Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема творческого планирования карьеры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Получается, что творческого человека не очень привлекает простая, бесконфликтная жизнь, ему нужны переживания и сюрпризы. Все это также можно учитывать при работе с клиентами, которые собираются подходить к своим жизненным перспективам творчески. Одновременно профконсультант должен занимать более реалистическую позицию с теми клиентами, которых вполне устроит и обычное счастье (такое же, как… Читать ещё >

Проблема творческого планирования карьеры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Планирование жизни как «написание поэмы». Некоторые авторы (например, М. В. Розин) рассматривают планирование жизни как «написание поэмы». Больше это характерно для творческих людей. Анализируя судьбы выдающихся деятелей, М. Р. Розин выделяет четыре основных момента, определяющие такое планирование: 1) привлекательный образ героя (развитая «я-концеиция»); 2) прогнозируемый сюжет; 3) трагедийность и связанные с этим переживания; 4) неожиданные повороты судьбы, которые возможны на фоне прогнозируемого сюжета, когда «герой» хочет вырваться из привычной круговерти событий и планирует саму идею каких-то неожиданных изменений, внутренне подготавливая себя к ним, а когда изменений хочется, то они, как правило, и происходят (Розин, 1992).

Получается, что творческого человека не очень привлекает простая, бесконфликтная жизнь, ему нужны переживания и сюрпризы. Все это также можно учитывать при работе с клиентами, которые собираются подходить к своим жизненным перспективам творчески. Одновременно профконсультант должен занимать более реалистическую позицию с теми клиентами, которых вполне устроит и обычное счастье (такое же, как у большинства «нормальных» людей). Правда, и для таких («нормальных») клиентов важно хотя бы попытаться обозначить иные (более творческие) варианты построения своей карьеры, и если они не заинтересуются этими вариантами, то профконсультант, по крайней мере, не будет стыдиться, что вообще не попробовал провести с такими клиентами настоящую консультацию, а хотя бы дал им полную систему ориентиров при планировании своего будущего. Быть может, в дальнейшей своей жизни, когда у человека на разных этапах развития происходит переоценка ценностей и смыслов, эти уже изменившиеся люди вспомнят о том, что можно строить свою жизнь иначе, не так как у всех.

«Варианты жизни» (по В. Н. Дружинину). В. Н. Дружинин в работе «Варианты жизни» (Дружинин, 2010) заявляет оригинальный подход, в основе которого выделение типичных, «полярных» вариантов жизни. По сравнению со сценарным подходом данные варианты представлены как более глобальные образования, дающие самоопределяющемуся человеку определенный простор для выбора как самих вариантов, так и способов самореализации внутри каждого варианта. В. Н. Дружинин отталкивается в своих рассуждениях от предшественников (Н. А. Логиновой, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. А. Кролика и др.), считая свои разработки продолжением развития темы психологии жизни (Дружинин, 2010, с. 42—50).

Появление некоторых вариантов автор связывает со следующими существенными изменениями всей нашей жизни: 1) развитие информационных технологий, сближающих людей не только в плане сокращения расстояния общения, но и в смысле сближения разных возрастов, когда «на равных» начинают общаться представители разных поколений; 2) люди начинают выходить за рамки представлений о достойной жизни, характерной только для своей местности; 3) возрастает ощущение недостатка, но мере увеличения обеспеченности жизни и др. (Дружинин, 2010, с. 15—29).

В. Н. Дружинин выделяет следующие типичные варианты жизни, давая им несколько метафоричные названия, отражающие суть данных вариантов (Дружинин, 2010, с. 51—146).

  • 1. Жизнь начинается завтра (жизнь как предисловие). Человек большую часть жизни к чему-то готовится. В современном мире соотношение подготовки к жизни и самой жизни постепенно меняется в пользу подготовки. В. Н. Дружинин называет это «вечно детским состоянием», которое порождает множество сомнений по поводу того, ради чего вообще человек живет (неужели всю жизнь к чему-то готовится, а когда же что-то делать и жить по-настоящему?).
  • 2. Жизнь как творчество. Творчество понимается здесь как внутреннее побуждение («нельзя творить по заказу»). Такое творчество часто предполагает конфликт с теми, кто управляет обществом, организацией и т. п. Но не все люди готовы отстаивать свое право на творчество. Иногда творцам приходится делить свою жизни на «внутреннюю» (творческую) и «внешнюю» (когда приходится делать что-то обязательное, по заказу).
  • 3. Погоня за горизонтом. Человек живет по принципу «все выше, и выше, и выше!» Горизонт для такого человека постоянно ускользает, даже, когда «впереди маячит пропасть» (,Дружинин, 2010, с. 71). Мы бы сказали, что при таком варианте жизни многие люди утрачивают чувство меры (им всегда всего мало) и в итоге остаются «у разбитого корыта». У таких людей достижения отстают от смысла (зачем они) и в итоге они живут ради достижений, хотя многое зависит и от того, что это за достижения, насколько они нужны самому человеку и окружающим его людям.
  • 4. Жизнь как сон. Такой человек видит окружающий мир как нереальный и, в отличие от творческого варианта, не порождает ничего нового, даже не стремясь что-то изменить в себе и окружающем мире. При этом он стремится получить наслаждение (удовольствие) от ситуации, в которой находится, часто живя иллюзиями. Способов организации иллюзорного удовольствия много: 1) чтение романов и идентификация с главными героями, а позже уход в иллюзорный мир театра и кино; 2) более современный способ — увлечение телесериалами; 3) еще более современный способ — уход в виртуальный мир компьютерных развлечений; 4) и ранее, и сейчас в качестве таких способов используются алкоголь и наркотики; 5) нсевдообщение на бестолковые темы, когда все вокруг объявляются «дураками», и только сами общающиеся считают себя «умнее всех» и т. п. Главное здесь — отрыв от реальности, даже когда люди формально работают в каких-то организациях, но лишь для того, чтобы иметь средства к существованию. Парадокс в том, что в условиях повышения благосостояния жизни во многих странах появилась возможность лучшие свои силы и даже таланты расходовать впустую, уходя в различные иллюзии и виртуальность.
  • 5. Жизнь по правилам. Данный вариант в наибольше степени близок к сценарному подходу. Здесь успех человека (в обществе, организации, конкретных компаниях) зависит от того, насколько он адекватен, т. е. соответствует ожиданиям окружающих. Правда, у человека сохраняется право выбора таких правил. И все же, даже выбрав для себя подходящие правила, он часто становится рабом этих правил, но при этом он становится и «нормативной личностью», обеспечивающей социальную (или организационную, или групповую, или семейную) стабильность.
  • 6. Жизнь как трата времени. Это, но сути, прожигание жизни, когда все усилия, направленные на организацию своего безделья или увеселений порождают ситуацию, когда «ничего существенного нс происходит». К сожалению, такой вариант становится все более популярным в эпоху потребления, в эпоху массового человека, в эпоху массовой культуры (Ортегаи-Гассет, 199 Г, Московичи, 1996 и др.).
  • 7. Жизнь против жизни. Такие люди часто всю жизнь «мстят» за свои прежние унижения, когда они из жертв сами становятся палачами. К сожалению, обиды часто становятся причиной деградации не только людей, но и целых народов, приводя к страшным войнам и прочим вариантам «выяснения отношений». И все же человечество постепенно вырабатывает правила компромиссов, договоренностей, уступок, позволяющих переводить накопившиеся обиды в конструктивную энергию и использовать ее для устранения общих проблем, волнующих и обидчиков, и обиженных. Здесь и у конкретной личности появляется возможность выбора: либо стать «мстителем» (реализуя вариант «жизнь против жизни»), либо стать творцом-преобразователем, использующим свою энергию (как результат предшествующих переживаний) для блага окружающего мира.

Идеи самоопределения, самореализации и самотрансценденции в работах авторов, ориентированных на гуманистические идеи. Вводя понятие «самоактуализация», А. Маслоу (1996) подчеркивал, что этот уровень личностного развития достаточно сложен и претендовать на него могут не более 1% людей. Соответственно, не всегда в практической профконсультации было бы правильно ориентировать людей на такой вариант развития. По А. Маслоу, получается, что выход на уровень самоактуализации возможен лишь при условии удовлетворения потребностей на более низких уровнях, за что А. Маслоу до сих пор пытаются критиковать. В профконсультировании возникает реальная проблема, выражающаяся в сложнейшем вопросе о том, возможен ли выход на такой высокий уровень развития (включая и карьерное развитие), когда человек сам, добровольно отказывается от многих благ, ради идеи более высокого порядка. Проблема даже не в том, что это в принципе возможно (и в истории есть множество примеров самоотверженных людей), а в том, насколько это приемлемо для данного клиента. Решать проблему следует, не только «учитывая» особенности клиента, но и как-то воздействуя на него, т. е. меняя эти особенности. Тогда, возможно, даже если изначально клиент не готов к такому варианту своего развития, то при определенной подготовительной работе его готовность может измениться, а может и не измениться.

