Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: В возрастном диапазоне от 6 до 18 лет
Диссертация
Дети дошкольного и младшего школьного возраста в значительной степени сосредоточены на настоящемподросток живет в настоящем времени, но для него имеет значение его прошлое и будущее — область предполагаемогов юности образ «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущеев молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на временную перспективу, сформировавшуюся… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА И РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Категория времени в философско-психологической литературе
- 1. 2. Временная перспектива как характеристика психологического времени субъекта
- 1. 3. Структура временной перспективы в образе «Я» субъекта
- ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБРАЗЕ «Я» СУБЪЕКТА
- 2. 1. Появление временной перспективы в образе «Я» субъекта
- 2. 2. Динамика временной перспективы в возрастном диапазоне
- 2. 3. Гипотеза, психологический инструментарий и методы исследования
- ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБРАЗЕ «Я» В ВОЗРАСТНОМ ДИАПАЗОНЕ ОТ 6 ДО 18 ЛЕТ
- 3. 1. Диагностика содержания временной перспективы (констатирующая серия эксперимента).'
- 3. 2. Формирование временной перспективы (формирующая серия эксперимента)
- 3. 3. Обсуждение результатов и
- выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская философского, К. А. Диалектика человеческой и жизни. (Соотношение методологического конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. 224 с.
- Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. 279−297.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Психология формирования и развития личности. М.- Наука, 1 9 8 1 С 19−45. 4. с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991. 299 социальной психологии Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.-221 с.
- Абульханова К.А., Березена Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.
- Аксенов Г. П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 304 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Избр. психолог, труды: В2-ХТ.-М.: Педагогика. 1980. Т. 1 16−178.
- Ариес Ф. Возрасты жизни Философия и методология истории. М. 1977.-С. 216−244.
- Арестова О.Н. Опрециональные аспекты временной личности Вопросы психологии .No 4. 61−74.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Под перспективы ред. И. Б. Ханиной. М.- Наука- Смысл, 1999. 3 5 0 с. 125
- Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.- Мысль, 1966.-200 с.
- Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.- Наука, 1982. 222 с.
- Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988. 56−65.
- Башкова А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Дисс… канд. психол. наук. М 1999. 152 с.
- Белохвостова СВ. Исследование особенностей формирования временных представлений у младших школьников (на материале усвоения грамматического времени): Автореф. дисс. канд. псих. наук. Минск, 1978. 19 с.
- Беляева-Экземплярская С И Определение личного темпа и ритма в повседней жизни//Вопросы психологии. 1961. -.N" 2. С 61−74.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство развития личности ребенка Диагностическая диагностики работа и коррекционная школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. 67−80.
- Березина Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: Дисс… канд. психол. наук. М., 1997. 166 с.
- Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.- ПЕР СЭ, 2001.-319 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детско.м возрасте. (Психологическое исследование.) М. «Просвешение», 1968. 464 с.
- Болотова А.К. Некоторые особенности восприятия времени в дошкольном С 65−67. возрасте /7 Новые исследования в психологии. 1977. .N"22. 126
- Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношения. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. 120 с.
- Бороус О.Н. Временной аспект категориальной установки личности: Автореф. канд. психол. дисс. Новосибирск, 2000. 21 с.
- Валитова И.Е. Направленность на будущее у дошкольников и ее значение для формирования психологической готовности к школьному обучению Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. Респ. .межвед. науч. сб. Минск: 1987. Вып. 8. С 53−59. ф
- Валитова И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте: Дисс… канд. психол. наук.-М., 1990.-245 с.
- Веракса Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. М., 1977.- 172 с. 30.
- Восприятие пространства и времени. Л Наука, 1969. 136 с. Выготский Л. С. Проблема возраста Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4. 244−268.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4. 376−385.
- Выготский Л.С. Педология подростка Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4 С 6−242.
- Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского .характера Собр. соч.: в 6 т М 1984. Т. 5.-С.153−165.
- Гайденко П. П. Категория времени в буржуазной европейской философии истории XX века. Философские проблемы исторической науки. М., 1969.- 225—262.
- Гайденко В.П. Проблема времени в философии Хайдеггера Философия .марксизма и экзитенциализм. М. 1971. 402. 127
- Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума Вопросы философии. 2000. JYO 6. 113−115.
- Гайденко П.П. От онтологизма к психологизму: Понятие времени и длительности в XYII XY1II вв. Вопросы философии. 2001. 7. 77−80.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. 256−259.
- Головаха Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте Жизненный путь личности Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. Отв. ред. Л. В. Сохаль. Киев, 1987. 225−236.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.-200 с.
- Данн Д.У. Эксперимент со временем. iM.: Аграф, 2000.-224 с.
- Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студентов ф вузов. Мн.: Бел. фонд Сороса: Армита Маркетинг, Менеджмент, 1997. 192 с.
- Дубровина И.В. и др. Психология И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан- Под ред. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2 0 0 1 464 с.
- Екимова В.И., Демидова А. Г. Превентивная психодиагностика в экологически неблагополучных районах: Научно-метод. пособие. Тула: ТО PIPO, 1997.-97 с.
- Епифанцева Э.А. Перспективы школьников и их формирование в процессе обучения и воспитания. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Иркутск, 1975. 22 с. 128
- Ермолова T.B., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников//Вопросы психологии. 1994. 47−58.
- Зейгарник Б.В. Патология личности: норма и патология. Под редакцией М. Р. Гинзбурга М.- Институт практической психологии, Воронеж МОДЭК, 1998.-352 с.
- Зотов А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. В 2 т. Т.1: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1994. 432 с.
- Каган М.С. Время как философская проблема. Вопросы философии. 1982. JYO 1 0 С 117−124.
- Каримский A.M. К проблеме функции времени в экзистенциализме Вопросы философии. 1978. 9 103−114.
- Котов-Хроменко В. Е. Особенности временной перспективы у ребенка среднего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Одесса. 1956.- 16 с. 129
- Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования Психология личности и образ жизни. М., 1987.- 149- 152.
- Кроник А.Д., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, КогитоЦентр, 1998. 2 2 4 с.
- Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1984. 20 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 1 7 6 с.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей М.: Сфера, 1999.- 192 с.
- Левин К. Определение понятия «поле в данный момент Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. М.: Изд-во МГУ, 1980.-С. 131−145.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии, 2001. JYO 1.-С. 57−66.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Лившиц И. Время пространство в египетской иероглифике. Академия наук СССР академику
- Litline и другие новые Н. Я. Марру. М.-Л., 1935. 283 с. методы психологии жизненного пути группа /Составление, общая редакция А. А. Кроника. М.: Издательская Прогресс, 1993. с.
- Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии Вопросы психологии. 1985. .No 1 С 103−109. 130
- Луцковская Д. Представление о времени в опыте дошкольника// Вопросы психологии. М. 2000. № 4 19−28.
- Любинская Л.Н., Лепилин С В Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. Послесловие А. И. Уемова. М.: Прогрессitt Традиция, 2002. -304 с. 78. среднем Массен П., Конгер Дж., Каган Дж. И Гивитц Дж. Развитие личности в возрасте. Психология личности. Тексты Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1882. 182−186.
- Молчанов В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций В. А. Подорога, А. Б. Зыкова, И. С. Вдовина и др. М.- Наука, 1989. 110−136.
- Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.- Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
- Мухина B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с. 82.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.: !У1ГПТ1, 1985. 102 с. Назаренко К. В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни): Дисс. …канд. психол. наук. Киев, 1974. 163 с.
- Некрасова Е.В. Психологическое время в системе са.мосознания в раннем юношеском возрасте: .Лвтореф. канд. дисс. М.: 1988. 16 с.
- Некрасова Е.В. Психологическое время в системе самосознания з раннем юношеском возрасте: Дисс… канд. психол. наук. М., 1988. 220 с.
- Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. 320 с.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с. 89. личности Орлов А. Б. Развитие склонностей общей, и „временная возрастной и перспектива“ педагогической Основные проблемы психологии. М., 1978. 6−9.
- Орлов В.А. Психологическое профконсультационное собеседование как метод интенсификации профессионального самоопределения подростков /Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. науч. тр. /Редкол.: Д. И. Фельдштейн (отв. редактор) и др.-М.: изд. АПН СССР, 1990. С 131−140.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.:Изд-во IMOCK. ун-та. 1988.-208 с.
- Петренко В.Ф., Нистратов А. А., Хайруллаева Л. М. Исследования семантической структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала Вестник Московского университета. Серия
- Психология. 1980, 2. 27−36.
- Практическая психология образования Под ред. И. В. Дубровиной. М.:Сфера, 2000.-528 с.
- Пригожий И. От существующего к возникающему: Вре. мя и сложность в физических науках: Пер. с англ./ Под ред. Ю. Л. Климентовича. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. 328 с.
- Прихожан A.M. Анализ содержания „образа Я“ в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы- интерната. Возрастные особенности психического развития детей. Сб. науч. тр./ Отв. ред. И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М Изд. .АПН СССР, 1982. 137−158.
- Проблемы воспитания пространства и времени. Л.- Изд-во ЛГУ, 1
- Психология личности и деятельности дошкольника Под ред. А. В. Запоржца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. 295 с.
- Пуллккинен Л. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков Психология личности и образ жизни. М., 1987. 153- 158.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Санкт-Петербург: Петрополис, 1977.-880 с.
- Рихтерман Т. Д. Время как фактор регуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. псих. наук. Л., 1973. 271 с.
- Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М. 1991. 68 с.
- Рубинштейн Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Р1здво АН СССР, 1958. 147 с.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2002. 720 с.
- Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа. М Политиздат, 1985. -175 с.
- Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6−7 летнего возраста Вопросы психологии. 1986. 4. 36−43.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
- Сарджевеладзе Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у юлодежи Психология личности и образ жизни. М., 1987. 213 217.
- Седых О.М. Философия вре.мени в творчестве О. Э. Мандельштама Вопросы философии. 2001. .N» 5. 104−112.
- Серов Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989.-256 с.
- Слободчиков антропологии. В-И., Исаев Е. И. Основы психологическор субъективное Психология развития человека: Развитие реальности, а онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса. 2000.-416 с.
- Словарь практического психолога /Сост. Головин Д. Минск. 1998. 93−94.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
- Толстых А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности Вступительная статья Ф.Т.Михайлова.— СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.
- Толстых Н.Н. Временная перспектива и психическое здоровье Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М., Издательский центр Академия, 1997. 146 153.
- Толстых способности к Н. Н. Программа у развития учащихся временной 15−17 лет перспективы и целеполаганию Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте Под ред. И. В. Дубровиной. 3-е изд., стереотип М.: Издательский центр «Академия», 1998. 61 73.
- Толстых Н.Н. Отношение к будущему Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. С 42−65.
- Толстых Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи Возрастные особенности психического развития детей. Сб. науч. тр./ Отв. ред. И. В. Дубровина. M.PI. Лр1сина. М.: Изд. АПН СССР. 1982. 111- 122. 134
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.- Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. 1 6 0 с.
- Философия Под. ред. проф. Л. А. Никитич. М.: ЮНИТИ ДАНА. 2000.-467 с.
- Флегонтова Л.А. Методика исследования возрастной динамики образа «Я» в подростковом возрасте /Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. науч. тр. /Редкол.: Д. И. Фельдштейн (отв. редактор) и др. -М.: изд. АПН СССР, 1990. 123−130.
- Формирование личности старшекласника Под ред. И.В. Дубровиной- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 168 с.
- Французская философия и эстетика XX века Предисл. П. Морель- Коммент. А. В. Густырь, И. С. Вдовина. М.: Искусство, 1995. 46−51.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.- М.- Республика, 1993. 447с.
- Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с. А
- Холл Кэлвин С Линдсей Гарднер Теории личности. М.: КСП-ь, 1997.-351 с.
- Хурме X. Жизненные события и когнитивный подход к личности. Психология личности и образ жизни. М. 1987. 158- 162.
- Хяюренен Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры Психология личности и образ жизни.-М., 1987.-С. 166- 173.
- Шмелев А.Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению оазисного семантического словаря личностных черт Вестник Московского университета. Серия
- Психология. 1985, 3. С 3−10. 135
- Экзистенциальная психология. Экзистенция Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2 0 0 1 6 2 4 с.
- Элькин Д. Г. Восприятие времени и эмоциональные состояния личности. Вопросы психологии личности. Сб. статей под ред. Е. И. Игнатьева. Гос. учебно-педагогич. издательство Мин. просвещения РСФСР. М. 1960. С 72−85.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.в. М.- Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
- Ames L.B. The development of the sense of time in the young children.// Journal of Genetic Psychology. 1946. Vol.68. P. 97 125.
- Bellak L., Bellak S. Manual for the Supplement to the Childrens Apperception Test. Third Printing. N.Y., 1959
- Blinnika L. Personal, national and global image of the future in adulthood //Scandinavian Journal of Psychology, 1987.-Vol. 28(1). P. 35 41.
- Buller Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychogisches Problem. Gottingen: Hogrefe, 1959.-181 s
- Cohen J. Subjective Time The Voices of Time. Ed. by T. Eraser. N.Y., 1 9 6 6 P 257−275.
- Cohen J. Time in Psychology Time in Sciences and Philosophy. An international Study of some Current Problems. Prague: Academia, 1971. P. 153−164
- Cottle T.J. Perceiving time: a psychological study with men and women. N.Y., 1976.-267 p.
- Doob L. Pattering of Time. N e w Haven, 1971. 4 7 2 p
- Erikson E.H. Identity and the Life Cycle Psychological Issues. 1959. Vol. 1. P 1−171.
- Fraisse P. Time in Psychology Time and the Sciences. Paris: Unesco. 1979.-P. 71−84. 136
- Holmes Т.Н., Rahe R.H. The social readjustment rating scale J. Psychosomat. Res. 1967. jYo 11. P. 213−218.
- Gurvitch G. The Spectrum of Social Time. Dordrecht (Holland): Reidel publ. CO. 1964. XXVI, 152 p.
- Kastenbaum R. Past versus Future Orientation in Psychotherapy for the Eldery Psychotherapy in Private Practice. 1987. Vol. 5(1). P. 115−121.
- Knapp R.N. Personality and the Psychology of Time The Study of Time. Ed. by J. Fraser, F. Haber, G. Muller. Berlin, Heidelberg, N.Y., 1972. P. 312 319.
- Komfeld A., Marshall P. SAT and TAT scores as measures of time perspective in institutionalized and community based senior adults International Journal of Psychosomatics. 1987. Vol. 34(3). P. 11−13.
- Lewin J., Goldstein R., Leiniker T. The role of memory and intefration in early time concepts Journal of experimental Child Psychology. 1984. Vol.37(2). P. 262−270.
- Lewin K. Time Perspective and Morale Civilian Morale. N.Y., 1942.
- Lewin K. Field Theory and Experiment in Social Psychology: Concepts and methods American Journal of Sociology. 1939. Vol. 44. P. 868 -897.
- Luscher M., Scott J. The Liischer Colour Test. Pocet Books. N.Y. 1959. 187 p. 153. McHale J. Time and the Future Sense Time and the Sciences. Paris: Unesco, 1979.-P. 85−101.
- Nuttin J. Motivation et Perspectives dAvenir. Universitaires de Louvain, 1980. 288p.
- Nuttin J. The Funure Time Perspecktive in Human Motivation and Learnina Acta Psvcholosica. 1964. Vol. 23. P. 60-
- Piaget J. Time Perseption in Children The Voices of Time. Ed. by T. Fraser.- N. Y., 1966. P. 202−214.
- Squyres E.M. Guidlines for use in scoring TAT stories for time-span Perseptual and iVIotor Stills. 1981.-Vol. 52. P. 333−334.
- Stevenson R.J., PoUitt C. The asquition of temporal terms Journal of child language. 1987. Vol. 14(3). P. 533−545.
- Time in Sciences and Philosophy. An international Study of Some Current Problems. -Prague: Academia, 1971. 305 p.
- Weinstein N.D. Unrealistic Optimism about Future Life Events Journal of Perssonality and Social Psychology. 1980. 39, 5. P. 806−820.
- Whirrow G.J. Time and Mankind Time and the Sciences Paris: Unesco, 1979.-P. 1−4.
- Wilkenins F. Lewin J., Druvan S. Childrens Counting strategies for time quantification and integration Lazzo B. Psychologie differentielle de ["adolescence. -Paris, 1972.-382 p. 138