Динамика формирования профессиональной направленности школьников
Диссертация
Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А. Е. Голомпггока, Л. А. Йовайши, Е. А. Климова, Е. М. Павлютенкова, К. К. Платонова, В. А. Полякова, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА II. ЕРВАЯ Теоретико-методологический анализ специфики формирования профессиональной направленности учащихся"
- 1. Экологическое сознание как область психолого-педагогического исследования
- 2. Психологические аспекты формирования профессиональной направленности учащихся средней школы
- 3. Образовательная среда как условие формирования динамики профессиональной направленности учащихся
- ГЛАВА ВТОРАЯ. Эмпирическое исследование динамики профессиональной направленности учащихся (на материале экологических специальностей)"
- 1. Динамика профессиональной направленности как предмет психологического эмпирического исследования
- 2. Структурно-содержательные характеристики эксперимента по исследованию профессиональной (экологической) направленности учащихся средней школы
- 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
- ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Технологические основы формирования профессиональной направленности учащихся в области экологических специальностей"
Список литературы
- Агаджанян H.A., Желтиков A.A., Северин А. Е. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000. — 309 с.
- Александрова Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля. Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1998 — 428 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. -352 с.
- Борейко В.Е. Пути и методы природоохранной пропаганды. Киев, 1996. — 161 с.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.-303 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. — 224 с.
- Вербицкий A.A. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36.
- Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Автореферат дис. д-ра пед. наук. Казань, 2000. — 41 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект +, 1997. — 697 с.
- Ю.Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 1998. -68 с.
- П.Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М. Современный писатель, 1998.-432 с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. — 171 с.
- Григорьева Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М.: Совершенство, 1997. — 198 с.
- Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
- Даниличева H.A., Балакирева Л. А. «Психология профессионального успеха». СПб.: ООО «СЛП», 1998. — 144 с.
- Дереклеева Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя. 10−11 классы. М.: ВАКО, 2006 — 256 с.
- Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Автореф. канд. психол. наук. -М., 1993.-204 с.
- Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Дис. докт. псих. наук. М., 2002. — 365 с.
- Дерябо С.Д. Человек и природа. Проблемы экологического воспитания. //Мир психологии. 1998, — № 2 (14). С. 109 — 121.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. — 147 с.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Методики проведения эколого-психологического тренинга / Школа здоровья. 1995. — № 2. С. 114−121.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов н/Д: Феникс, 1996 480 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. -Даугавпилс, 1994. 199 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальныйинститут, 1999. 310 с.
- Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и психодиагностика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480 с.
- Дичев Т.Г. Экология и проблема адаптации человека // Экология, культура, образование: Материалы науч. конф. М.: МГПИ, 1989. С. 110−119.
- Дьяченко М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
- Ермаков Д.С., Петрова Г. Д. Обучение школьников решению экологических проблем: психологический аспект // Журнал прикладной психологии. -2005. -№ 2−3. С. 49−55.
- Ермаков Д.С., Суравегина И. Т. Экологическое образование: от изучения экологии к решению экологических проблем. -Новомосковск: НФ УРАО, 2005. — 142 с.
- Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: Монография. М.: РУДН, 2008. — 159 с.
- Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: дис. .д-ра пед. наук / В. И. Жернов. Магнитогорск, 1999. — 305 с.
- Захарова Т. Б. Филатова JI.O. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 5. С. 26 — 29.
- Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. — № 3. С. 83−88.
- Иващеико A.B., Панов В. И., Гагарин A.B. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М.: РУДН, 2008. — 422 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. — 192 с.
- Каленская В.П. Педагогическая технология формирования экологического мышления старшеклассников. Дисс. канд. педаг. наук. -М&bdquo- 1999.-174 с.
- Калинина Н. Об экологической деятельности // Экология. Культура. Общество. 2004. — № 4. С. 12−13.
- Калинин В.Б. Формула экологического образования // Экология и жизнь. 1996. — № 1. С. 38−44.
- Калмыков A.A. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. -М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 128 с.
- Камнев А., Камнева М., Гавриленко Е., Кунц Б. Деятельное (практико-ориентированное) образование в лагере, или отдых и учеба с радостью // Новые ценности образования. Вып. 8: «Философия и педагогика каникул». — С. 55−67.
- Каропа Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников//Вопросы психологии. 1995. № 1. С.69−73.
- Карпенко Е.И. Экология и проблема ответственности // Экология, культура, образование: Материалы науч. конф. М.: МГПИ, 1989. С. 70−75.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: «Академия», 2004. -336 с.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 509 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск. Издательство «Принтер», 1993. — 57 с.
- Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5−14.
- Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ, и доп. М.: изд-во «Просвещение», 1970. 391 с.
- Комаров В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. JI., 1990. -211 с.
- Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Айрис Пресс, 2004. — 63 с.
- Контакт: Бюллетень ЮНЕСКО/ЮНЕП по образованию в области окружающей среды. 1981. — Т. VI. — № 1- 1983. — Т. VIII. — №№ 1−3.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. — № 6. С. 11−40.5 6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 3. -С. 3−14.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции / А. Н. Леонтьев. -М.:ИПЛ, 1971.-217 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. — 583с.
- Мамедов Н.М., Глазачев С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 16−26.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. М.: Устойчивый мир, 2000. — 272 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 154 с.
- Медведев В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001.-375 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. М.- Воронеж: Модек, 1996. — 448 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
- Михайленко В.Я. Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования. Дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 1998. — 129 с.
