Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Чувство неполноценности и конечная цель

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, как же ребенок реагирует на условия длительного переживания чувства неполноценности? Адлер считает, что в соответствии с испытываемыми трудностями и ощущением своей слабости ребенок испытывает растущее стремление ощутить свою силу (букв. Streben nach Macht — стремление к власти). Так что стремление к власти возникает как реакция ребенка на ощущение неадекватности, как реактивное стремление… Читать ещё >

Чувство неполноценности и конечная цель (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Итак, как же ребенок реагирует на условия длительного переживания чувства неполноценности? Адлер считает, что в соответствии с испытываемыми трудностями и ощущением своей слабости ребенок испытывает растущее стремление ощутить свою силу (букв. Streben nach Macht — стремление к власти). Так что стремление к власти возникает как реакция ребенка на ощущение неадекватности, как реактивное стремление на ощущение слабости, которое всегда возникает в определенной социальной ситуации и поэтому всегда конкретно. Если ребенку что-то активно запрещают, возникает эффект запретного плода, фантазии по поводу преодоления запрета. Если ему активно говорят «ты не можешь», то он может направить всю свою активность на то, чтобы доказать взрослым, что он способен это сделать, и т. п. Стремление к власти, согласно Адлеру, сложное, обобщенное и не до конца дифференцированное понятие. Его сопровождают чувства враждебности, зависти, протеста и т. п. Со «стремлением к власти» связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной «смутно представляемой им цели» — «совершенству» (Адлер А., 1986, с. 132). Правда, здесь может возникнуть ряд возражений. Если стремление к полноценности — это реакция на сформированное чувство неполноценности, то почему речь идет о цели? Если чувство неполноценности создается отдельными социальными актами родителей, то и стремление к полноценности тоже должно представлять собой частичные акты.

Другое дело, что в воздействиях семейного окружения обычно обнаруживается определенная закономерность. Это воздействие может быть по-своему целостно. И, кажется, эта точка зрения чемто близка Адлеру. И действительно, как впоследствии оказывается при исследованиях семейной системы, семья представляет собой нечто целое и ее воздействие на ребенка имеет определенную структуру. Если это так, то действие семейной ситуации, действительно, имеет системный характер, характер воспроизводящегося воздействия на ребенка, которое и формирует в нем соответствующее чувство неполноценности. А на основе такого системного и в этом смысле «целостного» чувства неполноценности формируется компенсирующая его цель жизни. Адлер утверждает, что в первые два года ребенок находит собственное Я. И нужно полагать, что это Я соответствует этому чувству неполноценности, потому что Адлер считает, что в этом же возрасте ребенок начинает собственное восхождение к соответствующей этому Я конечной цели.

Именно поэтому, согласно Адлеру, все душевные феномены представляют собой не просто проекции, зависящие от степени напряжения, которые ребенок испытывает в определенной ситуации, а творческие установки. То есть установки Я. Хотя, конечно, следовало бы уточнить, что, несмотря на то, что это не просто физиологические реакции на окружение, но все же это реакции Я, которые всегда сохраняют представления о ближайшем социальном окружении. При этом они могут быть и творческими установками, но установками всегда диалогическими. Следуя Адлеру, можно сказать, что к двум годам ребенок не только усваивает закономерности влияния на него окружения и интегрирует их в Я, но и формирует свою стратегию ответа. Эту стратегию ответа Адлер и называет стилем жизни, который связан с переживанием полноценности и воображением конечной цели. Именно поэтому Адлер уделяет такое большое внимание «исследованию, вскрывающему конечные цели человека» (там же, с. 133). А специфическим средством достижения этой цели является постепенно вырабатываемый стиль жизни.

Несмотря на все уточнения, вопросы, адресованные Адлеру, остаются. Он говорит о существовании у человека конечной цели, и подразумевается, что эта цель одна. Но есть ли в самом деле у людей конечная цель? У большинства ее, скорее всего, нет, по крайней мере на сознательном уровне. Если же она и есть, то она не просто реактивна, но и малоосознаваема. К тому же, вероятно, могут существовать (и существуют) конфликтующие цели. Или же прав Фрейд, утверждающий, что человеком движет принцип удовольствия и ограничивающий его принцип реальности, хотя в данном случае идеи Фрейда не противоречат идеям Адлера? Ведь цель Адлера — это в сущности цель Я, соответствующая, говоря языком Фрейда, стремлению к нарциссическому удовольствию. Иначе говоря, это стремление поддерживать определенное представление в глазах значимых других. Конечная цель у Адлера тоже связана с ощущением власти, а с ощущением власти связано ощущение удовольствия — удовольствия от се реализации, ее вссохватности и грандиозности. Тогда функция конечной цели состоит в возможности ставить все новые цели, что, вероятно, и приводит Адлера к мысли об ее единственности.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Перечислите источники и виды неполноценности согласно А. Адлеру.
  • 2. Опишите обоснование А. Адлером чувства неполноценности как родового свойства человека.
  • 3. Каково динамическое и структурное соотношение переживаний неполноценности и полноценности?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой