Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации
Диссертация
Методологические основы исследования. Общенаучную методологию исследования определили следующие принципы рассмотрения сложных социальных объектов: системности, развития, единства сознания и деятельности, культурно-исторической обусловленности и социального конструирования субъективной реальности. Конкретно-научной методологией работы выступили: деятельностный подход А. Н. Леонтьева, теория… Читать ещё >
Содержание
- Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
- Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента
- 1. 1. Парадигмы управления персоналом в XX веке
- 1. 2. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента
- 1. 3. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами
- 1. 4. Кадровый менеджмент: вызовы XXI в
- 1. 5. Основные профессиональные роли менеджера по персоналу
- Глава 2. Развитие организации и управление персоналом
- 2. 1. Организация как система (эмпирическая модель)
- 2. 2. Жизненные стадии и циклы организации
- Глава 3. Основные подходы к управлению персоналом
- 3. 1. Экономический подход
- 3. 2. Органический подход
- 3. 3. Гуманистический подход
- 3. 4. Организационные культуры как объект управленческой деятельности
- I. jfc
- Глава 4. Кадровая политика
- Щк 4.1. Типы кадровой политики
- 4. 2. Этапы построения кадровой полигики
- 4. 3. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия
- 4. 4. Условия разработки кадровой политики
- Глава 5. Управление персоналом развивающейся организации
- 5. 1. Стадия формирования организации
- 5. 2. Стадия интенсивного роста организации. ф
- 5. 3. Стадия стабилизации
- 5. 4. Стадия спада (ситуация кризиса)
- Раздел 2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
- Глава 6. Методы формирования кадрового состава
- 6. 1. Проектирование структуры организации
- 6. 2. Оценка потребности в персонале
- 6. 3. Анализ деятельности. Должностные инструкции
- 6. 4. Привлечение кандидатов на работу в организацию
- 6. 5. Адаптация персонала
- Глава 7. Методы поддержания работоспособности персонала
- 7. 1. Нормирование и оценка труда
- 7. 2. Аттестация персонала
- 7. 3. Формирование кадрового резерва
- 7. 4. Планирование карьеры
- Глава 8. Методы оптимизации кадрового состава и реорганизации структуры. 8.1. Формирование управленческих команд
- 8. 2. Кадровый аудит
- 8. 3. Управление персоналом кризисного предприятия
- 8. 4. Реформирование организаций
- 8. 5. Недирективные методы сокращения персонала
- Раздел 3. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
- Глава 9. Кадровое консультирование
- 9. 1. Концепция кадрового консультирования как средства развития организации
- 9. 2. Социально-психологическое содержание и принципы кадрового консультирования
- 9. 3. К проблеме инструментария кадрового консультанта как практического социального психолога
- Глава. Ю. Ассессмент — центр
- 10. 1. Кадровые технологии: новый подход к работе с персоналом
- 10. 2. Основные задачи оценки персонала в кадровой работе
- 10. 3. Программа Центра оценки: как достигается объективность
- 10. 4. Организация подготовки и проведения Центров оценки: основные этапы
- 10. 5. Опыт проведения Центров оценки
- Глава 11. Конкурс как кадровая технология
- 11. 1. Концепция конкурса как разновидности кадровой работы
- 11. 2. Основные элементы конкурса
- 11. 3. Опыт проведения Всероссийского конкурса на замещение должности руководителя предприятия
- Глава 12. Кадровая психодиагностика
- 12. 1. Кадровая психодиагностика: определение, история развития, основные понятия
- 12. 2. Требования к психодиагностическим методикам, используемым в управлении персоналом
- 12. 3. Процедурные правила проведения психодиагностического обследования
- Глава 13. Подготовка и обучение кадров
- 13. 1. Цели и направления обучения персонала
- 13. 2. Игровые методы в подготовке персонала
- 13. 3. Анализ конкретной ситуации
Список литературы
- Абакумова А. Привлечение и набор персонала через систему Интернет. //Управление персоналом, № 12, 1998, СС. 47−50.
- Абрамова В.Н., Белехов В. В., Вельская Е. Г. Психологические методы в работе с кадрами на АЭС. М.: Энергоатомиздат, 1988. -192 с.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983.-144 с.
- Агеев B.C., Базаров Т. Ю., Скворцов B.C. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. -124 с.
- Айламазьян A.M. Актуальные методы воспитания и обучения. Деловая игра. М., МГУ, 1989.
- Айламазьян A.M., Крюкова Л. И. Особенности воздействия деловой игры на личность участников // Всесоюзный семинар «Деловые игры и их программное обеспечение». М.: ЦЭМИ АН СССР, 1983. С. 32−48.
- Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.-328 с.
- Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Лукьянова Н. Ф., Талан М. В. Управление персоналом в системе государственной службы. М.: ИПКгосслужбы, 1997. — 222 с.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю. «Кризисная ситуация» в организации: норма или патология? // Управление персоналом, № 3, 1998, СС. 21−24.
- Ю.Аксенова Е. А., Базаров Т. Ю. «Кризисная ситуация» в организациях // Психологическое обозрение. № 1, 1998. СС. 100 -104.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю. Корпоративная культура ресурс развития организации // Персонал, № 1, 1998. — СС. 19−30.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю. Особенности кадрового консультирования организации. В сб.: Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М.: РПО, 1995.-СС.56−63.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю. Человеческая составляющая кризиса в организации. // Консультант директора, № 5, 1998. СС. 22−23.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю., Беков Х. А., Лукьянова Н. Ф., Талан М. В. Управление персоналом в системе государственной службы. М.: ИПК госслужбы, 1997.- 224 с.
- Аксенова Е.А., Базаров Т. Ю., Лукьянова Н. Ф., Талан М. В., Ушаков
- А.А., Эдель М. Методы эффективного обучения взрослых. Учебно-методическое пособие. М.-Берлин: ИПК госслужбы DSE, 1998.122 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Т.2. М.: 1982.
- Андерсон Р., Шихирев П. «Акулы» и «дельфины» (психология и этика российско-американского делового партнерства). М.: «Дело ЛТД», 1994.-208 с.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс., 1997.-239 с.
- Э.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс., 1997.376 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
- Арутюнов Ю.С., Егоров С. С., Колесниченко С. Г. Опыт применения деловой игры «Назначение» // Активные методы обучения и деловые игры: Тезисы докладов. Новосибирск, 1981. -СС. 45−51.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: 1990, 368 с.
- Афанасьев В.Я. Современный менеджмент в рыночной экономике. М.: Экономика, 1994. — 80 с.
- Базаров Т.Ю. Игра как средство командообразования. В сб.: Психология сегодня, т. 2, вып.2. М.: РПО, 1996. — СС. 91−92.
- Базаров Т.Ю. К проблеме инструментария практического социального психолога. // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. № 4, 1997. СС. 45−51.
- Базаров Т.Ю. Культура организации. // Бюллетень финансовой информации, № 11, 1996. СС. 19−22.
- Базаров Т.Ю. Новые подходы к обучению менеджеров по персоналу. //Управление персоналом, № 11, 1996. СС. 85−87.
- Базаров Т.Ю. Особенности кадрового консультирования организации. Ежегодник Российского психологического общества, том 1, вып.2. М.: РПО, 1995. — СС. 43−48.
- Базаров Т.Ю. Практика работы с персоналом в организациях // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. — СС. 68−87.
- Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для госслужащих. Проблемы конкурсного отбора. М.: ИПК госслужбы, 1995. — 141 с.
- Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПК госслужбы, 1996. — 152 с.
- Базаров Т.Ю. Центр оценки как метод отбора и аттестации кадров (об итогах семинара в Северо-Западном кадровом центре). М.: Вестник государственной службы, N 12, 1992. — С.37−39.
- Базаров Т.Ю. Эволюция российской бюрократии. // Служба кадров, №№ 7−9, 1997.
- Базаров Т.Ю., Аксенова Е. А. Кадровое консультирование организаций. // Психологическое обозрение, 1996, № 1(2). СС. 63−68.
- Базаров Т.Ю., Аксенова Е. А. Практические проблемы оценки банковских служащих. // Финансовый бизнес, № 6,1995. СС. 13−18.
- Базаров Т.Ю., Аксенова Е. А. Технология центров оценки персонала. В сб.: Управление человеческими ресурсами: Психологические проблемы. / Под ред. Ю. М. Забродина и Н. А. Носова. М.: Магистр, 1997.-СС. 118−142.
- Базаров Т.Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. -М.: ИПК госслужбы, 1995. 112 с.
- Базаров Т.Ю., Веселов В. М., Литовкин Л. Ю. Работа с персоналом. Модельный эксперимент: программа Центра оценки как этап в проведении аттестации аппарата администрации Калининградской области. М.: Вестник государственной службы, N 11, 1992. — С.8−10.
- Базаров Т.Ю., Калашников М. Ю., Аксенова Е. А. Психологическая диагностика в управлении персоналом. Учебное пособие для сотрудников кадровых служб. / Под ред. Е. А. Климова. М.: РПО, 1999.- 184 с.