Очень интересную и, на наш взгляд, важную для профкопсультанта типологию предложил Э. Фромм. Он выделил два основных типа характера (типа ориентаций) человека: 1) плодотворную ориентацию и 2) неплодотворную. При этом «характер — это относительно устойчивая форма, служащая проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и диссимиляции; ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, составляют суть его характера» (Фромм, 1992, с. 63).

  • 1. Неплодотворные ориентации подразделяются на следующие виды:
  • 1) рецептивная ориентация: источник всех благ человека — вовне, и главное для такого человека — получить его, чтобы человека одаривали, любили и т.н.; поэтому вся жизнь превращается в сплошное ожидание, на работе, но важным вопросам человек проявляет пассивность и т.н.;
  • 2) эксплуататорская ориентация: источник благ — вовне, и главное для такого человека — забрать эти блага силой или хитростью, даже когда сам человек обеспечен и объективно в таких благах не нуждается; для эксплуататорского человека важен девиз «краденый плод — самый сладкий»;
  • 3) стяжательская ориентация: благо — у самого себя, в себе, и главное для «стяжателя» — это сохранить свое благо, уберечь от других, сэкономить; «сохранить» означает также и память о прошлом и бережное отношение к существующим привязанностям;
  • 4) рыночная ориентация, которой Э. Фромм посвящает значительное место в своих работах, может быть охарактеризована следующими высказываниями:
    • — важно не само благо, а его «меновая стоимость» на «рынке личностных ценностей»;

материальный успех человека в жизни зависит не от его реальных способностей и мастерства, а «от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалование»;

  • — «Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром. Это чувство можно было бы сравнить с чувством товара, например, с чувством сумок на прилавке, если бы они могли чувствовать и мыслить. Каждая сумка старалась бы быть как можно „привлекательнее“, чтобы привлечь покупателей, и выглядеть как можно дороже, чтобы получить цену выше, чем ее соперницы. Сумка, проданная по самой высокой цене, чувствовала бы себя избранницей, поскольку это означало бы, что она самая „ценная“ из сумок; а та, которая не была продана, чувствовала бы себя печальной и прониклась бы сознанием собственной никчемности. Такая судьба могла бы выпасть сумке, которая, несмотря на свой отличный вид и удобство, имела несчастье выйти из моды»;
  • — Э. Фромм по-новому ставит проблему идентичности самому себе, где идентичность понимается как единство человека и его дела: «Я то, что я делаю»; идентичности противопоставляется отчуждение как неустойчивая идентичность, когда человек и его дело разделяются: «Я то, чего изволите» (здесь уже неустойчивая идентичность черпается не в самой себе, а в мнениях окружающих); когда всеобщее мнение становится над индивидуальным «я», отношения между людьми становятся поверхностными, поскольку общаются уже «не сами люди, а взаимозаменяемые товары»;
  • — сущность «рыночной личности» — это «пустота, которую скорейшим образом можно наполнить желаемым свойством». В итоге «проповедь труда утрачивает силу, первостепенной становится проповедь продажи».
  • 2. Плодотворная ориентация представлена у Э. Фромма не столь четко, по сравнению с ориентацией неплодотворной. При этом сам автор замечает, что XX в. «блистает отсутствием» образов «достойного человека в достойном обществе, какими они должны быть», в XX в. все сосредоточились на «критическом анализе человека и общества», поэтому трудно предложить что-то конструктивное в обществе, где любая попытка хотя бы «помечтать» о достойном часто подвергается осмеянию и весьма циничному отношению.

По Э. Фромму, плодотворность (плодотворная ориентация) рассматривается нс как активность, приводящая к практическим результатам, и не как ориентация на успех, а именно «как установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни… Мы имеем в виду характер человека, а не его успех». В итоге главная ориентация — это ориентация на самого человека, на самого себя. При этом сама плодотворная ориентация подразделяется на деятельную ориентацию, любящую и разумную. Например, Э. Фромм пишет, что «человек любит то, ради чего он трудится, и человек трудится ради того, что он любит» (Фромм, 1992, с. 66−111).

