Формирование у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения как условие сохранения и поддержания их психического здоровья
Диссертация
В обществе существует много профессий, предполагающих взаимодействие с людьми. Специфика работы педагогов, психологов, медиков требует от них мобилизации всех физических и душевных сил. Современная социальная ситуация предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам, но и к уровню физического и психического здоровья педагогов, так как постоянное напряжение может вести к снижению… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и практические подходы к изучению психического здоровья
- 1. 1. Сущность понятия психического здоровья, его компоненты и критерии оценки
- 1. 2. Особенности нарушения психического здоровья в педагогической деятельности
- 1. 3. Адаптивные копинг- стратегии поведения — условие сохранения и поддержания психического здоровья
- Выводы по главе
- Глава 2. Организация проведения экспериментальной работы по формированию у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения как условие сохранения и поддержания их психического здоровья
- 2. 1. Основные этапы экспериментальной программы по формированию у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения
- 2. 2. Логика построения коррекционной тренинговой программы по формированию у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения
- 2. 3. Обоснование методов, используемых в социально-психологическом тренинге
- 2. 4. Психодиагностический комплекс методов, позволяющий определять состояние психического здоровья
- Выводы по главе 2
- Глава 3. Результаты экспериментальной работы по формированию у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения как условие сохранения и поддержания их психического здоровья
- 3. 1. Анализ результатов до проведения социально- психологического тренинга по формированию у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения
- 3. 2. Анализ результатов, полученных после проведения социально- психологического тренинга по формированию у педагогов адаптивных копинг-стратегий поведения
- 3. 3. Сравнительный анализ результатов
- Выводы по главе 3
Список литературы
- Абаев Н.В. Чань-буддизм и Шаолиньская школа у-шу // Буддизм и культурно -психологические традиции народов Востока. — Новосибирск, Наука СО, 1990, с.148−178.
- Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КазГУ, 1987.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию, — Брест. 1993, 143с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 415с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991, 319 с.
- Адлер А. Индивидуальная психология //История зарубежной психологии. 30−60-е годы XX века (Тексты) /Под ред. П. Я. Гальперина,
- A.Н.Ждан.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1986, — с.131−140.
- Александровский Ю. А. Социально стрессовые расстройства //Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. 1. B.М.Бехтерева. 1992, № 2.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М. Наука. 1976.-272 с.
- Алексеев А.В. Себя преодолеть. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 3-е изд. — 192 с.
- Ю.Алиев Х. М., Михайловская С. М. К проблеме психофизиологической регуляции // Психол. журн 1986. — Т.7. -М 3. с.119−129.
- Амбрумова А.Г., Полеев A.M. Неотложная психотерапевтическая помощь при острых суицидоопасных состояниях // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Л., 1985.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л, 1968.
- З.Ананьев В. А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания // Психология, итоги и перспективы СПб, 1996.
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб, 1998.
- Анохин П.К. Эмоциональное напряжение как предпосылка к развитию нервного заболевания. М.: Вестн АМН СССР, 1965, № 6. — 80 с.
- Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М&bdquo- 1990, с. 4−18.
- Анцыферова Л.И. Психология саморегулирующейся личности в работах, А Маслоу // Вопрсы психологии, 1979, № 4, с. 173−180.
- Аршавский Г. А., Ротенберг B.C. Поисковая активность и ее влияние на экспериментальную клиническую патологию// Журнал высшей нервной деятельности. 1976. Т.26.№ 2.с.424−428.
- Ассаджоли Р. Писхосинтез: теория и практика. М., 1994. 314с.
- Балицкий А., Шмалько Ю. П. Стресс и метастазирование злокачественных опухолей, — Киев: Наукова думка, 1987.
- Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога: Монография. Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 1997.108 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука. 1988. 269с.
- Берн. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1992.
- Берне Р. Развитие Я- концепции и воспитание М, 1986.
- Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья СПб, 1905.
- Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал № 4, 1996, с. 64−74.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М, 1980.
- Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости// Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983. с.542−543.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984, 200с.
- Вассерман Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. И. О системном подходе к оценке психической адаптации.// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1994. № 3. с. 16 26.
- Вербинина Г. Г. Социально-психологическая регуляция эмоциональных состояний предпринимателей в изменяющихся условиях экономической деятельности. Дис.канд.психол. наук. 19.00.05 Ярославль, 2001.
