.: Экзамен, 2000. -С.352.
  197. , М.Н. Курс экономической теории/-Киров, 1995.
  198. , Э.С. Дудченко, B.C. К вопросу о структуре социально -психологических установок в системе формирования социогенныхпотребностей/ Э. С. Чугунова, В.С.Дудченко// Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. — С. 113−119.
  199. , Ш. Н. Установка и сознание/- Тбилиси, 1975.
  200. , В.Д. Психология системогенеза профессиональной деятельности/-Москва, 1982.-С.21 .
  201. , Г. Я. Взаимодействие установок в процессе регуляции деятельности субъекта./Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Москва, 1988. -С.21.
  202. , A.C. Психология познания человека/- Омск, 1994
  203. , Т. Социальная психология /-Москва, Прогресс, 1969. -С.532.
  204. , П.Н. Современная социальная психология/-Москва, ИПРАН- КСП ± Академический Проект, 1999.
  205. , П.Н. Исследование социальной установки в США /ПДШихирев// Вопросы философии, № 2.- 1973. С. 159 — 178.
  206. , C.B. Управление персоналом современной организации/ -Москва, Бизнес школа «Интел Синтез», 2000. — С. 368.
  207. , Т.Ю. Методологические основы налогообложения/Сыктывкар, 1995-С. 191.
  208. В.А. Диспозиционная концепция личности/В.А.Ядов//Социальная психология. История. Теория. Эмпирическое исследование. JL: ЛГУ, 1979. — С. 106−121.
  209. , В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности/В.А.Ядов//Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — С. 89−106.
  210. Якобс0н, П. М. Психология чувств и мотивации. Избранные психологические труды. Воронеж, 1988.
  211. , В.А. Психология учебной деятельности студентов/- Москва, 1994.-С.156.
  212. , I. (1971).Attitudinal vs. Normative messages: An investigation of the differential effects of persuasive communications on behavior. Sociometry, 34. 263−80.
  213. Ajzen, 1.(1985). From intentions to actions: A theory of planned behavior. In J. Kuhl and J. Beckmann (Eds), Action-control: From cognition to behavior, pp. 11−39. Heidelberg: Springer.
  214. Ajzen, I., Fishbein M., Belif, attitude, intention and behavior. Reading (Mass.) ets., cop. 1975.
  215. Allport F. Theories of perception and the concept of structure. N.Y., 1955- Bruner J. On perceptual readiness//Psychol Rev. 1957.Vol.64. P. 340−358.
  216. Bickman L. Applied social psychology annual. Beverli Hils, 1980. Vol I.
  217. MeGuire W. The nature of attitudes and attitude change//The handbook of social psychology/ Ed by G. Lindzey und E. Aronson. London. 1969.
  218. Keiman H. Attitudes are Alive and Well and Gainfuiiy Employed in the Sphere of Action//Amer. Psychol. 1974.vol. 29. № 5.
Заполнить форму текущей работой