Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы развития эмоциональной отзывчивости рассматриваются в различных аспектах в трудах Б. М. Теплова, В. В. Медушевского, В.И. Петру-шина, Е. В. Назайкинского и др. Однако в настоящее время остается малоизученным вопрос о влиянии музыки на развитие эмпатии. Это послужило причиной выбора темы исследования «Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности». Все виды музыкальной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ»
    • 1. Генезис эмпатии
    • 2. Виды эмпатии
      • 2. 1. Художественная эмпатия
      • 2. 2. Праксическая эмпатия
      • 2. 3. Социальная эмпатия
    • 3. Развитие эмпатии
  • ГЛАВА II. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ
    • 1. Эстетическое как особое явление в культуре
    • 2. Музыка как специфический язык эмоций и чувств
    • 3. Психофизиологические аспекты музыкального восприятия
    • 4. Музыкальные средства развития эмпатии
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ НА РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 2. Анализ результатов формирующего эксперимента
    • 3. Анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента

Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях дефицита теплоты человеческих отношений, резких негативных изменений социально-экономической структуры общества не только перед молодежью, но и перед людьми более старшего поколения встает проблема одиночества, непонятости, неразделенности. Отсутствие понимания, сопереживания и сочувствия толкает людей на поиски выхода из создавшейся ситуации. Иногда этим решением бывает уход в призрачную реальность: наркомания, преступность, попытки суицида.

Закономерно возникает вопрос об истоках такой отчужденности, холодного безразличия, о причинах исчезновения доброго эмоционального отношения людей друг к другу.

В связи с этим проблема эмпатии как проблема сочувствия и сопереживания становится актуальной для нашего времени и общества (Т.П. Гаврило-ва, 1974; Л. П. Стрелкова, 1978; Г. М. Бреслав, 1984; А. В. Запорожец, 1984; О. И. Никифорова, 1986). Способность к эмпатии понимается в психологии как эмоциональная отзывчивость и внимание к другим людям, их горестям и радостям. Эмпатия проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Такое отношение к людям подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, без чего невозможна ее полная самореализация. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою уникальность, она становится более чувствительной и способной принять уникальность и индивидуальность других. Поэтому развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из ведущих его признаков. (К. Роджерс, Э. Фромм, Д. Келли, А. Адлер, А. Маслоу).

Развитие эмпатии является важной психологической и социальной проблемой, от решения которой зависит развитие творческой и гуманистической основы человека на пороге третьего тысячелетия. Наличие эмпатии оказывает глубокое воздействие на общее развитие личности: развивается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, повышаются адаптивные и коммуникативные возможности, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Теоретический анализ основных направлений в изучении эмпатии позволил выделить следующие:

Представители первого направления А. Смит (1759), Г. Спенсер (1870), А. Шопенгауэр (1840), Р. Шелер (1843) рассматривали эмпатию как регулятор взаимоотношений между людьми в обществе, придавая эмпатии значение нравственности. Они говорили об эмпатии (они называли ее симпатией) как о свойстве человеческой души, придавая симпатии этическую направленность.

В немецкой философии и эстетике Т. Липпса, Р. Фишера, И. Фолькельта, и К. Грооса понятие симпатии приобретает специфический вид познания «вчувствования» сущности предмета или объекта.

Третье направление представлено американскими практическими психологами Мак Дауголлом (1889), Р. Ашем (1920), Г. Оллпортом (1924), которые рассматривали эмпатию на уровне инстинкта и рефлекса. Тем самым они не учитывали многообразие социальных ситуаций и различные формы сложного реагирования на них человека.

Работы по изучению эмпатии, ее развития, проведенные в последующие годы, ассимилируют значения, полученные при исследовании феномена эмпатии и ее уникального механизма — идентификации: развитие креативности (М. Чехов, 1970; Г. Г. Нейгауз, 1975; А. П. Мейерхольд, 1983; К. С. Станиславский, 1989; Е. Я. Басин, 1996), снятие и нивелирование негативных проявлений в формировании и развитии эмоциональной сферы дошкольников (Г.М. Бреслав, 1984; А. В. Запорожец, 1984; Л. П. Стрелкова, 1987), развитие профессиональных качеств в области психотерапии и консультирования, психолого-педагогической деятельности (К. Роджерс, 1994; А. Айви и М. Айви,.