- Виноградова Г. А. Феноменология нравственно-психологического климата профессионально-педагогических коллективов: СПб: Изд-во С.- Петербург. ун-та, 1997.168с.
- Водопьянова Н.Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.6. 1997. Вып. 2 (№ 13).
- Водопьянова Н Е., Ходырева Н. В. Психология здоровья.//Вестник Ленинградского университета. Сер. 6. 1991. вып. 4. № 27. с.50−58.
- Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
- Волков Б. Золотая роза педагогики // Учительская газета. 1990. N 17.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М, 1966, с. 93.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии.Л.: Изд. ЛГУ, 1984. 175с.
- Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека// Психические состояния Л, ЛГУ. 1981 с. 5−16 .
- Горбов Ф.Д. Детерминация психических состояний // Вопросы психологии. № 5, 1971, с. 20−29.
- Горбунов Г. Д. Учись уловлять собой. Л. Знание, 1976. 32с.
- Гордон JI.A. Социальная адаптация в современных условиях // Социологические исследования. 1994. № 8,9.
- Горинов В.В. Понятие психического здоровья и критерии судебно-психиатрических экспертных оценок. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. -№ 3. с. 164−170.
- Горянина В.А. Писхокоррекция стиля взаимодействия. Дис. д-ра психол. наук: 19.00.07 .М. 1996.
- Гризингер В. Душевные болезни. СПб., 1881.
- Гримак Л. П. Резервы человеческой психики М.: Политиздат, 1987.-285с.
- Гришина Н.В.Я и другие: общение в трудовом коллективе- М., 1990,174с.
- Гулина М А. Внутренняя гармония и психическое здоровье // Практическая психология. СПб, 1993.
- Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервнопсихиче-ского здоровья молодежи // Социология молодежи Кн III. М., 1995.
- Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05, СПб, 1998.
- Даниленко О.И. Душевное здоровье как культурно- исторический феномен. // Психологический журнал. 1988.Т.9. № 2.с. 108−117.
- Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность Л, 1980.
- Дикая Л.Г., Гримак Л. П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности /1, 1983, с 28−54.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учеб-ник/О.Ю. Ермолаев. М: Московский психолого — социальный институт: Флинта, 2002, — 336с.
- Журавлев В.И. Справка о стрессорах в педагогической деятельности. // Международные справки по проблемам конфликтнострессовых ситуациях. М, — 1997.
- Журавлева И. В. Отношение к здоровью как элемент самосохра-нительного поведения.// Отношение населения к здоровью./ Под ред. И. В. Журавлевой. М. ИС РАН. 1993. с. 29−34.
- Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.65.3ейгарник Б. В. Саморегуляция в норме и патологии // Психол. журн. № 10, № 2, 1989, С 122- 132.
- Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора.- М.: Наука, 1974. с.138−172.
- Игнатова Е.Н.- Куликов Л.В.- Розанова М. А. Социальные и социально -психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып.2. 4.2/ СПб., 1995.
- Игнатенко Л.Н. Индивидуальные особенности саморегуляции неблагоприятных психических состояний спортсменов. Дис. канд. пси-хол.наук: 19.00.01, СПб, 1992.
- Изуткин A.M., Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Социология медицины. Киев. Здоров я. 1981. 184с.
- Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема//Психол. журнал. 1981.Т.2 N 5.с.35−42.
- Исаев Д. Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994.
- Йог Рамачарака Наука о дыхании индийских йогов. Дыхание по восточным методам как средство физического, умственного, душевного и духовного развития. СПб., 1916.
- Йог Рамачарака. Раджа-йога. Учение йогов о психическом мире человека. М., 1991а.
- Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья термин или концепция? // Вопросы психологии. 1993. № 1.с.86−88.
- Казначеев В. П. Общая патология и адаптация человека: размышления врача-клиницистаУ/Бюл. Сибир. отд. АМН СССР. 1987. № 6.
- Каптен Ю.Л. Основы медитации (вводный практический курс). Самара: ИЧП «АВС». 1994.362с.
- Качанов Л.С. Медитация путь к себе. — М. 1990, 53с.
- Квасенко А.В., Зубарев Ю. Г. Психология больного. Л. Медицина. 1980.184 с.
