Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вступление. 
Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определений невроза в современной литературе огромное количество. Однако более точного, патогенетически обоснованного определения, чем-то, которое дал крупнейший отечественный исследователь проблемы неврозов В. Н. Мясищев в своем классическом труде «Личность и неврозы» (1960), пожалуй, не найти. Невроз, по В. Н. Мясищеву, — это «…психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно… Читать ещё >

Вступление. Детская и подростковая психотерапия: неврозы у детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Nemo me impune lacessit.

Невроз, который в обиходе часто называют «нервозом», связывая его, по-видимому, со словом «нервы», является настолько интересным, ярким, изящным по проявлениям заболеванием, что его изучению, описанию, анализу отдали невероятное количество времени и сил тысячи ученых, врачей, психологов и писателей.

Считается, что невроз — болезнь «не для всех», им может заболеть только тонкая, ранимая, «со сложной душевной организацией» натура. Если вспомнить, как относились к понятию «интеллигент» в советские времена («с аристократичными манерами, в очках и шляпе: хлюпик из анекдотов»), то скромный, тихий, не умеющий постоять за себя интеллигентный человек в те времена и считался невротиком, которого жизнь и сильный, несгибаемый, идущий напролом, «строитель светлого коммунистического будущего» оставляли на задворках существования. И вообще, тогда считалось, что неврозом болеть стыдно (невроз — болезнь личности, а личность настоящего советского человека — личность без изъянов!). В. И. Гарбузов, один из ведущих детских психотерапевтов нашего времени, мой первый учитель в области неврозологии и, к моему огромному удовлетворению, мой сегодняшний соавтор, как-то сказал мне: «Неврозов не бывает у крестьян! У них спокойная, размеренная, предсказуемая жизнь. В деревне все ясно и понятно. И все проблемы решаются в кулачных боях. Невроз — удел жителя города, особенно большого города. Урбанизация, что поделаешь!».

Кроме того, необходимо сказать, что существует еще одно расхожее мнение: невротизации подвержены люди с высокоструктурированной личностью, а значит, чувственной и ранимой. Так действительно ли невроз — удел «избранных»? Попробуем разобраться.

Итак, неврозы (принято выделять несколько его форм) — заболевания, относящиеся к пограничным формам психических расстройств. Это всегда следствие внутрии межличностных конфликтов, в отличие от неврозоподобных нарушений, внешне похожих на неврозы, но имеющих в большей степени непсихогенную природу. К факторам, способствующим развитию неврозов, относятся специфические особенности личности, включая инфантилизм, психопатические черты характера, крайние варианты нормальных характеров, невропатия, психофизическая ослабленность вследствие болезней, истощений, хронической и острой психотравматизации, интоксикаций и т. п. Не случайно, что еще швейцарский психиатр Эйген Блёйлер (Eugen Bleuler) (1857—1939), автор термина «шизофрения», говоря о причине возникновения невроза, сказал: «Невроз — от превратностей судьбы!» [Э. Блейлер, 2001].

Если обратиться к истории вопроса о неврозе относительно трех основных его форм, то коротко можно заметить: об истерии впервые в конце XVIII — начале XIX вв. сказал французский психиатр Пинель, хотя рассматривал как невроз и глухоту, слепоту, изжогу, рвоту, параличи, водобоязнь, столбняк, ипохондрию; американский врач Бирд в конце XIX в. описал неврастению как невроз, возникающий на почве переутомления (главным образом, умственного), подчеркнув при этом значение длительных переживаний как основного условия ее возникновения; и, наконец, в начале XX в. 3. Фрейд выделил третий из так называемых больших неврозов — невроз навязчивости, использовав термин «zwangs» для обозначения непреодолимости, насильственности навязчивых явлений.

Определений невроза в современной литературе огромное количество. Однако более точного, патогенетически обоснованного определения, чем-то, которое дал крупнейший отечественный исследователь проблемы неврозов В. Н. Мясищев в своем классическом труде «Личность и неврозы» (1960), пожалуй, не найти. Невроз, по В. Н. Мясищеву, — это «…психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания: неудачи в жизненной борьбе, неудовлетворение потребностей, недостигнутой цели, невознаградимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности». Как подчеркивал В. Н. Мясищев, «…чаще всего невроз возникает на почве столкновения желаний личности и действительности, которая их не удовлетворяет».

