Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: В возрастном диапазоне от 6 до 18 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дети дошкольного и младшего школьного возраста в значительной степени сосредоточены на настоящемподросток живет в настоящем времени, но для него имеет значение его прошлое и будущее — область предполагаемогов юности образ «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущеев молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на временную перспективу, сформировавшуюся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА И РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ВРЕМЕНИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Категория времени в философско-психологической литературе
    • 1. 2. Временная перспектива как характеристика психологического времени субъекта
    • 1. 3. Структура временной перспективы в образе «Я» субъекта
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБРАЗЕ «Я» СУБЪЕКТА
    • 2. 1. Появление временной перспективы в образе «Я» субъекта
    • 2. 2. Динамика временной перспективы в возрастном диапазоне
    • 2. 3. Гипотеза, психологический инструментарий и методы исследования
  • ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ В ОБРАЗЕ «Я» В ВОЗРАСТНОМ ДИАПАЗОНЕ ОТ 6 ДО 18 ЛЕТ
    • 3. 1. Диагностика содержания временной перспективы (констатирующая серия эксперимента).'
    • 3. 2. Формирование временной перспективы (формирующая серия эксперимента)
    • 3. 3. Обсуждение результатов и
  • выводы

Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта: В возрастном диапазоне от 6 до 18 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема времени на протяжении всей истории развития человечества привлекает неослабевающее внимание исследователей. Особую актуальность она приобрела в последнее десятилетия в связи с ускорением темпа жизни, увеличением объёма информации, перерабатываемого современным человеком, необходимостью постоянно адаптироваться к быстро меняющемуся предметному и социальному миру. В последние годы, особенно в связи с развитием и распространением экзистенциальной психологии, широко обсуждается проблема неумения молодого поколения ценностно распоряжаться временем жизни, выстраивать временную перспективу, расставлять в будущем цели, значимые для субъекта и окрашенные личностным смыслом.

Специфика психологического изучения времени заключается прежде всего в том, что оно охватывает широкий спектр разноплановых вопросов.

В частности, в рамках фундаментальных исследований временных отношений человека с миром заметную роль играют исследования психологического времени, временной жизненной перспективы, личностной организации времени как важных компонентов образа «Я». Особое значение приобретает изучение временной перспективы на начальных этапах развития личности, когда представление о своём будущем, осознание прошлого, конструирование своего жизненного пути, являясь основой личностного самоопределения, влияет на последующие значимые выборы человека. В настоящее время, в связи с изменением социально-экономической и политической ситуации в нашей стране наблюдается значительная переоценка ценностей человеком, следствием чего для многих является «размытый» ' образ будущего, неясность жизненной перспективы, «разрыв*' временных зон. Данное обстоятельство и определило выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: временные параметры образа «Я» субъекта в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет.

Предметом исследования в данной работе является содержание и динамика временной перспективы в образе «Я» субъекта в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет.

Общая гипотеза исследования. В своей динамике становление временной перспективы соотносится с этапами развития образа «Я» — на каждой стадии возрастного развития содержание временной перспективы имеет своеобразные качественные и количественные характеристики, в числе которых протяженность, специфическая структура, сфера принадлежности, значимость событий. По мере взросления временная перспектива становится более структурированной, дифференцированной, протяженной и когерентной.

Частные гипотезы исследования.

1. Для дошкольного возраста характеристиками временной перспективы являются ее неструктурированность, некогерентность, сфера принадлежности, недостаточно формируются такие ее параметры как протяженность, специфическая структура.

2. Для младшего школьного возраста характеристиками временной перспективы также являются неструктурированность, некогерентность, появление отдельных категорий структуры, изменение сферы принадлежности и эмоционального фона, недостаточно формируются такие ее параметры как специфическая структура, и протяженность.

3. В подростковом возрасте временная перспектива характеризуется формированием структуры и сферы принадлежности, недостаточно формируются такие ее параметры как когерентность и протяженность.

4. В юношеском возрасте характеристиками временной перспективы являются структурированность и протяженность, недостаточно формируется такой ее параметр как согласованность.

5. Психологическое содержание временной перспективы при стихийном формировании без специального внимания к её развитию в онтогенезе в большинстве случаев не выстраивается самостоятельно как целостная структура с полным набором необходимых компонентов и требует специальной психолого-педагогической работы.

6. Предлагаемый нами инструментарий позволяет провести диагностику содержания временной перспективы в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет.

7. Разработанная нами формирующая программа является эффективным средством формирования и коррекции психологического содержания временной перспективы в подростковом возрасте.

Проверка сформулированных гипотез определила иели нашего исследования:

1. Описание психологического содержания временной перспективы.

2. Анализ особенностей возрастной динамики временной перспективы.

3. Диагностика сформированности временной перспективы на разных возрастных ступенях.

4. Формирование и коррекция психологического содержания временной перспективы в подростковом возрасте.

Перечисленные цели обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач.

1. Провести теоретический анализ существующих в психологии исследований, связанных с временной модальностью развития образа «Я» .

2. Описать модельное содержание временной перспективы на разных возрастных ступенях в диапазоне от 6 до 18 лет.

3. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик, адекватных целям исследования.

4. Исследовать содержание временной перспективы на разных возрастных этапах, выявить недостаточно сформированные компоненты временной перспективы.

5. Подобрать батарею методик и разработать систему формирующих средств, направленных на диагностику и формирование полноценной временной перспективы и умений работать с ней.

Организация экспериментальной работы. Всего в эксперименте приняло участие 180 детей в возрасте от 6 до 18 лет. Исследование проводилось на базе детского сада № 97 г. Тулы (30 детей, средний возраст 6 лет), средней школы № 20 г. Тулы (30 младших школьников, средний возраст 8 лет, 30 подростков, средний возраст 13 лет), средней школы № 3 г. Тулы (30 младших подростков, средний возраст 11 лет), профессионального лицея № 26 г. Тулы (30 старших подростков, средний возраст 15 лет) и Тульского государственного университета (30 студентов первого курса гуманитарного факультета). Выбор испытуемых обусловлен задачей представить основные возрастные группы в анализе становления временной перспективы.

Методологической основой исследования выступают представления о времени интуитивизма А. Бергсона, философии жизни В. Дильтея и феноменологии Э. Гуссерля, проблема времени в экзистенциализме М. Хайдеггера, а также концепция временной перспективы Ж. Ньюттена, взгляды Л. С. Выготского, проблема жизненного пути C. J1. Рубинштейна, концепция личностного времени К.А. Абульхановой-Славской, исследования временной перспективы И. С. Кона, причинно-целевая концепция психологического времени личности (Е. И. Головаха, A.A. Кроник).

Методы исследования. Процедура исследования включала:

1) экспериментальную беседу с испытуемыми дошкольного и младшего школьного возрастов.

2) проведение диагностики временной перспективы старшего дошкольника, младшего школьника и младшего подростка при помоши рисуночного теста «Что я делал, когда был маленьким, что я делаю сейчас и что буду делать, когда буду большим», методика Р. Ф. Беляускайте, модифицированная нами.

3) выяснение временного содержания образа «Я» в подростковом и юношеском возрасте с использованием методики личностного семантического дифференциала, построенного на базе прилагательных, обозначающих черты личности и характера и ориентированных на оценку себя во временной перспективе, модифицированная нами методика личностного семантического дифференциала В. Ф. Петренко.

4) изучение изменения образа «Я» во времени в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте с использованием методики изменения образа «Я» во времени на основе модификации нами методики выявления оценки себя во времени И. Е. Валитовой.

5) выяснения психологического содержания прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе подросткового и юношеского возрастов с использованием методики ситуативной каузометрии A.A. Кроника, модифицированную нами.

6) теоретический и экспериментально-диагностический анализ, а также анализ результатов формирующего эксперимента.

Научная новизна и теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что впервые предложено психологическое исследование содержания временной перспективы в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет. До сих пор подобные исследования осуществлялись только в отношении частных временных параметров самосознания, то есть носили фрагментарный характер или же относились только к отдельным этапам онтогенеза, без изучения их в контексте длительных изменений по мере взросления. Несмотря на значимость анализа представлений развивающегося субъекта о времени собственной жизни, до сих пор недостаточно работ, в которых бы систематизировано и целенаправленно исследовались особенности переживания и рефлексии человека по поводу собственного прошлого, настоящего и будущего. В нашей работе основные акценты сделаны на изучении субъективной картины прошлого и настоящего, учтено то. что модель будущего человека определяется как реальными особенностями ретроспективы, так и спецификой осознания этих особенностей, субъективным отношением к ним.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Становление временной перспективы в своей динамике соотносится с этапами развития.

2. В дошкольном возрасте временная перспектива характеризуется неструктурированностью, несогласованностью, недостаточно сформированными специфической структурой, сферой принадлежности и протяженностью.