- Моисеев H.H. Взаимодействие природы и общества глобальные проблемы // Вестник РАН. — 1998. Т.68. № 2. С. 167−170.
- Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая Гвардия, 1990. — 256 с.
- Моисеев H.H. Экология и образование. М.: Юнисам, 1996. — 192 с.
- Московская декларация об экологической культуре // В сб.: Экологическая культура и образование. М.: Тобол, 1988. — С. 7−12.
- Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Прил. к журн. «Вестник экологического образования в России». 2000. — № 1. — 20 с.
- Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2008.-687с.
- Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., 1995. — 84 с.
- Ожегов Ю.П., Никанорова E.B. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. — 271 с.
- Отношение школьников к природе/Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
- Панов В.И. Введение в экологическую психологию. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 184 с.
- Панов В.И. Проблема психических состояний и экопсихологический подход // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып. 3. -Казань, Набережные Челны: КГГТУ, Ин-т управления, 2001. С. 35−63.
- Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии/В.И.Панов. М.: Наука, 2004.-197 с.
- Пахомов Ю.Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. 124 с.
- Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / Под ред. С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева. М.: Новая школа, 2004. — 112 с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. -263 с.
- Подгорная Е.Я., Стефанова Е. С., Либеров А. Ю. Профильное обучение и социализации личности // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003,-№ 5. С. 426.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. Пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
- Пряжников Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров (новых парадигм) // Журнал практического психолога. 1996. № 1. С. 98−101.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 253 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -184 с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. 672 с.
- Раскин В.Г. Философско-методологические аспекты исследования и разрешения проблемы антропогенной экологической опасности. -Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1987. 283 с.
- Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. -208 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. — 367 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. -384 с.
- Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1−11 классов. Ярославль: Академия развития, 2001. — 224 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
- Смелзер Н. Социология. / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Феникс, 1994. -688с.
- Социальная психология /A.B. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. -224 с.
- Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Диссертация доктора педагогических наук. М., 1986. — 426 с.
- Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность» // Вопросы философии. 1986. — № 1. С. 42−48.
- Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. — 168 с.
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ // Российская газета. 12.01.2002 г. — № 6.
- Филатов A.C. Традиционные социально-философские понятия в парадигме современной эпохи // Ученые записки Таврического нац. унта. Сер.: Философия. Социология. 2001. — Т. 14. -№ 1 С. 113−118.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Фридман JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
- Халяпина JI. Н. Социализация учителя.- Кузбассвузиздат, 1995. -128 с.
- Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Чистякова С.Н., Захарова H.H. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. -157 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
- Экологическое образование в средней общеобразовательной школе: концепция, модели, программы учебных курсов. М., 1990 — 87 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000 — 188 с.
- Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. -М.: Наука, 1999. 100 с.
- Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников. Дис. канд. псих. наук. -М., 1993 194 с.
- Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000 -456с.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе. Дисс. докт. психол. наук. М., 1998.-276 с.
- Asrar G., Кауе J. A., Morel P. NASA research strategy for earth system science: Climate component// Bull. Amer. Meteorol. Soc. 2001. Vol. 82, N 7.-P. 1309−1330.
- Balvanera P., Daily G. C., Ehrlich P. R., Ricketts Т. H., Bailey S.-A., Kark S., Kremen C., Pereira H. Conserving biodiversity and ecosystem services// Science. 2001. Vol. 291, N 5511. — P. 2047.
- Barnett J. The Meaning of Environmental Security. Ecological Politics and Policy in the New Security Era// Zed Books, London and New York. -2001.-184 pp.
- Carvalho G. O. Sustainable development: Is it achievable within the existing international political economy context// Sustainable Development. -2001. Vol. 8, N2. -P. 61−73.
- Dobson A. Justice and the Environment. Conceptions of Environmental Sustainability and Dimensions of Social Justice// Clarendon Press, Oxford. -1998. 292 pp.
- Environmental Change and Security Project Report. Issue No 6. The Woodrew Wilson Center, Washington, D. C. 2000. — 238 pp.
- Erust W. G., Ed. Earth System. Processes and Issues// Cambridge Univ. Press, Cambridge. 1999. — 704 pp.
- Fischer F., Hajer M. (Eds.). Living with Nature. Environmental Politics and Cultural Discourse// Oxford Univ. Press. 1999. — 284 pp.
- French H. Vanishing Borders. Protecting the Planet in the Age of Globalization// W. W. Norton & Co., New York, London. 2000. — 257 pp.
- Heidegger M. Vortrage und Aufsatze. Pfullingen, 1959.
- Heimstra N. W., McFarling L.H. Environmental Psychology. Monterey, 1974.
- Lee T.K. Psychology and the Environment. L., 1976.
- Lonergan S. C. (Ed.). Environmental Change, Adaptation, and Security// Kluwer Acad. Press. Dordrecht. 1999. — 432 pp.
- Moller D. (Ed.). Atmospheric Environmental Research. Critical Decisions Between Technological Progress and Preservation of Nature// Springer, Berlin. 1999. — XIV + 200 pp.
- Russel H.A., Ward L.M. Environmental Psychology. Annual Rewiew of psychology, 1982, № 33.
- Raven P. Why we must worry// Science. 2001. Vol. 293, N 5535. — P. 1598.
- Young R. Uncertainty and the Environment// Edward Elgar Publ. Ltd., Cheltenhum, Glor., U. K. 2001. — 192 pp.
- Wicker A.W. Fn introduction to ecological. New York: Cambridge University Press, 1979.