Личностные детерминанты понимания делового текста
Диссертация
Исследования психологов, социальных психологов, психотерапевтов и социологов, касающиеся проблемных тем адаптации личности к профессиональному сообществу, свидетельствуют о достаточно высоком уровне тревожности, неуверенности студентов и молодых специалистов. Это становится характерным не только для людей с так называемым «слабым» типом нервной системы. Молодые специалисты, вчерашние студенты… Читать ещё >
Содержание
- 1. Психологические аспекты понимания текста
- 1. 1. Определение категорий «текст», «субъект», «личность», ^ «личностные детерминанты»
- 1. 2. Методологический аспект проблемы понимания с точки ^ зрения современной психологии
- 1. 2. 1. Герменевтические концепции понимания текста
- 1. 3. Влияние индивидуально-стилевых особенностей ^ познавательной сферы на понимание текста
- 2. Деловой текст как фактор социализации
- 2. 1. Проблема классификации текстов
- 2. 2. Социально-психологический аспект взаимодействия 105 «реципиент — текст» на примере понимания делового текста
- 3. Эмпирический анализ проблемы понимания делового текста
- 3. 1. Обоснование проведения эмпирического 137 исследования
- 3. 2. Влияние личностных факторов и когнитивного стиля на понимание делового текста в аспекте соответствия ^ ^ нормам социального взаимодействия
- 3. 3. Стилевые, личностные и эмоциональные составляющие модели понимания
Список литературы
- Абульханова, К. А. О субъекте психической деятельности: методологические проблемы психологии / К. А. Дбульханова. М.: Наука, 1973.-287 с.
- Абульханова, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К. А. Абульханова // Избранные психологические труды. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с. (Серия «Психологи Отечества»)
- Ананьев, Б. Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б. Г. Ананьев // О проблемах современного человекознания 2-е изд. — СПб.: Питер, 2001.- 272с.- С. 7−31- 49 — 148.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений / Г. М. Андреева. Изд. 5, испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 373 с.
- Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка. Стилистика декодирования / И. В. Арнольд. Л.: Просвещение, 1973.- 303 с.
- Артемьева, Е. Ю. Психология субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 128 с.
- Арутюнова, Н. Д. Предложение и его смысл / Логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. Москва: Наука, 1976.- 384 с. -С.123.
- Аскин, Я. Ф. Философский детерминизм и научное познание / Я. Ф. Аскин. М.: Мысль, 1977.- 227 е.- С. 8, 75 — 79, 92, 97−180.
- Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического анализа / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984.- 104с.- Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: Учебник / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
- Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт- пер. с фр. Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.- М.: Прогресс, 1989.- 616с. С. 384−391.
- Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. 424 с. — С.115, 237−280, 297−325, 341.
- Бахтин М. М.: pro et contra. Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной мысли. Том I / Сост., вступ. ст. и коммент. К. Г. Исупова, хронограф В. И. Лаптуна. — СПб.: РХГИ, 2001. — 552 с — (Русский путь)
- Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества.- М., 1979.- 424 е.- С. 239, 371.
- Белоус, В. В. Опыт разработки интегративной психологии развития / В. В. Белоус // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 10−17.
- Берестнев, Г. И. Образы множественности и образ множественности в русском языковом сознании / Г. И. Берестнев // Вопросы языкознания. 1999. — № 6. — С.83−98.
- Битяева, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битяева. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 106 е.- С. 11, 13.
- Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева- отв. ред. Е. В. Шорохова М.: Наука, 1978.- 311с.
- Богоявленская, Д. Б. Принцип детерминизма в психологии. / Д. Б. Богоявленская // Проблема субъекта в психологической науке. Отв. ред.
- A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. М.: Академический Проект, 2000.- 314 с. — С. 86−105
- Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. М.: Изд-во Московского университета, 1982.- 200 с.
- Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика / Н. Н. Болдырев. -Тамбов, 2000. 124 с.
- Бревде, Г. М. Интегральная психология специфика направления и подготовка специалистов Электронный ресурс. / Г. М. Бревде // Режим доступа: http://www.apollina.ru/Library/Brevde/ Library Brevde4. php, свободный.
- Брудный, А. А. Значение слова и психология противопоставлений / А. А. Брудный // Семантическая структура слова М.: Наука, 1971.-271 е.-С. 19−27.