- Кеннон У. Физиология эмоций : телесные изменения при боли, страхе, ярости.-Л.: Прибой. 1927.
- Китаев- Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. 536с.
- Классов Б.А., Некрасов Л. П. Духовность и здоровье. Учебно-методическое пособие по курсу «Основы здорового образа жизни» (для высших и средних учебных заведений). Новосибирск, 1992. 345с.
- Ковалев С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности: Учебное пособие.- М.: Московский психологосоци-альный институт: Флинта, 2002, — 512с.
- Козин А.П. Умей владеть собой. Киев.: Здоровье, 1981. -104 с.
- Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 1981. 352с.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980, 178с.
- Конопкин О. А, Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопр. псих. 1989, № 5, с. 18 26.
- Косенок С М., Карлышев В. М., Исаев А. П., Кабанов С. А. Психологический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов// Педагогика,-1999,-№ 4.
- Корсаков С. С Курс психиатрии М., 1901.
- Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический Проект- ОППЛ, 2002.- 464с.91 .Кроник А. А. Психологические основания типологии индивидуальных стилей жизни // Стиль жизни личности. Киев, 1982, с. 45−67.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Выс.шк., 1989. 167с.
- Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Достоевский о тайнах психического здоровья. М., 1994.
- Лазурский, А Ф Классификация личностей Л, 1925.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. Л., 1970. С. 178−208.
- Лакосина Н Д, Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М., 1976.
- Левитов Н.Д.О психических состояниях человека. М. Проев., 1964.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
- Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1975.
- Леонтьев В.Г. Психологический механизм мотивации. Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1992.216с.
- Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений М.: изд-во АПН РСФСР 1951 т. 1 с. 269.
- Лесняк Л.Ф. Медитация. Екатеринбург, Виктор, 1992, 104с.
- Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., переработанное. М.: Смысл, 2000.-549С.
- Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. Л., 1974.124 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии / / Вопросы психологии 1975 № 2.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2 N 5 С.3−22.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе личностных отношений//Психологический журнал. 1981. Т.2 N 3 с.3−17.
- Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / Пер. с англ. М.: Институт общегуманитарных исследований.2000. 208с.
- Мантак, Маниван Цзя. Пробуждение целительного света Дао / Пер. с англ.- М., 1996, 398с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение 1993. 192с.
- Махач М., Махачева Е. Целенаправленное формирование актуального психофизиологического состояния спортсмена с использованием методов саморегуляции // Стресс и тревога в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1983. с.78−86.
- Махнач А.В., Бушов Ю. В. Зависимость динамики эмоциональной напряженности от индивидуальных свойств личности // Вопросы психологии. 1988. N6 С.130−133.
- Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. М., 1982.
- Меграбян А. А. Личность и сознание. М., 1978.
- Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. М., 1979, с. 51 62.
- Медведева И., Медведев А. Технология счастья. Книга 2. Психотехники счастья. К.: София, 2001, 192с.
- Мельников В.И. Психологические механизмы коррекции стрессовых состояний личности. Дис.канд.психол.наук: 19.00.01, Новосибирск, 2000.
- Мельникова Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально-психологической адаптации.Дис.канд.психол.наук: 19.00.05, Спб, 1999.
- Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост.И.В. Сель-ченок. М.: Харвест, 2001,816с.
- МилославоваИ.А. Социальная адаптация: анализ понятия //Понятия, принципы, категории. Л. 1975. с. 139−146.
- Минияров В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности Учебное пособие АО «Корп.Федоров» 1997.120с.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990 N 3. с. 58−64.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя (Учебное пособие для практических психологов). М., 1992. 59с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. (Психологические проблемы). М., 1994. 216с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Псих, журн 1995, № 4, с. 57 69.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Пер. с англ. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2001, 256с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. 526с.
- МясищевВ.Н.Основы общей и медицинской психологии. Л. 1969. 216с.
- Напреенко А. К., Петров К. А Психическая саморегуляция Киев, 1995.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 336с.
- Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983. 167с.
- Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. с 192.
- Никифоров Г. С., Филимоненко Ю. И., Польшин А. К. Психологические аспекты саморегуляции состояний Л., 1986, 205с.
- Ниши К. Очищение души: уроки медитации (курс лекций и практических занятий) СПб: Невский проспект, 2002, 128с.
- Норбеков М.К., Хван Ю. Тренировка тела и духа.- СПб: Изд-во «Питер», 2000, — 160с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М. Просвещение, 1987.
- Орлов Ю.М. Менталитет. Здоровье и болезнь. М. 1996, 15с.
- Орлов Ю.М. Саногенное и патогенное мышление.- М.: Импринт-Гольфстрим, 1969−36с.
- Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 2000 240с.
- Ошо. Медитации искусство экстаза. М.: Единство, 1993, 190с.
- Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. (Межкультурные и междисциплинарные аспекты на примере 40 историй болезни). М.: Медицина, 1996.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.
- Перзл Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. -Пер. с англ. М.: Изд-во института Психотерапии, 2001, 240с.
- Перов А.К. Структура личности и диалектика взаимосвязи между психическими процессами, состояниями и свойствами // Вопросы психологии, личности и труда, Свердловск, 1973, с.14−19.
- Петленко В. П. Валеология человека. Т. 1−5. СПб., 1996.
- Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М.: Прогресс, 1986, 220с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 659с.
- Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Сборник статей. Пер. с фр. / Ред.- сост. П. Фресс и Ж. Пиаже- предисловие и общая ред. А. Н. Леонтьева. М.: Педагогика, 1996.
- Платонов К.К., Марищук В. Л. Военная инженерная психология. М., 1970. 286с.
- Платонов К.К., Плетницын Е. Н. Напряженность в полете М.Д969,с.46.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.
- Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний Автореф. дис.. докт псих. наук. СПб. 1992, 37 с.
- Прохоров А. О. Методы психической саморегуляции. Казань, 1990. с155.
- Психологический словарь М, 1996, с. 193.
- Психология здоровья. Под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Изд-во С.-Петерб унив-та, 2000, 504с.
- Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. Д. -СПб: ЗАО «Изд-во Питер». 1999.752 с.
- РеанА.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Удмуртский университет. 1994. 93с.
- РеанА.А. К проблеме социальной адаптации личности.
- Рибо Т. Болезни личности. СПб., 1886.
- Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. Алма-Ата: Казахстан, 1970. — 200 с.
- Ромен А.С. Психическая саморегуляция. Алма-Ата, 1974.Вып.2. -175 с.
- Рубинштейн С. JI. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1972.
- Рубинштейн С. JI. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии.1957.№ 3,с.30−38.
- Савинкова JI.А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний человека. Дис.канд. психол. наук: 19.00.01, Новосибирск, 2000.
- Селье Г. Стреес без дистресса. М., 1979.
- Селье Г. Очерки об адаптационным синдроме. М.: Мадгиз. 1960 254с.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. М.: Изд -во института Психотерапии, 2002, 224с.
- Середа Т.В. Особенности характеристик общения в процессе адаптации к стресс- факторам учебного процесса. Дис. канд. психол. наук.1. Л., 1987. 295с.
- Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
- Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. Л., 1928.
- Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. Методические описания и комментарии. -СПб. 1992.-72с.
- Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера: Учебное пособие. СПб 1993, с. 150.
- Симаненков В. И., Ананьев В. А. Психосоматическая медицина. Пермь, 1994.
- Симонов П. В. Эмоциональный мозг,— М.: Наука, 1981.
- Сирота Н.А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1, с.63−74.
- Сирота Н. А. Ялтонский В.М. Преодоление эмоционального стресса подростками. Модель исследования // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993 N 1 с.53−60.
- Сирота К.А., Данилова Т. А. Эмпатия и Я-концепция как основа лич-ностно-профессионального роста и профессиональной культуры учителей средней школы // Материалы научно-практической конференции «Образование через культуру». — Бишкек, 1996. — с.89.
- Словарь практического психолога. Минск: «Харвест», 1997.
- Сосновикова Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояний человека // Вопросы психологии, 1968, № 6 с.112−116.
- Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975, с. 20.
- Страхов Н. Об основных понятиях психологии и физиологии. СПб., 1894.
- Стресс жизни: Сборник. СПб.: ТОО «Лейла», 1994.
- Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя / Дис. канд. психол. наук. Пермь, 1992. 152с.
- Судаков К В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина. 1961. 282с.