3. В младшем школьном возрасте характеристиками временной перспективы являются неструктурированность, несогласованность, характерно появление отдельных категорий структуры, расширение сферы принадлежности.

4. У подростков временная перспектива характеризуется несогласованностью, формированием структуры и сферы принадлежности.

5. Юношеская временная перспектива является структурированной и протяженной, но недостаточно протяженной.

6. Предлагаемый нами инструментарий позволяет провести диагностику содержания временной перспективы в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет.

7. Разработанная нами формирующая программа является эффективным средством формирования психологического содержания временной перспективы в подростковом возрасте.

Практическое значение работы мы видим в том, что ее результаты позволяют выделить ориентиры, облегчающие проведение психодиагностики детей с нарушениями структуры и параметров временной перспективы. Программа формирующего эксперимента дает возможность корректировать временную перспективу в подростковом возрасте, изменять отношение подростков к времени своей жизни, помогает эффективно использовать свой временной потенциал.

В настоящей работе представлены авторские результаты теоретико экспериментального исследования содержания и динамики временной перспективы в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет. Безусловно, это лишь один из путей познания таких сложных феноменов, какими являются чувство времени, осознание временной перспективы, рефлексия наполненности времени жизни взрослеющим субъектом, и его организация, методика и результаты не могут претендовать на универсальный характер. Тем не менее, ^^ нами получены объективные, экспериментально подтверждённые данные, позволяющие сделать ряд важных для психологии развития заключений. Их логическая последовательность может быть представлена следующим образом.

1. В философии общеприняты следующие определения основных характеристик категории времени: последовательность, характеризующая непрерывное следование одного явления, события за другимдлительность, определяемая как продолжительность, протяженность одного явления.

(события) во временисинхронность, понимаемая в двух значениях: как состояние взаимосвязанных явлений, их системы в определенный момент развития и как осуществление различных состояний одновременно, совпадение их во времени.

2. Наиболее общая философская постановка проблемы времени связана с двумя альтернативными подходами — субстанциональным и реляционным. С точки зрения субстанционального подхода время представляет собой некоторую абсолютную сущность, не связанную ни с какими материальными системамиреляционный подход рассматривает время как вторичную сущность, производную от структуры взаимодействия материальных систем.

3. Представление о специфике временных отношений различных уровней вполне соотносится с реляционным подходом, предполагающим, что длительность, последовательность и направление событий, происходящих в различных процессах, зависят от содержания этих процессов.

4. Временная перспектива — это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в сознании человека в некоторый конкретный момент времени.

5. Временная перспектива включает в себя, на наш взгляд, психологические прошлое, настоящее и будущее и характеризуется ее протяженностью, насыщенностью, структурой и реалистичностью.

6. В структуру временной перспективы можно включить следующие категории: ретроспектива (прошлое отдаленное, среднее прошлое, прошлое.

близкое), открытое настоящее, будущая перспектива (ближайшее будущее, близкое будущее, отдаленное будущее и историческое будущее).

7. Единицей временной перспективы, по нашему мнению, является событие, под которым подразумевается некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро.

8. События можно классифицировать следующим образом: СД — события детства, в том числе — событие своего рожденияСО — события образования, в том числе события в школе, события, связанные с учебой в университете (поступление, окончание) — СС — события в семье (отношения с родителями, создание семьи, рождение собственных детей) — СР — события работы, профессионального ростаСД — события, связанные с изменением в сфере досуга (отдыха,.

путешествия), события общения (знакомства, дружба, любовь), события интеллектуальных увлеченийСЦ — события, связанные с изменением в мыслях, ценностяхСМ — события приобретения материальных благ, переезда на другое место жительство, СУ — события утраты (собственная смерть, смерть близких и т. д.) — события, отнесенные к разным;

8. Субъективное время ребенка определяется как его образ себя в прошлом, настоящем и будущем. Временной аспект образа себя у ребенка Ш качественно различается на разных этапах онтогенеза, и в основе этих различий лежит содержание центральных для возраста личностных новообразований ребенка и особенности его коммуникативного опыта.

9. Дети дошкольного и младшего школьного возраста в значительной степени сосредоточены на настоящемподросток живет в настоящем времени, но для него имеет значение его прошлое и будущее — область предполагаемогов юности образ «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущеев молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на временную перспективу, сформировавшуюся в период от (gpдошкольного детства до юностивзрослость связана с обретением нового чувства времени. Будущее приобретает границу, время заметно убыстряет свой ход, а прошлое в нем становится с каждым годом продолжительнеев старости резко уменьшается доля будущего времени и увеличивается роль прошлого.

