Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика формирования профессиональной направленности школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А. Е. Голомпггока, Л. А. Йовайши, Е. А. Климова, Е. М. Павлютенкова, К. К. Платонова, В. А. Полякова, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ Теоретико-методологический анализ специфики формирования профессиональной направленности учащихся"
    • 1. Экологическое сознание как область психолого-педагогического исследования
    • 2. Психологические аспекты формирования профессиональной направленности учащихся средней школы
    • 3. Образовательная среда как условие формирования динамики профессиональной направленности учащихся
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Эмпирическое исследование динамики профессиональной направленности учащихся (на материале экологических специальностей)"
    • 1. Динамика профессиональной направленности как предмет психологического эмпирического исследования
    • 2. Структурно-содержательные характеристики эксперимента по исследованию профессиональной (экологической) направленности учащихся средней школы
    • 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
  • ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Технологические основы формирования профессиональной направленности учащихся в области экологических специальностей"

Динамика формирования профессиональной направленности школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования: В отечественной психологии профессиональной деятельности профессиональная направленность трактуется как совокупность мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области определенной профессиональной деятельности. Профессиональная направленность с определённого момента становится важнейшей составляющей личностной направленности школьника и определяет его интересы, склонности, убеждения, идеалы.

Анализ практики общеобразовательных учреждений показывает, что школьники испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии вследствие незнания технологий профессионального самоопределения, неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных рыночных условиях. Выбираемые выпускниками профессии не в полной мере соответствуют, с одной стороныпотребностям рынка труда, а с другой, личностным качествам самих учащихся. Решение данной проблемы предполагает поиск новых подходов к организации профессиональной ориентации с учетом тех изменений, которые произошли в образовательной системе: появление новых видов образовательных учреждений, разноуровневых образовательных программ, реализация профильного обучения, вариативности образования и пр. В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в выборе профессиональной деятельности, готовности к профессиональному самоопределению и последующей самореализации в новых экономических и социокультурных условиях.

Проблема формирования профессиональной направленности учащихся в теории профессиональной ориентации рассматривается в трудах А. Е. Голомпггока, Л. А. Йовайши, Е. А. Климова, Е. М. Павлютенкова, К. К. Платонова, В. А. Полякова, Н. Н. Чистякова, С. Н. Чистяковой, определяющих концептуальные положения, условия и педагогические технологии подготовки обучающихся к жизни и выбору профессии. Разработка теоретических и методологических основ профориентации представлена в работах П. П. Блонского, С. И. Вершинина, В. И. Журавлева, Е. А. Климова, H.H. Чистякова, С. Т. Шацкого и др. Возможности профильного обучения, направленного на личностно-ориентированную подготовку учащихся к выбору будущей профессии, рассматриваются в работах JI.M. Аболина, Э. А. Аксеновой, Л. К. Артемовой, И. С. Артюховой, JI.B. Байбродовой, А. И. Влазнева, Б. С. Гершунского, М. И. Губановой, В. Г. Каташева, B.C. Леднева, П. С. Лернера, Н. Ф. Родичева, М. М. Фирсовой, A.B. Хуторского, И. Д. Чечель, С. Н. Чистяковой и др.

Становление профессионально важных качеств личности школьников, динамика формирования профессиональных ориентиров и позиций, не может осуществляться без учета экологической составляющей, вне контекста взаимодействия человека и окружающей его среды. В свою очередь, это связано с изменением сознания школьника, его системы ценностей, норм и правил поведения. Глобальный характер экологических проблем рассматриваются в работах М. И. Будыко, Н. М. Мамедова, H.H. Моисеева, А. Л. Яншина, А. Д. Урсула, Э. В. Гирусова.

Современное экологическое образование школьников направлено в основном на изучение экологии как науки, основным результатом является осведомленность в экологических проблемах, степень готовности учащихся к их решению весьма низкая, слабо выражена возможность практического освоения способов выявления и решения экологических проблем. Мотивация учащихся к практическому участию в решении экологических проблем недостаточна. По мнению экспертов — специалистов в данной области, существующие представления современных школьников не вполне адекватны действительной профессиональной деятельности эколога.