В. Франкл, вводя понятие «самотрансценденция», отличает его от «самоактуализации» (Франкл, 1990). При самотрансценденции человек пытается расширить свои возможности и реализует не то, что у него изначально имелось, а возможности себя уже изменившегося. При самоактуализации человек реализует лишь имеющиеся возможности, не сильно стремясь улучшить их. Главную линию развития личности В. Франкл связывает с поиском смысла своей жизни. При этом смысл рассматривается им как изменение отношения к себе и окружающему миру, готовность увидеть даже страшные события в позитивном контексте. Он приводит примеры, когда даже в страшных условиях фашистского концлагеря люди не отчаивались и надеялись на освобождение. Но при этом возникало множество соблазнов (стать осведомителем, кого-то предать, что-то украсть у других заключенных и т. п.). Сохраняли себя как личности те, кто не утрачивал связи со своим прошлым (когда они были порядочными и уважаемыми людьми) и со своим предполагаемым будущим (когда человек надеялся опять стать уважаемым). Малодушие в сложных условиях разрывало связь человека и с прошлым, и с будущим, он жил лишь сегодняшним днем, деградировал и вызывал презрение даже у эсэсовцев (Франкл, 1990, с. 137—155). В профконсультации нередко возникают ситуации, когда человек впадает в отчаяние, оправдывая свою пассивность и малодушие сложными условиями, неразрешимыми проблемами и т. п. В свое время Е. А. Климов часто говорил на своих лекциях: «Нечего на время пенять. В любую эпоху можно прожить достойную жизнь». В таких случаях задача профконсультанта — воодушевить клиента на достойный путь развития.

Интересную типологию самоопределения предложил отечественный психолог М. Р. Гинзбург, который выделяет жизненное поле личности, в рамках которого и разворачивается профессиональное и жизненное самоопределение. При этом само жизненное поле определяется им как «совокупность индивидуальных ценностей, смыслов и пространства реального действования — актуального и потенциального, — охватывающего прошлое, настоящее и будущее» (Гинзбург, 1995, с. 21—22).

«Психологическое настоящее, — отмечает далее М. Р. Гинзбург, — существует как действительность: его функцией является саморазвитие. Поэтому вертикальная составляющая психологического настоящего, относящаяся к ценностно-смысловой плоскости, представляет собой самопознание, т. е. ориентацию в ценностно-смысловом содержании индивидуального сознания. Горизонтальная составляющая психологического настоящего, принадлежащая к пространственно-временной плоскости, может быть охарактеризована как самореализация (т.е. реальное действование, воплощение ценностей и смыслов в различных видах деятельности)» (Гинзбург, 1995, с. 23).

Аналогично выделяются психологические пространства для прошлого и будущего. В частности, прошлое, существующее как опыт, по вертикали (в ценностно-смысловой плоскости) представлено установками и отношениями, а в горизонтальной плоскости (пространственно-временной) — опытом в его традиционном понимании. Соответственно, психологическое будущее в ценностно-смысловой плоскости представлено мысленной проекцией себя в будущее, а в пространственно-временной плоскости — конкретным планированием своей жизни во времени, т. е. жизненными и профессиональными планами (Гинзбург, 1995, с. 23).

На основании этого М. Р. Гинзбург выделяет следующие типы личностного самоопределения (Гинзбург, 1995, с. 26—28):

  • 1) гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем; благополучие, психологическая коррекция не требуется);
  • 2) стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем; страх перед будущим);
  • 3) беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования; ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);
  • 4) бесперспективное (благополучное настоящее; планирование будущего при отсутствии его ценности, как вынужденное);
  • 5) негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее; ощущение безнадежности);
  • 6) защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего; «бегство в будущее»);
  • 7) фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования; «бегство в грезы о будущем»);
  • 8) прагматичное (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; адаптивность, проекция в будущее заимствованных ценностей);
  • 9) гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования; погоня за сиюминутными удовольствиями);
  • 10) зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования; погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);
  • 11) бездуховное (успешная самореализация и планирование при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем; практичность, «эмоциональная унлощенность»);
  • 12) пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное планируемое будущее; нереализованное™ в настоящем);
  • 13) невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; переживание невостребованное™, отсутствие перспективы);
  • 14) бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивное непланируемое будущее; уход от нереализованное™ в сферу эмоциональных переживаний);
  • 15) отсроченное (нереализованные ценности в настоящем, негативное планируемое будущее; отсрочка реализации нереализованных ценностей).

Интересную типологию людей предложил отечественный психолог Б. С. Братусь, использовав для этого такой критерий, как способ отношения к другим людям (Братусь, 1994): 1) эгоцентрический человек (другой человек для него рассматривается как вещь); 2) группоцентрический человек (другие люди делятся для него на «своих» или «не своих»); 3) гуманистический человек (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; здесь действует принцип «самоценность человека становится всеобщей», откуда следует и другой принцип: «нравственность — это основа существования человека»); 4) духовный, эсхатологический человек, связанный с проблемой конечности и бесконечности жизни; осознание себя и других как существ особого рода, что в итоге приближает человека к божественному, к единению с Богом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой