Особенности понимания оценки и ее социально-психологических функций участниками образовательного процесса
Диссертация
Анализ предлагаемых в науке и практике подходов к решению проблемы оценки позволило определить основные причины их невостребованности учителями. Как оказалось искажение первоначального контекста места и роли оценочного компонента в образовательном процессе влечет за собой ряд негативных социальнопсихологических явлений. Они могут выражаться в отсутствии у ученика права оспаривать оценку учителя… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема понимания оценки, её социально-психологических функций в психолого-педагогической литературе
- 1. 1. Социально-психологический анализ проблемы взаимосвязи понимания и мышления
- 2. 2. 1. Проблема содержания понятия «понимание»
- 2. 2. 2. Характеристика уровней педагогического мышления в связи с уровнями понимания
- 1. 2. Основные тенденции в понимании оценки и её социально-психологических функций на различных этапах развития образования в России
- 2. 2. 1. Процесс демократизации оценочной системы обучения в дореволюционный период и в первые годы после революции
- 2. 2. 2. Проблема реализации социально-психологических функций оценки в современной школе при традиционном подходе к обучению
- 2. 2. 3. Альтернативные подходы к организации оценивания, как результат переосмысления педагогами — новаторами функций оценки
- 1. 1. Социально-психологический анализ проблемы взаимосвязи понимания и мышления
- 2. 1. Социально-психологический анализ основных позиций педагогов по проблеме оценки
- 2. 2. Проблема диагностики уровня понимания социально-психологических функций оценки у педагогов и студентов
- 2. 2. 1. Опросник на определение доминирующего уровня проблем-ности в ситуации оценивания (ФШО)
- 2. 2. 2. Опросник-определитель уровня педагогического мышления в ситуации оценивания (УПМ)
- 3. 1. Исследование динамики формирования позиций учащихся по отношению к оценке в процессе обучения
- 3. 2. Проблема диагностики уровня понимания функций оценки у учащихся
- 3. 3. Условия формирования понимания оценки и её социально-психологических функций у младших школьников
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. М., 1986.296 с.
- Амонашвили Ш. А. Обучение. Отметка. Оценка. М., 1984.96с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Л., 1935. 176с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.367с.
- Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. М., 1981.96с.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя //Вопросы философии, 1995, № 3. 103−107.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.424 с.
- Берцфан Л.В., Захарова Л. В. Оценка учащимися процесса и результатов решения различных задач //Вопросы психологии, 1975, № 7. 12−14.
- Б0Ж0ВИЧ Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.49^ с.
- Б0Ж0ВИЧ Л. И. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников //Известия АПН, 1951, вьш.36. 23−26. Н. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.230с.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970.86 с.
- В0ЛК0 В И. П. Учим творчеству. М., 1982.94 с.
- Вопросы психологии школьника /Под ред. Л. И. Божович. — В кн. Известия АПН РСФСР, вьш.36. М.: АПН РСФСР, 1951. 117−118.
- Г. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М., 95 В.519с.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологическая наука в СССР В 2 т. М., 1959. Т 1 А 21 — 4 32
- Гильманов А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Уч. пособие. Тюмень, 1988.96с.
- Горбачева Е.И. предметная ориентация мышления и понимания //Вопросы психологии, 1994, № 5. 78−85.
- Гордин Л.Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. М., 1971. 144с.
- Гордин Л.Ю. Формирование отношений педагогов и учащихся в советской школе. М., 1977.1А2>с.
- Гусев С, Тульчинский Г. Л. Нормативно-ценностный подход к проблеме понимания //Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982.150с.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972.424с.
- Знаков В. В Понимание в познании и общении. М., 1998.237с.
- Знаков В.В. Основные условия межличностного понимания в совместной деятельности //Вопросы психологии, 1984, № 1. 138−141.
- Знаков В.В. Понимание как проблема мышления //Вопросы психологии, 1991, № 1.0.18−26.
- Знаков В.В. Понимание текста как процесс постановки и решения мыслительной задачи //Вестник МГУ. Оерия 14. Психология, 1991, № 3. 17−27.
- Иванов П.И. Общая психология. Гл. 8. Ташкент, 1967. 0.224−268.
- Ивин А.А. Логическая структура понимания //Логика и системные методы анализа научного знания. М., 1986. 0.189−191.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. М., l9S4.5S9c. 1^ 7
- Карандашев В.Н. Психология педагогической оценки (методические рекомендации учителям и руководителям школ). Вологда, 1985.32ci.
- Карандашев Ю.Н. О стадиях процесса понимания //Вопросы психологии, 1982,№ 6. 121−124.
- Карлов Н.В. О фундаментальном и прикладном в науке и образовании, или «Не возведи дом свой на.песке» //Вопросы философии, 1995, № 11. 35−37.
- Карпов А.В. Психологическая концепция принятия решения в управленческой и организационной деятельности // Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, ВЫП.4, Ярославль, 1998. 311−321.
- Карпов А.В. Регулятивный и когнитивный аспекты исследования психического обеспечения деятельности //Практическое мышление: Функционирование и развитие. М., 1989. 12−23.
- Карпов А.В., Карпова Е. В. Психологическая структура проблемности мышления (когнитивно-мотивационный аспект) //Формирование педагогического мышления. Сб. статей /Под ред. М. М. Кашапова. М., 1999. 34−45.
- Карпова Е.В. К вопросу о генезисе компонентов мотивационной сферы личности // Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вьш.4, Ярославль, 1998. 321−324.
- Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогической ситуации. Уч. пособие. Ярославль, 1992.132 с.
- Кашапов М.М. Психологические основы формирования педагогического мышления // Формирования педагогического мышления. Сб. статей /Под ред. М. М. Кашапова. М., 1999.
- Кашапов М.М. Психологический анализ педагогической проблемной ситуации и средств её разрешения //Исследование педагогического мышления. Сб. статей /Под ред. М. М. Кашапова. М., 1999.
- Киселева Т.Г. Особенности мышления учителя в ситуации оценивания //Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вьш.4, Ярославль, 1998. 331−335.
- Киселева Т.Г. Уровневая модель педагогической деятельности и мышления //Формирование педагогического мышления. Сб. статей /Под ред. М. М. Кашапова. М., 1999.
- КОЛОМИНСКИЙ Я. Л. Психология личных взаимоотношений в коллективе. Минск, 1969.3^"^с.
- Конев В.А. Культура и архитектура педагогического пространства //Вопросы философии, 1996, № 10. 46−53.
- Корнилов Ю.К. Мышление руководителя и методы его изучения. Ярославль, 1982.Ю. К. Психологические проблемы понимания. Ярославль, 1919.7Тс.
- К0СТЮК Г. С. О психологии понимания //Научные записки ин-та психологии УССР. Т.2. Киев, 1950. 7−57. ш
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. ^?^"^с.
- Крымский СБ. Философско-гносеологический анализ специфики понимания //Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Науко-ва думка, 1982. 24−30.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989. ^б*7с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.47^с.
- Левитов Н.Д. Очерки педагогической психологии. М., 1948. 158с.
- Левитов Н.Д. Психология труда, М., 1963. 345'с.
- Лекторский В.Л. Междисциплинарный и философский подход к проблеме понимания // Вопросы философии, 1986, № 7. 65−68.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304с.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М., 1979. 29 7с.
- Леонтьев Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. Ав- тореф. дисс… канд. психол. наук. М.: МГУ, 1988. 24с.
- Ливанова А., Ливанов В. «Вторая степень понимания». М., 1988.190с. 7б. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. 6
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1993. 191с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.1630. .
- Менчинская Н.А. Понимание //Психология. Учебник для пединститутов /Под ред. А. А. Смирнова. М., 1962. 269−267.
- Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя: Уч. пособие. Тула, 1991.WC.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: Московский социально-психологический институт, 1998.200 с.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М., 1999. 192. 64с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994.216с. т
- Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1981.15^ с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Д., 1960.35'б с.
- Наролина В.И. К проблеме уровней понимания //Вопросы психологии, 1982,№ 6. 125−127.
- Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990. 102 с
- Неймарк М.С. Психологический анализ эмоциональных реак1.(ий школьников на трудности в работе //Вопросы психологии личности школьника. Сб. статей. М.: АПН РСФСР, 1961. 12−19.
- Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн.: Психология образования. М., 1994.496с.
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии //Вопросы философии, 1995, № 8. 60−65.
- Никифоров А.Л. Семантическая концепция понимания //Загадка человеческого понимания /Под общ. ред. А. Л. Яковлева. М., 1991.72с.
- Новиков В.В. Социальная психология — феномен и наука. М., 1998.•^64 с.
- Новиков В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление. М., 1992. 4 З б с
- Обозов Н.Н. Психология менеджмента. СПб, 1995. Z32 с. 96.0бозов Н. Н. Психология работы с людьми. Киев, 1990. 203с.
- Обозов Н.Н. Социально-психологическая целесообразность // Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вьш.5, Ярославль, 1998. С, 148−152.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.560с.
- Обучение и развитие /Под ред. Л. В. Занкова. М., 1975.278с. ЮО. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. 26Zc.
- Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. 97с.
- Петровский В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии, 1975, № 3. 26−28.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.176с.
- Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 1981.96с.
- Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982.2 7^с.
- Пономарева В.В., Карпов В. В. Исследование влияния уровня рефлексивности на эффективность управленческой деятельности //Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вьш.5, Ярославль, 1998. 204−208.