На фоне многочисленных исследований по общим проблемам, связанных с формированием профессиональной культуры и профессиональной позиции школьников, область профориентации затрагивающая сферу экологических специальностей относительно не велика. Работы В. И. Панова, В. А. Ясвина, С. Д. Дерябо и некоторых других, к сожалению, лишь частично закрывают этот пробел. Так, в частности остаётся нерешённым целый ряд вопросов, связанных с выявлением психологической сущности профессиональной направленности школьников в области экологических специальностей, представлением её структуры, содержания, уровней и критериев сформированное&trade-. Важным направлением являются психолого-педагогические условия и факторы, определяющие динамику формирования данной области профессиональных компетенций. При этом необходимо подчеркнуть, что профессиональная ориентация школьников в области экологии, подчиняется общим закономерностям формирования профессиональной направленности в любой иной области. Изучая динамику формирования и развития профессионально необходимых, профессиональных значимых качеств, умений и навыков школьников, анализируя содержание процессов, наполняющих этапы формирования профессиональной направленности в области экологических специальностей, мы исследуем общие закономерности динамики становления профессиональной компетентности в целом.

Цель исследования: выявить и описать динамику формирования профессиональной направленности учащихся 7−9 классов.

Гипотеза исследования: Динамика формирования профессиональной направленности в области экологических специальностей учащихся 7−9 классов складывается из ряда этапов, психологическим содержанием которых являются знания, умения, навыки, а также ряд личностных качеств и компетенций, способствующих формированию активного интереса к освоению профессиональной области. При этом необходимо учитывать, что профессиональная направленность, профессиональная «доминанта», возникает тогда и только тогда, когда вышеуказанные этапы формируются и развиваются в соответствующей «профессионально насыщенной» образовательной среде. В противном случае образуется «профессиональноконфликтная» зона развития, препятствующая формированию профессиональной направленности учащихся, вне зависимости от степени прикладываемых усилий направленных на профессиональную ориентацию и развитие профкомпетенций.

Цель и гипотеза исследования позволяют поставить следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ формирования профессиональной направленности учащихся 7−9 классов.

2. На примере профильной области «экология» проанализировать и выявить психологическое содержание этапов динамики формирования профессиональной направленности.

3. На основе анализа структурно-функциональной модели экологического сознания выявить психологические детерминанты профессиональной направленности личности школьника в области экологических специальностей.

4. Эмпирически выявить личностные качества школьников, и описать психолого-педагогическую модель формирования личностных характеристик, необходимых для осуществления профессиональной деятельности эколога.

5. В соответствии со спецификой профессиональной области «экология» обосновать и апробировать технологию формирования профессиональной направленности школьников.

Объект исследования: процесс формирования профессиональной направленности учащихся в области экологических специальностей.

Предмет исследования: содержательные компоненты этапов формирования профессиональной направленности учащихся в области экологических специальностей, психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации процессов формирования профессиональной компетентности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— концепции культурно-исторического и деятельностного подходов в развитии личности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) — фундаментальные исследования в области психологии профессионального самоопределения личности (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, Г. В. Резапкина, Е. С. Романова, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, С. Н. Чистякова и др.);

— концептуальные положения экологической психологии и педагогики, экологического образования и экологической культуры в образовательном учреждении, развития и коррекции экологического сознания школьников (В.А. Ясвин, С. Д. Дерябо, В. И. Панов, В. Хесле, Д. С. Ермаков, И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, A.B. Гагарин, Д. Н. Кавтарадзе, A.A. Калмыков, А. В. Лапчинская, A.B. Иващенко, В. В. Николина и др.

Методы исследования: методика «Альтернатива» В. А. Левинаметодика «Доминанта» В. А. Левина, С. Д. Дерябостандартизованный опросник ДДО (Е.А. Климова) — методика изучения ценностных ориентаций М. Рокичаанкетированиеметоды включённого наблюдения.

