Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем объективная ситуация сегодняшнего дня требует широкого понимания процесса актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста, рассмотрения его как решающего фактора в опережающем развитии поколения, призванного жить и активно действовать в новых социокультурных условиях. С позиций данных требований одним из наиболее актуальных направлений поиска, как методической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Актуализация творческих возможностей дошкольника как фактор достижения психолого-акмеологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности
    • 1. 1. Творчество как акмеологическая парадигма личностной самоактуализации
    • 1. 2. Проблема психолого-акмеологической подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности
    • 1. 3. Специфика готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей детей дошкольного возраста
  • ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста
    • 2. 1. Исследование опыта работы ДОУ по проблеме актуализации творческих возможностей в период дошкольного возраста
    • 2. 2. Особенности профессиональной подготовки будущих педагогов к актуализации творческих возможностей ребенка-дошкольника
    • 2. 3. Моделирование авторской системы подготовки будущих педагогов к актуализации творческих возможностей ребенка в период дошкольного детства
    • 2. 4. Акмеологическая эффективность формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста
  • ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях современного общества резко возрос статус творческой личности, поскольку освоение столь совершенной техники, которая создана человечеством на рубеже XX и XXI веков, возможно только при наличии высокообразованных людей, готовых и способных к творческому поиску. В целом ряде исследований отмечается, что сегодня со всей остротой встал вопрос о воспроизводстве творческого потенциала нации, что в решающей мере определяется степенью творческого развития каждой отдельной личности. Общество, идущее к своему качественно новому состоянию, остро нуждается в разработке подходов к образовательному процессу, ориентированные на стимулирование творчества как важнейшего аспекта жизнедеятельности современного человека.

В создавшихся условиях проблема актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических исследований. Ее активно разрабатывают ведущие ученые стран мирового сообщества (Ф.Баррон, Дж. Гилфорд, В.Дж.Гордон, Г. Лозанов, К. Роджерс, А. Ротенберг, К. В. Тейлор, Р. Торренс, В. Франкл). Социально-философские проблемы творчества как особого вида деятельности рассматриваются в работах Г. С. Батищева, Е. Д. Клементьева, Ф. Т. Михайлова, Л. Г. Сагатовской, М. С. Слуцкого. Теория и практика развития творческой личности в образовательном процессе исследуется И. П. Волковым, В. Л. Милковским, Б. П. Никитиным, М. Г. Розинским, Р. И. Ситниковым. Роль педагога в процессе актуализации творческих возможностей воспитанника выявляют Е. А. Гусева, Н. А. Князев, А. А. Мартчан, В. А. Пономарчук, А. Г. Спиркин. Творческий подход как условие развития творческих способностей личности разрабатывают М. С. Бургин, В. П. Горячкина, В. И. Добрынина, С. Н. Мареев, О. Ю. Маркова. Организацию творческой деятельности учащихся анализируют В. Г. Бутенко,.

В.С.Возняк, И. А. Лепская, Т. В. Морозова, Д. Е. Огородов. Социальные требования к творческой личности педагога в концепции многомерного развития личности выявляют Л. М. Васильева, В.А.Кан-Калик, Г. А. Ковалев, Л. М. Митина, В. Ф. Моргун.

Вместе с тем объективная ситуация сегодняшнего дня требует широкого понимания процесса актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста, рассмотрения его как решающего фактора в опережающем развитии поколения, призванного жить и активно действовать в новых социокультурных условиях. С позиций данных требований одним из наиболее актуальных направлений поиска, как методической науки, так и всего современного образования, выступает потребность в актуализации творческих возможностей личности на самых ранних этапах ее развития. Важность дошкольного детства для становления творческой активности личности обосновывается в трудах крупнейших отечественных психологов (Л.И.Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин). С позиций междисциплинарных исследований выявляются анатомо-физиологические, познавательные и эмоционально-волевые характеристики детей дошкольного возраста, детерминирующие их познавательную и поведенческую активность, выступающую биопсихологической основой творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, А. МЛеушина, М. И. Лисина, А. АЛюблинская, Л. Ф. Обухова, Н. Н. Подцьяков,.

A.П.Усова). Роль и позиция педагога в формировании личности дошкольников изучается в контексте общепедагогических и частнометодических исследований (О.С.Газман, Н. Г. Морозова,.

B.А.Петровский, Е. А. Панько, Л. Г. Семушина и др). Исследования Н. А. Ветлугиной, Е. В. Бодровой, О. М. Дьяченко, Е. Е. Кравцовой, Е. Г. Юдиной выявляют специфику детского творчества, проблемы его генезиса и активизации.

Проблему актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста в онтогенезе исследуют Г. Я. Буш, А. С. Кармин,.

В.Я.Качан, В. С. Маловичко, Б. В. Марков. Психологию творчества в учебном процессе рассматривают Д. Б. Богоявленская, И. И. Ильясов, М. И. Найденов, Я. А. Пономарев, И. С. Якиманская. Познавательные процессы в творчестве и природу творческой активности выявляют М. С. Егорова, Е. С. Ермакова, Е. С. Чернега, Г. Д. Чистякова, Е. И. Щебланова. Проблемы формирования творческих способностей в обучении, принципы диагностики и развития творческих способностей затрагивают в своих работах Л.Б.Ермолаева-Томина, А. З. Зак, А.А.Мелик-Пашаев, Я. А. Пономарев.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение массовой и инновационной практики показывают, что процесс актуализации творческих возможностей в период дошкольного детства не удовлетворяет запросам современного общества и требованиям личностно ориентированного образования (Р.С.Буре, М. И. Лисина, В. И. Логинова, Н. Н. Подцьяков, Г. А.Цукерман). Основная причина этого видится в недостаточной подготовленности педагогов дошкольных образовательных учреждений к эффективному воздействию на формирующуюся личность современного дошкольника. Из этого следует, что объектом пристального внимания педагогической теории и практики должна стать действенная подготовка будущего педагога к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста как значимому аспекту его профессиональной деятельности. От того, насколько своевременно и эффективно данная проблема будет решена, зависит формирование познавательных интересов дошкольника, развитие его креативности и интеллектуальных способностей, воспитание инициативы и потребности в творчестве. Более того, подготовка будущего работника дошкольного образования к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста является одним из действенных способов личностного становления педагогов, способных приобщать воспитанника к общечеловеческому наследию через субъекгивацию культурных ценностей, Воспитывать творческую личность можно лишь в том случае, когда сам обладаешь творческими качествами, когда «профессиональному сознанию педагога представлены его же собственные свободные валентности, без которых невозможен никакой творческий поиск» (В.Т.Кудрявцев). Развитие творческости, таким образом, представляет собой одну из центральных линий становления педагога, поскольку позволяет ему максимально полно проявить свою индивидуальность, осуществлять процессы саморазвития и самосовершенствования, достичь вершин профессионального и личностного расцвета (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Г. С. Михайлов, А. П. Чернышов и др.). В целях этого становление будущего педагога, готового к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста, необходимо строить не только как процесс накопления предметных знаний, но и как совершенствование всей профессионально-личностной подготовки за счет усиленного формирования творческого потенциала студента как зрелой личности и активного субъекта предстоящей профессиональной деятельности, что создает предпосылки для его последующего непрерывного самосовершенствования и продуктивного саморазвития как человека и специалиста (Н.В.Кузьмина).

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется целым рядом факторов, среди которых:

— социальный заказ современного общества на личность, способную к творчеству как основе жизнедеятельности;

— неподготовленность педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по проблеме актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста;

— потребность во включении в образовательный процесс вуза модели формирования готовности студентов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста как действенного фактора творческого саморазвития и самореализации будущего специалиста.

Объективная потребность практики в профессионально-личностном становлении педагога дошкольного образовательного учреждения, готового и способного работать по проблеме актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста, и недостаточная разработанность данного направления в психолого-акмеологической теории и практике определили выбор темы исследования: «Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста».

Объект исследования — процесс профессионально-личностного становления будущих педагогов системы дошкольного образования.

Предмет исследования — психолого-акмеологические особенности процесса формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста.

Цель исследования — разработать и апробировать на практике модель формирования готовности студентов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста, способствующую творческому саморазвитию и самореализации будущего специалиста дошкольного образовательного учреждения и охватывающую все ступени его профессионально-личностного становления в условиях образовательного процесса вуза.

Гипотеза исследования — формирование готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективно, при условии рассмотрения данного процесса в виде образовательного маршрута, имеющего акмеологическую направленность, охватывающего все этапы профессионального и творческого становления будущих специалистов в сфере дошкольного образовательного учреждения и способствующего личностно-деятельностной самореализации.

В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены основные задачи исследования:

1) провести теоретический анализ и обоснование понятия «психолого-акмеологическая готовность будущих педагогов к актуализации творческих возможностей дошкольников»;

2) уточнить сущностные характеристики понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие возможности»;

3) изучить компонентный состав, структуру, уровни и показатели готовности будущего педагога к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста в условиях образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДОУ);

4) научно обосновать практико-ориентированную модель формирования готовности студентов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста;

5) внедрить в образовательный процесс вуза авторские специализированные курсы, направленные на формирование психолого-акмеологической готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: системный подход к организации профессионально-педагогической деятельности (Д.Б.Богоявленская, Л. С. Выготский, В.И.Михеев) — целостный подход к изучению человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, обоснованный в психологии Б. Г. Ананьевымконцепция личностно-деятельностного подхода, трактующая процесс развития личности как результат активного самопроявления и самовыражения в деятельности и общении (А.А.Бодалев, А. НЛеонтьев, Б. ФЛомов, В. И. Слободчиков, Д.И.Фельдштейн) — ведущие положения личностно-ориентированной парадигмы, позволяющие рассматривать педагогический процесс как интеграцию внешних воздействий на формирующуюся личность ребенка и ее активного внутреннего саморазвития (Е.В.Бондаревская, И. А. Зимняя, М. В. Кларин, И.С.Якиманская) — концептуальные положения акмеологии, раскрывающие процессы, закономерности и механизмы совершенствования индивида, субъекта труда и личности (О.С.Анисимов, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, С. Ю. Степанов и др.) — акмеологический принцип — совокупность приёмов, способов действия, позволяющих эффективно решать задачи продуктивного личностно-профессионального развития (Н.В.Кузьмина).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялся комплекс взаимопроверяемых и дополняющих друг друга методов: теоретических анализ научной литературы и программных документов, сопоставление и обобщение научно-исследовательских работ по проблемеэмпирических наблюдение (скрытое, открытое, прямое, косвенное), опрос (беседа, анкетирование), тестирование, изучение продуктов деятельности.

На начальном и заключительном этапах работы в целях обработки информации и интерпретации итоговых результатов применялись методы математической статистики (t-критерий Стьюдента) для определения достоверности полученных данных и анализа сферы их применения в реальной педагогической практике (результаты подвергались обработке в пакете программ SPSS — 10).

Опытно-экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2004 год на базе педагогического факультета Балашовского филиала Саратовского государственного университета и дошкольных образовательных учреждений г. Балашова, осуществлялось в 3 этапа и охватывало 100 студентов.

На первом этапе (2000;2002 г.) шло освоение информационного поля проблемы, изучение состояния массовой и инновационной международной и отечественной практики, создание на этой основе базы данных и ресурсов в электронном вариантевыявлялась сущность готовности педагога к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста, исследовались возможности различных психолого-педагогических условий и средств в организации данного процессашло изучение современных психолого-педагогических и методических разработок по актуализации творческих возможностей дошкольникаизучалось состояние массовой и инновационной практики вуза и ДОУопределялись цель, задачи и методика исследованияпроводился констатирующий эксперимент с целью выявления опыта работы вуза по формированию готовности студентов к актуализации творческих возможностей дошкольниковразрабатывались содержание и методика формирующего эксперимента.

