ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π€ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ Π² пСдагогичСской психологии

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Один ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π”ΠΆ. Π”ΡŒΡŽΠΈ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠŸΡΠΈΡ…ология ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ», написанной ΠΈΠΌ Π² 1909 Π³., критикуя ассоцианистичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚Π°, ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚: «ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚Π° ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π΄Π΅Π»ΠΎ с ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒΡŽ просто ΠΊΠ°ΠΊ с ΠΏΠΎΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ приобрСтСния свСдСний, вмСсто Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ послСдний Π·Π° ΠΏΠΎΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития мысли». Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π€ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ Π² пСдагогичСской психологии (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Основная идСя Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ слСдуСт Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ приспособлСния ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдС. На ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° большоС влияниС ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π° идСя ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΠ·ΠΌΠ° (Π’. ΠœΠ°Π»ΡŒΡ‚ΡƒΡ, Π§. Π”Π°Ρ€Π²ΠΈΠ½). Π’ Π±ΠΎΡ€ΡŒΠ±Π΅ Π·Π° Π²Ρ‹ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ сознаниС ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°: сознаниС Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΡŒΡΡ Π·Π° ΡΠ²ΠΎΠ΅ сущСствованиС. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ основныС ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ°:

  • 1. Π’ΡΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° Ρ€ΡΠ΄ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, каТдая ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅-Ρ‚ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹.
  • 2. ВсС психичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ся, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ максимально ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΅Π³ΠΎ срСдС.
  • 3. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ опрСдСляСтся Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ) ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды.

Один ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π”ΠΆ. Π”ΡŒΡŽΠΈ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠŸΡΠΈΡ…ология ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ», написанной ΠΈΠΌ Π² 1909 Π³., критикуя ассоцианистичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚Π°, ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚: «ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚Π° ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π΄Π΅Π»ΠΎ с ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒΡŽ просто ΠΊΠ°ΠΊ с ΠΏΠΎΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ приобрСтСния свСдСний, вмСсто Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ послСдний Π·Π° ΠΏΠΎΠ±ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития мысли» [16. Π‘. 186]. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ психология Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ обучСния Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, рассматривая знания лишь ΠΊΠ°ΠΊ срСдство развития ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, внимания, памяти, восприятия. Π’ Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π”ΠΆ. Π”ΡŒΡŽΠΈ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ основныС характСристики ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ позволяСт ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π­Ρ‚ΠΎ:

  • — Π°ΠΊΡ‚уализация интСрСса учащСгося ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ дСмонстрации учащСмуся частных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π² ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ, Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΡƒΠ΄ΠΈΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, особСнного;
  • — ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ сравнСния ΠΈ ΡΠΎΠΏΠΎΡΡ‚авлСния контрастных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² с Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ умствСнным ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ;
  • — ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ практичСской ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΡ‚Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ происходит коррСкция ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ° [Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅. Π‘. 194].

РассматриваСмыС Π”ΠΆ. Π”ΡŒΡŽΠΈ особСнности ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΡƒΡŽ идСю Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ каТдая психичСская функция нуТдаСтся Π² ΠΏΠΎΡΡ‚оянном ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ слоТной ΠΈ ΠΊΡ€ΠΎΠΏΠΎΡ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСды.

Π€ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Π» ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠ½Π΅ XX Π². МногиС психологи, Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ образования, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π½Π° ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии (А. Π‘ΠΈΠ½Π΅, П. П. Блонский, Π›. Π‘. Выготский).

Однако срСди психологов ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π²ΡˆΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ, Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ Сдинства. РазногласиС Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Π» вопрос ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π΅ психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния. Одни считали Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ большС внимания ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ сСнсорному Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ — ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ.

Ярая сторонница сСнсорного развития ΠΈΡ‚Π°Π»ΡŒΡΠ½ΡΠΊΠΈΠΉ Π²Ρ€Π°Ρ‡ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠœΠ°Ρ€ΠΈΡ ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ (1870—1952) считала, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, взаимодСйствуя со ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ дидактичСским ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ: Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Ρƒ, вСсу, Ρ†Π²Π΅Ρ‚Ρƒ ΠΊΡƒΠ±ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Ρ†ΠΈΠ»ΠΈΠ½Π΄Ρ€Π°ΠΌΠΈ, Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°ΠΌΠΈ с Π³Π½Π΅Π·Π΄Π°ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈ Π²ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹ΡˆΠ°ΠΌΠΈ для заполнСния этих Π³Π½Π΅Π·Π΄, Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°ΠΌΠΈ для ΡˆΠ½ΡƒΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ ΠΈ Π·Π°ΡΡ‚Сгивания ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ† ΠΈ ΠΏΡ€., — ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΡŒ свою Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ. НапримСр, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, учащиСся Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ М. ΠœΠΎΠ½Ρ‚Π΅ΡΡΠΎΡ€ΠΈ, ΡƒΠΆΠ΅ Π² 6—7 Π»Π΅Ρ‚ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ Π·Π²ΡƒΠΊΡƒ количСство Π³ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠ½ Π² Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΊΠ΅ (ΠΎΠ΄Π½Π°, Π΄Π²Π΅, Ρ‚Ρ€ΠΈ, Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅, ΠΏΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ ΡˆΠ΅ΡΡ‚ΡŒ), ΡΠΎΡ€Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎ Π·Π°ΠΏΠ°Ρ…Ρƒ нСсколько ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΈΡ€ΠΎΠΊ с Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΠ°Ρ…ΡƒΡ‡Π΅Π³ΠΎ вСщСства, Π²Ρ‹Ρ‚Π°ΡΠΊΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΎΡ‰ΡƒΠΏΡŒ ΠΈΠ· Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ·Ρ€Π°Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅ΡˆΠΎΡ‡ΠΊΠ° Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΡΠ½Π½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρƒ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΌΡƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ логичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ внимания Π½Π΅ ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ.

Напротив, П. П. Блонский ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» ΡΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ логичСской мысли Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π» ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ языка ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, символом ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ являСтся слово (см.: [13. Π‘. 40—41]). Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС это Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ стало Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ послС Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ Π›. Π‘. Выготского, Π΅Π³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ (/7. Π―. Π“Π°Π»ΡŒΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠ½, Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ², Π›. Π’. Π—Π°Π½ΠΊΠΎΠ², А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², А. Π . Лурия, Π”. Π‘. Элъконин ΠΈ Π΄Ρ€.).

Особо Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ Π›. Π‘. Выготского ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. Π­Ρ‚Π° тСория ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ — это процСсс, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ свои закономСрности ΠΈ ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ. КаТдая психичСская функция, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›. Π‘. Выготского, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌ Π΄Π²Π΅ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ развития: ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΡƒΡŽ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΡƒΡŽ. На Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… этапах ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° психичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° зависит Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… прСдпосылок (уровня развития ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°), Π½ΠΎ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ освоСния ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π·Π½Π°ΠΊΠΈ ΠΈ ΡΠΈΠΌΠ²ΠΎΠ»Ρ‹, становящиСся психичСским срСдством исполнСния Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’Π°ΠΊ, Π² ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ памяти ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ срСдства для запоминания, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠΉ: ΡƒΠ·Π΅Π»ΠΊΠΈ, сдСланныС Π½Π° Π²Π΅Ρ€Π΅Π²ΠΊΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ»Π°Ρ‚ΠΊΠ΅, нарисованныС Π½Π° Ρ€ΡƒΠΊΠ΅ крСстики, рисункипиктограммы ΠΈ Ρ‚. Π΄. БСзусловно, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ Π·Π½Π°ΠΊΠ° являСтся слово — понятиС. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ умСния ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ срСдствами Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, ΠΏΠΎ Π›. Π‘. Выготскому [14], Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²Ρ‹ΡΡˆΠ΅Π³ΠΎ уровня развития памяти — ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ памяти.

Как ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π» Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… исслСдованиях Π›. Π‘. Выготский, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ срСдства ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, вообраТСния, внимания, эмоций, Π²ΠΎΠ»ΠΈ.

ΠŸΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π±Ρ‹Π»Π° отчасти связана с Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ€ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ психичСского развития учащихся ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ использования тСстов. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ тСсты, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ для опрСдСлСния развития Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, появились Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π². (1905 Π³.) благодаря исслСдованиям французских ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ΄ руководством ΠΠ»ΡŒΡ„Ρ€Π΅Π΄Π° Π‘ΠΈΠ½Π΅ (1857—1911). Π­Ρ‚ΠΈ тСсты Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»ΠΈ задания Π½Π° ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ памяти, вообраТСния ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ начиная с Ρ‚Ρ€Π΅Ρ… Π΄ΠΎ Ρ‚Ρ€ΠΈΠ½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΈ Π»Π΅Ρ‚. Π’ Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΌ эти тСсты Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ распространСниС Π² Ρ€ΡΠ΄Π΅ стран Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠΉ Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΡ‹ ΠΈ Π² Π‘ΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π¨Ρ‚Π°Ρ‚Π°Ρ… АмСрики. Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ΠΎ нСсколько тысяч тСстов ΠΈ Ρ‚Сстовых Π±Π°Ρ‚Π°Ρ€Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ΅ количСство психичСских качСств Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ измСрСния уровня развития психичСских качСств, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ мСтодология ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° развития этих качСств — с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ, ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠΏΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ психологии.

Π’Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π΅Π½ ΠΈ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ². ΠΠ΅Π΄ΠΎΠ²ΠΎΠ»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ расти с ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² отсутствия коррСляции ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ развития психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ успСваСмости Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’Π°ΠΊ, Π² ΠΎΠ±ΡˆΠΈΡ€Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±Π·ΠΎΡ€Π΅, посвящСнном ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚рудностями обучСния, Π”. Π₯Π°Π»Π»Π°Ρ…Π°Π½ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄: «Π‘Сгодня ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ с ΡƒΠ²Π΅Ρ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ: Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚рудностями Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΆΠ΅ IQ (коэффициСнт умствСнного развития. — ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ‡. Π°Π²Ρ‚.), ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ Ρƒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅» (Ρ†ΠΈΡ‚.ΠΏΠΎ: [19. Π‘. 16]). К Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΈ ΠΈ Π”ΠΆ. ВоргСнс ΠΈ Π“. Π₯ΠΎΡƒΠΊ (1980), ΠΏΡ‹Ρ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ тСстовых Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ со ΡΡ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ трудностями Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. Они ΠΏΠΈΡˆΡƒΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «…ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π²ΡˆΠ°ΡΡΡ связь ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ процСссов ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΡΠ²ΡˆΠΈΠΌΠΈΡΡ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ диагностичСских тСстов, ΠΈ Ρ‚рудностями обучСния Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ» [Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅. Π‘. 16]. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ΅ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… тСстов Π½Π΅ ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅. БущСствуСт нСсколько Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… объяснСний этого явлСния.

Одно ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ тСстовыС задания часто Π½Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ спСцифику ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса ΠΈ Ρ„актичСски Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ€ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ Π°ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ Π·Π°Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ процСссС. А Ρ‚Π΅ Π°ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ сущСствСнно Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ для образования, Π² Ρ‚Сстах Π½Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ. НапримСр, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития памяти часто Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ€ΡΡŽΡ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ заучивания 10 слов, Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния ΠΎΡ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, трСбуСтся Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈΡ… Π²Ρ‹Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ· ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΈ Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ соврСмСнной пСдагогичСской психологии являСтся Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… экологичСски Π²Π°Π»ΠΈΠ΄Π½Ρ‹Ρ… тСстов, Ρ‚. Π΅. тСстов, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… особСнности Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся. НапримСр, ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Научно-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ института ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ психологии АПН Π‘Π‘Π‘Π  ΠΏΠΎΠ΄ руководством К. М. Π“ΡƒΡ€Π΅Π²ΠΈΡ‡Π° Π±Ρ‹Π» ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ тСст умствСнного развития (Π¨Π’Π£Π ), ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ для диагностики умствСнного развития учащихся подросткового ΠΈ ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ возраста (6—8 классы). Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ этого тСста являСтся Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ ΡΡ‚роится Π½Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½ΠΎΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅ ΠΏΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅, русскому языку, Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Π³Π΅ΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΈ, Ρ‚. Π΅. Ρ‚Π΅Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‚ подростки Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅.

Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ΅ объяснСниС явлСния нСсогласованности тСстовых ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ развития учащихся ΠΈ ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… достиТСний Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° обучСния часто Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ²Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ учитСля Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ ставят Ρ‚Π΅ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ воспроизвСсти ΠΈΡ… Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния, Π° Π½Π΅ Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΡ‚ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹. Для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ², Π±Ρ‹Π»ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Ρ‹ систСмы обучСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Π»ΠΈ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ высокого уровня психичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ, Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅). Π’ 60-Ρ… Π³Π³. XX Π². Π² Π‘Π‘Π‘Π  Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ систСмы обучСния ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ «Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅».

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