- Судаков К.В., Дашкевич О. В., Костюшина И. А. Системный анализ эмоциональных реакций // Физиология человека. 1975. Т.1 N2. С.283−295.
- Судаков К.В. Стресс как проблема выживания человечества: экспериментальные подходы к изучению механизмов устойчивости к стрессу // Тезисы докл. 1 Межд. конф. Выживание человека: резервные возможности и нетрадиционная медицина. М. 1993. с. 18−20.
- Суханов С. А. Патология морального чувства// Вопросы философии и психологии. 1912. № 1.
- Ташлыков В.А. Исследование влияния особенностей перцепции на психотерапевтическую диаду «врач-больной» // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. — с.85−89.
- Теплов Б М. Избранные труды М, Т. 1, Т. 2, 1985.
- Форматок Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. 448с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
- Фромм Э. Душа человека./ Пер. с англ. -М.: Республика, 1992. 430с.
- Червоненко А.Е. Беседы с учителем. Философия и практика тибетского искусство воздействия. М.: Прметей, 1992,96с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Просвещение, 1997.
- Чопра Д. Трансцендентальная медитация шаг к здоровью // Наука и реглигия, 1990, № 4. с.29−30.
- Шлахтер В.В. Акмеологические и психо-педагогические аспекты медитации как метода самовоспитания личности. Дис.канд.психол. наук.: 19.00.13. СПб. 1998.
- Шутценбергер А. А. Тяжелобольной пациент (15-летний опыт применения психодрамы для лечения рака) // Вопр. психологии, — 1990, — № 5.
- Щербаков А.И. Психолого-педагогическая подготовка учителя-воспитателя и пути ее оптимизации в высшей школе // Проблемы психолого-педагогической подготовки учителя: Межвуз.темат. сб. на-уч.тр./ЛГПИ.Л., 1980.с.3−46.
- Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Ю. М. Губачев, Б. В. Иовлев, В. Д. Карвасарский и др. Л.: Медицина. 1976. 224с.
- ЮнгК.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
- Юнг К. Г. Психология и Восток // Магический кристалл/ Под. ред. И. Т. Красавина. М., 1992.
- Ярушкин Н.Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности. Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05. СПб.1998.
- Яценко Т.С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися: Автореф.дисс.докт. психол.наук.- Киев, 1989.
- Adler Alfred. Understanding Human Nature. Translated by Walter Beran Wolfe. Greenberg, New York, 1927.
- Allport G.W. Personality: A psychological nterpretation. Boston, 1937, 338p. щ 209. Coping with life crises: an integrated approach// Ed. by Moos R., N.-Y., 1986.
- Coping with negative life events: clinical and social psychological perspectives Ed. BY Snyder C. R. And Ford C., N.-Y.-London, 1987 .211 .Coping with stress at work: case studies from industry Я Ed. By Marshall J.
- Dunham I. Stress in teaching. LandSyd.. Croom Helm. 1966.
- Eysench H.J. The structure of human personal my. London, 1960.
- Freudenberg H.G.The problem of diagnosing burnout.- N. Y ., 1974.
- Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process. N.-Y., 1966.
- Maslach S., Jackson S.E.// J. Occup. Behav. -1981ю-№ 2.р.99−113.
- Paykel E.S. Recent life events and clinical depression //Life stress and illness / E.K.Erie Gunderson. R.H.Rahe. Springfield, ill. 1974. m1.Поведенческая сфера
- П-1 «Я погружаюсь в любимое дело, стараюсь забыть о своих проблемах»
- П-2 «Я стараюсь помочь людям, и в заботах о них забываю свои горести»
- П-3 «Стараюсь не думать, всячески избегаю думать о своих неприятностях»
- П-4 «Стараюсь отвлечься и расслабиться (с помощью алкоголя, успокоительных средстввкусной еды, теле-, видео-, аудеотехнпки и т. п.)
- П-5 «Чтобы пережить трудности, я берусь за осуществление своей давней мечты» П-6. «Я изолируюсь стараюсь остаться наедине с собой»
- П-7 «Я использую сотрудничество со значимыми для меня людьми в целях преодоления трудностей»
- П-8 «Я обычно ищу людей, способных помочь мне советом». 1. Когнитивная сфера
- К-1 «Говорю себе в данный момент есть что-то важнее, чем эти трудности» К-2 «Говорю себе: это судьба, с этим нужно смириться»
- К-3 «Это несущественные трудности, не все так плохо, в основном все хорошо» К-4 «Я не теряю самообладания и контроля над собой в тяжелые минуты и стараюсь никому не показывать своего истинного состояния»
- К-5 «Я старюсь проанализировать, все взвесить и объяснить себе, что же случилось». К-6 «Я говорю себе по сравнению с проблемами других людей мои — это пустяк». К-7 «Если что-то случиться, то так угодно Богу»
- К-8 «Я не знаю, что делать и мне временами кажется, что мне не выпутаться из этих трудностей»
- К-9 «Я придаю своим трудностям особый смысл, преодолевая их, я совершенствую себя».
- К-10 «В данное время я полностью не могу справиться с этими трудностями, но со временем смогу справиться с ними не более сложными, как это происходило ранее». 1. I Эмоциональная сфера
- Э-1 «Я всегда глубоко возмущен несправедливостью судьбы ко мне и протестую». Э-2 «Я впадаю в отчаянье, я рыдаю и плачу» Э-3 «Я подавляю эмоции и прячу их в себе»
- Э-4 «Я всегда уверен, что выход из трудной ситуации есть всегда, и ищу его»
- Э-5 «Я доверяю преодоление трудностей другим людям, которые готовы помочь мне»
- Э-6. «Я впадаю в состояние безнадежности"3.1. «Я считаю себя виновным в происходящем и потому получаю по заслугам».
- Э-8. «Я впадаю в бешенство, становлюсь агрессивным, так как не в состоянии решитьпроблему».
- Интерпретация результатов Адаптивные копинг-стратегии поведения.
- Поведенческая сфера: П2 альтруизм- П7 — сотрудничество- П8 — обращение. Когнитивная сфера: К4 — сохранение апломба- К5 — проблемный анализ- К 10 — установление собственной цели. Эмоциональная сфера: Э1 — протест- Э4 — оптимизм.
- Неадаптивные копинг-стратегии поведения.
- Поведенческая сфера: ПЗ активное избегание- П6 — отступление. Когнитивная сфера: К1 — игнорирование- К2 — смирение- К 3 — диссимуляция- К8 — растерянность.
- Эмоциональная сфера: ЭЗ подавление эмоций- Э6 — покорность-Э7 — самообвинение- Э8 — агрессивность.
- Относительно-адаптивные копинг-стратегии поведения.
- Поведенческая сфера: П1 отвлечение- П4 — компенсация- П5 — конструктивная активность.
- Когнитивная сфера: Кб — относительность- К7 — религиозность-К9 — прида-вание смысла.
- Эмоциональная сфера: Э2 эмоциональная разгрузка- Э5 — пассивная кооперация.
- Тест определения длительности переживания стрессовой ситуации
- На каждый вопрос теста Вы должны ответить «Да» или «Нет».
- Можете ли Вы в случае необходимости приспособить свою манеру держаться к особенностям поведения других членов группы?
- Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных поручений?
- Меняется ли Ваше решение под влиянием окружения?
- Сохраняете ли Вы веру в себя в трудную минуту?
- Говорите ли Вы так же свободно, как всегда, в присутствии человека, чье мнение для Вас важно?
- Остаетесь ли Вы спокойным в случае неожиданных изменений в распорядке дня?
- Быстро ли Вы находите нужный ответ?
- Можете ли Вы оставаться спокойным в ожидании важного для Вас решения (результата экзамена и т д)?
- Легко ли проходят у Вас первые дни отпуска, каникул?10. Вы находчивы?
- С легкостью ли Вы приспосабливаете свою походку или то, как Вы едите, к тем, кто это делает медленнее Вас?
- Быстро ли Вы засыпаете, ложась спать?
- Охотно ли Вы выступаете на собраниях, лекциях?
- Легко ли у Вас портится настроение?
- Легко ли Вам прервать работу, которой заняты?
- Можете ли Вы помолчать, чтобы не мешать другим ?
- Можете ли Вы не поддаваться и провокации?
- Легко ли Вы срабатываетесь с другими людьми?
- Легко ли Вы взвешиваете все «за» и «против» перед принятием важного решения?
- Можете ли Вы проследить от начала и до конца ход рассуждения автора, читая какую-нибудь книгу?
