Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации
Диссертация
Как указывается в ряде исследований, (Б.В.Новикова, 1985, 1987; Э. М. Александровская, 1985, 1988; Н. Г. Лусканова, 1987, 1993; И.А.Коро-бейников, 1990,1993 и др.), типичные проявления школьной дезадаптации диагностируются у 15−40% учащихся начальных классов общеобразовательных школ, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества. Наблюдаемое увеличение дезадаптированных детей… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ И ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- 1. 1. Школьная дезадаптация как психолого-педагогическая проблема
- 1. 2. Семья и ее место в некоторых теориях межличностного взаимодействия
- 1. 3. Влияш ie деструкции семейных отношении на процесс психического развития детей
- 1. 4. Выводы
- Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АДАПТИРОВАННЫХ И ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ И ИХ СЕМЕЙ
- 2. 1. Методы и процедура исследования
- 2. 2. Структура проявлений школьной дезадаптации
- 2. 3. Сопоставление социальных статусов семей
- 2. 4. Выводы
- Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ НА ПРОЯВЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
- 3. 1. Детско-родительские отношения в семьях адаптированных и дезадаптированных учащихся
- 3. 2. Взаимоотношения между родителями в семьях адаптированных и дезадаптированных учащихся
- 3. 3. Психологический анализ семейных факторов, влияющих на проявления школьной дезадаптации
- 3. 4. Выводы
Список литературы
- Адлер А. О нервическом характере. — СПб., М.: Университетская книга, 1998. — 385 с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М.: Наука, 1976. — 272 с.
- Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи / / Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников: Сб. науч. тр. / Под ред. М. А. Алемаскина. — М., 1980. — С. 140−152.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды: В 2-х т. — М., 1980. — Т.2.1. С.10−127.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.376 с.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. // Человек и общество. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества: Сб. статей / Под ред. Б. Г. Ананьева. — JI., 1973. — Вып. XIII. — С.7 14.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Асеев В.Г. Возрастная психология. — Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1989.196 с.
- Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / Отв. ред. В. Г. Асеев. — Иркутск, 1986. — С. 3−19.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
- Бардин К.В. Ваш ребенок не хочет учиться. — М.: Педагогика, 1980.96 с.
- Беличева С Л. Основы превентивной психологии. — М.: РИД Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 199 с.147
- Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1995. — № 1. — С. 5−16.
- Березовин Н.А., Коломинский Я .Л. Учитель и детский коллектив: Психолого-педагогическое исследование. — Минск.: Изд-во БГУ, 1975. — 160 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер с англ. — М.: Прогресс, 1988. — 398 с.
- Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. статей / Отв. ред. f
- В.А.Гаврилов. — Кишинев, 1990. — С. 17- 29/
- Богданова С.Я., Годлинник О. Б. Соотношение самооценки и ожидаемых оценок как индикатор общения // Проблемы общения и воспитания. — Тарту, 1974. — 4.2.—- С. 157−167.
- Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
- Бодалев А. АЧ Столин В. В. О задачах в области научного психологического обеспечения службы семьи / / Семья и формирование личности: Сб.науч. тр. — М., 1981. — С. 2−10.
- Божович Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников
- Известия АПН РСФСР. — 1951. — Вып. 36. — С. 105−130.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О.А.у Лидере А. Г. Возрастно-психо-логическое консультирование: Проблемы психического развития детей. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 134 с.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции (на примере детей, страдающих энурезом)148
- Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 4. С. 32.38.
- Варга А.Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.1986. — №.~ С. 22−31.
- Васильева Э.К. Семья и ее функции. — М.: Статистика, 1975.181 с.
- Вассерман Л.И., Горьковая И, А.} Ромицыиа Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение: Методическое пособие. — М., СПб.: Фолиум, 1995. — 56 с.
- Войтко В.И., Гильбух Ю. З. Школьная психодиагностика: Достижения и перспективы. — Киев: Наукова думка, 1980. — 48 с.
- Воловик В.М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных // Клинические и организационные основы реабилитации психических больных / Под ред.
- М.М.Кабанова и К.Вайзе. — М., 1980. — С. 207−266.
- Гаврилова Н.В. Нарушение функций семьи как объект социологического исследования // Семья как объект философского и социологического исследования. Сб. статей / Отв. ред. А. Г. Харчев. — Л., 1974. — С. 36−43.
- Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса // Общение и воспитание: Сб. статей. — Тарту, 1974. — 4.2. — С. 45−49.
