Групповые и личностные факторы социально-психологического климата волонтерских объединений
Диссертация
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международном российско-финском семинаре «Геронтологические аспекты социальной работы» (апрель 2004), на областной конференции психиатров и психологов «Проблемы межведомственного взаимодействия при оказании помощи населению в экстремальных ситуациях» (май 2004), на методическом семинаре аспирантов кафедры психологии человека… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы изучения социально-психологических особенностей волонтерских объединений
- 1. 1. Волонтерское объединение как малая группа
- 1. 1. 1. Определение понятий «волонтер», «волонтерство», «волонтерское объединение»
- 1. 1. 2. Характеристики волонтерского объединения как малой группы
- 1. 1. 3. Классификация волонтерских объединений как малых групп
- 1. 2. Социально-психологический климат группы как интегральное отражение жизнедеятельности волонтерского объединения
- 1. 2. 1. Понятие «социально-психологический климат»
- 1. 2. 2. Показатели социально-психологического климата
- 1. 2. 3. Условия формирования социально-психологического климата волонтерского объединения
- 1. 3. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на СПК волонтерских объединений
- 1. 4. Факторы микросреды, влияющие на социально-психологический климат волонтерского объединения
- 1. 4. 1. Социально-психологические факторы формирования СПК волонтерского объединения
- 1. 4. 2. Личностные факторы формирования СПК коллектива
- 1. 1. Волонтерское объединение как малая группа
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Обоснование методологического подхода, методы и методики исследования
- 2. 2. 1. Обоснование методологического подхода
- 2. 2. 2. Методики изучения социально-психологического климата волонтерского объединения
- 2. 2. 3. Методики изучения групповых социально-психологических характеристик волонтерских объединений
- 2. 2. 4. Методики изучения индивидуально-психологических характеристик волонтеров
- 2. 2. 5. Обоснование методов математической обработки данных
- 2. 3. Описание выборки
- 3. 1. Социально-психологический климат волонтерских объединений
- 3. 1. 1. Удовлетворенность работой в волонтерских объединениях
- 3. 1. 2. Психологическая атмосфера волонтерских объединений
- 3. 1. 3. Взаимоотношения в волонтерских объединениях
- 3. 2. Групповые факторы, влияющие на СПК волонтерских объединений
- 3. 2. 1. Факторы групповой мотивации
- 3. 2. 2. Ожидания руководителей в отношении психологических качеств волонтеров
- 3. 3. Личностные характеристики членов волонтерских объединений
- 3. 3. 1. Ценностно-потребностная сфера личности волонтера
- 3. 3. 2. Направленность личности волонтера
- 3. 3. 3. Особенности характера волонтера
- 3. 3. 4. Психологические особенности различных категорий волонтеров и их связь с показателями СПК
- 3. 4. Факторы социально-психологической эффективности волонтерских объединений
- 3. 4. 1. Факторы формирования СПК «взрослых» и молодежных волонтерских объединений
- 3. 4. 2. Факторы формирования СПК волонтерского объединения
- 3. 4. 3. Модель исследования групповой эффективности волонтерского объединения
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. СПб., Питер, 2001,288 с
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.381 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2003. 364 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. 287 с.
- Андреева Г. М. Принцип деятельности и построение системы социально-психологического знания.// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Психология. 1980, № 4.
- Андреева Г. М., Яноушек Я. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
- Андреева Г. М., Донцов А. И. Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
- Алексеева С.У. Третий сектор или благотворительность для «чайников». -М., 1997.
- Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-512 с.
- Ю.Беляева К. Правовой статус некоммерческих организаций в России. М., 1996.
- П.Битянова М. Р. Социальная психология. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 106 с.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. 207 с.
- В.Болотова JI.B. Проблемы дефиниции волонтерства на примере США. // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник/ Сост. С. В. Тетерский. Под ред. Л. В. Никитиной. М.: «ACADEMIA», 2000. -С. 36−44.
- Н.Бочкарев A.B. Механизм формирования корпоративной культуры // Из сб. докладов 7-й ежегодной конференции «Управление в России: менеджмент роста». СПб: Аль, 2002. — С.52−61.
- Бреддик У. Менеджмент в организации.- М.: Инфра-М, 1997. 344 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
- Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
- Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи -СПб.: Питер, 2003. 512 с.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, JI.A. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Наука, 1994
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. Произв./ Пер. с нем. Ю.Н.Давыдова-М.: Прогресс, 1990.
- Викентьева E.H. Организационная культура: ключевые аспекты эффективности // Ананьевские чтения-99 (научн. Практ. Конференция). -СПб.: Изд. СПбГУ, 1999.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: Гардарика, 1999.-527с.
- Волков И.П. Межличностный контакт как психологическая основа группообразования.// Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978.