- Психологическая теория коллектива /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.239 с.
- Рубинштейн Л.С. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.15"7с.
- Рубинштейн Л. К вопросу о языке, речи и мышлении //Вопросы языкознания, 1957, № 2. 42−48.
- Ю.Рубинштейн Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.35"1с. Ш. Рузавин Г. И. Герменевтика и проблема интерпретации, понимания и объяснения //Вопросы философии, 1983, № 10. 62−70.
- Рыбак Л.А., Липкина А. Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968.141с.
- Самойлов В. Образованность в Киевской Руси и московском государстве //Исторический журнал, № 8, 1938. 52−64.
- И.Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л., 1986.446 с
- Секей Л. Знание и мышление //Психология мышления /Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965. 343−365.
- Селезнев Н.В. Когда оценка воспитывает. Кишинёв, 1982. 94.
- П.Селиванова Н. В. Уровни понимания в общении и их моделирование в системах искусственного интеллекта //Модели диалога в системах искусственного интеллекта: Труды по искусственному интеллекту. Тарту, 1987. 113−126.
- Селицкая Л.А. Гносеологическая природа понимания. Автореф. дисс., канд. философских наук. Л., 1975.19с.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия её формирования. Канд. дисс. М., 1955.183с.
- Симонов В. На что опереться образовательному стандарту //Народное образование, 1997, № 1. 54−56.
- Смирнов А.А. Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1987.316с.
- Собиева Г. А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников. Канд. дисс. М., 1955. МЭс.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и понимание //Ученые записки гос. ин-та психологии. Т.2. М., 1941. Т.2. 172−188.
- Сумарокова О.В. Исследование особенностей влияния отметки на социальную жизнь школьника // Социальная психология. Т.2 Ярославль, 1999. 319−321.
- Сумарокова О.В. О некоторых особенностях восприятия отметок школьниками в учебном процессе// Традиции и новаторство в современной школе. Тезисы научно-практической конференции. /Под ред. Б.З. Вульфо-ва и др., Вологда-Москва, 1998.С.206−207.
- Сумарокова О.В. Проблема понимания учителями функций оценки в учебном процессе. // Психология и практика. Ежегодник Российского Психологического Общества. Т.4, вып.2. Ярославль, 1998. 210−211.
- Сумарокова О.В. Проблема формирования глубокого понимания функций оценки у педагогов, как необходимой составляющей профессионального мышления // Формирование педагогического мышления. М., 1999.С.91−102.
- Сухомлинский А.В. Беседы с молодым директором школы. М., 1982. 240с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 919. Z90o.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Уч. пособие студ. сред. пед. учеб.М., 1998.2г<5с.
- Тихомиров O.K., Знаков В. В. Мышление, знание и понимание //Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1989, № 2. 6−16.
- Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.С.298−304. 1-ЗЗ.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.450с.
- Фетискин Н.П. Типология деятельностных эмоциональных состояний //Психология и практика. Ежегодник РПО. Т.4, вып.4, Ярославль, 1998. 370−372.
- Философско-педагогические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1994.128с .
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1988. ISSc
- Цирюльников А. Из тайных архивов русской школы. М.: Педагогика, 1992.12Sc.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.^1 с.
- Чистякова Г. Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте //Вопросы психологии, 1988, № 4, 63−68.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. М., 1996.1<^^с.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. М., 1993.1^5с.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Архангельск, l9S9. JS5c. 143. Щукина Г. И. Проблема познавательного процесса в педагогике. М., 1971.205с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.416с.
- Эрн Ф. Что думали о баллах наши отцы.// Вестник воспитания, 1991, № 3. 98−121
- Юлина Н.С. О педагогической методике обучения миролюбию М. Лип- мана //Вопросы философии, 1995, № 2. 106−110.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. 2 9 1 с .
- Якобсон П.М. Некоторые особенности развития оценки у ребенка- первоклассника. — В кн.: Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962. 17 — 199
- Cognitive processes in comprehension / Ed. by Jast M.A., Carpenter P.A. New Jersey, 1979.369р.
- Hiebsch H. Interpersonelle wahmehmung und Urteilsbildung. Berlin, 1986.1541″. 15I. Mann W.C. Morre J.A., Levin J.A. A comprehension mode /for human dialogue //5* international Joint Conference on Artificial Intelligence. Boston, 1977. P. 77−87.
- Rosemann В., Kerres M. Interpersonales Wahmehmen und Verstthen. Bern u.a., 1986.249 р.
- Schelling W.A. Sprache, Bedeutung unt Wansch: Beitrage zur psychologis- chen Hermeneutik. Berlin, 1978.366 р.
- Thorondyke P.W. Cognitive structures in human story comprehension and memory. Stanford University, 1975 A79p.