В исследовании приняли участие 250 обучающихся 7−9 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Новомосковска Тульской области, 87 специалистов-экологов Тульской области.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в расширении представлений о закономерностях формирования профессиональной позиции школьников, выявлении специфики формирования профессионального самосознания в области экологических специальностей, анализе и представлении динамики формирования профессионального сознания учащихся в области экологического сознания.

Выявлены сущность и психологическое содержание, описаны критерии и уровни сформированности профессиональной направленности учащихся средней школы в области экологических специальностей. На примере формирования экологонаправленной профессиональной позиции школьников систематизированы психолого-педагогические условия и методы развития профессиональной компетенции учащихся. Проанализированы и описаны компоненты образовательной среды, способствующие и препятствующие формированию профессиональной направленности. Описано понятие «профессионально-конфликтная зона развития».

Практическая значимость исследования состоит в разработке организационного и методического обеспечения процесса развития профессиональной направленности школьников в области экологических специальностей, включающего программу профессионально-экологического тренинга, дидактические средства, психолого-педагогические рекомендации, которые обеспечивают эффективное развитие профессиональной направленности школьников в области экологических специальностей. Разработан и апробирован ряд психологических методов и методик, направленных на формирование экологического сознания, становление эколого-гуманистической личностной позиции, развитие в этом контексте ряда навыков общения и социальной активности, эмоционально-волевых качеств, творческого мышления учащихся.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная направленность школьников в области экологических специальностей является системным психологическим качеством личности, которое проявляется в устойчивом стремлении обучающихся заниматься экологической деятельностью и совершенствоваться в нейи включает в себя наличие экологоориентированных ценностных ориентаций.

2. Устойчивая динамика формирования профессиональной направленности учащихся является результатом совокупного процесса, складывающегося из психолого-педагогических технологий, направленных на развитие и активацию системы интересов к определённой области профессионального знания, мотивов к занятию профессиональной деятельностью, и формированием соответствующей профессионально-ориентированной парадигмы развития образовательного учреждения в целом.

3.Технология развития профессиональной направленности школьника в области экологических специальностей, включает в себя системную психолого-педагогическую работу с педагогами, учащимися средней школы и их родителями, по развитию экологической компетентности, формированию основы экологического сознания, направленную деятельность по развитию соответствующих мотивационных компонентов и установок.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается соответствием материала методик разработанному теоретическому конструкту, а теоретического конструкта — избранному методологическому подходукачественным анализом литературы по темерепрезентативностью и объемом выборок респондентовкачественной и количественной обработкой экспериментальных данных и статистической значимостью полученных закономерностейкомплексным использованием различных методов исследования.

Апробация работы. Содержание работы докладывалось и обсуждалось на заседаниях кафедры психологии НФ УРАО в период с 2007 по 2011 г. г., на заседаниях кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГТУ в период 2008;2010 г. г.- 4 и 5 Российской конференции по экологической психологии (г. Москва, 20 052 008 гг.) — Всероссийской научно-практической конференции «Экологическая культура» (г. Санкт-Петербург, 2007 г.) — международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологической психологии» (г. Киев, 2006 г.).

Результаты исследования внедрены в практику МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» и МКОУ ДОД «Детский оздоровительно-экологический центр» г. Новомосковска Тульской области.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений. Библиографический список литературы включает 134 источника, из них на русском языке — 116, на английском языке — 18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя определённый итог исследованию, но не завершая обсуждение вопроса о необходимости формирования профессиональной направленности учащихся, как звена целостной системы образовательно-воспитательной модели имеет смысл ещё раз акцентировать внимание в частности на понятии «экологическое образование», которое определяется нами как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Также необходимо отметить, что системный подход к экологическому образованию и воспитанию учащихся позволяет:

— установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

— обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения мира природы;

— создать условия для плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

— расширить экологические представления школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни- -углубить теоретические знания в области экологии;

— формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям школьников первичные знания экологии как науки;

— обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Формирование профессиональной направленности школьников в области экологических специальностей представляет собой системный процесс, этапами динамики которого являются: развитие проблемно-информационного поляформирование профессионально ориентированной установки на экологическую деятельностьсистема направленного психолого-педагогического воздействия, с целью развития у школьников личностных качеств и компетенций в рамках становления экологического сознаниясистема активного экологического просвещения, как составляющая «средового» образовательного компонента.