- Гарбузов ВМ.} Захаров А.И.} Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. — Л.: Медицина, 1977. — 272 с.
- Гласс Дж.} Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер с англ. — М.: Прогресс, 1976. 495 с.
- Гозман Л.Я.у Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 1985. — № 4. — С. 10−20.
- Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / Под ред. Г. М. Романенковой. — Л.: Наука, 1984.136 с.149
- Голофаст В.Б., Литвинова А. Л. Квинтэссенция современной буржуазной социологии семьи // Социальные исследования: Методологические проблемы исследования быта / Отв. ред. А. Г. Харчев, З. А. Янкова. — М.: Наука, 1981. — С. 277−282.
- Гришанов Л. КЧ Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптациистудентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб. статей / Отв. ред. В. А. Гаврилов. — Кишинев, 1990. — С. 3−17.
- Гройсман А .Л. Психогигиена обучения // Социальная психология и общественная практика. — М., 1985. — С. 90−102.
- Гроховский В.В. Пути профилактики психопатий и психопатоподоб-ных расстройств у детей и подростков / / Профилактика психоневротических расстройств у школьников и учащихся-подростков. — Харьков, 1980. — С. 26−29.
- Диагностика школьной дезадаптации: Научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. — М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. — 128 с.
- Дичее Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровья человека: методологические и социальные аспекты. — М.: Медицина, 1976. -184 с.
- Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопр. психол. — 1998. — № 2. — С. 46−56.
- Заслуженюк B.C., Семиченко В. А. Родители и дети: Взаимопонимание или отчуждение. — М.: Просвещение, 1996. — 191 с.
- Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье // Вопр. психол. —1981. — № 3 — С. 58−68.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — Л.: Медицина, 1982. — 216 с.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология ипатогенез. — Л.: Медицина, 1988. — 248 с.
- Зотова О. ИКряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы ре150гуляции социального поведения: Сб. статей / Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. — М., 1979. — С.219−232.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психол. — 1984. — № 4. — С. 89−95.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. — Новосибирск: Наука, 1980. — 191 с.
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — JL: Медицина, 1982.272 с.
- Карнышев А.Д. Социальная психология сотрудничества в школе. Красноярск: Изд-во КГПИ, 1991. — 115 с.
- Карнышев А.Д. Социальная психология и образование. — Улан-Удэ: Изд-во БГПИ, 1993. — 129 с.
- Кемпинский А. Психопатология неврозов /Пер. с польск. — Варшава, 1975. — 270 с.
- Кишинец В.М. Количественные характеристики устойчивости брака // Социологические исследования. — 1982. — № 1. — С. 197−201.
- Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие / Пер с франц. — М.: Педагогика, 1991. — 171 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. — М.: Медицина, 1979. — 607 с.
- Ковалев В. В, Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. — М.: Медицина, 1985. — 286 с.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. — Л.: Лен-издат, 1987. — 144 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск: Нар. асвета, 1969. — 238 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. О. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967. — 384 с.
- Кончанин Т.К. К вопросу о социальной адаптации молодежи // Коммунистическое воспитание студенчества (материалы конференции).
- Тарту, 1971. — 4.2. — С.49−58.151
- Корытова Г. С. Изучение влияния социометрического статуса на возникновение школьной дезадаптации у подростков // Материалы Байкальского межрегионального семинара. — Улан-Удэ, 1996. — С. 19−20.
- Корытова Г. С. Основные проявления и пути исследования школьной дезадаптации // Научные труды молодых ученых / Отв. ред. Л. В. Шемякина. — Улан-Удэ, 1996. — С. 49−54.
- Корытова Г. С. Влияние нарушенных внутрисемейных отношенийна проявления школьной дезадаптации у подростков // Сборник научных статей / Отв. ред. А. Д. Карнышев. — Улан-Удэ, 1998. — С. 30−35.
- Корытова Г. С. Психолого-педагогические рекомендации по работе с дезадаптированными учащимися / / Труды Международной конференции «Социальное развитие и социальная защита семьи и детства» / Отв. ред. Л. К. Санхядова. — Улан-Удэ, 1998. — С. 61−65.
- Корытова Г. С. Сравнение социальных статусов семей адаптированных и дезадаптированных учащихся // Сборник научных трудов. Серия: Общественные науки / Отв. ред. В. Б. Базаржапов. — Улан-Удэ, 1998. — Вып. 3. — С. 123−129.