На втором этапе (2002;2003 гг.) научно обосновывалась, моделировалась и интегрировалась в образовательный процесс педагогического вуза практико-ориентированная модель формирования готовности студентов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возрастаосуществлялась первичная апробация условий и средств эффективной организации данного процесса на различных этапах обучения студентов в вузеуточнялись цели и задачи исследованияпроводился формирующий экспериментобрабатывались и обобщались его результаты.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) проведен формирующий эксперимент, шло внедрение результатов исследования в практику работы вуза и деятельность дошкольных образовательных учреждений, что позволило выявить степень эффективности авторской системы подготовкибыло завершено оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— выделены структурные и содержательные характеристики феномена творческих возможностей дошкольника как целостного личностного образования;

— определено понятие готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста как развивающееся понятие, уровневая структура которой доступна психолого-акмеологической диагностике;

— определены акмеологические компоненты готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста (мотивационный, когнитивный, рефлексивный, импровизационный) трактуемые в контексте становления профессионализма в процессе вузовской подготовки;

— модель формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста позволяет применить акмеологический подход, критериальный аппарат и адекватный ему диагностический инструментарий для определения уровня готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и реализованная модель подготовки студентов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста позволяет целенаправленно совершенствовать процесс профессионально-личностного становления будущих педагогов дошкольного образованиявыводы и материалы диссертационного исследования используются в практике работы факультета дошкольной педагогики и психологии БФ СГУ им. Н. Г. Чернышевского, в учебных программах и пособиях по психолого-педагогическим дисциплинам.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью научно обоснованной логики исследованиявыбором методов, адекватных предмету и задачам исследованияличным опытом работы диссертанта в дошкольном образовательном учреждении и педагогическом вузешироким использованием результатов исследования в учебно-воспитательном процессе БФ СГУ им. Н. Г. Чернышевскоговариативной проверкой основных положений и выводов диссертационного исследования.

Личный вклад автора состоит в самостоятельной разработке основных положений исследования, выявления психолого-акмеологических особенностей готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей дошкольника, внедрение результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в форме публикаций, лекций, семинаров, научных докладов. Основные итоги диссертационного исследования отражены в 17 публикациях и научно-методическом пособии «Инновационные технологии дошкольного образования в современных социокультурных условиях».

Результаты исследования докладывались автором на международных, всероссийских и научно-практических конференциях, в частности: на международной научно-методической конференции «Университетское образование» в Пензенском государственном университете в 2003 г.- межрегиональной научно-методической конференции «Профессиональное образование преподавателя: традиции и инновации» в Воронежском государственном университете в 2003; на научно-практической конференции «Актуальные проблемы интеллектуального и личностного развития» в Московском государственном педагогическом университете им. М. А. Шолохова в 2004 гна международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании» в Челябинском государственном педагогическом университете в 2004 г.- на международном симпозиуме «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке» в Костромском государственном педагогическом университете в 2004 г.- и ежегодных научно-практических конференциях в БФ СГУ.

Результаты исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий педагогического факультета Балашовского филиала СГУ, работу дошкольных образовательных учреждений г. Балашова, Саратовского педагогического колледжа, Вольского и Энгельсского педагогических училищ Саратовской области.

Положения выносимые на защиту:

1. Актуализация акмеологического подхода в процессе подготовки будущих специалистов дошкольного образования способствует развитию творческих возможностей у дошкольников.

2. Готовность будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста может рассматриваться в качестве существенного акмеологического фактора качества его профессионального образования.

3. Диагностика продуктивности процесса формирования готовности как психолого-акмеологического феномена требует выделения уровневой структуры в составе следующих компонентов: мотивационный, когнитивный, рефлексивный, импровизационный.

4. Достижение высокого уровня готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста предполагает перестройку профессиональной подготовки на предвыпускном и выпускном курсах.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух главзаключения, списка литературы и приложений. Основное содержание диссертации изложено на| 229 страницах, включая| 9 таблиц, 4 рисунка и 10 приложений.

Список литературы

включает 263 источника, из которых 10 — на иностранном языке.