10. Все дети дошкольного возраста могут выделить временную последовательность, состоящую как минимум из трех элементов, но временная перспектива старших дошкольников не структурирована, некогерентна, с нейтральным или позитивным эмоциональным фоном в будущей и настоящей перспективе, у трети детей в ретроспективе отмечен негативный эмоциональный фон. Временная перспектива дошкольников в основном представлена яркими изолированными событиями, отражающими категории «удовольствия-неудовольствия», ее протяженность различна. Сфера событий представлена событиями детства, событиями, связанными с изменением в сфере досуга, увлечений и событиями работы. Таким образом, у дошкольников характеристиками временной перспективы являются ее неструктурированность, некогерентность, сфера принадлежности, недостаточно формируются такие ее параметры как протяженность, специфическая структура.

11. Временная перспектива у младших школьников также еше не структурирована, но нужно отметить появление ближайшего прошлого и удаленного будущего. Расширяется сфера событий, представленная событиями Щ детства, событиями, связанными с изменением в сфере досуга, событиями работы, а также события образования. Временная перспектива младших школьников также как и у дошкольников в основном представлена яркими изолированными событиями, отражающими категории «удовольствия неудовольствия». Протяженность ретроспективы находится в интервале от 2 до 8 лет, а протяженность будущей перспективы от 4 до 92 лет. Для младшего школьного возраста характеристиками временной перспективы также являются неструктурированность, некогерентность, появление отдельных категорий структуры, изменение сферы принадлежности и эмоционального фона, недостаточно формируются такие ее параметры как специфическая структура, и протяженность.

12. Во временной перспектх-ше у подростков представлены все категории ее структуры, за исключею1ем исторического будущего, которое отмечается лишь у незначительной части старшая подростков. В сфере принадлежности встречаются все виды событий. Самыми значимыми событиями являются окончание школы, будущая профессия, сзшружество. рождение ребенка, получение отличных и хороших оценок на экзаменах. Представлены также события, связанные с изменет1ем в сфере досуга (события отдьгха, события ;

путешествия), общения (знакомства, дружба, любовь), интеллектуальных З-ълечений, события в семье, события, связанные с приобретение материальных благ. Среди значимых событий обозначшюсь расширение сфер жжни (в мыслях, ч>'вствах, ценностях — «первая любовь», «появление нового друга», изменение в обществе — «занятие страной достойного места в мире», «первоеастие в выборах»). Отмечается появление в сфере принадлежности значительную часть важных событий (до 60%). их значимость по сравнеш1ю с яркими событиями. Но наряду с важны. ми событ1адми еще знач11тельно число ярких изолированных событий. Протяженность ретроспективы находится в интервале от 2 до 15 лет, а протяженность будущей перспективы от 4 до 85 лет.

В подростковом возрасте временная перспе1стива характеризуется формированием структуры и сферы принадлежности, недостаточно формируются такие ее параметры как когерентность и протяженность;

13. Временная перспектива юношеского возраста представлена всеми элементами структуры и всеми категориями событий. Значительная часть событий представлена важньгми, характерными и переломными событиями (до.

50%), являющимися более значимыми по сравнению с яркими событиями. Но наряду с важными событиями еще значительно число ярких изолированных событий. Протяженность ретроспективы составляет 17−18 лет, а протяженность будущей перспективы до 100 лет. Таким образом, в юношеском возрасте характеристиками временной перспективы являются структурированность и протяженность, недостаточно формируется такой ее параметр как согласованность и значимость.

14. Несфорлшрованность отдельных параметров временной перспективы (для дошкольного и младшего школьного возраста — протяженности и спещ1фической структурыв подростковом возрасте — когерентности и протяженностив юношеском возрасте — согласованности и значимости) связаны с тем, что в настоящее время никакой специализированной работы по формированию временной перспективы социальные ршституты не вед^т, несомненно, что дан-ная работа необходима для нормативного структурирования времени жизни.

15. В результате проведения форм^фуюшей cepm-i эксперимента, организованной по составленной нами методике, у подростков произошли следующие изменения временной перспективы: в структуре временной перспективы (представлены события, относящиеся к ближайшему, близкому и отдаленному будущему) — в протяженности временной перспективы (увеличение будущей перспективы от 16,5 до 23 лет в среднем) — в сфере принадлежности (в событийном списке увеличилось количество событий, связанных с общение. м, будущей работой, созданием семьи и изменением в.

