Социально-психологическое изучение личности в отечественной психологии
Разработку концепции психологии отношений продолжил В. Н. Мясищев. Согласно его точке зрения, «…система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической… Читать ещё >
Социально-психологическое изучение личности в отечественной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной психологии.
Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений
Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский (1874−1917) и его ученик и последователь Владимир Николаевич Мясищев (1893−1973).
По мнению А. Ф. Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопсихические.
Эндопсихика — это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это внутренний механизм человеческой личности.
Экзопсихика определяется отношением личности к внешним объектам, к среде; это природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.
По мнению Лазурского, существует семь характеристик отношений, и они являются базовыми. Это:
- — модальность отношений — отношения могут быть положительными, отрицательными, безразличными;
- — степень интенсивности отношений;
- — качественные особенности отношений;
- — уровень развития и дифференцированности отношений;
- — степень сознательности отношений;
- — степень культурности форм отношения или его осуществления (позднее В. Н. Мясищевым данная характеристика была трансформирована в такое понятие, как форма обращения);
- — широта или объем отношения, т. е. количество объектов, привлекающих интерес человека.
Разработку концепции психологии отношений продолжил В. Н. Мясищев. Согласно его точке зрения, «…система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности, более специфической, чем, например, ряд других ее компонентов, таких как характер, темперамент, способности» .
По мнению Мясищева, «дефектные» отношения, в которые может оказаться включенным человек, ведут к отклонениям в формировании личности. И наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.
Отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.
В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития. Уровни развития системы отношений определяются:
- — уровнем отношений личности (идейный, конкретно-личный и витальный);
- — сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;
- — избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.
По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений.
Так, нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно-обусловленный характер отношений (влечений).
Среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета.
Высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений-убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов. По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность.
Дальнейшее развитие концепции отношений было предпринято Борисом Федоровичем Ломовым (1927−1989). По мнению Б. Ф. Ломова, для раскрытия объективного основания психических свойств личности необходим анализ отношений «индивид — общество». В этой системе в качестве такого основания выступают общественные отношения.
Личность как член общества «необходимым образом включена (сознает ли она это или не сознает) в систему общественных отношений. Ее мотивы, стремления, установки, привычки, симпатии и антипатии зависят от того, каково ее объективное отношение к производству, обмену и потреблению, какими гражданскими правами она обладает, как включена в политическую и идеологическую жизнь общества». Общественные отношения проявляются в многообразных формах: это личные и межличностные отношения, взаимовлияния и взаимные действия, содействия и противодействия, поступки, участие в социальных событиях, профессиональная и непрофессиональная деятельность, прямое и косвенное общение и т. д. Во всех этих включенностях в общественные отношения личность выступает как социальное качество индивида. Проявлениями этого качества являются действия, поступки, интеллектуальные, эмоциональные и волевые психологические свойства человека.
Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется путем социализации и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Отношения личности с другими людьми отражаются в ее потребностях, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей. На базе потребностно-мотивационной сферы формируются жизненные цели личности, концепция ее собственного будущего.
Особое значение для социальной психологии личности имеют идеи Б. Ф. Ломова о субъективных отношениях. Эти отношения отражают, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае речь идет о ценностных ориентациях, привязанностях, симпатиях, антипатиях, интересах и др., т. е. о том, в чем выражается субъективная позиция личности, ее пристрастность, оценка событий, лиц, участвующих в них. Субъективные отношения являются интегральными свойствами личности, выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности. Субъективные отношения личности формируются и проявляются прежде всего как отношения к людям. Отношения ко всем другим сферам действительности опосредуются ими.
Полем формирования субъективных отношений выступают предметная деятельность, совместная деятельность и общение. Выступая в качестве формы отражения взаимодействий и взаимоотношений людей и их регулятора, субъективные отношения являются сущностной характеристикой социальной психологии личности.
Согласно комплексной теории Б. Г. Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяются:
- — статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.);
- — общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;
- — мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;
- — мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности.
Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.
Б. Г. Ананьев считал, что структура личности строится по двум одновременно действующим принципам:
- 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные или более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
- 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них.
Необходимость изучения личности в системе социальных связей и отношений, по мнению Б. Г. Ананьева, обусловило то, что историческое, социологическое и социально-психологическое исследования личности составляют единый и основной путь ее изучения, определяющий собственно психологическое исследование.