Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций у детей с СДВГ

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выводы и рекомендации. Список использованной литературы. Ход и результаты опытной работы и их анализ. Возрастные особенности гиперактивных детей. Экспериментальное изучение нейропсихологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста2. 1. Проблема, гипотеза, задачи исследования. Теоретические основы СДВГ1. 1. Феномен СДВГ: причины и механизмы возникновения и развития. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Теоретические основы СДВГ
    • 1. 1. Феномен СДВГ: причины и механизмы возникновения и развития
    • 1. 2. Нарушение высших психических функций у детей
    • 1. 3. Возрастные особенности гиперактивных детей
  • Экспериментальное изучение нейропсихологических особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 2. 1. Проблема, гипотеза, задачи исследования
    • 2. 2. Методика исследования
    • 2. 3. Методика формирующей работы
    • 2. 4. Ход и результаты опытной работы и их анализ
    • 2. 5. Результаты констатирующей части эксперимента
  • Выводы и рекомендации
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Нейропсихологический анализ нарушений высших психических функций у детей с СДВГ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

В настоящее время возрастает частота нарушений детского развития и поведения по типу сверхподвижности, в научной литературе это трактуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Основными проявлениями данного нарушения являются высокая подвижность, беспокойство, нарушения внимания, импульсивность. Естественно, что такие дети вызывают много замечаний со стороны взрослых, хотя на самом деле нуждаются не в нареканиях, а в помощи. Синдром дефицита внимания в медицинской литературе рассматривается как заболевание. Это значит, что ребенок хочет, но не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Необходимы специальная стратегия и тактика взаимодействия с таким ребенком, в том числе и лечения.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут разрешить возникшую ситуацию. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

С каждым годом увеличивается количество таких детей, и они нуждаются в психологической поддержке. Если еще несколько лет назад в начальных классах их было по одному — два на класс, то сейчас — до десяти и более. Своим поведением эти дети мешают и одноклассникам, и педагогам. Гиперактивные дети мало, чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», «двигательная расторможенность» и так далее. Не имея больших успехов в учебе, получая бесконечные замечания за свое поведение в школе и дома, они разочаровываются. В результате складываются условия для трансформации в психопатическую личность и, более того, для возникновения случаев правонарушений, антисоциальных поступков. Именно поэтому усилия врачей должны сочетаться с активной работой психологов. Необходимо разрабатывать методы работы с такими детьми, приемы «вхождения» гиперактивных детей в группу, которые могли бы облегчить им общение со сверстниками. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка. Это одно из самых частых детских поведенческих расстройств, а у многих оно сохраняется и в зрелом возрасте. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у взрослых часто остается недиагностированным. Между тем распознать этот синдром важно, так как имеется его эффективное, недорогое и безопасное лечение. Ранняя и непрерывная терапия в детстве дает не только непосредственный эффект — она способствует формированию нормального поведения в зрелом возрасте.

Данной проблемой занималось большое количество ученых, среди которых можно выделить следующие имена: Выготский Л. С., Лурия А. Р., Симерницкая Э. Г., Семенович А. В., Хомская Е. Д., Арцишевская И. Л., Брязгунова И. П., Касатикова Е. В., Заваденко Н. Н., Колобова Н. У., Кошелева А. Д., Ластерад Ж., Лютова Е. К., и т. д.

Цель исследования:

Выявить нарушения ВПФ у детей с СДВГ.

Выявить взаимосвязь между нарушениями ВПФ и СДВГ у детей.

Задачи исследования

В соответствии с целью исследования в данной работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть общие положения СДВГ у детей.

2. Раскрыть нарушения ВПФ у детей.

3. Изучить возрастные особенности детей с СДВГ.

4. Провести нейропсихологическое исследование детей с СДВГ.

5. Проанализировать полученные результаты.

Гипотеза В основе СДВГ лежит нарушения ВПФ.

Существует взаимосвязь между нарушениями ВПФ и СДВГ у детей.

Объект исследования ВПФ у детей с СДВГ.

Предмет исследования Нарушение ВПФ у детей с СДВГ.

Нарушение ВПФ как фактор СДВГ у детей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И. Л. Арцишевская. — М.: Книголюб, 2004. — 64 с.
  2. , Г. В. Гиперактивный ребенок: лечить или наказывать / Г. В. Болотовский, Л. С. Чутко, Ю. Д. Кропотов. — СПб.: Невский проспект, 2004. — 192 с.
  3. , И.П. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Психотерапия, 2008. — 208 с.
  4. , М.М. Ребенок-непоседа / М. М. Безруких. — М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008. — 64 с.
  5. , Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 567 с.
  6. , Т.Г. Основы нейропсихологии : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТ Астрель, 2009. — 384 с.: ил.
  7. , Б.С. Психология младшего школьника : учеб. пособ. / Б. С. Волков. — М.: Академический Проект; Альма Мастер, 2005. — 208 с.
  8. Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л.С. Выготский- М.: Просвящение, 1984. — 486 с.
  9. , Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 93 с
  10. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь: учеб. пособ. / М. М. Безруких. — М.: МОДЭК, 2009. — 248 с.
  11. , Н.В. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 144 с.: ил.
  12. Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н. Н. Заваденко. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
  13. , А.Д. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка / А. Д. Кошелева, Л. С. Алексеева. — М.: НИИ семьи, 1997. — 64 с.
  14. , В.Р. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространение, факторы риска и профилактика / В. Р. Кучма, А. Г. Платонова. — М.: Рарогъ, 1997. — 196 с.
  15. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  16. , М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997. — 384 с.
  17. , А.Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 374 с.
  18. , Г. Б. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция / Г. Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л. С. Чутко. — СПб.: Речь, 2007. — 186 с.
  19. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособ. / ред. О. В. Токарь, Т. Т. Зимарева, Н. Е. Липай. — М.: Флинта; МПСИ, 2009. — 152 с.
  20. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / ред. Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 2009. — 432 с.
  21. , А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
  22. , А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста : учеб. пособ. / А. В. Семенович. — 2-е изд. — М.: Генезис, 2008. — 319 с.
  23. , Е.Д. Нейропсихология / Е. Д. Хомская. — М.: Питер, 2010. — 496 с.: ил.
  24. , Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей / Л. С. Цветкова. — М.: Знание, 1998. — 85 с.
Заполнить форму текущей работой