Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности
Диссертация
Проблемы развития эмоциональной отзывчивости рассматриваются в различных аспектах в трудах Б. М. Теплова, В. В. Медушевского, В.И. Петру-шина, Е. В. Назайкинского и др. Однако в настоящее время остается малоизученным вопрос о влиянии музыки на развитие эмпатии. Это послужило причиной выбора темы исследования «Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности». Все виды музыкальной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ»
- 1. Генезис эмпатии
- 2. Виды эмпатии
- 2. 1. Художественная эмпатия
- 2. 2. Праксическая эмпатия
- 2. 3. Социальная эмпатия
- 3. Развитие эмпатии
- ГЛАВА II. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ
- 1. Эстетическое как особое явление в культуре
- 2. Музыка как специфический язык эмоций и чувств
- 3. Психофизиологические аспекты музыкального восприятия
- 4. Музыкальные средства развития эмпатии
- ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ
- 1. Организация и методы экспериментального исследования
- 2. Анализ результатов формирующего эксперимента
- 3. Анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд. АПН РСФСР, I960. — 486с.
- Античные мыслители об искусстве. // Сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве. — М.: Гослитиздат, 1938.-С. 104,107.
- Анохин П.К. В кн.: Большая медицинская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 355.
- Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и его значение для психологии // Вопр. психол. — 1955. № 6. — С-16−38.
- Асафьев Б.В. Через прошлое к будущему // Советская музыка. — М.: Музгиз, 1943. № 1. — с. 22.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: кн. 2. — М.-Л.: Госмузиздат, 1947. — 8, 14, 16, 27, 28.
- Айви Алан Е. и Мери Б., Линк Саймэн Даунинг. Консультирование и психотерапия: сочетание методов, теории и практики. — ВЬю-Йорк,
- Басин Е.Я. Двуликий Янус. — М.: Магистр, 1996. — 11−12, 13.
- Басин Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопр. философии — 1987. № 2. — 54−66.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.-423 с.
- Белобородова В.К., Ригина Г.С, Алиев Ю. В. Музыкальное восприятие школьников. — М.: Педагогика, 1975. — 160с.
- Бреслав Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопр. психол. — 1984. № 3. — 53−59.
- Буш Г. Диалоги и творчество. — Рига: Владос, 1985. — 110,114, 250.
- Ванслов В.В. Понятие интонации в советском музыкознании // Вопр. музыкознания. — 1954. № 1. 178−204.
- Виноградова А.Д. Восприятие и наблюдательность // Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. — М.: Просвещение, 1981. -С. 201.
- Вольпе Г. Критика вкуса. — М.: Искусство, 1979. — 352с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — С. 243.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 199.
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопр. психол. — 1974. № 5. — 107−114.
- Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. -367с.
- Гадамер Г.-Г. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988. — 520.
- Гегель. Эстетика: В 4-х т. — М.: Искусство, 1968. — Т.1. — 298- 302.
- Громов В.А. Михаил Чехов. — М: Искусство, 1970. — 215с.
- Гроос К. Введение в эстетику. — Киев-Харьков, 1899. — 59−62, 144.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993.-305с.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). -М.: Педагогика, 1980. — 152с.
- Горький А.М. Собр. Соч. — Т. 13. — М.: Гослитиздат, 1951. — 487.
- Гусев С, Тульчинский, Г. Л. Проблема понимания в философии. -М.: Политиздат, 1985. — 28.
- Дарвин Ч. Сочинения.-Т.5.-М.: Изд. АН СССР, 1953.-С. 744.
- Джидарьян И. А, Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. — 192с.
- Должанский А.Н. Краткий музыкальный словарь. — Л.: Музгиз, 1959.-517с.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М.: Мысль, 1983. — 288с.
- Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства / Перевод Н. Гнесиной. — М.: Изд. 2-е, 1922. — 36.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. — 30−56.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, ЯЗ. Неверович. -М.: Педагогика, 1986. — 176с.
- Изард К.Е. Эмоции человека. -М.: Изд. МГУ, 1980. — 288.
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973.-336с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1981.-192с.
- Каган М.С. Начала эстетики. -М.: Искусство, 1964. — 218с.
- Коссов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. — М.: Высшая школа, 1971. — 25.
- Кремлев Ю.М. Вопросы музыкальной эстетики. — М.: Музгиз, 1953.-76с.
- Кечхуашвили Г. Н. К вопросу о психологической сущности ладового чувства / Сообщение Академии наук Грузинской ССР. — Т. 16 № 5, 1955.-С. 390−396.
- Липпс Т. Основные вопросы этики. — СПб. б.г. — 18.
- Липпс Т. Эстетика. — СПб., 1909. — 377.
- Липпс Т. Руководство к психологии. — СПб., 1907. — 217.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения) // Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981. — 3−23.
- Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1986.-С. 23.
- Мазель Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1967. — 134.
- Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. — Санкт-Петербург: Иматон, 1996.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. — 7,20−25.
- Назайкинский Е.В. О психологии восприятия музыки. — М.: Музыка, 1972.-С. 187.
- Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Просвещение, 1966. — 383с.
- Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Письма к родителям. -М.: Советский композитор, 1975. — 528с.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М.: Владос, 1997. — 384с.
- Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопр. психол. — 1988. № 5. — 141−144.
- Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждения и рассуждения ребенка» // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тор, В. В. Петухова. -М.: Изд. МГУ, 1981. — 88−93.
- Польстер Ирвин и Польстер Мириам. Интегрированная геш- тальт-терапия. Контуры теории и практики. — М.: Класс, 1997. — 179.
- Ражников В.Г. Партитурная транскрипция // Вопр. психол. — 1980.№ 1.-С. 137−141.
- Ренчлер И. Красота и мозг / Под ред. Ренчлера и др. — М.: Мир, 1995.-C.99.
- Репин И.Е. Далекое и близкое. — М.: Академия художеств, 1953. — С. 180.
- Рибо Т. Психология чувств. — Киев, 1897. — 206.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Универс, 1994. — 366, 386.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. — М.: Изд. МГУ, 1993. — 248, 249−250.
- Рубинштейн Л. Основы обп^ей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946.-С. 248, 486.
- Рубинштейн Л. О Мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АН СССР, 1958.-C.12.
- Сандлер Джозеф, Дэр Кристофер, Холдер Алекс. Пациент и психоаналитик. — М.: Смысл, 1995. — 23, 71.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. — Т.1. — М.: Изд. АН СССР, 1952.-С. 70, 88.
- Семиотика и искусствометрия. — М.: Наука, 1972. — 316.
- Смит А. Теория нравственных чувств или опыт исследования. — СПб., 1895.-С. 15−23.
- Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. -- М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 40, 61.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М.: Прогресс, 1982.-C.68.
- Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дощкольников // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1978. — 139−144
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М: Искусство, 1983.-423с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. — Т.2. — М.: Искусство, 1989.-511с.
- Степанов А.А. Речь и речевые свойства личности // Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. — М.: Просвещение, 1981. -С.259.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд. АПНРСФСР, 1961.-С. 23, 84−85,144−148,210,215.
- Теплов Б.М. Избранные труды. — Т.1 — М.: Педагогика, 1985. — 48.
- Тюлин Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. — М.: Музыка, 1968. — 6.
- Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. — М.: Музыка, 1963.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994. — С. 315−316, 320, 351.
- Фромм Э. Искусство любви. — Минск: Полифакт, 1990. — 11, 13.
- Холмс П. И Кар Марша. Психодрама: Вдохновение и техника. — М.: Класс, 1997. — 25−26, 61, 150.
- Холл Менли П. Энциклопедическое изложение массонской, герменевтической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии: В 2-х Т. — Новосибирск: Наука, 1992. — Т.1. — 368 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — Санкт-Питербург: Питер, 1997.-608с.
- Ципин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. -М.: Советский композитор, 1988. — 384с.
- Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смер ти и бессмертии. — М.: Политиздат, 1991. — 26, 27.
- Шерстобитов В.И. У истоков искусства. — М.: Искусство, 1971. З.
- Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. — М.: Молодая гвг дия, 1958.-С. 11.
- Эйзенштейн СМ. Психология искусства (Неопубликованные конспекты, статьи и курс лекций) // Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980. — 173−203.
- Юсупов И.М. Экспресс-диагностика эмпатии // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. -Л.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — 37−43.
- Якобсон П.М. Беседа с А.Н. Туполевым о процессе его работы (март 1933 года) // Вопр. психол. — 1973. № 5. — 116−118.
- Якобсон П.М. Психология чувств. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.-С. 43.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. — 87с.
- Яворский Б.А. Конструкция мелодического процесса. — М.: Госуд. акад. худож. наук. Центр, полиграф, шк. ФЗУ им. т. Борщевского, «Мосполиграф», 1929.-С. 11.
- Gerald А. Gladstein and Associates. Empathy and Comiseling. Explorations in Theory and Researeh. — Springer-Verlag, 1987.
- Guernsey M., The Role of Consonance and Dissonance in musik. Amer. Joum. of Psychology, 1928. — .C. 40.
- Malmberg C.F., The Perception of Consonance and Dissonance. Psychology Monogr. M 107, 1918.
- Rycroft С An enquiry into the function of words in the psyholana- lytical situation // International Journal of Psycho-Analysis, 1985.
- Seashore С The Psyhology of Musical Talent, 1919. — С 157.
- Strelau J. The Regulative Theory of Temperament as a Result of East-West Influences. In: Temperament in Childhood. — New York, 1989/ - С 41.
- Scheler R.M. Wesen und Formen der Sympathie. Der «Phanome- nologie der Sympatiegefiihle». Bonn, Cohen, 1926.