- Легко ли Вам завязать разговор с попутчиками?
- Можете ли Вы удержаться от вступления в спор, если знаете, что это ни к чему не приведет?
- Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой точности движения?
- Можете ли Вы изменить принятое решение, если мнение Ваше несовпало с мнением других?
- Быстро ли Вы привыкаете к новой организации труда?
- Можете ли Вы работать ночью, если днем тоже работали?
- Быстро ли Вы отказываетесь от своих планов из-за препятствий?
- Можете ли Вы держать себя в руках в тех ситуациях, которые этого требуют?30. Легко ли Вы просыпаетесь?
- Можете ли Вы удержаться от немедленной импульсивной реакции?
- Можете ли Вы работать в условиях шума?
- Можете ли Вы в случае необходимости не говорить правды прямо в глаза'?
- Умеете ли Вы сдержать волнение перед экзаменом, в разговоре с начальством?
- Быстро ли Вы привыкаете к новому окружению?
- Любите ли Вы разнообразие и частую смену обстановки?
- Достаточно ли Вам ночного сна для полного восстановления сил, если днем Вы выполняете тяжелую работу?
- Избегаете ли Вы занятий, которые требуют выполнения разнообразных действий в течение короткого времени?
- Справляетесь ли Вы с большинством возникающих трудностей самостоятельно?
- Ожидаете ли Вы, пока другой выскажется, прежде чем высказаться самому (начать говорить самому)?
- Бросились бы Вы в воду для спасения утопающего, если бы умели плавать?
- Способны ли Вы к каждодневной работе, учению?
- Можете ли Вы воздержаться от замечаний, если они неуместны?
- Придаете ли Вы значение месту (за столом, на занятиях и т. д)?
- Легко ли Вы переключаетесь с одной деятельности на другую?
- Всегда ли Вы взвешиваете все последствия, перед тем как решиться на что-то важное?
- Легко ли Вы справляетесь с препятствиями на своем пути?
- Легко ли Вам удержаться от того, чтобы не поинтересоваться чужими делами?
- Скучно ли Вам выполнять однообразные стереотипные движения ?
- Придерживаетесь ли Вы правил в общественных местах?
- Умеете ли Вы сдерживать неожиданные движения, жесты во время разговора, выступления или ответа?
- Любите ли Вы оживление вокруг себя?
- Любите ли Вы выполнять работу, требующую больших усилий?
- В состоянии ли Вы в течение длительного времени концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности?
- Любите ли Вы работу, требующую быстрых движений?
- Владеете ли Вы собой в трудную мину ту?
- Сразу ли Вы встаете после того, как проснулись?
- Можете ли Вы выполнять порученную работу и терпеливо ждать, когда окончат свою работу другие?
- Действуете ли Вы так же уверенно, как всегда, после того, как увидели что-го неприятное?
- Быстро ли Вы просматриваете ежедневную прессу?
- Случается ли, что Вы говорите так быстро, что Вас не понимают?
- Можете ли Вы нормально работать, если не выспались?
- Я часто бываю расслабленным, вялым, изможденным 1 | 1 | | 11 j
- Когда у меня появляются проблемы, я всегда нахожу | | | | | [ |хорошее решение
- Я часто отвлекаюсь тем, что с головой ухожу в работу I—I I—I I—I I—I
- При проявлении профессиональных проблем яобращаюсь к коллегам вместо того, чтобы примириться j | | | | | | | с неудачей
- Мой организм очень чутко реагирует, когда я не могу i—i i—i i—: i—i найти решение проблемы — — — —
- Я только тогда хорошо себя чувствую, когда я полно- П. ГП N I стью погружаюсь в работу
- Я вижу смысл своей жизни, даже если у меня трудно- | | j | | | | сти
- Когда у меня есть трудности на работе, я обращаюсь к 1 11 1 ГП 1 1 коллегам и / или к начальству
- Я длительно ищу контактов, чтобы не быть в одиноче- | | j | j | j стве
- Когда меня критикуют, у меня появляются боли в желудке (желчном пузыре и т. д.) или у меня бывают судо- | [ j [ | | j роги.11 .При возникновении проблем вся моя энергия направ- Q (Ш О ' ' ленана поиск решения и я всегда нахожу выход
- Сводная таблица результатов по группе № 2 (продолжение)