- Брудный, A.A. Психологическая герменевтика / А. А. Брудный. — М.: Лабиринт, 1998. 385 с.
- Брудный, А. А. Бессознательные компоненты процесса понимания / А. А. Брудный // Бессознательное: процессы, функции, методы исследования. Т. З. Тбилиси: Мецниереба, 1978.- 796 с. С. 98−102.
- Брудный, А. А. Понимание и текст / А. А. Брудный // Загадка человеческого понимания: сборник статей под ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1991.-351 с.
- Ван Дейк, Т. А. и Кинч, В. Стратегия понимания связного текста / Т. А. Ван Дейк и В. Кинч // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. Когнитивные аспекты языка. М.: Прогресс, 1988. -567 е.- С. 153−208.
- Василенко, В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко. Проблема ценности в философии. — М.: Наука, 1966.- 131 е.- С. 42.
- Василюк, Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: Издательство Московского университета, 1984.-200 с.
- Вацлавик, П. Как стать несчастным без посторонней помощи / П. Вацлавик- пер. с англ. О. В. Захаровой- послесловие доктора исторических наук И. В. Бестужева-Лады. М.: Прогресс, 1990.- 112 с.
- Вейхман, Г. А. Уровень текста / Г. А. Вейхман // Филологические науки. 1988. -№ 2.
- Величковский, Б. М. Современная когнитивная психология / Б. М. Величковский. М: МГУ, 1982.- 336 с.
- Верещагин, Е. М., Костомаров, В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров.- Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Русский язык. 1990.-269 с.
- Вешняков, Г. Русские в Казахстане Электронный ресурс. / Г. Вешняков // Режим доступа ууу.1ютеш. сот/пешз/соЩеп1Лчеу/4582/175/, свободный.
- Винокур, Т. Г. Стилевой состав высказывания в отношении к говорящему и слушающему. Текст и контекст / Т. Г. Винокур.- М.: Русский язык, 1984.-171 с.-С. 154.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский.- Изд 5-е.-М.: Лабиринт, 1999.- 352 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти т. / Л. С. Выготский. Проблемы развития психики- под ред. А. М. Матюшкина. М: Педагогика, 1983. Т. З — 368 е., ил. — С. 16, 20.
- Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: Основы филос. Герменевтики / Г.-Г. Гадамер- пер. с нем.- общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988, — 704 с.
- Гадамер, Х.-Г. Герменевтика и деконструкция / Х.-Г. Гадамер // Сборник исследований под ред. Штегмайера В., ФранкаХ., Маркова Б. В. -СПб., 1999.- 317 е.- С. 202−242.
- Гальперин, И. Р. Грамматические категории текста: опыт обобщения / И. Р. Гальперин. М.: Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка.- 1977.Т. 36. № 6.-С. 522−531.
- Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М.: Наука, 1981.- 139 с.
- Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
- Горский, Д. П., Ивин, А. А., Никифоров, А. Л. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский, А. А. Ивин, А. Л. Никифоров.- М.: Просвещение, 1991,-208 с.
- Граник, Г. Г., Соболева, О. В. Понимание текста: проблемы земные и космические / Г. Г. Граник, О. В. Соболева // Вопросы психологии.- 1993.-№ 5.- С. 81−92.
- Гурова, Л. Л. Процессы понимания в развитии мышления / Л. Л. Гурова // Вопросы психологии.- 1986.- № 2.- С. 126−137.
- Дворецкий, И. X. Латинско-русский словарь И. X. Дворецкий.-Изд. 6-е, стереотип.- М.: Русский язык, 2000.- 846с.- С. 361
- Дильтей, В. Описательная психология / В. Дильтей. СПб.: Алетейя, 1996.- 160 с.
- Доблаев, Л. П. Проблема понимания в советской психологии / Л. П. Доблаев. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1967. — 201с.- С. 66, 127.
- Доблаев, Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Л. П. Доблаев. — М.: Педагогика, 1982. 176 с.
- Доблаев, Л. П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста / Л. П. Доблаев // Вопросы психологии, 1983 № 3.- С. 101−104.
- До донов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272 с.-С. 111,116.
- Доказательство и понимание / АН УССР. Ин-т философии. Отв. ред. М. В. Попович.- Киев: Наукова думка, 1986 312 с.
- Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм- пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана.- М.: Канон, 1995.- 352 е.- (История социологии в памятниках)
- Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин.- М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. — 370 с.
- Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. -М., 1982.- 156с.-С. 88.
- Закон «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 года № 151−1.- Алматы: ЮРИСТ, 2001.-54 е., а также от 11.07.1997 года № 151−1 с изменениями, внесенными Законом РК от 20 декабря 2004 г. № 13-III- гл. 1, ст.5- ГЛ. 2.СТ.8.
- Закон «О языках в РК» // Казахстанская правда.-1998.-15 июля.
- Залевская, А. А. Понимание текста: Психолингвистический подход / А. А. Залевская.- Калинин: КГУ, 1988 211 с.
- Заявление Республиканской конференции русских, казачьих и славянских организаций в Казахстане Электронный ресурс. / Заявление .II Режим доступа: http://www. russians. kz/2007/04/page/4/, свободный.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессий: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. -М.: Академический проект, 2005.-336 с.
- Зинченко, В. Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: Учебное пособие / В. Г. Зинченко. -М.: Флинта: Наука, 2008. 224 с.
- Знаков, В. В. Понимание в познании и общении / В. В. Зпаков.-Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во Института психологии, 1999. — 232 с.
- Карпов, А. В.. Регуляторный и когнитивный аспекты исследования психического обеспечения деятельности/ А. В. Карпов //
- Практическое мышление: функционирование и развитие.- М.:ИПАН, 1990.444 е.- С. 12−23.
- Ким, A.M. Понимание как общепсихологический феномен: автореф. дис.. д-ра психол. наук / А. М. Ким. Алматы, 2002.- 36 е.- С. 9, 14.
- Клюева, Н. В., Батракова, С. Н., Варенова, Ю. А. и др. Педагогическая психология: Учебник для вузов / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Вареноваи др.- под ред. Н. В. Клюевой. М.: ВЛАДОС, 2003, — 399 с.
- Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев.- Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
- Козлов, В. В. К понятию интегративной методологии Электронный ресурс. / В. В. Козлов // Режим доступа: http://www.miip.net /Library/bib-tec/002.htm, свободный.
- Козлову В. В. Социальная работа с кризисной личностью: методическое пособие / В. В. Козлов. Ярославль, 1999. — 303 с.
- Козлов, В. В. Интегративная методология: холизм и реализация Электронный ресурс. / В. В. Козлов // Режим доступа: http://www.miip.net/ Library/bib-tec/001 .htm, свободный.
- Козлов, В. В. Некоторые размышления об интегративной психологии Электронный ресурс. / В. В. Козлов // Режим доступа: http:// www.miip.net/Library/bib-tec/035.htm, свободный.
- Козлов, В. В. Интегративная психология: к проблеме психотехнологического обеспечения Электронный ресурс. / В. В. Козлов // Режим доступа: http://www.miip.net/Library/ bib-tec/036.htm, свободный.
- Козлов В.В. Как мы понимаем интеграцию Электронный ресурс. / В. В. Козлов // Режим доступа: http://wwvv.probuzhdenie.ru / content/view/44 /60/, свободный.
- Козлов1 В. В. Теория и методология. Интегративное содержание трансперсональной психологии Электронный ресурс. / В. В. Козлов // Режим доступа: ttp://www.miip.net ЫЬгагу/ ib-tecZ034.htm, свободный.
- Колга, В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис.. канд.психол.наук / В. А. Колга.- Л., 1976.- 180 с.
- Коллингвуд, Р.Дж. Идея истории: Автобиография / Р. Дж. Коллингвуд. М.: Наука, 1980.- 484 е.- С. 339.
- Колошина, Т. Ю. Арттерапия в терапии кризисных состояний личности и группы: дис.. канд. психол. наук / Т. Ю. Колошина. Ярославль, 2002.- 144 с.
- Колшанскпй, Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики / Г. В. Колшанский//Вопросы языкознания. 1979 .-№ 6.- 116с.- С. 51−61.
- Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.- 383 с.-С. 7.
- Корнилов, Ю. К. Психологические проблемы понимания / Ю. К. Корнилов.- Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1979.- 80 с.
- Куницына, В. Н., Казаринова, Н. .В., Поголыпа, В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа. СПб: Питер, 2001- 544 с.
- Рокмор, Т. Необоснованная система познания и эпистемологический круг / Т. Рокмор // Метафизические исследования. Вып. 1: Понимание. СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т, 1997. -319 е.- С. 272 278.
- Колшанский, Г. Г. Коммуникативная функция и структура языка / Г. Г. Колшанский- отв. ред. Т. В. Булыгина. М.: Изд-во ЛКИ, 2007 .- 176 с.
- Кривоносов, А. Т. «Лингвистика текста» и исследование взаимоотношения языка и мышления / А. Т. Кривоносов // Вопросы языкознания. 1986. № 6. С. 26.
- Крымский, С. Б. О статусе понимания / С. Б. Крымский // Доказательство и понимание. Киев, 1986.- 312 е.- С. 47−54.
- Кеттелл, Р. Опросник РБ-16 Электронный ресурс. / Р. Кеттелл // Режим доступа: http://www.effecton.ru/260.htm, свободный.
- Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин- пер. с англ. Е. Сурпина.- СПб.: Сенсор, 2000. 368 с. (Мастерская психологии и психотерапии).
- Леонтьев, А. А. Эвристический принцип в восприятии, порождении и усвоении речи / А. А. Леонтьев // Вопросы психологии. -1974.--№ 5.- С. 19−32.
- Леонтьев, А. А. Речь и общение / А. А. Леонтьев // Иностранные языки в школе. 1974. — № 6, — С. 80−85.
- Леонтьев, А. А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов / А. А. Леонтьев.- Изд 4-е, стер. М.: Академия ИЦ, 2007.- 368 с.
- Леонтьев, А. Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. М., 1947. — С. 3−40.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1995. — 334 с.
- Леонтьев, Д. А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили взгляд из 1990-х / Д. А. Леонтьев // Стиль человека. — Под редакцией А. В. Либина. — М.: Смысл, 1998.-310 е.- С. 93−108, 109−124.
- Логвиненко, А. Д. Измерения в психологии: математические основы: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / А. Д. Логвиненко.-М.: Изд-во МГУ, 1993.- 475 с.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с. — С. 75, 88, 190, 214.
- Ломов, Б. Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. Том 10.- № 4, 1989.- С. 20, 22.
- Лурия, А. Р. Мозг человека и психические процессы: В 2-х т. / А. Р. Лурия. М.: Издательство АПН РСФСР.- М., 1963−1970. Т.1 Основы нейропсихологии.". — 368 с.
- Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 253 с.
- Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979 — 319 с.
- Мамардашвили, М. Как я понимаю философию / М. Мамардашвили- сост. и предисл. Ю. П. Сенокосова. М.: Прогресс, 1990. -368с.- С. 344, 345.
- Мазилов, В. А. Методология психологической науки / В. А. Мазилов. Ярославль: МАПН, 2003. — 198 с.
- Материалы научно-практической конференции «Русский язык -фактор интеграции народов Казахстана и России» Электронный ресурс. / Материалы.// Режим доступа: http://www.russians.kz/2007/04/page/4/- http:// www.rusk.ru/newsdata.php?idar= 171 243, свободный.
- Мелешенкова, И. П. Социально-психологические особенности подросткового кризиса: автореф. дис.. канд. психол. Наук // И. П. Мелешенкова. — Ярославль, 2001. — 20 с.
- Менчинская, H. А. Применение знаний в учебной практике / Н. А. Менчинская // Психологические исследования. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-374 с.
- Миллер, Дж. А. Психолингвисты. Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики) / Дж. А. Миллер- под ред. А. А. Леонтьева. -М.: Наука, 1968. -266 е.- С. 81, 249, 260.
- Милль, Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной / Дж. Ст. Милль- пер. с англ., под ред. приват-доцента Императорскаго Казанскаго университета В. Н. Ивановскаго. Изд.2-е. М.: Г. А. Лемана, 1914.880 с.
- Москальская, О. И. Текст как лингвистическое понятие / О. И. Москальская // Ин. яз. в школе. 1978. — № 3. — С. 9−17.
- Москальская, О. И. Текст два понимания и два подхода / О. И. Москальская // Русский язык. Функционирование грамматических категорий. Текст и контекст: Виноградовские чтения XII—XIII / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1984.- 134 с.
- Муканов, M. М., Чистяков, Н. И. К. Леви-Стросс об идентичности мышления дикаря и современного человека / M. М. Муканов, Н. И. Чистяков // Генетические й социальные проблемы интеллектуальной деятельности.-Алма-Ата, 1975.- 219 е.- С. 71−86.
- Мягков, И. Ф. Системный подход к изучению личности / И. Ф. Мягков // Системное исследование индивидуальности: тез. докл. Всесоюз. конф. / Под ред. Вяткина Б. А. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1991.- 220 с. -С. 34.
- Нартова-Бочавер, С. К. Введение в психологию развития: Учеб. пособие / С. К. Бочавер-Нартова. Изд. 3-е, испр. М.: Флинта, МПСИ, 2008.280 с.
- Неволин, И. Ф. Психологические особенности переработки текстовой информации в условиях ограничения времени / И. Ф. Неволин // Новые исследования в психологии. 1975. № 2. С. 62−71.
- Новиков, В. В. Психологические механизмы влияния социокультурной среды на формирование личности / В. В. Новиков // Проблемы современной социокультурной ситуации.- СПб, 1994.- 287 е.- С. 69−71.
- Новиков, В. В. Социальная психология: феномен и наука / В. В. Новиков.- М.: Изд-во Института психотерапии, 1998.- 489 е.- С. 17, 83, 256.
- Основные законодательные акты о языках в Республике Казахстан / Основные. .- Алматы: ЮРИСТ, 2003, — 54 с.
- Парахонский, Б. А. Понимание текста и эвристические функции слова / Б. А. Парахонский // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Наукова думка, 1982.- 165 е.- С. 122−143.
- Парыгин, Б. Я. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.- 348 с. — С. 109.
- Петренко, В. Ф. Экспериментальная, психосемантика: опыт исследования индивидуального сознания / В. Ф. Петренко // Вопросы психологии. 1982.- № 5. — С. 13−26.
- Петренко, В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В. Ф. Петренко. — М.: МГУ, 1983.- 175 с.
- Петренко, В. Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие / В. Ф. Петренко. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 400 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации. // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 29−39.
- Петренко, В. Ф. Что есть истина? (или наш ответ лорду Чемберлену) / В. Ф. Петренко // Психология. Журнал Высшей школы экономики.- 2005. № 1. -С. 93−101.
- Петренко, В. Ф., Митина, О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания / В. Ф. Петренко, О. В. Митина. М.: МГУ, 1997.-213 с.
- Платонов, К. К. Личность как социально-психологический феномен / К. К. Платонов // Социальная психология.- М., 1975.- 390 с.
- Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. Издательство: УРАО, 2002.- 160 с.
- Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной. М.: Наука, 1998. — 231 с.
- Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1979.- 198 с.
- Пузырей, А. А. Психология. Психотехника. Психагогика / A.A. Пузырей. Серия: Фундаментальная психология.- М.: Смысл, 2005.- 488 с.
- Радзиковский, Jl. А. Логический анализ и проблема понимания в психологии / Л. А. Радзиковский // Вопросы психологии.- № 5. 1989.- С. 98 101.
- Рикёр, П. Конфликт интерпретаций П.Рикёр // Очерки о герменевтике. 4.1−2- пер. с фр. и вступит, ст. И. С. Вдовина. М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 1995.- 243 с.
- Роговин, М. С. Современная когнитивная психология и проблемы мышления / М. С. Роговин // Мышление: процесс, деятельность, ощущение / Под ред. А. В. Брушлинского. М.: Наука, 1982. 292 с. — С. 213−273.
- Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс- пер. с англ. // Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
- Розенталь, Д. Э., Теленкова, М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. — М., 1976.543 С.-С.518.
- Рокмор, Т. Необоснованная система познания и эпистемологический круг / Т. Рокмор // Метафизические исследования. -СПб., 1997.- Вып. 1: Понимание.- 300 с. С. 272−278.
- Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.- 328 с. С. 26.
- Рубинштейн, С. Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн М, 1959.- 426 с. — С. 110−111, 116.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Изд. 2-е. — М., 1976.- 416 е.- С. 109, 235, 237.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. 713с.: ил.
- Савин, Е. Ю. Понимание как форма познавательной активности субъекта: Опыт субъекта в понимании / Е. Ю. Савин.- Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 1996 — 80 с.
- Савин, И. Казахстан и Россия: миграционные тенденции Электронный ресурс. / И. Савин // Режим доступа: eawarn.ru/pub/About/ WebSeminaSochi/programmeSochi.pdf, свободный.