Реалии сегодняпшей действительности (ускорение научно технического прогресса и радикальные изменения в социальной, экологической, экономической и культурной сферах) привели к тому, что на рубеже XX и XXI веков кардинально изменились требования к поколению, вступающему в жизнь, существенно меняя социальный заказ, адресованный системе образования. Вместо прежней установки на подготовку послушного и дисциплинированного исполнителя, целью современного учебно образовательного процесса является формирование инициативной личности, способной к опережающей созидательной деятельности на основе творческой активности, умеющей жить и работать в новых социокультурных условиях. Теоретико-методологический анализ проблемы актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста, выполняемый с учетом генетического принципа исследования, с необходимостью требует рассмотрения предыстории и динамики представлений о данном процессе, учета межпредметных связей, включающих философские, психолого педагогические и акмеологические аспекты и выявляющих сущность и специфику творчества, которое рассматривается нами как вид деятельности, для которой характерны наличие противоречия, проблемной ситуации, творческой задачи, новизны и оригинальности процесса или результата, а также положительной мотивации, социальной и личной значимости для субъекта деятельности. Центральным аспектом проблемы творчества является выявление свойств субъекта, обеспечивающих активную включенность в творческий процесс и позволяющих оценивать его как творческую личность, компонентами которой являются: познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, возможность достижения оригинальных решений, способность прогнозировать и предвосхищать результаты деятельности. Теоретико-методологической базой, соответсвующей данным требованиям, является концептуальный подход Л. С. Выготского, считавшего, что воспитательное учреждение должно создавать условия для превращения спонтанной и непосредственной активности ребенка в опосредованное культурное поведение, в творческую деятельность. Средством реализации механизма такого превращения в научной школе Л. С. Выготского считается организация целостного детско-юрослого сообщества, в котором творческое приобщение ребенка к общечеловеческой культуре осуществляется за счет развивающего общения, т. е. свободной, творческой, самоустремленной совместной деятельности педагога и воспитанника. В результате этого обогащение созидательного потенциала ребенка становится условием развития созидательных возможностей взрослого. В связи с этим становится актуальным выявление структурных и содержательньпс характеристик понятия «готовность будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста». Теоретический анализ позволил уточнить психолого-акмеологические требования к личностным и профессиональным качествам педагога, работающего в направлении актуализации творческих возможностей ребенка: быть носителем творческого профессионального и социального опыгаориентироваться на субъект-субъектные взаимоотношения, стимулирующие сотрудничество, инициативу, творческий поискбыть увлеченной и референтной для воспитанников личностью, создающей эмоционально-познавательную атмосферу творческого сотрудничества за счет развивающего общения детей и взрослыхуметь творчески подходить к организации учебно-воспитательного процесса, опираясь на возможности и личностный потенциал ребенкаиметь постоянную нацеленность на собственное творческое саморазвитие и самореализацию в профессиональной деятельности и личностном плане. В соответствии с этим готовность будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста понимается нами как частное проявление творческой готовности выпускника к самостоятельной педагогической деятельности, как целостное личностное образование, включающее четыре основных компонента:

1) мотивационный, характеризующийся стойкой направленностью будущего педагога на развитие творческой личности дошкольника как актуальный аспект предстоящей профессиональной деятельности, желанием выполнять данную деятельность на высоком уровне, способностью обеспечить продуктивное творческое развитие ребенка и заложить основы для собственного профессионального и личностного саморазвития;

2) когнитивный, включаюпщй владение необходимыми знаниями, умениями и навыками, позволяющими в условиях дошкольного образовательного учреждения моделировать специальные педагогические ситуации, стимулирующие активную творческую деятельность ребенка в ходе взаимообогощающего сотрудничества с педагогом;

3) рефлексивный, связанный с анализом педагогом, организующим и направляющим творческую деятельность дошкольника, своего отношения к характеру и уровню выполнения профессиональной деятельности;