- Волков И.П. Психология общения и коллектив// Психология/ Учебник для институтов физической культуры. М., 1987.
- Волков И.П. Исследование лидерства как функции групповой задачи.// Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 4. JL: Изд. ЛГУ, 1971. -С. 17−22.
- Волков И.П. Промышленная социальная психология / Под. ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л., 1982.
- Гаврилов В.А. Малые социальные группы в социалистическом обществе. М., 1972.
- Горбов Ф.Д. Тезисы докладов о психологическом изучении малых групп// Вопросы Психологии.- 1967, № 5.
- Гражданское общество. В поисках пути / Под ред. А. Сангурова. СПб., 1997.
- Гришина Н.В. Психология конфликта СПб.: Питер, 2000.
- Дарли Д.М., Бэтсон К. Д. Из Иерусалима в Иерихон: исследование ситуационных и диспозиционных переменных, влияющих на оказание помощи.// Цит. по Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии.- СПб: Изд. «Питер», 2000. с.457−460
- Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политические проблемы, — СПб.: Изд. СПбГУ, 2000. 160 с.
- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Новая школа, 1996.-352 с.
- Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: Центр, 1998. 144с.
- Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. — № 4. — С. 17−25.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., МГУ, 1984. — 208 с.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., Изд. МГУ, 1979. 128 с.
- Друкер П. Пять наиболее важных вопросов, которые вы можете задать о своей общественной организации // Путь к успеху. Пособие для неправительственных некоммерческих организаций./ Под ред. Е. Алексеевой идр.-М., 1995.- С.172−191.
- Дубовская Е.М., Тихомандрицкая O.A. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. // Мир психологии. 1999. — № 3.
- Дьячек Т.П. Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров(на примере США// Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник./Сост. С. В. Тетерский. Под ред. Л. В. Никитиной. -М.: «ACADEMIA», 2000. С. 44−49.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002. — 336 с.
- Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования.// Психологический журнал. 1993., Т.14, № 4.44.3анковский H.A. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2002. -648 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
- Кабаченко Т.С. Психология управления. М.: Российское педагогическое агентство., 1997. 324 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.
- Камерон К.С., Куинн Р. Э. Диагностика и изменение организационной культуры: Пер. с англ. / Под ред. И. В. Андреевой. СПб, Питер, 2001. — 320 с.
- Карташова Л.В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. — 220 с.
- Качалова Ю.Н., Щербаков М. А. Восток, Запад, Третий путь. Теория и практика построения сообществ. М.: Фонд «Фокус», 2003. — 192 с.
- Клименкова Т. Специфика управления человеческими ресурсами в третьем секторе // Гражданские инициативы и будущее России. М., 1997.
- Кон И. С. Личность в философии и социологии // Филос. Энц. Т.З. — С.23.
- Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома//Вопросы психологии, 1995. № 5. — с. 69−78.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ, 2000.-511 с.
- Кричевский P.JI. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1998. — 400 с.
- Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001.-688 с.
- Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и Прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 207 с.
- Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений// Психология личности и малых групп. Л.: Изд. ЛГУ, 1977. — С.23−30.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. -Л.: Лениздат, 1974. 167 с.
- Ладанов И.Д. Практический менеджмент. -М.: Элние, 1995. 498 с.
- Либоракина М., Флямер К., Якимец В. Социальное партнерство. М., 1996.
- Либоракина М., Якимец В. Гражданские инициативы и будущее России. -М., 1997.
- Лутошкин А.Н. Системная модель коллектива и некоторые принципы исследования групповых эмоциональных потенциалов // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Ярославль, 1977.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.
- Магура М.И., Курбатова М. Б. Современные персонал-технологии. М.: ООО Журнал «Управление персоналом», 2003. — 388 с.
- Майерс Д. Социальная психология., СПб.: Изд. Питер, 2001. 752 с.
- Максименко A.A. Организационная культура: системно-психологические описания. Кострома: КГУ, 2003.- 168 с.
- Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры: Учебник. М.: Финпресс, 2004. -288 с.
- Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. Рига.: ПЦ «Эксперимент», 1996. — 190 с.
- Машков В.Н. Введение в психологию человека. СПб.: Изд. Михайлова, 2003. 380 с.
- Машков В.Н. Психология управления. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. -254с.
- Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. — 304 с.
- Менеджмент: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. И. Подлесных. СПб: Бизнес-пресса, 2002. — 472 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/ Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.-704 с.
- Методические материалы к тренингу «Работа с волонтерами: методы и технологии», Центр АННА (Москва), КАРИТАС (Австрия), при финансовой поддержке программы ТАСИС, М. 2002. 41 с.
- Мехельсон-Ткач B. JL, Скляр E.H. Процесс согласования ценностей: проблемы и оценка // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 1 — С. 71−77.