- Семенов, В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях: Учебное пособие / В. Е. Семенов. — JL: ЛГУ, 1983, — 106 с.
- Сильдмяэ, И. Я. О когнитологии / И. Я. Сильдмяэ // Уч. зап. Тартуского гос. ун-та. Вып.594. Тарту, 1981- Сильдмяэ, И. Я. Знания: (Когитология) / И. Я. Сильдмяэ. Таллин: Ээстираамат, 1987. -128 с.
- Скрэгг, Г. Семантические сети как модели памяти/ Г. Скрэгг // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XII.- М.: Радуга, 1983.- С. 98−11, 144 154, 228−271.
- Словарь иностранных слов // Под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Детрова и Л. С. Шаумяна. Изд. 6-е перераб. и доп. — М.: Сов. энциклопедия, 1964.-784с. — С. 158.
- Словарь основных психологических понятий // Немов P.C. Психология в 3-х т. Т. 1: Общие основы психологии. — Изд. 5-е. 2008.- 678с.
- Словарь по языкознанию // Под общ. ред. проф. Э. Д. Сулейменовой. Алматы: Гылым, 1998. — 544с. — С. 77.
- Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов. -М.: Просвещение, 1966. 422с. — С. 167.
- Соколов, Э. В. Культура и личность / Э. В. Соколов. Ленинград: Наука, 1972.-227с.-С. 171.
- Сорокин, Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста / Ю. А. Сорокин.- lyl.: Наука, 1985, — 168с. С. 3, 9.
- Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2002. — 351 с.
- Степанов, Ю. С. Константы: словарь русской культуры: опыт исследования / Ю. С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.- 824 с.
- Степанов, Ю. С. В мире семиотики / Ю. С. Степанов // Семиотика. Сост. и ред. Ю. С. Степанов. М., 1989.- 616 с.- С. 5−36.
- Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Издательство Московского Университета, 1983.- 284 с.
- Стриженко, А. А. О некоторых особенностях публицистического стиля в сопоставлении с научным / А. А. Стриженко // Функциональные стили и преподавание иностранных языков / Отв. ред. М. Я. Цвиллинг. М.: Наука, 1982, — 114 с.
- Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сяманюк. М.: МПСИ (Московский психолого-социальный институт), 2004.- 320 с.
- Тихомандрицкая, О. А., Белинская, Е. П. Социальная психология / О. А. Тихомандрицкая, Е. П. Белинская // Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс. 2008.- 463 с.
- Тихомиров, О. К., Знаков, В. В. Мышление, знание и понимание / О. К. Тихомиров, В. В. Знаков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — № 2, 1989. — С. 6−16.
- Томэ, Г. Теоретические и эмпирические основы психологии развития человеческой жизни / Г. Томэ. -М.: Мысль, 1997. 831 с.
- Труды по знаковым системам. Т.4 Тарту, 1965. — 466с.- С. 22−37, 49−59.
- Тураева, 3. Я. Лингвистика текста / 3. Я. Тураева.- М.: Просвещение, 1986.- 126с. С. 11.
- Турушев, А. В. Призрак «интегративной психологии» Электронный ресурс. / А. В. Турушев // Режим доступа: http://www.book-ua.org/FILES/psychology/3 032 008/psy2152.htm, свободный.
- Уилкс, И. Анализ предложений английского языка. 4.2 И. Ушткс // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1983 // Вып. XII. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. — С. 9811,144−154.
- Ушакова Т.Н. Аспекты исследования семантики слова // Психологический журнал. 1981. № 5. — С. 23−35.
- Ушакова, Т. Н. Проблема внутренней речи / Т. Н. Ушакова //
- Вопросы психологии.- 1985. -№ 2. С. 39−51.
- Файгенберз^ И. М. Мозг, психика, здоровье / И. М. Файгенберз. -М.: Наука, 1972.- 135 с. С. 5−34.
- Фейерабенд, П. Против методологического принуждения / П. Фейерабенд // Избранные труды по методологии науки- пер. с англ. и нем. А. J1. Никифорова- общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского. М.: Прогресс, 1986. -435 е.- С. 125−467.
- Фестингер, JT. Теория когнитивного диссонанса / JT. Фестиигер // Пер. А. Анистратенко, И. Знаешева.- СПб: Ювента, 1999. 318 с. — С. 15−52.