- Базаров Т.Ю., Рыбкин И. В., Пыркова Т. С. Управленческие команды. // Консультант директора, № 2, 1998. СС. 17−24.
- Базаров Т.Ю., Рыбкин И. В., Пыркова Т. С. Формирование команд (team-building). // Управление персоналом, № 8, 1998. СС. 60−62.
- Базаров Т.Ю., Скобеев К. М. Аттестация представителей Президента Российской Федерации: проблемы построения технологии оценки. М.: Вестник государственной службы, N 9, 1993. — С. 2939.
- Беккер Г. Не жалейте денег на людей // Бизнес уик. 1996. № 6.
- Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993, № 11.
- Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима 1993. Том 1. Вып1.
- Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г.// Вестник С.-Пб. Ун-та, Серия 5, Вып. З, 1993.
- Белкин П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987.-211 с.
- Бельчиков М.М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989.-304с.
- Березин Ф.Б. и др. Методика многостороннего исследования личности. М.: 1994.
- Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990.-240 с.
- Бовин Б.Г., Зыбковец Л. Я., Калашников М. О. и др. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие. М.: 1997, 343 с.
- Бовин Б.Г., Калашников М. О., Лебедев А. Н. Психодиагностическая модель отбора курсантов в высшие школы милиции // Ломовские чтения. М.: ИПРАН, 1996. СС. 90−93.
- Богомолова Н.Н. Доктрина «человеческих отношений» идеологическое оружие монополий. — М.: Мысль, 1970. — 175 с.
- Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. — СС. 183−203.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983.- 207 с.
- Бреддик У. Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М, 1997. -344 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979.- 230 с.
- Бузин В.Н. Краткий ориентировочный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические материалы. М.: 1989.-СС. 112−126.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. — 200 с.
- Вайсман Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности. // Вопросы психологии, 1977, N 4.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. — 373 с.
- Вейлл П. Искусство менеджмента. Новые идеи для мира хаотических перемен. М.: Новости, 1993. — 222 с.
- Вербицкий А.А., Филиппов А. В., Красовский В. Д. Психолого-педагогические вопросы проведения деловой игры. М.: НИИВШ, 1983. -44с.
- Виноградов А.Ю. Социально-психологический подход к формированию управленческих команд. Дипломная работа. М., МГУ, 1995.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., Изд-во МГУ, 1995. -416 с.
- Волгин А.П., Модин А. А., Матирко В. П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. Опыт ФРГ. М., 1992. 280 с.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 221 с.
- Вортман М.А., Лифшиц А. С. Управление персоналом в зарубежных фирмах. Иваново, 1995.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. М.: Дело, 1991. — 320 с.
- Ганнт Г. Л. Организация труда. Размышления американского инженера об экономических последствиях мировой войны. М., 1923. -124 с.
- Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М.: Экономика, 1966.-472 с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. М.: Наука, 1972. 324 с.
- Генов Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. 422 с.
- Гинзбург Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологические проблемы деловой игры // Психология и педагогика игры. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1985. СС. 37−52.
- Гнездицкая А.В. Влияние индивидуально-типологических особенностей членов группы на эффективность ее функционирования. Дипломная работа. М., МГУ, 1997.
- Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев, 1979. 128 с.
- Горобиевская С.В. Учебные игры как форма адаптации к деловому общению//Деловые игры в мире. Л., 1992. Т. 1, СС. 142−145.
- Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М.: Российская академия управления, 1993. -160 с.
- Гошек В. Уровень притязаний и его роль в психологической подготовке спортсмена. // Теория и практика физической культуры, 1997, N 1.
- Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.:Дело, 1993. — 208 с.
- Грейсон Дж.К. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., Экономика, 1991. 381 с.
- Гроув Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М.: «Филинъ», 1996. 280 с.
- Грэм Р.Г., Грей К. Ф. Руководство по операционным играм. М.: Советское радио, 1977. 376 с.
- Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Новосибирск: РИПЭЛ, 1995.
- Гуревич К.М. Статистическая норма или социально-психологический норматив // Психологический журнал. 1986, № 3.
- Гурьева Л.С., Заргаров В. А., Скобеев К. М. Профессионал и специалист: руководитель в современных организационных условиях. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. — 131 с.
- Джерджен К.Дж., Социальная психология как история. В сб.: Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995, СС. 23−50.
- Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: Мир, 1986.
- Дизель П., МакКинси У., Ренан Д. Поведение человека в организациях. М.: Дело, 1993. 207 с.
- Дмитриев В. Коммуникации в управленческих системах. // Кадры, № 8, 1997. СС. 18−22.
- ЭЗ.Добрынин А. И, Дятлов С. А., Коннов В. А., Курганский С. А. Производительные силы человека: структуры и формы проявления. -С.-Пб., Изд-во УЭФ, 1992.
- Донцов А. И. Методологические проблемы исследования совместной деятельности. // Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. М., 1982.
- Донцов А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности. // Вопросы психологии, 1979, N 3.
- Эб.Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984.
- Донцов А.И. Цель как фактор групповой активности. // Личность в системе общественных отношений, социально психологическиепроблемы. Тезисы сообщений к VI Всесоюзному съезду общества психологов СССР. М., 1983.
- Донцов А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.-128 с.
- Донцов А.И., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности// Введение в практическую социальную психологию/Под ред. Ю. М. Жукова, ЛАПетровской, О. В. Соловьевой. М.: Смысл, 1996. -СС. 7−21.
- ЮО.Дорошева М. В. Подбор руководителя для конкретного коллектива. Подготовка резерва руководителей и выявление сотрудников с лидерским потенциалом. В сб.: Психология в бизнесе (июль — декабрь). М., 1997.-СС.68−81.
- Дудорова Л.Ю. Ролевая игра как метод командообразования. Дипломная работа. М., МГУ, 1997.
- Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. М.: Центр, 1998. — 160 с.
- ЮЗ.Дятлов С. А. Основы теории человеческого капитала. С.-Пб., Изд-во УЭФ, 1994.
- Дятлов С.А. Экономика образования. С.-Пб., Изд-во УЭФ, 1993.
- Юб.Евенко Л. И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Экономика, 1983. 220 с.
- Юб.Егоршин А. П. Управление персоналом. Н. Новгород: НИМБ, 1997. 607 с.
- Емельянов Е.Н. Консультирование по организационному развитию// Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса. М.: РПО, 1995. СС. 37.
- Емельянов Е.Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998.-511 с.
- ЮЭ.Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 168 с.
- ИО.Жежко И. В. Игры открытого типа как метод развития и активизации личности. В кн.: Философские и социологические аспекты активизации человеческого фактора: исследования советских ученых. М.: ИНИОН, 1988. — С. 94−115.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. СС. 254−276.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
- З.Журавлев А. В. Групповая ситуация как фактор эффективности совместной творческой деятельности. Дипломная работа. М., МГУ, 1998.
- Журавлев А.В. Скрытые возможности коллектива. // Консультант директора, № 2, 1999. СС. 15−19.
- Журавлев A. J1. Понимание «коллективного субъекта»: основные подходы в психологии // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. СС. 68−70.
- Иб.Журавлев А. Л. Роль личности руководителя в организации совместной деятельности коллектива // Совместная деятельность. М.: Наука, 1988. СС.122−138.
- Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.
- Игровое моделирование: теория и практика. Новосибирск: Наука, 1987.-228 с.
- Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе. М.: Институт психологии РАН, 1999.
- Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США. М.: Наука, 1988.-144 с.
- Исаенко А.Н. Кадры управления в корпорациях США.М., 1988.
- Каверин С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.-224 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Изд-во «Флинта», 1998. — 192 с.
- Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. — М.: Дело, 1995.
- Капелюшников Р.И. Экономический подход Г. Беккера к человеческому поведению II США: экономика, политика, идеология. 1993, № 3.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1991. — 239 с.
- Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М.: Издательство Дело, 1996. — 352 с.
- Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристъ, 1998. — 440 с.
- Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Экономика, 1984.-390 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224 с.
- Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1997.-295 с.
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: 1993, 57 с.
- Козлов О.А. «Человеческий капитал» организации. // Современный кадровый менеджмент/ Под ред. Т. Ю. Базарова. М.: ИПК ГС, 1997.-СС. 7−27.
- Козлов О.А. Каков он человеческий капитал? // Служба кадров, № 6, 1997.-СС. 7−9.
- Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука, 1989. -272с.
- Комиссарова М.М. Социально-психологическая подготовка участников деловой игры. Дипломная работа. М., МГУ, 1995.
- Котляревский Ю.Л., Шанцер А. С. Искусство моделирования и природа игры. М.: Прогресс, 1992.
- Красниковский В.Я. Социально-психологические основы управленческой деятельности. Учебное пособие. М.: МГГИ, 1998. — 84 с.
- Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственных руководителей. М.: Экономика, 1989. — 176с.
- Критский М.М. Человеческий капитал. Л.: Изд-во ЛГУ., 1991.
- Кричевский Р. Л. Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 201 с.
- Кричевский Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М., 1985.