- Михайлова C.B. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации// Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник/ Сост. С. В. Тетерский. Под ред. Л. В. Никитиной. М.: «ACADEMIA», 2000. — С. 63−68
- Михеева Т., Михеев Ю. Гражданское общество. Истоки, принципы, сущность. // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник/ Сост. С. В. Тетерский. Под ред. Л. В. Никитиной. М.: «ACADEMIA», 2000. — С. 12−17.
- Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение, — М.: Финансы и статистика, 1998. -160 с.
- Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности.// Психологический журнал. 1993, т. 14., № 4.
- Наследов А.Д. Методы обработки многомерных данных в психологии. СПб.: Изд. СПб ГУ, 1999. 100 с.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2006. — 392 с.
- Неволина Е. Волонтеры не в фаворе: стимулы и препятствия к добровольческому труду.// Вестник благотворительности. 1999.- № 4.1. С.13−17.
- Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2004. 192с-
- Никитина JI.E. Феномен волонтерства в современной России // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник/ Сост. С. В. Тетерский. Под ред. Л. В. Никитиной. М.: «ACADEMIA», 2000. — С.5−12
- Новиков В.В. Характеристика общностей предпринимателей// Основы социально-психологической теории./Под ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. -М.: Международная педагогическая академия. 1995. С.228
- Ньюстром Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб: Питер, 2000. — 448 с.
- Обозов H.H. Совместимость и срабатываемость людей. СПб., Изд «Облик», 2000., 212 с.
- Панферов В.Н. Психология человека., СПб.: Изд. Михайлова, 2000.- 160 с.
- Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения// Психологический журнал. 1987. — Т.8, № 4. — С.51−60.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 615 с.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. JL: Наука, 1981. — 192 с.
- Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура.-М., Логос, 2002. 224 с.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982., -.
- Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. М.: Прогресс. 1986. — 343 с.
- Платонов К. К, Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа. 1977. — 247 с.
- Платонов Ю. В. Социальные конфликты на производстве // Социс. -1991.-№ 11.
- Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология.-СПб.: Изд. Речь, 2002. 298 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред. Райгородский Д.Я.- Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
- Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980. -с.39−40.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., Интерпракс, 1995.- 295 с.
- Путь к успеху. Пособие для неправительственных некоммерческих организаций// Е. Алексеева и др., М., 1995. 247 с.
- Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом./ Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева, М.: Изд. Инст. Психотерапии, 2003. 640 с.
- Радугин A.A., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж: Высшая школа предпринимателей, 1995.- 195 с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
- Ребрик С. Основы стратегического планирования. Методическое руководство по проведению семинара для тренеров, работающих с общественными организациями. М., 1997.
- Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. М., 1999. -352 с.
- Романова Ю. Изменение корпоративной культуры: доверить консультантам или возможно провести самим? // Управление персоналом. -2000.-№ 11 С.25−27.
- Рощин С.К. Об исследованиях социально-психологического климата в США // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения.-М.:Наука, 1979.-С. 103−116.
- Русалинова A.A. Вересова Н. Г. Производственная практика по изучению образа жизни и социально-психологического климата в трудовых коллективах JL: Изд. Лен. Ун-та, 1989. — 30с.
- Русалинова A.A. Изучение социально-психологического климата в первичных производственных коллективах // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. М.: Наука, 1979. — С. 117 -134.
- Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб, Питер, 2004, 224с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М.: ООО «ТК Велби», 2003. -336 с.
- Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Под ред. Е. С. Кузьмина. Л. Изд. ЛГУ., 1986. — 176 с.
- Силин А.Н., Резник С. Д., Чаплина А. Н., Хайруллина Н. Г., Воронова Э. Б. Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. проф. Э. М. Короткова и проф. А. Н. Силина. Тюмень: Вектор Бук, 1998. — 308с.
- Семенов Е.В. К проблеме понимания и классификации групп в марксисткой социальной психологии // Вестник Лен. ун-та. Сер. Философия. 1982.-№ 11.
- Скопылатов И.А., Ефремов О. Ю. Управление персоналом. СПб.: Изд. Смольного университета., 2000. — 400 с.
- Слободская М. Терминология российского некоммерческого сектора. -М., 1996.
- Словарь практического психолога/ сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997. -800 с.
- Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
- Советова О.С. Основы социально-психологических инноваций. СПб.: Изд. СПб ГУ, 2000.- 150 с.
- Советова О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологии инноваций // Психологические проблемы самореализации личности/ Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб: Изд. СПбГУ, 1997.-С. 186−193.
- Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М.: Интел-Синтез, 2003.-456 с.
- Соснин В.А. Культура и межгрупповые процессы: этноцентризм, конфликты и тенденции национальной идентификации. /Психологический журнал., Том 18., № 1, 1997, стр. 58.
- Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1983.
- Спивак В. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001. — 352 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. -736 с.
- Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. 2000. — № 11. — С.39−44.
- Тетерский C.B. Волонтерская работа с детьми и молодежью в современной России// Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник/ Сост. C.B.Тетерский. Под ред. Л. В. Никитиной. -М.: «ACADEMIA», 2000. С.84−92.
- Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005, 479 с.
- Турен А. Введение к методу социологической интервенции//Новые социальные движения в России: По материалам российско-французского исследования. М., 1993. С. 9−10.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980.
- Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность. М., 1975.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов II Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977.
- Управление персоналом / Под ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.
- Управленческое консультирование / Под ред. М. Кубра: В 2-х тт. М.: Интерэксперт, 1992. — Т. 1. — 319 с.
- Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учебник для вузов. М.: Зеркало, 2001. -256 с.
- Федорова Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности. // Волонтер и общество. Волонтер и власть Научно-практический сборник/ Сост. С. В. Тетерский. Под ред. Л. В. Никитиной. М.: «ACADEMIA», 2000. — С.54−58.
- Фролов С.С. Социология организаций: Учебник для вузов. М.: Гардарики, 2001.-238 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.-208 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика. 1986.- 408 с.
- Ходырева Н.В. Менеджмент в некоммерческих организациях/ Психология менеджмента, /под ред. Никифорова Г. С., Харьков: Изд. Гуманитарный центр, 2002.- 556 с.
- Ходырева Н.В. Культура рабочих отношений в организации // Гражданские инициативы и будущее России. М., 1997.
- Хопкинс Б. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею.-М., 1993.
- Человек и его работа./ Под ред. Здравомыслова А. Г., Рожина В. П., Ядова В. А., М.: Мысль, 1967.- 392 с.
- Чернышев А. С- Крикунов А. С. Социально-психологические основы организации коллектива. —Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1991.
- Чечулин A.A. Социальная психология первичного научного коллектива / Отв. ред. В. И. Бойко. — Новосибирск: Наука, 1992.
- Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности // Вопросы философии. 1997. — № 11. — с. 55−72.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство: построение, эволюция. Совершенствование: Пер. с англ. / Под ред. В. А. Спивака. -Питер, 2002. 336 с.
- Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения.// Человек и труд. 2003. — № 4.
- Щербина В. Направление, формы, логика работы с человеческим ресурсом в организации // Материалы конференции «Развитие человеческих ресурсов». Ярославль, 1995.
- Шибутани Т. Социальная психология., М., 1969, 236 с.
- Шихирев П.Н. Динамика социально-психологического состояния российского общества.// Психологический журнал. 1993, Т. 14, № 3.- С. 1617.
- Шорохова Е.В., Кузьмин Е. С. Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М., 1984.
- Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер с нем. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 339−342, 345−361, 363−366.
- Щедрина Е.В. К вопросу о социометрическом выборе в референтных группах.// Проблемы экспериментальной психологии и ее истории. М., 1973.
- Энциклопедический словарь. / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, Т.7., 1892.-952 с.
- Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1994.
- Якимец В.Н. Материалы семинара «Основы работы с добровольцами» 18−20 окт. СПб., 1999.
- Якимец В.Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России. Докторская диссертация. СПб., 2005.
- Яницкий О.Н. Социальные движения: 100 интервью с лидерами. М., 1991.
- Adam В. Time and Social Theory. Cambridge, 1990.
- Adler N.J. International Dimensions of organizational behavior. Belmont, Ca.: Wadsworth Publishing Company, 1991. — 314 p.
- Aronson E., O’Leary M. The relative effectiveness of models and prompts on energy conservation. A field experiment in a shower room. / Journal of Environmental Systems, 12, p. 219−224.
- Bales R.F. Adaptive and integrative changes as sources of strain in social systems // Small groups: studies in social interaction. N.Y., 1965.
- Bennis W.G. Organization Development: Its Nature, Origins and Prospects. -New York.: Addison-Wesley Pub. Company. 1969.
- Cartwright D., Zander A. Group and group membership: introduction. In: D. Cartwright, A. Zander (eds.). Group Dynamics. N.Y., 1968.
- Drucker, Peter F. The 5 Most Important Questions You Will Ever Ask About Your Nonprofit Organization. Participant’s Workbook., S-F., 1993
- Dalton M. Man Who Manage. N.Y., Wiley, 1959.
- Deal T., Kennedy A. Corporate Cultures: The Rites And Rituals Of Corporate Life. Peruses Books, 1982. — 232 pp.
- Harris P.R. High performance leadership: HRD strategies for the new work culture. Amherst. MA.:HRD Press, 1994. — 380 p.
- Hempton D., Charles E. and Ross A. Organizational Behavior and the Practice of Management. IL: Skott, Foresman, 1987. — 876 pp.