- Фигуровский, И. А. От синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста / И. А. Фигуровский // Русский язык в школе, 1948.- № 3.- С. 31.
- Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XXIII. М., 1988.- С. 52−90.
- Франселла, Ф., Баннистер, Д. Новый метод исследования личности / Ф. Франселла, Д.Баннистер. -М.: Прогресс, 1987.- 236 с.
- Хайдеггер, М. Что значит мыслить? / М. Хайдеггер//Разговор на просёлочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991.- 192 с. — С. 134−138.
- Халеева, И. И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: Подготовка переводчиков / И. И. Халеева.- М.: Высшая школа, 1989.238 с.
- Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования // М. А. Холодная.- 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. -264 с.
- Холодная, М. А. Структурная организация индивидуального интеллекта: автореф. дис.. д. психол. наук / М. А. Холодная.- М, 1990.- 40 с.-С. 8.
- Холодная, М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта / М. А. Холодная.- Киев: УМК ВО, 1990, — 75 с.
- Хоменко, Е. А. Логика: учебное пособие / Е. А. Хоменко. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Воениздат, 1976. — 208 с. — С. 37.
- Чалдини Р. и др. Социальная психология: Пойми себя, чтобы понять других.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.-336 с.-С. 85.
- Черняк, В. С. О смысле понимания и понимании смысла / В. С. Черняк// Вопросы философии. 1986. №. 8.- С. 118−125.
- Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: уч. пособие / В. Д. Шадриков М.: Логос, 1996.- 320 с.
- Шамионов, Р. М., Голованова А. А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Р. М. Шамионов, А. А. Голованова.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006.- 264 е.: ил.- С. 30.
- Шахнарович A.M., Голод В. И. Когнитивные и коммуникативные аспекты речевой деятельности / Вопросы языкознания. 1986, № 2.-С. 53.
- Шерозия, А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное: К обобщ. теории психологии / А. Е. Шерозия.- Тбилиси: Мецниереба, 1979.- 171 с.-С. 17−104, 112−123, 146−154.
- Шмелев, А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. СПб.: Речь, 2002.- 480 е.: ил.
- Шорохова, Е. В. Социально-психологическое понимание личности / Е. В". Шорохова // Методологические проблемы социальной психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.- 329 е.- С. 63−71.
- Щедровицкий, Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности.- Алма-Ата, 1974, — 146 с.-.12−28.
- Щерба, JI. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // JI. В. Щерба Языковая система и речевая деятельность.-Л.: Наука, 1974.- 427 с. С. 77−100, 135−141, 185−190.
- Юрьев, А.И. Инженерно-психологическое исследование работы человека с текстом: автореф. дис.. канд. психол. Наук / А. И. Юрьев,-Л., 1982.-22 с.
- Borg W.R., Gall M.D. Educational Reseach / W.R.Borg, M.D. Gall.-N.-Y.-L.:Longman, 1989.-939 p.
- Bourdieu, P. and Wacquant, L. 1992 An Invitation to Reflexive Sociology, Chicago / Цит. по: Латур Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки. Перевод О.Столяровой.-Вестник МГУ. Сер. «Философия». 2003. № 3.
- Carter R.A. McCarthy M. J, 2006. Cambridge Grammar of English: A Comprehensive Guide to Spoken and Written Grammar and Usage (CR-Rom Version). Cambridge: Cambridge University Press.- 535 p.
- Wonderlic E.F. and Associates. INC, Washington, 1960. 253 p.
- Fairclough, S. Physical education makes you fit and healthy / S. Fairclough, G. Stratton // Health Education Research. 1996. № 9. — P. 31−48.
- Gardner, R.W. Cognitive Styles in categorizing behavior / R.W. Gardner// J.Pers., 1953.- Vol. 22.-P.214−233.
- Gardner, R.W., Schoen, R.A. Differentiation and abstraction in concept formation / R.W.Gardner, R.A. Schoen //Thought and Personality. Ed. By P.B.Warr, Baltimor, 1970.- 141 p.-P. 55−92.
- Gniffke-Hubrig, Ch. Textsorten. Erarbeitung einer Typologie von Gebrauchstexten in der 11 Klasse des Gymnasiums / Ch. Gniffke-Hubrig // Der Deutschuntesricht.- 1972.- C. 24.- S. 39−52.
- Glinz, H. Soziologisches im Kernbereich der Linguistik. Skizze einer Texttheorie / H. Glinz // Sprache und Gesellschaft. Schriften des Instituts fur deutsche Sprache in Mannheim.- Dusseldorf, 1971.- Bd.XIII.- s. 82−85.
- Gray, W., and Leary, B. What Makes a Book Readable / W. Gray and B. Leary.- Chicago, Univ. of Chicago Press, 1935. -411 p. P. 311−336.
- Guide to the Use of General Aptitude Test Battery. B-1002. 425 p.
- Hartmann, P. Zum Begriff des Sprachlichen Zeichens / P. Hartmann // Zeitschrift fur Phonetik, Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung, Berlin, 1968, H. 3−4, S.212.
- Hartmann, P. Text als linguistisches Objekt / P. Hartmann // Beitrage zur Textlinguistik. Munchen, 1971, 390 s.- S. 17.
- Isenberg H. «Text» versus «Satz» / H. Isenberg // Studia grammatica, XVLII. Berlin, 1977.- 352 s.
- Joos, M. The Five Clocks / M. Joos // «Folklore and Linguistics», Publication 22 of the Indiana Indiana University Reseach Center in Antropology, 1962.- 198 p.- P. 25.26.
- McCarthy, J. History of Circumscription / J. McCarthy // Artificial Intelligence. 1993.-№. 59.
- Moore D.M., Dwyer F.M. Effect of cognitive Style on test type (visual or verbal) and color coding / D.M.Moore, F.M. Dwyer // Percept. And Motor Skills, 1994.-Vol.79, — 1875 p.-P. 1532−1534.
- Natorp, P. Einleitung in die Psychologie / P. Natorp. Berlin, 1988.283 s. — S. 14,122.
- Osgood, Ch. E. Some Effects of Motivation on Style of Encoding / Ch. E. Osgood // «Style in Language», ed. T. A. Sebeok, New York, 1960. 321 p.
- Schmidt, N. Lexikalische und aktuelle Bedeutung / N. Schmidt, Berlin, 1967.- 130 s.
- Schmidt, S. Texttheorie. Probleme einer Linguistik der sprachlichen Kommunikation / S. Schmidt, Munchen, 1973.- 289 s.- S. 145.
- Seidler, H. Allgemeine Stilistik / H. Seidler. Gottingen, 1963.- 378s.
- Stein, N.L., Trabasso T. What’s in a story: An approach to comprehension and instruction / N.L.Stein, T. Trabasso //Advances in the psychology of instruction, vol.2.Hillsdale, N.J.:LEA, 1981.- 489 p.- P. 213−267.
- Sternberg, R.J. Thinking Styles / RJ. Sternberg,-Cambridge Univ. Press (Second ed.).r''1998.-180 p.
- Thorndyke, P.W. Cognitive structures in comprehension and memjry of narrative discourse / P.W.Thorndyke //Cognitive Psychology, 1977.-Vol.9.- 354 p.-P. 77−110.
- Tulving, E. Subjective organization in free recall of «unrelated» words /E. Tulving. Ps. Review, 1962,-Vol.69.- 658 p.- P. 344−354.
- Viehweger, D. Methodologishe Probleme der Textlinguistik / D. Viehweger.- Zeitschrift fur Germanistik, 1980,№ 1.- S. 12.
- Wartofsky, M.W. Models Representation and the Scientific Understanding / M.W. Wartofsky // Dordrecht: Holland / Boston: USA / L.: England: D. Reidel Publishing Company, 1979, p. 192.1979, XXIII. 230 p.
- Witkin, H. Origins of Cognitive Style / H. Witkin // Cognition: Theory research, Promise. N.Y., 1962. 398 p. — P. 172−205.
- Witkin, H.A. Manual for the Embedded Figures Test / H.A.Witkin.-Palo Alto, 1971 (cobm. c Oltman P.K., Raskin E., Karp S.A.), Cognitive Styles.-125 p.- P. 32.
- Witkin, H. A., Goodenough, D. R. Field dependence and interpersonal behavior / H. A. Witkin, D. R. Goodenough // Psychol Bulletin, 1977. V. 84.- 852 p-P. 661−689.
- Wright P. Writing and Reading technical information / P. Wright // Psychological Survay № 4.- The British Psychological Society. Leicester, UK, 1983. 456 p-P. 323−354.