- Кричевский Р.С. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии. // Вопросы психологии, 1977, N6.
- Кричевский. Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1992. — 352 с.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. — 164 с.
- Кунц Г., СУДоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс., 1981. 302 с.
- Курошева Г. М. Управление персоналом на водом транспорте. Учебное пособие. СПб.: 1995.
- Курс для высшего управленческого персонала. / Под ред. В. И. Терещенко М.: Экономика, 1970. 807 с.
- Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении. Автореф.дисс.д-ра психол.наук. М., 1989. -43 с.
- Лакофф Дж, Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. В Сб. :Язык моделирования социального взаимодействия. М., Прогресс, 1987.
- Лапин Н.И., Пригожин А. И. Социальные инновации новое направление в организационной психологии на Западе // Психологический журнал, 1982, т. З, № 5.
- Лебедева М.М. Некоторые психологические аспекты проведения имитационных игр // Вестник Моск. ун-та- сер. 14 «Психология" — № 3, 1980.161 .Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сире П. Уровень притязаний. // Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Леонтьев А.Н. Деятельность сознание личность. Изд. 2, М., 1977.
- Липатов С. А. Методы социально-психологической диагностики. // Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1994. -СС.171−182.
- Липатов С.А. Социально-психологическая диагностика организационной культуры. Дисс. канд.психол.наук, М., 1998.
- Ломов Б.Ф. Совместная деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими. // Правовые и социально-психологические аспекты управления. М., 1972.
- Лопухина Е.В., Лопатин Г. С. Видеотренинг трудных ситуаций в деловом общении хозяйственных руководителей. М.: Академия народного хозяйства, 1986. — 58 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Малиновский П.В. Идейно-теоретические и методологические основы организационно-управленческих игр. В сб.: Управленческие нововведения и игропрактика. М.: Институт социологии АН СССР, 1990.-СС. 75−102.
- Малиновский П.В. Российская государственная служба: дефицит профессионализма. II Управление персоналом, № 4, 1999. СС. 22−27.
- Мальцева О.С. Предпосылки формирования команд в ролевой игре. Дипломная работа. М., МГУ, 1997.
- Мамардашвили М.К. Как я пониманию философию. М., Прогресс, 1990.
- Мангутов И.С., Уманский Л. И. Организатор и организаторская деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975. — 312 с.
- Марцинкевич В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики.М., Наука, 1991.
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981. — 295 с.
- Мейтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе. М.: ЮНИТИ, 1996. — 160 с.
- Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. -М.: Прогресс., 1991. 454 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. Гл.19: Управление трудовыми ресурсами. — СС. 563 -594.
- Методологические проблемы социальной психологии /Под. ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1975.-294 с.
- Моррис У. Наука об управлении. Байесовский подход. М.: Мир, 1971.-304 с.
- Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. — 478 с.
- Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1996. — 207 с.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.
- Нессонов Г. Г. Управление персоналом коммерческой организации. М.: „Триада“, 1997.-148 с.
- Новиков В.В. Социально-психологические проблемы управления производственным коллективом. Автореф.дисс. д-ра психол.наук. М., 1980.-41 с.
- Новиков В.В., Забродин Ю. М. Психологическое управление производственной организацией. М., 1991. — 246 с.
- Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978.-392 с.
- СГШонесси Д. Принципы организации управления фирмой. М.: Прогресс, 1979. 474 с.
- Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса: Тезисы научно-практической конференции. М: РПО, 1995. — 146 с. 195.0учи У. Методы организации производства. Японский и американский подходы М., 1984. 48 с.
- Паниотто В.И., Максименко B.C. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: 1982, 261 с.
- Папкин А.И. Уровень развития межличностных отношений и его учет в практике управления группами. // Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами. М., 1974.
- Персонал: как руководить организацией. М.: Инжиниринго-консалтинговая компания „ДеКА“, 1993. — 94 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. -240 с.
- Петти В. Экономические и статистические работы. М., 1940.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Российское педагогическое агентство, 1996
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. 192с.
- Попов С.В., Щедровицкий П. Г. Конкурс руководителей. Всесоюзный конкурс на должность директора завода микроавтобусов РАФ: анализ случая. М.: Прометей, 1989. — 96 с.
- Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1989.
- Пригожин А. Проблема синергии организационных культур в русско-американских совместных предприятиях. \ Менеджмент, 1995, № 1. СС.60−77.
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Ин-терпракс, 1995. — 296 с.
- Проблемно-деловая игра как метод управления общественным развитием. Саратов: Изд. Саратовского университета, 1989. 102 с.
- Проблемы организации, нормирования и производительности труда. — М.: Институт труда Министерства труда РФ, 1995.
- Программа инновационной игры. Ярославль: ЯФ ИПКНефтехим, 1987. 110с.
- Прокопенко И.И. Технологический подход к совершенствованию кадров управления. В кн.: Труды по последипломному обучению. Таллинн, МИПК ЭССР, 1986. -СС. 84−97.
- Пронников В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. Очерки. М.: Наука, 1989. — 207 с.
- Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990, 160 с.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: 1990, 494 с.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.
- Развитие стратегического мышления менеджера. (Деловые игры).-М., 1992.-145 с.
- Растянников П.В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996
- Розенбаум Ю.А. Формирование управленческих кадров. М.: Наука, 1982.
- Рудестам К. Групповая психотерапия // Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: УНИВЕРС, 1993.
- Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании // Антология педагогической мысли в трех томах. Т. 2 Сост. Н. Н. Кузьмин. М., 1989.
- Рютингер Р. Культура предпринимательства. М.:"ЭКОМ», 1992.
- Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.-120 с.
- Синягин Ю.В. Психологические основы формирования руководителем управленческой команды. Автореф.дисс. д-ра психол.наук. М., 1997.-54 с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1997, 480 с.
- Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. Сер. Методы психологической диагностики. Вып. 1. М.: 1990.
- Современный кадровый менеджмент. Вып. 1. / Под ред. Т. Ю. Базарова. М.: ИПКгосслужбы, 1997. -148 с.
- Соловьева О.В. Стратегии работы социального психолога-практика. В кн.: Введение в практическую социальную психологию. М., Наука, 1994, СС. 24−31.
- Социальная психология: саморефлексия маргинальности: Хрестоматия. М.: ИНИОН, 1995. — 252 с.
- Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии. М., МГУ, 1981.
- Стенограмма дискуссии о соотношении практической и академической социальной психологии. Заседание кафедры социальной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова от 16 апреля 1996 г.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Выпуск 1.: Учебное пособие. -М.: РПО, 1998.-92 с.
- Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М., Наука, 1982.
- Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989. — 368 с.
- Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977. — 204 с.
- Техника, технология и кадры управления производством. — М.: Экономика, 1973.
- Тихонов Р.Е., Пищулин Н. П., Ковалевский В. Ф. Кадры: вопросы теории, государственной политики и практики. М.: Российская академия управления, 1993. — 72 с.
- Тичи Н., Деванна М. А. Лидеры организации. М., 1986. — 84 с.
- Травин В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.
- Указы Петра Великого. С.-Пб, 1780. — с.563).
- Уманский Л.И. К проблеме психологической оценки «коллективной деятельности» и структуры контактной группы как коллектива // Социально-психологические аспекты общественной активности школьников и студентов. Ярославль, 1975. Вып. 42. СС. 6−24.
- Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. В кн.: Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — СС. 54−72.
- Уманский Л.И. Психология организаторских способностей. Авто-реф. Дисс. д-ра психол. наук. М., 1968. — 31 с.
- Уманский Л.И., Лутошкин А. Н. Психология работы комсорга. М.: Молодая гвардия, 1972. 160 с.
- Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988.
- Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под научной ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997.-480 с.
- Управление персоналом. Учебник для вузов. / Под ред. Т. Ю. Базарова и Б. Л. Еремина М.: ЮНИТИ, 1998. — 422 с.
- Управленческие нововведения в США: проблема внедрения. / Под ред. Ю. А. Ушакова. М., 1986. 112 с.
- Управленческие нововведения в США: проблема внедрения. / Под ред. Ю. А. Ушакова. М., 1986. 112 с.
- Управленческие нововведения и игропрактика. Сб. М.: Ин-т социологии АН СССР, 1990. — 184 с.
- Управленческое консультирование: В 2-х тт. / Под ред. М.Кубра. М.: СП «Интерэксперт», 1992. — 669 с.
- Ушаков А.А. Особенности национальной карьеры. М.: Интел-синтез, 1999. — 240 с.
- Ушаков А.А. Российский кадровик: тайны карьеры. М.: Интел-синтез, 1998. — 144 с.
- Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990.
- Фильев В.И. Организация, нормирование и оплата труда. Опыт зарубежных стран//Управление персоналом. № 9(3). 1996.
- Хейзинга Й. Homo ludens. М.: «Прогресс.», 1992, 464 с.
- Холлинг X., Кокавеч И. Оценка профессиональной деятельно-сти//Иностранная психология. Т. 3. № 5. 1995.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 320 с.