Это определение вполне согласуется с мнением Фрейда, что невроз — это «чувство несостоятельности». Юнг ввел в обиход понятие «комплекс», а Адлер — «неполноценность», что при совмещении породило широко употребляемое сейчас словосочетание «комплекс неполноценности», целиком соответствующее психологической канве страдания при неврозе.

Вилен Исаакович Гарбузов, один из ведущих на сегодняшний день исследователей неврозов, пишет: «Зигмунд Фрейд, основоположник научной неврозологии, писал, что невроз — бегство от реальности оказавшихся «слабыми для этой жизни» в монастырь. И «монастырь» этот — невроз. Вот и все, ясно и просто. Но возникает вопрос — кто они, оказавшиеся слабыми? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть понятия «адаптивность» и «адаптированность». Это одна из самых острых проблем для человека. Именно она порождает у мноб гих неверие в Бога, горькую претензию к Нему: почему Он так несправедлив, даруя одному все, а другому ничего? Адаптивность — это уровень врожденных и приобретенных психофизических возможностей человека, обеспечивающих готовность к адаптации, — приспособлению человека к жизни; уровень умственных потенций, способностей, физических данных, защитных сил организма, уровень биоэнергетического потенциала, адаптивных личностных характеристик человека. Более всего она проявляется в экстремальных ситуациях, обстоятельствах, условиях, в преодолении трудностей, во всех видах испытаний, в конкурентных отношениях, в устойчивости к дистрессам: к отрицательным явлениям жизни и к переживаниям и в способности реализовать свои притязания. Естественно, она проявляется в устойчивости к заболеваниям и при заболеваниях.

В том, что мы неодинаково одарены Богом, есть великая мудрость испытания человека одаренностью, как и отсутствием таковой. И слабые — дети, природно и по воспитанию, низкоадаптивные, а потому закономерно закомплексованные неполноценностью и страхом перед реальностью своего бытия. А «монастырь», в который они убегают, — психологическая защита — самообман. Невроз же — фиксированная психологическая защита, грандиозный самообман, бегство от реальности в своеобразную психологическую «инвалидность»! Психологическая защита при этом позволяет человеку, капитулировав перед жизнью, сохранить свое достоинство, используя бессознательный самообман: «Да, у меня не сложилась судьба, но я не виноват в этом, виновата моя болезнь, виноваты злые люди, виновата жизнь…» А болезни у него нет, она представляет собой психозащитный самообман и невроз! Внутренний конфликт, ведущий к неврозу, это, прежде всего, конфликт между сверхпотребностью человека сохранить свое достоинство и неспособностью его защитить! Чувство достоинства — важнейшая составная часть индивидуальности и более всего направлено на сохранение индивидуальности. Без достоинства нет человека, нет личности. Оно всегда подвигало навстречу опасности и заставляло встать упавшего, если он еще мог подняться. При подавлении индивидуальности, темперамента и обострении инстинкта самосохранения подавляются и инстинкты свободы и сохранения достоинства, чувство достоинства. Но оно никуда не делось и воздействует из глубин, где погребено" [В. И. Гарбузов, 2001].

Человек — существо социальное. Если он вне общества, то он либо в монастыре, либо в тюрьме (хотя и там существуют специфические, но все же общественные отношения). Поступки, образ жизни человека постоянно оценивают, и он это знает, переживая за то, с каким знаком эта оценка. Французский философ, ученый и писатель Блез Паскаль (1623—1662), автор трактата «Размышления», сказал: «Чем бы человек ни обладал, — прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он всетаки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает видного места в умах людей. Даже презирающие род людской тираны, и те хотят, чтобы люди поклонялись им и верили в них». Это и называется инстиктом социального одобрения, инстинктом, в проявлении которого схожи артист и ребенок, обыватель и талантливый, руководитель и подчиненный. Только стремление к такому одобрению идет у них разными путями.

Ю. А. Фесенко

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой