Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие восприятия музыкальных произведений с учетом стиля индивидуальности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие восприятия музыкального произведения будет более эффективным, если будет осуществляться на основе рефлексии и учета следующих проявлений стиля индивидуальности: уровень эмпатийности восприятия музыкального произведения, уровень рефлексивности восприятия музыкального произведения, характер эмоциональной направленности при восприятии музыкального произведения, степень формализациии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психологические основы музыкального восприятия
    • 1. 1. Закономерности восприятия музыкальных звуков
    • 1. 2. Содержание и структура восприятия музыкального произведения
  • Глава II. Стилевые детерминанты музыкального восприятия
    • 2. 1. Развитие стилевого направления в психологии музыкального восприятия
    • 2. 2. Стилевые особенности слушательского восприятия музыкального произведения
    • 2. 3. Теоретические основы исследования репрезентации стиля индивидуальности с позиций теории стиля индивидуальности
  • Глава III. Экспериментальное исследование роли стилевых детерминант в характере восприятия музыкального произведения
    • 3. 1. Исследование стилевых характеристик процесса восприятия музыкального произведения
    • 3. 2. Экспериментальное исследование развития восприятия музыкального произведения с учетом стиля индивидуальности

Развитие восприятия музыкальных произведений с учетом стиля индивидуальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Общественное развитие XX века характеризуется неожиданным парадоксом: с одной стороны, в современном обществе наблюдается постоянно возрастающий интерес к индивидуальности человекас другой стороны — общество ощутило определенный духовный кризис, отражающийся в тенденции к рационализму, появлению так называемой массовой культуры, характеризующейся упрощением и обеднением чувств.

Музыкальное искусство, открывая огромные возможности для познания душевного мира человека, развивает способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им. Практически все люди проходят этапы увлечения музыкой. Но воздействие музыки зависит не только от свойств исполняемого музыкального произведения, но и от характера его восприятия. В свою очередь, искусство восприятия музыкального произведения требует определенных психологических навыков, от которых зависит, станет ли музыка серьезным увлечением или этот глубинный пласт человеческой культуры останется невостребованным.

В музыкальной психологии сложилось несколько направлений, изучающих процессы музыкального восприятия. Проблема восприятия музыкальной интонации как смысловой основы музыки разрабатывалась.

A. Андреевым, Б. В. Асафьевым, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьевым,.

B. В. Медушевским, В. П. Морозовым, Е. В. Назайкинским, О. В. Овчинниковой, Б. А. Яворским, и др. Существенный вклад в изучение особенностей психофизиологии музыкального восприятия внесли работы Ю. Н. Бычкова, Н. А. Гарбузова, Е. В. Назайкинского,.

B. Г. Порвенкова, Ю. Н. Рагса, В. П. Рыжова, Ю. В. Рыжова, D. S. Hill,.

C.-В. Monahan, S. Е. Trehub, и др. Проблема музыкального времени разрабатывалась и изучалась в исследованиях М. А. Аркадьева, М. М. Бахтина, Е. В. Назайкинского, Г. А. Орлова, Б. М. Теплова, С. Drake,.

A. Penel, В. Repp и др. Восприятие структуры художественного и, в частности, музыкального произведения, рассматривали JI. С. Выготский, М. Касслер, А. Моль, Е. В. Назайкинский, В. Фукс, P. Hindemith и др.- механизмы перехода между уровнями иерархии музыкальной формы и их восприятие были подробно описаны Б. Асафьевым. Восприятие музыкального произведения как целостного художественного образа в рамках психологии музыкального восприятия изучалось.

B. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, В. Г. Ражновым, Т. И. Суминой и др. Ряд отечественных и зарубежных исследований был посвящен связи музыкального восприятия и воображения (N. Cook, M.-J. Intons-Peterson, H.-S. Rosenberg, W. Trusheim). Исследования восприятие музыки как «музыкального языка», где музыка рассматривается либо как семиотический объект, либо акцентируется внимание на коммуникативной природе музыки, представлены в работах М. Г. Арановского, Е. Я. Басина, Ю. Кона, В. Лукьянова, В. В. Медушевского, Г. Р. Тараевой, J. P. Swain, и др.

В середине XX века большой интерес был проявлен к изучению систем, организующих процессы художественного и музыкального восприятия, таким как инварианта (В. Валькова, P. X. Зарипов, М. Михайлов, А. Моль, Е. В. Назайкинский, Е. А. Ручьевская, М. G. Boltz, Е. С. Carterette, W. J. Dowling, S. Hebert, D.-V. Kohl, I. Peretz, M. A. Pitt и др.), тезаурус (Г. Г. Воробьев, Т. М. Дридзе, Ю. Н. Караулов, D. S. Hill, G. Shellenberg, L.-J. Trainor, S. E. Trehub и др.), дискурс (E. В. Дуков, Г. В. Иванченко, R. Barthes, P. Bourdieu, L. Fiske и др.). Информационный подход к музыкальному восприятию представлен в исследованиях Г. В. Иванченко, Е. Coons, D. Kraehenbuehl, J. М. Mandler, L. В. Meyer, R. Pinkerton. Созданные в последние годы когнитивные модели музыкального восприятия акцентируют внимание на анализе динамической, процессуальной стороны процессов обработки информации (R.-A. Kendall, J. P. Swain). Получили широкий резонанс исследования ментальных репрезентаций структур музыки и механизмов, поддерживающих эти репрезентации. Многие модели строятся с опорой на уровневую структуру перцептивного акта, отражающую объективную многомерность и многоуровневость музыкального произведения (JL Я. Дорфман, Г. И. Иванченко, Е. В. Назайкинский, I. Deliege, St. McAdams, М. Melen, M.-L. Serafine et al., L. Thoresen). Получает распространение идея о том, что система художественного восприятия функционирует как самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система, подвижная и изменяющаяся на основе новых данных. База данных такой системы постоянно адаптируется и содержит большое число уровней, связанных между собой гетерархическими отношениями (Т. Moore, Ch. Carling).

Отдельной исследовательской темой музыкальной психологии выступает проблема слушательского восприятия музыки. Оно интегрирует в себе многие психологические свойства личности, что находит отражение в самых разных классификациях слушательского восприятия (Б. Асафьев, Н. JL Нагибина, М. С. Старчеус, Т. Адорно, Г. Вельд, Т. Мисьяк и др.). С распространением личностно-ориентированной парадигмы развития гуманитарных наук стали интенсивно разрабатываться социально-психологические подходы к искусству (А. Сохор, С. Стоянова, V. Ciancarelli, D. Rawlings, Н. P. Reineke, R. Wagner и др.). Имеют место попытки установить связь между жизненными стилями, жизненными проблемами и видами предпочитаемой музыки (К.-Э. Бине). Вместе с тем, построение синтетической типологии, отражающей то общее и особенное, что присуще человеку в ситуациях восприятия музыки, задача далеко не решенная.

Методология современной науки требует включения отдельных разделов психологии в общий психологический контекст, отхода от узко специальных моделей. Хорошо известные работы по психологии музыки Б. А. Теплова, Е. В. Назайкинского, A. JI. Готсдинера, выполненные в контексте теории деятельности. Вместе с тем, преимущество системного подхода (Б. В. Ломов) или системно-эволюционного подхода к анализу психических явлений (В. Б. Швырков, Ю. И. Александров) состоит в признании ими многомерности и многокачественности психического. Разработка системного направления теоретических поисков показывает, что объединяющим началом для целостности психики является активный субъект, осуществляющий процесс взаимодействия с миром в процессе континуального развития.

В последнее время в связи с исследованиями проблемы когнитивных стилей выделяются различные стратегии индивидуального восприятия субъекта. Значительный вклад в разработку проблемы когнитивных стилей как процессуальной характеристики познавательной деятельности, отражающей особенности отдельных познвательных процессов, внесли работы зарубежных исследователей (A. Adler, R. Gardner, G. Klein, R. Stagner, G. Witkin и др.). В отечественной психологии проблема когнитивных стилей в качестве самостоятелього объекта исследований выступала в работах Г. А. Берулава, М. С. Егоровой, И. Н. Козловой, В. А. Колги, В. С. Мерлина, А. И. Палея, Е. Соколовой, М. А. Холодной, И. П. Шкуратовой и др.

В контексте теории стиля индивидуальности (Г. А. Берулава) и ее развития в исследованиях Н. В. Фроловой, С. А. Печерской, Т. Я. Решетовой, Е. И. Татьяниной, Э. М. Сагилян, Т. J1. Сафоновой, М. Э. Прудниковой стиль индивидуальности рассматривается как процессуальная характеристика поведения субъекта, детерминированная его образом мира, отражающим особенности личностно-обусловленного смыслового поля. Стиль индивидуальности, являясь базовой категориальной характеристикой личности, во многом определяет стратегии ее развития, ее позиции по отношению к тем или иным явлениям действительности, направленность и избирательность процессов субъективного восприятия.

В то же время отсутствуют работы, посвященные исследованию проявления стиля индивидуальности в процессе восприятия музыкального произведения. Вместе с тем практика показывает, что отсутствие рефлексии по поводу индивидуальных стилевых особенностей процесса восприятия музыкального произведения не позволяет достаточно глубоко и объемно воспринимать музыкальное произведение. Недостаточная разработанность указанных вопросов определила выбор темы исследования: «Развитие восприятия музыкальных произведений с учетом стиля индивидуальности».

Цель исследования состоит в выявлении индивидуальных стилевых особенностей восприятия музыкального произведения.

Объект исследования: стиль индивидуальности субъекта.

Предмет исследования: индивидуальные особенности восприятия музыкального произведения, детерминированные стилем индивидуальности личности.

Гипотеза исследования: стиль индивидуальности личности в значительной степени определяет стратегию восприятия музыкального произведения.

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют: принципы системного подхода к исследованию психических явлений (П. К. Анохин, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов и др.) — теория стиля индивидуальности Г. А. Берулава.

Задачи исследования:

— проанализировать и обобщить психологические исследования, посвященные изучению проблемы восприятия музыкального произведения;

— выявить показатели степени сформированности восприятия музыкального произведения;

— определить психологические характеристики восприятия музыкального произведения, на которые оказывает влияние стиль индивидуальности;

— исследовать проявления различных стилей индивидуальности в процессе восприятия музыкального произведения;

— выявить психологические условия развития восприятия музыкального произведения с учетом стиля индивидуальности.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследованиятест диагностики стиля индивидуальности Г. А. Берулаваразработанные автором опросник самооценки проявления стиля индивидуальности в процессе восприятия музыкального произведения, а также опросник самооценки сформированности процесса восприятия музыкального произведениябеседа. Качественный и количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.

Научная новизна исследования состоит в том, что определены психологические характеристики восприятия музыкального произведения, на которые оказывает влияние стиль индивидуальностиустановлены характерные проявления различных стилей индивидуальности в процессе восприятия музыкального произведениявыявлена степень сформированности процесса восприятия музыкального произведения в зависимости от понимания субъектом своего стиля индивидуальности и умения его корректировать, выявлены психологические условия развития восприятия музыкального произведения с учетом стиля индивидуальности.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные данные позволяют уточнить роль стиля индивидуальности в сфере восприятия музыкальных произведений. Теоретические и экспериментальные результаты являются значимыми для развития педагогической психологии.

Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы практическими психологами и преподавателями для совершенствования культурнопросветительской деятельности и работы с учащимися музыкальных учебных заведений. Разработанное автором учебное пособие «Развитие восприятия музыкального произведения с учетом стиля индивидуальности» используется в практике подготовки психологов по специализации «Психология искусства».

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, системным рассмотрением проблемы, экспериментальной проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробациикорректным использованием методов сбора и проверки эмпирического материаламногоаспектностью обработки данных, включающих качественные и количественные оценки.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи) и Детской музыкальной школы им. И. А. Шмелева (г. Сочи).

Положения, выносимые на защиту:

1. Стиль индивидуальности личности обуславливает процессуальные характеристики ее психической активности, проявляющиеся в характере восприятия музыкального произведения.

2. Стиль индивидуальности дифференцирует характер восприятия музыкального произведения в зависимости от обобщенности, эмоциональной насыщенности и динамичности его образа мира.

3. Стиль индивидуальности оказывает влияние на такие характеристики восприятия музыкального произведения, как: уровень эмпатийности восприятия музыкального произведения, уровень рефлексивности восприятия музыкального произведения, характер эмоциональной направленности при восприятии музыкального произведения, степень формализациии восприятия музыкального произведения, степень обращения при описании музыкального произведения к эмоционально-насыщенным образам, уровень эмоциональной насыщенности в восприятии музыкального произведения, степень апелляции к динамическим особенностям музыкального произведения, объем описания музыкального произведения, наличие невербального выражения эмоциональной отзывчивости на музыку при прослушивании и описании музыкального произведения, степень двигательной активности в процессе восприятия музыкального произведения, уровень ассоциативности в восприятии музыкального произведения, уровень когнитивной сложности в восприятии музыкального произведения.

4. Восприятие музыкального произведения будет более полным и содержательным, если будет строиться на основе рефлексии своего стиля индивидуальности.

Апробация результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии личности Научно-образовательного Центра Российской Академии образования в г. Сочина заседаниях кафедры психологии Института экономики, права и социологии г. Сочина Всероссийском научном симпозиуме «XXI век — перспективы развития образования (предложения к разработке национальной доктрины образования» (Сочи, 1998) — на Международном научном семинаре «Развитие творческих способностей личности в условиях гуманизации образования» (Сочи, 2000) — на Всероссийском научно-практическом симпозиуме «Развитие отечественной системы образования в рамках гуманистической образовательной парадигмы» (Сочи, 2000) — на Международном научном симпозиуме «XXI век: воспитание личности в свете гуманистической образовательной парадигмы» (Сочи, 2000) — на Всероссийской научно-практической конференции «Личность в современном мире» (Сочи, 2001) — на IV Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе».

Пермь, 2001), на региональной научно-практической конференции «Современные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в вузе» (Сочи, 2002).

Публикации: по материалам исследования имеется пять публикаций.

Структура диссертации: выполненное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исследование процессов музыкального восприятия отражает две тенденции в развитии психологии: тенденция к дифференциации и изучение отдельных аспектов музыкального восприятияи интегральный подход к проблеме музыкального восприятия, поиск систем, опосредующих восприятие музыки и апеллирующих к целостной индивидуальности. Переход к личностно-ориентированной парадигме развития личности позволил рассматривать стилевые проявления различных форм поведения, мышления, восприятия как дифференцированных репрезентаций стиля индивидуальности, который детерминирован сферой бессознательного и является универсальной процессуальной характеристикой психики, оказывающей непосредственное влияние на стратегии восприятия музыкального произведения.

2. Изучение сформированности восприятия музыкального произведения у молодежи в возрасте от 18 до 22 лет показало, что 82% испытуемых не дают целостной характеристики музыкального произведения. Из общего количества опрошенных 59% опрошенных не характеризуют сюжетную сторону музыкального произведения, лишь 28% опрошенных характеризуют преимущественно эмоциональную сторону музыкального произведениядинамическую выразительность отметили только 46% опрошенныхритмические особенности — 43%- композицию музыкального произведения — 51%. В ходе опроса было выявлено, что 68% не любят или не умеют обсудить свои впечатления о музыке, 73% опрошенных считают неудовлетворительным и малоинформативным обмен мнениями по поводу музыкальных произведений.

3. Проведенное исследование позволило выявить следующие характеристики восприятия музыкального произведения, на которые оказывает влияние стиль индивидуальности: уровень эмпатийности восприятия музыкального произведения, уровень рефлексивности восприятия музыкального произведения, характер эмоциональной направленности при восприятии музыкального произведения, степень формализациии восприятия музыкального произведения, степень обращения при описании музыкального произведения к эмоционально-насыщенным образам, уровень эмоциональной насыщенности в восприятии музыкального произведения, степень апелляции к динамическим особенностям музыкального произведения, объем описания музыкального произведения, наличие невербального выражения эмоциональной отзывчивости на музыку при прослушивании и описании музыкального произведения, степень двигательной активности в процессе восприятия музыкального произведения, уровень ассоциативности в восприятии музыкального произведения, уровень когнитивной сложности в восприятии музыкального произведения.

4. Восприятие музыкального произведения опосредовано стилем индивидуальности, что проявляется в различном характере и степени когнитивной сложности восприятия эмоционально-образного содержания музыкального произведения, композиционных особенностей музыкального произведения, в различном характере поведенческих реакций процесса восприятия музыкального произведения.

Стиль индивидуальности оказывает непосредственное влияние на стратегию восприятия музыкального произведения и иерархию акцентов восприятия в зависимости от доминирования у субъектов полюсов стиля индивидуальности: интегрально-теоретического, интегрально деятельностного, интегрально — эмоционального, дифференциально-теоретического, дифференциально — деятельностного, дифференциальноэмоционального.

Лица с интегрально-теоретическим и дифференциально-теоретическим стилем индивидуальности в описании музыкального произведения акцентируют такие его формальные стороны как: композиция, форма, стиль, жанр, инструментовка и т. п. Эмоциональная сторона музыкального произведения описывается через характеристики стиля и жанра. Динамические характеристики музыкального произведения описываются через формальные характеристики темпа и ритма. Прямое описание эмоций и чувств, выражаемых музыкальным произведением, как правило, отсутствует. Лица с интегрально-деятельностным и дифференциально-деятельностным стилем индивидуальности опираются в описании музыкального произведения на такие его динамические стороны4 как: интенсивность звучания, ритмические особенности, темпо-ритмическая организация. Эмоциональная сторона музыкального произведения описывается через эмоционально-насыщенный сюжет, либо через эмоционально-темпераментальные характеристики. Формальные характеристики музыкального произведения, такие как: стиль, жанр, композиция и пр., часто игнорируются. Лица с интегрально-эмоциональным и дифференциально-эмоциональным стилем при описании музыкального произведения в целом ориентированны на субъективные чувства, вызываемые музыкальным произведением. Дают глубокие образные характеристики музыкального произведения, часто при этом не отмечая собственно динамических особенностей музыкального произведения, и игнорируя формальные характеристики музыкального произведения.

5. Развитие восприятия музыкального произведения будет более эффективным, если будет осуществляться на основе рефлексии и учета следующих проявлений стиля индивидуальности: уровень эмпатийности восприятия музыкального произведения, уровень рефлексивности восприятия музыкального произведения, характер эмоциональной направленности при восприятии музыкального произведения, степень формализациии восприятия музыкального произведения, степень обращения при описании музыкального произведения к эмоционально-насыщенным образам, уровень эмоциональной насыщенности в восприятии музыкального произведения, степень апелляции к динамическим особенностям музыкального произведения, объем описания музыкального произведения, наличие невербального выражения эмоциональной отзывчивости на музыку при прослушивании и описании музыкального произведения, степень двигательной активности в процессе восприятия музыкального произведения, уровень ассоциативности в восприятии музыкального произведения, уровень когнитивной сложности в восприятии музыкального произведения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М, 1991, — 216 с.
  2. В. М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1982.
  3. С. С. «Аналитическая психология» К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике: Сб. статей / Сост. В. И. Тасалов- отв. ред. Б. В. Сазонов. М., Искусство, 1972, с. 127 130.
  4. О. М. Об адекватности восприятия музыкального метра // Искусство и наука. Вып. 1. М., 1970.
  5. А. Понять природу человека. СПб., 1997.
  6. Т. Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций. Вып. 1,2. М.: Изд-во Ин-та философии, 1973.
  7. Т. В. Введение в социологию музыки. Двенадцать критических лекций // Избранное: Социология музыки. М. СПб.: Университетская книга, 1999.
  8. Е. С., Дейнека О. С. Соотнесение когнитивного стиля с индивидуальным стилем на основе анализа ориентировочных и исполнительных компонентов //Когнитивные стили / под ред. В. Колга. -Таллин: ТПИ, 1986, С. 65−68.
  9. В. М. Когнитивные стили в контурах процесса познания // Когнитивные стили / Под ред. В. А. Колга. Таллин: ТПИ, 1986. -С. 17−20.
  10. . Г. Психологическая структура человека как субъекта. Человек и общество. Вып. 2. Л. 1967, -387с.
  11. А. К истории европейской музыкальной интонационности. М.: Музыка, 1996.
  12. О. Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развитияинтегральной индивидуальности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Пермь, 1994.
  13. А. Ф. Психологический диагноз: теоретико-методологические основы. Автореферат. доктора психол. наук. Москва, 1994.
  14. М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 252−271.
  15. М. Г. Интонация, знак и новые методы // Советская музыка. 1980. № 10. С. 99−109.
  16. М. Г. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. Вып. 6. М., 1987, с. 5 -44.
  17. М. А. Временные структуры новоевропейской музыки (Опыт феноменологического исследования). М.: ИЦ Гарант, 1992.
  18. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  19. Е. Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980.
  20. . Задачи и методы современной музыкальной критики // Музыкальная культура. 1924. № 1. С. 3−25.
  21. . музыкальная форма как процесс. Кн. 2: Интонация. JL: Музыка, 1971.
  22. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Сост., общ. ред. и вступит, статья Г. К. Косикова. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1989.
  23. Т. А. Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1989.
  24. Е. Я. Семантическая философия искусства. М.: Мысль. 1973.
  25. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  26. В. В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психологический журнал. -1996, т. 17, N1, -С.86.
  27. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. М., 1924.
  28. Беляева-Экземплярская С. Н. Исследование психологии современного массового слушателя // Музыкальное образование. 1929. № 4. С. 18−22.
  29. Беляева-Экземплярская С. Н. Заметки о психологии восприятия музыкального времени в музыке // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М. Музыка, 1974. С. 303−329.
  30. Н. А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.
  31. Г. А. Диагностика развития мышления. Уссурийск: Изд-во УГЛИ, 1991- 46с.
  32. Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся: Учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1990. — 88с.
  33. Г. А. Диагностика и развитие мышления подростков. Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута. 1993. 240 с.
  34. Г. А. Новые тенденции в исследовании когнитивных стилей.// Новые исследования: проблемы когнитивных стилей в психологии / Под ред. Г. А. Берулава. М.: Российское психологическое общество, 1995.
  35. Г. А. Стиль индивидуальности. М.: МАГО, 1996. 45с.
  36. Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 236с.
  37. Г. А. К проблеме стилевых особенностей мышления // Современные проблемы психологии мышления: Ежегодник, вып. 2 / Под ред. Г. А. Берулава, И. Н. Семёнова. М.: Российское психологическое общество, Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. С. 9 — 26.
  38. Г. А. Нейролингвистическое программирование как направление стилевого подхода // Проблемы индивидуализации обучения. Сочи, НОЦ РАО, 1999.
  39. Г. А. Психологическая диагностика: Учебное пособие. -М., 1993 (в соавторстве).
  40. Г. А. Психологические особенности интегративного когнитивного стиля «дифференциальность-синтетичность» // Современные проблемы психологии мышления. М., Ежегодник, 1994, вып.1. С. 54 — 64.
  41. Г. А. Психология естественнонаучного мышления. — Томск: Изд-во Томского уни-та, 1991. 185с.
  42. Г. А. Теоретические основы содержания и диагностики когнитивного стиля «дифференциальность-интегральность» // Гуманизация образования. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995, № 2. С.67−77.
  43. Г. А. Тест для диагностики когнитивного стиля «дифференциальность-интегральность». -М.: МАГО, 1995.
  44. М.Н., Берулава Г. А. Технологии индивидуализации обучения на основе учёта когнитивного стиля. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1996, -34 с.
  45. Г. А. Образ мира. Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2001.- 46 с.
  46. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное пособие. Сочи: НОЦ РАО, 2002. — 94с.
  47. М. Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования // Гуманизация образования. Ежегодник. — Франкфурт-на-Майне- Берлин- Берн- Нью-Йорк- Париж- Вена, 1998.
  48. М. Н. Анализ традиционных моделей обучения // Концепция и программа развития общеобразовательной школы. / Под ред. Берулава М. Н. Сочи: СФИТОиП РАО, 1998.
  49. М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. — 1998, № 1.
  50. М. Н. Теория и практика гуманизации образования. М., Гелиос АРВ, 2000. 340 стр.
  51. М. М. Развитие рефлексивности стиля индивидуальности в профессиональной деятельности руководителей педагогических коллективов. Дисс. канд. пед. наук. Шуя- 1999. 170с.
  52. Д. Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. — 1999. № 2.
  53. М. Г. Принципы организации повторов на микроуровне музыкального текста: Автореф. дисс.. канд. искусствовед. Тбилиси, 1979.
  54. Бочкарев JL JI. Адекватность восприятия музыки в зависимости от психических состояний слушателей // Новые исследования в психологии. 1981. № 2. С. 47−49.
  55. Бочкарев JI. J1. Психология музыкальной деятельности. М.: ИП РАН, 1997.
  56. Брегер JL Г. Пространственный образ мира в структуре художественного стиля // Эстетический логос: Сб. статей / Отв. ред. К. М. олгов. М.: изд-во Ин-та философии РАН, 1990. С. 72−93.
  57. А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993, № 6.
  58. И. К. К историческому развитию музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления / Сост. И ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 29−68.
  59. Ю. Н. Целостный анализ музыкального произведения и формы проявления активности музыкального сознания. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1984.
  60. В. К. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978. С. 168−190.
  61. . И. А. Слуховой анализ сложных звуков. JL: Наука, 1978.
  62. Васина-Гроссман В. А. Музыка и поэтическое слово (Ч. 2. Интонация- Ч. 3. Композиция). М.: Музыка, 1978.
  63. Вахеметса A. JL, Плотников С. Н. Человек и искусство. Проблемы конкретно-социологических исследований искусства. М.: Мысль, 1968.
  64. . М. Современня когнитивная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  65. . М. Функциональная организация познавательных процессов: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  66. . М. Об уровнях когнитивной организации: неоконченный сценарий Берштейна // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1998. № 4. С. 13−23.
  67. . М., Блинникова И. В., Лапин Е. А. Представление реального и воображаемого пространства // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 103−112.
  68. Л. Культура и ценность И Человек. 1991. № 5. С. 97 109.
  69. Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988.
  70. . Р. Ю. Музыка и наука. М.: Наука, 1993.
  71. А. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // музыкальное искусство и наука: Сб. статей. Вып. 1. м. Музыка, 1970. с. 11−38.
  72. А. А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков: автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1972.
  73. Т. В. Психологические механизмы повышения уровня активности общения. Автореферат .канд. психол. наук. Новосибирск, 1996.
  74. Г. Г. Теория тезаурусов в анализе коммуникаций // Семиотика и информатика. Вып. 11. М., 1979. С. 3−34.
  75. Восприятие музыки: Сб. статей / Сост. В. В. Максимов. М.: Музыка, 1980.
  76. Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АН РСФСР, 1956.
  77. Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 122−139.
  78. Гайлите 3. Р. Некоторые аспекты восприятия сонатной композиции // Советская музыка. 1985. № 9. С. 66−68.
  79. Гайлите 3. Р. Лирика и драма в сонатных композициях ранних романтиков (психологический и эстетический аспект): Автореф. дисс.. канд. искусствовед. Вильнюс, 1988.
  80. П. Я. К проблеме бессознательного. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 1978. С. 35−69.
  81. П. Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. 1977. № 4. С. 56−83.
  82. Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
  83. Н. А. Зонная природа динамического слуха. М.: Музгиз, 1955.
  84. Н. А. Зонная природа тембрового слуха. М.: Музгиз, 1956.
  85. . М. О некоторых принципах структурного анализа музыки // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. С. 129−152.
  86. Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875.
  87. Э. Опыт построения научной критики (эстопсихологии). СПб., 1892.
  88. Игорь Глебов. Ценность музыки // De Musica. Пг., 1923, с. 19 -20.
  89. . Что такое психология? М., 1992. Т.2. гл. 10.
  90. Г. А. Зонная природа музыкального слуха: информационный подход // Искусство в контексте информационной культуры (Проблемы информац. культуры. Вып.4). М.: Смысл, 1997 а. С. 88−104.
  91. Г. А. Информация и творчество. М.: Русский мир, 1997б.
  92. Г. А., Петров В. М. Информация поведение -творчество. М.: Наука, 1991.
  93. Г. О вариантности музыкального образа // Восприятие музыки / Сост. В. Н. Максимов. М.: Музыка, 1980. С. 127−140.
  94. Я. Э. Логика мифа. М., 1987.
  95. Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. С.306−308.
  96. К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970.
  97. А. Л. Формирование музыкальных способностей школьников в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: Дисс.. канд. пед. наук. Л., 1967.
  98. Готсдинер А.. Музыкальная психология. М.: Магистр, 1993. С. 190.
  99. Л. А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 130−133.
  100. Л. Я. Актуальные проблемы интегрального исследования индивидуальности в непрофессиональной художественной деятельности // Проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989. С. 4−23.
  101. Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии. 1988, № 5. С.88−95.
  102. Л. Я. Образ человека в концепции индивидуальногостиля деятельности // Индивидуальность и способности / Под ред. В. Н. Дружинина, В. М. Русалова, О. Ф. Потемкиной. М., 1994. С. 43−70.
  103. JI. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993.
  104. Л. Я. Эмоции в искусстве. Теоретические подходы и эмпирические исследования. М: Смысл, 1997.
  105. Дорфман J1. Я., Покровенко Г. М., Халимончук Е. Г. Особенности группировкимузыкальных текстов исполнителями // Культура. Искусство. Человек. / Отв. ред. А. И. Исаченкова. Пермь, 1994. С. 175 -176.
  106. Л. Я., Шайко Н. Э. Опросник по определению эмоциональных переживаний, возникающих под влиянием музыки // Проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве / Отв. редактор Л. Я. Дорфман. Челябинск, 1989. С. 135−150.
  107. Ю8.Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.
  108. Т. В. Когнитивно-эмоциональные детерминанты формирования мотивационных функций: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Новосибирск, 1995.
  109. Е. В. Неромантические проблемы романтического жанра // Советская музыка. 1988 а. № 10. С. 57−63.
  110. Е. В. Современная зарубежная социология музыки: состояние и основные тенденции развития (по материалам исследований в Австрии, НРБ, ГДР, ПНР, ФРГ) // Музыка. Обзорная информация. Вып. 4. М., 1988 б.
  111. Е. В. Слушатель в мире музыки с культурно-исторической точки зрения // Вопросы социологии музыки: сб. трудов. Выпуск III. В. Дуков М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1990. С. 86−99.
  112. Е. В. Цивиизационные тренды и крах массовой культуры // От массовой культуры к культуре ндивидуальных миров: новая парадигма цивилизации: Сб. статей. М.: Изд. ГИИ, 1998. С. 6−22.
  113. Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры: Очерки социального бытия искусства. М.: Изд. ГИИ, 1999.
  114. В. Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. JL, 1985.
  115. М. С. Природа межиндивидуальной вариативности показателей когнитивного стиля. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1983, НИИ ОПП АПН.
  116. А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. Калинин, 1977.
  117. P. X. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1974.
  118. P. X. Машинный поиск вариантов при моделированиитворческого процесса. М.: Наука, 1983.
  119. О. А. Индивидуализация обучения в вузе с учётом доминирующих когнитивных стилей студентов. Дисс. доктора пед.наук. — Сочи, 2001.
  120. О. А. Психолого-педагогический аспект проблемы когнитивных стилей. М.: НЦС и МО, 1998. 75с.
  121. В. В. Понимание в познании и общении. М.: Институт психологии РАН, 1994. 235 с.
  122. Г. В. Языки музыки и музыкальные предпочтения // Искусство в контексте информационной культуры (Проблемы информационной культуры. Вып. 4.). М.: Смысл, 1997 а. С. 105−113.
  123. Г. В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог: Изд. Таганрогского радиотехнического ун-та, 1999.
  124. Г. В. Психология восприятия музыки" подходы, проблемы, перспективы. М.: Смысл, 2001.-264 с.
  125. Г. В. Восприятие музыки и музыкальные предпочтения //Психол. журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 72−81.
  126. Г. В., Рыжов В. П. Иерархическая система эстетического восприятия: информационный подход // Труды Междунар. научн. симпозиума «Информационный подход в эмпирической эстетике». Таганрог: Изд. Таганрогского радиотехн. ун-та, 1998. С. 177−188.
  127. М. Е., Самарков О. А. Рок-музыка: таланты и поклонники // Социологические исследования. 1989. № 5. С 64−69.
  128. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85−93.
  129. Дм. Воспитание ума и сердца. М., 1981.
  130. Казанджиева-Велинова 3. Г. Социально-психологическое исследование воздействия музыки на аудиторию радио и телевидения: Автореф. дисс. канд. психол. наук. JL, 1979.
  131. Ю. В. Музыкант исполнитель — публика (Социологические проблемы современной концертной жизни). Исследование / ЛГИТМК. JL: Музыка, 1985.
  132. Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
  133. Н. В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье: Автореф. дисс. доктора пед. наук. М., 1997.
  134. Кац Б. О некоторых чертах структуры вариационного цикла (К вопросу о музыкальном синтаксисе) // Вопросы теории и эстетики музыки.
  135. Вып. II. Л.: Музыка, 1973. С. 167−183.
  136. А. П. Вопросы психолингвистического исследования семантики. Минск, 1978.
  137. Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1968.
  138. В. А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Л., 1976.
  139. В. А. Когнитивные стили как критерий школьной зрелости // Тезисы республиканской конференции «Формирование школьной зрелости ребенка». Таллин, 1982. С. 86−92.
  140. В. А. Исследование когнитивных стилей в СССР // Интегральное исследование индивидуальности / Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь, 1992. С. 17−36.
  141. Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люли до наших дней. М.: Музыка, 1967. С. 93−104.
  142. Т. В., Пармей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии 1989, № 6, с. 140−147.
  143. Нб.Коссов Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопр. психол. 1997, № 6, с. 58−68.
  144. А. Г. Восприятие мелодии. Мелодическе параметры поцесса восприятия музыки. Киев: Наукова думка, 1986.
  145. Г. М., Морозов В. П. Особенности восприятия эмоционального контекста вокальной речи слушателями разных категорий // Речь и эмоции: Материалы симпозиума / АН СССР. Л., 1975, с. 118 124.
  146. Л. А. Акустика музыкальных инструментов. М.: Легпромбытиздат, 1989.
  147. Леви-Стросс К. Из книги «Мифологичные I. Сырое и вареное» // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С. 25 49.
  148. Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов. //Сб. Типологические особенности высшей нервнойдеятельности человека. Изд-во АПН РСФСР, М., 1959, -С.38−96.
  149. Н. С. Индивидуальные различия в способностях // Сб. «Психологическая наука в СССР», — Т. 2, 1960.
  150. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.
  151. А. Н. Психология образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, психология. 1979. № 2. С. 3−13.
  152. А. Н. Проблемы развития психики. М.: изд-во Моск. ун-та, 1981.
  153. А. Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. С.13−15.
  154. А. Н. Философия психологии. М., 1994.
  155. А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
  156. Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке. // Вопр. психол. № 3 1989. С. 11−21.
  157. Д. А. Человек и мир, логика жизненных отношений // Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия. // Под ред. Б. А. Парахонского. Киев: Наукова думка, 1990. С.47−58.
  158. Д. А. Введение в психологию искусства. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
  159. А. В. Стилевые и темпераментные свойства в структуре индивидуальности человека: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993. -19с.
  160. А. В. Стиль человека и окружающая действительность: базовые параметры взаимодействия // Природа психического. Пермь, 1994. С. 25−32.
  161. Лисса 3. Проблемы времени в музыкальном произведении // Интонация и музыкальный образ. М., 1965. с. 323−342.
  162. Лисса 3. О процессуальном характере музыкального произведения // Борьба идей в эстетике / Отв. ред. М. Ф. Овсянников. М., 1966. С. 122- 137.
  163. А. Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. М., 1990. С. 195−392.
  164. В. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки. Л.: Музыка, 1978.
  165. С. Семантика музыкального знака: автореф. дисс.. канд. искусствовед. Вильнюс, 1980.
  166. Э. И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности. //Тезисы научно-практического семинара «Когнитивные стили» -Таллин., 1986. -С.47−50.
  167. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
  168. А. М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психол. журнал. 1984. № 1. С.9−17.
  169. В. А. Диалогический подход в восприятии музыки // Психол. журнал. 2000. Т. 21. № 5. С.117−120.
  170. В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. Вып. 4. М.: Музыка, 1977. С. 79 113.
  171. В. В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. Вып. 4. М.: Музыка, 1977. С. 79 113.
  172. В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа // Музыкальное произведение: сущность, аспекты анализа: Сб. статей / Сост. И. А. Котляревский, Д. Г. Терентьев. Киев: Музычна Украйина, 1988. С. 5 17.
  173. В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.
  174. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 1994.
  175. Мелик-Пашаева К. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М., 1975. С. 467−479.
  176. В. С. Очерк психологии личности. Пермь, 1959, -234с.
  177. В. С. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психологии // Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой / Под ред. В. С. Мерлина и Б. А. Никитюка. Пермь, 1976.
  178. В. С. Психология индивидуальности. М.,-1996 //Избранные психологические труды / под ред. Е. А. Климова.- С. 445.
  179. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-145С.
  180. М. Этюды о стиле в музыке. М.: Музыка, 1990.
  181. А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.
  182. А. Социодинамика культуры / Вступит. Статья, ред., прим. Б. В. Бирюкова, P. X. Зарипова, С. Н. Плотникова. М.: Прогресс, 1973.
  183. А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ. М.: Мир, 1975.
  184. В. П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психологический журнал. 1992. № 1. Т. 13. С. 61 -68.
  185. В. П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические м прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993. № 1.Т. 14. с. 18−31.
  186. В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1995.
  187. Музыка и миф: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 118/ Отв. ред. В. Б. Валькова. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1992.
  188. Нагибина Н. JI. Методика диагностики типов восприятия музыки
  189. Методы психологической диагностики / Отв. ред. А. Н. Воронин. Вып. 2. М.: ИПРАН, 1994. С. 158−180.
  190. Е. В. О динамических возможностях современного симфонического оркестра // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Изд-во Моск. консерватории, 1964.
  191. Е. В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965.
  192. Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
  193. Е. В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М., 1973.
  194. Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания / Восприятие музыки: Сб. статей. М.: Музыка, 1980. С. 91 -110.
  195. Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.
  196. Е. В., Pare Ю. Н. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Изд-во Моск. консерватории, 1964. С. 79- 100.
  197. В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Небылицын: жизнь и научное творчество. М.: Ладомир, 1996. С. 68−78.
  198. Л. Е. Жанрово-стилевая эволюция филармонических концертных программ как результат сотворчества музыкантов и слушателей: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. М., 1991.
  199. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 4-е изд. М.: Музыка, 1982. — 300 с.
  200. . М. Эмоционально-образное познание в развитии человека //Вопр. психол. 1991. № 3. С.9−17.
  201. Л. П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. № 6. Т.5. С. 79−85.
  202. Ю. А. Искусство и его роль в социализации человека: Автореф. дисс. докторафилос. наук. М., 1996.
  203. Г. А. Временные характеристики музыкального опыта // Проблемы музыкального мышления: Сб. статей / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 272 302.
  204. Г. Древо музыки. Вашингтон- СПб.: Н. A. Frager & Со- Советский композитор, 1992.
  205. Е. М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.
  206. И. М. Комплексное изучение некоторых индивидуально-типических особенностей человека в связи с различием по силе нервной системы. // Сб. Проблемы общей, инженерной и социальной психологии, изд-воЛГУ, 1966.
  207. В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. унта, 1988.
  208. В. А. Музыкальная психология. М.: Владос, 1997.
  209. С. Н. Роль индивидуальных особенностей музыканта в развитии его исполнительского мастерства // Проблемы индивидуализации обучения: Сборник научных трудов / Под ред. М. Н. Берулава. С. 118−124. Сочи: СФ ИТО и ПРАО, 1999.
  210. С. Н. Развитие восприятия музыкального произведения с учетом стиля индивидуальности: Учебное пособие / Под ред. Г. А.
  211. Берулава. Сочи: НОЦ РАО, 2003. 92 с.
  212. С. А. Влияние соотношения когнитивных стилей учителя и учащихся на эффективность учебного процесса. Дисс. канд. психол. наук. Сочи 1998, -157с.
  213. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255с.
  214. В. Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов. М.: Музыка, 1990.
  215. В. Г. Кириллов А. В. Объективные методы оценки качества скрипок // Теоретические и экспериментальные исследования в области производства музыкальных инструментов: Сб. научных трудов. М.: НИКТИМП, 1979. С. 69 84.
  216. Т. И. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности будущих учителей музыки: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1997.
  217. Проблемы музыкального мышления: Сб. научных трудов / Сост. И ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974.
  218. М. Э. Развитие стилевого направления в сфере межличностных отношений в зарубежной психологии // Современные проблемы психологии. Сочи: НОЦ РАО, 2002. С. 51 59.
  219. М. Э., Берулава Г. А. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений: Учебное пособие. Сочи: НОЦ РАО, 2002. 184 с.
  220. Ю. Н. Интонирование мелодии в связи с некоторыми ее элементами // Труды кафедры теории музыки МГК им. П. И. Чайковского. М. Музгиз, 1960. С. 338 355.
  221. Ю. Н. Уровни и содержание музыковедческих исследований // Проблемы информационной культуры. Вып. 5. Эстетика: информационный подход. М.: Смысл, 1997. С. 19 46.
  222. Ю. Н. Акустика в системе музыкального искусства: Дисс. в виде научного доклада. д-ра искусствовед. М., 1998.
  223. К. Э., Храпчев В. Ю. Музыка в звукозрительном синтезе (теория и практика: интервью с композиторами Э. Артемьевым, Г. Канчели, И. Шварцем и А. Шнитке) // Вопросы философии. 1988. № 2. С. 132−141.
  224. И. Профессиональные мотивы и педагогические способности будущего специалиста в области музыкальной педагогики // Мир психологии. 1998. № 1. С.295−298.
  225. Т. Я. Когнитивный диссонанс как фактор развития тревожности у учащихся Дис. канд. психол. наук. Сочи, 1998. -157с.
  226. С. Н. Слух и речь в свете современных физических исследований. 2-е изд. М.: Госстройиздат ОНТИ, 1936.
  227. Римский-Корсаков А. В., Дьяконов Н. А. Музыкальные инструменты. М.: Росгизместпром, 1952.
  228. В. М. Сравнительный методологический анализ концепций Курта и Асафьева // Вопросы методологии теоретического музыкознания: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 66 / Отв. ред. Ю. Н. Бычков. М., 1983. С. 18−34.
  229. М. Граф и матрица как инструменты ладового анализа // Музыкальное искусство и наука. Вып. 2. М.: Музыка, 1973.
  230. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е. К. Чухина. М.: Педагогика, 1985.
  231. И. Д., Цуккерман И. И. О возможности теоретикоинформационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия / Сост. И ред. М. Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С. 207−229.
  232. Е. А. Функции музыкальной темы. JL: Музыка, 1977.
  233. В. В. Психологические основы коммуникативной подготовки: Автореф. дисс. доктора психол. наук. Новосибирск, 1995.
  234. В. П., Рыжов Ю. В. Влияние тембра на восприятие музыкальных произведений // Материалы Междунар. научн. симпозиума «Эмпирическая эстетика: информационный подход». Таганрог: Изд. Таганрогского радиотехн. ун-та, 1997. С. 144−152.
  235. В. П., Рыжов Ю. В. Метод семантического дифференциала в исследованиях восприятия музыки // Труды Междунар. научн. симпозиума «Информационный подход в эмпирической эстетике». Таганрог: Изд. Таганрогского радиотехн. ун-та, 1998. С. 209−221.
  236. Э. М. Индивидуализация домашней учебной деятельности младших школьников. Дисс. канд. психол. наук. Сочи -1999.
  237. Т. JI. Влияние стиля индивидуальности учителя на особенности его оценочной деятельности. Дисс.. канд психол. наук. Сочи, 2000.
  238. О. Е. Интонационный анализ исполнения первой части концерта для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона // Применение акустических методов исследования в музыкознании. М.: Музыка, 1964. С. 61−78.
  239. В. В. Социальная психология искусства: Актуальныепроблемы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  240. И. Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса. Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 1991.
  241. Е. А. Современное состояние исследований когнитивных процессов // Психол. журнал, 2002. Т. 23. № 2. С. 19 35.
  242. Е. В.: Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург, 1996.
  243. И. В. Реализация когнитивного стиля в познавательных стратегиях как проявление его содержательной стороны. // Когнитивные стили / под ред В. Колга. -Таллин, 1986. -С.51−55.
  244. Л. Н. Стили мышления и поведения через призму теории и ведущих тенденций // Сб. / Отв. ред. А. В. Либин. М., 1997 С. 101−103.
  245. А. В. Исследование познавательных стилей в американской психологии // Зарубежные исследования по психологии познания: Сб. аналитич. Обзоров / Редколлегия А. А. Бодалев и др. М., 1977. С. 235−255.
  246. А. Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975.
  247. Л. Г. Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального факторов в онтогенезе индивидуального стиля: Дисс. канд. психол. наук. Пермь: ПГПИ, 1994.
  248. М. С. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. С. 168−177.
  249. М. С. К типологии музыкального восприятия // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Отв. ред. Л. И. Дыс. Киев: Изд-во Киевской гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 1986. С. 29−44.
  250. М. С. Музыкальная психология. М.: Изд-во Моск. гос. консерватории, 1993.
  251. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А. В. Либина.1. М.: Смысл, 1998.-310 с.
  252. Ст. Проблемът музика човик. София, 1983.
  253. В. К. Категория времени в музыкальной культуре: генезис, сущность, процесс функционировании: Автореф. дисс.. д-ра филос. наук. Киев, 1991.
  254. Н. Д. Некоторые вопросы природы восприятия музыки: Автореф. дисс.. канд. искусствовед. Тбилиси, 1978.
  255. ТараеваГ. Р. Проблемы теории музыкальной семантики. М., 1988.
  256. К. В. Онтогенез музыкальных способностей (дошк. возраст): Автореф. дисс. доктора психол. наук. М., 1987.
  257. Г. С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха//Психол. журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 132−134.
  258. Г. С. Музыкальная потребность, музыкальные способности, музыкальное восприятие // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. Киев: Музична Украина, 1986.
  259. Е. И. Влияние стиля индивидуальности учителя на особенности предъявления им учебной информации. Автореферат. канд. психол. наук. Сочи, 1998.
  260. . М. Психология музыкальных способностей. М., JL: АПН РСФСР, 1947.
  261. . М. Проблемы индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии. /Под ред. А. В. Петровского. М., 1977.
  262. В. А. Устойчивые и изменчивые характеристики и компоненты индивидуального стиля деятельности: Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 1985.
  263. Ю. Н. Учение о гармонии. М., 1966. -С. 233.
  264. Н. В. Влияние рассогласования когнитивного стиля и технологии обучения на развитие тревожности у дошкольников. Канд. дис. -Бийск, 1995,-157с.
  265. М. А. Когнитивные стили и интеллектуальныеспособности // Психол. журнал. 1992. N 3. Т. 13. С. 84−93.
  266. М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев. УМК ВО, 1990. -75с.
  267. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва — Томск. 1997. //Институт психологии Межвузовский центр по проблемам интеллектуального развития личности. — С.243−317.
  268. В. Н. Музыкальный ритм. М.: Музыка, 1980.
  269. Е. Ю. Соотношение эмоциональнного и когнитивного компонента.: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1988.
  270. В. М. Восприятие отдельных уровней музыкального произведения // Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Сост. А. М. Прихожан. М.: НИИ общей педагогики, 1978. С. 143−146.
  271. Человек как интегральная система // Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск, 1988.
  272. И. П. Когнитивный стиль общения. Ростов-на-Дону: Из-во РГУ, 1994.
  273. Л. В. Педагогические условия реализации механизма индивидуализации обучения. Автореферат дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1991.
  274. Л. В. Языковая система и речевая деятельность. М.: Наука, 1974.
  275. М. Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психол. журнал Т. 16. № 2, 1995. С. 3−17.
  276. Adler A. Individual psychology (Psychologies of 1930). Ch. 21. Ed. By Carl Murchison, Worcester, Mass.: Clark University Press, 1930.
  277. Adler A. Understanding Human Nature. N4., 1927. 28p.
  278. Adorno T. W. Philosophy of Modern Music. New Jersey: Free Press, 1973.
  279. Allesch Ch. G. Das Musikerleben als personaler Gestaltungsprozess // Music-padagogische Forschung. 1982. № III. S. 47 66.
  280. Allport G. Personality: A psychological interpretation. -N. Y. -1937. N1.-588 p.
  281. Allport G. W. Pattern and growth in personality. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1961.
  282. Anthony D. B. A General Concept of Musical Time with Special Reference to Certain Development in the Music of Anthon Webern. Stanford, 1967.
  283. Barthes R. Le bruissement de la langue. Paris: Seuil, 1984.
  284. Behne K.-E. The development of «Musikerleben» in adolescence: How and why young people listen to music // Perception and cognition of music / I. Deliege, J. Sloboda et al (Eds.) Hove (UK): Psychology Press- Erlbaum- Taylor & Francis. 1997. P. 143 159.
  285. Bharucha J. J. Music cognition and perceptual facilitation. A connectionist framework // Music Perception. 1987. № 5. P. 1 30.
  286. Bharucha J. J, Stoekig K. Reaction time and musical expectansy: priming of chords // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1986. Vol. 12. № 4. P. 577 600.
  287. J. -1955. Cognitive complexity-simplicity and predictivive behaviour. J. of Abnorm and Soc. Psychology. V. 51. P. 263−268.
  288. Block R.-A. (Ed.) Cognitive models of psychological time. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 1990.
  289. Bluakopf K. Beethovens Erben in der Mediamorphose // Kultur- und Medienpolitik fur die elektronische Ara. Heiden: Verlag Arthur Niggli, 1989.
  290. Boltz M. G. The processing of temporal and nontemporal information in the remembering of event durations and musical structure // Journal of
  291. Experimental Psychology: Human Perception and Performance, Aug. 1998. Vol. 24 (4) P. 1087−1104.
  292. Bourdieu P., Darbel A. L’amour de l’art les muses d’art europeens et leur public. Paris: Edition de minuit, 1969.
  293. Brelet G. Music and silence // La Revue Musicale. Reflections on Art. 1946. Vol. XXII. P. 47 85.
  294. Brown H. The interplay of set content and temporal context in a functonal theory of tonality perseption // Music Perception, Spring 1988. Vol. 5 (3). P. 219−249.
  295. Carterette E.-S., Kendall R.-A. Human music perseption. The comparative psychology of audition: Perceiving complex sounds / R. J. Dooling, S. H. Hulse (Eds.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, Inc, 1989. P. 131 -172.
  296. Carterette E.-S.- Kohl D.-V.- Pitt M. A. Similarities among transformed melodies: The abstraction of invariants // Music Perception, Summer. 1986. Vol. 3 (4). P. 393 409.
  297. Clarke E.-F. Levels of structure in the organization of musical time // Contemporary Music Review. 1987. Vol. 2 (1). P. 211 238.
  298. Clarke E.-F. The perception of expressive timing in music. Special Issue: Rhythm perception, rhythm production, and timing // Psychological Research, Jun. 1989. Vol. 51 (1). P. 2 9.
  299. Clarke E.-F., Krumhansl C.-L. Perceiving musical time // Music Perception, Spring 1990. Vol 7 (3). P. 213 251.
  300. Cook N. Musical form and listener // Journal of aesthetics and art criticism. 1987 a. Vol. 46. № 1. P. 23 29.
  301. Cook N. The perception of large-scale tonal closure // Musical Perception. 1987 в. Vol. 5. № 2. P. 197 206.
  302. Cook N. Music, imagination and culture. Oxford: Oxford University Press- Clarendon Press, 1990.
  303. Coons E., Kraehenbuehl D. Information as a measure of structure inmusic //Journal of Music Theory. 1958. Vol. 2. P. 127 161.
  304. Cullary S., Semanchick O. Music preferences and perception of loudness // Perceptual and Motor Skills, Feb. 1989. Vol. 68 (1). P. 186 197.
  305. Davis К. E., Jones E. E. Changes in interpersonal perception as a means of reducing cognitive dissonance. J. Abnorm. Soc. Psychol., 1960. Vol. 61. P. 402−410.
  306. Deliege I., Melen M. Cue abstraction in the representation of musical form // Perception and cognition of music / I. Deliege, J. A. Sloboda et al (Eds.). Hove (England): Psychology Press- Erlbaum- Taylor & Francis, 1997. P. 387 -412.
  307. Deliege I., Melen M., Stammers D., Cross I. Musical schemata in realtime listening to a piece of music // Music Perception, Winter 1996. Vol. 14 (2). P. 117- 160.
  308. Demorest S. M., Serlin R. C. The integration of pitsh and rhythm in musical judgment: Testing age-related trends in novice listeners // Journal of Research in Music Education, Spring, vol. 45 (1). 1997, p. 67 79.
  309. Dowling W. J. Recognition of melodic transformations: inversion, retrograde and retrograde inversion // Perception & Psychophysics. 1972, vol. 12, p. 417−421.
  310. Dowling W. J. Development of musical schemata in childrens spontaneous singing // Cognitive Processes in the Perception of Art / W. R. Crazier, A. J. Chapman (Eds.). New York, 1984, p. 145 183.
  311. Dowling W. J. Melodic contour in hearing and remembering melodies // Musical perceptions / R. Aiello, J. A. Sloboda (Eds.). New York: Oxford University Press, 1994. P 173 190.
  312. Dowling W. J. Procedural and declarative knowledge in music cognition and education // Psychology and music: The understanding of melody and rhythm / T. J. Tighe W. Jay Dowling (Eds.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1993, p. 5 18.
  313. Drake R. A. Cognitive stile induced by henisphere priming / Cinsistentvesus inconsistent self report. Bull. Psichonon Soc. -1988.V. 26. № 4, p. 313 315.
  314. Epstein J. S. Youth Culture. Indentity in a Postmodern World. Oxford (UK): Blackwell Publishers, 1998.
  315. Fiske L. Television Culture. London: Fontana, 1987.
  316. Gabrielsson A. Interplay between analysis and synthesis // Music perception. 1985, vol. 3, № 1, p. 59 87.
  317. Gardner R. W., Holzman Ph. S., Klein G.S., Linton H.B., Spence D. P. Cognitive: A study of individual consistencies in cognitive behavior // Psychological Lssues. 1959. V.1.N4.
  318. Gardner R. Et al. cognitive control. A study of individual contistencies in cignitive behavior. -N. Y., -1959, -165P.
  319. Gjerdingen R. O. Using connectionist models to explore covplex musical patterns // Computer Music Journal. 1989. № 13 (3), p. 67 75.
  320. Hansen Ch.-H., Hansen R.-D. Constructing personality and social reality through music: Individual differences among fans of punk and heavy metal music // Journal of Broadcasting and Electronic Media, Sum. 1991, vol. 35 (5), p. 335−350.
  321. Hebert S., Peretz I. Recognition of music in long-term memory: Are melodic and temporal patterns equal partners? // Memory & Cognition, Jul. 1997, vol. 25(4), p. 518−533.
  322. Hindemith P. A. Composer’s World. Horizons and Limitations. Cambridge, 1953.
  323. Intons-Peterson M.-J. Components of auditory imagery // Auditory imagery / D. Reisberg (Ed.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1992, p. 45−71.
  324. Jones M. R. Music as a stimulus for psychological motion: Part I. Some determinates of expectancies // Psychomusicology. 1981, № 1, p. 34 51.
  325. Jones M. R. Music as a stimulus for psychological motion: Part II. An expectancy model // Psychomusicology. 1982, № 2, p. 1 -13.
  326. Jones M. R. Dynamics of musical patterns: How do melody and rhythm fit together? // Psychology and music: The understanding of melody and rhythm / T. J. Tighe, W. Jay Dowling (Eds.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1993, p. 67 92.
  327. M. R., Holleran S. (Eds.). Cognitive bases of musical communication. Washington (DS): American Psychological Association, 1992.
  328. Kaden C. Musiksoziologie. Berlin: VEB, 1984.
  329. Kamenetsky S.B., Hill D.S., Trehub S. E. Effect of tempo and dynamics on the perception of emotion in music // Psychology of Music. 1997, vol. 25 (2), p. 149- 160.
  330. Kelly G. The Psychology of Personal Constructs. N.Y. 1955. Vol.-l. 541p.
  331. Kendall R. The role of acoustic signal partitions in listener categorization of musical phrases // Music Perception, 1986, vol. 4 (2), p. 185 -213.
  332. Klein G. S. Cognitive control and motivation. In Lindzey G.(Ed) // Assesment of human motives. Wesport Greenwood Press. -N.Y., -1970, -P. 87 118.
  333. Kostlin-Glogerg. Kognitive stili in Entwick lungs verlauf// zeitschrift fur 'Entwick-sychol und Padagogische Psychol -1978, -P. 52−69.
  334. Kowal K. Familiar melodies seem shorter, not longer, when played backwards: Data and theory // New York Academy of Sciences. New York (NY). 1983 1984 vol. 423 p 610 — 611.
  335. Kraehenbuehl D., Coons E. Informations as a measure of experience in music // Journal of aesthetics and art criticism, 1959, vol. 17, p. 510 522.
  336. Lehmann A. C. Research note: Affective responses to everyday life events and music listening // Psychology of Music, 1997, vol. 25 (5), p. 84 90.
  337. Leman M. The theory of tone semantics: Concept, foundation, and application // Shecial Issue: Music and cognition. Minds and Machines. Nov. 1992, vol. 2 (4), p. 345−363.
  338. Lewin К. Feldtheorie in den Sozialwissenschshaften: Auswahlte theooretische schriften. -Bern, Stuttgart, -1963, 298p.
  339. Mandler G. Mind and body: Psychology of emotion and stress. New York: Norton, 1984.
  340. Mandler J. M. Categorical and schematic organization in memory // Memory organization and structure. Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, 1979, p. 259 299.
  341. McAdams S. Music A science of the mind? // Contemporary Music Review, 1987, vol. 2 (1), p. 1 61.
  342. McAdams S. Recognition of sound sourses and events // Thinking in sound: The Cognitive psychology of human audition / S. McAdams, E. Bigand (Eds.). Oxford: Clarendon Press, 1993, p. 146 198.
  343. McAdams S., Deliege I. (Eds.). La Musique et les Sciences Cognitives. Les actes du «Symposium sur la musique et le sciences cognitives» (14 18 Mars 1988, Paris). Liege — Bruxelles: Pierre Mardaga, 1989.
  344. Messer M. B. Reflection-impulsivity / a review, 1976, Psychological Bulletin, 83, p. 1026- 1052.
  345. Meyer L. B. Emotion and meaning in music. Chicago: University of Chicago Press, 1956.
  346. Misiak T. Typologie odbioriow muzyki. Koncepcje psychologiczne, sociologiczne i esteticzne // Muzyka, 1987, № 2, s. 47 79.
  347. Monahan C.-B. Parallels between pitch and time and how they go together // Psychology and music: The understanding of melody and rhythm / T. J. Tighe, W. Jay Dowling (Eds.). Hillsdale (NJ): Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1993, p. 121−154.
  348. Moore Т., Carling Ch. Understanding Language. Towards a Post-Chomskyan Linguistics. London: Macmillan Press, 1982.
  349. Moore B.-C.-J. An introduction to the psychology of hearing (3rd ed.). London: Academic Press, Inc., 1989.
  350. Penel A., Drake C. Sources of timing variations in music performance:
  351. A psychological segmentation model // Psychological Research. Psychologische Forschung. Special Issue: Timing in perception and action, Feb. 1998, vol. 61 (1), p. 12−32.
  352. Pinkerton R. Information theory and melody // Scientific American, 1956, vol. 194 (2), p. 77−86.
  353. Pitt M.-A. Evidence for a central representation of instrument timbre // Perception & Psychophysics, Jan. 1995, vol. 57 (1), p. 43 55.
  354. Pitt M.-A. Crowder R.-G. The role of spectral and dynamic cues in imagery for musical timbre // Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance, Aug. 1992, vol. 18 (3), p. 242 283.
  355. Rawling D., Ciancarelli V. Music preference and the five-factor model of the NEO Personality Inventory // Psychology of Music, vol. 25 (5), 1997, p. 120- 132.
  356. Redhead St. Subculture to Clubcultures. An Introduction to Popular Culture Studies. Oxford: Blackwell Publishers, 1997.
  357. Reineke H. P. Das Fenscher und der vermeintliche Niedergang der Musikkultur // Neue Zeitschrift fur Musik. 1981, № 1, s. 6 8.
  358. Repp В. H. A microcosm of musical expression: I Quantitative analysis of pianists' timing in the initial measures of Chopin’s Etude in E major // Journal of the Acoustical Society of America, Aug. 1998, vol. 104 (2), p. 1085 1100.
  359. Repp В. H. Obligatory «expectations» of expressive timing induced by perception of musical structure // Psychological Research. Psychologische Forschung. Special Issue: Timing in perception and action, Feb. 1998, vol. 61 (l), p. 33 -43.
  360. Repp В. H. Relational invariance of expressive microstructure across global tempo changes in music performance: An exploratory study // Psychological Research. Psychologische Forschung, Jul. 1994, vol. 56 (4), p. 269 284.
  361. Royce, J. R., Powell A. D. Theory of Personality and Individual Differences: Systems, Factors and Processes. Englewood Cliffs (NJ), 1983.
  362. Serafine M. L., Glassman N., Overbeeke C. The cognitive reality of hierarchic structure in music // Music Perception. Sum. 1989, vol. 6 (4), p. 397 -430.
  363. Shoen M. The Psychology of Music. N.Y.: Free Press, 1940.
  364. Sloboda J. A., Parker D. H. Immediate recall of melodies // Musical Structure and Cognition. London: Academic Press, 1985, p. 143 167.
  365. Soureau E. Time in the plastic arts // Journal of Aesthetics and Art Criticism. 1949, vol. VII, p. 15 38.
  366. Swain J. P. The need for limits in hierarchical theories of music // Music Perception, 1986, vol. 4, № 1, p. 121 149.
  367. Swain J. P. Musical languages. N.Y.: W. W. Norton & Co, Inc., 1997.
  368. Thoresen L. An auditive analysis of Schubert’s Piano Sonata Op. 42 // Semiotica, 1987, vol. 66, № i/з, p. 211 237.
  369. Trehube S. E. Auditory pattern perception in infancy // Auditory development in infancy / S. E. Trehube & B. A. Schneider (Eds.). N.Y.: Plenum Press, 1985, p. 185- 195.
  370. Trehube S. E. Infants' perception of musical pattern // Perception & Psychophysics, 1987, vol. 41 (6), p. 635 641.
  371. Trehube S. E., Trainor L.-J. Listening strategies in infancy: The roots of music and language development // Thinking in sound: The Cognitive psychology of human audition / S. McAdams, E. Bigand (Eds.). Oxford:
  372. Clarendon Press, Oxford University Press, 1993. p. 278 327.
  373. Wagner R. Study of the emotional and associating effects of music // Psychologie in Erziehung und Unterricht, 1978, vol. 25 (6), p. 374 376.
  374. Walster E., Festinger L. The efffectiveness of «overheard» persuasive communication. J. Abnorm. Soc. Psychol., -1962, vol. 65, p. 395−402.
  375. Weyer R.-D. Time-frequency-structures in the attack transients of piano and harpsichord sounds-I // Acustica, 1976, vol. 35, p. 232 252.
  376. Widdicombe S. Wooffitt R. The Language of Youth Subcultures // Social Identity in Action. N.Y.: Harvester Wheatsheaf, 1995.
  377. Witkin H. et al. Psychological Differentiation. N. Y., 1974. 350p.
  378. Witkin H. A., Goodenough O.R. Cognitive styles: Essence and origins. Field dependence and field independence // Psychological Issues. 1982, Mon. 51.
  379. Zuskerkandle V. Sound and Symbol. London, 1956.
Заполнить форму текущей работой