2. Анализ этапов динамики формирования профессиональной направленности позволил вывести ряд критериев, связанных с содержательными характеристиками:

— Потребностно-мотивационный — школьник мотивирован заниматься экологической деятельностью, имеет устойчивый интерес к экологическим проблемам.

— Когнитивный — школьник имеет прочные экологические знания, стремится к осознанию и решению экологических проблем.

— Эмоционально-волевой — школьник способен эмоционально переживать во всех аспектах взаимоотношений с природой, стремится к достижению цели во взаимодействии с природными объектами.

— Ценностно-смысловой — у школьника сформированы экологоориентированные ценностные ориентации, он обладает экологически значимыми качествами личности такими, как экологоориентированное мировоззрение, ответственность, доброта, целеустремленность, гуманизм, принципиальность, нравственность, эстетичность, эмпатия, оптимизм, которые необходимы для эффективной экологической деятельности.

— Практически-деятельностный — школьник способен применять свои экологические знания на практике, готов заниматься экологической деятельностью, эффективно решать экологические проблемы.

— Коммуникативный критерий — школьник способен эффективно общаться с окружающими людьми по экологическим проблемам, организовывать различные мероприятия экологической направленности.

3. Содержанием стадий формирования профессиональной позиции школьника, «эколог», являются следующие процессы: на первой стадииналичествующий первичный (базовый) интерес к природе и экологическим проблемам, при минимальной мотивации на погружение в специфику образовательного пространства, на второй стадии — устойчивый интерес и проявление стабильной субъективной мотивации на изучение экологии, как области знания, и исследование экологических проблем, при несформированной активной деятельной позиции, представляя третью стадию, мы определяем её определённую субъективно — личностную позицию, связанную не только с устойчивым интересом к проблемам экологии, но и формирующейся активной деятельной позиции, и несистемном направляемом (несамостоятельном или частично самостоятельным) включении в профессиональную деятельность специалиста-эколога, на доступном уровне, четвёртую, завершающую, стадию мы формулируем как устойчивую систему личностных образований (паттернов), включающую не только мотивационный, ценностный и деятельный компоненты, но и определённый стиль повседневной деятельности, в том числе образовательной, способствующую формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности в области экологии, с дальнейшим применением его в профессиональной деятельности.

4. Устойчивость сформированной профессиональной установки и мотивации на изучение экологической проблематики у учащихся средней школы прямо зависит от степени поддержки этой мотивации значимыми взрослыми (родителями, педагогами). В случае отсутствия системы «внешней стимуляции» интереса к развитию профессиональной направленности закрепления сформированного профессионального интереса к заданной области, активной мотивации к профессиональной деятельности, в том числе и в случаях постоянного «точечного» профинформирования, не происходит.

5. Принципиальным условием формирования, развития и закрепления профессиональной установки учащегося, развития мотивации на занятие профессионально — значимой (в нашем случае — экологоориентированной) деятельностью, является сформированная стратегия развития и становления интереса к конкретной профдеятельности в образовательной системе (образовательном учреждении). В противном случае создаётся ситуация описываемая как «профессионально-конфликтная» зона развития, препятствующая формированию профессиональной направленности учащихся, вне зависимости от степени прикладываемых усилий направленных на профессиональную ориентацию и развитие профкомпетенций.

6. Психолого-педагогическая технология по формированию эколого-профессиональной направленности включает в себя средовой, субъектно-личностный и технолого-мотивационный компоненты. Средовой компонент — комплекс психолого-педагогических условий, формирующих личностное отношение к экологической проблематике. Субъектно-личностный компонент — складывается из непосредственного субъективного интереса к профессиональному полю, наличия черт характера и личностных особенностей, позволяющих говорить о возможностях самореализации в выбранной профессиональной области, а также из системы представлений об интересующей профессии, образе специалиста, специфике деятельности, проблемных зонах профессии и путях их преодоления. Технолого-мотивационный компонент — система психолого-педагогических действий, связанная с поддержанием и активизацией интереса учащегося к выбираемой специальности, получению необходимых знаний и приобретению доступных умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности на начальном этапес коррекцией образа специалиста-представителя профессиональной области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Желтиков A.A., Северин А. Е. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2000. — 309 с.
  2. Н.М. Теоретические основы профессиональной подготовки учащихся по профессиям экологического профиля. Дис. д-ра пед. наук. СПб., 1998 — 428 с.
  3. Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995. -352 с.
  4. В.Е. Пути и методы природоохранной пропаганды. Киев, 1996. — 161 с.
  5. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.-303 с.
  6. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2000. — 224 с.
  7. A.A. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36.
  8. И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Автореферат дис. д-ра пед. наук. Казань, 2000. — 41 с.
  9. . С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: ИнтерДиалект +, 1997. — 697 с.
  10. Ю.Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл. М., 1998. -68 с.
  11. П.Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М. Современный писатель, 1998.-432 с.
  12. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. — 171 с.
  13. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М.: Совершенство, 1997. — 198 с.
  14. Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  15. H.A., Балакирева Л. А. «Психология профессионального успеха». СПб.: ООО «СЛП», 1998. — 144 с.
  16. Н.И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя. 10−11 классы. М.: ВАКО, 2006 — 256 с.
  17. С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Автореф. канд. психол. наук. -М., 1993.-204 с.
  18. С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Дис. докт. псих. наук. М., 2002. — 365 с.
  19. С.Д. Человек и природа. Проблемы экологического воспитания. //Мир психологии. 1998, — № 2 (14). С. 109 — 121.
  20. С.Д., Ясвин В. А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. — 147 с.
  21. С. Д., Ясвин В. А. Методики проведения эколого-психологического тренинга / Школа здоровья. 1995. — № 2. С. 114−121.
  22. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов н/Д: Феникс, 1996 480 с.
  23. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психодиагностика. -Даугавпилс, 1994. 199 с.
  24. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальныйинститут, 1999. 310 с.
  25. С. Д., Ясвин В. А. Экологическая психология и психодиагностика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480 с.
  26. Т.Г. Экология и проблема адаптации человека // Экология, культура, образование: Материалы науч. конф. М.: МГПИ, 1989. С. 110−119.
  27. М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
  28. Д.С., Петрова Г. Д. Обучение школьников решению экологических проблем: психологический аспект // Журнал прикладной психологии. -2005. -№ 2−3. С. 49−55.
  29. Д.С., Суравегина И. Т. Экологическое образование: от изучения экологии к решению экологических проблем. -Новомосковск: НФ УРАО, 2005. — 142 с.
  30. Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся: Монография. М.: РУДН, 2008. — 159 с.
  31. В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования: дис. .д-ра пед. наук / В. И. Жернов. Магнитогорск, 1999. — 305 с.
  32. Т. Б. Филатова JI.O. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 5. С. 26 — 29.
  33. Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопросы психологии. 1999. — № 3. С. 83−88.
  34. A.B., Панов В. И., Гагарин A.B. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М.: РУДН, 2008. — 422 с.
  35. Д.Н. Обучение игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. — 192 с.
  36. В.П. Педагогическая технология формирования экологического мышления старшеклассников. Дисс. канд. педаг. наук. -М&bdquo- 1999.-174 с.
  37. Н. Об экологической деятельности // Экология. Культура. Общество. 2004. — № 4. С. 12−13.
  38. В.Б. Формула экологического образования // Экология и жизнь. 1996. — № 1. С. 38−44.