- Корытова Г. С. Структурный анализ проявлений школьной дезадаптации // Вестник БГУ. — Ула. н-Удэ, 1998. — № 4. — С. 92−98.
- Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кулаков С Л. Диагностика аддиктивного поведения //Журн. практического психолога. — 1996. — № 3. — С. 33−44.
- Лебедева К. Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. — Минск: Нар. асвета, 1979. — 80 с.
- Лебединская К. СЧ Райская ММГрибанова Г. Г. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. — М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей.
- М.: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.152
- Леонтьев AM. Проблемы развития психики. — 3-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 565 с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987. — 90 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — JL: Медицина, 1977. — 208 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. — М.: Просвещение, 1959. — 546 с.
- Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т.4. Лекции о воспитании детей. — М.: Изд-во АПН СССР, I960.— 552 с.
- Малярова Н.В. Особенности социологического анализа семейных конфликтов // Социологические исследования. — 1984. — № 1.— С. 18−27.
- Манова-Томова В.С.} Пирьов Г. Д→ Пенуюлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушении поведения в детском возрасте. — София: Медицина и физкультура, 1981. — 190 с.
- Маркова А>К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
- Масло в, а Н. Ф. Стиль руководства учителя как способ социально-психологического воздействия (Опыт социально-психологического исследования) // Руководство и лидерство: Сб. науч. тр. / Под ред. Б. Д. Парыгина. — Л., 1973. — С. 45−53.
- Матюхина М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости. — // Мотивация учения. — Волгоград, 1976. — С. 5−15
- Меерсон Ф.З. Общий механизм адаптации и профилактики. — М.: Медицина, 1973. — 360 с.
- Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика / Пер с итал. — Пермь.: Хортон Лимитед, 1993. — 76 с.153
- Микадзе Ю.В., Корсакова Н. К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников (в связи с неуспеваемостью в школе). — М.: ИнтелТех, 1994. — 64 с.
- Мишина Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах / / Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях / Под ред. В. К. Мягер. — JL, 1978. — С. 13−19.
- Мишина Т.М. Сравнительный анализ супружеских отношений в «невротических» и здоровых парах // Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. М. М. Кабанова. — Л., 1980. — С. 101−105.
- Молодцова Т.Д. Психолого-педагогические проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации подростков (на материале деятельности будущих социальных педагогов). — Ростов н/Д: Изд-во1. РГПУ, 1997. — 295 с.
- Морозова Н.В. Дифференцированный подход к организации психологической службы учебного коллектива // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1994. — № 1. — С.15−21.
- Мудрик А.В. Общение как педагогическая категория // Психолого-педагогические проблемы общения. — М., 1979. — С. 8−17.
- Мурачковский Н, И¦ Как предупредить неуспеваемость школьников.
- Минск: Нар. асвета, 1972. — 80 с.
- Мурзенко В.А. Психологический анализ личностно-поведенческой структуры так называемых «трудных» детей в условиях массовой школы (в связи с задачами психокоррекционой работы): Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л., 1979. — 20 с.154
- Мысько Г. Н. Основные задачи психогигиены и психопрофилактики в школе // Профилактика психоневротических расстройств у школьников и учащихся-подростков. — Харьков, 1980. — С. 51−53.
- Мягер В. К. Исследование семьи в связи с задачами семейной психотерапии // Социальная психология и общественная практика. — М., 1985. — С. 102−113.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
- Нещерет Т.В. Психолого-педагогические аспекты обеспечения адаптации к обучению уча- щихся СПТУ //Психологическое обеспечение трудовой деятельности: Межвуз. сб. трудов / Под ред. А. А. Крылова. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 101−103.
- Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами //Семья и формирование личности: Сб. науч. тр. / Подред. А. А. Бодалева. — М., 1981. — С. 45−51.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков / / Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А. М. Матюшкин. — М., 1985. — С. 42−56.
- Обозов Н.Н., Обозова А. Н. Факторы устойчивости брака // Семья и личность: психолого-педагогические, социологические и медико-психологические проблемы. Тез. докл. — М., 1981. — С. 44−49.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / Под ред. Э.А. Асра-этяна. — 10-е изд. — М.: Наука, 1973. — 659 с.
- Паповян С. С. Математические методы в социальной психологии. — М.: Наука, 1983. — 343 с.
