Развитие коммуникативной компетентности у старшеклассников и взрослых людей: С помощью видеотренинга
Диссертация
В начале 80-х годов многих психологов привлекла новая практика, связанная с применением социально-психологического тренинга (по другой терминологии — активных социальных методов обучения) для совершенствования коммуникативной компетентности. Вначале тренинг использовался для решения тех же самых задач, для которых он был создан и применялся за рубежом, прежде все в США (Appley D., Winder А… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1. Теоретические и практические аспекты развития личности
- 2. Понятие о коммуникативной компетентности
- 3. Развитие коммуникативной компетенции с помощью активных методов обучения (социально-психологического тренинга)
- 4. Критический анализ состояния дел и постановка проблемы исследования
- 5. Цель, задачи, гипотезы, объект и предмет экспериментального исследования
- Выводы
- ГЛАВА II.
- ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
- 1. Определение и структура коммуникативной компетентности
- 2. Методика развития коммуникативной компетентности
- 3. Средства диагностики уровня развития коммуникативной компетентности
- ГЛАВА III.
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
- 1. Результаты экспериментального исследования старших школьников. j 2. Развитие коммуникативной компетентности у взрослых ^ людей.118 '
- 3. Обсуждение результатов исследования
- Выводы
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Екатеринбург, 1995.-220 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-335 с.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983.144 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.292 с.
- Алтунина И.Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей. Теория и методика. Комсомольск-на-Амуре, 1996. — 52 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.-Воронеж, 1996.-383 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. — 415 с. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.- 158 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М., 1990. — 367 с. Атватер И. Я вас слушаю.: Советы руководителю. — М., 1984. — 111с. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. — Рязань, 1994.89 с.
- Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М.-Воронеж, 1996. — 255 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. — 187 с. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.-464 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. -Санкт-Петербург, 1996. 400 с.
- Борисов В.Н. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Домодедово, 1995. — 35 с.
- Васильев Г. С. Проблема коммуникативных способностей членов первичных учебно-воспитательных коллективов: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. психол. наук. М., 1977. — 21 с.
- Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. -М.-Л., 1967.-295 с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987: — 176 с.
- Головаха Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. -Киев, 1989. 187 с.
- Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1996. — 36 с.
- Готгельф Н.П. Развитие коммуникативный умений и навыков в устно-речевом общении у учителей начальных классов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук, — Минск, 1990. 16 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. М., 1991.-320 с.
- Групповая психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского и С.Ледера.-М., 1990.-383 с.
- Грэм Р.Г., Грей К. Ф. Руководство по операционным играм. М., 1977. -376 с.
- Денисенко Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд психол. наук. М., 1992. -25 с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трасактный анализ с гешталыупражнениями. М., 1993. — 336 с.
- Добрович А.Б. Глаза в глаза. М., 1982. — 207 с.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979.128 с.
- Доценко E.JT. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита.-М., 1996.-342 с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей М., 1996.224 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. — 149 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Д.: ЛГУ, 1985.- 167 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора психол. наук. -Л., 1991.-38 с.
- Ершова Н.Н. Развитие социально-перцептивной комптентности в системе профессионального общения: Автореф. дисс.. канд психол. наук. -М., 1997.-24 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растяников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении, М., 1990. — 94 с.
- Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии./ Психологический журнал, 1980, Т. 1, № 2, с. 5 18.
- Забродина И.В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: Автореф. дис.. канд пед. наук. Челябинск, 1996. — 16 с.
- Залюбовская Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук.-М., 1984.-22 с.
- Зарипова Т.В. Психологические основы взаимосвязи общения и волевых качеств подростков: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1990. — 16 с.
- Захаров В.В., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: учебное пособие, Л.: ЛГУ, 1989. — 55 с.
- Исурина Г. Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений. В кн.: Групповая психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С.Ледера. — М., 1990. — с. 89−120.
- Кабрин В.И. Психология коммуникативного развития человека как личности: Автореф. дис. на соик учен. степ, доктора психол. наук. Санкт-Петербург, 1993. — 31 с.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. -Грозный, 1979. 138 с.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Дисс. на соиск учен, степ. канд. психол. наук. М., 1980. — 20 с.
- Кондратенко В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск 1993. -478 с.
- Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности, Л.: ЛГУ, 1971.- 152 с.
- Коробанова О.Л. Психологические особенности полевого общения учащихся юношеского возраста: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Киев, 1992. — 23 с.
- Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991. -336 с.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991. — 207 с.
- Кроник А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев, 1982, — 159 с.
- Кузнецова Е.В. Развитие межличностных невербальных коммуникаций средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -М.: МГУ, 1989. 19 с.
- Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: Автореф дис. на соиск. учен. степ, доктора психол. наук. Санкт-Петербург, 1991. — 38 с.
- Куприянов Б.В., Подобии А. Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. Кострома, 1998. — 56 с.
- Либих С.С. Коллективная психотерапия неврозов. М., 1974. — 207 с. Личность в общении и деятельности. — Ульяновск, 1985. — 105 с. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. — М., 1997.256 с.
- Лушпаева Е.В. Развитие рефлексии в общении средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1989. -20 с.
- Лэндгрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.368 с.
- Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности.-Л., 1983, — 176 м.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. — 688 с.
- Маккпендон Р., Кейдис Л. «Шоколадный пудинг» и другие методики интенсивной многосемейной терапии. М., 1998. — 304 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. 3-е издание, исправленное и дополненное. М., 1998. — 207 с.
- Межличностное восприятие в группе. М., 1981. — 295 с.
- Мелибруда Е. Я ты — мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986. — 254 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. — 365 с.
- Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1. Общие основы психологии.-М., 1988.-688 с.
- Немов Р.С. Практическая психология. М., 1998. — 320 с.
- Николаенко В.М. Речевые упражнения в системе социально-психологического тренинга. В кн.: Социально-психологический тренинг. -Новосибирск, 1995. — с. 75−84.
- Новикова Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, канд психол. наук. М., 1985. -17 с.
- Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987. — 164 с.
- О.Коннор Д., Сеймор Д. Введение в НЛП. Челябинск, 1997. — 256 с.
- Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. СПб., 1995. — 448 с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. — 216 с.
- Петровская JI.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1082. — 168 с.
- Петрушин С.В. Социально-психологический тренинг в многочисленной группе как средство развития компетентности в общении: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Казань, 1995. — 21 с.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. -Нижний Новгород, 1997. 262 с.
- Проблемы подготовки к общению. Таллин, 1979. — 107 с. Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения. — М. Воронеж, 1997.-156 с.
- Психологическая диагностика, ее проблемы и методы. М., 1975.177 с.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.384 с.
- Руденский Е.В. Основы психологической технологии общения менеджера. -Кемерово, 1995. 181 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990. — 368 с.
- Савельева Т.Ю. Обучение студентов технического вуза решению коммуникативных задач: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Л., 1985, — 14 с.
- Соловьева О.В. Специфика обратной связи в межличностном общении: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. М., 1985. — 19 с.
- Социально-психологический тренинг. Сборник научн. трудов. Новосибирск, 1995. — 104 с.
- Социальные отклонения. М., 1989. — 368 с.
- Средовые условия групповой деятельности. /Под ред. Х.Миккина. -Таллин, 1988.-234 с.
- Станкин М.И. Психология общения. М., 1996. — 295 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 286 с.
- Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — 342 с.
- Теории личности в западно-европейской и американской психологии. -Самара, 1996.-480 с.
- Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, доктора психол. наук.-М., 1994.-42 с.
- Устинова Н.Г. Доверительное общение основа психотерапии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1997. -22 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.512 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства.-М., 1997.- 158 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980. — 208 с.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. — 720 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 1977. — 608с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.-268 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.541 с.
- Шульц Д., Шульц С. Э. История современной психологии. СПб., 1998.-526 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1989. — 192 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 19 078. — 304 с. Юнг К. Психологические типы. — М., 1998. — 720 с. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М., 1997.-224 с.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987. — 109 с.
- Appley D., Winder A. T-Group and Therapy Groups in Changing Society. San Francisco, 1973.
- Back K.B. Beyond word: the story of sensitivity training and the encounter movement. N.Y. 1972.
- Blumberg A., Golembiewsky R.T. Learning and change in groups. H.1976.
- Corey G., Corey M. Groups: process and practice. Monterey, Calif., 1977. Gohen A.M., Smith R.D. The critical incident in growth groups: Theory and technique. Calif., 1976.1.vine B. Group psychotherapy. Practice and development. N.Y. 1979.
- Pfeiffer J.W., Jones J.E. (Eds.) Small-group training, theory and practice (2nd ed.). Calif., 1979.
- Rogers C. Encounter groups. London, 1975.