  39. A.A. Введение в экологическую психологию. Курс лекций. -М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 128 с.
  40. А., Камнева М., Гавриленко Е., Кунц Б. Деятельное (практико-ориентированное) образование в лагере, или отдых и учеба с радостью // Новые ценности образования. Вып. 8: «Философия и педагогика каникул». — С. 55−67.
  41. Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников//Вопросы психологии. 1995. № 1. С.69−73.
  42. Е.И. Экология и проблема ответственности // Экология, культура, образование: Материалы науч. конф. М.: МГПИ, 1989. С. 70−75.
  43. Е.А. Введение в психологию труда. М.: «Академия», 2004. -336 с.
  44. Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  45. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 509 с.
  46. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск. Издательство «Принтер», 1993. — 57 с.
  47. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5−14.
  48. А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ, и доп. М.: изд-во «Просвещение», 1970. 391 с.
  49. В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. JI., 1990. -211 с.
  50. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Айрис Пресс, 2004. — 63 с.
  51. Контакт: Бюллетень ЮНЕСКО/ЮНЕП по образованию в области окружающей среды. 1981. — Т. VI. — № 1- 1983. — Т. VIII. — №№ 1−3.
  52. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. 2002. — № 6. С. 11−40.5 6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 3. -С. 3−14.
  53. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  54. А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции / А. Н. Леонтьев. -М.:ИПЛ, 1971.-217 с.
  55. А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. — 583с.
  56. Н.М., Глазачев С. Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 16−26.
  57. Н.М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. М.: Устойчивый мир, 2000. — 272 с.
  58. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 154 с.
  59. В.И., Алдашева A.A. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001.-375 с.
  60. B.C. Психология индивидуальности / B.C. Мерлин. М.- Воронеж: Модек, 1996. — 448 с.
  61. JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 216 с.
  62. В.Я. Формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования. Дисс. канд. пед. наук. Новокузнецк, 1998. — 129 с.
  63. H.H. Взаимодействие природы и общества глобальные проблемы // Вестник РАН. — 1998. Т.68. № 2. С. 167−170.
  64. H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая Гвардия, 1990. — 256 с.
  65. H.H. Экология и образование. М.: Юнисам, 1996. — 192 с.
  66. Московская декларация об экологической культуре // В сб.: Экологическая культура и образование. М.: Тобол, 1988. — С. 7−12.
  67. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Прил. к журн. «Вестник экологического образования в России». 2000. — № 1. — 20 с.
  68. P.C. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2008.-687с.
  69. С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., 1995. — 84 с.
  70. Ю.П., Никанорова E.B. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. М.: Молодая гвардия, 1990. — 271 с.
  71. Отношение школьников к природе/Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Педагогика, 1988. 128 с.
  72. В.И. Введение в экологическую психологию. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 184 с.
  73. В.И. Проблема психических состояний и экопсихологический подход // Психология психических состояний: Сб. статей. Вып. 3. -Казань, Набережные Челны: КГГТУ, Ин-т управления, 2001. С. 35−63.
  74. В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии/В.И.Панов. М.: Наука, 2004.-197 с.
  75. Ю.Н. Формирование экочеловека: методологические принципы и программные установки. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2002. 124 с.
  76. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. Книга для учителя и социального педагога / Под ред. С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева. М.: Новая школа, 2004. — 112 с.
  77. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. -263 с.
  78. Е.Я., Стефанова Е. С., Либеров А. Ю. Профильное обучение и социализации личности // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003,-№ 5. С. 426.
  79. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. Пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
  80. Н.С. Подростковая профконсультация: в поисках новых ориентиров (новых парадигм) // Журнал практического психолога. 1996. № 1. С. 98−101.
  81. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. -М: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 253 с.
  82. Н.С., Пряжникова Е Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  83. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. -184 с.
  84. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 303 с.
  85. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002. 672 с.
  86. В.Г. Философско-методологические аспекты исследования и разрешения проблемы антропогенной экологической опасности. -Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та, 1987. 283 с.
  87. Г. В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. М.: Генезис, 2005. -208 с.
  88. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. — 367 с.
  89. Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. -384 с.
  90. В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1−11 классов. Ярославль: Академия развития, 2001. — 224 с.
  91. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
  92. Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. -256 с.
  93. Н. Социология. / Под ред. В. А. Ядова. — М.: Феникс, 1994. -688с.
  94. Социальная психология /A.B. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1987. -224 с.
  95. И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии. Диссертация доктора педагогических наук. М., 1986. — 426 с.
  96. А. Д. О понятии «экологическая деятельность» // Вопросы философии. 1986. — № 1. С. 42−48.
  97. А.Д. Перспективы экоразвития. М.: Наука, 1990. — 168 с.
  98. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ // Российская газета. 12.01.2002 г. — № 6.
  99. A.C. Традиционные социально-философские понятия в парадигме современной эпохи // Ученые записки Таврического нац. унта. Сер.: Философия. Социология. 2001. — Т. 14. -№ 1 С. 113−118.
  100. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  101. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
  102. JI. Н. Социализация учителя.- Кузбассвузиздат, 1995. -128 с.
  103. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. -М.: Просвещение, 1983. 112 с.
  104. С.Н., Захарова H.H. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М.: Педагогика, 1987. -157 с.
  105. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  106. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. 4.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  107. Экологическое образование в средней общеобразовательной школе: концепция, модели, программы учебных курсов. М., 1990 — 87 с.
  108. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000 — 188 с.
  109. В.А. История и психология формирования экологической культуры. -М.: Наука, 1999. 100 с.
  110. В.А. Личностное отношение к природе у школьников. Дис. канд. псих. наук. -М., 1993 194 с.
  111. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000 -456с.
  112. В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе. Дисс. докт. психол. наук. М., 1998.-276 с.
  113. G., Кауе J. A., Morel P. NASA research strategy for earth system science: Climate component// Bull. Amer. Meteorol. Soc. 2001. Vol. 82, N 7.-P. 1309−1330.
  114. Balvanera P., Daily G. C., Ehrlich P. R., Ricketts Т. H., Bailey S.-A., Kark S., Kremen C., Pereira H. Conserving biodiversity and ecosystem services// Science. 2001. Vol. 291, N 5511. — P. 2047.
  115. Barnett J. The Meaning of Environmental Security. Ecological Politics and Policy in the New Security Era// Zed Books, London and New York. -2001.-184 pp.
  116. Carvalho G. O. Sustainable development: Is it achievable within the existing international political economy context// Sustainable Development. -2001. Vol. 8, N2. -P. 61−73.
  117. Dobson A. Justice and the Environment. Conceptions of Environmental Sustainability and Dimensions of Social Justice// Clarendon Press, Oxford. -1998. 292 pp.
  118. Environmental Change and Security Project Report. Issue No 6. The Woodrew Wilson Center, Washington, D. C. 2000. — 238 pp.
  119. Erust W. G., Ed. Earth System. Processes and Issues// Cambridge Univ. Press, Cambridge. 1999. — 704 pp.
  120. F., Hajer M. (Eds.). Living with Nature. Environmental Politics and Cultural Discourse// Oxford Univ. Press. 1999. — 284 pp.
  121. French H. Vanishing Borders. Protecting the Planet in the Age of Globalization// W. W. Norton & Co., New York, London. 2000. — 257 pp.
  122. Heidegger M. Vortrage und Aufsatze. Pfullingen, 1959.
  123. Heimstra N. W., McFarling L.H. Environmental Psychology. Monterey, 1974.
  124. Lee T.K. Psychology and the Environment. L., 1976.
  125. S. C. (Ed.). Environmental Change, Adaptation, and Security// Kluwer Acad. Press. Dordrecht. 1999. — 432 pp.
  126. D. (Ed.). Atmospheric Environmental Research. Critical Decisions Between Technological Progress and Preservation of Nature// Springer, Berlin. 1999. — XIV + 200 pp.
  127. Russel H.A., Ward L.M. Environmental Psychology. Annual Rewiew of psychology, 1982, № 33.
  128. Raven P. Why we must worry// Science. 2001. Vol. 293, N 5535. — P. 1598.
  129. Young R. Uncertainty and the Environment// Edward Elgar Publ. Ltd., Cheltenhum, Glor., U. K. 2001. — 192 pp.
  130. Wicker A.W. Fn introduction to ecological. New York: Cambridge University Press, 1979.
Заполнить форму текущей работой