- Парыгии Б.Л. Научно-техническая революция и личность. — М.: Политиздат, 1978. — 240 с.
- Пахальян В.Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1981. — 19 с.
- Пезешкиаи Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем. — М.: Смысл, 1993. — 331 с.
- Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии: Сб. статей / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. — М., 1977. — С. 126−143.
- Петрунек В.Я., Таран Л. Н. Младший школьник: Заметки врачей-психоневрологов. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 376 с.
- Раев М.А. Психологическая близость со значимыми людьми и некоторые особенности самосознания старшеклассника // Проблемыобщения и воспитания. — Тарту, 1974. — 4.2. — С. 168−180.
- Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. Общ. ред. А. С. Спиваковская. — М.: Прогресс, 1987. — 424 с.
- Роджерс К. О групповой психотерапии / Пер. с англ.— М.: Гиль1. Эстель, 1993. — 225 с.
- Родзинская И.Ю. Структура и содержание общения нуклеарной семьи с ее социальной микросредой // Социальные исследования.—1. М., 1971. — С. 252−261.156
- Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред.
- И.В.Дубровиной. — М.: Изд. центр «Академия», 1995. — 170 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Пер с англ. — М.: Прогресс, 1979. — 124 с.
- Сермягина О.С. Эмоциональные отношения в семье. — Тирасполь.: Изд-во ТГПИ, 1991. — 86 с.
- Славина JI.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. — М.: АПН РСФСР, 1958. — 214 с.
- Снегирева Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками // Вопр. психол. — 1985. — № 5. — С. 61−70.
- Снежевский Л.В. О нозологии психических расстройств // Журн. невропат, и психиат. — 1975. — № 1. — С. 138−143.
- Собчик JI.H. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство. — М.: Изд-во МКЦ, 1990. — 48 с.
- Соколова Е. Т>} Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопр. психол. — 1986. — № 2. — С.110−117.
- Спиваковская А.С. Как быть родителями (О психологии родительской любви). — М.: Педагогика, 1986. — 160 с.157
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
- Статистические методы анализа информации в социологических исследованиях / Отв. ред. Г. В. Осипов. — М.: Наука, 1979. — 320 с.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 320 с.
- Сталин В.В. Психологические основы семейной терапии // Вопр.психол.1982.4.1. С. 104−115.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1982. — 231 с.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: В 2-х т. — М.: Медицина, 1959. Сысенко В. А. Устойчивость брака:1. Т. 2.406 с.
- М.: Финансы и статистика, 1981. — 191 с.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты.1. М.: Финансы и статистика, 1983.175 с.
- Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности / / Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности / Отв. ред. В. Г. Асеев. — Иркутск, 1986. — С. 89−103.
- Толстых Н.Н. Использование Карты наблюдений для диагностики нарушений в личностном развитии и поведении школьников // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сб. науч. тр. / Отв. ред. И. В. Дубровина. — Мм 1989. — С. 142−159.
- Ухтомский А.А. Избранные труды / Под ред. Е. М. Крепса. —1. Л.:1. Наука, 1978. — 358 с.
- Федотова Н.Ф. Общение в семье как одно из условий формирования самосознания старшеклассника // Общение и формирование лично1. Бодалева1. М., 1987.1. С. 118−141.
- Фелъдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии (Избранные психологические труды), педагогическая академия, 1995. — 368 с. 1. М.: Международная158
- Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви / Пер с англ. — М: Педагогика, 1990. — 160 с.
- Харче в А. Г. Брак и семья в СССР. — 2-е изд., перераб. и доп. —1. М.: Мысль, 1979. — 367 с.
- Харчев Л.Г., Мацковсшй М. С. Современная семья и ее проблемы.
- М.: Статистика, 1978. — 223 с.
- Цукерман Г. А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопр. психол. — 1998. — № 3. — С. 17−31.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — 143 с.
- Чуйко Л.В. Браки и разводы. — М.: Статистика, 1975. — 175 с.
- Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности-негативности внутрисемейных взаимоотношений // Вопр. психол.1994. — № 4. — С. 45−56.1. V
- Шванцара И. и коллектив авторов. Диагностика психического развития. — Прага: Авиценум, 1978. — 376 с.
- Шибаева Л.В. Программы психологической реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. — М.: Роспе-дагентство, 1996. — 164 с.
- Шибутани Т. Социальная психология / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1968. — 535 с.
