Развитие структур интегральной индивидуальности адаптированных и дезадаптированных младших школьников современными образовательными технологиями
Для решения поставленных задач в работе были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ психолого-педагогической литературы, связанной с различными аспектами рассматриваемой проблемыконстатирующий и формирующий эксперименты, статистические методы дискриминантного, корреляционного и факторного анализа. Применялись апробированные в многочисленных экспериментальных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ
- 1. 1. Предпосылки становления интегрального исследования индивидуальности младшего школьника и ее развитие
- 1. 2. Интегральная характеристика индивидуальности младшего школьника в психологической школе B.C. Мерлина и в Пятигорской психологической школе
- 1. 3. Проблема изучения адаптированных и дезадаптированных младших школьников в современной педагогической психологии
- 1. 4. Проблема исследования
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ. ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Общая характеристика экспериментального исследования
- 2. 2. Методики диагностики социально-психологической адаптации и дезадаптации младших школьников к школе
- 2. 3. Сводная сетка показателей констатирующего эксперимента по диагностике школьной дезадаптации
- 2. 4. Результаты констатирующего этапа эксперимента по диагностике адаптации и дезадаптации младших школьников к школе
- 2. 5. Методики исследования психодинамического уровня интегральной индивидуальности
- 2. 6. Методики диагностики вторичных свойств индивида
- 2. 7. Методики диагностики свойств личностного уровня интегральной индивидуальности
- 2. 8. Методики диагностики свойств метаиндивидуального уровня интегральной индивидуальности
- 2. 9. Сводная сетка показателей констатирующего эксперимента структур интегральной индивидуальности
- 2. 10. Организация формирующего эксперимента
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ АНАЛИЗ ЗЛ. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной и контрольной групп по отдельным показателям до обучения.
3.2. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной и экспериментальной групп по отдельным показателям после обучения.
3.3. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников группы-эталона и экспериментальной группы до организации формирующего эксперимента.
3.4. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников эталонной и экспериментальной групп по отдельным показателям после обучения.
3.5. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников контрольной группы и группы-эталона до организации формирующего эксперимента.
3.6. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников эталонной и контрольной групп после обучения.
3.7. Статистическое сравнение структур интегральной индивидуальности младших школьников экспериментальной группы по отдельным показателям до и после обучения.
3.8. Динамика структур интегральной индивидуальности младших школьников эталонной группы до и после обучения.
3.9. Динамика структур интегральной индивидуальности младших школьников, обучающихся по традиционной программе.
3.10. Факторный анализ структур интегральной индивидуальности младших школьников эталонной, контрольной и экспериментальной групп.
Список литературы
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. М.: Просвещение, 1998. — 247 с.
- Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам. — / Под ред. Хрипковой А. Г. М.: Медицина., 1982. — 150 с.
- Александровская Э.М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах: Автореф. дис. канд. психол. наук.— Л., 1985.-25 с.
- Амбрумова А.Г., Тихоненко В. А. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981. -№ 1. —С. 94−102.
- Амонашвили Ш. А. В школу-с шести лет.-М.: Просвещение, 1986. — 201с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! — М.: Просвещение, 1983. — 195 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Просвещение, 1977.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.
- Аргинская И.И., Дмитриева Н. Я. и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова: 1-й год обучения, кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 43 с.
- Ю.Арцимович1 И. В. Адаптивность и адаптированность как компоненты социально-психологической адаптации личности // Мир на Северном Кавказе через- языки, образование, культуру: Сб. науч. трудов. -Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 1998. — С. 11−14.
- П.Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.: Международная Педагогическая Академия, 1994. — 211 с.
- Барднер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993, — 111 с.
- Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия. 1983. — № 5. С. 40−44.
- Батгерворт Дж., Хгррис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. — 349 с.
- Безруких М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: Социальное здоровье России, 1993. — 195 с.
- Белоус В.В. К проблеме всеобщей модели полиморфной индивидуальности // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Сб. науч. трудов. Пятигорск: — Изд-во ПГЛУ. — 1998. -С. 6−10.
- Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности. // Вопросы психологии. 2001. — № 2. — С. 102−106.
- Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. — Пятигорск, 2002. '
- Белоус В.В. Новый подход к теории интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. — 1988. № 3. — С. 161−162.
- Белоус В.В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 130−136.
- Белоус В.В., Дрокина И. Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 128−137.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: ЛГУ, 1988.-255 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Блюм Д. Психоаналитические теории личности. Екатеринбург: Дело, 1999.-130 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование б детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.
- Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник МГУ. сер. 14. Психология. 1986. — № 3. — С. 21−30.
- Боцманова М.Э. Локализация субъектности у детей младшего школьноговозраста // Новые исследования в психологии и возрастнойфизиологии. 1989. — С. 42−46.
- Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психологический журнал. 1998. — № 4. — С. 27−39.
- Боязитова И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. дис. канд. психолог, наук. М., 1998. — 21 с.
- ЗЬБурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. — С-Пб.: Питер, 1999. — 518 с.
- Варначева JI.B. и др. Школьные проблемы глазами психолога. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — 192 с.
- Вартанова И.И. Развитие учебной мотивации и методы обучения в школе // Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. 2001. — № 2. — С. 16−23.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2001. 159 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: МГУ, 1990.-250 с.
- Виноградова Н.Ф. Начальная школа XXI века: характеристика ведущих идей (проект). М., 2001. — 35 с.
- Волков А.А. Социально-психологический тренинг межличностного общения. Ставрополь, 1991.-35 с.
- Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): Автореф. канд. дис. Пермь, 1997.-22 с.
- Волочков А.А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии 2000. — № 1. — С. 11−21.
- Выгодская И.Г., Пеллингер E.JL, Успенская JI.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
- Выготский JI.C. Кризис семи лет. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 4 М., 1984. -215 с.
- Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявление у учителел начальных классов // Вопросы психологии. — 2001. № 3. — С. 70−77.
- Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. JL: ЛГУ, 1991. 102 с.
- Гармония. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы. Смоленск, 2001.
- Грехнев B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.-129 с.
- Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. — М.: Знание, 1990.-79 с.
- Давыдов В.В. Теоретические основы развивающего обучения // Начальная школа. 1999. — № 7. — С. 12−15.т ш
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Интор, 1996. 150 с.
- Данилова Е.Е. Особенности поведения школьников третьих и четвертых классов в ситуациях фрустрации // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. — № 2 (2). — С. 5−7.
- Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. —М.: Новая школа, 1994.-45с.
- Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 53−57.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000. — 144 с.
- Дусавицкий А.К. Развивающее обучение: зона актуального и ближайшего развития // Начальная школа. 1999. — № 7. — С. 24−30.
- Елканов С.Б. ! Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М.: Просвещение, 1989. — 196 с.
- Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 1991. — 225 с.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. дисс.канд. психол. наук. -М., 1989. 18 с.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М.: Просвещение, 1988. — 148 с.бО.Заваденко Н. Н. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование // Вопросы психологии. 1999. -№ 4.-С. 21−23.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. — 127 с. 62.3имняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.-476 с.
- Ивашнева JI.A. Характеристика интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 1998. — 18 с.
- Исполатова’Е.Н., Николаева Т. П. Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний личности // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 69.. ч:.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 10−11.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Просвещение, 1990. — 256 с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 191 с.
- Касаткин В.Н. и др. Результаты трехлетнего катамнеза у 7−8 летних часто болеющих детей // Педиатрия. 1998. — № 2. — С. 43−48.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. — М.: Владос, 1993.
- Колбанов В. Валеология. СПб, 1998.-231 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976.-258 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Конникова Т.Е. Нравственное воспитание школьников в коллективе. Л., 1970.
- Коротаев А.А. Особенности структуры темперамента у детей младшего школьного возраста// Новые исследования в психологии. 1974. № 3. — С. 46−48.
- Костинникова О. А. Влияние пола и типа темперамента на продуктивность совместной познавательной деятельности старших дошкольников: Автореф. дис. канд.психол. наук. Ставрополь, 1996.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. — № 5.
- Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1980. -200 с.
- Кучма В.Р., Леонтьева М. Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период // Начальная школа. — 2001. -№ 8-С. 3−6.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Просвещение, 1985. — 166 с.
- Лейтес Н.С. Психологические проблемы неуспеваемости школьников с задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1986. — 198 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Луговская А. Если ребенок боится идти в школу. '- М.: ЭКСМО, 2002. -58 с.
- Лукоянов Ю.Е. и др. Оценка состояния нервно-психического здоровья детей с трудностями учения // Начальная школа плюс минус. -2000.-№ 12.-С. 20−25.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная Педагогическая Академия, 1994. — 364 с.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. — М.: Просвещение, 1977.-235 с.
- Маркова К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 47−59.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129−133.
- Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста /Под ред. Антроповой М. В., Кольцовой М. М. -М.: Медицина, 1983. — 202 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1995. — 245 с.
- Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы и стратегии). Ереван: изд. АН. Арм. ССР, 1988. — 263 с.
- Непомнящая Н.М. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Просвещение, .1992. — 68 с.
- Ниворожкина Л.И., Морозова З. А. Основы статистики с элементами теории вероятностей для экономистов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 312 с.
- Пахомов Н.В., Цзен И. В. Психотехнические игры в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1987. — 266 с.
- Пенушлиева Р.Д. и др. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. — София: Медицина и физкультура, 1981. — 189 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 309 с.
- Платонов К.К. Психологический практикум. М.: Наука, 1980. 157 с.
- Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР. М.: Просвещение, 1989.
- Помощь родителям в воспитании детей /Общ. ред. Пилиповского В. Я. — М.: Прогресс, 1992. 246 с.
- Попова Н.М. Шестилетние дети в школе и дома. М.: Просвещение, 1988.-96 с.
- Блейхер В.М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 445 с.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Москва-Воронеж: МОДЭК, 2000. -357 с.
- Проблемы постнатального соматопсихического развития /Под ред. Ушакова Г. К. М.: Медицина, 1974. — 200 с.
- Прохоров А.О., Генинг Г. Н. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. -1998.-№ 4.-С. 42−52.
- Психокоррекция: теория и практика / Под ред. Шевченко Ю. С. и др. -М.: НПЦ «Коррекция», 1995. 222 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. Петровского А. В. М.: Просвещение, 1987. — 238 с.
- Психология. Словарь /Под ред. Петровского А. В., Ярошенко М. Г. М.: Политиздат, 1998. — 494 с.
- Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. -М.: НМЦ «Дар» им. Л. С. Выготского, 1997.
- Рабочая книга социолога/Под ред. Осипова Г. В. М.: Просвещение, 1993. — 395 с.
- Рабочая книга школьного психолог. /Под ред. Дубровиной И. В., М.: Просвещение, 1991. — 335 с.
- Реан А.А. Психология изучения личности. СПб: Питер, 1999.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. т 420 с.
- Реан А.А., Костромина С. Н. Как подготовить ребенка к школе. СПб.:I1. Питер, 1998.- 138 с.
- Реинуотер Д. Это в ваших силах. -М.: Прогресс, 1993. — 238 с.
- Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. 1999. — № 7. — С. 19−24.
- Ривина И.В. Зависимость развития учебно-познавательных действий младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 62−67.
- Ричардсон У. Силы семейных уз. — СПб.: Ленато, 1994. 134 с.
- Романеева М.П., Цукерман Г. А. и др. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников // Вопросы психологии. -1980.-№ 6.-С. МЫ 14.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2 М.: Педагогика, 1998.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Просвещение, 1959.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Интор, 1993. — 325 с.
- Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы /Под ред. Дубровиной И. В. М.: Просвещение, 1995. — 85 с.
- Ру сапов В. М. Бис логические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352 с.
- Савицкая Д.В. Психологическая готовность детей к школьному обучению // Начальная школа. 1999. — № 3. — С. 6162.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. -М.: Просвещение, 1993. 136 с.
- Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000. 349 с.
- Свенцицкий АЛ. Понятие о производственной адаптации личности //Промышленная социальная психология. Д.: Изд-во ЛГУ, 1982.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Просвещение, 2001. — 78 с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.-98 с.
- Спиваковская А.А. Профилактика детских неврозов. — М.: МГУ, 1988. -198 с.
- Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в ВУЗе: Автореф. дис.канд. психол. наук. -Л., 1985.-17 с.
- Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений): Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 20 с.
- Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. — М.: ЭКСМО, 2000.-385 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982.-234 с.
- Практикум по психофизиологической диагностике /Под ред. Блинова Н. Г. М.: Владос, 2000. — 127 с.
- Суходольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: ЛГУ, 1972.-426 с.
- Титаренко Т.М. Такие разные дети. Киев: Рядяньская школа, 1989. -95 с.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. М.: Медицина, 1987. — 286 с.
- Тонкова-Ямпольская Р. В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М.: Медицина, 1980. — 232 с.
- Федосова Н.А. Подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные учреждения // Начальная школа. 1999. — № 9. — С. 40.
- Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и ¦ психологической коррекции. М.: Эксмо, 2001. — 325 с.
- Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопросы психологии. — 1999. № 1. — С. 68−81.
- Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. -№ 6.-С. 42−51.
- Чейпи Д. Готовность к школе. М.: Просвещение, 1992. — 58 с.
- Черемошкина J1.B. Развитие памяти детей. — Ярославль: Академия развития, 1997.-235 с.
- Чернышова Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста // Вестн. Моск. ун-та. сер. 14. Психология. 1997. — № 3. — С. 22−32.
- Чеснокова' И. И. Особенности развития самооценки в онтогенезе // Принцип развития в психологии. -М.: МГУ, 1978. С. 316−335.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990. — 115 с.
- Шеин С. А., Репин С. В. Математические методы обработки статистической информации с помощью ЭВМ. Минск: Изд-во БГУ, 1990.-196 с.
- Шипулина И.А.- Какую программу обучения выбрать? // Начальная школа плюс минус. 2000. — № 12. — С. 62−64.
- Шустова JI.A. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы’психологии. -1990. № 4. — С. 99−107.
- Щербакова Н.Г. Влияние семейной группы на становление учебно-познавательной мотивации младших школьников // Вопросы психологии. — 1987. № 7. — С. 47−54.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. — 1971. № 4. — С. 32−34.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. 245 с.
- Bowlby J. Attachment and Loss. Harmondsworth: Pelican Books, 1969. -Vol. 1.
- Bowlby J. Attachment and Loss. Harmondsworth: Pelican Books, 1971. -Vol. 2.
- Bowlby J. Attachment and Loss. Harmondsworth: Pelican Books, 1973. -Vol. 3.
- Caglar H. La psychologie scolaire. Paris, 1983.
- Carey S. Conceptual change in childhood. Cambridge, MA: MIT Press, 1985.
- Cattell R.B. Handbook of Multivariable Experimental Psychology. Chicago, 1966.
- Cohen D., MacKeith S.A. The development of imagination: The private worlds of childhood. London: Routledge, 1991.
- Cole M., Cole S. R. The development of children. New York: Freeman, 1993.
- Сох M. V. The child’s point of view. Hemel Hempstead: Harvester. 1991.
- Сох M. V. Children’s drawing of the human figure. Hove: Lawrence Eribaum Associates Ltd, 1993.
- Eysenck H.J. The Structure of Human Personality. London, 1971.
- Golomb C. The child’s creation of a pictorial world. Oxford: University of California Press, 1992.
- Goswami U. Analogical reasoning in children. Hove: Lawrense Eribaum Associates Ltd, 1993.
- Harris P.L. Children and emotion. Oxford: Blackwell, 1989.
- Piaget J., Inhelder B. The psychology of the child.1.ndon: Routledge, Kegan Paul, 1969.