мыслях). Значительные изменения в списке событий в основном касаются близкого и отдаленного будущего, можно также отметить ъеличение количества важных событий, и появление во временной перспективе переломных событш1.

16. Необходимо проведение планомерной психолого-педагогической работы по формированию временной перспективы в целом и отдельных ее параметров (структуры, согласованности, сферы принадлежности,.

протяженности). Для достижения наибольшего психотерапевтического эффекта нужно помочь подростку овладеть способами позволяющими создавать, конструировать и изменять различные параметры временной перспективы, на что и направлена программа, апробированная нами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская философского, К. А. Диалектика человеческой и жизни. (Соотношение методологического конкретно-научного подходов к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. 224 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. 279−297.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Психология формирования и развития личности. М.- Наука, 1 9 8 1 С 19−45. 4. с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М: Мысль, 1991. 299 социальной психологии Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.-221 с.
  5. К.А., Березена Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.
  6. Г. П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 304 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука. 1977.-380 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания Избр. психолог, труды: В2-ХТ.-М.: Педагогика. 1980. Т. 1 16−178.
  9. Ф. Возрасты жизни Философия и методология истории. М. 1977.-С. 216−244.
  10. О.Н. Опрециональные аспекты временной личности Вопросы психологии .No 4. 61−74.
  11. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Под перспективы ред. И. Б. Ханиной. М.- Наука- Смысл, 1999. 3 5 0 с. 125
  12. Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.- Мысль, 1966.-200 с.
  13. М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.- Наука, 1982. 222 с.
  14. Е.З. Становление самооценки и образа Я Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. Под ред. Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера. М., 1988. 56−65.
  15. А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Дисс… канд. психол. наук. М 1999. 152 с.
  16. СВ. Исследование особенностей формирования временных представлений у младших школьников (на материале усвоения грамматического времени): Автореф. дисс. канд. псих. наук. Минск, 1978. 19 с.
  17. Беляева-Экземплярская С И Определение личного темпа и ритма в повседней жизни//Вопросы психологии. 1961. -.N" 2. С 61−74.
  18. Р.Ф. Рисуночные пробы как средство развития личности ребенка Диагностическая диагностики работа и коррекционная школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987. 67−80.
  19. Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: Дисс… канд. психол. наук. М., 1997. 166 с.
  20. Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.- ПЕР СЭ, 2001.-319 с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детско.м возрасте. (Психологическое исследование.) М. «Просвешение», 1968. 464 с.
  22. А.К. Некоторые особенности восприятия времени в дошкольном С 65−67. возрасте /7 Новые исследования в психологии. 1977. .N"22. 126
  23. А.К. Психология времени в межличностных отношения. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. 120 с.
  24. О.Н. Временной аспект категориальной установки личности: Автореф. канд. психол. дисс. Новосибирск, 2000. 21 с.
  25. И.Е. Направленность на будущее у дошкольников и ее значение для формирования психологической готовности к школьному обучению Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возрастов. Респ. .межвед. науч. сб. Минск: 1987. Вып. 8. С 53−59. ф
  26. И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте: Дисс… канд. психол. наук.-М., 1990.-245 с.
  27. Н.Е. Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. М., 1977.- 172 с. 30.
  28. Восприятие пространства и времени. Л Наука, 1969. 136 с. Выготский Л. С. Проблема возраста Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4. 244−268.
  29. Л.С. Кризис семи лет Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4. 376−385.
  30. Л.С. Педология подростка Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. Т. 4 С 6−242.
  31. Л.С. К вопросу о динамике детского .характера Собр. соч.: в 6 т М 1984. Т. 5.-С.153−165.
  32. П. П. Категория времени в буржуазной европейской философии истории XX века. Философские проблемы исторической науки. М., 1969.- 225—262.
  33. В.П. Проблема времени в философии Хайдеггера Философия .марксизма и экзитенциализм. М. 1971. 402. 127