- Шипковеиски Н. Потискаща и свърхнасърчаваща дидаскалогения // Детска психиатрия. — София, 1975. — С, 320−324.
- Эйдемиллер Э.Г. Исследование семей подростков с психопатиями и транзиторными нарушениями поведения в связи с задачами семейной психотерапии // Тезисы III Всеросс. съезда невропатологов и психиатров. — Т.2. — М., 1974. — С. 402−404.
- Эйдемиллер Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Методическое письмо. — JL: Медицина, 1980. — 26 с.
- Эйдемиллер Э.Г. О взаимной перцепции в семьях подростков, страдающих психопатиями и психопатоподобными расстройствами //159
- Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. М. М. Кабанова. — Л., 1980. — С. 94−100.
- Юркевич #.Г. Советская семья. Функции и условия стабильности. — Минск: Изд-во БГУ, 1970. — 208 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. — М., 1975. — С. 89−105.
- Яикова З.А. Городская семья. — М.: Наука, 1979. — 184 с.
- Ackerman N.W. The Psychodynamics of Family Life. N.Y.: Basic Books. 1958.
- Benjamin L.5. Structural Analysis of Sosial Behavior // Psyhol. Rev.1974. V. 81. P. 39226.
- Clyne M.B. School Refusal as an Expression of Disturbed Family Relations. L., 1966.
- De Wuffel F. Attachment Beyond Childhood (Individual and Development Differences in Parent Adolescent Attachment Relationships). Nijmegen: Stellingen, 1986.
- French A.P. Disturbed Children and Therapy Family. N.Y.: Human Science Press, 1977.
- Garner A.} Wenar E. The Mother-Child Interaction in Psychosomatic Disorders. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1959.
- Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y.: Willey, 1958.
- Hill R. Family Development in Tree Generations. Cambridge: Harvard Univ. Press. 1970.
- Laing Д.1). Mystifications, Confusion and Conflict // Boszormenyi-Nagy J., Framo J.L. (eds). Intensive Family Therapy. N.Y., 1965. P. 343−364.
- Leary Г. С. Interpersonal Diagnosis // Theories of Personality Investigation. N.Y., 1969. P. 73−96.
- Minuchin S. Families and Family Therapy. L.: Tavistock Publications, 1974.
- Moser U. Psychologie der Parrtnerwahl. — Bern: Stuttgart, 1956.
- Palazzoly Af.-S. et al Paradox and Counterparadox. N.Y., 1969.160
- Parsons Г., Bales R. Family. Socialization and Interaction Process. L., 1956.
- Phillips J3. School Stress and Anxiety. N.Y., 1978.
- Richter H.E. Patient Family: Entstehung, Struktur und Therapie von
- Konflikten in Ehe und Familie. Hamburg, 1970.
- Roe A., Siegelman M. A Parent-Child Relation questionnaire // Child Development. 1963. V. 34, № 2. P.355−369.
- Schindler Д. Die Bedeutung der Soziodinamik fur die Gruppenpsy-choterapie // Gruppenpsychoterapie in Klinik und Praxis. Jena, 1967.1. P. 79.
- Schsaefer E. A Configurational Analysis of Children’s Reports of Parent Behavior //J. Consult. Psychol. 1965. V. 29. P. 226−335.
- Schultz-Henke H. Der geliemmte Mensch. Jena: Stuttgart, 1947.
- Schuts W. Elements of Encounter. N.Y., 1975.
- Sterlin H. Family Theories: An Introduction // Burton A. (ed) Operational Theories of personality. N.Y., 1974. P. 90−105.
- Stevenson-Hinde J., Simpson M. Mother’s Characteristics, Interactions and Infants Characteristics. // Child Development. 1981. V.52. № 4. P.1246−1255.
- Slavson S.R. An Introduction to Group Therapy. N.Y., 1968.
- Wen-Shing Theng, Arensdorf AM. y McDermott J.E.} Hansen H. Family Diagnostics and Classification //J. Child. Psychiatry. 1976. V. 15. № 1.1. P. 1626−1638.
- Wilson E.O. Sociobiology: The New Synthes. Cambridge: Belknap Press, 1975.
- Wolpe J. Behavior Therapy for Psychosomatic Discorders // Psychosomatics. 1980. V. 21. — P.379−385.
- Wynne L.C., Ryckoff J.M., Day J. t Hirsch SJ. Pseudo-mutuality ink Mbticms oi Schizophrenics // Psychiatry. 1958. V. 21. p.205−220.161