1995; Д. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер, 1995; И. и М. Польстеры, 1997; П. Холмс и М. Кар, 1997).

Проблемы развития эмоциональной отзывчивости рассматриваются в различных аспектах в трудах Б. М. Теплова, В. В. Медушевского, В.И. Петру-шина, Е. В. Назайкинского и др. Однако в настоящее время остается малоизученным вопрос о влиянии музыки на развитие эмпатии. Это послужило причиной выбора темы исследования «Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности». Все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, сочинение музыки) обеспечивают развитие эмпатии. Их особенности и тесная взаимосвязь усиливают динамику ее развития.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, чтобы изучить влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности, построить оптимальную систему музыкального воздействия, направленную на развитие эмпатии студентов. Под развитием эмпатии мы понимаем способность к децентрации, то есть умение встать на позицию другого и с этой позиции осуществлять действия и поступкиспособность к идентификации себя с другими людьми и их проблемами.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — развитие эмпатии личности в условиях музыкальной деятельности студентов педагогического университета.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — средства музыки, развивающие эмпа-тию в различных видах музыкальной деятельности.

Анализ литературных источников по проблеме и результаты пилотажных исследований позволили сформулировать ГИПОТЕЗУ, имеющую еле-, дующие допущения:

1. Музыка может выступать как фактор развития эмпатии человека, поскольку музыкальное воздействие носит эмоциональный характер, это соответствует природе эмпатии, в основе которой лежит эмоциональное свойство.

2. Специфические характеристики языка музыки обладают потенциальной возможностью влияния на принятие и понимание себя и другого человека.

3. Условием развития эмпатии выступает сочетание эмпатии педагога и соответствующее эмоциональное состояние студента.

При изучении эмпатии мы придерживались подхода к ней как к определенной способности понимания и познания другого, актуализации и принятия своей индивидуальности, представленного в концепциях А. Маслоу, Э. Фромма, К. Роджерса.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было решить следующие ЗАДАЧИ:

1. Изучить психологическую сущность эмпатии.

2. Определить виды эмпатии.

3. Выявить и изучить факторы, влияющие на развитие эмпатии.

4. Рассмотреть музыкальное восприятие в контексте одного из видов музыкальной деятельности.

5. Разработать и использовать в учебном процессе экспериментальную методику по развитию эмпатии средствами музыки.

6. Проверить в экспериментальном исследовании эффективность влияния музыкальных средств на развитие эмпатии личности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились теоретические положения отечественных психологов.

Во-первых, исследование опиралось на деятельностный подход. (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, B.C. Мерлин). В деятельност-ном подходе рассматривается развитие эмпатии как развитие определенной способности в целостной структуре личности и индивидуальности. (Б.М. Те-плов, В. Д. Небылицын, К.С. Станиславский).

Во-вторых, использовался принцип детерминизма (Б.Г. Ананьев, П. К. Анохин, И.А. Джидарьян), который понимается в психологии «как закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов» (Петровский А.В., Ярошевский М. Г., 1985, с. 80).

Другой принцип — диалектический, позволяющий рассматривать эмпа-тию и процесс ее развития в единстве внутреннего и внешнего, социального, индивидуального, физического и психического. «Любая реальная актуальная действительность имеет и внешнее и внутреннее, и они связаны между собой нераздельно. Любое внешнее действие опосредуется процессами, протекающими внутри субъекта, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне» писал Б. Ф. Ломов в 1984 году. («Методологические и теоретические проблемы психологии»).