  34. П.П. Время и вечность: парадоксы континуума Вопросы философии. 2000. JYO 6. 113−115.
  35. П.П. От онтологизма к психологизму: Понятие времени и длительности в XYII XY1II вв. Вопросы философии. 2001. 7. 77−80.
  36. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. 256−259.
  37. Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте Жизненный путь личности Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. Отв. ред. Л. В. Сохаль. Киев, 1987. 225−236.
  38. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984.-200 с.
  39. Д.У. Эксперимент со временем. iM.: Аграф, 2000.-224 с.
  40. А.Б. Феномены человеческого бытия: Пособие для студентов ф вузов. Мн.: Бел. фонд Сороса: Армита Маркетинг, Менеджмент, 1997. 192 с.
  41. И.В. и др. Психология И.В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан- Под ред. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. М.: Академия, 2 0 0 1 464 с.
  42. В.И., Демидова А. Г. Превентивная психодиагностика в экологически неблагополучных районах: Научно-метод. пособие. Тула: ТО PIPO, 1997.-97 с.
  43. Э.А. Перспективы школьников и их формирование в процессе обучения и воспитания. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Иркутск, 1975. 22 с. 128
  44. T.B., Комогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников//Вопросы психологии. 1994. 47−58.
  45. .В. Патология личности: норма и патология. Под редакцией М. Р. Гинзбурга М.- Институт практической психологии, Воронеж МОДЭК, 1998.-352 с.
  46. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. В 2 т. Т.1: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1994. 432 с.
  47. М.С. Время как философская проблема. Вопросы философии. 1982. JYO 1 0 С 117−124.
  48. A.M. К проблеме функции времени в экзистенциализме Вопросы философии. 1978. 9 103−114.
  49. Котов-Хроменко В. Е. Особенности временной перспективы у ребенка среднего школьного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Одесса. 1956.- 16 с. 129
  50. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования Психология личности и образ жизни. М., 1987.- 149- 152.
  51. А.Д., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. Дубна: Феникс, КогитоЦентр, 1998. 2 2 4 с.
  52. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1984. 20 с.
  53. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. -М.: Изд-во УРАО, 1997. 1 7 6 с.
  54. И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей М.: Сфера, 1999.- 192 с.
  55. К. Определение понятия «поле в данный момент Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. М.: Изд-во МГУ, 1980.-С. 131−145.
  56. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.
  57. Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии, 2001. JYO 1.-С. 57−66.
  58. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
  59. И. Время пространство в египетской иероглифике. Академия наук СССР академику
  60. Litline и другие новые Н. Я. Марру. М.-Л., 1935. 283 с. методы психологии жизненного пути группа /Составление, общая редакция А. А. Кроника. М.: Издательская Прогресс, 1993. с.
  61. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии Вопросы психологии. 1985. .No 1 С 103−109. 130
  62. Д. Представление о времени в опыте дошкольника// Вопросы психологии. М. 2000. № 4 19−28.
  63. Л.Н., Лепилин С В Проблема времени в контексте междисциплинарных исследований. Послесловие А. И. Уемова. М.: Прогрессitt Традиция, 2002. -304 с. 78. среднем Массен П., Конгер Дж., Каган Дж. И Гивитц Дж. Развитие личности в возрасте. Психология личности. Тексты Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1882. 182−186.
  64. В.И. Гуссерль и Хайдеггер: феномен, онтология, время Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций В. А. Подорога, А. Б. Зыкова, И. С. Вдовина и др. М.- Наука, 1989. 110−136.
  65. Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.- Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
  66. B.C. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с. 82.
  67. B.C. Проблемы генезиса личности. М.: !У1ГПТ1, 1985. 102 с. Назаренко К. В. Формирование системы представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни): Дисс. …канд. психол. наук. Киев, 1974. 163 с.
  68. Е.В. Психологическое время в системе са.мосознания в раннем юношеском возрасте: .Лвтореф. канд. дисс. М.: 1988. 16 с.
  69. Е.В. Психологическое время в системе самосознания з раннем юношеском возрасте: Дисс… канд. психол. наук. М., 1988. 220 с.
  70. В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. 320 с.
  71. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996. 374 с. 89. личности Орлов А. Б. Развитие склонностей общей, и „временная возрастной и перспектива“ педагогической Основные проблемы психологии. М., 1978. 6−9.
  72. В.А. Психологическое профконсультационное собеседование как метод интенсификации профессионального самоопределения подростков /Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. науч. тр. /Редкол.: Д. И. Фельдштейн (отв. редактор) и др.-М.: изд. АПН СССР, 1990. С 131−140.
  73. В.Ф. Психосемантика сознания. М.:Изд-во IMOCK. ун-та. 1988.-208 с.
  74. В.Ф., Нистратов А. А., Хайруллаева Л. М. Исследования семантической структуры образной репрезентации методом невербального семантического дифференциала Вестник Московского университета. Серия
  75. Психология. 1980, 2. 27−36.
  76. Практическая психология образования Под ред. И. В. Дубровиной. М.:Сфера, 2000.-528 с.
  77. И. От существующего к возникающему: Вре. мя и сложность в физических науках: Пер. с англ./ Под ред. Ю. Л. Климентовича. М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1985. 328 с.
  78. A.M. Анализ содержания „образа Я“ в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы- интерната. Возрастные особенности психического развития детей. Сб. науч. тр./ Отв. ред. И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М Изд. .АПН СССР, 1982. 137−158.
  79. Проблемы воспитания пространства и времени. Л.- Изд-во ЛГУ, 1
  80. Психология личности и деятельности дошкольника Под ред. А. В. Запоржца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. 295 с.
  81. Л. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков Психология личности и образ жизни. М., 1987. 153- 158.
  82. Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. Санкт-Петербург: Петрополис, 1977.-880 с.
  83. Т. Д. Время как фактор регуляции деятельности детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. псих. наук. Л., 1973. 271 с.
  84. Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М. 1991. 68 с.
  85. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Р1здво АН СССР, 1958. 147 с.
  86. Л. Основы общей психологии СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  87. A.M. От Фрейда к Хайдеггеру: Критич. очерк экзистенциального психоанализа. М Политиздат, 1985. -175 с.
  88. Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6−7 летнего возраста Вопросы психологии. 1986. 4. 36−43.
  89. Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
  90. Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у юлодежи Психология личности и образ жизни. М., 1987. 213 217.
  91. О.М. Философия вре.мени в творчестве О. Э. Мандельштама Вопросы философии. 2001. .N» 5. 104−112.
  92. Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989.-256 с.
  93. Слободчиков антропологии. В-И., Исаев Е. И. Основы психологическор субъективное Психология развития человека: Развитие реальности, а онтогенезе: учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса. 2000.-416 с.
  94. Словарь практического психолога /Сост. Головин Д. Минск. 1998. 93−94.
  95. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 284 с.
  96. А. В. Опыт конкретно-исторической психологии личности Вступительная статья Ф.Т.Михайлова.— СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.
  97. Н.Н. Временная перспектива и психическое здоровье Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. М., Издательский центр Академия, 1997. 146 153.
  98. Толстых способности к Н. Н. Программа у развития учащихся временной 15−17 лет перспективы и целеполаганию Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте Под ред. И. В. Дубровиной. 3-е изд., стереотип М.: Издательский центр «Академия», 1998. 61 73.
  99. Н.Н. Отношение к будущему Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987. С 42−65.
  100. Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему у подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи Возрастные особенности психического развития детей. Сб. науч. тр./ Отв. ред. И. В. Дубровина. M.PI. Лр1сина. М.: Изд. АПН СССР. 1982. 111- 122. 134
  101. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.- Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997. 1 6 0 с.
  102. Философия Под. ред. проф. Л. А. Никитич. М.: ЮНИТИ ДАНА. 2000.-467 с.
  103. Л.А. Методика исследования возрастной динамики образа «Я» в подростковом возрасте /Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества: Сб. науч. тр. /Редкол.: Д. И. Фельдштейн (отв. редактор) и др. -М.: изд. АПН СССР, 1990. 123−130.
  104. Формирование личности старшекласника Под ред. И.В. Дубровиной- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 168 с.
  105. Французская философия и эстетика XX века Предисл. П. Морель- Коммент. А. В. Густырь, И. С. Вдовина. М.: Искусство, 1995. 46−51.
  106. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем.- М.- Республика, 1993. 447с.
  107. И.А. Время: природа, равномерность, измерение. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с. А
  108. Холл Кэлвин С Линдсей Гарднер Теории личности. М.: КСП-ь, 1997.-351 с.
  109. X. Жизненные события и когнитивный подход к личности. Психология личности и образ жизни. М. 1987. 158- 162.
  110. Ю.П. Некоторые проблемы лонгитюдного исследования жизненного пути и профессиональной карьеры Психология личности и образ жизни.-М., 1987.-С. 166- 173.
  111. А.Г., Похилько В. И. Экспериментальный подход к построению оазисного семантического словаря личностных черт Вестник Московского университета. Серия
  112. Психология. 1985, 3. С 3−10. 135
  113. Экзистенциальная психология. Экзистенция Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2 0 0 1 6 2 4 с.
  114. Д. Г. Восприятие времени и эмоциональные состояния личности. Вопросы психологии личности. Сб. статей под ред. Е. И. Игнатьева. Гос. учебно-педагогич. издательство Мин. просвещения РСФСР. М. 1960. С 72−85.
  115. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.в. М.- Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
  116. Ames L.B. The development of the sense of time in the young children.// Journal of Genetic Psychology. 1946. Vol.68. P. 97 125.
  117. Bellak L., Bellak S. Manual for the Supplement to the Childrens Apperception Test. Third Printing. N.Y., 1959
  118. Blinnika L. Personal, national and global image of the future in adulthood //Scandinavian Journal of Psychology, 1987.-Vol. 28(1). P. 35 41.
  119. Buller Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychogisches Problem. Gottingen: Hogrefe, 1959.-181 s
  120. Cohen J. Subjective Time The Voices of Time. Ed. by T. Eraser. N.Y., 1 9 6 6 P 257−275.
  121. Cohen J. Time in Psychology Time in Sciences and Philosophy. An international Study of some Current Problems. Prague: Academia, 1971. P. 153−164
  122. Cottle T.J. Perceiving time: a psychological study with men and women. N.Y., 1976.-267 p.
  123. Doob L. Pattering of Time. N e w Haven, 1971. 4 7 2 p
  124. Erikson E.H. Identity and the Life Cycle Psychological Issues. 1959. Vol. 1. P 1−171.
  125. Fraisse P. Time in Psychology Time and the Sciences. Paris: Unesco. 1979.-P. 71−84. 136
  126. Holmes Т.Н., Rahe R.H. The social readjustment rating scale J. Psychosomat. Res. 1967. jYo 11. P. 213−218.
  127. Gurvitch G. The Spectrum of Social Time. Dordrecht (Holland): Reidel publ. CO. 1964. XXVI, 152 p.
  128. Kastenbaum R. Past versus Future Orientation in Psychotherapy for the Eldery Psychotherapy in Private Practice. 1987. Vol. 5(1). P. 115−121.
  129. Knapp R.N. Personality and the Psychology of Time The Study of Time. Ed. by J. Fraser, F. Haber, G. Muller. Berlin, Heidelberg, N.Y., 1972. P. 312 319.
  130. Komfeld A., Marshall P. SAT and TAT scores as measures of time perspective in institutionalized and community based senior adults International Journal of Psychosomatics. 1987. Vol. 34(3). P. 11−13.
  131. Lewin J., Goldstein R., Leiniker T. The role of memory and intefration in early time concepts Journal of experimental Child Psychology. 1984. Vol.37(2). P. 262−270.
  132. Lewin K. Time Perspective and Morale Civilian Morale. N.Y., 1942.
  133. Lewin K. Field Theory and Experiment in Social Psychology: Concepts and methods American Journal of Sociology. 1939. Vol. 44. P. 868 -897.
  134. Luscher M., Scott J. The Liischer Colour Test. Pocet Books. N.Y. 1959. 187 p. 153. McHale J. Time and the Future Sense Time and the Sciences. Paris: Unesco, 1979.-P. 85−101.
  135. Nuttin J. Motivation et Perspectives dAvenir. Universitaires de Louvain, 1980. 288p.
  136. Nuttin J. The Funure Time Perspecktive in Human Motivation and Learnina Acta Psvcholosica. 1964. Vol. 23. P. 60-
  137. Piaget J. Time Perseption in Children The Voices of Time. Ed. by T. Fraser.- N. Y., 1966. P. 202−214.
  138. Squyres E.M. Guidlines for use in scoring TAT stories for time-span Perseptual and iVIotor Stills. 1981.-Vol. 52. P. 333−334.
  139. Stevenson R.J., PoUitt C. The asquition of temporal terms Journal of child language. 1987. Vol. 14(3). P. 533−545.
  140. Time in Sciences and Philosophy. An international Study of Some Current Problems. -Prague: Academia, 1971. 305 p.
  141. Weinstein N.D. Unrealistic Optimism about Future Life Events Journal of Perssonality and Social Psychology. 1980. 39, 5. P. 806−820.
  142. Whirrow G.J. Time and Mankind Time and the Sciences Paris: Unesco, 1979.-P. 1−4.
  143. Wilkenins F. Lewin J., Druvan S. Childrens Counting strategies for time quantification and integration Lazzo B. Psychologie differentielle de ["adolescence. -Paris, 1972.-382 p. 138
Заполнить форму текущей работой