- Finchilescu G. Effects of incompatibility between internal and external group membership criterial on intergroup behaviour//Europ.J. of social psychologu.
- Chichester, 1986.-Vol. 16. № 1, -P. 83−87.th
- Encyclopedia of social work. 19 edition,, Washington, DC, National Association of Social Workers, 1995.
- Encyclopedia of Social Work. 19th ed., V.3, NASW Press, Washington, 1999.
- From occupational involvement to political participation: an exploratory analysis // Political behaviour. 1993. Vol. 15. N 4. P. 339−359
- Grinnell R.M. Social Work Research & Evaluation. 3-d ed. F (E) Peaco CK Publisher, INC., ITASCA, Illinois, 1988. 544 p.
- Kramer R. Voluntary agencies in the welfare state. Berkeley: University of California Press. 1981.
- Marlou C. Research Methods for generalist social work. Pacific, California, 1993.- 330 p.
- Ross L., Nisbett R.E. The Person and the Situation. Perspectives of Social Psychology, McGraw Hill, Inc. New York, 1991 — p.429.
- Rushton J.P., Campbell A.C. Modeling vicarious reinforcement and extroversion on blood donating in adults: Immediate and long-term effects. European Journal of Social Psychology, 7, 1977, p. 297−306.
- Salamon L.M. America’s nonprofit sector: A primer. New York: The Foundation Center. 1992
- Опросный лист «Взаимоотношения на работе» В. Н Панферова Инструкция: Заполняя опросный лист, Вы поможете себе осознать Вашивзаимоотношения на работе. Обведите кружком в каждой строке цифровой кодответа, который соответствует Вашему мнению.
- П. В какой мере Вы удовлетворены взаимоотношениями с сотрудниками в целом?
- Удовлетворен вполне Пожалуй, не очень Совсем неудовлетворен удовлетворен удовлетворен4 3 2 1
- Всегда Часто Иногда Никогда4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 42 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
- ГУ. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с руководителем в целом?1. Удовлетворен вполне1. Пожалуй, удовлетворен 3не очень удовлетворен 21. Совсем не удовлетворен 1
- Тест «Удовлетворенность работой» В.А.Уразаевай
- Инструкция: каждое утверждение может быть оценено от 1 до 5 баллов- сделайте свой выбор по каждому из утверждений, отметив соответствующую Цифру.
- Утверждение Вполне удовлетворен Удовлетворен Не вполне удовлетворен Не удовлетворен Крайне не удовлетворен
- Ваша удовлетворенность организацией, где вы работаете 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность физическими условиями 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность работой 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность слаженностью действий работников 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность стилем руководства вашего начальника 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность профессиональной компетентностью вашего начальника 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность зарплатой в смысле соответствия с вашими трудозатратами 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность зарплатой в сравнении с тем, сколько за такую работу платят в других организациях 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность профессиональным продвижением 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность возможностями 1 2 3 4 5
- Утверждение Вполне удовлетворен Удовлетворен Не вполне удовлетворен Не удовлетворен Крайне не удовлетворенпродвижения
- Ваша удовлетворенность тем, как вы можете использовать свой опыт и способности 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность требованиями работы к интеллекту 1 2 3 4 5
- Ваша удовлетворенность длительностью рабочего дня 1 2 3 4 5
- В какой степени ваша удовлетворенность работой повлияла бы на ваше решение, если бы вы искали другую работу 1 2 3 4 51. Оценка результатов
- Тест «Формирование положительной групповой мотивации"1. В.А. Розановой
- Преобладающие факторы Оценка Преобладающие факторы
- Высокий уровень сплоченности группы 7 654 321 Низкий уровень сплоченности группы
- Высокая активность членов группы 7 654 321 Низкая активность членов группы
- Нормальные межличностные отношения в группе 7 654 321 Плохие межличностные отношения в группе
- Отсутствие конфликтов в группе 7 654 321 Наличие конфликтов в группе
- Высокий уровень групповой совместимости 7 654 321 Низкий уровень групповой совместимости
- Личностное осмысление групповых целей и их принятие 7 654 321 Непринятие работниками организационных целей
- Признание авторитета руководителя 7 654 321 Члены группы не принимают авторитета руководителя
- Уважение к компетентности руководителя 7 654 321 Члены группы не отдают должного компетентности руководителя
- Признание лидерских качеств руководителя 7 654 321 Члены группы не считают своего руководителя лидером
- Наличие доверительных отношений членов группы с руководителем 7 654 321 Отсутствие доверительных отношений членов группы с руководителем
- Участие членов группы в процессе принятия решения 7 654 321 Неучастие членов группы в процессе принятия решения
- Есть условия для выражения творческого потенциала членов группы 7 654 321 Нет условий для выражения творческого потенциала членов группы
- Стремление членов группы принять ответственность за выполняемую работу 7 654 321 Отсутствие стремления у членов группы принять ответственность за выполняемую работу