4) импровизационный, характеризующийся проявлением креативности в учебных ситуациях и ситуации выбора способа взаимодействия с дошкольником. Анализ нормативных документов, определяющих содержание и методику реализации учебно-воспитательного процесса в современном дошкольном образовательном з^реждении, показал, что все программы обучения и воспитания в детском саду в той или иной мере нацеливают педагога на актуализацию творческих возможностей у детей дошкольного возраста. В Госстандарте специальности «Преподаватель педагогики и психологии» заложен потенциал, нацеливающий будущего педагога знаниями и умениями по актуализации творческих возможностей детей в период дошкольного возраста. Однако с позиций акмеологического подхода, рассматривающего процесс обучения в вузе как период, закладывающий основы продуктивного саморазвития личности в последующей профессиональной деятельности (Н.В .Кузьмина), данная подготовка является недостаточной и требует существенньос содержательных и технологических изменений. В соответствии с этим нами была разработана и апробирована на практике модель психолого-акмеологической готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей ребенка в период дошкольного возраста. Она позволяла заесть особенности образовательной подготовки будущих педагогов на разных этапах обучения в ВУЗе, использование ими методов, форм и средств актуализации творческих возможностей детей в период дошкольного возраста и выступала как образовательный маршрут, охватьшающий процесс профессионально-личностного становления будущего педагога, в ходе которого происходило овладение теоретическим и практическим материалом обучающей программы. Для проверки эффективности предполагаемой модели актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста нами был проведен формирующий эксперимент, направленный на формирование обозначенных компонентов в структуре готовности. Результаты контрольной стадии эксперимента в целом подтверждают гипотезу исследования, а именно: формирование готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста осуществляется эффективно, при условии рассмотрения данного процесса в виде образовательного маршрута, имеющего акмеологическую направленность, охватывающего этап профессионального и творческого становления будущих специалистов в сфере дошкольного образовательного учреждения и способствующего личностно-деятельностной самореализации. Высокая эффективность разработанной авторской модели позволяет считать реализацию акмеологического подхода к процессу повышения готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста оправданной. В то же время, мы не склонны абсолютизировать его, хотя предложенные в качестве показателей сформированности готовности структурные характеристики реализованной модели, прошедшей апробацию в течение учебного года, оказались востребованными практикой дошкольного образования. Данные, получаемые на каждом этапе теоретической и опытно экспериментальной работы, показьшали определенную тенденцию к преобладанию более высокого уровня готовности студентов экспериментальной группы к актуализации творческих возможностей детей в период дошкольного возраста, что подтверждает эффективность разработанной авторской системы и позволяет считать проведенное исследование успешным. В ходе проведения исследования и осмысления его результатов выявился ряд положений в научно-теоретическом осмыслении и практической разработке проблемы готовности педагога к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста:

1. Система психолого-акмеологических требований к деятельности педагога, способного актуализировать творческие возможности у детей дошкольного возраста, включает в себя нацеленность его на собственное творческое саморазвитие и самореализацию, ориентацию на субъект субъектные взаимоотношения, стимулирующие сотрудничество, творческий поиск и педагогическую референтность.2. Показатели психолого-акмеологической готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей дошкольника выступают как целостное личностное образование, имеющее свою психологическую структуру и динамику и включающее четыре основных компонента: мотивационный, когнитивный, рефлексивный, импровизахщонный.3. Психолого-акмеологическое сопровождение процесса готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста существенно влияет на формирование профессионально значимых качеств будущих спещ1алистов и способствует оптимизащш их профессиональной подготовки.4. Модель формирования готовности будущих педагогов к актуализащти творческих возможностей у детей дошкольного возраста может быть представлена в виде образовательного маршрута, имеющего акмеологическую направленность, охватывающего этапы профессионального и творческого становления будущих специалистов в сфере дошкольного образовательного учреждения и способствующего личностно деятельностной самореализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Мотивационная готовность, направленная на развитие на базе усвоенных общечеловеческих и собственных личностных ценностей и предпочтений системы профессиональных интересов и склонностей. Она становится реальной базой для определения профессиональной направленности (ее вектора, силы,
  2. Функциональная готовность, выраженности) и детерминирует отражающая генерализованное результат решения о предпочтении одного работника другому. состояние человека как общее его настроение, на фоне которого развиваются состояния ожидания, намерения, эмоциональные реакции. Она становится 37
  3. Обогащать и разнообразить содержание
  4. Прежде всего, основу позиции педагога должны составлять субъектно-субъектные взаимоотношения, направленные на развитие способности детей к сотрудничеству, инициативности, творческому началу, умению конструктивно решать конфликты. При этом активизируется сложнейшая работа мыслительных процессов, воображения (озарение, догадка, прикидка, цепь логических суждений, обобщения) — активизир>тотся 53
  5. Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взросльБС. Они становятся творцами своего предметного окрзжения в процессе личностно-развивающего взаимодействия.
  6. Принцип стабильности-динамичности воспитательного процесса В -л- новизна, самостоятельность воспитательном процессе дошкольного образовательного с учетом учреждения должна быть заложена возможность его изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также педагогических задач. разнообразных 58
  7. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Воспитательный процесс должен пробуждать у детей творческую активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать детям возможность отдохнуть.
  8. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в -г- эстетической организации окружающего пространства. Постижение детьми категории абстрактных эстетического языка линий, начинается с «элементарных звуков, образа кирпичиков», пятен, лаконичными своеобразного искусства: остроумной красоты цветовых трактовки графическими средствами.
  9. Социологический: процесс актуализации творческих возможностей у детей доппсольного возраста рассматривается как трансляция продуктов творческой деятельности от поколения к поколению, как обищй механизм социокультурного наследования, охватывающий и стихийные воздействия социальной среды, и специально организованные педагогические процессы.
  10. Факторно-институциопальный: актуализация творческих возможностей у детей дошкольного возраста определяется как совокупность (множественность, рассогласованность и некоторая автономность) действия факторов, взаимодействующих в условиях развивающей образовательной среды как особым образом организованного социокультурного и педагогического пространства.
  11. Интеракциопистский: актуализация творческих возможностей ребенка в период дошкольного возраста рассматривается в качестве важнейшей детерминанты субъекта деятельностного общения предполагает межличностное взаимодействие, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира. 4, Интериоризационный: процесс актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста представляет собой освоение личностью способов деятельности, культурных ценностей, установок, 61
  12. Принцип противоречивости содержания воспитательно- образовательной работы, который строится на том, что основой творческой активности личности выступает особая структура знаний и умственных действий, обеспечивающая противоречивую многоплановость взаимодействия вновь формируемых знаний со знаниями, имеющимися в прошлом опыте ребенка. Это ведет к существенным, последовательно 67
  13. Собственная активность ребенка это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики познавательной, его внутренним эмоциональной, волевой, личностной. Собственная активность ребенка, полностью определяемая им самим, детермирована 68
  14. Традиционные познания) методики дошкольного воспитания входят (и шире в противоречие с объективным законом развития воображения к- ребенка, который находит свое емкое выражение в формуле «целое раньше частей». Сегодня становится очевидным: форсирование 86
  15. Особенности профессиональной подготовки будущих педагогов к актуализации творческих возмоз/сностей ребенка-дошкольника Для выявления того, насколько современный педагогический в) готовит будущих воспитателей детских садов к актуализации творческих возможностей эксперимента дошкольника, были на следующем этапе констатирующего документы, проанализированы в котором нормативные отражены отражающие содержание
  16. Задания и упражнения, развивающие сообразительность, находчивость, воображение, нестандартность мышления студентов будущих педагогов ДОУ. Задания этой группы, как правило, используют в начале занятия в виде умственной разминки. Это могут быть головоломки, нестандартные задачи, задания на нахождение закономерностей, сходства и 95
  17. Создание учебных пространств, обеспечивающих самоопределение и самоорганизацию участников образовательного процесса: 100
  18. Использование форм и методов активного обучения, систем контекстного (А. А. Вербицкий) и позиционного (Н. Е. Веракса) обучения, практических занятий в специализированных лабораториях, студиях, объединяющих студентов разных групп и курсов (учебная лаборатория М. 101
  19. Построение пространства деятельности. организованная практика: ориентировочная, Особым образом профессиональная, специализированная позволяет студентам не воспроизводить стереотипные способы работы педагогов, не выстраивать деятельность по образцу, а вести поиск средств личностно-ориентированной педагогики, вырабатывая собственную профессиональную позицию.
  20. Организация рефлексивного студентами и преподавателями общения через вузов, кооперацию в со других участие научных студенческих (региональных и федеральных) конференциях, конкурсах- клубная деятельность, участие в спецсеминарах, объединяющих общей тематикой деятельность студентов разных курсов [183].
  21. Использование рейтинговой технологии позволяющей решить модульного обучения, задачи определения полноты усвоения знаний, коррекции, а также самоконтроля и самооценки каждым студентом.
  22. Развитие форм организации самостоятельной работы студентов: научно-исследовательская учреждений.
Заполнить форму текущей работой