- Чайлд Дж. Управленческая стратегия, новая техника и процесс труда. Новая технология и организационные структуры. — М.: Экономика, 1990.
- Чернышев В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. -СПб.: Энергоатомиздат, 1997.-568 с.
- Чистякова Е.В. Социально-психологический анализ деятельности антикризисного управляющего. // Вестник МГУ, № 3, 1997. СС. 102−103.
- Шакуров Р.Х. Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом. Авто-реф.дисс.д-ра психол.наук. Л., 1978. — 38 с.
- Швальбе Б, Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М.: Издательская группа «Прогресс.», 1993.
- Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. — 328 с.
- Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН- КСП± Академический проект, 1999.-448 с.
- Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика, 1999. 248 с.
- Шкатулла В.И. Кадровая политика в современных условиях. Ч. 3// Библиотека журнала «Кадры». 47.1995.
- Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997.- 256 с.
- Шулер X. Отбор персонала. Иностранная психология. Том 2, 1994, № 1(3), 39 с.
- Щедровицкий Г. П. Избранные труды. М., 1 995 271. Щедровицкий Г. П. «Естественное» и «искусственное» в социо-технических системах. // Вопросы методологии, 1992, № 1−2.
- Щедровицкий П.Г. Кадровая политика и подготовка кадров. В сб.: Современный кадровый менеджмент. Выпуск 1. / Под ред. Т. Ю. Базарова. М.: ИПКгосслужбы, 1997. — СС. 78−89.
- Щекин Г. В. Как работают с людьми за рубежом. — Киев, 1992.
- Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции. // Социологические исследования, 1996, N 7. СС. 47−55.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 487 с.
- Якокка Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1991
- Armstrong М. A handbook of personnel management practices. L.: Kogan Page, 1984. — 416 p.
- Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analy-sis.N.Y., 1994.
- Beer M. Organization Change and Development: A System View. Scott, Foresman & Co, Glenview, 1980.
- Blancero D., Boroski J., Dyer L. Key competencies for a transformed human resource organization: Results of a field study// Human resource management, 1996, Vol. 35, N 3. pp. 383−403.
- Burke W.W. Organization development: Principles and Practice. -Boston, Toronto: Little, Brown and Co., 1982. 402 p.
- Chiswick B.R. Income Inequality. N.Y., 1974.
- Classics of organizational theory / Ed. By Shafritz J.M., Ott. J.S. Pacific Grove: Brooks/Cole, 1992. — 534 p.
- Colin R. The institutionalization in development, Participate in development. UNESCO. P., 1986.
- Constantine L.L. Fitting intervention to organizational paradigm // Organizational Development Journal, 1991, Vol. 9 (2). pp. 41−50.
- Cumming M. The Theory and Practice of Personnel Management. -L., 1968.-188 p.
- Denison D.R. Corporate culture and organizational effectiveness. -N.Y.: John Wiley & Sons, 1990. 267 p.
- Kvale S. The qualitative Research Interview: a phenomenological and a hermeneutical mode of understanding.- In: Journal of phenomenological Psychology, 1983, vol 14, N 2 .-p. 172−196.
- Fiedler F.E. Assumed similarity measures as predictors of team effectiveness. // Journal of abnormal and social Psychology, 1954, # 49, pp. 381−388.
- Fitz-enz J. How to Measure Human Resource Management N.Y.: McGraw-Hill, 1984.
- Fitz-Enz J. Human Value-Added Management. 1990.
- Flamholtz E.G. A Model for Human resource Valuation: A Stochastic Process with Service Rewards // Accounting Review, April, 1971.
- Flamholtz E.G. Human Resource Accounting. N.Y.: Jossey-Bass Publ. 1985
- Fombrun G.J., Tichy N.M., Devanna M.A. Strategic human resources management. N.Y.: Wiley, 1984. — 499 p.
- Furham A. The Psychology of behavior at work: The individual in organization. Hove, England: Psychology Press, 1997. — 722 p.
- Guest D. Human resource management: its implications for industrial relations and trade unions// New perspectives on human resource management. L., 1989. — pp. 40−54.
- Handy G.B. Understanding organizations. Harmondswors: Penguin books, 1981.-473 p.
- Hathaway S., McKinley J., «Basic reading on the MMPI in psychology and medicine.», Minneapollis, 1956.
- Hathcock В. C. The Nev.-breed approach to 2lst century human resources // Human resource management. N.Y., 1996. Vol. 35, N 2. -pp. 243−250.
- Hekimian J.C., Jones C.H. Put People On Your Balance Sheet // Harvard Business Review, January-February, 1967.301 .Hermanson R. Accountig for Human Assets. Ocasional Paper No. 14, NBER, 1964.
- Hill N.C. Counseling at the workplace. N.Y.: McGrow-Hill, 1981. -282 p.
- Hollander E.P. Leaders, Groups, and Influence. N.Y.: Oxford University Press, 1964. 256 p.304.llgen D.R., Klein H.J. Organizational behavior // Annual Review of Psychology, 1988, Vol. 40. pp. 327−351.
- Jrgersen T.B., Larsen B. Control an attempt at forming a theory. Scandinavian political studies. Oslo, 1987. — Vol. 10, N 4. pp. 279−299.
- Katz D., Kahn R.L. The social psychology of organizations. N.Y.: John Wiley, 1966.-838 p.
- Katzenbach J., Smith D. The Wisdom of Teams. — Boston: Harvard Buisness School Press, 1993.
- Killman R. Completely Intergrated Programm for Creating & Maintaining Organizational Success. — N.-Y., 1989.
- Kochanski J. Competency-based management// Training & development j., 1997, Vol. 51, N 10. pp. 41−46.
- Kotter J.P. The Leadership Factor. N. Y: The Free Press, 1988. -161 p.
- I.Lawrence P.R., Lorsh J.W. Organization and environment: Managing differentiation and integration. Boston: Harvard Graduate School of Business Administration, 1967.
- Likert R. The Human Organization: It’s management and value. -N.Y.: McGraw-Hill, 1967. 258 p.
- Likert R. The Human Organization: Its Management and Value. N.Y.: McGraw-Hill, 1967.
- Likert R., Bowers D.G. Organizational Theory and Human Resource Accounting //American Psychologist, June, 1969.
- Mann F.C. Toward an Understanding of The Leadership Role in formal Organization // In Leadership and Productivity. San-Fr.: Chandler, 1965.
- Mans Ch., Sims H. Superleadership. Beyond the Myth of Heroic Leadership// Organizational Dynamics. Vol. 19(5), p. 18—35.
- Mans Ch., Sims H. Superleadership: Beyond the Myth of Heroic Leadership. Organizational Dynamics, Vol.19 (5), p. 18−35
- Morgan G. Images of Organization. Beverly Hills: Sage, 1986. -423 p.319.0rgan D.W., Bateman T. Organizational behavior: An applied psychological approach. Piano: Business Publications, 1986. — 701 p.
- Public Service 2000. Second report of the Task Force on Staff Training and Development. Canada, Toronto, 1991. — Part 3: Human Resourse Management: A Training and Development Priority. — P. 25 -36.
- Rorschach H. Psychodiagnostic. Bern- Leipzig, 1921.
- Sancar V. Organizational culture and new technology. Journal of system management. Cleveland, 1988. vol.39, N 4. pp. 10−17.
- Schein E.H. Organizational culture and leadership: A dynamic view. -San Francisco: Jossey-Bass, 1985.-358 p.
- Schuler H. Interiews. In S. Greif, H. Holling & N. Nicholson (Hrsg.), Ar-beits- und organisationspsychologie, 1989, 37, p. 73−85.
- Schultz T. Investment in Human Capital. N.Y., 1971.
- Scott W.R. Organizations: Rational, Natural and Open Systems. L.: Prentice Hall, 1987.-377 p.
- Simon H.A. Administrative behavior. N.Y.: Macmillan, 1947.
- Stewart T.A. Your Company’s Most Valuable Asset: Intellectual Capital // Fortune, October 3, 1994.
- Stogdill R.M. Handbook of leadership. A survey of theory and research. N.Y.: Free Press- L.: Collier Macmillan, 1974. — 613 p.
- The 1998 Survey of Human Resources Trends Report. AON Consulting. — Russian Edition: 1998. — 28 p.
- The handbook of human resource development / Ed. By Nadler L. -N.Y.: Wiley, 1984.-845 p.
- The Thinking Organization / Ed. By Sims H.P., Gioia D.A. San Francisco: Jossey-Bass, 1986. — 385 p.
- Thurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970.
- Torrington D., Hell L. Personnel management. A new approach.- N.Y. -L., 1991.
- Weick K.E. The Social Psychology of Organizing. Reading: Addison-Wesley, 1979. — 294 p.
- Wendell F., Bell C. Organizational Development: Behavioral Science Interventions for Organizational Improvement. — N.-Y., 1991.
- Wilkins A.L. Developing corporate character. San Francisco: Jossey-Bass, 1989. — 227 p.
- Zaleznik A. Managers and Leaders: Are they Different? // Harvard Business Review, vol. 55, № 5,1977. pp. 67−80.