- Наличие хорошего психологического климата в группе 7 654 321 Наличие плохого психологического климата в группе
- Высокий уровень контроля за действиями каждого члена группы 7 654 321 Низкий уровень контроля за действиями каждого члена группы
- Наличие активной жизненной 7 654 321 Отсутствие активной жизненной
- Преобладающие факторы Оценка Преобладающие факторыпозиции внутри группы позиции внутри группы
- Стремление к самореализации у членов группы 7 654 321 Отсутствие стремления к самореализации у членов группы
- Высокая степень согласованности действий у членов группы 765 432 1 Слабая степень согласованности действий у членов группы
- Сформированность общегрупповых ценностей 7 654 321 Отсутствие общегрупповых ценностей
- Отсутствие стрессов внутри группы 765 432 1 наличие стрессов внутри группы
- Желание работать в группе 765 432 1 Стремление членов группы работать индивидуально
- Положительное отношение руководителя к своим подчиненным 765 432 1 Отрицательное отношение руководителя к своим подчиненным
- Положительное отношение членов группы к своему руководителю 765 432 1 Отрицательное отношение членов группы к своему руководителю
- Принятие нравственных норм поведения внутри группы 7 654 321 Отсутствие нравственных норм поведения внутри группы
- Умение членов группы проявлять самостоятельность в решении поставленных задач 765 432 1 Отсутствие стремления проявлять самостоятельность в решении поставленных задач1. Оценка результатов
- Методика экспертного выявления профессионально важных качествволонтера
- Инструкция по заполнению опросного листа:
- Уважаемый коллега, внимательно прочитайте весь опросный лист и затем приступайте к его заполнению.
- Вначале заполните «паспортную» часть листа:
- Наименование профессии или специальности: Волонтер, работающий в вашей организации Назначение (цель) данной волонтерской деятельности:
- Должность эксперта в организации
- Стаж работы по специальности
- На каждый вопрос следует дать ответ при помощи цифр:2 если данное свойство совершенно необходимо для успешной работы волонтера 1 — если оно желательно, О — если оно безразлично.1. Качества оценка
- Способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители
- Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач.
- Способность сосредоточить в течение достаточно длительного периода времени внимание на одном предмете.
- Способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности на Другой.
- Способность вести наблюдение за большим количеством переменных исследуемого объекта одновременно
- Умения подмечать незначительные изменения в исследуемом объекте
- Умение выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения данной проблемы.
- Тонкая наблюдательность по отношению к душевной жизни человека.
- Способность к самонаблюдению.
- Способность подмечать изменения в окружающей обстановке, не сосредотачивая сознательно на них внимание
- Способность тут же точно передать раз прочитанное.
- Способность точно тут же передать раз услышанное
- Способность легко запоминать словесно логический материал (термины, даты, цифры)
- Способность легко запоминать наглядно образный материал (планы, схемы, изображения, графики)
- Способность к непроизвольному запоминанию материала.
- Способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество материала.
- Особая память на внешность и поведение человека.
- Способность точно воспроизводить материал в нужный момент.
- Способность к узнаванию факта, явления по малому количеству признаков
- Способность к избирательному воспроизведению нужного в данный момент материала.
- Согласованность движений с процессами восприятия.
- Устойчивость к статическим нагрузкам.
- Способность к быстродействию в условиях дефицита времени.
- Быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных движений.25 Красивый почерк.
- Согласованность одновременных движений рук и ног в различных сочетаниях (синхронные, последовательные, разнотипные)
- Быстрая реакция на внезапные зрительные впечатления посредством определенных движений
- Быстрота и точность пальцев рук.
- Пластичность и выразительность движений.30 Умение быстро записывать.
- Умение узнавать и отличать различные цвета.
- Глазомерное определение расстояний, углов, размеров.
- Способность к различению звуков по громкости, высоте, тембру.
- Способность к различению перепадов температуры.
- Способность к быстрому распознаванию небольших отклонений от заданной формы
- Способность представить себе новое, ранее не встречавшееся в опыте, или старое, но в новых условиях
- Способность прогнозировать исход событий с учетом их вероятности
- Способность находить новые, необычные решения
- Умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбрать наиболее эффективный.
- Способность к переводу образа из одной модальности в другую, к воссозданию образа по словесному описанию.
- Способность рассматривать проблему с нескольких различных точек зрения
- Аргументированность критического анализа.
- Способность схватить суть основных взаимосвязей, присущих проблеме.
- Способность отбросить обычные, стандартные методы и решения, ставшие негодными, и искать новые, оригинальные решения.
- Умение выбирать из большого объема информации ту, которая необходима для решения данной задачи,
- Умение делать вывод из противоречивой информации.
- Чутье к наличию проблемы там, где кажется, все уже решено
- Способность видеть дальше непосредственно данного и очевидного
- Умение определять характер информации, недостающей для принятия решения
- Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации или отсутствия времени на ее осмысление
- Постоянство хорошего настроения.
- Эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений.
- Умение найти привлекательные стороны в любой работ
- Увлеченность поиском решения вопроса.
- Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие.
- Уравновешенность, самообладание при конфликтах.
- Способность передавать другим людям свое настроение, эмоциональный заряд.
- Быстрая адаптация к новым условиям.
- Умение заставить себя делать неинтересную, но нужную работу.
- Умение отстаивать свою точку зрения.
- Умение повиноваться, в точности исполнять предписания.
- Способность к длительной умственной работе без ухудшения качества и снижения темпа.
- Упорство в преодолении возникающих трудностей.
- Способность к длительному сохранению активности (энергичность).
- Малая внушаемость, способность не поддаваться влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц.
- Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях.
- Способность объективно оценивать свои достижения, силы, возможности.
- Сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение.
- Умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при ответах и постановке вопроса).
- Умение связно и логично излагать свои мысли в развернутой форме (отчет, доклад, выступление).
- Умение вести научную беседу, спор, диалог, аргументировать, доказывать свою точку зрения.
- Сильный, звучный, выносливый голос.
- Отсутствие дефектов речи, хорошая дикция.
- Способность произвольной передачи своих представлений или чувств с помощью жестов, мимики, изменения голоса.
- Способность понимать подтекст речи (иронию, шутку).
- Умение вести деловую беседу, переговоры.
- Умение доходчиво донести до слушателя свои мысли и намерения.
- Способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника.
- Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми.
- Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие.
- Способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими.
- Умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.
- Умение дать объективную оценку действиям других людей.
- Другие индивидуально личностные характеристики:
- Если указанная характеристика важна, пожалуйста, заполните пустую графу. возраст (какой)пол (какой)наличие профессии, специальности (укажите какой)
- Если, по вашему мнению, в таблице отсутствуют необходимые для данной специальности профессионально важные качества, впишите их:
- Обработка и анализ результатов
- Группы свойств, получившие средние оценки от 1,6 до 2 выделить как профессионально важные.
- Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной
- Сам процесс выполнения работы увлекает Вас больше, чем этап ее завершения?
- Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?
- Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?
- Вы обычно много времени уделяете своей особе?
- Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?
- Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?
- Вам легче просить за других, чем за себя?
- Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
- Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расстаться?
- Вам больше нравятся деятельные люди, способные достичь результата, чем просто добрые и отзывчивые?
- Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?
- Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
- Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
- Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?
- Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятность?
- Вы убеждены, что не нужно для кого-нибудь сильно напрягаться?
- Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
- Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
- Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил ?
- Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
- Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
- Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни ?
- Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
- Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе ?
- Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
- Вам часто удается довести начатое дело до конца ?
- Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?
- Вы можете назвать себя эгоистом?
- Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело ?
- Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
- Ваша отличительная черта — бескорыстие?
- Свободное время Вы используете для своих увлечений ?
- Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?
- Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
- Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?
- Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений ?
- Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно ?
- Стремление к результату в любом деле — Ваша отличительная черта?
- Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям ?
- Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение ?
- Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?
- Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
- Ваши знакомые считают Вас властным человеком?
- Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
- Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?
- Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
- Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная ценность?
- Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
- Вы выбираете друзей по деловым качествам?
- Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
- Считаете ли Вы, что самое важное качество для власти — это ее сила ?
- Вы уверены, что все можно купить за деньги ?
- Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
- Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
- Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется Вашим требованиям?
- Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
- В жизни Вас радует только отличный результат работы?
- Самое главное стремление в Вашей жизни — быть свободным ?
- Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?
- Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
- Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги ?
- Основное стремление в Вашей жизни — свобода, а не власть и деньги?
- Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
- Является ли для Вас заработок главным стремлением в жизни?
- Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать ?
- Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
- Испытываете ли Вы жажду. власти, стремление руководить?
- Вы согласны, что деньги «не пахнут» и не важно, как они заработаны ?
- Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста ?
- Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
- Вы чувствуете себя хозяином в своей семье ?
- Вам трудно ограничивать себя в денежных средствах?
- Труд — наибольшая ценность для Вас?
- Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас большое негодование?
- Власть может заменить Вам многие другие ценности?
- Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?
- Творческий труд для Вас является главным наслаждением в жизни?
- Самое главное стремление в Вашей жизни — быть свободным?
- Вы согласны ущемить свою свободу, чтобы обладать властью?
- Наиболее сильное потрясение для Вас — отсутствие денег?
- Обработка и интерпретация данных
- Тест-опросник Л. Г. Лаптева «Рейтинг ценностно-потребностных ориентаций персонала»
- Инструкция: «Заполняя тест, надо выполнить 2 задания.
- В колонке «Н» проранжируйте от 25 до 1 предложенные ценности. Самую главную для вас ценность пометьте числом 25. Числом 1 будет отмечена самая незначащая для вас ценность.
- Благополучие в семейных отношениях
- Удовлетворенность во взаимоотношениях с сотрудниками
- Личная комфортность и удовлетворенность в жизни
- Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности работой
- Защищенность в социальной среде: на работе и вне ее
- Удовлетворенность вашим статусом в коллективе
- Свобода выбора и смены вида профессиональной деятельности
- Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководителями
- Возможность для самосовершенствования и самореализации вне работы при обеспечении социальных гарантий
- Комфортность условий труда
- Наличие авторитета среди сотрудников
- Спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности семьи в настоящем и будущем
- Материальная достаточность и удовлетворенность денежным содержанием
- Высокие результаты труда и их признание
- Соответствие позиции лидера реальному статусу
- Степень совпадения личных и служебных интересов
- Наличие авторитета среди вышестоящего начальства
- Удовлетворенность взаимоотношениями на работе
- Признание руководством личных усилий и их оптимальности в достижении результатов труда
- Более престижная и оплачиваемая профессиональная деятельность
- Удовлетворенность результатами самосовершенствования и самореализации в избранном виде деятельности
- Удовлетворенность престижностью вашей профессии, статусом и реальным положением в обществе
- Удовлетворенность взаимоотношениями с непосредственным начальником, преобладание хорошего приподнятого настроения.
- Мотивация профессиональной деятельности и удовлетворенность личным участием в ней
- Забота о личном здоровье и здоровье семьи1. Анкета для добровольцев
- Пожалуйста, заполните анкету, аргументируя свой ответ на каждый вопрос. Анкетирование проводится с целью выяснения информированности и мотивации волонтеров, участвующих в работе общественной организации1. ПолВозраст
- Какова миссия вашей организации?
- Какие обязанности есть, по вашему мнению, у волонтера вашей организации?
- Какие права, по вашему мнению, есть у волонтеров вашей организации?
- Получили ли вы в своей организации то, что искали?
- Что Вы можете внести нового в работу вашей организации?
- Что можно внести нового в методы руководства вашей организации?
- Спасибо за участие в исследовании!
- Методика КОС-2 Выявление коммуникативных и организаторских склонностей
- Оценка и обработка результатов
- Оценочные коэффициенты К. и К2 переводятся в СЬ и СЬ -стандартизованные оценки уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей.
- Шкала оценок коммуникативных склонностей К1 Уровень проявлениякоммуникативных склонностей0,10−0,45 1 Низкий 0,46−0,55 2 Нижесреднего 0,56−0,65 3 Средний 0,66 0,75 4 Высокий 0,76- 1,00 5 Очень высокий
- Шкала оценок организаторских склонностей К2 Q2 Уровень проявленияорганизаторских склонностей0,20 0,55 1 Низкий 0,56 — 0,65 2 Ниже среднего 0,66- 0,70 3 Средний 0,71 -0,80 4 Высокий 0,81 — 1,00 5 Очень высокий1. Бланк ответов
- Методики определения акцентуаций характера Шмишека»
- Инструкция: обведите кружком номер утверждения, с которым Вы согласны, утверждения, с которыми Вы не согласны, пропускайте.
- Показатели психологической атмосферы для всей выборки
- Статистические Психологическая Атмосфера Атмосферапоказатели атмосфера общения деятельностив баллах от 10 до 80) (в баллах от 5 (в баллах от 5 додо 40) 40)
- Среднее 28,0000 13,3028 14,6972
- Стд. ошибка среднего, 83 495, 43 277, 46 675
- Мода 27,0000 13,0000 14,0000
- Стд. отклонение 9,94 952 5,15 709 5,56 202
- Асимметрия, 593 1,016, 517
- Стд. ош. асимметрии, 203, 203, 2031. Эксцесс, 191 1,624 -, 100
- Стд. ошибка эксцесса, 404, 404, 404
- Значимость различий показателей СПК в объединениях с благоприятными неблагоприятным климатом1. Психологическая атмосфера1. Статистика и Манна-Уитни1. Статистика У/ Уилкоксона1. Суммарный,:: у
- Атмосфера >— показатель ! Удовлетв-ть | Удовл. -1 «- слаженностьюдеятельности удовлетв-ть I организацией работой работойдействии1.: Удовл.
- Удовлетв.- длитель: |зарплатой I рабочег1. ДНЯ