В-третьих, исследование опиралось на системный подход (Б.Ф. Ломов, Э.А. Голубева), в контексте которого эмпатия рассматривается в рамках основных признаков системности: целостности и динамичности. Это направление представляет собой разработку психологической природы познания, связь природы познания с эмоциями, перевод психологических закономерностей и механизмов во внешние проявления.(А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.К. Маркова).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки. Качественными методами исследования выступили: теоретический анализ психологических, психолого-педагогических проблем эмпатии, наблюдение, формирующий эксперимент. Количественным методом исследования явился адаптированный тест Дж. Гилфорда и М. Салливена по исследованию социального интеллекта. Понятие «социальный интеллект» введено Ю. Емельяновым и трактуется им следующим образом: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события». Был использован экспресс-диагностический опросник эмпатии И. М. Юсупова, авторская музыкальная методика.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Впервые в исследовании поднимается вопрос о развитии эмпатии одним из видов искусства — музыкой. Обладая уникальным и специфическим языком, она регулирует и динамизирует процесс эмоциональной отзывчивости, обостренности восприятия, осуществляет познавательную и креативную функции, тем самым, способствуя познанию и принятию себя и других людей.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ диссертации состоит в том, что определены виды эмпатии, разработана методика развития эмпатии студентов средствами музыки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ исследования заключается в следующем: знание о результативности воздействия музыки на развитие эмпатии как необходимого психолого-педагогического качества может быть более глубоко и длительно использовано в процессе обучения студентов. Музыкальная методика может применяться для своеобразного, качественного развития эмоциональной сферы студентов в понимании себя и других людей, экспресс-диагностические данные могут использоваться на вступительных экзаменах при проведении собеседования.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. На развитие эмпатии как способности понимать себя, окружающий мир, сопереживать другим существенное влияние оказывает музыка.

2. Специфический язык музыки, обладающий ассоциативностью, интернациональностью, абстрактностью и знаковой системой, актуализирует эмоциональную отзывчивость в понимании и принятии человека человеком.

3. Условия обучающей музыкальной деятельности оказывают влияние на развитие эмпатии студентов.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на II Международной конференции, посвященной 60-ю образования Новосибирской области «Развитие личности в системе непрерывного образования» (1997) — на конференции, посвященной 10-ю факультета педагогика и психология дошкольника «Ребёнок в системе образования» (1997) — на заседаниях кафедры факультета начальных классов и аспирантских семинарах Новосибирского педагогического университета (1998;1999).

ПУБЛИКАЦИИ. По материалам исследования имеется 7 публикаций.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Выполненное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование посвящено одной из актуальных проблем психологии — развитию эмпатии личности под влиянием средств музыки. Решение данной проблемы было связано с изучением становления понятия «эмпатия», которое рассматривается нами как определенная спо собность понимания и принятия человека человеком, способность к иден тификации и децентрации, способность сопереживать и сочувствовать ок ружающим. Рассматривая различные области жизнедеятельности человека, мы выделили несколько видов эмпатии: художественная, которзгю мы понима ем как универсальную творческую способность, присущую людям как в научном, так и в эстетическом плане, праксическая, как познание мира че ловеком через разрушительное и созидательное начало, и социальная, ко торая рассматривается нами с коммуникативных позиций. Для изучения процесса развития эмпатии были рассмотрены факто ры, влияющие на её развитие. В ходе изучения развития эмпатии личности мы пришли к выводу о том, что фактор эмоциональности, понимаемый нами как рефлексия, направленная на себя и окружающих, фактор сензи тивности, как повышенная чувствительность в реагировании на воздейст вие извне оказывают влияние на развитие эмпатии личности. Также одним из факторов развития эмпатии личности выступает му зыка. Музыка является средством общения между людьми, она может быть посредником в диалоге времен, учит понимать человека и сопереживать емукогда «чужие» эмоции, чувства, переживания становятся «своими». Слушая музыку, мы слушаем человека. Рассматривая музыкальный язык как специфический язык эмоций и чувств, мы исходим из понимания его как некой знаковой системы. Язык как знаковая система связан с познавательной функцией в процессе дея тельности человека. Характеристики языка музыки обладают рядом особенностей, спе цифика которых раскрывается и применима только для музыки. К таким особенностям музыкального языка мы отнесли следующие: Во-первых, интернациональность, т. к. язык музыки понятен и дос тупен людям любой национальности, для него не существует языковых барьеров и географических границ, и это положение исторически и куль турно обосновано. Во-вторых, абстрактность. Вызывая при восприятии музыки опреде ленные чувства, логику и динамику их развития, музыкальный язык, вме сте с тем, вызывает различные ассоциации. В-третьих, воздействуя на слуховые анализаторы, он вызывая эф фект синестезии, когда на основе слуховых ощущений возникают соощу щения других модальностей — визуальные, вкусовые, обонятельные. И, наконец, в-четвертых, сама знаковая система язьжа музыки пред ставлена ладо-гармоническими и метро-ритмическими особенностями, ко торые воздействуют на все этажи психики человека, вызывая, тем самым, то или иное эмоциональное состояние. Экспериментально установлено, что музыкальные центры, т. е. цен тры по восприятию музыки, находятся в височной области. Прохождение лимбической системы, ответственной за эмоциональную окраску психиче ских процессов, совпадает с расположением музыкальных центров в ви сочной области. Таким образом, восприятие музыки всегда эмоционально окрашено и сила эмоциональной отзывчивости зависит от особенностей строения и характеристик нервной системы. Восприятие музыки наряду с другими видами музыкальной дея тельности — исполнением и слушанием — оказывает влияние на развитие эмпатии личности. Все виды музыкальной деятельности взаимосвязаны и дополняют друг друга, но мы акцентируем своё внимание на восприятии, т.к. оно является ведущим видом музыкальной деятельности в профессио нальной подготовке студентов факультета начальных классов. Музыкальное восприятие как отражательная психическая деятель ность включает в себя специфические свойства. Они характеризуют его физиологическую и психологическую сторону и касаются механизмов восприятия: ассоциативности, эмоциональности, образности, осмысленно сти, чувственного характера, слуховой модели. Также представляют обоб щенные характеристики объекта восприятия через образ: целостность, дифференцированность, константность, временная последовательность, музыкально-интонационная специфичностьвьывляют характер отноше ний объекта и субъекта восприятия: активность, избирательность, вари антность. Поэтому музыкальное воздействие обладает гармоничностью, сис темностью, эмоциональностью, что является определяющим в развитии эмпатии личности. Экспериментальное изучение влияния музыкальных средств на раз витие эмпатии личности подтвердило выдвинутую гипотезу об эффектив ности музыкального воздействия как фактора развития. Полученные дан ные были обработаны с помощью методов математической статистики. Экспериментальное исследование, проводимое в рамках данной дис сертационной работы имело три основных этапа. Первый, в течение которого проводился сбор информации по поводу музыкальной подготовки и образованности студентов, тестирование сту дентов на социальный интеллект, проводилась экспресс-диагностика эмпа тии, делались специфические измерения по музыкальной методике, мы обозначили как констатирующий эксперимент. Второй этап — формирз^ ющий эксперимент — состоял в организации процесса обучения, способствующего развитию эмпатии студентов с помощью музыки. На данном этапе была использована авторская музыкаль ная методика. Анализ результатов формирующего эксперимента по пись менным и невербальным творческим заданиям, музыкальным тестам, эле ментам театрализации показал, что в процессе формирующего экспери мента у студентов экспериментальной группы наблюдались позитивные изменения. Мы считаем, что особым образом организованная музыкальная деятельность, создание ситуаций, требующих нестандартного, креативного решения, способствовала реализации всех возможностей участников экс перимента. Анализ результатов третьего этапа эксперимента выявил качествен ные личностные изменения испытуемых в экспериментальной группе. Значительное повышение уровня эмпатической направленности к самым социально-незапщщенным и бесправным в нашей жизни группам — живот ным, старикам, детям — свидетельствовало о том, что эти результаты явля ются иллюстрацией способности к сочувствию и сопереживанию. Выполнение заданий музыкального теста (определить настроение музыки, представить работу синестезий, художественную обрамленность музыкальных сочинений) отличалось точным соответствием характеру звучания музыки, богатством соощущений (не только визуальных, но и обонятельных и вкусовых), использование метафор, образных сравнений в тексте музыкальных сочинений. Интерес к сочинению музыки, импровиза ции, выразительное «прочтение» музыкального текста был творческим ме ханизмом развития студентов и актуализации их способностей. Изз^ение влияния музыкальных средств, представленных через виды музыкальной деятельности и, прежде всего, через восприятие музыки по казало, что в контрольной группе при равных условиях с эксперименталь ной группой, развитие эмпатии, фактически, не наблюдалось. Таким образом, условия обучающей музыкальной деятельности раз вивают эмпатическое понимание, эмоциональную позицию, сопереживание и сочувствие студентов. При работе со студентами эмпатичный препо даватель помогает им войти в мир музыки, научить слушать и слышать другого, сопереживать ему, погружаясь в музыкальную ткань и осуществ ляя на этой основе акт идентификации и децентрации. Для подтверждения достоверности полученных данных и эффектив ности музыкальной методики мы подсчитали стандартное отклонение от среднего, результаты которого свидетельствуют о том, что музыкальные средства влияют на развитие эмпатии личности. Считаем необходимым введение на приемных экзаменах тесты, оп ределяюгцие уровень развития эмпатии, дабы избежать неверного выбора профессии. Неспособность к сочувствию и сопереживанию, отсутствие эмпатического понимания, сопереживания и сочувствия другому является неблагоприятным фактором для будуш-ей деятельности педагога. Вполне понятно, что это положение приобретает особую актуальность в нашей жизни на современном этапе. Целесообразно продолжить изучение влияния музыкальных средств на развитие эмпатии личности, привлекая для этой цели специалистов из других областей деятельности. Материалы диссертационного исследования опубликованы в сле дующих работах:

1. Развитие музыкального творческого мышления учащихся на уро ках музыки // Тезисы докладов. Международный конгресс. Новосибирск,.

2. Воспитание музыкой // Тезисы докладов. Межвузовская XXXVIII научно-методическая конференция. Новосибирск, 1997.3. Развитие эмпатии музыкой // Тезисы докладов. Межвузовская на учно-методическая конференция. Иркутск, 1997.4. Эмпатия и музыка // тезисы докладов. Конференция, посвященная.

10-летию факультета педагогики и психологии дошкольного воспитания.НГПУ. Новосибирск, 1997.5. Развитие эмпатии средствами музыки // Тезисы докладов. П Междуна родная конференция, посвященная 60-летию образования Новосибирской области. Новосибирск, 1997.6. Эмпатия как явление психической жизни человека // Научно методический сборник. Новосибирск, 1997.7. Эмпатия как фактор развития эмоциональной сферы дошкольников // Тезисы докладов. Сибирская ярмарка. Новосибирск, 1999.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Психология чувственного познания. — М.: Изд. АПН РСФСР, I960. — 486с.
  2. Античные мыслители об искусстве. // Сборник высказываний древнегреческих философов и писателей об искусстве. — М.: Гослитиздат, 1938.-С. 104,107.
  3. П.К. В кн.: Большая медицинская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — 355.
  4. П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и его значение для психологии // Вопр. психол. — 1955. № 6. — С-16−38.
  5. .В. Через прошлое к будущему // Советская музыка. — М.: Музгиз, 1943. № 1. — с. 22.
  6. .В. Музыкальная форма как процесс: кн. 2. — М.-Л.: Госмузиздат, 1947. — 8, 14, 16, 27, 28.
  7. Айви Алан Е. и Мери Б., Линк Саймэн Даунинг. Консультирование и психотерапия: сочетание методов, теории и практики. — ВЬю-Йорк,
  8. Е.Я. Двуликий Янус. — М.: Магистр, 1996. — 11−12, 13.
  9. Е.Я. Творчество и эмпатия // Вопр. философии — 1987. № 2. — 54−66.
  10. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.-423 с.
  11. В.К., Ригина Г.С, Алиев Ю. В. Музыкальное восприятие школьников. — М.: Педагогика, 1975. — 160с.
  12. Г. М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопр. психол. — 1984. № 3. — 53−59.
  13. Буш Г. Диалоги и творчество. — Рига: Владос, 1985. — 110,114, 250.
  14. В.В. Понятие интонации в советском музыкознании // Вопр. музыкознания. — 1954. № 1. 178−204.
  15. А.Д. Восприятие и наблюдательность // Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. — М.: Просвещение, 1981. -С. 201.
  16. Г. Критика вкуса. — М.: Искусство, 1979. — 352с.
  17. Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — С. 243.
  18. Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 199.
  19. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопр. психол. — 1974. № 5. — 107−114.
  20. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. -367с.
  21. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. — М.: Прогресс, 1988. — 520.
  22. Гегель. Эстетика: В 4-х т. — М.: Искусство, 1968. — Т.1. — 298- 302.
  23. В.А. Михаил Чехов. — М: Искусство, 1970. — 215с.
  24. К. Введение в эстетику. — Киев-Харьков, 1899. — 59−62, 144.
  25. Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993.-305с.
  26. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). -М.: Педагогика, 1980. — 152с.
  27. А.М. Собр. Соч. — Т. 13. — М.: Гослитиздат, 1951. — 487.
  28. Гусев С, Тульчинский, Г. Л. Проблема понимания в философии. -М.: Политиздат, 1985. — 28.
  29. Ч. Сочинения.-Т.5.-М.: Изд. АН СССР, 1953.-С. 744.
  30. Джидарьян И. А, Эстетическая потребность. — М.: Наука, 1976. — 192с.
  31. А.Н. Краткий музыкальный словарь. — Л.: Музгиз, 1959.-517с.
  32. Д.И. Проблема идеального. — М.: Мысль, 1983. — 288с.
  33. Жак-Далькроз Э. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и для искусства / Перевод Н. Гнесиной. — М.: Изд. 2-е, 1922. — 36.
  34. А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. — 30−56.
  35. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, ЯЗ. Неверович. -М.: Педагогика, 1986. — 176с.
  36. К.Е. Эмоции человека. -М.: Изд. МГУ, 1980. — 288.
  37. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. — М.: Педагогика, 1973.-336с.
  38. Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М.: Просвещение, 1981.-192с.
  39. М.С. Начала эстетики. -М.: Искусство, 1964. — 218с.
  40. .Б. Проблемы психологии восприятия. — М.: Высшая школа, 1971. — 25.
  41. Ю.М. Вопросы музыкальной эстетики. — М.: Музгиз, 1953.-76с.
  42. Г. Н. К вопросу о психологической сущности ладового чувства / Сообщение Академии наук Грузинской ССР. — Т. 16 № 5, 1955.-С. 390−396.
  43. Т. Основные вопросы этики. — СПб. б.г. — 18.
  44. Т. Эстетика. — СПб., 1909. — 377.
  45. Т. Руководство к психологии. — СПб., 1907. — 217.
  46. .Ф. Проблема общения в психологии (вместо введения) // Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981. — 3−23.
  47. Л.А. Строение музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1986.-С. 23.
  48. Л.А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1967. — 134.
  49. Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена. — Санкт-Петербург: Иматон, 1996.
  50. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. -М.: Музыка, 1976. — 7,20−25.
  51. Е.В. О психологии восприятия музыки. — М.: Музыка, 1972.-С. 187.
  52. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.: Просвещение, 1966. — 383с.
  53. Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники. Письма к родителям. -М.: Советский композитор, 1975. — 528с.
  54. В.И. Музыкальная психология. — М.: Владос, 1997. — 384с.
  55. В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопр. психол. — 1988. № 5. — 141−144.
  56. . Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждения и рассуждения ребенка» // Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тор, В. В. Петухова. -М.: Изд. МГУ, 1981. — 88−93.
  57. Польстер Ирвин и Польстер Мириам. Интегрированная геш- тальт-терапия. Контуры теории и практики. — М.: Класс, 1997. — 179.
  58. В.Г. Партитурная транскрипция // Вопр. психол. — 1980.№ 1.-С. 137−141.
  59. И. Красота и мозг / Под ред. Ренчлера и др. — М.: Мир, 1995.-C.99.
  60. И.Е. Далекое и близкое. — М.: Академия художеств, 1953. — С. 180.
  61. Т. Психология чувств. — Киев, 1897. — 206.
  62. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Универс, 1994. — 366, 386.
  63. К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. — М.: Изд. МГУ, 1993. — 248, 249−250.
  64. Л. Основы обп^ей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946.-С. 248, 486.
  65. Л. О Мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АН СССР, 1958.-C.12.
  66. Сандлер Джозеф, Дэр Кристофер, Холдер Алекс. Пациент и психоаналитик. — М.: Смысл, 1995. — 23, 71.
  67. И.М. Избранные произведения. — Т.1. — М.: Изд. АН СССР, 1952.-С. 70, 88.
  68. Семиотика и искусствометрия. — М.: Наука, 1972. — 316.
  69. А. Теория нравственных чувств или опыт исследования. — СПб., 1895.-С. 15−23.
  70. А.Н. Музыка как вид искусства. -- М.: Государственное музыкальное издательство, 1961. — 40, 61.
  71. Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М.: Прогресс, 1982.-C.68.
  72. Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дощкольников // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1978. — 139−144
  73. К.С. Моя жизнь в искусстве. — М: Искусство, 1983.-423с.
  74. К.С. Работа актера над собой. — Т.2. — М.: Искусство, 1989.-511с.
  75. А.А. Речь и речевые свойства личности // Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. — М.: Просвещение, 1981. -С.259.
  76. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд. АПНРСФСР, 1961.-С. 23, 84−85,144−148,210,215.
  77. .М. Избранные труды. — Т.1 — М.: Педагогика, 1985. — 48.
  78. Ю.Н. О программности в произведениях Шопена. — М.: Музыка, 1968. — 6.
  79. Ю.Н. Учение о гармонии. — М.: Музыка, 1963.
  80. Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: Республика, 1994. — С. 315−316, 320, 351.
  81. Э. Искусство любви. — Минск: Полифакт, 1990. — 11, 13.
  82. П. И Кар Марша. Психодрама: Вдохновение и техника. — М.: Класс, 1997. — 25−26, 61, 150.
  83. Холл Менли П. Энциклопедическое изложение массонской, герменевтической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии: В 2-х Т. — Новосибирск: Наука, 1992. — Т.1. — 368 с.
  84. Л., Зиглер Д. Теории личности. — Санкт-Питербург: Питер, 1997.-608с.
  85. Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. -М.: Советский композитор, 1988. — 384с.
  86. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смер ти и бессмертии. — М.: Политиздат, 1991. — 26, 27.
  87. В.И. У истоков искусства. — М.: Искусство, 1971. З.
  88. Д.Д. Знать и любить музыку. — М.: Молодая гвг дия, 1958.-С. 11.
  89. СМ. Психология искусства (Неопубликованные конспекты, статьи и курс лекций) // Психология процессов художественного творчества. — Л.: Наука, 1980. — 173−203.
  90. И.М. Экспресс-диагностика эмпатии // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. -Л.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 1997. — 37−43.
  91. П.М. Беседа с А.Н. Туполевым о процессе его работы (март 1933 года) // Вопр. психол. — 1973. № 5. — 116−118.
  92. П.М. Психология чувств. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.-С. 43.
  93. П.М. Психология художественного восприятия. — М.: Искусство, 1964. — 87с.
  94. .А. Конструкция мелодического процесса. — М.: Госуд. акад. худож. наук. Центр, полиграф, шк. ФЗУ им. т. Борщевского, «Мосполиграф», 1929.-С. 11.
  95. Gerald А. Gladstein and Associates. Empathy and Comiseling. Explorations in Theory and Researeh. — Springer-Verlag, 1987.
  96. Guernsey M., The Role of Consonance and Dissonance in musik. Amer. Joum. of Psychology, 1928. — .C. 40.
  97. Malmberg C.F., The Perception of Consonance and Dissonance. Psychology Monogr. M 107, 1918.
  98. Rycroft С An enquiry into the function of words in the psyholana- lytical situation // International Journal of Psycho-Analysis, 1985.
  99. Seashore С The Psyhology of Musical Talent, 1919. — С 157.
  100. Strelau J. The Regulative Theory of Temperament as a Result of East-West Influences. In: Temperament in Childhood. — New York, 1989/ - С 41.
  101. Scheler R.M. Wesen und Formen der Sympathie. Der «Phanome- nologie der Sympatiegefiihle». Bonn, Cohen, 1926.
Заполнить форму текущей работой